Научная статья на тему 'Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития'

Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СТУДЕНТЫ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ СОВМЕЩЕНИЯ РАБОТЫ И УЧЕБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Владимир Русланович

В статье дан анализ результатов панельного исследования вторичной занятости студентов ряда вузов г. Казани. Отмечены некоторые тенденции в развитии вторичной студенческой занятости, выявлены основные факторы, мотивирующие студентов на работу во время учебы, определены различия в отношении ко вторичной занятости у студентов различных курсов и специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary Employment of Students: Problems and Tendencies of Development

The article analyzes the results of a panel study of secondary employment of students in a number of universities in Kazan. Some trends in the development of secondary student employment are noted, the main factors that motivate students to work during their studies are identified, differences in the attitude towards secondary employment among students of different courses and specialties are determined.

Текст научной работы на тему «Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития»

УДК 316.33.

Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития

Волков В.Р.

Кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье дан анализ результатов панельного исследования вторичной занятости студентов ряда вузов г. Казани. Отмечены некоторые тенденции в развитии вторичной студенческой занятости, выявлены основные факторы, мотивирующие студентов на работу во время учебы, определены различия в отношении ко вторичной занятости у студентов различных курсов и специальностей.

Ключевые слова: высшее образование, вторичная занятость, студенты дневной формы обучения, мотивация совмещения работы и учебы.

Одной из отличительных особенностей современного высшего образования является массовое совмещение работы и учебы студентов дневной формы образования. Этот процесс носит глобальный характер и отмечается в абсолютном большинстве развитых стран мира [1, с. 98; 2, с. 1].

В нашей стране этот феномен также приобрел массовое распространение и на протяжении значительного ряда лет служит объектом социологического изучения.

Анализ литературы по изучаемой проблеме и результатов собственных исследований позволяет выявить ряд общих моментов, которые в той или иной степени отмечает большинство исследователей, выделить отдельные аспекты изучаемой проблемы, которые различные исследователи трактуют неоднозначно, а также некоторые новые моменты, связанные с вторичной занятостью студентов.

В настоящее время в нашей стране существуют различные формы получения высшего образования - очная, очно-заочная, заочная и дистанционная. Большинство из них предполагают приоритет работы, а не учебы. В то же время студенты дневной формы обучения также предпочитают совмещать учебу и работу. На наш взгляд, это связано с определенным сохранением престижа очной формы обучения в общественном сознании населения нашей страны, как априори дающей более каче-

ственные и систематизированные знания, позволяющей подготовить квалифицированного специалиста.

Значительная часть студентов дневной формы обучения сочетают обучение в вузе с постоянной или временной работой. Численность работающих студентов возрастает от младших курсов к старшим. Она также зависит от вуза и конкретной специальности [3, с. 81-82; 4, с. 20].

Среди основных факторов, влияющих на принятие решения о совмещении работы и учебы, можно выделить три группы. Это - материальные, профессиональные и социальные факторы.

К материальным факторам можно отнести: расширение платного образования, рост числа негосударственных вузов и внебюджетных групп в вузах; уменьшение относительной величины стипендии и сокращение количества студентов, получающих стипендию; достижение финансовой независимости, необходимость оказывать помощь родителям и сокращение возможностей родителей оказывать материальную поддержку; расширение сферы услуг для молодежи, рост качества жизни, увеличение доступности товаров как массового, так и престижного потребления и т.д.

По мнению значительной части исследователей, эта группа факторов является приоритетной для абсолютного большинства работающих студентов.

Среди профессиональных факторов отметим необходимость для студентов иметь к окончанию вуза трудовой стаж, опыт работы по специальности, как одно из важных требований современного работодателя. Работа во время учебы - это в определенной степени возможность трудоустроиться после окончания вуза, получить гарантированное рабочее место.

Рост стоимости обучения в последнее время приводит к тому, что основным приоритетом при выборе вуза и специальности для значительной части абитуриентов становится их доступность для поступления и обучения, а не желание обучаться именно в этом вузе и именно по этой специальности.

Таким образом, работая во время учебы, студент либо укрепляется в правильности выбранной профессии и ее перспективах, либо, наоборот, приходит к осознанию необходимости поиска новой специальности для дальнейшей трудовой деятельности.

Среди социальных факторов студенческой вторичной занятости выделим получение первичного опыта общения с работодателем, опыта работы в широком смысле слова (взаимодействие в трудовом коллективе, взаимодействие с работодателем, когда студент выступает в другой социальной роли и имеет другой социальный статус).

