г
EDUCATION ONLINE
Открытые образовательные ресурсы
А. АНДРЕЕВ, профессор Московская финансовопромышленная академия
К тенденциям развития мировой цивилизации в условиях общества, основанного на знаниях, сегодня добавляется новая, условно называемая «открытые ресурсы» (open source) [1]. Действительно, на основе Интернета активно формируются интегрированные системы доступа к открытым образовательным ресурсам (ООР). Можно полагать, что речь идет об электронных образовательных ресурсах - учебных материалах, для воспроизведения которых используются электронные устройства, в частности компьютер [2].
Образовательные ресурсы создаются учебными и научными организациями, информационными агентствами, профессиональными ассоциациями и объединениями, государственными и межправительственными структурами. Они имеют большое значение для образовательного сообщества, обладая огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. ЮНЕСКО поддержала мероприятия по созданию ООР, в них сегодня участвуют около 150 крупнейших университетов из 21 страны мира, предоставивших в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Соигее Ware (http:/ /www.ocwconsortium.org). В интегрированных системах доступа, таких как Open Educational Resources Commons (http://www.oercommons.org), содержится более 4,5 тыс. материалов для начального образования, более 6 тыс. - для среднего и около 13 тыс. - для профессионального образования. Появление подобной информационной системы свидетельствует о мировой тенденции к расширению доступа к образовательным ресурсам.
Показательным примером может служить инициатива Массачусетского техно-
логического института (МТИ). Несколько лет назад один из ведущих университетов мира сообщил, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через Интернет. В течение последних лет в нем размещались курсы практически по всем предметам, преподаваемым в институте, - от точных наук до гуманитарных дисциплин и искусства. Руководство института продвигало идею открытых курсов с целью распространения опыта, а также из желания противостоять явлению, которое можно назвать «приватизацией » знаний.
Установка МТИ такова, что все желающие могут получать тексты лекций, учебные пособия и т.п., но им не будут ставить оценки, а по окончании курса они не получат университетского диплома. Зато все университеты в мире смогут использовать эти учебные материалы по своему усмотрению. Руководство института призвало и другие учебные заведения последовать их примеру -распространять свои академические курсы через Интернет, делая их доступными для всех. Столь существенные и бескорыстные усилия более чем позитивно оценило мировое сообщество. Уже в первый месяц на сайт проекта (http://ocw.mit.edu/ OcwWeb/ web/ home/home/index.htm) пришло около 315 тыс. посетителей. С тех пор трафик постоянно растет. При этом около 40% посетителей приходится на зарубежные страны. Карта посещаемости по регионам показывает, что на 1-м месте располагаются США и Канада (41%) , на 2-м месте - Китай (21%), на 3-м - Европа (19%), на 4-м - Индия (8%), на 5-м - Латинская Америка и т.д. Среди посетителей онлайн-курсов превалируют люди, занимающиеся самообразованием (49%). За ними идут студенты (32%) и преподаватели (16%).
Education Online
115
Инициатива МТИ - эпохальное, знаковое событие в сфере образования, и она нашла последователей в США и в других странах мира. Так, Университет Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) одним из первых вслед за МТИ стал выкладывать в открытый доступ соответствующие аудио- и видеоматериалы. Ещё в 2001 г. этот вуз запустил программу Educational Technology Services (ETS) (http:// webcast. berkeley.edu). Он начал своё вещание в Сети в апреле 2006 г. На нём и сейчас появляются файлы различных курсов и событий в виде подкастов (podcast), просто MP3-файлов и потокового видео. Сейчас его содержание в общей сложности составляет более 3500 часов информации. Позже для распространения материалов был выбран YouTube (http://www.youtube.com/ ucberkeley). Теперь посетители этой страницы могут увидеть множество самых разных курсов, записанных на видео в 20052007 гг. Здесь можно найти ролики с лекциями по биологии, биоинженерии, химии, физике и другим наукам. И они не только облегчают жизнь студентам самого университета - всегда найдутся желающие прослушать курсы заочно (пусть они и не получат диплом университета).
В Германии на сайте Тюбингенского университета (Eberhard Karls Tuebingen Universitaet) можно найти онлайн-библиотеку - TOBIAS-lib (онлайновый сервис университетских публикаций), где выложены диссертации, статьи, монографии, заключения, аннотации (http://www.uni-tuebingen.de/ub/elib/tobias.htm). Кроме того, на сайте университета выделен специальный раздел - Тюбингенский Интернет-мультимедиа-сервер (Tuebinger Internet Multimedia Server), где выложены лекции и научные мероприятия зимнего семестра 2007/2008 гг. (http://timms.uni-tuebingen.de).
