Научная статья на тему 'ВТО и Высшее образование'

ВТО и Высшее образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аветисян П. С.

Problems of education globalization and inclusion of educational service into the sphere of the WTO (World Trade Organization) on the General Agreement on Trade Service (GATS) and consequences of this initiative for educational institutions in the whole world are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВТО и Высшее образование»

5. Повторение должно стать необходимым условием на пути к устойчивому развитию: «повторение - мать учения». Это означает отмену или запрет так называемых «зачетов-автоматов», которые экономически выгодны всем участникам учебного процесса, но препятствую переходу к устойчивому развитию;

6. Общность подхода к построению модели образования для устойчивого развития позволяет распространить ее и на остальные процессы, включая экономические, экологические и социальные;

7. Именно информационный подход, базирующийся на раскрытии неопределенности, открывает эмерджентную основу для целостного взгляда на окружающий человека мир и общество.

8. Этот целостный взгляд человека, вдруг обнаружившего свою и мира предрасположенность к перманентному и творческому раскрытию неопределенности, следуя терминологии, принятой в науке и технике [6], может быть назван креативно-пропенситивным.

Литература

1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - Т.1. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. - С. 19.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 1996.

3. Канаев Н.М. «От экологического образования к образованию в интересах устойчивого будущего». -М.: МЦОС, 1999.

4. Самсонов А.Л. Формула современного дуализма// Экология и жизнь, . -2006. -№ 3. - С. 10.

5. Мунин П.И. Нелинейность бита // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Первая международная научно-практическая конференции. Симпозиум «Синергетика в решении проблем человечества XXI века: диалог школ» . - М.: Проспект, 2004. - Т. III. -Ч.2. - С. 148-152.)

6. Чайковский Ю.В. Картины мира и познавательные модели// М.: Экология и жизнь, . - 2006. -№ 6. -С. 12.

ВТО И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

П.С. Аветисян, к.ф.-м.н., проректор, Тел.: (374 10) 26-28-11, (374 10) 63-42-19, E-mail: pavetisyan@rau.am Российско-армянский университет http://www.rau.am

Problems of education globalization and inclusion of educational service into the sphere of the WTO (World Trade Organization) on the General Agreement on Trade Service (GATS) and consequences of this initiative for educational institutions in the whole world are considered in the article.

Мобилизация программ и мобилизация учреждений в сфере высшего образования попали в сферу внимания Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входит

148 стран. Это еще одно свидетельство влияния глобализации на образование, когда предоставление услуг в сфере высшего образования будет регулироваться Генеральным Соглашением по Торговле ус-

лугами (GATS), в котором впервые будет сконцентрировано внимание только на торговле услугами, а не товарами. Задача ВТО состоит в обеспечении доступности и качества образовательных услуг для их потребителей с одной стороны, и с другой, в обеспечении гарантий образовательным учреждениям, реализующим мобильные программы и открывающим свои кампусы за рубежом (мобильность учреждений).

Термин «оказание образовательных услуг» является новым понятием в сфере образования. Напомним, что основными функциями образования считаются: экономические, социальные, гуманитарные и культурные функции. Предоставление образова-

тельных услуг имеет «более узкий смысл. Оно относится к предоставлению курсов и программ либо в своей стране, либо в другой стране, либо при помощи различного рода новых провайдеров, о которых речь шла выше[1]. В Кодексе образцовой практики для транснационального образования дается следующее определение образовательных услуг: «Любая учебная программа, курс обучения или части курса обучения, которые после их успешного завершения ведут к получению квалификации. К ним также относятся такие услуги, как подготовительные/вводные модули, облегчающие доступ к курсам обучения, или обучающие модули, повышающие уровень профессионального развития»[2].

Образовательная услуга имеет ряд специфических особенностей и «может быть отнесена к сфере услуг условно в силу ряда присущих ему принципиальных отличий от классического понимания традиционных услуг»[3]:

• «чрезвычайная сложность

• по своей структуре,

• содержанию,

• субъектам,

• межсубъектным отношениям и взаимодействиям,

• организации,

• широте и продолжительности, а также

• по результативности влияния на общественные отношения;

• значительное разнесение во времени непосредственной деятельности по оказанию «образовательных услуг» и «результативного» эффекта;

• обязательность активного участия и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для получения существенного результата;

• куммулятивность проявления результата;

• длительность проявления результата оказания «образовательной услуги»;

• необходимость непрерывности осуществления процесса для получения максимального «результативного» эффекта;

• направленность результата преимущественно на удовлетворение непосредственных потребностей третьих лиц по отношению к процессу - работодателей, а через это опосредовано - на повышение цены труда носителя результата».

