Постсоветские исследования. Т.4. № 2 (2021) КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Вторая карабахская война: кто на самом деле победитель?
М. М. Агазаде
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5129-5553, [email protected]
Аннотация. В статье дается краткий анализ последствий Второй карабахской войны, начавшейся 27 сентября 2020 г. и завершившейся 10 ноября 2020 г. подписанием совместного заявления президентами России и Азербайджана, В. Путиным и И. Алиевым, и премьер-министром Армении Н. Пашиняном. Актуальность темы исследования, прежде всего, связана с тем, что война коренным образом изменила геополитическую и геоэкономическую ситуацию в регионе Южного Кавказа, а также появились новые реалии и возможности для дальнейшего регионального сотрудничества. Цель статьи заключается в выявлении особенностей региональных измерений на Южном Кавказе. Методологическая основа исследования базируется на историко-аналитическом и сравнительном методах и на принципах научного познания, историзма, научной объективности и достоверности. В начале статьи указываются причины, повлиявшие на прекращение переговоров между Баку и Ереваном и начало боевых действий в Карабахе. Автор рассматривает факторы, определившие победу Азербайджана и поражение Армении в войне, также анализирует позицию России, Турции, Великобритании, Израиля, Франции и Ирана. В заключении делается вывод о том, что в условиях новых реалий, сформировавшихся на Южном Кавказе, решение вопросов по дальнейшему развитию региона теперь во многом зависит от России и Турции и отношений между ними.
Ключевые слова: Вторая карабахская война, Азербайджан, Армения, Россия, Турция, Великобритания, Израиль, Франция, Иран, Южный Кавказ.
The Second Karabakh War: who is the real winner?
Mirmehdi M. Aghazada RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5129-5553, [email protected]
Abstract. The article provides a brief analysis of the consequences of the Second Karabakh War, which began on September 27, 2020, and ended on November 10, 2020, with the signing of a joint statement by the Presidents of Russia and Azerbaijan, V. Putin and I. Aliyev, and the Prime Minister of Armenia N. Pashinyan. The relevance of the research topic is because the war has radically changed the geopolitical and geo-economic situation in the South Caucasus region, as well as new realities and opportunities for further regional cooperation have emerged. The purpose of the article is to identify the features of regional measurements in the South Caucasus. The methodological basis of the research is based on historical-analytical and comparative methods and the principles of scientific knowledge, his-toricism, scientific objectivity, and reliability. At the beginning of the article, the reasons that influenced the termination of negotiations between Baku and Yerevan and the beginning of hostilities in Karabakh are indicated. The author examines the factors that determined the victory of Azerbaijan and the defeat of Armenia in the war and analyzes the position of Russia, Turkey, Great Britain, Israel, France and Iran. In conclusion, it is concluded that in the conditions of the new realities that have formed in the South Caucasus, now the decision of issues on the further development of the region largely depends on Russia and Turkey, and the relations between them.
Keywords: The Second Karabakh war, Azerbaijan, Armenia, Russia, Turkey, Great Britain, Israel, France, Iran, South Caucasus.
Введение
Переговоры, проведенные после окончания Первой карабахской войны в 1994 г. в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ для разрешения конфликта, не дали результатов за прошедшие 26 лет, а наоборот еще больше обострили и без того несуществующие отношения между Азербайджаном и Арменией. Если предыдущие правительства Армении воздерживались от заявлений, которые бы раздражали азербайджанскую сторону, то с приходом к власти в 2018 г. Н. Паши-няна ситуация полностью изменилась. Так, танцы Пашиняна в городе Шуша, имеющем особое значение для азербайджанцев, его популистские высказывания типа «Карабах - это Армения, и точка»1 привели к полному прекращению переговорного процесса между Баку и Ереваном.
Автор данной статьи отметил в своей работе, опубликованной в 2019 г., что «Нагор-но-Карабахский конфликт обычно называют «замороженным конфликтом», но этот термин обманчив и потенциально опасен; фактически этот конфликт находится в моменте динамичных изменений и может в любой момент привести к возобновлению войны между Азербайджаном и Арменией» [Агазаде 2019: 1404]. Фактически, с начала 2019 г. можно было наблюдать, как стороны готовились к войне. Так, в конце марта 2019 г. во время визита в США министр обороны Армении Д. Тоноян объявил новую формулу «новая война за новые территории»2. Тем самым он планировал заручиться полной поддержкой армянского лобби в США в случае начала новой войны. Просчитав возможные варианты, азербайджанская власть в конце 2019 г.
