Научная статья на тему 'Академический капитализм в глобальном информационно-коммуникационном образовательном пространстве'

Академический капитализм в глобальном информационно-коммуникационном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Н. И.

Автором показывается, что в условиях глобализации внешне осуществляется сдвиг к либерализации образования, а по сути — к новому дисциплинарному порядку глобального характера. Наблюдаются дрейф университетов в направлении предпринимательской деятельности и становление академического капитализма. Университеты начинают действовать как рыночные структуры глобальной ориентации. Рассматривается проблема стандартизации содержательной и организационной стороны учебного процесса на основе международных стандартов и новых информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Capitalism in Global Education (Information and Communication Aspects)

Now when everybody talks about globalization and everybody thinks that we are going to liberize our education in reality we are going to unificate our education. There is a drift of universities in direction of enterprise activity and institualisation of the academic capitalism. Universities start to work as market structures of global orientation. There is a standardization of educational process under international standards and new information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Академический капитализм в глобальном информационно-коммуникационном образовательном пространстве»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н.И. Мельникова, доцент кафедры теоретических основ информатики и информационные технологий Саратовского государственного

университета

Автором показывается, что в условиях глобализации внешне осуществляется сдвиг к либерализации образования, а по сути — к новому дисциплинарному порядку глобального характера. Наблюдаются дрейф университетов в направлении предпринимательской деятельности и становление академического капитализма. Университеты начинают действовать как рыночные структуры глобальной ориентации. Рассматривается проблема стандартизации содержательной и организационной стороны учебного процесса на основе международных стандартов и новых информационно-коммуникационных технологий.

Now when everybody talks about globalization and everybody thinks that we are going to liberize our education in reality we are going to unificate our education. There is a drift of universities in direction of enterprise activity and institualisation of the academic capitalism. Universities start to work as market structures of global orientation. There is a standardization of educational process under international standards and new information and communication technologies.

Появление и накапливание противоречий в науке и обществе обычно предвещают обнаружение новых закономерностей и форм осуществления социальной политики. В канву противоречий, свойственных нынешней российской системе высшего образования, наряду с национальными, обусловленными цивилизационными переменами, органически вплетаются глобальные противоречия.

Нарастающее доминирование глобализации изменяет организационные формы университетов и заставляет их действовать подобно другим рыночным структурам. Одна из самых примечательных черт глобализации образования связана со сдвигом внешне — по направлению к его либерализации, а по сути — к новому дисциплинарному порядку глобального характера. Этот сдвиг осуществляется посредством распространения и адаптации либеральных идей и идеологии. Воздействие либеральных идей на функционирование ключевых социальных институтов, включая систему образования, немедленно отражается на его реструктуризации и перераспределении финансовых потоков.

Организационные и эпистемологические изменения, вытекающие из рыночных глобализационных императивов,

© Н.И. Мельникова, 2004

ведут к тому, что высшее образование становится похожим на индустрию, а университеты соответственно — на предприятия. В таком случае развитие университетов может протекать в русле, обеспечивающем их подлинную функциональность. Эта тенденция носит глобальный характер и определяет дрейф университетов в направлении предпринимательской деятельности. Терминологически он уже закреплен в понятии «предпринимательский университет» (entrepreneur university). «То, что началось как уникальная американская модель в 1980 году, когда Конгресс Соединенных Штатов передал университетам право на неосязаемую интеллектуальную собственность, приобретенную в результате проводимых при федеральной поддержке научных исследований, впоследствии распространилось на целый ряд государств, таких как, например, Великобритания, Швеция и Замбия»1.

Наблюдается и обратный процесс: предприятия, фирмы, компании, корпорации становятся образовательными учреждениями. В течение последних лет транснациональные компании активно развивают службу консультаций и обучения потребителей с целью достижения максимальных результатов по ее исполь-

№ 1, 2004

зованию, создают новые структуры, получившие название корпоративных университетов.

