Научная статья на тему 'Приоритеты вузовского образования в эпоху электронных коммуникаций'

Приоритеты вузовского образования в эпоху электронных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты вузовского образования в эпоху электронных коммуникаций»

Приоритеты вузовского образования в эпоху электронных коммуникаций

О.В. Шлыкова

доктор культурологии, професор, заведующая кафедрой мультимедийных технологий и информационных систем МГУКИ

Существенные перемены в экономике, общественной жизни и культуре требуют трансформации системы подготовки специалистов, выработки и осуществления нового механизма вхождения в жизнь человека, обладающего необходимыми социальными и профессиональными качествами, которые дает ему образование. В настоящее время мы наблюдаем изменение парадигмы не только социальной жизни, но и парадигмы образования.

Образование становится таким социокультурным институтом, который должен и способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, таким образом, создав содержательную основу для перехода к принципу «образование для всех». Мультимедиа в системе образования - явление достаточно новое. Часто его рассматривают в структуре меди-аобразования, однако эти два феномена при имеющихся общих точках пересечения вполне самостоятельны. Медиаобразование в документах ЮНЕСКО понимается как обучение теории и практическим умениям овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как части специфической области в педагогической теории и практике. Медиаобразование отличают от средств массовых коммуникаций как вспомогательных средств в преподавании других областей знания. Начальный этап медиаобразования связывают с 1960-1970-ми гг., второй этап - 1980-ми гг. и третий этап называют мультимедийным медиаоб-разованием (с конца 1990-х гг.), он был вызван бурным развитием компьютерных технологий. Собственно, сочетание «мультимедиа в образовании» стало активно использоваться научными кру-

гами в конце 1990-х гг. В рамках международных конференций появились секции с таким названием. Например, с 1998 г. в рамках конференции «Электронные визуальные искусства» в Москве стала традиционной секция «Мультимедиа и образование» (названия секций менялись, отражая новые ракурсы осмысления темы и развития[1]). 10-летний опыт ее проведения показывает, что спектр проблем мультимедиа в образовании заметно расширился: от использования мультимедийных технологий в создании обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения благодаря использованию мультимедиа и ИКТ. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования. На это нацелены во многом создаваемые классы открытого доступа к Интернету, медиатеки, выступающие не просто «окнами», но и «распахнутыми воротами» в мир разнообразных культур. Они, с одной стороны, обеспечивают передачу накопленного объема знаний и переработку значительного объема информации. С другой - они представляют собой среду, максимально приближенную для ее использования в учебных и - шире - образовательных целях.

Важным условием реализации и воплощения мультимедиа в образовательном пространстве является наличие соответствующего оборудования и структурных подразделений. Например, медиатеки, кафедры и мультимедийных лабораторий, объединяющих все средства обучения и обеспечивающих в целом высокий уровень подготовки в области мультимедиа, необходимых для изучения и создания тематических видео- и аудиопро-ектов; перевода аудио- и видеоинформации в ЭВМ, ис-

пользования видео- и аудиоматериалов в учебной работе. Необходимо также иметь медиатеку, т.е. специальное подразделение библиотеки для накопления, хранения, систематизации различных видов образовательных ресурсов и обеспечения доступа к ним. В настоящее время ряд структур занимается также и разработкой собственных образовательных программ и авторских сред, позволяющих педагогу и студенту самому создавать проекты на основе мультимедийной технологии[2].

