Научная статья на тему 'Вторая редакция жития Феодосия Тотемского'

Вторая редакция жития Феодосия Тотемского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРОРУССКАЯ АГИОГРАФИЯ / ТЕКСТОЛОГИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / СВЯТЫЕ Г. ТОТЬМЫ И ТОТЕМСКОГО УЕЗДА / NORTH RUSSIAN HAGIOGRAPHY / TEXTUAL CRITICISM OF ANCIENT RUSSIAN LITERATURE / SAINTS OF TOTMA / TOTMA DISTRICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Биланчук Роман Павлович

В статье представлены основные результаты текстологического анализа второй редакции Жития Феодосия Тотемского, представленной целой группой списков XVIII XIX вв. Литературная история памятника рассматривается в контексте с тематически близкими агиографическими сборниками, содержащими собрания чудес преп. Феодосия, и другими текстами, связанными с личностью и деятельностью тотемского святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая редакция жития Феодосия Тотемского»

The second redaction of the life of Theodosius of Totma Bilanchuk R. Вторая редакция Жития Феодосия Тотемского Биланчук Р. П.

Биланчук Роман Павлович / Bilanchuk Roman — магистрант, кафедра теории, истории культуры и этнологии, факультет иностранных языков, культуры и искусств,

Педагогический институт Вологодский государственный университет, г. Вологда

Аннотация: в статье представлены основные результаты текстологического анализа второй редакции Жития Феодосия Тотемского, представленной целой группой списков XVIII -XIX вв. Литературная история памятника рассматривается в контексте с тематически близкими агиографическими сборниками, содержащими собрания чудес преп. Феодосия, и другими текстами, связанными с личностью и деятельностью тотемского святого. Abstract: the article presents the main results of the textual analysis the second edition of the life of Theodosius of Totma, presented a group of lists of the XVIII-XIX centuries, a Literary history of the monument is discussed in the context of a couple of similar hagiographic collections that contains the collection of miracles of St. Theodosius, and other texts related to the identity and activities of St. Theodosius.

Ключевые слова: северорусская агиография, текстология памятников древнерусской литературы, святые г. Тотьмы и Тотемского уезда.

Keywords: North Russian hagiography, textual criticism of ancient Russian literature, saints of Totma, Totma district.

Данная статья является продолжением наших исследований списков Жития Феодосия Тотемского [1]. Основное внимание уделяется рассмотрению поздней (второй, сокращенной) редакции жития. Эта редакция представлена целой группой списков XVIII-XIX вв. Наиболее ранние из них, четко датируемыми 1729 г., отражены в тексте двух рукописей: Вологодского областного музея-заповедника (ВОКМ, № 2011) и Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (ГПБ, собр. Михайловского, Q. 765). Характерно, что эти списки имеют сходные владельческие записи: «А сие житие и духовную писал Тотьмы града Богоявленскаго собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729 году месяца ноемврия в 21 день» (ВОКМ, № 2011, л. 106 об.); ««Житие и духовную писал города Тотмы Богоявленского собору пономарь Иван Алексеев сын Кузнецов и подписал своею рукою 1729-го года ноемврия в 21 день» (ГПБ, Собр. Михайловского, Q. 765, л. 33.). Текст данной рукописи читается также в ряде других списков этой редакции середины XVIII - XIX вв.: ГАВО, ф. 883, оп. 1, д. 233, л. 25-40 (1745 г.); ВОКМ, № 11993, л. 42-75 (1760-е гг.); БАН, Устюжское собр., № 58, л. 18 об. - 25 (конец XVIII в.); ГПБ, собр. Михайловского, Q. 379 (XIX в.) и др. и состоит из введения (начало: ««Иже святое житие препроводившихъ и впру божественную сохраншихъ...»), Повести о житии преподобного Феодосия (начало: «Сий преподобный отецъ нашъ Феодосий...») и подборки из 25 или 26 чудес с включением двух датированных 1626 и 1634 гг. новелл о написании первой и второй надгробных икон преп. Феодосия. Житие святого в редакции, рассмотренной выше, к настоящему времени опубликовано по списку ВОКМ, № 2011 [2, с. 55-77].