Транснациональные корпорации становятся все более заметными акторами на глобализирующемся рынке образовательных услуг. Например, в области информационно-коммуникационных технологий транснациональные корпорации IBM, Microsoft, Cisco Systems и др. создали глобально-распределенные образовательные среды непрерывного образования с выдачей сертификатов, имеющих порой при приеме на работу в соответствующей сфере больший вес, чем традиционные университетские дипломы. По данным компании Corporate University Xchange (CUX), специализирующейся на анализе данных в области корпоративного образования, число таких университетов за последние десять лет увеличилось с 400 до 1 600 и, если сложившаяся тенденция сохранится, к 2010 г. их станет больше, чем обычных.

Корпоративные университеты видоизменяют технологии производства и трансляции знаний, предлагают организационные инновации в продвижении знаний в постиндустриальную эпоху. Это означает, что объективно традиционные университеты теряют монополию на предоставление образовательных услуг. И чем динамичнее развивается та или иная сфера деятельности, например информационно-коммуникационные технологии, тем сложнее становится механизм передачи знаний.

Таким образом, в постиндустриальном обществе появляется новая индустрия — индустрия образования, которая развивается как глобальная. Национальные системы образования, стремясь укрепить свои позиции в глобальном образовательном пространстве, начинают действовать в соответствии с рыночными императивами. Изменения в образе мыслей быстрее всего отражаются в лексике. В нашем случае появился термин «академический капитализм», который вошел в научный лексикон в 1997 г. благодаря одноименной книге американских исследователей Ш. Слоутер и Л. Лесли2. В условиях академического капитализма

университеты действуют как рыночные структуры и рынок рассматривается как дисциплинарный агент.

Глобализация экономики дестабилизирует традиционные схемы профессиональной университетской работы и влечет за собой долгосрочные изменения в этосе, целях и управлении университетами, которые связывают свое будущее с капризами глобального рынка и развитием академического капитализма. «Знание, — цитирует Ю. Хабермаса Ж.-Ф. Лиотар, — производится и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях, чтобы быть обмененным»3. Отсюда проистекает движение высшего образования в сторону частной собственности и стандартизации, как когда-то произошло в традиционно понимаемой индустрии.

Сценарии развития академического капитализма исследуются на основе ряда посылок. Одна из них сводится к тому, что капитализм — система, в основании которой лежит частная собственность, в том числе и на знания. Для потенциальных студентов открываются недосягаемые ранее возможности получения образования, а университеты, для того чтобы преуспеть на рыке образовательных услуг, начинают конкурировать друг с другом. Знания в условиях академического капитализма возникают в рамках конкурирующих глобальных и локальных социальных процессов, которые охватывают как нормативные измерения, так и когнитивные. Социально сконструированное знание, подчас не самого высокого интеллектуального уровня, становится главным объектом борьбы на рынке образовательных услуг. Следствием этого является исключительная персонификация знаний, поскольку рынок во все большей степени будет ее требовать. Развитие академического капитализма, как с сожалением отмечают авторы термина, ведет к угасанию концепции университета как социума, в котором деятельность каждого его члена направлена прежде всего на улучшение работы всего университета.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В эпоху глобализации обостряется потребность в организационных и методических инновациях, которые позволят найти уникальную область деятельности, востребованную в глобальном масштабе. Составной частью перспективных образовательных проектов, осуществляемых ведущими национальными системами образования и транснациональными корпорациями, является использование новых информационно-коммуникационных технологий на принципах академического капитализма. Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов констатировал: «Сейчас идет свободная миграция студентов Европы из одного университета в другой, без ограничений. Но миграция эта может проходить не в физическом пространстве государств, а в виртуальном — по Интернету. Многие университеты предлагают отдельные курсы, программы, которые можно осваивать, не покидая стен своего вуза или дома. Поэтому сейчас нужно заново осмыслить, что такое экспорт образовательных услуг»4. Киберобразование можно рассматривать как электронный бизнес, обеспечивающий возможность найти на рынке образовательных услуг требуемые для выстраивания индивидуальной образовательной траектории услуги. Макроперспектива киберобразования — глобальное открытое образовательное пространство.

