Научная статья на тему 'Анализ обязательств Российской Федерации во Всемирной торговой организации по спутниковой связи'

Анализ обязательств Российской Федерации во Всемирной торговой организации по спутниковой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТС / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ВТО / ИНОСТРАННЫЕ СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Е. Е., Девяткин Е. Е., Суходольская Т. А.

Дана история и характеристика Всемирной торговой организации (ВТО). Приведены задачи и принципы ее деятельности. Раскрыты этапы вступления России в ВТО. Даны определения ГАТС телекоммуникационным терминам. Рассмотрены обязательства стран-участниц ВТО в секторе телекоммуникационных услуг. Перечислены ограничения по использованию иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном пространстве России. Отмечено, что в условиях современной ухудшающейся экономической и нестабильной политической ситуации в Российской Федерации данные ограничения целесообразно оставить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history and characteristics of the World Trade Organization (WTO) are given. The tasks and principles of its activity are given. The stages of Russia's accession to the WTO are disclosed. The GATS definitions of telecommunication terms are given. The obligations of the WTO member countries in the telecommunications sector are considered. The restrictions on the use of foreign satellite communication and broadcasting systems in the information space of Russia are listed. It is noted that in the current deteriorating economic and unstable political situation in the Russian Federation, these restrictions should be left.

Текст научной работы на тему «Анализ обязательств Российской Федерации во Всемирной торговой организации по спутниковой связи»

11. Бокк Г.О. MIMO: Оптимизация управления числом логических каналов // в книге: Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов (тезисов) 38-ой международной конференции РАЕН. - Шри-Ланка, 2016. - С. 6.

12. Шорин О.А., Бокк Г.О. Эквалайзер для коррекции мультидоплеровских искажений OFDM сигналов в сетях LTE и McWILL // в книге: Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов (тезисов) 38-ой международной конференции РАЕН. - Шри-Ланка, 2016. - С. 4.

13. Рабочий документ предварительного проекта нового Отчета МСЭ-R M. [ITS USAGE] Использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в странах МСЭ.

АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ

Е.Е. Володина, доцентМТУСИ, к.э.н., [email protected];

Е.Е. Девяткин, начальник лаборатории НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР, к.э.н., [email protected];

Т.А. Суходольская, научный сотрудник ФГУП НИИР, [email protected] УДК 339

Аннотация. Дана история и характеристика Всемирной торговой организации (ВТО). Приведены задачи и принципы ее деятельности. Раскрыты этапы вступления России в ВТО. Даны определения ГАТС телекоммуникационным терминам. Рассмотрены обязательства стран-участниц ВТО в секторе телекоммуникационных услуг. Перечислены ограничения по использованию иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном пространстве России. Отмечено, что в условиях современной ухудшающейся экономической и нестабильной политической ситуации в Российской Федерации данные ограничения целесообразно оставить.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, принципы деятельности ГАТС, телекоммуникационные услуги, обязательства стран-участниц ВТО, иностранные системы спутниковой связи и вещания.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN FEDERATION OBLIGATIONS IN THE WORLD TRADE ORGANIZATION FOR SATELLITE COMMUNICATION

Elena Volodina, associate professor of MTUCI, Ph. D.;

Evgeny Devyatkin, head of laboratory, scientific and technical center for analysis of EMC FSUE NIIR, Ph. D.;

Tatyana Sukhodolskaya, researcher FSUE NIIR

Annotation. The history and characteristics of the World Trade Organization (WTO) are given. The tasks and principles of its activity are given. The stages of Russia's accession to the WTO are disclosed. The GATS definitions of telecommunication terms are given. The obligations of the WTO member countries in the telecommunications sector are considered. The restrictions on the use of foreign satellite communication and broadcasting systems in the information space of Russia are listed. It is noted that in the current deteriorating economic and unstable political situation in the Russian Federation, these restrictions should be left.

Keywords: World Trade Organization, the principles of GATS, telecommunications services, obligations of WTO member countries, foreign satellite communications and broadcasting systems.