В России большая работа в этой области проводится на уровне Министерства образования и науки РФ. Например, электронные образовательные ресурсы, находя-
щиеся в открытом доступе в сети Интернет, представлены в следующих информационных системах:
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http:// eor.edu.ru);
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);
• информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам » (http://window.edu.ru);
• ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru).
Надо отметить, что российские вузы в целом пока слабо поддерживают инициативу МТИ. Хотя ни у кого не возникает сомнений, что отечественным университетам и институтам следует ее поддержать и формировать свои открытые базы лекционных данных не только в текстовых файлах, но и в формате видеолекций и пр. На сегодняшний день среди таковых можно отметить лекции на русском языке с мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова (math.ru).
Следует обратить внимание на ряд негативных факторов, тормозящих данный процесс: низкое финансирование и устаревшая материально-техническая база; слабая информационная компетентность профессорско-преподавательского состава в целом; не всегда достаточно высокий уровень лекций; проблема плагиата; психологический дискомфорт при съемке лекции на камеру; загруженность преподавателей и, как следствие, их слабая инициативность и креативность и т.д.
Тем не менее в российском образовательном пространстве в настоящее время разрабатывается Интернет-проект, который во многом созвучен инициативе Массачусетского технологического института и также базируется на философии «свободной культуры информационного общества». Речь идет об Интернет-университете информационных технологий Анатолия Шкреда (http://www.intuit.ru/courses.html). Концеп-
116
Высшее образование в России • № 9, 2008
туальное обоснование проекта «Интуит» включает в себя следующие положения.
1. За обучение не нужно платить (не нужно платить за то, что человек читает книги).
2. Доступ к курсам свободный, для тестирования необходима регистрация на сайте.
3. Все книги находятся в полном, открытом и бесплатном доступе.
4. Авторы имеют право издавать свои учебники в других издательствах.
5. Вузы имеют право бесплатно использовать курсы в учебном процессе.
Нельзя не отметить, что тенденция открытости и доступности отмечается и в сфере разработки и использования программного обеспечения учебного процесса. Это и хорошо известная ОС Ыпих и программные среды для Интернет-обучения. Остановимся подробнее на последнем. Серьезным конкурентом фирменным отечественным программным средам для Интернет-обучения, таким как «Прометей» (www.prometeus.ru), eLEARNING 3000 (www.learnware.ru), WebTutor (www.distance-leaming.ru), Сот-petentum (www. competentum.ru) и др., стоимость которых превышает несколько сотен тысяч рублей, становится свободно распространяемое программное обеспечение с открытыми кодами. Например, на российском рынке большое распространение получила среда Moodle. Программный комплекс с открытым кодом Moodle является специали-
зированной системой управления учебным процессом (Learning management system -LMS), предназначенной дляиспользования в сети Интернет. На сайте www.Moodle.org. находится документация, инсталляционные пакеты последней версии, а также средства онлайн-поддержки пользователей и разработчиков. По дидактическим возможностям Moodle не уступает перечисленным выше программным средам [3].
Можно заключить, что формирование и использование открытых образовательных ресурсов, в том числе программного обеспечения, является заметной тенденцией, которая нарастающими темпами обеспечивает поддержку мировой системы образования. Российское образование начинает успешно встраиваться в этот процесс. Движение Open Source вызывает уважение своими высокими гуманистическими принципами. Бесконечная признательность людям, которые бескорыстно принимают деятельное и конструктивное участие в этом движении.
Литература
1. См.: ДрайдентГ., Вос Дж. Революция в обу-
чении. - М., 2003.
2. См.: Осин А.В. Мультимедиа в образова-
нии: контекст информатизации. - М.,
2004.
3. См.: Попов А.Э. Опыт применения систе-
мы поддержки e-learning в ДПО // Высшее образование в России. - 2008. - №7.
С. ТИМКИН, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Смешанное, или комбинированное обучение (blended learning) все шире входит в практику современного вуза. Чаще всего под ним понимают обучение с использованием распределенных информационнообразовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронно-
Мотивация студента в модели смешанного обучения
го и синхронного дистанционного обучения. При этом процесс сочетания технологий может происходить как на уровне отдельного курса, дисциплины, так и на уровне образовательной программы в целом («смешение курсов », выдаваемых в разных технологиях) [1]. В педагогической реальности