Вступление России в ВТО рассматривается руководством страны как инструмент, использование которого должно способствовать решению внешних и внутренних проблем России.
Цель статьи - показать состояние вопроса, дать перечень основных проблем, от решения которых будут зависеть развитие страны, ее место в мировом сообществе, а также проанализировать возможные последствия ее присоединения к ВТО.
ВТО и Россия: «правила игры» и условия вступления
И. П. КУЗНЕЦОВА,
кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, характеризуются высоким динамизмом. Меняются место и роль отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные процессы, растет взаимозависимость государств, регионов; обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков. Значимым фактором развития становятся наднациональные организации - ООН, МВФ, ВТО и др. Растет число различных региональных союзов, которые также выступают в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Серьезное влияние на ход экономических процессов оказывают международные монополии, деятельность которых практически не регулируется международным правом.
Все эти изменения необходимо учитывать для того, чтобы отстаивать национальные интересы страны, используя как внешние, так и внутренние факторы развития. В этих условиях место и роль страны в международном разделении труда, ее экономический и политический вес становятся важными составляющими ее дальнейшего развития и успешного взаимодействия с другими странами.
Всемирная торговая организация -функции, проблемы, перспективы
Функции и сферы деятельности
ВТО - организация, деятельность которой направлена на регулирование внешнеторговых аспектов мирового хозяйства. ВТО обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контроля за ее реализацией. Она представляет собой крупнейший международный форум, на котором мировым сообществом вырабатываются новые правила игры, находятся решения сложных проблем. По существу, ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. Сфера ее деятельности постоянно расширяется, растет и число членов ВТО (в 1947 г. - 23 стра-
ны, в 2005 г. - 150). В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли.
Обострение противоречий и их причины
В последние годы в ВТО резко обострились противоречия как между развитыми, так и особенно между развитыми и развивающимися странами.
Основные причины роста напряженности.
□ Разные точки зрения на современное мироустройство. Если США выступают за однополярный мир, Европа за - двухпо-лярный, то Индия, Китай, Бразилия все более активно противопоставляют им позицию многополярного мира.
□ Изменение соотношения сил между странами в мировой экономике. Сегодня ВВП в текущих ценах таких развивающихся стран, как Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Россия, Турция («Е7»), составляет около 20% от ВВП «большой семерки»: Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии («07»). И их удельный вес будет возрастать. Если нынешние темпы роста сохранятся, то по прогнозу, подготовленному компанией Рпсе\«а1ег1'юизе-Соирегэ, экономика стран «Е7» к 2050 г. превысит ВВП стран «большой семерки» на 25%1.
□ Двойные стандарты. Развитые страны требуют для себя открытия рынков и одновременно проводят жесткую протекционистскую политику в отношении товаров, в вывозе которых заинтересованы развивающиеся страны (сельскохозяйственная продукция, текстиль и изделия из него, обувь и др). Запад настаивает также на применении во всех странах действующих в развитых странах экологических и трудовых стандартов, что приведет в развивающихся странах к повышению стоимости труда, росту безработицы, падению конкурентоспособности и обострению других социальных проблем.
Эти противоречия ярко проявились на последних Министерских конференциях в Канкуне (сентябрь 2003 г)2 и в Гонконге (2005 г).
VI Министерская конференция ВТО
(Гонконг, 13-18.12.2005 г.) и ее итоги
Конференция должна была завершить так называемый «раунд тысячелетия», решение о котором было принято в
1 Хмелев М. Догоним Америку к 2050 г. // Известия. Апрель 2006.
2 См.: ЭКО. 1995. № 6. С. 11-17.
2001 г. на IV Министерской конференции в г. Доха (Мексика). Переговоры, направленные на дальнейшую либерализацию мировой торговли, предполагалось провести по следующим направлениям:
■ проблемы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих правовых норм и механизмов (регулирование товаров и услуг, торговых споров; применение антидемпинговых и компенсационных мер; меры по стабилизации экономики развивающихся и наименее развитых стран);
■ обсуждение новых вопросов, касающихся расширения сферы деятельности ВТО (связь внешней торговли и финансов, инвестиций и конкуренции, торговые аспекты экологических проблем и др.).