Вторая редакция не сохранила авторского предисловия, но текст введения, вероятно, был составлен по списку первой редакции. В основе этого текста лежит широко распространенное в агиографической литературе Похвальное слово новым русским святым Григория Суздальского: «... Хощу помянути иже святое житие поживших и веру божественную сохранших и Российскую землю чюдесы просветивших и в постных подвизех просиявших святых преподобных и богоносных отец великих и неперестанными к богу молитвами велику победу на врагы показавших, красная ж и суетная мира сего отвергших будущая ради жизни, яже Бог уготова любящим Его» (ГБЛ, ф. 242, собр. Прянишникова, № 60, л. 243). Близкое по содержанию и речевым оборотам введение к житию читается, например, и в наиболее распространенной (минейной) редакции Жития Димитрия Прилуцкого [3, с. 25-26].

Собственно житие (Повести о житии) во второй редакции претерпело существенные изменения. Автором-составителем были максимально упрощены свидетельства о «вологодском» периоде жизни святого путем изъятия из повествования рассказа о явлении преп. Димитрия и Повести «о прихождении казанских татар». Автором также отмечается, что

святой был обучен грамоте («...и вданъ бываетъ в научение божественному писанию») и был женат («принуждениемъ родителей своихъ и браку сочетася»). Столь же лаконичны и лишены пространных рассуждений и «излишней» детализации обстоятельства прихода святого в Тотьму и организации монастыря. Близкое сходство текстов обеих редакций обнаруживается только в самом завершении житийной повести (указание точной даты кончины; чудеса исцелений «.многих приходящих» и пр.).

Основная группа житийных мотивов (топосов), вычленяемых в первой редакции, автором-составителем была сохранена, что свидетельствует о его знакомстве с основными принципами организации житийного текста. Очевидно, появление краткой редакции памятника, близкой к минейной версии житий, было обусловлено потребностями служебного характера и связано с распространением почитания преп. Феодосия в пределах города и округи.

О точном времени составления данной редакции ответить сложно. Отмеченная выше дата (1729 г.) фигурирующая в двух самых ранних списках, могла фиксировать лишь момент окончания копий с уже существовавшего протографа, а само изготовление этих копий могло быть приурочено к написанию Службы святому в том же 1729 г. В печатном указе из Св. Синода от 3 сентября 1798 г. сообщается, что преп. Феодосия Суморина «по происходящим чудотворениям вся тотемская округа и другие окрестные места почитают святым и изображают на иконах, почему и служба на память преставления его на 28 число генваря еще в 1729 году сочинена и по ней отправлялись ему в том Суморине монастыре молебствия» (ГАВО, ф. 526, оп. 1, д. 1, л. 56-56 об.).

Датировка чудес, сопутствующих ряду списков этой редакции, также дает информацию, связанную с концом XVII в.: чудо 25 об исцелении тотемского подьячего Григория датировано 1688/1689 г., а последнее, 26 чудо, об исцелении дьякона тотемской соборной церкви Иоанна Киприанова, показано под 25 февраля 1697 г. Но возможно и другое объяснение: Служба и новая редакция Жития Феодосия Тотемского были написаны одновременно в 1729 г., а чудеса взяты из первой редакции памятника.

Общероссийское прославление, канонизация преп. Феодосия (1798 г.) привели к широкому распространению в конце XVIII - XIX вв. списков жития и иных источников, касающихся его почитания, на территории Европейского Севера и Сибири. Один из списков Жития Феодосия Тотемского с тропарем и кондаком преподобному, составленный в 1798 г. (БАН, Пинеж., № 318, л. 15 - 26 об.), принадлежал пинежанам, представителям крестьянского рода Поповых [2, с. 349-350]. Известным советским археографом В. И. Малышевым был выявлен список Жития Феодосия Тотемского XIX в. в Тобольском районном архиве Тюменской обл. [4, с. 157] Ранее, в Иркутске в 1880-е гг. были обнаружены рукописи церемонии первого официального освидетельствования мощей преп. Феодосия в ноябре 1796 г. [5] Насколько нам известно, при копировании текста жития преимущественно использовалась именно вторая, сокращенная редакция. В одном из списков жития конца XVIII - начала XIX в. (ГПБ, Собр. Титова, № 3553), позднее включенным в сводный агиографический сборник, на л. 171 читается следующая владельческая запись: «Сия тетрадь жития преподобного Феодосия куплена в Тотемском Спасо-Суморине монастыре ис казны Устюжской округи Югской трети... крестьянской женой Марией Белозерцевой июля 8 числа на память Прокопия Праведного Устюжского чудотворца 1805 года». Текст краткой редакции также послужил образцом для составления второй редакции Жития Антония Дымского [6]. Чудеса первой и второй редакций памятника активно использовались составителем второй редакции жития местного тотемского святого -Вассиана Тиксненского [7, с. 22-25].

