Научная статья на тему 'Работающий студент'

Работающий студент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2907
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / SECONDARY EMPLOYMENT / РАБОТАЮЩИЙ СТУДЕНТ / WORKING UNIVERSITY STUDENT / ОБЕСПЕЧЕННЫЕ РОДИТЕЛИ / WELL-TO-DO PARENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басюк Анна Викторовна, Польская Анастасия Игоревна

В статье рассматривается вторичная занятость студентов, именно причины, по которым они работают и подтверждение мнения о том, что «чаще работают дети состоятельных родителей»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employed Students

This paper deals with secondary employment of undergraduate students, specifically why they work. The authors prove that more often than not are employed children of well-to-do children.

Текст научной работы на тему «Работающий студент»

УДК 378.147

РАБОТАЮЩИЙ СТУДЕНТ © Басюк А. В., Польская А.И., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматривается вторичная занятость студентов, именно причины, по которым они работают и подтверждение мнения о том, что «чаще работают дети состоятельных родителей».

Ключевые слова: вторичная занятость, работающий студент, обеспеченные родители, образование, трудоустройство.

В современном мире множество студентов совмещают обучение в высшем учебном заведении с трудовой занятостью. «Раньше студенты учились и подрабатывали, а в нынешнее время работают и пытаются учиться». Наблюдается следующая тенденция: сегодня работающие студенты более вовлечены в их трудовую занятость, чем в получение знаний. Причину этого мы видим в том, что после окончания высшего учебного заведения выпускники сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Выпускникам все сложнее построить свою карьеру без первоначального опыта работы, непосредственно после окончания ВУЗа. Чтобы избежать таких проблем, многие студенты пытаются получить такой опыт во время своего обучения.

Существует такое мнение: чаще работают дети состоятельных родителей. Так ли это на самом деле? И, если да, то с какой целью они работают, и по каким причинам? Ответы на данные вопросы мы попытались раскрыть, применяя социологические методы, в своем исследовании. Такой феномен, как «работающий студент», очень популярен в современном мире. Многие ученые исследуют разные аспекты этого феномена. Так, например, в статье «Работающий студент очной формы обучения: Противоречие, ожидающее оптимального решения», авторы указывают, что чаще всего студенты работают из-за низкой покупательной способности стипендии. Однако в нашем исследовании мы выявили и другие причины.

Для проверки выдвинутой гипотезы — «чаще работают дети состоятельных родителей» — мы провели исследование, базой которого стали работающие студенты Сибирско-американского факультета ИГУ и факультета менеджмента БГУЭП. В ходе опроса респонденты имели возможность давать пояснения к своим ответам.

Мы опросили 40 студентов 3 курса, по 20 человек из каждого факультета. В своей работе мы сочли необходимым привести несколько фрагментов интервью с нашими респондентами, не столько самых ярких, сколько самых типичных.

Данный опрос студентов БГУЭП показал (рис. 1), работают всего 20 % опрошенных студентов.

Важно отметить, что все опрошенные студенты БГУЭП (100 %) работают не по профессии. «Моя работа никак не связна с моей специальностью, на которой я в данный момент обучаюсь. Меня устраивает всего лишь мой заработок и коллектив, в котором я работаю, но моя деятельность не приносит мне

никаких навыков и опыта для моей будущей профессии» (студент БГУЭП, 3 курс).

Рис. 1. Процент работающих студентов БГУЭП

Среди 20 % работающих, как мы выяснили, всего один человек устроился на работу с помощью родителей (рис. 2).

Рис. 2. Процент работающих студентов БГУЭП, которые устраивались с помощью родителей

Проанализировав результаты опроса, проведенного со студентами БГУЭП, мы можем констатировать, что большинство студентов не совмещают работу с учебой, а если и совмещают, то эта работа не по профессии. Многие студенты не могут найти работу по специальности, а работать там, где нет карьерного роста и развития, не хотят. Некоторым достаточно сложно найти работу без участия в этом их родителей.

Аналогичный опрос мы провели со студентами ИГУ. Однако его результаты существенно отличались. Из 20 опрошенных студентов работает 70 % (рис. 3). Опрос показал, что большинство (57 %) работающих студентов устраивались с помощью родителей (рис. 4). Следует отметить интересный момент: большинство студентов среди тех, которые нашли работу с помощью родителей, работают по профессии.

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 5

Рис. 3. Процент работающих студентов ИГУ

Мы проанализировали преимущества и риски, с которыми сталкивается работающий студент. Некоторые студенты устраиваются на работу, поскольку такой опыт даёт им возможность привыкнуть к рабочей атмосфере. Работа способствует общей активности студентов, помогает им генерировать новые идеи. Несмотря на это, работа может пагубно отразиться на образовании: это связано с тем, что работа требует много времени и внимания.

