Научная статья на тему 'Построение новых институциональных моделей гражданского информационного общества как условие становления региональной гражданской идентичности'

Построение новых институциональных моделей гражданского информационного общества как условие становления региональной гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумов А. Д.

The article focuses on development conditions of regional civil identity in the context of computerized education, that is school involvement in social partnerships (on the example of the corporation «Economy of knowledge») and existence of several initiators of computerization in local community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение новых институциональных моделей гражданского информационного общества как условие становления региональной гражданской идентичности»

зования: Материалы Всеросс. научн.-практич. конф: В 2-х ч. - Ч.1.(26-27 февраля 2004) // Под ред. В.Г. Тимирясова. - Москва-Казань: Таглимат (ИЭУиП). - 264 с. - С. 147-156.

4. Хонек Д.Б. Услуги 2000: образование и обучение // Высшее образование в Европе. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствийю. - 2000. - №3. - Т. ХХУ. - http: www.aha.ru/~moscow64/educational_book/ educational.../honeck.th 56. Альтбах. Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации // Alma Mater, 2001, №6. - С 39.

6. http://msses.ugworld.net

7. Джеффри Олдермен. Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса // Высшее образование в Европе. -2001. - № 1. - Т. ХХУ1, -http: www.aha.ru/~moscow64/educational_book/ educational

ПОСТРОЕНИЕ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

А. Д. Абакумов, методист, учитель, Тел.: 8(39197)94237, E-mail: andrew@shk.k26.ru; abakumov_ad@mail.ru Межшкольный методический Центр Школы космонавтики Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов Педагогический Центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики», г. Железногорск, Красноярский край

The article focuses on development conditions of regional civil identity in the context of computerized education, that is school involvement in social partnerships (on the example of the corporation «Economy of knowledge») and existence of several initiators of computerization in local community.

что одним из принципиальных моментов в стратегии информатизации является переход от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом. На наш взгляд, ИКТ-образование, при соблюдении определенных условий, способно превратиться в фактор развития гражданского общества и демократического государства.

Такими условиями, во-первых, является включенность школы в социальные партнерства, а во-вторых, существование нескольких инициаторов информатизации.

В настоящее время система образования остро нуждается в проектах и программах, направленных на «размыкание границ» самой системы и ее базовых институциональных форм, прежде всего, школ, вузов, учреждений дополнительного образования и т.д. Если система образования стремится стать современной, ей следует стать моделью, проектом гражданского информационного общества. При оценке реакции системы образования на информатизацию общест-

Образование, основанное на применении информационно -коммуникационных технологий (ИКТ-образование), стремительно развивается в контексте глобализации мирового сообщества. При этом ИКТ-образование обладает сходными с процессом глобализации характеристиками: комплексностью социальных изменений, доминированием глобальных культурных ценностей по отношению к локальным, конструированием новой социальной реальности. Так как современным ориентиром российской образовательной политики является гражданское информационное общество, конструирование новой социальной реальности становится необходимым условием общественного развития. Важно также,

венной жизни нужно исходить не из сиюминутных потребностей, что может привести к техническому отставанию, а опираться на модели желаемого будущего. Такой моделью может являться Муниципальный университет г. Железногорска, в будущем -партнер Национального университета, создаваемого в Красноярском крае. В сущности, деятельность местного сообщества по созданию Муниципального университета является закономерным продолжением создания Международной образовательной корпорации «Экономика знаний». Создание корпорации было инициировано Школой космонавтики в 2003 году. В корпорацию входят ведущие вузы Красноярска, предприятия Железногорска (ГХК, НПО ПМ), Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов, Педагогический Центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» и др.

Заметим, что термин «экономика знаний» используется для определения типа экономики, основывающейся на производстве, распределении и использовании знаний, инфраструктурой которой выступает всемирная информационная сеть. В сущности, в информационном обществе складывается новая парадигма экономического развития, которая заключается в создании и превращении знаний в товар. Данный процесс обусловлен их переводом в электронный вид и развитием коммуникаций. Новой образовательной парадигмой, соответствующей информационному обществу, является Е-1еагши§ - электронное обучение, основанное на комплексном использовании новых информационных и образовательных технологий. В сущности, новые институциональные формы, подобные Муниципальному университету, могут основываться только на Е-1еагшп§.