Характерной особенностью рукописно-книжного бытования некоторых списков поздней редакции Жития является сосуществование его с копиями текстов духовной грамоты (завещания) преп. Феодосия, «данной» грамоты старцу Феодосию на пустошь Симакинскую (БАН, Устюжское собр., № 58, л. 43 - 43 об.), царской грамоты 1554 г. Впрочем, данный историко-литературный контекст не нарушает жанровые особенности памятника и традицию древнерусских житий в целом. Тексты духовных грамот игуменов содержат, например, жития Антония Сийского, Кирилла Белозерского, Геннадия Костромского [8]. Особый интерес представляют краткие «записки» («описания») мемориального характера об обретении мощей преп. Феодосия. На основе данных «записок» в конце XVIII - начале XIX в. было составлено особое Сказание (Повесть) об обретении мощей Феодосия Тотемского. (см., напр.: ГПБ., Собр. Титова, № 4404, л. 1-2. (XIX в.)) и Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия (см., напр.: ГПБ, Собр. Погодина, № 762, л. 40 об. - 42 (XIX в., перв. четв.). Таким образом, «феодосиевские» монографические сборники, традиция составления которых была заложена в первой четверти XVIII в., помимо документальных

данных могли включать молитву святому, Службу, Слово похвальное на обретение мощей преп. Феодосия, Сказание на обретение мощей преп. Феодосия.

В некоторые списки второй редакции (ГПБ, Собр. Колобова, № 517, ГПБ, Собр. Титова, № 4404) вносится минимальная правка: появляется упоминание о дочери святого -Марине, что, вероятно, было связано с обращением переписчиков к текстам поздних монастырских синодиков-помянников. Например, в синодиках-помянниках Тотемского Спасо-Суморина монастыря середины - конца XIX в. (Собрание Вологодского областного музея) записи, в которые были внесены из более раннего монастырского синодика (синодиков), читается следующий текст: «Род преподобнаго отца нашего Феодосия, Тотемского чудотворца: Иулиана, монаха Исайи, Андрея, Феодора, Еуфимии, Марина». (ВОКМ, № 11942, л. 1; ВОКМ, № 2016, л. 30).

Существование особой разновидности второй редакции может свидетельствовать о незначительном, но все же продолжении литературной истории памятника в конце XVIII -начале XIX в. Текст второго вида второй редакции Повести о житии преп. Феодосия, наряду со Службой святому, Сказанием о чудесах и Повестью об обретении чудотворных мощей вошел в печатное издание 1796 г., неоднократно переиздававшееся в первой половине XIX в. [9].

На основе указанного выше второго вида второй редакции в начале XIX в. была составлена виршевая редакция Жития Феодосия Тотемского, единственный известный список которой содержится в коллекции документов по истории Тотемского Спасо-Суморина монастыря, принадлежавшей П. И. Савваитову (ГПБ, Е. XVII, № 68). Житие читается на лл. 78 об. - 80 и находится в конвое с другими стихотворными произведениями, посвященными преподобному: «Указатель Святыя пещеры» (Л. 78 - 78 об.); «О обретении святых мощей преподобного отца нашего Феодосия, новоявленного чудотворца» (Л. 80-81). В этой редакции, между прочим, также указывается, что преп. Феодосий до пострига в браке «имел младую дщерь Марину». Безусловно, эти произведения также составляют единый «феодосиевский» цикл, нуждающийся в дополнительном изучении.