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного обучения, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Это всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения. В России с 1995 г. Министерством образования и науки предпринят ряд шагов для развития открытого образования. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования в будущем должны привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые станут реальной основой формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишен свободного доступа к образованию. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения происходит во всем мире. Является ли обучение в режиме онлайн решением вопроса? Согласно опросу SBC Internet Services, в котором участвовали взрослые американцы, использующие Интернет, по крайней мере, раз в неделю, более половины оценивают Сеть как лучший учебный и информационный ресурс. Только 19% респондентов сначала обращаются в традиционные библиотеки. Половина респондентов в возрасте от 25 до 44 лет и 41 % в возрасте от 18 до 24 лет назвали Интернет своей библиотекой (21% тинейджеров заявили, что Интернет - незаменимый ресурс). Почти все опрошенные американцы считают, что через десять лет Интернет будет важнейшим инструментом образования. По их мнению, Интернет - одна из ключевых точек образования, это новая, дешевая система коммуникаций, создающая новую среду общения. Эти данные подтверждают исследования ученых из Гарвардского университета: 5% опрошенных людей не могут жить без Интернета, 20% считают, что Интернет - это хорошо, 15% поддерживают идею Интернета, 55% ждут, что получится, и 5% заведомо уверены, что Интернет - это плохо[3]. Распространение широкополосного доступа в Интернет в школе дает надежду на естественное вхождение

будущих студентов в общевузовский процесс вирт\ лизации образования. Число колледжей, обладаюшщ лицензией на 100-процентное онлайновое обучений в 2002 г. выросло с 12% до 32%, по утверждению РЫ берта Такера, президента компании InterEd, которая отслеживает онлайновые программы образование Тем не менее далеко не все работодатели доверяют с лайновому образованию. Американская Ассоциацщ адвокатов, например, отказывается признать первый юридический факультет в Интернете, который подго| товил свой выпуск в ноябре 2002 г. Обучение на названном факультете на протяжении четырех лет сток: $28 000. Лекции поставляются в RealAudio, вопросг-обсуждаются в специальных чатах с профессорамс Но это не меняет отношение к образованию через I! тернет Ассоциации, считающей его фикцией[4]. Таким образом, появление виртуальных университе тов, школ без стен вызвало множество вопросов. Кг измерять эффективность обучения онлайн? Д1К, куссионной остается тема «виртуальных универс^ тетов» как новых глобальных учреждений Bbiciueri образования, которые постепенно вытеснят бо.~ , традиционные местные вузы. Другая возможное^ - взаимное дополнение двух форм, при этом традЦ ционные университеты должны стать основныз^ пользователями ИКТ.

Дистанционное обучение - это надежда или очковтир» тельство? Опасны ли для нас методики университета^ взятые в неизменном виде из мира бизнеса? Действе тельно ли университет должен двигаться к модели еЛ лучше управляемой корпорации, к бюрократичен ' структуре, борющейся на рынке с другими подобный изолированными бюрократическими структурами поисках потребителей образовательных услуг (т. е. дня гаться «от коллегиальной академии к корпоративно»^ предприятию»). Станут ли ученые предпринимателе ми («академическими капиталистами»)? Является i академическая деятельность все еще уникальной х^ нашей культуры, а глобализация «режимом правды новым фундаментализмом, влияние которого будет рй волюционным для высшего образования?

Эти вопросы ждут своего решения и дальнейшего обсуждения.

Знаток менеджмента Питер Друкер высказал пред положение, что университетские городки (кампус:, с постоянным проживанием в них студентов во вре мя учебы исчезнут в течение 30 лет. Более вероятнщ что последующие 30 лет будут потрачены на дебати и эксперименты с использованием различных «п» ридов» обучения: традиционного «лицом к лицу» с использованием новых технологий. Процесс пра| и ошибок уже идет в университетах во всем мире, будет осуществляться более интенсивно. С развитием возможностей интернет-обучешУ возник соблазн извлечения сверхприбыли из образования. Венчурный капитал (т.е. занимающий разработкой и внедрением нововведений) открмй