1 Азербайджан связал начало конфликта с фразой «Карабах — это Армения» // URL: https://www.rbc.ru/politics/28/09/2020/5f71d1f99a794753 eadd17d0 (дата обращения: 01.03.2021).
2 Армения объявила формулу «новая война за новые территории» // URL: https://vestikavkaza.ru/news/Armemya-obyavila-formulu-novaya-voyna-za-novye-territorii.html (дата обращения: 01.03.2021).
объявила о проведении внеочередных парламентских выборов 9 февраля 2020 г.3 После выборов в конце февраля 2020 г. правительство Азербайджана пригласило оппозиционные партии к диалогу, и встречи были организованы с участием подавляющего большинства оппозиционных партий.
12 июля 2020 г. с целью захвата выгодных позиций на Товузском направлении азербайджано-армянской государственной границы армянская сторона предприняла попытку перейти в наступление с применением артиллерийского огня, но она была безуспешна4. 23 июля Вооруженные силы Армении начали учения с российскими военнослужащими в рамках Совместной системы противовоздушной обороны5. За этим последовал ряд военных учений в Азербайджане с участием вооруженных сил Азербайджана и Вооруженных сил Турции, продолжавшихся до начала сентября. В августе в направлении Геранбой-ского района линии соприкосновения диверсионно-разведывательная группа вооруженных сил Армении попыталась совершить провокацию, но в результате принятых азербайджанской стороной мер диверсионная группа понесла потери и была отброшена, а командир группы старший лейтенант Г. Альберян был взят в плен6. Напряженность достигла своего пика в конце августа 2020 г., когда супруга премьер-министра Армении А. Хакопян обнародовала свое участие в нелегально орга-
3 В Азербайджане 9 февраля пройдут досрочные парламентские выборы // URL: https://centralasia.media/news:1583534 (дата обращения: 01.03.2021).
4 ВС Армении обстреляли село Товузского района из гаубицы // URL: https://az.sputniknews.ru/politics/20200713/424427892/VS -Armemi-obstrelyali-selo-Tovuzskogo-rayona-iz-gaubitsy.html (дата обращения: 01.03.2021).
5 В Армении начались учения с российскими военнослужащими // URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2020/07/23/14706619.sh tml?updated (дата обращения: 01.03.2021).
6 Офицер армии Армении взят в плен в зоне карабахского конфликта // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/353370/ (дата обращения: 01.03.2021).
низованных военных учениях на оккупированных территориях Азербайджана.
Учитывая вышеизложенные факты, можно отметить, что к сентябрю 2020 г. все условия для начала войны между двумя странами уже были созданы. Примечательно, что боевые действия между Арменией и Азербайджаном начались 27 сентября, то есть на следующий день после окончания военных учений "Кавказ-2020", проводимых в России.
Кто победители или проигравшие?
Ниже проведен краткий анализ по странам, сыгравшим ту или иную роль в ходе боевых действий, получившим выгоду или потерявшим позиции по окончании Второй карабахской войны.
Азербайджан
После подписания Бишкекского протокола в 1994 г. Азербайджан, потерявший 20 % своей территории в результате Первой карабахской войны [Колесниченко 2011: 63-64], вел долгосрочные дипломатические переговоры с Арменией в рамках различных международных организаций с целью выполнения резолюций Совета Безопасности ООН, призывающих к безоговорочному выводу оккупационных сил с азербайджанских земель 2010: 139]. С этой точки зрения нельзя дать положительную оценку деятельности Минской группы, так как переговоры, проводившиеся 26 лет под ее председательством, не дали результатов. Государства-
сопредседатели Минской группы являются постоянными членами СБ ООН, и, если бы они были заинтересованы в мирном разрешении конфликта в рамках международно признанных границ Азербайджанской Республики, они могли бы оказать давление на Армению, применить санкции. Но в течение 26 лет была лишь имитация переговоров, и тем самым Азербайджан, проигравшую сторону Первой карабахской войны, вынуждали принять новые реалии и считаться с ними.