Обсуждение должно было пройти в два этапа:
• рассмотрение промежуточных результатов на V Международной конференции в г. Канкуне (Мексика, сентябрь 2003 г.);
• подведение окончательных итогов на конференции в 2004 г.
К сожалению, обострившиеся противоречия не позволили достичь существенных продвижений по поставленным проблемам, и окончание переговоров было перенесено на декабрь 2005 г. До самого последнего момента было неясно -состоится ли конференция в новый назначенный срок. Тем не менее развитым и развивающимся странам (последние выступили с консолидированных позиций) удалось договориться по одному из самых сложных вопросов международной торговли - об ограничении огромной государственной помощи сельскому хозяйству развитыми странами. Это сделало возможным проведение конференции, которая, однако, прошла по сокращенной программе.
На конференции были приняты в члены ВТО две страны: Саудовская Аравия (процесс переговоров продолжался 12 лет) и Королевство Тонга (переговоры шли 10 лет).
Итоговая декларация конференции предусматривает следующее.
^ Постепенную отмену экспортных сельскохозяйственных субсидий к концу 2013 г. Основные возражения были со стороны Евросоюза, главным образом, Франции, которая отстаивала более поздние сроки, 2015-2017 гг. С другой стороны, Бразилия добивалась более раннего срока (2010 г).
^ Отмену экспортных субсидий производителям хлопка в 2006 г.
^ Предоставление богатыми странами к 2008 г. возможности ввоза продукции беднейших стран на 97% без ограничительных пошлин и квот.
В тексте декларации не приводится никаких конкретных формул решения (этапы, порядок сокращений) по перечисленным выше обязательствам, но указываются сроки: по сельскохозяйственным и промышленным товарам - до конца апреля 2006 г.; по хлопку - до 1 августа. Предельный срок для договоренностей по услугам - 31 октября3.
Хотя переговоры идут в непрерывном режиме, надеяться на выполнение сроков и завершение раунда до конца этого года не приходится. Так, по сельскохозяйственным субсидиям не снято противоречие между ЕС и США. Европейский союз соглашается снизить субсидии только при условии, что США со своей стороны сократят поддержку экспорта, в частности, на экспортные кредиты и продовольственную помощь. Сколько времени потребуется, чтобы довести это решение до реализации, пока неясно. ВТО имеет большой список отложенных решений последнего раунда.
Обязательство богатых стран устранить тарифы и квоты для беднейших стран, если и будет выполнено, не слишком обременительно для развитых стран, поскольку у беднейших стран практически нет конкурентоспособной на их рынках продукции.
Конференция показала следующее.
^ Процесс разрешения накопившихся глубоких противоречий среди различных группировок членов ВТО сдвинулся с мертвой точки. Достигнута принципиальная договоренность о решении многолетней проблемы ликвидации экспортных сельскохозяйственных субсидий.
^ Произошло заметное изменение в расстановке сил между членами ВТО. Центр тяжести смещается в сторону развивающихся стран. Особенно активно себя проявили Бразилия, Индия, Китай. ВТО становится все более многополярной организацией.
3 Включение в повестку дня либерализации услуг произошло в последний день работы конференции перед ее завершением.
^ Процесс дальнейшей либерализации международной торговли требует преобразований внутри самой организации (механизма принятия решений, организационной структуры и др.), что, можно предположить, встретит явное и неявное сопротивление со стороны развитых стран.
