УДК 57 (072.3)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ^
А.С. Малыгина, Т.Б. Решетникова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается вопрос оснащения школьных биологических кабинетов г. Саратова и Саратовской области комнатными растениями, Приводится список видов комнатных растений, для 15 из них даются основные современные параметры подбора. Приводится образец паспорта одного из видов комнатных растений.
Ключевые слова: школьный биологический кабинет, Саратовская область, виды растений, паспорт, комнатные растения.
Modern Approaches to Using Room Plants for Schools Practice in Teaching to Biology
A.S. Malygina, T.B. Reshetnikova
The paper discusses a problem concerning the choice of house plants for school biology classrooms in Saratov and Saratov region, A list of house plants for the biology classroom is given. 15 species plants are described according to the principles of choice. The authors give a model of a passport of one the house plants. Key words: school biology classrooms, Saratov region, species plants, passport, house plants.
Специфической особенностью обучения биологии в школе является широкое использование натуральных объектов, постановка опытов и осуществление наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Создание в школах коллекции комнатных растений, которую можно использовать для иллюстрации фор-
мируемых у школьников биологических понятий, - идея не новая, но весьма актуальная в современных условиях.
При изобилии современной литературы, касающейся разнообразия комнатных растений, тем не менее, существует недостаток методической литературы по использованию живых объектов в школьной практике. А имеющиеся такого рода источники датированы серединой XX века.
Все вышесказанное побудило нас к выявлению современного подхода применения комнатных растений в школе.
Работа по подбору комнатных растений и их применению в школьной практике проводилась в течение пяти лет. Были проработаны научные, научно-популярные и методические материалы по комнатным растениям с целью изучения опыта по их применению в школьной практике.
На основе изученной литературы мы пришли к выводу, что в работах известных ученых-методистов Н.М. Верзилина [1] и Д.И. Трайтака [2] указывается правильный, с нашей точки зрения, подбор растений, применяемых в процессе обучения биологии в школе. Однако объем этого подбора слишком мал для школьного кабинета биологии -30 видов, причем список видов составлен на основе ассортимента комнатных растений первой половины XX века.
В некоторых пособиях для учителей указывается большее число видов растений для кабинета биологии - от 40 [3] до 85 [4]. В пособиях выделены экологические группировки комнатных растений. Не все описываемые растения в данных источниках являются хорошими объектами для школьной практики, так как среди них есть ядовитые, слишком крупные, не декоративные и другие порой малоизвестные растения.
© А.С. Малыгина, Т.Б. Решетникова, 2010
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что необходимо вести дальнейшую работу по отбору наиболее целесообразных для школы комнатных растений. Подбор объектов должен проводиться как на основе изучения специальной современной литературы по комнатным растениям [5-9], так и на основе опыта учителей-биологов по применению в школьной практике, а также специа-листов-цветоводов.
Для этого было проведено исследование по использованию комнатных растений в некоторых МОУ г. Саратова (школе-системе №4, СОШ №6, СОШ №8, СОШ №15, СОШ №91, школе-гимназии №58, гимназии № 1, гимназии №4, физико-техническом лицее №1) и Саратовской области (СОШ с.Багаевка, СОШ с. Березина речка, СОШ с. Тарханы, СОШ х. Малая Скатовка, СОШ п. Красный Текстильщик и некоторых других).
При этом в различных образовательных учреждениях изучались видовой состав комнатных растений, их размещение, использование на уроках, во внеурочной работе, опыт ухода за ними и их применения для улучшения состава воздуха в помещении школы.
Изучение опыта школ показало, что при подборе комнатных растений и их размещении в кабинетах биологии и интерьере школы есть как положительные результаты, так и недостатки. Проведенный опрос учителей биологии показал, что не во всех школах используются комнатные растения на уроках биологии, независимо от наличия или отсутствия кабинета биологии. В большинстве школ комнатные растения выполняют декоративную функцию и реже используются в качестве объектов исследования и как очистители воздуха.
Так, в СОШ № 15 в двух кабинетах биологии и экологии имеется небольшой по разнообразию ассортимент комнатных растений (20 видов), основная часть которых расставлена на классной мебели. При размещении этих растений учителя не придерживались никаких принципов, предлагаемых методистами и специалистами-цветоводами.
Для всех растений, размещенных в кабинетах, имеется картотека паспортов, составленная учащимися вместе с учителем.