Однако, Азербайджан, сделавший из ошибок Первой карабахской войны выводы, развивал свою военную промышленность за счет доходов от продажи энергоресурсов, закупал современное оружие у Израиля, Турции, России и Пакистана, а также укреплял
дипломатические связи с такими странами, как Великобритания и Италия. В отличие от Первой карабахской войны, внутри страны было создано национальное единство, благодаря чему во время Второй карабахской войны азербайджанский народ полностью поддерживал армию и правительство. Также в ходе войны президент Азербайджанской Республики И. Алиев, министр иностранных дел Д. Байрамов и помощник президента по вопросам внешней политики Х. Гаджиев регулярно давали интервью иностранным СМИ, доводя до сведения их телезрителям справедливую позицию Азербайджана по конфликту. Таким образом, в ходе 44-дневной войны Азербайджан одержал победу не только на поле боя, но и в информационной войне. Во время войны Азербайджан освободил от оккупации 5 городов, 4 поселка, 286 сел и азербайджано-иранскую границу, а согласно совместному заявлению от 10 ноября еще 3 города были возвращены Азербайджану до 1 де-кабря1. Кроме того, согласно совместному заявлению от 10 ноября 2020 г. «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России»2. Тем самым будет установлено прямое транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой, что и теоретически соединит Турцию с Центральной Азией через Нахичевань,
1 В Азербайджан учрежден День Победы // URL: https://www.aa.com.tr/m/азербайджан-борьба-за-целостность/в-азербайджан-учрежден-день-победы/2062911 (дата обращения: 01.03.2021).
2 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384 (дата обращения: 01.03.2021).
остальную часть Азербайджана и Каспийское море1.
В целом Азербайджан вышел победителем из Второй карабахской войны [В^т 2020: 17], и азербайджанская армия своей храбростью на поле боя опровергла надуманные выражения типа «азербайджанцы не могут воевать», «азербайджанцы не воины, а торговцы» и т.п.
Россия
Выбор прозападного внешнеполитического курса Н. Пашиняном, ставшим премьер министром в 2018 г., арест бывших представителей власти, имеющих хорошие связи с Москвой, и сожжение российского флага на улицах Еревана привели к ухудшению российско-армянских отношений за последние 2 года. В результате, после начала войны премьер-министр Армении почти каждый день звонил президенту Российской Федерации, и по российскому государственному телеканалу показывали, что В. Путин даже не берет труб-ку2. Фактически официальная Москва, занимая нейтральную позицию в ходе войны, оказывала дипломатическую поддержку Азербайджану. Следует также отметить, что В. Путин неоднократно в своих выступлениях заявлял, что «...с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики»3.
Хотя Соединенные Штаты и Франция предприняли некоторые попытки остановить войну, они не увенчались успехом. Только
1 De Waal T. A Precarious Peace for Karabakh // CARNEGIE MOSCOW CENTER URL: https://carnegie.ru/commentary/83202 (дата обращения: 01.03.2021).
2 Peringek M. Karabag zaferinin stratejisi ve arka plani // Independent Turkge. URL: https://www.indyturk.com/node/270996/t%C3%BCrki%C C%87yeden-sesler/karaba%C4%9F-zaferinin-stratejisi-ve-arka-plan%C4%B 1 (дата обращения: 01.03.2021).
3 Путин снова подчеркнул: Нагорный Карабах и все
прилегающие к нему районы - неотъемлемая часть Азербайджана // URL: https://moscow-baku.ru/news/politics/putin_snova_zayavil_nagornyy_kara bakh_i_vse_prilegayushchie_k_nemu_rayony_neotemlema ya_chast_azerbay/ (дата обращения: 01.03.2021).
при посредничестве России война была остановлена, и между Азербайджаном и Арменией было подписано заявление о прекращении огня. Тем самым Россия в очередной раз продемонстрировала, что имеет решающее слово в армяно-азербайджанском конфликте. Кроме того, согласно подписанному заявлению, с размещением в Нагорном Карабахе 1960 российских миротворцев Москва фактически взяла данный регион под свой полный контроль. Несомненно, Россия сделала впечатляющий дипломатический ход, но также взяла на себя большую ответственность4. Таким образом, можно с полной уверенностью отметить, что Россия является одной из стран, получивших большую выгоду от результатов Второй карабахской войны.