Направления возможного реформирования ВТО
К десятилетнему юбилею ВТО (2005 г.) Рабочей группой во главе с первым директором Питером Созерлендом был подготовлен доклад «Будущее ВТО», в котором анализировались проявившиеся недостатки и предлагались возможные пути их устранения. В докладе отмечалось размывание принципов ВТО, составляющих основу ее правового базиса. В частности, принцип, запрещающий дискриминацию в международной торговле, нивелируется различными региональными соглашениями, число которых постоянно возрастает и от которых в большей степени страдают развивающиеся и слаборазвитые страны4.
В докладе предлагается внести ряд изменений в организационную структуру - усилить роль генерального директора, расширить полномочия секретариата, усилить присутствие торговых представителей стран-членов в торговых переговорах в Женеве, проводить Министерские конференции ежегодно (а не раз в два года), а торговый саммит на уровне глав правительств и государств - раз в пять лет.
Что касается механизма функционирования ВТО, то здесь также назрели проблемы, требующие решения. Увеличение числа членов организации, изменение места и роли в международной экономике отдельных стран осложняют процесс принятия решений, основанный по действующим правилам на консенсусе.
Предлагается внести следующее изменение. Если принятие решения блокирует один из членов, он должен дополнительно обосновать свою позицию национальными интересами. Если участникам дискуссии эти доводы не покажутся достаточно убедительными, возможно принятие решения в обход формального консенсуса.
4 Региональные соглашения, обеспечивая преференциальные отношения между странами-участницами, дискредитируют торговые отношения с третьими странами.
Ряд предложений доклада направлен на усиление прозрачности механизма функционирования ВТО, в частности его квазисудебной системы (расширение доступа на заседания органа по разрешению споров и апелляционного органа)5.
Когда может начаться реформирование ВТО - трудно сказать, поскольку в 2006 г., как и в 2005 г., все силы, очевидно, будут направлены на результативное завершение до-хийского раунда. Окончание последнего, похоже, в очередной раз перенесено и теперь планируется уже на весну 2007 г. Россия заинтересована принять участие в корректировке механизма функционирования и правовых основ ВТО, хотя возможности нашего влияния на принятие решений не стоит переоценивать.
Вступление России в ВТО
Интересы участников переговоров и их противоречия
Вопрос - «вступать или не вступать России в ВТО» - по существу уже не стоит. Заинтересованность в его положительном решении - двусторонняя, за исключением возможно США, заявления которых о поддержке скорейшего нашего присоединения расходятся с их фактической позицией -выдвижением неприемлемых для нас условий.
Интересы Запада
Россия глубоко вплетена в систему мирохозяйственных связей. Одна треть ВВП и 40% бюджета страны образуется во внешнеэкономической сфере. И хотя объемы ее экспорта, импорта товаров и услуг, накопленных объемов прямых иностранных инвестиций невелики, влияние страны на мирохозяйственные связи не ограничивается ее удельным весом в мировой торговле. В силу своего исторического опыта и евроазиатского положения наша страна принимает активное участие (которое в последнее время возрастает) в решении сложных международных проблем.
Россия занимает 1 /7 часть земного шара, обладает до 30% от мировых запасов природных ресурсов, является од-
5 Коммерсант. 18 января. 2005.
ним из крупнейших поставщиков энергоресурсов. Ее влияние в этой области, по-видимому, будет возрастать, поскольку спрос на них на мировом рынке увеличивается в результате роста промышленного производства развивающихся стран (Китай, Индия и др.). Кроме того, Запад оценивает отношения со странами Ближнего Востока как ненадежные, что усиливает его интерес к нашим рынкам. Россия оказывает также существенное влияние на мировой рынок металлопродукции, обеспечивая ЕС 100% поставок никеля, марганца, кобальта, титана, вольфрама, молибдена, 50% поставок алюминия, олова и др.6
Страна привлекательна для Запада не только своими ресурсами, но и огромными потенциальными рынками товаров, услуг и инвестиций. На Западе рынки перенасыщены, в России по многим позициям - не насыщены, а некоторые только формируются (фондовый рынок, страховой), хотя и развиваются высокими темпами. Не развит рынок труда.