Крупные же растения - фикус, гибискус (китайская роза) и пальма - размещены на специальных отдельных подставках и только они снабжены этикетками с указанием видового названия и родины данного вида.
Несмотря на указанные недостатки, комнатные растения кабинетов и рекреаций в необходимой мере используются учителями на уроках биологии. Из комнатных растений, улучшающих состав воздуха в кабинетах и коридорах, преобладают хлорофитумы. Уход за растениями в кабинетах ведется учащимися, тогда как за состоянием комнатных растений в рекреациях и коридорах, а также за их размещением следят учителя-биологи. К сожалению, не все растения соответствуют эстетическим нормам, что позволяет говорить о недостаточном уходе за ними, а также о воспитании школьников данной школы.
В гимназии № 1 имеется большое число видов комнатных растений в двух кабинетах биологии, причем каждый вид представлен несколькими экземплярами. Они наиболее полно используются учителями на уроках биологии почти по всем разделам. Результатом такой работы является частое применение учащимися знаний о комнатных растениях в соответствующих темах при ответах. Все комнатные растения в кабинетах биологии расположены на специальных стеллажах, в настенных кашпо, а часть из них - на школьной мебели. Минимальное количество растений находится в коридорах и рекреациях гимназии и представлены крупными экземплярами.
Наиболее грамотно, на наш взгляд, оформлен кабинет биологии и интерьер физико-технического лицея № 1 г. Саратова. Несмотря на то, что в кабинете небольшой видовой состав комнатных растений (20 видов), они равномерно распределены по всему классу, расположены на специальных полках для растений, имеют ухоженный и здоровый вид. Все это говорит о достаточных знаниях учителя об особенностях комнатных растений и о хорошо поставленной работе по их уходу. Количественный состав способен в полной мере восстановить здоровую атмосферу в классе, что особенно важно при наличии большого количества компьютеров и
наполняемости класса. Коридоры и лестничные площадки лицея тоже оформлены комнатными растениями. При этом соблюдаются некоторые принципы размещения растений (ампельные растения - в настенных кашпо, размещение растений в пристенных ящиках в сочетании с аквариумами и т.п.). В конце 2004 учебного года в лицее началось формирование уголка живой природы, в чем активное участие принимают учащиеся.
Наличие комнатных растений в коридорах наблюдается и в школе-гимназии № 58 Заводского района г. Саратова, где оформлением занимаются учащиеся старших классов на занятиях ботанического кружка. Здесь даже в вестибюле первого этажа растут крупные экземпляры гибискусов и лимонов. Разнообразные комнатные растения представлены и во всех учебных кабинетах. Однако и здесь есть недостатки: нет определенных принципов подбора и размещения растений, большинство из них имеют небольшие размеры, нездоровый вид и сгруппированы на школьной мебели, крупномерные растения, расположенные возле окон, затеняют свет в классе, т.е. учитель-биолог не соблюдает соответствующих методических и агротехнических требований по содержанию и применению комнатных растений на уроках биологии при изучении соответствующих тем. А в кабинете экологии, напротив, несмотря на небольшую его площадь, имеется достаточное количество видов комнатных растений - 30. Все они размещены по кабинету равномерно и с учетом их экологических особенностей.
Не во всех посещаемых нами школах г. Саратова имеются кабинеты биологии. Несмотря на отсутствие кабинета биологии в гимназии № 4, комнатные растения в полной мере присутствуют и находят достаточное применение не только на уроках биологии, но и во внеурочной работе. В этой гимназии комнатные растения используются для оформления различных школьных внеклассных мероприятий.
Из изученных школ области выделяются СОШ с.Багаевка и СОШ с.Березина речка. В Березинореченской средней школе особое внимание привлекает озеленение вестибюля. На первом этаже школы методически правильно оформлена часть вестибюля с приле-
гающей к ней лестницей. Здесь в стационарных клумбах гармонично сочетаются крупные растения, ампельные и вьющиеся формы, красивоцветущие горшечные комнатные растения. Кроме того, в коридорах в настенных кашпо размещаются хлорофитумы, что способствует очищению воздуха в них.