С

Рис. 4. Процент работающих студентов ИГУ, которые устраивались на работу с помощью родителей

«С тех пор как я стала работающим студентом, мое отношение к учебе значительно изменилось. Я стала больше концентрироваться на работе, нежели на учебе. Ради выполнения своих должностных обязанностей я порой могу пропускать учебу, так как данный опыт мне пригодиться больше, чем информация, полученная в стенах университета. Как только я начала работать, я поняла, что некоторые знания действительно могут пригодиться мне в осуществлении моей деятельности, хотя до этого момента я думала, что они мне попросту не нужны» (студентка ИГУ, 3 курс).

Мы видим, что среди опрошенных студентов САФ большинство работает, и найти работу им помогли именно их родители. Также стоит отметить, что значительная часть среди этих студентов работает по профессии, чего нельзя сказать о тех, кто устраивался на работу самостоятельно. Эти студенты отмечают, что они работают ради удовольствия и интереса к другим сферам деятельности.

Что касается студентов, которые своими силами устраивались на работу (43 %), то все студенты работают не по профессии. Как высказались некоторые студенты при личном собеседовании: «Очень сложно найти работу по профессии, без чьей-либо помощи».

Для определения статуса обеспеченности семей студентов, мы взяли за основу два критерия. Первый — это размер оплаты за обучение в двух вузах. Оплата за обучение на САФ ИГУ в 2 раза превышает стоимость обучения на факультете менеджмента БГУЭП.

Второй критерий — материальная заинтересованность студентов при поисках работы. Проведя интервью со студентами САФ, мы выяснили, что такая заинтересованность не являлась для них приоритетной причиной при поиске работы. Важнее для них была возможность получения опыта работы. Что же касается студентов БГУЭП, то большинство опрошенных студентов работали для того, чтобы оплачивать обучение и обеспечивать себя.

«Я уже давно сам зарабатываю себе на жизнь. Я очень рад, что могу быть независимым от своих родителей. Но для того, чтобы оплачивать все мои нужды, мне приходится работать на работе, которая не доставляет мне удовольствия, но приносит хороший доход, который помогает мне расплачиваться со всем необходимым» (студент БГУЭП, 3 курс).

На основе этих двух критериев (оплата обучения в вузе и материальный интерес студента при поиске работы) мы выдвинули предположение о более высокой обеспеченности родителей студентов САФ.

Проведя опрос среди студентов, мы выяснили основные причины, по которым они работают:

• Студенты желают показать или же доказать своим родителям, что они могут быть независимы от них.

• Родители студентов пытаются приучить их к самостоятельности и дисциплине.

• Обеспеченные родители могут предоставить им хорошее место работы по их будущей специальности.

• Студенты находят возможность получить необходимые навыки и опыт работы, реализовать полученные знания на практике.

• Обеспеченные родители хотят, чтобы их дети добились высоких достижений с их помощью.

• Такой опыт позволяет студентам понять, необходимо ли работать по специальности.

• Найденная студентом работа может стать основным местом труда после окончания вуза.

Проведенное исследование позволило нам ответить на ряд вопросов связанных с «работающими студентами». На сегодняшний день занятость среди студентов российских вузов с каждым годом увеличивается. Мы выявили причины, по которым студенты совмещают учебу с работой.

Для более достоверных данных был проведен опрос среди студентов ИГУ САФ и студентов БГУЭП факультета Менеджмента, который показал нам, что студенты САФ, то есть дети более обеспеченных родителей, работают чаще, чем студенты БГУЭП.

Так же мы выяснили, что многие студенты не могут найти работу по специальности и не хотят работать там, где нет карьерного роста и развития. Неко-

6 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

торым студентам достаточно сложно найти работу без участия в этом их родителей. Основой в нашей работе являлась гипотеза: «чаще работают дети состоятельных родителей». Действительно, опрос показал нам, что 70 процентов студентов САФ имеют основную работу или дополнительный заработок, и большинству из них родители помогли с этим трудоустройством. Из этого следует, что обеспеченные родители могут трудоустроить своих детей-студентов, чтобы закрепить полученные знания на практике. Для студентов САФ приобретение опыта является более важным, чем потребность в финансовых средствах. Так же, большинство студентов подтвердили то, что работа становится приоритетнее для них, нежели учеба, так как они считают ее основой своей будущей карьеры.

Подведя итоги, мы можем сказать то, что гипотеза: «Чаще работают дети состоятельных родителей»

подтверждена нашим пилотным исследованием. Однако исследование может быть продолжено с привлечением респондентов других факультетов и вузов и расширением опросника. Это позволит более детально рассмотреть и проанализировать все аспекты феномена «работающий студент». ■

Employed Students

© Basyuk A., Polskaya A., 2015

This paper deals with secondary employment of undergraduate students, specifically why they work. The authors prove that more often than not are employed children of well-to-do children.

Keywords: secondary employment, working university student, well-to-do parents, education, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.