Научная статья на тему 'Распределенная информационно-образовательная среда как условие формирования информационной мобильности студентов университета'

Распределенная информационно-образовательная среда как условие формирования информационной мобильности студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / INFORMATION MOBILITY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Манаева Наталья Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования информационной мобильности студентов вуза как нового интегративного качества личности современного студента посредством распределенной информационно-образовательной среды, построенной на базе открытых образовательных ресурсов и современных наукоемких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Манаева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment in the form of distributed information as a condition of university students'' information mobility development

The article deals with the development of higher school students' information mobility as a new integrative personal quality of modern students by means of educational environment in the form of distributed information based on the open educational resources and modern high technology.

Текст научной работы на тему «Распределенная информационно-образовательная среда как условие формирования информационной мобильности студентов университета»

УДК 378.1:004.9 Южанинова Екатерина Рафаэлевна

доктор педагогических наук,

доцент кафедры философии и культурологии

Оренбургского государственного университета

Манаева Наталья Николаевна

старший преподаватель кафедры информатики Оренбургского государственного университета

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования информационной мобильности студентов вуза как нового интегративного качества личности современного студента посредством распределенной информационно-образовательной среды, построенной на базе открытых образовательных ресурсов и современных наукоемких технологий.

Ключевые слова:

информация, информационная мобильность, информационно-образовательная среда, открытые образовательные ресурсы, информационное общество, информационные технологии.

Yuzhaninova Ekaterina Rafaelevna

D.Phil. in Philosophy, Associate Professor, Philosophy and Cultural Studies Department, Orenburg State University

Manaeva Natalia Nikolayevna

Senior Lecturer, Computer Science Department, Orenburg State University

EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORM OF DISTRIBUTED INFORMATION AS A CONDITION OF UNIVERSITY STUDENTS' INFORMATION MOBILITY DEVELOPMENT

Summary:

The article deals with the development of higher school students' information mobility as a new integrative personal quality of modern students by means of educational environment in the form of distributed information based on the open educational resources and modern high technology.

Keywords:

information, information mobility, information and educational environment, open educational resources, information society, information technology.

Развитие современного информационного общества обусловливает необходимость подготовки специалистов разных профессий к работе с большими массивами информации при активном использовании информационных технологий. Динамичное изменение моделей компьютерной техники, современного программного обеспечения и информационных сред, с одной стороны, и востребованность специалистов, готовых к любым изменениям, быстро и эффективно адаптирующихся к новым условиям, с другой стороны, требуют развития информационной мобильности индивида, под которой мы понимаем интегративное качество, проявляющееся в готовности к поиску, восприятию и активному использованию новой информации, быстрой адаптации к современным технологиям и изменяющейся информационной среде.

Одним из необходимых педагогических условий формирования информационной мобильности студентов университета, на наш взгляд, является моделирование преподавателем распределенной информационно-образовательной среды предметной области вузовской дисциплины; среды, построенной на сотрудничестве и взаимодействии преподавателя, студента и открытых образовательных ресурсов с использованием современных наукоемких и интеллектуальных информационных технологий.

Под информационно-образовательной средой мы, опираясь на определение И.М. Осмоловской, будем понимать специально созданную для осуществления образовательного процесса часть информационного пространства, которая включает совокупность субъектов, создающих, обрабатывающих и использующих информацию, а также саму информацию, аппаратные и программные средства работы с информацией [1]. Распределенный характер информационно-образовательной среды изучаемой дисциплины формируется посредством использования свободнодоступ-ного мирового контента, в котором знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и от студента к студенту, от студента к преподавателю. Такой подход соответствует современным тенденциям развития образования в России и в мире, заключающимся в переходе от традиционного образования к Бта|1-образованию. Основной задачей Бта|1-образования является обеспечение возможности использования всех преимуществ информационного общества для удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех членов образовательного процесса [2].

Мы моделировали распределенную информационно-образовательную среду предметной области дисциплины «Информатика». Это предполагало использование таких инструментов Smart-образования, как Web 2.0, Web 3.0, технологий облачных вычислений на всех этапах процесса изучения дисциплины. Открытость, доступность, интерактивность и коллективизм сервисов Web 2.0 и Web 3.0 делает их естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения. К наиболее популярным сервисам Web 2.0 и Web 3.0, используемым в образовательном процессе, относятся: Wiki-проекты, блоги и микроблоги, вебинары, социальные сети, системы социальных презентаций и мультимедийные системы распространения информации. Использование в образовательном процессе облачных технологий позволяет хранить данные на виртуальных серверах и просматривать их конечным пользователям на компьютерах, ноутбуках, мобильных устройствах, а также экономить на приобретении и поддержке программного обеспечения, осуществляя совместную работу над общим проектом посредством сетевых сервисов.

Для реализации рассматриваемого педагогического условия формирования информационной мобильности необходимо виртуальное пространство, в котором будут интегрированы: электронное учебно-методическое сопровождение преподавателя, ссылки на открытые образовательные ресурсы сети, а также средства взаимодействия, коммуникации и контроля знаний. Одним из способов организации виртуального пространства информационно-образовательной среды учебной дисциплины является использование специализированных образовательных технологий. К таким технологиям относятся системы управления обучением (Moodle, Blackboard, Битрикс24 и др.), а также готовые решения модели «программное обеспечение как сервис» технологий облачных вычислений (GoogleAppsforEducation и MicrosoftLive@edu).