В Багаевской СОШ отсутствует озеленение школьного интерьера (коридоров, вестибюля) в связи с недостаточностью освещения данных помещений. Но в учебных кабинетах, столовой, библиотеке, школьной мастерской и т.д. они имеются в достаточном количестве. В кабинете биологии представлен небольшой видовой состав комнатных растений (около 25 видов), но они являются представителями почти всех экологических групп. Эти живые объекты в полной мере используются на уроках биологии. Размещение комнатных растений в кабинете соответствует их биологическим особенностям и частично принципам, предлагаемым методистами и специалистами-цветоводами (отдельно размещать крупные растения, ампельные растения - в настенных кашпо или на специальных полках, составлять композиции из растений на подставках по морфологическим и экологическим группам, размещать растения в соответствии с ориентацией окон и т.п.). С 2002 г. в школе специально был отведен кабинет экологии, где учителем-экологом также стала создаваться коллекция комнатных растений, в первую очередь необходимых для уроков экологии. Кроме того, постоянно ведется пополнение видового состава комнатных растений. Активное участие в этом принимают учащиеся данной школы. Школьники совместно с учителями создают композиции из комнатных растений для озеленения актового зала на период проведения школьных внеклассных мероприятий. Работа по уходу за растениями в кабинетах биологии и экологии ведется дежурными учениками под руководством учителя.
Таким образом, во всех исследованных школах имеются свои преимущества и недостатки по рассмотренным вопросам.
От сотрудников отделов цветоводства НЦ «Ботанический сад СГУ» и Областного детского экологического центра были получены консультации как по подбору современного видового состава комнатных растений, так и особенностям ухода за ними.
Обобщая опыт ученых-методистов, учителей биологии и специалистов-цветоводов, мы составили список комнатных растений для школьного кабинета биологии, содержащий 100 видов растений из 40 семейств. Представленный список отражает современные подходы применения комнатных растений в школьной практике и может быть рекомендован для оборудования живого уголка биологического кабинета.
Список видов комнатных растений, рекомендуемых для школьного биологического кабинета
1. Сем. Агавовые (Agavaceae) Агава американская (Agava americana) Драцена деремская (Dracaena deremensis) Сансевиерия трехлопастная (Sansevieria tri-fasciata)
2. Сем. Акантовые (Acanthaceae) Пахистахис желтый (Pachystachys lute a) Фиттония серебристожилковая (Fittonia argy>-roneura)
3. Сем. Амариллисовые (Amaryllidaceae) Ваплота прекрасная ( Vallota speciosa) Гемантус белоцветковый (Haemanthus albiflos) Гиппеаструм гибридный (Hippeastrum hybrida) Зефирантес белый (Zephyranthes Candida) Кливия суриковая (Clivia miniata) Кринум капский (Crinum bulbispermum) Эухарис амазонский (Eucharis amazonica)
4. Сем. Аралиевые (Araliaceae) Аралия японская (Aralia japonica) Плющ обыкновенный (Hedera helix) Шеффлера пальчатая (Schefflera digitata) 5. Сем. Араукариевые (Araucariaceae) Араукария разнолистная (Araucaria hetero-phylla)
6. Сем. Ароидные (Araceae) Аглаонема переменчивая (Aglaonema commu-îatum)
Алоказия амазонская (.Alocasia amazonica) Антуриум Андре (Anthurium andreanum) Диффенбахия пятнистая (Dieffenbachia picta) Зантедеския эфиопская (Zantedeschia aethi-opica)
Монстера деликатесная (Monstera deliciosa) Сингониум ножколистный (Syngonium podophyllum)
Спатифиллюм Уоллеса (Spatiphyllum wallisii) Филодендрон лазящий (Philodendron scandens) Эпипремнум перистый (Scindapsus aureus) 7. Сем. Бальзаминовые (Balsaminaceae) Бальзамин султанский (Impatiens sultanii)
8. Сем. Бегониевые (Begoniaceae) Бегония Фишера (Begonia fischera) Бегония борщевиколистная (Begonia heracel-lifolia)