В настоящее время увеличиваются возможности для временной или постоянной работы студентов дневной формы обучения.

Распространение сфер онлайн-жизнедеятель-ности, внедрение цифровых технологий в подавляющее большинство областей современной жизни делают поколение У более конкурентоспособным и востребованным для многих работодателей. Цифровые технологии расширяют возможности для удаленной работы, дают возможность выстраивать гибкий график работы, учитывающий интересы студента, позволяющий сочетать работу и учебу.

Для проверки ряда отмеченных положений Центром политических и маркетинговых технологий «Возрождение» в апреле-мае 2017 г. было проведено социологическое исследование среди студентов 2-5 курсов трех вузов г. Казани - Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П) ФУ), Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева -КАИ (КНИТУ-КАИ) и Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ). Исследование носило панельный характер, отбор респондентов проводился методом гнездовой выборки.

Было опрошено 410 студентов - представителей технических и гуманитарных факультетов.

Как и в предыдущем исследовании, которое проводилось осенью 2013 года, мужчины составили чуть больше 2/3 опрошенных (69 %), женщины -31 %. Так как большинство респондентов составили представители второго-четвертого курсов, то и 182

возраст опрошенных примерно равно распределен в диапазоне 19 лет (28,5 % респондентов), 20 лет (28 %) и 21 год (29,5 %). Это является подтверждением тенденции нашего времени, когда абсолютное большинство студентов дневной формы обучения поступают в вуз сразу после школы.

Распределение респондентов по месту получения довузовского образования в 2017 г. подтверждает тенденцию к усилению внутренней миграции в РТ. Так, выпускники казанских школ составили около 37 % респондентов (40 % - в 2013 г.), выпускники других населенных пунктов Республики Татарстан - 51 % респондентов (55 % - в 2013 г.) и 12 % опрошенных студентов приехали учиться в Казань из других регионов России (около 5 % - в 2013 г.). Налицо - тенденция к падению доли выпускников казанских школ и увеличению доли иногородних студентов в вузах г. Казани.

Практически все студенты-казанцы живут вместе с родителями, а основная масса иногородних студентов живет в общежитии (69 % ответивших), а остальные снимают квартиру в одиночку или вместе с друзьями.

Основная масса опрошенных студентов относит себя к третьей (39 % респондентов) и четвертой (44 % респондентов) доходной группе и оценивают свое материальное положение как среднее (54 % опрошенных) и хорошее (34 % ответивших).

Подавляющая часть опрошенных студентов (85 %) учится на бюджетной форме обучения.

Результаты опроса 2017 г. свидетельствуют о тенденции к сокращению занятых студентов. Если в 2013 г. почти половина опрошенных ответили, что они совмещают учебу и работу, то в 2017 г. работающих студентов оказалось всего лишь 34 % от общего количества респондентов (рис. 1).

В определенной степени подтверждается тезис о том, что количество занятых студентов возрастает от младших курсов к старшим. По данным нашего исследования, пик работающих студентов приходится на третий курс. Если среди второкурсников работает только 22 %, то на третьем и на четвертом - 43 % и 41,7 % соответственно. Тот факт, что численность

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2013 2017

■ совмещают работу и учебу □ не совмещают работу и учебу

Рис. 1. Изменение численности работающих студентов

I

работающих студентов не вырастает на четвертом курсе, на наш взгляд, можно объяснить тем, что четвертый курс для бакалавров - это выпускной курс и студенты в определенной степени вынуждены больше времени уделять учебе, подготовке к сдаче государственных экзаменов и написанию выпускной квалификационной работы.

Несколько изменилось отношение студентов к работе во время учебы.

В 2013 г. среди работавших студентов постоянно работали в течение учебного года лишь 25 % респондентов, а 44 % в течение учебного года работали время от времени. В 2017 г. уже 41 % респондентов - работающих студентов ответили, что они работают постоянно в течении учебного года и 40 %, что работают время от времени, эпизодически. При этом студенты практически не работают в каникулы, оставляя себе время на отдых (рис. 2).

Таким образом, наряду с некоторым сокращением числа студентов, занятых во вторичной занятости, меняется также и структура этой занятости. Все больше работающих студентов дневной формы обучения предпочитают (или вынуждены) работать постоянно наряду с учебой.

Практически все исследователи вторичной студенческой занятости отмечают, что подавляющее большинство студентов работают не по своей будущей специальности. Результаты наших исследований также подтверждают этот вывод. Среди работающих студентов 83 % ответили, что их работа не связана с их специальностью.