Всемирная торговая организация оценивает емкость глобального рынка образования и повышения квалификации в $27 млрд5. По данным исследовательской компании ГОС6, емкость рынка киберобразования в Западной Европе возрастет с $320 млн в 2000 г. до $3,9 млрд в 2004 г.7 Киберобразование рассматривается как «прорывное» направление в захвате глобального рынка образования. Например, Европейская комиссия одобрила план инвестировать $13,3 млрд в киберобразование в течение ближайших трех лет. Инвесторы в капиталистическом обществе образуют привилегированную страту, поскольку процесс экономического роста зависит от необходимости поддерживать доверие инвестора. Деловой климат для академического капита-

лизма поддерживается многообразием учебных курсов, которые могут предложить университеты различному контингенту международных студентов.

Логическим итогом возникновения академического капитализма, формирования либерального образовательного пространства и более чем тридцатилетнего эксперимента по использованию новых информационно-коммуникационных технологий в образовании стала нарастающая международная деятельность в области стандартизации программнотехнических средств обучения и формы представления образовательных ресурсов или контента.

Стандартизация обеспечивает устойчивую среду для разработки нового образовательного контента посредством инновационных информационно-коммуникационных технологий. Это — ключевой момент для вхождения национальных систем образования в глобальное образовательное информационнокоммуникационное пространство. Таким образом, новые тенденции в разработке образовательного контента состоят в применении инженерных методологий на основе международных стандартов с целью сокращения как времени разработки, так и времени обучения. Среди значительного количества организаций, разрабатывающих спецификации и стандарты в области киберобразования, наиболее признанными являются ADL8, AICC9, IEEE10, CEN11, ARIADNE12, IMS13. Перечисленные международные организации вырабатывают стандарты, главным образом касающиеся формы представления образовательного контента и управления им.

Стандартизация содержательной стороны образования идет различными путями. В Европе этот процесс начался после Второй мировой войны. В 1951 г. была создана Международная федерация национальных ассоциаций инженеров — Federation Internationale d’Associations Nationales d’Ingenieurs (FIANI). Это стало возможным благодаря усилиям французских и немецких инженеров, которые поняли, что применение технологий, их совместной деятельности будет способствовать новым взаимоотношениям меж-

№ 1, 2004

ду бывшими противниками, благоприятному мирному развитию Европы. В состав FIANI вошли Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Франция, Италия и Люксембург. Вскоре к этой федерации начали присоединяться инженерные сообщества многих стран. В 1956 г. ее название было изменено на Federation Europeenne d’Associations Nationales d’Ingenieurs (FEANI). В новом названии была отражена европоцентричность данной федерации. «FEANI — это голос европейских инженеров», — так образно формулируется ее цель.

В настоящее время FEANI объединяет национальные инженерные сообщества из 25 европейских стран, представляет интересы 2 млн инженеров в Европе. Россия не входит в эту организацию. FEANI является одним из учредителей Всемирной федерации инженерных организаций — World Federation of Engineering Organizations (WFEO). Федерация официально признается Европейской комиссией как организация, представляющая инженерную профессию в Европе. FEANI также имеет консультативный статус в ЮНЕСКО, UNIDO14 и в Совете Европы. Одно из направлений ее деятельности — присвоение квалификации «Европейский инженер» (EUR-ING) и ведение FEANI Register (FEANI Реестр). В настоящее время в FEANI Реестр внесены более 27 тыс. европейских инженеров. Статус EUR-ING рассматривается Европейской комиссией как значимый инструмент для взаимного признания дипломов странами, являющимися членами данной федерации.

Выработкой рекомендаций по преподаванию информатики в университетах, т.е. тем, что по-английски называется Computing Curricula, занимается организация IEEE Computer Science совместно с ACM15. Первая версия Computing Curricula была создана ACM в 1968 г. Двумя годами позже аналогичный документ был разработан в IEEE. В 1991 г. они уже представили совместный проект Computing Curricula’91. В 2001 г. вышла очередная версия этих рекомендаций. В 2002 г. их перевод был осуществлен в

Санкт-Петербургском государственном университете16.