Виршевая редакция, по-видимому, послужила литературной основой для составления более поздних (вторая половина XIX в.) стихотворных произведений о преп. Феодосии, выходящих за рамки собственно агиографических текстов. Одно из таких произведений было написано мещанином г. Тотьмы Ф. А. Вахрушевым. В рукописи, датированной 1862 г., читается следующее: «...В счастливый час, как дочь Марину /Дал Феодосию Творец, / Заплакал радостный отец; / Пришла пора, вологжанину / Марина руку отдала, / И, верно, в счастии жила...» [10].

Самостоятельный исследовательский интерес представляют монографические сборники чудес препод. Феодосия Тотемского, составлявшиеся в конце XVIII - XIX вв. на основе житийных чудес XVII в., а также многочисленных «писем» и «объявлений», направляемых монастырским игуменам от разных лиц, получивших исцеления. Устные «объявления» и поступающие в монастырь «записки» аккуратно фиксировались (см.: ГАВО. Ф. 526. Оп. 1. Д. 9. Письма и объявления игумену монастыря от разных лиц, получивших исцеление от мощей Феодосия Суморина. Л. 1-138). Из числа сборников, содержащих подборки чудес отметим сборник Вологодского областного музея (ВОКМ, 11944, начало XIX в.), содержащий 171 чудо XVII - начала XIX в. и приписанные к ним 1 чудо под 1831 г., предваряющее ряд показаний об исцелениях 1881-1882 гг. Копией данного сборника (без позднейших приписок 1831, 1881-1882 гг.) является рукопись Российской Национальной библиотеки (ГПБ, Собр. Погодина, № 762, первая четверть XIX в.) также содержащая 171 чудо. Описание чудес в этих сборниках распределено по двум циклам, отражающим основные этапы почитания святого: раннее повествование о чудесах преп. Феодосия (чудо 1-26), «бывшее до прославления мощей его» отражает сформировавшийся комплекс чудес XVII в., остававшийся без изменений целое столетие. Его продолжает «Сказание о чудесах преподобного отца нашего Феодосия, явленных по обретении святых его мощей мироточащих...», содержащее тексты еще 145 чудес 1796-1802 гг.

Таким образом, выделяемая нами вторая редакция Жития Феодосия Тотемского по степени ее распространенности в церковно-народной традиции может быть признана в качестве основной, а рубеж XVIII-XIX вв. стал следующим (после второй половины -конца XVII в.) важнейшим периодом в практике почитания святого и трансляции памяти о нем в житийных и иных текстах.

Литература

1. Биланчук Р. П. О датировке ранней редакции Жития Феодосия Тотемского // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 14 (56). С. 81-84.

2. Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского / сост.: И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Р. П. Биланчук, Л. А. Захарова, К. Н. Лемешев; под ред. А. С. Герда. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2012. 176 с.

3. Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник Вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1990. С. 7-53.

4. Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - начала XX вв.: Опыт исследования. Источники. Т. 1.: Очерк истории формирования книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 728 с.

5. Малышев В. И. Заметки о рукописных собраниях Петрозаводска и Тобольска // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. V. М.; Л.: Наука, 1947. С. 149-158.

6. Старинные рукописи об освидетельствовании и открытии св. мощей препод. Феодосия, Тотемского чудотворца и о пожертвованиях Императора Павла I Тотемскому Спасо-Суморину монастырю, где сии мощи почивают // Вологодские епархиальные ведомости, 1887. № 10. (Прибавления). С. 177-192.

7. Белоброва О. А. Житие Антония Дымского: Время его составления // Новгород в культуре Древней Руси (Материалы Чтений по древнерусской литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 года). Новгород: НГУ, 1995. С. 128-135.

8. Биланчук Р. П. Житие Вассиана Тиксненского // Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского / сост.: И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Р. П. Биланчук, Л. А. Захарова, К. Н. Лемешев; под ред. А. С. Герда. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2012. С. 17-27.

9. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996. 365 с.

10. Служба преподобному отцу нашему Феодосию Тотемскому чудотворцу. СПб., 1798. 18 с.

11. Преподобный Феодосий Тотемский. Стихотворение Фомы Вахрушева // Вологодские епархиальные ведомости, 1896. № 19, 20. (Прибавления). С. 335-339. С. 343-349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.