Бегония королевская (Begonia rex) Бегония Мэсона (Begonia masoniana)
9. Сем. Бромелиевые (Bromeliaceae) Бильбергия поникающая (Billbergia nutans) Тилландсия синяя (Tillandsia cyanea)
10. Сем. Виноградные (Vitaceae) Роициссус ромбический (Phoicisus rhomhoidea) Тетрастигма Вуанье (Tetrastigma voinierianum) Циссус антарктический (Cissus antárctico)
11. Сем. Гераниевые (Geraniaceae) Пеларгония душистая (Pelargonium roseum) Пеларгония крупноцветковая (Pelargonium grandiflorum)
12. Сем. Геснериевые (Gesneriaceae) Ахименес гибридный (Achimenes hybrida) Глоксиния прекрасная (Gloxinia speciosa) Сенполия гибридная (Saintpaulia hybrida) Эписция медная (Episcia cupreatá)
13. Сем. Губоцветные (Lamiaceae) Колеус Блюме (Coleus blumei) Плектрантус Эртендаля (Plectranthus oenten-dahlii)
14. Сем. Кактусовые (Cactaceae) Зигокактус усеченный (Zygocactus truncatus) Маммилярия Вильда (Mammillaria wildii) Опунция мелковолосистая (Opuntia microdasys) Эпифиллюм Акермана (Epiphyllum ackermanii) Эхинокактус Грусона (Echinocactus grusonii) Эхинопсис красноволосистый (Echinopsis ег-hodotricha)
15. Сем. Камнеломковые (Saxifragaceae) Камнеломка отпрысковая (Saxífraga sarmentosa)
16. Сем. Каммелиновые (Commelinaceae) Зебрина повислая (Zebrina péndula) Сидерасис буроватый (Siderasis fuscata) Традесканция белоцветковая (Tradescantia albiflora albovittata)
17. Сем. Кизиловые (Cornaceae) Аукуба японская (Aucuba japonica)
18. Сем. Кипарисовые (Cupressaceae) Туя западная (Thuja occidentalis)
19. Сем. Кисличные (Oxalidaceae) Кислица обыкновенная (Oxalis vulgaris) 20. Сем* Колокольчиковые (Campanulaceae) Колокольчик ломкий (Campanula fragilis)
21. Сем. Крапивные (Urticaceae) Пилея Кадье (Pilea cadierei) Пилея Норфолк (Pilea norfolk)
22. Сем. Лавровые (Lauraceae) Лавр благородный (Laurus nobilis)
23. Сем. Ластовневые (Asclepiadaceae) Хойя мясистая, восковый плющ {Hoya carnosa variegata)
24. Сем. Лилейные (Liliaceae) Алоэ древовидное (Aloe arborescent variegata) Асгшдистра высокая (Aspidistra elation) Гавортия полосатая (Havorthia fasciata) Гастерия бородавчатая (Gasteria verrucosa) Офиопогон японский (Ophiopogon japonicus) Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum vittatum)
25. Сем. Мальвовые (Malvaceae) Абутилон комнатный (Abutilón roseum) Гибискус китайский (Hibiscus rosa-sinensis)
26. Сем. Марантовые (Maranthaceae) Маранта белонервная (Maranta leuconeura ker-choveana)
Калатея Макоя (Calathea makojana)
27. Сем. Маслинные (Oleaceae) Жасмин самбак (Jasminum sambac)
28. Сем. Миртовые (Myrtaceae) Мирт обыкновенный (Myrtus communis) Эвкалипт шаровидный (Eucalyptus globulus)
29. Сем. Многоножковые (Polypodiaceae) Асштениум живородящий (Asplenium bulbi-ferum)
Нефролепис возвышенный (Nephrolepis exal-tata)
Адиантум венерин волос (Adianthum capillus veneris)
30. Сем. Молочайные (Euphorbiaceae) Акалифа щетинистоволосистая (Acalypha hispida)
Молочай прекраснейший (Euphorbia pulcher-rimct)
31. Сем. Кипрейные (Onagraceae) Фуксия гибридная (Fuchsia hybrida)
32. Сем. Осоковые (Cyperaceae) Циперус очереднолистный (Cyperus alternifo-lium)
33. Сем. Пальмовые, Арековые (Агесасеае) Пальма финиковая (Phoenix dactylifera)
34. Сем. Первоцветные (Primulaceae) Цикламен персидский (Cyclamen persicum) Примула китайская (Primula sinensis) 35. Сем. Перечные (Piperaceae) Пеперомия туполистная (Peperomia rotundi-folia)
Пеперомия серебристая (Peperomia argyreia)
36. Сем. Рутовые (Rutaceae) Лимон крупноплодный (Citrus limon)
37. Сем. Спаржевые (Asparagaceae) Аспарагус перистый (Asparagus plumosas) 38. Сем. Толстянковые (Crassulaceae) Бриофиллум дегремона (Bryophyllum daigre-montiana)
Крассула серебристая, толстянка (Crassula argenteä)
39. Сем. Тутовые (Могасеае) Фикус лировидный (Ficus lyrata) Инжир, Винная ягода (Ficus carica)
40. Сем. Чайные (Theaceae) Камелия японская (Camellia japónica).
