УДК 930(476)"20" ББК 63.3(2Бел)622 З 15
Анна Задора
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОВЕТСКИХ ТРАДИЦИЙ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ
АННОТАЦИЯ
В своем докладе автор выдвигает тезис, что Беларусь является специфическим постсоветским государством. Доминирование советской традиции над иными дискурсами для интерпретации истории, создания политической, правовой и социальной системы в Беларуси является исключением на постсоветском пространстве. Согласно результатам научных исследований, посвященных историческим дискурсам учебников истории в постсоветских странах, Беларусь является единственной страной, не описывающей отношения с Россией и советский период в негативных терминах. Беларусь является единственной бывшей Республикой СССР, пережившей поворот в середине 1990-х. Государственное строительство Беларуси во время перестройки строилось в оппозиции к советскому и российскому дискурсу, но середина 1990-х гг. ознаменовалась возвращением к советскому наследию в историческом дискурсе, в котором главная роль принадлежит Второй мировой войне.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Беларусь, постсоветское пространство, историческая политика, историография, Вторая мировая война
ВВЕДЕНИЕ
Вначале 1990-х постсоветская Беларусь столкнулась, как и все независимые государства после распада СССР, с вопросом о строительстве национального государства - Республика Беларусь. В этом контексте история была широко мобилизована, чтобы построить новый исторический нарратив1. Если государственное строительство Беларуси во время перестрой— 119 —
сс
2 о
ки базировалось на противостоянии советскому и российскому дискурсу, то середина 1990-х гг. ознаменовалась возвращением к советскому наследию 5 в историческом дискурсе, в котором главная роль принадлежит Второй мин ровой войне, что делает из Беларуси исключение в постсоветском простран-^ стве. Согласно отчету российских исследователей, которые изучали историю н в учебниках постсоветских стран в 2009 г., Беларусь является единственной о страной, оставшейся верной советской интерпретации истории и не описы-_а вающей Россию как врага (Доклад Национальной лаборатории внешней по-
£ литики, 2009 г.). ш
| КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ щ ИСТОРИОГРАФИИ
^ Для того чтобы прояснить вопросы о конфликтах памяти относительно событий Второй мировой войны в Беларуси, нужно представить общий контекст белорус-о ской историографии, которая делится на два основные направления: советский □с и националистический2. В этой конфигурации советский взгляд на историю § при государственной поддержке играет доминирующую роль. Противоположный взгляд, националистическая интерпретация истории Беларуси, выталкивается на периферию системы, и ее социальное влияние крайне ограниченно.
ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В БЕЛАРУСИ: ОСНОВА ИСТОРИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ
Беларусь часто называют «самой советской республикой СССР».3 Беларусь после провозглашения независимости утвердила в 1991 г. бело-красно-белый флаг Великого княжества Литовского, которое было, как утверждают белорусские националисты, белорусским «золотым веком». В 1995 г., после референдума, националистический флаг был заменен флагом БССР, немного измененным. Таким образом, Беларусь является единственным постсоветским государством, вновь вернувшим советские государственные символы.
В СССР победа в Великой Отечественной войне стала основным и объединяющим мифом. Вторая мировая война представлена как событие, где все народы СССР объединили усилия в славной борьбе с нацизмом.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В советской историографии Великая Отечественная война является одним из основных событий в буквальном смысле слова: война является основой истории советского народа и народа Беларуси.
Миф о «Республике-партизанке» является одним из основных мифов советского видения белорусской истории. Этот миф методично культивируется в течение многих лет через названия улиц, памятников, парков, фильмов и книг о войне, через систему образования4. По причине массового партизанского движения Минску было присвоено звание города-героя в 1974 г., звание двенадцати советских городов, которые пережили самые важные бои во вре-
мя войны. Не было ни одного крупного боя под Минском, но размах партизан- ^ ского движения в Беларуси принес это звание белорусской столице. ^ Для иллюстрации мифа о Великой войне в советской школьной системе ^ имеет смысл обратиться к описанию Великой Отечественной войны в един- н ственном учебнике, опубликованном в советское время в БССР5. Параграф, по- ^ священный войне, начинается с догматического утверждения: «22 июня 1941 г. н нацистская Германия напала на СССР. По призыву коммунистической партии § весь народ встал на борьбу против немецко-фашистских захватчиков». Подраздел о партизанах «Партизанская всенародная война» занимает половину ^ главы о войне, и это движение описывается в восторженных тонах. Выделены х три элемента. Во-первых, партизанская война была войной всех граждан Бе- [5
СТ
ларуси. Во-вторых, руководящая роль коммунистической партии. В-третьих, 2
нет упоминания о преступлениях, содеянных партизанами. £
А
п:
о т
сс
2 о
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
о;
В период перестройки историография претерпела серьезные изменения. В се- § редине 1980-х история была в центре социальных изменений. Разрушение ^ советских догм привело к поиску «новых истин». Пересмотр истории привел к очень глубокой смене оценок. Священные для советской историографии события были пересмотрены. Вторая мировая война является событием, которое было существенно переписано. Миф о ведущей роли коммунистической партии в победе был развенчан. Миф о борьбе всего народа был также разрушен: не все воевали на стороне Красной армии и партизан. Историки выявили факты, относящиеся к коллаборационизму, к преступлениям, совершенным партизанами, чисткам в рядах офицеров Красной армии. Истории жертв, забытые советской историографией, как и судьба еврейских общин во время Второй мировой войны, нашли свое место в историографии 1990-х гг.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
После отказа от советского наследия и его основного компонента, Второй мировой войны, во время перестройки Беларусь проголосовала за возвращение к советской системе в 1994 г., выбрав президента, предложившего защитить советские достижения и связи с Россией. В 1995 г. по инициативе президента Лукашенко был проведен референдум, поддержавший возвращение к советским государственным символам6.