Турция
Турецкая Республика является первым государством, признавшим независимость Азербайджанской Республики в 1991 г. [Ибрагимов 2011: 18]. Начиная с 1990-х гг., исходя из концепции «одна нация - два государства» [ЬаЛепко 2020: 2], Турция начала оказывать поддержку Азербайджану, играя важную роль как в развитии азербайджанской военной промышленности, так и в подготовке азербайджанской армии, отвечающей современным стандартам. В этом контексте «Турция является важнейшим партнёром Азербайджана в военной сфере» [Пестрецов, Бабиров 2017: 106]. Несмотря на то, что в ходе Второй карабахской войны турецкие официальные лица неоднократно заявляли, что «Турция готова предоставить свои войска, но если попросит об этом Азербайджан» [Юматов, Сивина 2020: 967], Баку каждый раз отказывался от военной поддержки Анкары. Однако открытая дипломатическая поддержка Баку со стороны Анкары с первого дня войны сыграла особую роль в победе Азербайджана в дипломатической войне с Арменией. С другой стороны, значительное развитие российско-турецких отношений в последние годы также
4 De Waal T. A Precarious Peace for Karabakh // CARNEGIE MOSCOW CENTER URL: https://carnegie.ru/commentary/83202 (дата обращения: 01.03.2021).
сыграло свою роль в разрешении конфликта в пользу Азербайджана.
В период войны эффективное использование Азербайджаном оружия, закупленного у Турции, повысило интерес других стран к продукции турецкой военной промышленности, и в результате увеличилось количество покупателей турецкого оружия. Согласно заявлению от 10 ноября, начал свою деятельность Совместный российско-турецкий центр по мониторингу режима прекращения огня в азербайджанском городе Агдам 30 января 2021 г.1 Тем самым Турция укрепила свое растущее влияние на Южном Кавказе [КигЬап 2020: 29]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Турция также является одной из стран, получивших выгоду от результатов Второй карабахской войны.
Великобритания
Великобритания, отстаивая справедливую позицию Азербайджана в 44-дневной войне, поддерживала его территориальную целостность. Проект заявления СБ ООН, подготовленный по поручению председателя Совета безопасности в связи с армяно-азербайджанским конфликтом и направленный против Азербайджана, не был принят именно благодаря вето Великобритании. Этим шагом английское правительство выразило полную дипломатическую поддержку Азербайджану. А после окончания войны правительство Азербайджана пригласило представителей Великобритании для восстановления освобожденных территорий. 9 февраля 2021 г. президент Азербайджана принял государственного министра по делам европейского соседства и Америки Соединенного Королевства Венди Мортон, выразил удовлетворение двусторонними отношениями и поблагодарил Соединенное Королевство за дипломатическую поддержку Азербайджану2.
1 Стартовала работа российско-турецкого центра мониторинга по Карабаху // URL: https://russian.rt.com/ussr/news/827256-centr-turriya-rossiya-start (дата обращения: 01.03.2021).
2 Prezident: "Britaniyamn Azarbaycana qoydugu investis-iyalar ölkani müasirbijdirmaya gox kömak edib" // URL: https://report.az/xarici-siyaset/prezident-britaniyadan-azerbaycana-qoyulan-investisiyalar-olkeni-
Несомненно, Великобритания, оказывая поддержку Азербайджану во время войны, находясь рядом с победителем, повысила свою репутацию на Южном Кавказе.
Израиль
Исторически азербайджанский и еврейский народы имели хорошие связи, придавали большое значение развитию межнациональных отношений. После восстановления государственной независимости в 1991 г. Израиль стал одним из первых государств, признавших независимость Азербайджана, и в последующие годы межгосударственные отношения развивались во всех сферах, в частности, в энергетической и военной. С одной стороны, современное оружие, закупленное Азербайджаном у Израиля, сыграло важную роль на поле боя во время Второй карабахской войны, а с другой стороны, благодаря поддержке, оказываемой еврейским лобби в США и других западных странах, Баку удалось одержать победу в информационной войне над Ереваном. Следует также отметить, что многие молодые представители еврейской общины, проживающие в Азербайджане, добровольно отправились на фронт сразу после начала войны и проявили мужество в боях. В результате Израиль еще больше повысил свою репутацию в Азербайджане.
Армения
Несомненно, выбор Н. Пашиняном прозападного внешнеполитического курса после прихода к власти не отвечал национальным интересам России, охраняющей государственные границы Армении. Не секрет, что Армения во всех сферах, особенно в энергетической и военной, находится в зависимости от России. Неудивительно, что проведение Н. Пашиняном политики, направленной на западные страны, в частности на Францию, обострило отношения между Ереваном и Москвой. Начатая на фоне этой напряженности с Россией война с Азербайджаном на самом деле не отвечала национальным интересам армянского государства. Однако, с одной стороны, такие причины, как недооценка Ар-
muasirlesdirmeye-cox-komek-edib/ (дата обращения: 01.03.2021).