Однако не каждая школа имеет возможность приобрести такое количество видов комнатных растений, поэтому приводим минимальный список комнатных растений (15 видов), обязательных для современного школьного кабинета биологии (таблица). Для каждого вида в таблице указывается: систематическое положение растения, родина вида, жизненная форма, декоративные особенности, условия содержания, оздоровительные свойства растения и применение на уроках школьного курса биологии.
Список видов комнатных растений обязательного минимума для кабинета биологии
Название растений и их систематическая принадлежность, родина Жизненная форма Декоративные особенности Условия содержания Оздоровительные свойства Использование в школе (тема)
1 2 4 5 6
Сем. Многоножковые (Ро1уросГшсеае) Асплениум живородящий (Азркпшш Ьи1Ы[ешт) Родина - Новая Зеландия, Индия Многолетнее травянистое корневищное Декоративно-лиственное ампельное растение в слабо-освещенных помещениях Полутень; полив обильный, регулярное опрыскивание Выделение веществ, способствующих образованию легких ионов, действующих на человека; повышение работоспособности; увлажнение воздуха и осаждение пыли Лист. Вегетативное размножение. Побег. Экологические и систематические группы растений
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
Сем. Ароидные (Агасеае) однодольные Монстера деликатесная (Monstera diliciosa) Родина - Центральная и Южная Африка Многолетняя травянистая лиана, нуждающаяся в опоре Декоративно-лиственное одиночное фокусное растение, притягивающее взгляд Полутень или яркий рассеянный свет, полив летом обильный, зимой умеренный, опрыскивание Очищение воздуха от пыли и повышение влажности; выделение летучих веществ, обладающих лечебным действием Корень. Лист. Стебель. Вегетативное размножение. Плоды. Экологические группы растений
Филодендрон лазящий (Philodendron scandens) Родина - Центральная и Южная Америка Многолетняя травянистая лиана, нуждающаяся в опоре Декоративно-лиственное. Осевой центр группы в цветочной композиции Полутень или яркий рассеянный свет, полив летом обильный, зимой умеренный, опрыскивание Защита от шума; регулирование влажности воздуха и очищение от пыли; уменьшение электростатического поля; нейтрализация вредных веществ Корень. Лист. Стебель. Вегетативное размножение. Растительные сообщества
Сем. Агавовые (Agavaceae) однодольные Драцена деремская (Dracaena deremensis) Родина - тропическая Африка Полукустарник Декоративно-лиственное. Одиночное растение и элемент в композиции Полутень (восточное или западное окно); полив летом обильный, зимой умеренный, опрыскивание Увлажнение воздуха; поглощение паров бензола, трихлор-этилена из воздуха Лист. Стебель. Вегетативное размножение. Растительные сообщества
Сем. Лилейные (Liliaceae) однодольные Алоэ древовидное пестрое (Aloe arbonescens variegata) Родина - Южная Африка Многолетнее травянистое одревесневающее Декоративно-лиственное. Элемент в композиции из суккулентов Полив летом умеренный, зимой редкий Выделение летучих веществ, оказывающих лечебное воздействие на нервную систему; активное поглощение из воздуха формальдегида. Лекарственное сырье Лист. Вегетативное размножение. Основные группы растений. Растительные сообщества. Экологические группы растений
Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum vittatum) Родина - Капская область Южной Африки Многолетнее розеточное травянистое Декоративно-лиственное одиночное ампельное растение и элемент в композиции Яркий рассеянный свет; полив обильный, зимой умеренный; летом редкое опрыскивание Хорошее увлажнение воздуха, активное поглощение формальдегида, окислов углерода и азота, толуола, бензола. Тонизирующее Корень. Лист. Вегетативное размножение. Систематические группы. Метаморфозы побега
Сем. Аралиевые (Araliaceae) двудольные Плющ обыкновенный (Hedera hélix) Родина - Южная Европа, Кавказ Лазающая вечнозеленая травянистая лиана Декоративно-лиственное; вертикальное озеленение; ампельное почвопокровное Полутень летом, яркий свет зимой; полив летом обильный, зимой умеренный; опрыскивание Активное поглощение паров бензола из воздуха; выделение фитонцидов Корень. Лист. Стебель. Вегетативное размножение. Метаморфозы. Экологические группы растений