В предисловии к учебнику по истории Второй мировой войны, написанному президентом Беларуси Александром Лукашенко, историком по образованию, говорится:
«Некоторые псевдоученые пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, уменьшить роль наших дедов, реабилитировать предателей. Молодежь является главной мишенью этой лжи. Я верю в ваш ясный ум, чистую душу и честность, что позволит вам отличить правду от лжи. Все люди, стремящиеся изучать
прошлое, способны укрепить свои духовные силы. Знать историю Отечества - священный долг каждого гражданина. Патриотизм является основой мужества и геро-5 изма, с которым беларуский народ пережил все испытания войны и защитил неза-н висимость».
^ Таким образом, память о Второй мировой войне является источником гор-
н дости для народа Беларуси.
о Великая Отечественная война является священным событием белорус-
_а ской истории. В политическом дискурсе акцент часто ставится на героиче-
^ скую роль белорусского народа, который, с народами СССР, «спас Европу от п: 7
п: коричневой чумы»7.
[5 Памятник воинам Великой Отечественной войны находится в каждом го-
2 роде и белорусской деревне, в каждой школе есть военный музей, белорусские £ города заполнены плакатами с лозунгами, такими как «За мирную Беларусь», ^ «Для Беларуси», которые часто представляют ветеранов Второй мировой вой-< ны.
о Музей Великой Отечественной войны является символическим местом □с в центре Минска. Все те, кто получил образование в Беларуси с 1944 г. (дата от-§ крытия военного музея в Минске), посетили это место памяти. Сама история создания музея раскрывает его важность. 2 июня 1942 г., через год после наЛ чала войны в СССР и во время самых тяжелых поражений Советской армии, 2 ЦК Коммунистической партии Беларуси, находясь в Москве, принял решение о создании комиссии, ответственной за сбор документов, относящихся к вой............ не на территории Беларуси.
га 30 сентября 1943 г. был создан музей, и его выставка была организована
§ в Историческом Музее в Москве. 18 июня 1944, через несколько дней после " освобождения белорусской столицы, музей был открыт в Минске.
3 июля 2014 был открыт новый музей ВОВ в присутствии президента Беларуси Лукашенко и президента России Путина. Музей использует новейшие технологии, чтобы воссоздать историю событий Второй мировой войны. Этот факт отражает приоритеты исторической памяти Беларуси, основой которой остается Вторая мировая война.
В Беларуси 20 из 187 музеев посвящены исключительно истории Второй мировой войны, а также во всех музеях краеведения обязательно есть секция, посвященная Великой Отечественной войне.
Таким образом, нынешняя социально-политическая система прилагает значительные усилия по защите советского видения войны.
МАРГИНАЛИЗАЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Официальная интерпретация истории Второй мировой войны является доминирующей в Беларуси, однако не единственной. Существуют альтернативные интерпретации, вытесненные на периферию социального и исторического дискурса.
Чтобы защитить альтернативные версии войны, нужно иметь альтернативные социальные ресурсы. Только те, кто имеет возможность проводить исторические исследования в учреждениях, расположенных за пределами
Беларуси, таких как Европейский университет, Независимый институт социально-экономических и политических исследований, Белорусский институт стратегических исследований, находящихся в Вильнюсе, могут позволить себе несогласие с официальной версией войны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память о Второй мировой войне делится на две конкурирующие интерпретации: националистическую и советскую.
В современной белорусской историографии существует явный дисбаланс между историческими повествованиями в пользу советского доктринального и догматического повествования.
Советская историческая догма и ее краеугольный камень - прославление Второй мировой войны - вытеснила другие исторические интерпретации. Таким образом, идея белорусской национальной идентичности основана на негативной и разрушительной памяти о войне. Память о прошлом, основа национальной идентичности, должна иметь открытый, мирный, плюралистический и дискурсивный характер8. Нынешнее определение белорусской идентичности не может быть устойчивым, потому что оно основано на памяти о сложном событии, вокруг которого нет консенсуса в обществе, - на памяти о Второй мировой войне.
1 Marples D. A Denationalized Nation. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1999.
2 Lindner R. Historiker und Herrschaft. Nationsbuildung und Geschichtspolitik in Weißrußland im 19 und 20 Jahrhundert. München: R. Oldenbourg Verglag, 1999.
3 Карбалевт В. Беларуси феномен трансфармацыйнага грамадства // Грамадзянская альтэрна-тыва № 12, 1999.
4 Круглый стол «Реформа преподавания социально-исторических дисциплин в переходный период» // Преподавание истории в школе. № 3. 1991.
5 Абецадарск Л. Гксторыя БССР. Мшск: Народная асвета, 1968.
6 Лукашенко А. Исторический выбор Беларуси. Лекция президента Республики Беларусь в БГУ, 14.03.2003 // Минск: издательство БГУ, 2003.
7 Выступление А. Г. Лукашенко на торжественном собрании, посвященном 60-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. URL: http://www.president.gov.by/ press19315.html#doc (дата обращения: 11.05.2010).
8 Brubaker R. Au-delà de l'«identité» // Actes de la recherche en sciences sociales. №3(139). 2001. P. 66.