менией азербайджанской армии, уверенность в силе армянского лобби, надежда на помощь некоторых стран, а с другой стороны, полуразрушенное состояние экономики страны, отсутствие национального единства армянского народа, недостаточное развитие военной сферы, и в целом несоответствие армянской армии современным стандартам привели к тяжелому поражению Армении в войне. Следует также отметить, что предоставление армянским правительством в ходе войны своему народу ложной информации о боевых действиях стало основной причиной роста напряженности внутри страны после окончания войны. В результате Армения потерпела полное поражение в войне. Однако, согласно подписанному заявлению, транспортные связи между Россией и Арменией, планируемые через территорию Азербайджана, могут способствовать возрождению экономики Армении в будущем.
Франция
С первого дня войны официальный Париж неоднократно призывал стороны прекратить боевые действия, но Баку и Ереван на это не реагировали. Следует отметить, что, хотя и Франция является одним из сопредседателей Минской группы, как до войны, так и в ходе боевых действий, французские официальные лица выступали с заявлениями в поддержку Армении, и это, естественно, не соответствовало посреднической миссии страны-сопредседателя Минской группы, созданной для разрешения конфликта. Поражение Армении в войне привело к серьезному ослаблению репутации поддерживающей ее Франции на Южном Кавказе и нанесло удар по геостратегическим интересам Парижа в данном регионе. Официальный Париж, вновь планирующий проводить активную политику на Южном Кавказе, четко выразил свое недружественное отношение к Баку проектом резолюции Сената Французской республики о признании «Нагорно-Карабахской республики», принятым 25 ноября 2020 г1. На самом деле
1 Статус Нагорного Карабаха: Баку спорит с сенатом Франции // URL:
принятие этой резолюции является ярким примером неуважения Францией территориальной целостности Азербайджанской Республики, признанной в рамках норм международного права. В таком случае Франция вообще не имеет права быть сопредседателем Минской группы, и должен быть рассмотрен вопрос об ее исключении из этой группы.
Иран
Прежде всего, следует отметить, что Иран долгие годы был заинтересован в сохранении статус-кво в Нагорно-Карабахском конфликте, что отвечало национальным интересам страны. В целом существовало мнение, что, используя шиитский фактор в отношении Азербайджана и торгово-экономические факторы в отношении Армении, официальный Тегеран имеет возможность влиять на Баку и Ереван. Однако в ходе войны стало ясно, что такие рычаги для прекращения войны не работают. Напротив, Тегеран серьезно был обеспокоен тем, что азербайджанцы, проживающие в Иране, численность которых достигает до 26 млн. чел. [Агазаде 2019: 70], организовали в ходе боевых действий митинги в ряде городов Ирана в поддержку своих северных соотечественников. Тем самым оказалось, что на самом деле маленький Азербайджан имеет возможность повлиять на внутреннюю ситуацию в Иране. Однако, азербайджанские официальные лица, как перед началом войны, так и во время войны, и после ее окончания неоднократно заявляли, что Азербайджан не вмешивается во внутренние дела других стран.
Что касается репутации Ирана на Южном Кавказе, она существенно ослабела к концу 2020 г. Это связано с тем, что, с одной стороны, Исламская республика фактически осталась в стороне от всех процессов2, происходящих между Азербайджаном и Арменией, с другой стороны, Турция, ее исторический соперник, усилила свое влияние в регионе, тем самым подняв пантюркский дух среди тюрко-
https://www.gazeta.ru/politics/2020/11/25_a_13375183.sht т1 (дата обращения: 01.03.2021).
2 Несмотря на то, что Иран попытался взять на себя роль посредника в ходе боевых действий, она не была успешной, как и во время Первой карабахской войны.
язычных народов Ирана и Кавказа. Чтобы восстановить утраченную репутацию, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в конце января 2021 г. осуществил визиты в Баку, Москву, Ереван, Тбилиси и Анкару с целью продвижения формата 3+3 «Кавказской платформы», выдвинутой лидерами Турции, России и Азербайджана1. Таким образом, сложившаяся ситуация подталкивает Тегеран к принятию новых реалий и активным действиям в данном регионе. В противном случае Иран утратит оставшееся влияние на Южном Кавказе.