В России еще не до конца разрушена индустриальная база и относительно низкая стоимость рабочей силы при сохраняющемся высоком ее качестве.
Кроме того, Запад надеется, что после вступления в ВТО наша страна станет более предсказуемой, а ее экономика -более прозрачной, что облегчит процессы взаимодействия, а условия для бизнеса сделает менее рискованными.
Что мешает иностранцам работать на нашем рынке
♦♦♦ Чтобы иметь возможность освоить огромную территорию страны, надо иметь широкую сеть филиалов, агентов, представителей, знать рынок изнутри. В первую очередь это относится к финансовому сектору.
♦♦♦ Законодательство и правоприменительная практика не обеспечивают достаточно благоприятного климата для ведения бизнеса.
♦♦♦ Недостаточное знание местной специфики, людей, так как многие взаимоотношения строятся на личных связях с местным бизнесом и чиновниками.
♦♦♦ Коррумпированность чиновничества, засилье бюрократии, непонятная налоговая база, непрозрачность компаний.
6 Рубинштейн Т. Б. ВТО: практический аспект. М.: «Гелиос АРВ», 2004. С. 89.
♦♦♦ Невозможность оценить риски страхования ни частного лица, ни юридического.
Итог: российский рынок для серьезного иностранного капитала, не связанного с работой в сырьевых отраслях, остается рискованным.
Интересы России
Став членом ВТО, Россия сможет улучшить возможности доступа своих товаров и капитала на мировые рынки, в том числе добиваться устранения дискриминационных мер по отношению к нашим товарам, прямой ущерб от которых оценивается в 2,5-4 млрд дол. Страна также получит доступ к квазисудебной системе разрешения споров, а также возможность иметь в ней своего полномочного представителя.
В качестве полноправного члена Россия сможет принимать участие в выработке новых и корректировке старых «правил игры», которые, как уже отмечалось, постоянно расширяются применительно к новым требованиям мирохозяйственных связей.
Возможность воспользоваться достаточно отлаженной системой норм и правил развития страны в условиях рыночных отношений (собственная практика в этой области, у России, по существу, отсутствовала) уже способствовала становлению законодательной системы, которая строилась с учетом требований ВТО. Ну и очевидно, что жить вне правил, по которым живет практически весь мир, по крайней мере, неразумно, и очень важно ими владеть. Руководство страны рассматривает вступление в ВТО, в том числе, и как инструмент, который будет способствовать продвижению реформ в стране.
Процесс вступления в ВТО сопряжен с большими слож-ностями7 из-за политизированности этой организации, члены которой, несмотря на международный статус, представляют интересы своих стран. При равенстве всех участников возможности влияния на конечные решения в значительной степени определяются экономической мощью страны.
7 Заявку на вступление Россия подала в 1993 г., переговоры начались с 1995 г.
Ведущую роль играют страны так называемой группы квад-ро: США, Канада, Великобритания, Япония.
Нельзя сбрасывать со счетов и противоречия внутри стран-участников переговоров: между производителями и потребителями, производителями и профсоюзами, экспортерами и импортерами, которые лоббируют свои интересы и оказывают давление на руководящие органы своих стран. Например, машиностроители США заинтересованы в нашем дешевом металле, а металлурги - в ограничении или даже запрете его ввоза. Или: производителям куриного мяса в России выгодны ограничения на ввоз импортной куриной продукции; поставщикам - увеличение квот или их полная отмена, снижение тарифных пошлин. Потребители же заинтересованы в расширении рынка и в снижении цен. Чтобы противоречивые интересы не выливались в разрушительные столкновения, нужны «правила игры» и ясная стратегическая линия государства, которая дала бы бизнесу ориентиры развития.
Факторы, влияющие на изменения хозяйственного механизма и экономическое развитие России
Основной накал дискуссий в настоящее время сводится к вопросу: что ждет страну после вступления?