дистанционное обучение. Сейчас это большой бизнес. Уолл-стрит тратит огромные суммы на организацию слияния образования и Интернета. В рамках этой логики университет обречен стать местом для «продажи» своего образовательного «продукта», как бюрократическая образовательная корпорация. Неслучайны опасения многих специалистов и протесты против «макдональдизации» университетов. В этом смысле заслуживает внимания инициатива Массачусетского технологического института (МТИ) под названием OpenCourseWare (OCW), которая нацелена на то, чтобы остановить коммерциализацию онлайнового образования через Интернет. В МТИ намерены опубликовать посредством OCW все имеющиеся учебные курсы не только в текстовом формате, но и в формате потокового видео - лекции, семинары, эксперименты. «Я искренне считаю, что сейчас самый подходящий момент, когда наша миссия сможет существенно изменить образование, говорит исполнительный директор OCW. - Почему бы нам, вместо того, чтобы пытаться продать знания через Интернет, просто не отдать их всем желающим?»[5]. Проект зародился в то время, когда набирали силу два родственных Интернет-движения - дистанционное обучение и программное обеспечение с открытым исходным кодом. МТИ проводит параллель с моделью open-source, при которой исходный код ПО - как созданного энтузиастами, так и корпоративного - публикуется, разрабатывается и лицензируется бесплатно. «Мы боремся с коммерциализацией знаний точно так же, как участники проектов open-source борются с коммерциализацией ПО». МТИ отказался от выдачи своих дипломов по аналогичной бесплатной схеме. Университет настаивает на том, что материалы его онлайновых курсов - даже когда будут опубликованы все 2 ООО курсов - не способны заменить очного обучения в университете. Никаких онлайновых учебных групп тоже не будет. Учеба в вузе - это занятия в аудиториях и общение студентов с преподавателями, и ее нельзя сравнивать с простым чтением веб-страниц или загруженных материалов, и даже с просмотром видеозаписей лекций. Такой подход не мешает студентам получать все большую часть своего образования, оставаясь в собственной комнате, вместо того чтобы посещать лекции. «Я замечаю, что студентов на моих лекциях становится все меньше, - говорит профессор математики МТИ Джилберт Стрэнг, который опубликовал в онлайне свои лекции в видеоформате. - Они осознают, что могут получить их в онлайне посреди ночи, когда удобно им, а не днем, когда удобно мне. Я бы предпочел, чтобы они ходили на настоящие лекции, так как я вкладываю в них много сил, но если им больше нравится видео, пусть будет так». Публикация курсов в онлайне способствует изучению технологии. Если первые материалы публиковались «грубым ручным» методом, то теперь учебное

заведение оценивает ряд систем управления контентом, которые, как оно надеется, облегчат процесс публикации остальных 1968 курсов. МТИ налагает некоторые ограничения на способ использования своих материалов. Например, информацию нельзя изменять и продавать. Однако университет не возражает против использования его материалов другими учебными заведениями и преподавателями. Хотя курсы планируется публиковать только на английском языке, МТИ поощряет их перевод на другие языки.

Президент МТИ Чарльз Вест называет «системы открытых знаний» веянием будущего академической науки. «Компьютерная индустрия в муках осознала, что системы закрытого программного обеспечения... не отвечают требованиям того мира, который она сама создала... Высшее образование должно извлечь из этого урок. Нам нужно создать системы открытых знаний как новую структуру преподавания и обучения»[6]. Новые информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, они позволяют вузам охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления. Технология представляет собой постоянно действующий фактор перемен во всех сферах общественного развития, в том числе и в высшем образовании. Считается, что ИКТ предоставляют принципиально новые возможности, т.е. ведут к радикальной трансформации системы высшего образования. Однако в разных сферах высшего образования потребуется разная глубина преобразований, зависящая, в том числе, от культурных, экономических и политических условий. Существует точка зрения на «виртуальные университеты» как на новые глобальные учреждения высшего образования, которые постепенно вытеснят более традиционные местные вузы. Другая возможность - взаимное дополнение двух форм, при этом традиционные университеты должны стать основными пользователями ИКТ. На данном этапе трудно предвидеть исход нынешней ситуации, которую можно расценить или как толчок к значительному повышению качества образования, или как потенциальный конфликт. Ход развития в значительной степени зависит от того, как будут протекать процессы глобализации и регионализации, и как будут реагировать на них правительства и международные организации. Вузы, поставленные в новые условия ходом мировых научно-технических процессов, должны изменить свои традиционные взгляды на преподавание, обучение, постановку научных исследований с возможностями, предлагаемыми новыми технологиями[7].