По мнению Дейла Б. Хонека, торговля образовательными услугами имеет широкую

перспективу. «Торговля услугами является уникальным бизнесом, поскольку в отличие от торговли товарами она имеет (по крайней мере, с точки зрения Всемирной торговой организации) четыре «способа доставки», в том числе:

1. поставка услуг за рубеж. Большая часть торговли товарами происходит именно таким образом. Факт торговли существует в том случае, когда товар перемещается через границу между государствами от того места, где он был произведен, до того места, где он будет потребляться. Торговля услугами включает использование телефонной связи, почты или факсимильного аппарата с целью предоставления образовательных консультационных услуг. Конечно, в связи с колоссальным ростом связи через Интернет возможности по предоставлению услуг за рубеж расширились весьма существенно;

2. потребление услуг за границей. Данное действие имеет место, когда услугой пользуются за границей, например студенты проходят обучение за рубежом. Другие примеры — международный туризм и лечение за границей;

3. коммерческое (торговое) присутствие. Торговля услугами традиционно происходит именно таким способом. Она осуществляется через частные фирмы, совместные предприятия и другие юридические лица. Следует заметить, что в то время как вопросы привлечения инвестиций приводят к серьезным спорам при торговле товарами, в торговле услугами существенный прогресс с помощью Генерального соглашения о торговле услугами в отношении как развитых, так и развивающихся стран уже достигнут;

4. поездки физических лиц. Этот вид торговли услугами связан с временными выездами физических лиц с целью предоставления услуг на территориях иностранных государств. Однако ввиду несовершенства иммиграционных законов перемещение лиц с целью предоставления услуг за границей весьма ограничено, особенно в отношении профессионалов, работающих самостоятельно, и представителей неквалифицированных (или полуквалифицированных) профессий [4]».

Специфические особенности образовательной услуги и противоречия системы правоотношений между субъектами образовательного процесса и системой общественного использования результативного эффекта образовательной услуги порождают критическое отношение к инициативам ВТО. В

отношении обеспечения доступности и качества образовательных услуг, регулируемых GATS, академическое сообщество во всем мире и студенческие союзы высказывают целый ряд опасений. К примеру, наиболее авторитетная часть академического сообщества, включая и Американский совет по образованию, не участвует «в этом начинании, поскольку инициатива WTO несет в себе определенную угрозу... - пишет Ф. Альтбах, директор Центра международного высшего образования, - подлинной революции в высшем образовании, которая потенциально означает, что в нашем понимании роли университета произойдут глубокие перемены. Последствия этой революции огромны и пока не достаточно изучены»[5].

Основные опасения академической общественности сводятся к следующим моментам:

• введение национального и институционального контроля и регулирования в образовательной сфере со стороны правительств;

• угроза традиционным идеалам университета: независимости университетов и академической свободе профессорско-преподавательского состава;

• сокращение бюджетных ассигнований на высшее образование;

• ликвидация бесплатного образования.

Основные опасения со стороны национальных государств:

• утрата суверенного права правительств определять собственную образовательную политику;

• утрата позиций национальных университетов при высокой конкуренции с организациями-провайдерами образовательных услуг.

Несмотря на то, что дискуссии вокруг GATS продолжаются, хотелось бы высказать некоторые соображения в отношении вышеуказанных опасений.

По нашему мнению, влияние ВТО на национальные системы образования будет зависеть только от тех обязательств, какие возьмут на себя национальные государства. Сектор бесплатного образования ВТО не затрагивается. Если страны сами не изъявят

желание отказаться от государственного финансирования системы образования (чего и не произошло), то ВТО не будет включать это положение. В свете дискуссий о платном и бесплатном образовании и необходимостью разграничения международного образования и торговли услугами в сфере образования появился термин «некоммерческой интернационализации»^].