Присоединение России к ВТО предполагает существенные изменения в экономических механизмах деятельности как хозяйствующих субъектов, так и администраций всех уровней власти. Эти изменения определяются двумя группами факторов. Одна лежит на стороне ВТО, другая - на стороне вступающей страны, в данном случае - России.
К первой группе можно отнести: механизм функционирования самой организации, «правила игры», принятые для членов ВТО, и их практическую реализацию. Правила определяют:
> обязательства по открытию рынка; по снижению торговых барьеров; по ограничению правительства вмешиваться в рыночную экономику; необходимость обеспечения прозрачности и предсказуемости торгового режима; запрет на использование ряда субсидий и др.
► исключения из «правил» - меры по защите национального рынка и стимулирования экономического развития: возможность создания интеграционных объединений; регулирование таможенных тарифов/пошлин, использование различных мер защиты рынка от недобросовестной конкуренции (антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры), использование неадресных субсидий (не искажающих торговлю); различные льготы для развивающихся стран и др.
Вторая группа факторов, зависящих в значительной степени от России, включает:
► условия присоединения, согласованные на основе этих правил путем двусторонних и многосторонних договоренностей со всеми заинтересованными странами - членами ВТО;
► состояние экономики, в том числе уровень конкурентоспособности предприятий конкретных отраслей и регионов;
► эффективность управления на государственном и частнопредпринимательском уровнях;
► качество кадрового потенциала (особенно управленцев), его соответствие современным требованиям рыночной экономики;
► осознание того, как должно выглядеть социальное государство, которое мы хотим построить, и наличие стратегии развития страны для достижения поставленных целей;
► наличие обоснованной национальной и региональной политики на период вступления в ВТО и на переходный период;
► способность населения адаптироваться к новым ценностям, которые приходят к нам вместе с западными технологиями и образом жизни.
Поскольку влияние обеих групп факторов неоднозначно, суждения о последствиях присоединения нашей страны к ВТО накануне ее вступления разделились. Многие авторы, в том числе зарубежные, склонны считать, что «минусы» от вступления мы ощутим сразу, а «плюсы», возможно, впоследствии. Собственники и директора конкурентоспособных предприятий, как правило, приветствуют вступление в ВТО, рассчитывая на улучшение условий выхода на внешние рынки и снижение рисков работы на внутреннем рынке, а неконкурентоспособные предприятия, которых, к сожалению, подавляющее большинство, ожидают это событие с большой тревогой. Особенно сильны отрицательные мнения среди представителей региональных властей. В основе этих
представлений лежит как недостаточная информированность о грядущих изменениях, так и критическая оценка социально-экономических условий и готовности регионов.
Коротко остановимся на первой группе факторов и на условиях присоединения России к ВТО8.
ВТО: правила, исключения, практика
Главная задача ВТО - либерализация внешнеэкономических отношений. В основе этого процесса лежат два основополагающих принципа: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Первый означает отказ от дискриминации любого члена ВТО на таможенной границе (т. е. одинаковые условия для всех импортируемых товаров: размер тарифа, освобождение от пошлины и др.), второй - отказ от дискриминации на внутреннем (национальном) рынке, т. е. одинаковые условия для деятельности как национальных компаний, так и иностранных.
На этих и нескольких других принципах (прозрачность торгового режима, обязательность уведомления о вводимых торговых мерах и др.) строится нормативно-правовая база ВТО. Последняя, наряду с правилами («мечами»), включает многочисленные исключения («щиты»). Например, исключением из режима наибольшего благоприятствования является возможность создавать различные интеграционные объединения: зоны свободной торговли, таможенные союзы, что предполагает определенные преференции для их членов. Другой пример: оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой.
Помимо правил и исключений из них, существует еще и практика, которая не всегда соответствует установленным правилам.
Для защиты внутренних и продвижения на мировых рынках товаров и услуг ВТО в качестве основных методов регулирования рассматривает применение тарифных и нетарифных мер. В последние годы роль нетарифных мер возрастает. Это связано с существенным сокращением величины тари-
8 Подробнее о правилах, механизме функционирования, порядке приема новых членов, организационной структуре ВТО см.: ЭКО. 2005. № 5.