Введение

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО - основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986-1994 гг. В 2001 г. в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе [1].

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 г.

По итогам переговоров подготовлен Доклад рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 г. № WTM.CC/ ЯШ/70, ^^Г/МШСИ)^.

16 декабря 2011 г. - в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

7 июня 2012 г. - зарегистрирован в ГосДуме РФ Законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [21]

10 июля 2012 г. - законопроект принят Государственной Думой.

18 июля 2012 г. - законопроект одобрен Советом Федерации.

21 июля 2012 г. - закон подписан Президентом Российской Федерации.

23 июля 2012 г. - Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» № 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации № 30 ст. 4177.

3 августа 2012 г. - Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

22 августа 2012 г. - согласно сообщению Паскаля Лами - Генерального директора ВТО, Россия с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц ВТО.

После вступления в ВТО для России начали действовать десятки документов ВТО (как международные соглашения, образующие основу права ВТО, так и локальные документы органов ВТО), ввиду чего оценивать приведенные ниже сведения будет необходимо также и в свете многих из таких документов. Важнейший из них - Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS, ГАТС). Кроме того, применительно к сфере телекоммуникаций большое значение придается правилам, которые закреплены в Приложении к ГАТС по телекоммуникациям (GATS Annex on telecommunications), а также в Решении по итогам переговоров по базовым телекоммуникациям (GATS Annex and Ministerial Decision).

В рамках Приложения к ГАТС по телекоммуникациям приняты следующие определения

[2].

«Телекоммуникации» - это передача или прием сигналов любым электромагнитным способом.

«Телекоммуникационная услуга общего пользования» - это любая телекоммуникационная услуга, которую требуют предлагать для продажи широкой общественности в стране-участнице ВТО. Такие услуги могут включать телеграф, телефон, телекс и передачу данных, как правило, предполагающие передачу в режиме реального времени поставляемой потребителем информации между двумя и более пунктами без каких-либо изменений формы или содержания этой информации.

«Телекоммуникационная сеть общего пользования» - это телекоммуникационная инфраструктура общего пользования, которая позволяет осуществлять телекоммуникацию между определенными конечными пунктами сети или среди них.

«Внутрикорпоративные коммуникации» - телекоммуникации, посредством которых компания осуществляет связь внутри компании, или с ее дочерними компаниями, филиалами, отделениями или между ними, в соответствии с национальными законами и правилами члена в отношении последних. Термины «дочерние компании», «филиалы» и «отделения» должны быть определены каждой страной-участницей ВТО.

Приложение ГАТС по телекоммуникациям содержит обязательства стран-участниц ВТО по 4 пунктам:

• прозрачность;

• обеспечение доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и

их использование;

• техническое сотрудничество;

• взаимодействие с международными организациями и международные соглашения. «ЭКОНОМИКА И КАЧЕСТВО СИСТЕМ СВЯЗИ», 3/2017

Прозрачность означает, что информация об условиях доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использовании (в том числе тарифы и другие условия предоставления услуг; спецификации технических соединений с сетями и услугами; информацию об органах, ответственных за подготовку и принятие стандартов, затрагивающих такой доступ и использование; условия, касающиеся подсоединения терминалов или другого оборудования, а также, требования к уведомлениям, регистрации или лицензированию, если таковые имеются) должна быть общедоступной.

Обеспечение доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использование предполагает целый ряд обязательств, а именно:

1. Каждая страна-участница ВТО должна обеспечить доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, а также к их использованию на основе разумных и недискриминационных требований и условий для поставки услуг, включенных в ее Перечень любому поставщику услуги любой другой страны-участницы ВТО.

2. Каждая страна-участница ВТО должна обеспечить возможность поставщикам услуг из другой страны-участницы ВТО:

• приобретать или арендовать и подсоединять терминалы или другое оборудование, которые могут быть соединены с сетью и которые необходимы поставщику для поставки услуг;

• подключать частные, арендованные или приобретенные линии связи к телекоммуникационным сетям или услугам общего пользования или к арендованным, или собственным каналам связи другого поставщика услуги;

• использовать операционные протоколы по выбору поставщика услуг при поставке любой услуги иные, чем необходимы для того, чтобы обеспечить обычную доступность широкой публике телекоммуникационных сетей и услуг.