Шеффлера древовидная (Schefflera actinophylla) Родина - Полинезия, Индонезия Вечнозеленое дерево Декоративно-лиственное одиночное растение, притягивающее взгляд Яркий рассеянный свет, полив умеренный (без переувлажнения почвы); опрыскивание Увлажнение воздуха Лист. Вегетативное размножение. Растительные сообщества
Сем. Бальзаминовые (Batsaminaceae) Бальзамин султанский (Impatiens sultani) Родина - тропическая Африка Многолетнее травянистое Декоративно- цветущее Элемент цветочной композиции Яркий рассеянный свет; полив обильный; опрыскивание без попадания на цветки Тонизирующее и успокаивающее действие Клетка. Лист. Стебель. Вегетативное и семенное размножение. Цветок
Сем. Бегониевые (Begoniaceae) Бегония королевская (Bégonia гех) Родина - о-ва Ява, Мадагаскар Многолетнее травянистое Декоративно-лиственное. Элемент цветочной композиции или одиночное растение Рассеянный свет; полив умеренный летом и ограниченный зимой Снижение содержания стрептококков в воздухе помещений; нейтрализация пыли и вредных веществ; снижение электростатического поля Клетка. Лист. Стебель. Размножение. Цветок. Искусственный отбор
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6
Сем. Гераниевые (Geraniaceae) Пеларгония душистая (Pelargonium roseum) Родина - Капская обл. в Южной Африке Многолетнее травянистое одревесневающее в нижней части побега Декоративно- лиственное фоновое растение Прямой солнечный свет. Полив обильный летом, умеренный зимой Выделение летучих веществ и фитонцидов, регулирование активности дыхательных ферментов и обмена веществ; снижение электростатического поля Клетка. Корень. Лист. Вегетативное размножение. Фотосинтез
Сем. Г'еснериевые (Gesneriaceae) Сенполия гибридная (Saintpaulia hybrida) Родина - Центральная Африка Многолетнее розегочно-корневищное травянистое Декоративно- цветущее. Элемент композиции из горшечных растений и компактного садика. Почво-покровное Рассеянный солнечный свет, полив умеренный теплой водой. Опрыскивание запрещено Выделение фитонцидов, улучшающих показатели крови, снижение повышенного кровяного давления, восстановление сна Цветок. Вегетативное размножение. Сорта растений. Искусственный отбор
Сем. Кактусовые (Cactaceae) Эхинопсис трубкоцветный (Echinopsis tubiflora) Родина - Южн Америка Многолетнее Элемент для композиции из суккулентов Яркий свет; полив умеренный теплой водой Снижение электростатического поля Лист. Стебель. Экологические группы растений. Семенное размножение
Сем. Крапивные (Urticaceae) Пилея Спруса Норфолк (Pilea Spruceana Norfolk) Родина - Китай, Япония Многолетнее травянистое суккулентное Декоративно-лиственное. Элемент композиций и почво-покровное Полив обильный; опрыскивание Очищение воздуха от пыли и повышенной влажности Лист. Вегетативное размножение. Дыхание
Сем. Рутовые (Rutaceae) Лимон (Citrus limon) Родина - троп Азия Дерево Декоративно- лиственное и декоративно-цветущее. Фокусное, притягивающее взгляд Рассеянный свет; полив умеренный; частое опрыскивание Выделение фитонцидов; уменьшение частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления Лист. Плод. Размножение. Цветок. Жизненная форма
На основе этой таблицы можно составить паспорт каждого вида растения. В качестве примера приводим полный паспорт одного вида комнатного растения (Бегонии королевской), который отражает методический подход к паспортизации комнатных растений в школе.
Паспорт
Вид: Бегония королевская (Begonia rex) - фото растения
Семейство: Бегониевые (Begoniaceae) Родина: острова Ява, Мадагаскар
Обширный род бегоний объединяет до 500 видов, большинство из которых происходит из тропических лесов Америки, некоторые - из тропических лесов Африки и островов Малайского архипелага. Свое название бегонии получили в честь любителя и собирателя цветов губернатора М. Бегона, жившего в XVII веке.
Жизненная форма: Бегония королевская наиболее часто используемый вид в комнатном декоративном цветоводстве. Много форм и сортов. Имеет ползучий или извитой стебель, на котором на длинных красноватых черешках сидят листья. Листья крупные (30x20 см) неравномерно-яйцевидные или сердцевидные, коротко заостренные, края изрезанные. Окраска темно-зеленая с серебристым блеском, у края до темно-пурпурной. Нижняя сторона почти всегда красная или красноватая с явными заметными жилками.