В то же время можно сделать вывод, что ситуация и здесь несколько меняется. Все больше студентов стремится работать по получаемой специальности. В 2017 г. уже 17 % респондентов отметили, что их работа связана с будущей специальностью (в 2013 г. только 11 % респондентов считали, что их работа полностью или частично связана с получаемой специальностью).

Среди основных причин того, что работа не связана с будущей специальностью, респонденты выделяют отсутствие опыта работы по специальности

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Время от времени в Постоянно в течение Время от времени в течение учебного учебного года каникулы

года

12013 П2017

Рис.

2. Временная структура занятости студентов во время учебы

(29,1 %) и неудобный график работы, мешающий учебе (29,1 %). Еще 25,5 % респондентов отметили, что не могут найти такую работу.

Варианты, что на такой работе не предлагают желаемой заработной платы или разочарование в получаемой специальности, набрали значительно меньше ответов - 10 и 6,4 % соответственно.

Таким образом, это косвенно подтверждает тот факт, что в последнее время все больше студентов при поиске работы ориентируются на работу, полностью или хотя бы частично связанную с получаемой специальностью.

Так, все работающие студенты юридического факультета К(П)ФУ отметили, что работают по своей специальности. Достаточно высокий процент респондентов, работающих по своей специальности, среди студентов факультета нефти и нефтехимии (43 %) КНИТУ-КХТИ и студентов факультета менеджмента КНИТУ-КАИ (28,6 %). Практически нет таких студентов на факультете журналистики и социологии К(П)ФУ (10 %), факультете радиоэлектроники КНИТУ-КАИ (6,3 %) и механическом факультете КНИТУ-КХТИ (никто из работающих студентов не согласился с тем, что его работа связана с получаемой специальностью).

Самые популярные профессии среди опрошенных студентов - официант (46 %), грузчик (19 %) и курьер (17,6 %). Т.е. это профессии, не требующие специального образования, с гибким графиком работы, как правило, не требующие официального трудоустройства.

Действительно, только 33 % респондентов - работающих студентов в 2017 г. ответили, что они трудоустроены официально. Примерно такое же количество ответов на вопрос о трудоустройстве (35 %) было зафиксировано в 2013 г.

Занятость на этих профессиях позволяет студентам, сочетая учебу и работу, решать свои сиюминутные материальные проблемы.

Среди факторов, влияющих на принятие решения о работе во время учебы, по результатам опроса в 2017 г. уверено лидируют нежелание быть зависимым от родителей (35,7 % респондентов) и желание иметь карманные деньги на отдых и развлечения (25 %). Только третье и четвертое место заняли такие материальные причины, как не хватает денег на жизнь и необходимость оказывать материальную поддержку родным и близким - 16,7 и 10 % ответивших. И лишь по 5% респондентов ответили, что они хотят приобрести трудовой стаж или опыт работы по специальности (рис. 3).

По данным нашего исследования, на вторичную занятость студентов в определенной степени влияет место прожива-

I

П

Постоянно в каникулы

□ Не хватает денег на жизнь

□ Не хватает денег на оплату обучения

■ Необходимо оказывать помощь семье, близким

□ не хотите быть зависимыми от родителей |

■ Хочу иметь карманные деньги на отдых и развлечения

□ Хотите приобрести трудовой стаж

□ Хотите приобрести навыки по будущей специальности

Рис. 3. Основные причины работы во время учебы

ния (казанцы - иногородние). Так, среди студентов, ответивших, что они совмещают работу и учебу, окончивших казанские школы (обычные и специализированные) было 47 %, выпускников школ других населенных пунктов Республики Татарстан

- 39 %, остальные работающие студенты приехали из других регионов Российской Федерации.

На наш взгляд, это объясняется тем, что иногородние студенты пользуются определенной материальной поддержкой своих родителей, которые стараются обеспечить им максимально комфортные условия для получения высшего образования. Таким образом, иногородние студенты в основной своей массе могут самостоятельно планировать свой бюджет. Казанские студенты, как правило, живущие вместе с родителями, на свои личные расходы - досуг и развлечения в большей степени вынуждены зарабатывать сами.

В то же время форма обучения (бюджет-внебюд-жет) не оказывает принципиального влияния на выбор - работать или не работать во время обучения. Так, совмещают работу и учебу примерно одинаковое количество бюджетников и внебюджетников

- 33,6 и 36 % соответственно. С этими данными коррелирует и тот факт, что только 2 % работающих студентов среди причин, мотивирующих их работать, указали необходимость платить за учебу. Это объясняется тем, что у подавляющего большинства студентов обучение на внебюджете оплачивают родители. Этот тезис подтверждается и данными других исследований [5, с. 71].