фов, а также с большей непрозрачностью нетарифных мер, т. е. с большими возможностями их использования для проведения протекционистской политики. Особенно этим злоупотребляют развитые страны. Смещение в сторону протекционизма, по существу, подрывает главную цель ВТО - либерализацию торговых отношений, что сильно осложняет взаимоотношения между развитыми и развивающимися странами.
В целом протекционизм широко распространен в международной торговле. И хотя ВТО не выступает против временного использования протекционистских мер, например, в случае создания новой отрасли, защиты отечественной промышленности и бюджета от резкого роста импорта и др., на практике ограничения ВТО удается обойти, а меры, введенные как временные, превращаются если и не в постоянные, то в достаточно долгосрочные.
Представляется, что знание «правил игры» (обязательств, исключений), а также практики, на основе которых функционирует мировая система торговли, является одним из необходимых условий для того, чтобы положительный эффект от вступления в ВТО превалировал над негативными последствиями. Это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости организации серьезного активного обучения широкого круга специалистов, представителей деловых кругов, чиновников, связанных по роду своей работы как с экспортной деятельностью, так и с защитой внутреннего рынка.
Кроме того, стране необходима сбалансированная политика между открытостью национальных рынков и протекционизмом, опирающаяся на стратегические позиции государства в области внешнеэкономической деятельности.
Состояние российских переговоров о вступлении в ВТО
Условия присоединения
Двусторонние переговоры. На начало июня 2006 г. Россия полностью завершила двусторонние переговоры о вступлении в ВТО с 56 из 58 стран - участниц Рабочей группы по переговорам. В мае-июне были подписаны протоколы с
Колумбией и Австралией. Не подписаны протоколы об окончании переговоров с США и Молдавией.
США. Среди нерешенных проблем основными являются следующие.
+ Допуск филиалов банковских и страховых компаний на наш рынок и сокращение переходного периода до двух лет.
Россия не возражает против прихода дочерних компаний, поскольку они, в отличие от филиалов, регистрируются на нашей территории, платят налоги и работают в соответствии с нашими законами. Наш банковский и страховой секторы несопоставимы по масштабам и опыту с соответствующими секторами развитых стран. Выдержать конкуренцию с зарубежными гигантами для них в ближайшие годы будет проблематично. Кроме того, у нас недостаточно развита система гарантий, под которые банки могли бы предоставлять кредиты. Что касается страхового сектора, то, по мнению страховщиков, для него характерна высокая степень «недострахованности». В странах Западной Европы ежегодно страхуется 90-95% промышленных рисков, а в России - около 15%. Страхование грузов достигает не более 6% ежегодно, в то время как в развитых странах - 95-98%. Практически не освоен у нас и рынок страхования жизни, а рынок страхования имущества охвачен менее чем на 10%9. В настоящее время, по оценкам экспертов, доля иностранного капитала в страховании составляет 15%, в банковской системе - около 11%, а квота 25%-го участия иностранного капитала в финансовой сфере редко выбирается полностью. Можно ожидать, что США будут жестко настаивать на своих требованиях, поскольку в перспективе развитие только страхового рынка обещает колоссальные доходы.
+ Уровень защиты авиапрома. Предметом разногласий являются таможенные пошлины на импортируемые самолеты, стоимость российских самолетов и реорганизация этого сектора промышленности в России.
Американцы настаивают на допуске на рынок без ограничений всех самолетов и снижении тарифной ставки. Мы согласны на обнуление НДС на импортные самолеты. Поскольку мы рассчитываем на восстановление отечественного самолетостроения, очевидна наша заинтересованность в защите внутреннего рынка и сохранении нашего присутствия на внешнем рынке.
+ Сельское хозяйство. Американскую сторону не устраивают тарифы на мясную продукцию и допустимые размеры государственной поддержки.