3. Каждая страна-участница ВТО обеспечивает возможность поставщикам услуг любой другой страны-участницы ВТО использовать телекоммуникационные сети и услуги общего пользования для передачи информации в пределах ее территории или через границу, включая внутрикорпоративные коммуникации таких поставщиков услуг, и для доступа к информации, содержащейся в базах данных или хранящейся иным образом в машиночитаемой форме на территории любой страны-участницы ВТО. Любые новые меры или изменение существующих мер, существенно затрагивающие такое использование, подлежат уведомлению и становятся предметом консультаций согласно соответствующим положениям ГАТС.

4. Каждая страна-участница может принимать меры, необходимые для обеспечения безопасности и конфиденциальности сообщений при условии, что они не создают произвольную или необоснованную дискриминацию, или скрытое ограничение в торговле услугами.

5. Условия доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и их использования должны:

• гарантировать обязанности поставщиков услуг телекоммуникационных сетей и услуг общего пользования, в особенности их способность делать свои сети или услуги доступными для широкой публики;

• защитить техническую целостность телекоммуникационных сетей и услуг общего пользования;

• обеспечить положение, при котором поставщики услуг любой страны-участницы ВТО не поставляли бы услуги до получения разрешения в соответствии с обязательствами в Перечне страны-участницы ВТО

6. Условия доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, при условии, что они удовлетворяют условиям предыдущего пункта, могут включать:

• ограничения на перепродажу или раздельное использование таких услуг;

• требование использовать определенные технические соединения, включая интерфейсные протоколы, для подключения к таким сетям и услугам;

• при необходимости, требования взаимодействия таких услуг и содействия достижению целей;

• одобрение типа терминала или другого оборудования, которые соединяются с сетью, и технические требования, относящиеся к присоединению такого оборудования к таким сетям;

• ограничения на подключение частных, арендованных или приобретенных каналов связи к таким сетям или услугам, или к арендованным или собственным каналам связи, другого поставщика услуги;

• уведомление, регистрацию и лицензирование

7. Развивающаяся страна-участница ВТО может устанавливать разумные условия доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и к их использованию, необходимые для укрепления ее национальной телекоммуникационной инфраструктуры и потенциала сектора услуг и роста ее участия в международной торговле телекоммуникационными услугами. Такие условия указываются в Перечне страны-участницы.

Пункты, техническое сотрудничество и Взаимодействие с международными организациями, и международные соглашения близки между собой, и подразумевают поощрение участия стран-участниц ВТО, в частности развивающихся стран, в международных и региональных проектах и организациях в сфере связи и телекоммуникаций.

Коротко, суть обязательств России по допуску иностранных лиц из стран-участниц ВТО к оказанию телекоммуникационных услуг заключается в следующем [3].

1. Иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию телекоммуникационных услуг любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одной стране-участнице ВТО, а ее поставщик - в другой). При этом, получателями таких услуг в России могут быть как российские, так и иностранные лица, как физические лица, так и юридические, в том числе государственные учреждения.

Вместе с тем, Россия отказалась брать на себя обязательства в отношении трансграничной поставки услуг радиосвязи, включая спутниковую связь, за исключением следующих двух случаев:

• с даты присоединения России к ВТО Россия обязуется не устанавливать ограничений в отношении фиксированных услуг спутниковой связи, предоставляемых иностранными спутниковыми операторами любому юридическому лицу Российской Федерации, обладающему лицензией на телекоммуникационные услуги;

• через 3 года, начиная с даты присоединения России к ВТО, не могут устанавливаться ограничения в отношении прочих услуг спутниковой связи, предоставляемых иностранными спутниковыми операторами любому юридическому лицу Российской Федерации, обладающему лицензией на телекоммуникационные услуги. В остальном, никакие ограничительные меры на допуск иностранных лиц к оказанию телекоммуникационных услуг трансграничным способом Россия будет вводить не вправе. При этом под «мерами» понимаются любые меры России в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения (в том числе судебного), административного действия или в любой другой форме. Более того, не имеет значения, какого характера эти меры: гражданско-правовые, налоговые, уголовные, технические и так далее.

2. Иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию телекоммуникационных услуг любым лицам из России, которые сами будут перемещаться в государство поставщика услуг, чтобы воспользоваться услугой. Россия не будет вправе вводить какие-либо ограничения на выезд лиц из России в иностранное государство для получения таких услуг.

3. По общему правилу, иностранные лица будут иметь право без каких-либо ограничений быть допущенными к оказанию рассматриваемых услуг любым лицам в России посредством учреждения коммерческого присутствия на территории России. Однако здесь

необходимо принять во внимание, что Россия предусмотрела два следующих исключения из указанного режима: возможность введения ограничения, в соответствии с которым коммерческое присутствие в России может быть разрешено только в форме юридического лица Российской Федерации; возможность установления ограничения на общее участие иностранных лиц в уставном капитале отдельно перечисленных обществ, действующих операторов, а также их возможных правопреемников (например, ОАО «Ростелеком», ФГУП «Космическая связь»). Причем максимальная разрешенная доля иностранного участия (иностранных инвестиций) в капитале указанных обществ может быть ограничена 49 %, а период возможного действия данного ограничения не должен превышать 4 года с даты присоединения России к ВТО.

4. Россия сохранила за собой право устанавливать любые ограничения в отношении такого способа оказания телекоммуникационных услуг, как прибытие физических лиц из страны-участницы ВТО на территорию России для их оказания. Такой подход продиктован визовой и миграционной политикой России. Из этого правила есть ряд важных исключений, связанных с внутрифирменными переводами сотрудников и деловыми визитами в Россию. Например, максимум 90 дней включительно установлен в отношении временного въезда и пребывания на территории России физических лиц, не являющихся российскими гражданами с целью: представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг; учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг другого члена ВТО; при условии, что указанные лица не будут заняты в прямых поставках упомянутых услуг или поставлять эти услуги сами.

Условия использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в

информационном пространстве России

Согласно действующему законодательству Российской Федерации под иностранной спутниковой системой понимается спутниковая система, использующая иностранную космическую станцию (космический аппарат) и частотные присвоения, заявленные в Международном союзе электросвязи администрацией иностранного государства для этой спутниковой системы. Под иностранной космической станцией (космическим аппаратом) понимается космическая станция (космический аппарат), принадлежащая иностранным юридическим и (или) физическим лицам. При этом спутниковые системы, использующие частотные присвоения, заявленные в Международном союзе электросвязи от имени межправительственных спутниковых организаций, приравниваются к иностранным спутниковым системам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 88 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации», а также Правилами использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1194 на территории Российской Федерации для иностранных спутниковых систем связи действуют следующие ограничения [4].

Для допуска иностранных систем в информационное пространство РФ требуется Решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).

Требуется координация таких систем в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ).

Использование иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации допускается в основном для нужд коммерческих структур, и в исключительных случаях - для нужд государственных структур по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Иностранные системы спутниковой связи и вещания могут быть допущены на телекоммуникационный рынок Российской Федерации для организации международных связей и, в отдельных случаях - для организации на территории Российской Федерации сетей спутниковой связи и вещания в период отсутствия возможности использования аналогичных российских систем спутниковой связи и вещания.

Создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся к компетенции российских операторов связи (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), получивших в установленном порядке лицензию на осуществление указанной деятельности.

В случае использования глобальных подвижных систем спутниковой связи, создаваемых вне рамок международных соглашений Российской Федерации, лицензия выдается после представления компанией - владельцем системы признанных на международном уровне гарантий (в форме соглашения, заключенного российским оператором связи по согласованию с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, с обязательным указанием, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не может нанести ущерб личности, обществу и государству).