Заключение
В заключении можно сделать выводы о том, что победа Азербайджана во Второй карабахской войне не только изменила геополитическую и геоэкономическую атмосферу на Южном Кавказе, но также способствовала началу формирования нового баланса сил в данном регионе. Если до начала войны страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ в целом пытались сохранить статус-кво, то теперь ситуация полностью изменилась - решение вопросов по дальнейшему развитию региона во многом зависит от России и Турции и отношений между ними. Но без сомнений можно сказать, что Великобритания и Израиль находятся среди стран, получивших выгоду по результатам войны, отвечающим их национальным интересам. В отличие от них Франция и Иран находятся в «клубе проигравших». А что касается Армении, она потерпела полное поражение.
1 Иран-Грузия: всегда ли 3+3=6? // URL: https://www.ekhokavkaza.cOm/a/31076522.html (дата обращения: 01.03.2021).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агазаде М. Нагорно-карабахский конфликт в рамках национальных интересов Ирана // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1402-1410.
Агазаде М. Вопрос о статусе азербайджанских тюрков в Иране // Вопросы истории. 2019. № 4. С. 67-75.
Ибрагимов Р. Турецко-азербайджанские отношения и политика Турции на Центральном Кавказе // Кавказ и глобализация. 2011. Т. 5. Вып. 3-4. С. 17-23.
Колесниченко М.А. Азербайджан в системе международных отношений // Вестник СПбГУ. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 3. 63-69.
Пестрецов А.Р., Бабиров И.М. Азербайджано-турецкие отношения: достижения и проблемы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41). С. 104-110.
Юматов К.В., Сивина К.Н. Азербайджано-турецкое взаимодействие в контексте международных отношений на Южном Кавказе (1992-2020 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 20. № 4. С. 963-971. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-4-963-971.
REFERENCES
Aghazada, M.M. (2019). The Nagorno-Karabakh Conflict within the Framework of Iran's National Interests. Post-Soviet Studies, 2 (6), 1402-1410. (In Russian).
Aghazada, M.M. (2019). The Problem of the Status of Azerbaijani Turks in Iran. Questions of History, 4, 67-75. (In Russian).
Bilgin, M. (2020). Karabag Zaferine Giden Süre9 ve Jeopolitik Sonu9lari Karabag Zaferi. In: Aydinli, I., Demir, I. (Eds.). Kafkasya'da Yeni Dengelerden Türk ve islam Dünyasinda Yeni i§birligi Modeline. Ankara: Ankara Yildirim Beyazit Üniversitesi. P. 14-19.
Ibragimov, R. (2011). Turkish-Azerbaijani Relations and Turkey's Policy in the Central Caucasus. The Caucasus & Globalization, 5 (3-4), 17-23.
Isachenko, D. (2020). Turkey-Russia Partnership in the War over Nagorno-Karabakh. SWP Comment, 53, 1-4. URL: https://www.swp-
berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2020C53_NagornoKarabakh.pdf.
Kolesnichenko, M. A. (2011). Azerbaijan in the System of International Relations. Bulletin of St. Petersburg State University. Series 6. Philosophy. Culturology. Political science. Right. International Relationships, 3, 63-69.
Kurban, V. (2020). Tarihi ve Güncel Boyutlari ile Karabag. In: Aydinli, I., Demir, I. (Eds.). Kafkasya'da Yeni Dengelerden Türk ve islam Dünyasinda Yeni i§birligiModeline. Ankara: Ankara Yildirim Beyazit Üniversitesi. P. 20-33.
Pestretsov, A.R. & Babirov, I.M. (2017). Azerbaijani-Turkish Relations: Achievements and Problems. Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, 1 (41), 104-110.
Ruintan, K. (2010). Dagliq Qarabag problemi va iran islam Respublikasi. Tarix vd onun problemldri, 4. 138-147.
Yumatov, K.V. & Sivina, K.N. (2020). Azerbaijan-Turkey Interaction in the Context of International Relations in the South Caucasus (1992-2020). Bulletin of the Kemerovo State University, 20 (4), 963-971. DOI: 10.21603 / 2078-8975-2020-22-4-963-971.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Агазаде Мирмехти Миркамил оглы, Mirmehdi M. Aghazada, PhD in History,
к.и.н., ассистент кафедры теории и истории assistant of the Department of Theory and His-
международных отношений РУДН. tory of IR of the RUDN University.