Можно смело утверждать, что публикация рекомендаций на русском языке окажет сильное влияние на преподавание информатики и на рабочие программы соответствующих дисциплин. В Санкт-Петербургском университете использование данных рекомендаций началось с версии 1991 г. Как пишут редакторы перевода, результаты оказались весьма обескураживающими: «К 1992 г. наша программа обучения не накрывала и 40 % курсов, описанных в Computing Curricula. С этого момента ситуация определенно улучшилась, но все-таки мы и сегодня не можем сказать, что наша программа соответствует этому стандарту»17.

Таким образом, фактически декларируется примат международного образовательного стандарта в области информационно-коммуникационных технологий над государственным образовательным стандартом. Это означает, что очередные поколения государственных образовательных стандартов по направлению подготовки специалистов «Информатика и вычислительная техника» вынуждены будут самым внимательным образом учитывать рекомендации IEEE Computer Science и ACM, для того чтобы обеспечивать знаниями студентов и осуществлять их оценку в соответствии с требованиями глобального рынка труда.

Для студентов других специальностей, чтобы они могли эффективно работать в информационном обществе, также появляется внешний стандарт. Стандартизация требований на знания в области информационно-коммуникационных технологий практически уже осуществлена в Европе и начинает распространяться в России. В странах Европейского сообщества введена система сертификации пользователей персональных компьютеров ECDL (European Computer Driving License), которая рекомендована Европейским сообществом и признается в 30 странах мира. ECDL — это возможность подтвердить пользовательские компетенции в области информационнокоммуникационных технологий на глобальном рынке труда.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Проведение и контроль сертификации осуществляются фондом ЕСБЬ-Роипёайоп, который был создан в 1997 г. при поддержке Европейского компьютерного общества СЕРШ. Сертификат ЕСБЬ уже имеют 2,5 млн чел. в мире. В Европе создано около 10 тыс. авторизованных центров ЕСБЬ. В России авторизованные центры для получения сертификатов ЕСБЬ открыты, например, в Красноярском государственном университете, Московском институте информатики и управления.

Подготовка к сдаче тестов для получения сертификатов ЕСБЬ будет оказывать прямое воздействие на содержание базовой подготовки в области информационно-коммуникационных технологий для студентов всех специальностей. В настоящее время содержание этих тестов коррелирует с российским государственным образовательным стандартом по дисциплине «Информатика». Но что будет завтра? Информационно-коммуникационные технологии изменяются, требования к практическим навыкам также будут меняться. Без преувеличения можем предположить, что изменение требований для получения сертификата ЕСБЬ будет непосредственно влиять на характер общей подготовки в области информационно-коммуникационных технологий в университетах.

Как видим, вектор развития образования в области информационно-коммуникационных технологий уже задается извне. Аналогичные процессы будут происходить и в других предметных областях. Нарастающая студенческая и академическая мобильность требует унификации и стандартизации технологических инструментов, в том числе информационно-коммуникационных программ подготовки специалистов и самих преподавателей. Не признавать эти стандарты означает обрекать Россию на следующий виток изоляционизма. Данный путь имеет свои преимущества, позволяя создать автономную, самодостаточную систему образования. Самый большой минус автаркического развития образования состоит в том, что и система образования в целом, и отдельные университеты, преподаватели, студенты теряют возмож-

ность идентифицировать себя в глобальном мире. В этом случае и претензии, и фактический гигантский потенциал российской системы высшего образования останутся невостребованными.

Глобализированная экономика создает международный рынок труда и соответственно глобальную миграционную систему. Новый век становится веком кочевников. Нарастающая взаимозависимость событий в мире продуцирует новые формы социальной динамики в глобальном масштабе и новые образовательные императивы. Консервативная политика в области образования, отвергающая нарастающую глобальную стандартизацию содержательной и организационной стороны учебного процесса на основе новых информационно-коммуникационных технологий, будет обречена на провал. В глобализирующемся мире складывается новая образовательная культура, которую осуществляют предпринимательские университеты на принципах академического капитализма в стандартизованном глобальном информационнокоммуникационном пространстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ичкович Г. Университеты и предпринимательство // Экон. обозрение. 2002. 8 февр.