Другим способом организации информационно-образовательной среды дисциплины является проектирование ее преподавателем на основе популярных сервисов сети: персональный сайт преподавателя (сервисы для создания сайта: uCoz, Wix, GoogleSites, Nethouse и др.), образовательный блог (сервисы для организации блога: Blog, Wordpress, Blogger и др.), облачные хранилища данных (Dropbox, Adrive, Яндекс Диск и др.), тематические группы в социальных сетях. Этот способ актуален для образовательных учреждений, которые не могут себе позволить покупку дорогостоящего программного обеспечения и оборудования, однако он требует высокой квалификации преподавателя в сфере информационных технологий, а также одновременного использования нескольких ресурсов сети, что не всегда удобно.

При формировании среды для курса информатики в качестве учебно-методических материалов нами использовались электронные гиперссылочные учебные пособия и мультимедийные лекции, которые являются еще одной электронной средой, обеспечивающей актуализацию информационно-образовательных технологий курса. Электронный учебник - это не только комплексная, но и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Для сопровождения лекционного курса нами использовались электронные мультимедийные презентации, которые давно заняли свое место в учебном процессе как эффективный инструмент наглядной демонстрации. Электронный курс лекций позволяет совместить слайды текстового и графического сопровождения (схемы, диаграммы, рисунки) с компьютерной анимацией, с показом документальных записей натурного эксперимента. Фактически он является средством управления образовательным процессом в аудитории с достаточно большим числом учащихся.

Реализация педагогических условий формирования информационной мобильности студентов университета предполагала моделирование распределенной информационно-образовательной среды на базе не только методического обеспечения преподавателя, но и открытых образовательных ресурсов. По определению ЮНЕСКО, введенному в 1998 г., открытые образовательные ресурсы (ООР) представляют собой учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе и выпущенные под свободной лицензией, разрeшающей их бесплатное использование и модификацию трeтьим лицам [3].

Вeдущая роль в формировании ООР принадлeжит унивeрситeтам - признанным и авто-ритeтным источникам образоватeльных и научных матeриалов в соврeменном общeстве. Cвободный доступ к cвоим учебным материалам предоставляют университеты, занимающие лидирующие позиции в мировом рейтинге: Массачусетский технологический университет, Гарвардский университет, Калифорнийский университет, Парижский технологический университет, открытые университеты Великобритании и Нидерландов и другие. Срeди российских вузов, участвующих в разработке и распространeнии ООР, выделяют Московский архитектурный институт (государственная академия) и МГТУ им. Н.Э. Баумана [4]. Большинство российских вузов имеют

электронные каталоги библиотек с открытым доступом через Интернет, а также свои веб-сайты, на которых размещены коллекции образовательных ресурсов вуза, факультета, кафедры.

К основным элементам ООР относятся тексты, презентации, практикумы (задания), тесты, клипарт, мультимедиа и интерактивные материалы. Как показал опыт, для современных студентов одним из самых востребованных способов подачи материала в сети являются видеоуроки или видеолекции, которые служат альтернативной формой подачи учебного материала, заменяя тексты лекций или презентации. Видеозаписи лекций могут быть записаны во время живой лекции перед аудиторией или в специализированной студии с последующим монтажом и обработкой. При моделировании информационно-образовательной среды дисциплины «Информатика» мы использовали следующие открытые образовательные ресурсы сети:

- учебные курсы национального открытого университета «Интуит» (www.intuit.ru);

- видеолекции и видеоуроки образовательного видеопортала UniverTV.ru (http://univertv.ru);

- бесплатные вебинары учебного центра «Специалист.ru» при МГТУ им. Н.Э. Баумана (http://www.specialist.ru/);

- курсы видеоуроков компании TeachVideo, производителя обучающего видео по информационным технологиям (http://www.teachvideo.ru).

В формировании информационно-образовательной среды наряду с преподавателем активное участие принимали студенты, которые делились интересными ссылками на видеоуроки, мастер-классы, форумы и обсуждения, новости, статьи по темам дисциплины.

Современные студенты родились и живут в цифровом мире, они не отделяют свою жизнь от сети и хорошо владеют базовыми навыками работы с информацией. Задачей преподавателя становится направлять студента на получение необходимых знаний, обучая его с использованием привычных ему технологий. Сегодня найти и получить информацию уже не является проблемой, важно не «захлебнуться» в ее потоке, уметь отделить важное и полезное от второстепенного и некачественного, научиться создавать новые знания, быть мобильным. В помощи студенту при создании персональной информационно-образовательной среды на базе открытых образовательных ресурсов и современных наукоемких технологий происходит реализация важнейшего педагогического условия формирования информационной мобильности студента университета.

Ссылки:

1. Осмоловская И.М. Изменение процесса обучения: от общества индустриального - к информационному // Народное образование. 2009. № 7. С. 149-156.

2. Днепровская Н.В., Янковская Е.А. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43-51.

3. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам : аналитический обзор [Электронный ресурс] / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011. 240 с. URL: http://iite.unesco.org/pics/publica-tions/ru/files/3214683.pdf (дата обращения: 04.10.2016).

4. Там же.

References:

Dneprovskaya, NV & Yankovskaya, EA 2015, 'Conceptual foundations of the concept of smart education', Otkrytoye obra-zovaniye, no. 6, pp. 43-51, (in Russian).

Osmolovskaya, IM 2009, 'Changing the learning process: from an industrial society - the Information', Narodnoye obra-zovaniye, no. 7, pp. 149-156, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.