Цветы мелкие, невзрачные, в редком соцветии на длинной, поникающей цветоножке. Чтобы растение не истощалось, цветочную стрелку обычно удаляют еще до распускания цветков.
Цветки чаще собраны в метелки, однополые: на одном растении развиваются как пестичные, так и тычинковые цветки. При искусственном опылении из завязи женского
60
Иаучнып отдел
цветка образуется плод - трехгранная коробочка с многочисленными мелкими семенами.
Декоративные особенности: Декора-тивнолиственное комнатное растение. В помещении можно разместить как одиночное растение, привлекающее внимание окраской и формой своих листьев. Его можно поставить прямо в горшке или скрыть горшок в красивом кашпо.
Можно использовать в композиции из горшечных растений:
- в стандартной композиции - растения, различающиеся по оттенкам и облику, составляют приятную для глаза группу (например, драцена, сансивиера, диффенбахия, сенполия гибридная, бегония королевская);
- в поддоне с галькой - растения, нуждающиеся в высокой влажности воздуха (например, маранта, узамбарская фиалка, коле-ус, бегония королевская).
Другой вариант - комнатный садик: контейнер, заполненный несколькими растениями (например, филодендрон лазящий, сциндапсус, сенполия гибридная, бегония королевская, цикламен, пеперомия сморщенная).
Условия содержания
Температура: умеренная, зимой не ниже 15°С.
Освещение: яркий свет вдали от прямых солнечных лучей. Зимой полезно выставлять на несколько часов утром или вечером на хорошо освещаемое солнцем место.
Полив: с весны до осени поливают по мере подсыхания верхнего слоя почвы, не допуская пересыхания земельного кома. Ограниченный полив зимой.
Влажность воздуха: требует высокой влажности воздуха; горшок помещают во влажный торф; листья нельзя опрыскивать ни в коем случае.
Пересадка: ежегодно весной; в тесном горшке листья бледнеют.
Размножение: листовые черенки легко укореняются. Другой способ - деление растения при пересадке.
Использование в школе: Формирование биологических понятий:
двудольные растения;
видоизменения побегов;
листовая мозаика;
пестролистность;
вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черенками, стеблевыми черенками; разнообразие стеблей. Оздоровительные свойства: В жилых помещениях для нейтрализации пыли и вредных веществ, выделяющихся из синтепона, пластика, ДСП и других современных материалов, наряду с другими комнатными растениями идеально подходит бегония. При этом одного взрослого, хорошо развитого экземпляра достаточно на 10 м3, таким образом, в средней городской квартире должно проживать, как минимум, 10-15 растений.
На период работы перед компьютером (не ближе 20-30 см от монитора) рекомендуется выставить горшки с различными эфиро-масличными растениями, в том числе и с бегонией. Выделяющиеся фитоорганические вещества, которые способствуют снятию усталости, очищают и оздоравливают воздух, усиливают иммунитет человека.
В офисных помещениях объемом до 100м3 рекомендуется разместить как минимум 15-20 экземпляров (по 2 развитых растения на Юм3).
На каждые 10 м3 в детских и учебных заведениях должно приходиться не менее 3~4 развитых крупномерных растений, т.е. 25-30 и более экземпляров на стандартное помещение объемом от 150 м3.
Библиографический список
1. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М., 1955.819 с.
2. Трайтак Д. И. Кабине ! биолог ии: Пособие для учи гелей (из опыта работы). М., 1976. 142 с.
3. Методика обучения ботанике / Под ред. Н.В. Падал ко, В.П. Федоровой. М., 1977. 343 с.
4. Журкоеа E.H., Ильина Е.Я. Комнатные растения: Справочная кн. для учителей. М., 1968. 231 с.
5. Roth J. Pflanzen furs Zimmer. 1. Aufl. Leipzig, 1987. 272 s.
6. Делла Беффа M.T. Комнатные растения: Справочник / Пер. с итал. Н. Сухановой. ML, 2002. 303 с.
7. Горбачева Г.И., Мамедова Э Т. Комнатные растения: Энциклопедия. М., 2002. 184 с.
8. Казаринова И.В., Ткаченко КГ. Здоровье дарят комнат-ные растения. СПб., 2003. 128 с.
9. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. 2-е изд. М., 2004. 255 с.