2 См.: Slaughter S.A., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD, 1997.

3 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.; СПб., 1998.

4 Филиппов В.М. Вуз идет на рынок с опаской // Поиск. 2002. 20 сент.

5 См.: Олдерман Дж. Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса (http:// www.aha.ru/~moscow64/educational_book/ educational_book5/alderman.htm).

6 www.idc.com

7 См.: Samuel Greengard. The 21st-Century Classroom. How technology and the Internet are making an indelible imprint on education (http:// business.cisco.com/prod/tree.taf%3Fasset_id= 90370&ID=44748&ListID=44691&public_view= true&kbns=1 .html).

8 Advanced Distributed Learning Initiative Network — Сеть распределенного обучения ( http:// www.adlnet.org).

9 Aviation Industry CBT (Computer-Based Training) Committee — Комитет по обучению с использованием компьютеров в авиационной промышленности. Международная организация,

№ 1, 2004

объединяющая специалистов в области технических средств обучения (http://www.aicc.org).

10 Institute of Electrical and Electronic Engineers — Институт инженеров по электротехнике и электронике; IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC) — Комитет по стандартизации IEEE (http://ltsc.ieee.org).

11 European Committee for Standardization — Европейский комитет по стандартизации.

12 Institute of Electrical and Distribution Networks for Europe — проект Европейского сообщества. Целью проекта является развитие средств и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических приемов, основанных на применении компьютеров, и удаленных обучающих программ.

13 Global Learning Consortium Instructional Management Systems — Глобальный образовательный консорциум (http://www.imsproject.org).

14 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — созданное в 1966 г. специальное учреждение ООН, цель которого состоит в содействии промышленному развитию и ускоренной индустриализации развивающихся стран путем мобилизации национальных и международных ресурсов.

15 Association for Computing Machinery — Ассоциация по вычислительной технике (http:// www.acm.org).

16 Рекомендации по преподаванию информатики в университетах: Пер. с англ. СПб., 2002.

17 Там же. С. 6.

Поступила 23.10.03.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Данильченко, доцент кафедры общей педагогики Комсомолъского-на-Амуре педагогического университета

Автор рассматривает глобальное образование как образовательную мегасистему, интегрирующую прогрессивный педагогический опыт и передовые обучающие технологии всех государственных национальных систем образования. Поскольку нет одинаковых учителей и детей, то использование любых прогрессивных педагогических технологий, методик и приемов не может быть эффективным без учета особенностей индивидуального стиля учителя и учащихся. В этом, по мнению автора, и заключается главная психолого-педагогическая проблема гуманизации и модернизации системы образования.

The author considers global education as an educational megasystem integrating progressive pedagogical experience and advanced training technologies of all state national education systems. As there are no identical teachers and children there cannot be effective use of any progressive pedagogical technologies, techniques and skills without taking into account features of individual teacher and pupils style. Here lies the main psychological and pedagogical problem of modernization.

К началу XXI в. научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Существуют различные, порой противоположные, точки зрения на происходящий процесс глобализации, но остановить его нельзя, так как он объективно закономерен.

Термин «глобализация» стремительно ворвался в нашу действительность и стал одним из наиболее часто используемых в средствах массовой информации. Впервые его употребил в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин.

Уже в середине 1980-х гг. концепция глобализации распространилась достаточно широко. Британский исследова-

тель Р. Робертсон указывал: «Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом сто-летии»1. Другой британец М. Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают»2.

В докладах Римского клуба 1980— 1990-х гг. были разработаны многие категории глобалистики (междисциплинарного изучения глобализации), ее основные направления исследований: «пределы роста», «за пределами роста», «первая глобальная революция», «глобальные © В.М. Данильченко, 2004

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.