К использованию на территории Российской Федерации допускаются наземные станции систем спутниковой связи и вещания, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время на территории России доступны услуги спутниковой подвижной связи таких иностранных операторов как Iridium, Thuraya, Inmarsat. Их деятельность осуществляется через российские компании, у которых оформлена соответствующая лицензия.

Таким образом, с одной стороны, согласно взятым обязательствам в 2016 г. Российская Федерация должна снять все ограничения на допуск иностранных лиц к оказанию услуг связи, в том числе спутниковой связи, на территории Российской Федерации. С другой стороны, по данным Международного валютного фонда, Россия относится к странам с развивающейся экономикой, а значит, согласно правилам ВТО, может устанавливать условия доступа к сетям и услугам связи общего пользования, необходимые для укрепления ее национальной телекоммуникационной инфраструктуры и потенциала сектора услуг, а также роста ее участия в международной торговле телекоммуникационными услугами.

При этом, действующие на данный момент ограничения для иностранных операторов спутниковой связи были введены в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации [4], обеспечения требований электромагнитной совместимости для радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи [5], развития экономики России. В условиях современной ухудшающейся экономической и нестабильной политической ситуации в Российской Федерации данные ограничения остаются актуальными.

Выводы

В 2016 г. в соответствии с принятыми обязательствами Российская Федерация должна снять все ограничения на допуск иностранных лиц к оказанию услуг спутниковой связи на территории Российской Федерации. Данные ограничения, в частности, касались коммерческого присутствия, в том числе доли иностранных компаний в уставном капитале операторов связи, предоставляющих услуги спутниковой связи на территории РФ.

В тоже время согласно соглашению ВТО, развивающиеся страны могут ставить условия доступа к сетям и услугам общего пользования, и к их использованию в целях укрепления национальной телекоммуникационной инфраструктуры и потенциала сектора услуг, а также

роста их участия в международной торговле телекоммуникационными услугами. По данным Международного валютного фонда Россия относится к странам с развивающейся экономикой, а значит, согласно правилам ВТО, может перевести российских операторов на российские космические аппараты, так как это в условиях современной ухудшающейся экономической и политической ситуации будет содействовать обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, обеспечению требований электромагнитной совместимости для радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи, развитию экономики России.

Литература

1. URL http://www.un.org/ru/wto/

General Agreement on Trade in Services, https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Женева, - 2011.

3. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 88 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1194 «О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

4. Богдановская А.И., Орлова Е.Ю. Концепция национальной экономической безопасности России // Телекоммуникации и информационные технологии, 2015. - Т. 2. - № 2. - С. 58-61.

5. Шорин О.А., Бокк Г.О. К вопросу об электромагнитной совместимости стандартов четвертого поколения // Экономика и качество систем связи, 2016. - № 2. - С. 51-59.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕТЕЙ

СВЯЗИ В РФ

Е.А. Хатунцева, доцент кафедры политической экономии и политологии МТУСИ, к.э.н., elenk54@mail. ru;

А.Б. Хатунцев, главный архитектор управления интеллектуальных транспортных систем ООО «Техносерв АС», к.т.н., [email protected]

УДК 621.394

Аннотация. Поведен анализ факторов, влияющих на дальнейшее развитие сетей связи в России. Рассмотрен ряд аспектов процесса модернизации сетей связи и внедрения новых технологий, организационно-правовые и технические условия, необходимых для массового перехода к сетям связи новых поколений. Определены задачи дальнейшего развития отрасли связи и предложены пути их решения, основывающиеся на особенностях существующих экономических и политических условий.

Ключевые слова: информационное общество, сетевая экономика, цифровизация, телекоммуникационные сети, ARPU, инвестиции, коммутация каналов, коммутация пакетов, мобильность.

SOME ASPECTS OF FURTHER IMPROVEMENT OF COMMUNICATION NETWORK

IN RUSSIA

Elena Khatuntsevа, assistant professor ofpolitical economy and political science MTUCI, Ph. D. in «ЭКОНОМИКА И КАЧЕСТВО СИСТЕМ СВЯЗИ», 3/2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.