Реальные проблемы в отношении доступности образования в рамках GATS существуют для стран переходного периода, использующих жесткие модели, обеспечивающие экономический рост. Как отмечает Джеффри Олдермен в статье «Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса», в этом случае «национальные системы высшего образования играют основную роль как провайдеры высококвалифицированной рабочей силы. Студентов «поощряют» к изучению одних дисциплин, - возможно, материальными стимулами - и препятствуют изучению ими других. Вторжение иностранных университетов может угрожать подрывом таких моделей, предоставляя студентам выбор в получении высшего образования, хотя национальные правительства предпочли бы, чтобы его вовсе не было. Правительство Индии, например, предприняло решительные действия по ограничению притягательности академических степеней (в плане возможности трудоустройства), присвоенных любыми, пусть даже элитарными, иностранными высшими учебными заведениями[7].

Отношение к ГАТС в разных странах неоднозначное и зависит оно от целого ряда факторов: от опыта в области экспорта образовательных услуг, количества студентов, обучающихся за рубежом и в собственных университетах и др. В настоящее время, крупные поставщики образовательных услуг Новая Зеландия и Австралия, приняли на себя обязательства по образовательным услугам. Частичные обязательства по образовательным услугам принял на себя Китай. Развивающиеся страны в основном занимают выжидательную позицию и еще не сформировали свою позицию в отношении ГАТС.

Литература

1. Глоссарий, http://www.msses.ru

2. Кодекс образцовой практики для транснационального образования, http://www.msses.ru

3. Бочков В.Е. Отраслевые признаки и характеристики экономики системы открытого образования и особенности нормативно-законодательного регулирования применения дистанционных образовательных технологий. // Модернизация профессиональной подготовки молодежи в системе учреждений обра-

зования: Материалы Всеросс. научн.-практич. конф: В 2-х ч. - Ч.1.(26-27 февраля 2004) // Под ред. В.Г. Тимирясова. - Москва-Казань: Таглимат (ИЭУиП). - 264 с. - С. 147-156.

4. Хонек Д.Б. Услуги 2000: образование и обучение // Высшее образование в Европе. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствийю. - 2000. - №3. - Т. ХХУ. - http: www.aha.ru/~moscow64/educational_book/ educational.../honeck.th 56. Альтбах. Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации // Alma Mater, 2001, №6. - С 39.

6. http://msses.ugworld.net

7. Джеффри Олдермен. Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса // Высшее образование в Европе. -2001. - № 1. - Т. ХХУ1, -http: www.aha.ru/~moscow64/educational_book/ educational

ПОСТРОЕНИЕ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

А. Д. Абакумов, методист, учитель, Тел.: 8(39197)94237, E-mail: andrew@shk.k26.ru; abakumov_ad@mail.ru Межшкольный методический Центр Школы космонавтики Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов Педагогический Центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики», г. Железногорск, Красноярский край

The article focuses on development conditions of regional civil identity in the context of computerized education, that is school involvement in social partnerships (on the example of the corporation «Economy of knowledge») and existence of several initiators of computerization in local community.

что одним из принципиальных моментов в стратегии информатизации является переход от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом. На наш взгляд, ИКТ-образование, при соблюдении определенных условий, способно превратиться в фактор развития гражданского общества и демократического государства.

Такими условиями, во-первых, является включенность школы в социальные партнерства, а во-вторых, существование нескольких инициаторов информатизации.

В настоящее время система образования остро нуждается в проектах и программах, направленных на «размыкание границ» самой системы и ее базовых институциональных форм, прежде всего, школ, вузов, учреждений дополнительного образования и т.д. Если система образования стремится стать современной, ей следует стать моделью, проектом гражданского информационного общества. При оценке реакции системы образования на информатизацию общест-

Образование, основанное на применении информационно -коммуникационных технологий (ИКТ-образование), стремительно развивается в контексте глобализации мирового сообщества. При этом ИКТ-образование обладает сходными с процессом глобатизации характеристиками: комплексностью социальных изменений, доминированием глобальных культурных ценностей по отношению к локальным, конструированием новой социальной реальности. Так как современным ориентиром российской образовательной политики является гражданское информационное общество, конструирование новой социальной реальности становится необходимым условием общественного развития. Важно также,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.