Многим обучение по Интернету видится весьма перспективным тем, что оно позволяет охватить широчайшие массы студентов. К сожалению, до сих пор не существует корректной методики сравнения эффективности онлайнового обучения с другими формами образования, а проводившиеся в этой области исследования весьма малочисленны. Требуется тщательно проверить пригодность электронных курсов для всех студентов и всех дисциплин. Возможно, есть темы или предметы, особенно эффективно осваиваемые именно по Интернету, или наоборот. Вероятно, некоторые люди успешнее обучаются именно в онлайновом режиме. Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду (бизнес-процессов, науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций и т.п.) предъявляет новые требования к специалистам. В настоящее время продолжается всплеск интереса к университетским программам в данной области. В Великобритании, например, желание получить среднетехническое образование в сфере ИКТ проявили 135 тыс. учащихся, что является рекордным для страны показателем[8].

Существенные перемены в этой области произошли и в отечественном образовании. Еще 10 лет назад вузовская система не имела широкого спектра спе-

циальностей по подготовке специалистов инфорча ционно-коммуникационного профиля, о чем СВ1Ш1 тельствуют номенклатура вузовских специальност | и Государственные образовательные стандарты. Тенденции развития информационного общества ределяют изменения приоритетов в сфере непрерь г ного образования (от начальной стадии дошкольного школьного, вузовского и послевузовского на протяже нии всей жизни) и переход к обучению нового покат« ния, которое наряду с комплексом профессиональн : знаний, умений и навыков овладевает цифровым технологиями, знаниями в области информационно коммуникационных технологий, функционирования использования программных приложений. Поэтому убедительны и аргументированны зт' ключения экспертов в области мультимедиа образования о необходимости разработать стандарт! европейской программы по подготовке магистр« и докторантов; создать специализированные про граммы непрерывного образования и профессионального развития специалистов в обласл электронной культуры с выдачей сертификате« признаваемых в рамках конкретной страны и за рубежом; открыть программы обучения по новыЧ направлениям и учебные курсы «Мультимедиа сфере культуры», «Электронная культура» и др.

1. Секция меняла свои названия, первоначально называясь «Мультимедиа и образование» (1998-2000), затем «Мультимедиа в системе непрерывного образования» (2001), «Технологии информационного общества и образование» (20022004), «Культура - образованию, образование - культуре. Технологии информационного общества» (2005-2006). Но суть ее оставалась неизменной: новые информационные технологии и образование, шире - просвещение, обобщение отечестН венного и зарубежного опыта и разработка образовательных моделей, соответствующих современным требованиям мулк-тимедиаиндустрии. Трудно очертить весь спектр рассматриваемых на секции по образованию за 1998-2006 гг. докладе» Это и образовательные программы в музеях (например, Русский музей, Эрмитаж и цифровые каникулы в Политехническом музее), проекты, нацеленные на повышение квалификации самих педагогов: тренинги для тренеров, школы нового типа - своеобразные сети свободного получения знаний, связывающих напрямую учителя и ученика вне традиционнш образовательных технологий массового стандартизированного сертифицируемого обучения. «Свободные мастерские» «клубы педагогических идей», вузы культуры и искусств как зеркало сайтов, электронные журналы, крупные образовательные порталы (информационно-образовательный портал «Культура и искусство») и сайты любителей (например. «Самоучитель японского языка»), а также методики для начинающих относительно образного и без-образного в электронных ресурсах по культуре и искусству.

2. В качестве примера приведем программы «Гиперметод» и «E-publishing» компании «Гиперметод», которые послужили основой для проектов мастер-класса, проводимого в рамках конференции EVA, 2002 - см. подробнее: www.evaruss' ru/2003

3. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html=3076558

4. http://www.runct.ru/analitika/1089.html

5. http://www.rol.ru/news/it/internet/02/09/27_002.htm

6. h ttp://zdnet .ru/? ID=289522

7. http://www.aha.ru/~moscow64/educational_book

8. http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml/2003/08/08/147235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.