Корпорация «Экономика знаний» способствует образованию новой информационной структуры - единой информационной образовательной среды, которая характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми средствами представления и доставки информации потребителю, специализированными технологиями и средствами организации процесса обучения и контроля знаний учащихся, централизацией учебно-методического и лабораторного оснащения.

Корпорация «Экономика знаний» (а в будущем и Муниципальный университет) призваны способствовать формированию данной информационной структуры, так как обучающая среда, насыщенная ИКТ, является необходимым условием становления информационного гражданского общества. В свою очередь, обучающая среда является условием становления региональной гражданской идентичности: роста гражданской ответственности в местном сообществе, построению связей между властью и организациями гражданского общества.

Следует отметить также, что становление гражданского общества связано с существенными изменениями в общественном сознании, а образование можно рассматривать как мощную технологию, которая позволяет таких изменений добиться. Причем мы можем рассматривать становление ИКТ-компетенций как первый этап оптимизации системы общественных коммуникаций. Параллельно происходит построение системы социальных институтов, дающих возможность организовать оборот реальной и необходимой информации.

Информационно-коммуникационные технологии могут стать эффективным инструментом развития городского гражданского общества (соответственно, становления региональной гражданской идентичности) через привлечение горожан к активному участию в выработке стратегии развития, нахождении решений наиболее насущных задач, оценке качества управления городским сообществом. Так, благодаря складывающейся системе взаимодействия органов местного самоуправления, попечительских советов и профессиональных ассоциаций, -корпорация «Экономика знаний» призвана стать основой местного гражданского общества. Первым этапом может являться становление модели информационного открытого общества в корпоративной среде, а затем распространение этой модели на местное сообщество.

Процесс информатизации, таким образом, может стать, в свою очередь, катализатором демократизации посредством становления институтов гражданского общества. Соответственно, Школа космонавтики, являясь членом корпорации, постепенно трансформируется из института государственного в институт общественный. Действительно, школа способствует развитию гражданского информационного общества посредством осуществления образовательных

проектов на всех направлениях информатизации системы образования: от развития коммуникаций до апробации цифровых образовательных ресурсов и разработки новейших технологий дистанционного образования. Следует учитывать, что Межшкольные методические центры, созданные в Красноярском крае (и еще в шести регионах России) в рамках программы ИСО, могут играть роль катализаторов процессов информатизации в местных сообществах. Именно ММЦ способны организовать непрерывное ИКТ-образование (и не только педагогов). Отметим, что ММЦ Школы космонавтики разрабатывает новые параметры сетевых структур, которые станут основой взаимодействия школ края. В таком случае возможна трансляция опыта создания гражданских сообществ с использованием информационно-коммуникационным технологий.

Благодаря процессам информатизации и демократизации школы, субъектами образовательного процесса становятся не только учебные учреждения и организации, но и муниципалитеты, общественные организации, государственные и частные предприятия. В рамках этой совместной деятельности формируется заказ на образование. Соответственно, школа выступает как партнер местной власти и гражданского общества, вступая с ними в конструктивный диалог. Только в таком статусе школа выходит на уровень решения собственных проблем развития в контексте развития местного сообщества, а также получает возможность выполнять заказ субъектов социума.

Несмотря на то, что Корпорация «Экономика знаний» существует всего несколько лет, можно говорить об успешности проектов, реализованных в ее рамках. На проектных семинарах Корпорации стало возможным конструирование общественного заказа к образовательной деятельности, осуществляемой по развитию интеллектуальной одаренности учащихся Школы космонавтики. В свою очередь Школа космонавтики включила в свои образовательные программы учреждений те виды и формы деятельности, которые видятся членам партнерства в числе принципиальных по развитию их собственных интересов. Так в Школе космонавтики зародилась одна из форм предъявления результатов учебно-исследовательской деятельности - школьная научно-практическая конференция «Курчатовские чтения», участники которой широко представляют гео-

графию различных районов Красноярского края и других регионов России[1]. Отметим, что современная исследовательская деятельность школьников требует сформиро-ванности ключевых ИКТ-компетенций, и осуществляется исключительно в ИКТ-насыщенной среде.