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что основной причиной, заставляющей студентов работать во время учебы, для подавляющего большинства является стремление быть по возможности материально независимым и иметь деньги на досуг, развлечения и собственные нужды.

Подавляющее большинство работающих студентов отметили, что они успешно сочетают работу 184

и учебу (68,7 %), а 12 % респондентов заявили, что работа заставляет их учиться лучше.

Те же 68 % респондентов подчеркнули, что они практически не пропускают занятия из-за работы и 20 % респондентов считают, что они пропускают меньше половины занятий в семестре.

Такие ответы позволяют говорить об определенном приоритете учебы в вузе при сочетании работы и учебы.

В то же время ответы об академической успеваемости студентов свидетельствуют о том, что среди студентов, совмещающих работу и учебу, несколько больше учащихся на «удовлетворительно», чем среди неработающих студентов (38 и 27 % соответственно) и несколько меньше «хорошистов» - 38 % пр отив 49 % неработающих респондентов.

Эти данные можно интерпретировать двояко. Можносделать вывод, что работа во время учебы в определенной степени негативно влияет на учебный процесс. Наряду с этим можно сделать и другой вывод, что работающие студенты изначально настроены не на получение качественного образования, а в первую очередь - на получение диплома о высшем образовании и стремятся не терять времени на изучение ряда не нужных, на их взгляд, предметов.

Большая часть неработающих студентов (62 % ответивших) отметила, что они не работают, так как работа мещает учебе. Еще 12 % респондентов ответили, что родители против такой работы.

Можно сделать промежуточный вывод об определенной тенденции к сокращению вторичной занятости среди современных студентов в пользу получения высшего образования. Собственно высшее образование и диплом, подтверждающий квалификацию выпускника, является первичной самоценностью для подавляющего большинства современных студентов.

Косвенно об этом свидетельствуют и ответы на вопрос о желании продолжить учебу после бакалавриата в магистратуре. Только 12 % респондентов заявили, что они не планируют учебу в магистратуре. В то же время чуть больше 50 % респондентов планируют дальнейшую учебу в магистратуре (26 % однозначно заявляют о желании продолжить свое образование, а чуть больше 24 % - в случае, если будут бюджетные места).

Анализ данных, полученных в ходе наших исследований (2013 и 2017 гг.), позволяет сделать следующие выводы.

1. Феномен вторичной занятости в настоящее время весьма распространен, но в то же время намечается тенденция к его сокращению. Все больше студентов дневной формы обучения предпочитают не работать, мотивируя это необходимостью сосредоточиться на учебе.

2. Большинство работающих студентов работает в настоящее время постоянно, а не время от време-

ни, в каникулы. Это негативно сказывается на учебном процессе, объеме и качестве получаемых знаний.

3. В структуре вторичной занятости происходят определенные изменения. Все больше работающих студентов стремятся найти работу, прямо или косвенно связанную с получаемой специальностью, чтобы получить конкурентные преимущества, связанные с дальнейшим трудоустройством по профессии.

4. Основная причина, которая заставляет в настоящее время студентов работать во время учебы, - стремление быть материально независимым в решении своих личных проблем, иметь деньги на собственные нужды, досуг и развлечения.

Литература:

1. Апокин А.Ю., Юдкевич М.М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 98-110.

2. Иностранные студенты: работа во Франции во время обучения и после окончания вуза. -URL: http://courslangues.com/paris/cours-francais/ travailler-en-france-pendant-etudes (дата обращения 30.01.2018).

3. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ trudovaya-zanyatost-studentov-v-kontekste-obucheniya-na-primere-sankt-peterburga (дата обращения 29.01.2018).

4. Волков В.Р. Вторичная занятость студентов: некоторые аспекты // Экономика и управление в современном обществе: Сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 19-20 ноября 2013 г. / Под ред. д.э.н., проф. И.Е. Бельских. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - С. 19-21.

5. Сафиуллина Ф.Р. Трудовая занятость студенческой молодежи как социальный фактор формирования профессиональных компетенций: дис. ... канд. соц. наук. - URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_005553893/

Secondary Employment of Students: Problems and Tendencies of Development

V.R. Volkov

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI

The article analyzes the results of a panel study of secondary employment of students in a number of universities in Kazan. Some trends in the development of secondary student employment are noted, the main factors that motivate students to work during their studies are identified, differences in the attitude towards secondary employment among students of different courses and specialties are determined.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: higher education, secondary employment, full-time students, motivation to combine work and study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.