Появление конференции «Курчатовские чтения», с одной стороны, обусловлено желанием администрации Горно-химического комбината вести широкую просветительскую деятельность среди молодежи и общественности Красноярского края в области применения в производстве современных радиационных технологий. С другой стороны, педагогический коллектив Школы космонавтики испытывал желание в появлении новой содержательной формы по организации учебной исследовательской деятельности школьников, усилению ее прикладного характера. Учащиеся, проявив себя в исследовательской деятельности в области ядерной физики, радиационных технологий, получают возможность выстраивания своей жизненной траектории (целевые поступления в вузы, сопровождение учащихся со стороны крупных предприятий, заинтересованных в молодых и перспективных специалистах).

В результате было разработано Положение конференции «Курчатовские чтения», учредителями которой стали Горнохимический комбинат и Школа космонавтики, и в течение 2003-2006 годов можно наблюдать динамику роста интереса к этой конференции, как со стороны талантливых молодых людей, так и со стороны администрации Красноярского края.

Таким образом, можно утверждать, что программы, проектируемые и реализуемые в рамках некоммерческого партнерства «Экономика знаний», являются взаимовыгодными для всех членов партнерства.

Развитие местного гражданского информационного сообщества осуществляется не только в процессе выстраивания связей на локальном уровне (включением школы в социальные партнерства на местном уровне), но и посредством включения в глобальное информационное сообщество. Участие школы (и, шире, образовательной корпорации, партнерства) в развитии местного гражданского общества превращается в необходимый компонент системы становления гражданского сознания не только юношества, но и всех членов сообщества. Фактически, формируется новое качество регио-

нальной гражданской идентичности.

Литература

1. Носков Н.Н., Сытникова С.В., Левченко М.И. Модель становления общественного управления образовательным учреждением в рамках некоммерческого партнерства

2. (http://www.cosmoschool.ru/metod_library/articles/)

ОТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В. В. Анненков, к. геогр. н., с. н. с.

Тел.: (495) 181-11-64, E-Mail: vann@mail.ru Институт географии Российской Академии наук http://igras.geonet.ru/igras/

For years of information of Russia arsenal ICT of which the interested person himself forms information culture for a trade and lives. On the experience the author discusses questions of becoming of information culture of the person.

Если взять вехой электронного обучения в России 2-й Конгресс ЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАТИКА», Москва, 1996 [1], то уже тогда информатика понималась с одной стороны как свод информационных технологий, с другой - как «информационная культура» [2]. За 10 лет информатика как область деятельности и соответствующий ей учебный предмет развивалась преимущественно технически и экстенсивно - через распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей, через появление и внедрение в образование нового программного обеспечения и технологий работы с информацией, через подготовку преподавателей информатики. Интеграция этих направлений в «информационную культуру личности» отставала от «гонки» новых технологий.

В ноябре 2006 г. на ежегодно проводимой конференции «Информационные технологии в образовании» отмечена противоречивость экстенсивного развития информатики как свода технологий без пересмотра ее концептуальных основ. Одна из таких основ (информационная культура личности как объединение традиционных и новых информационных и коммуникационных технологий в деятельности нашего современника)

обсуждалась в том же ноябре на конференции по программе ЮНЕСКО «Информация для всех» [3, 4].

Традиционные формы образовательного процесса в школьных классах, вузовских аудиториях, в читальных залах библиотек более десятилетия (а в мире и того более) дополняются самообразованием людей разного возраста в Глобальной Единой Образовательной Среде (ГЕОС). Эта среда включает не только «электронные ресурсы», но и фонды библиотек и музеев (многие из которых ныне преобразуются в «медиатеки» и отражены во всемирной паутине).

Главное богатство ГЕОС (которое нередко заслоняется технократическим взглядом на «современную образовательную среду») - это люди как носители разных этнических, профессиональных, социальных и других субкультур. Знать потенциальных партнеров в разных уголках мира - не менее (а возможно и более) важно, чем знать цифровые ресурсы «электронного обучения». На практике человеческая составляющая ГЕОС для индивида выступает как сетевые сообщества - форма социальной жизни, в которой мы в России делаем только первые шаги. Проблемам и технологиям самообразования в сетевых сообществах посвящена рассылка ССС - р (самообразование сетевых сообществ - рассылка) (content.mai1.ru/ pagesZp_21547.html).

В «образовательную среду» развития личности входят и земные ландшафты, в которых протекает жизнь человека. Наблюдаемые ландшафты как материализованная история хранят информацию о ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.