9 КадыковаМ. Жизнь с иностранными филиалами // Газета. 31 марта. 2006.
В июне 2005 г. Россия и США подписали соглашение, по которому Россия сохраняла после вступления в ВТО уровень импортных тарифов на мясную продукцию в размере 15-20%. В конце марта 2006 г. американские представители вновь вернулись к этой проблеме. Теперь они настаивают на снижении тарифа более чем по десяти позициям товарной номенклатуры до 10%10.
Что касается государственной поддержки, то на протяжении всего переговорного процесса мы постепенно под давлением снижаем уровень своих требований. В настоящее время отстаиваем, по словам Г. О. Грефа, уровень в 9 млрд дол. Реальный объем поддержки сельского хозяйства нашей страны в 2004 г. составил 3,5 млрд дол. Для сравнения: объем субсидий фермерам США в 2002 г. составил 20 млрд дол., а в Евросоюзе - 40,4 млрд евро. Но наши ссылки на огромный разрыв в государственной помощи сельскому хозяйству наши партнеры по переговорам просто не слышат.
+ Защита прав интеллектуальной собственности.
По оценкам зарубежных экспертов, потери США за последние 8 лет от деятельности российских аудио- и видеопиратов, авторов научной литературы и справочников составили 7 млрд дол. Наша сторона признает свою ответственность в этом вопросе. Так, рынок только РУй-дисков на 90% обеспечивается пиратской продукцией, производимой по большей части на оборонных предприятиях. Тем не менее, начав борьбу с пиратской продукцией, мы отмечаем необходимость снижения американской стороной цен, что приведет к сокращению разрыва в ценах на легальную и пиратскую продукцию11.
Трудность переговоров с США состоит в том, что за экономическими требованиями, очевидно, стоят политические претензии к России. США хотели бы видеть нашу страну в русле своей внешней политики. Новые требования, которые выдвигаются на переговорах, используются в качестве переговорного резерва для торга и средства давления по политическим вопросам. В ежегодном докладе Министерства торговли (март 2006 г.) в разделе, посвященном России, приводится широкий перечень претензий, которые уже предъявлены или могут быть предъявлены на переговорах нашей стране. Это - претензии к системе санитарного и фитосанитарного контроля, регулированию импорта алкоголя и лекарств, порядку оформления таможенных грузов,
10 Ведомости. 30 марта. 2006.
11 Газета.Огг.ги. 22.03.2005.
российским экономическим зонам. Кроме того, на переговорах по условиям присоединения к ВТО американские представители обращают внимание на завышенные, по их мнению, тарифы на такие товары, как автомобили, мотоциклы, сахар, спиртное, вино, фрукты, пищевые продукты, авиатехника, металлолом, катодная медь. Не устраивает их также и система ценообразования на газ, которая рассматривается как аналог субсидирования государством российских потребителей. Что касается проблем интеллектуальной собственности, то, по утверждению американской стороны, подпольное производство CD и DVD превышает российский спрос и экспортируется из страны. Список новых претензий можно продолжить12.
После резкого заявления В. В. Путина на встрече с участниками Форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка» о том, что, если мы не договоримся с США о нашем вступлении в ВТО, то снимем с себя обязательства, которые «не только приняли, но и исполняем», появилась надежда на подписание протокола с США уже в июле13. К сожалению, она не оправдалась.
Рассматривая перспективы переговоров с США, следует иметь в виду, что, во-первых, не все их претензии необоснованны и, во-вторых, результаты двусторонних переговоров России с США должны получить одобрение Конгресса, который занимает более жесткую позицию по вопросу вступления России в ВТО, чем правительство и, кстати сказать, до сих пор тормозит отмену поправки Джексона-Веника14.
Молдавия. Протокол с Молдавией, похоже, был, в общем, согласован, но не подписан. По-видимому, мы сочли эту процедуру формальностью.
Молдавия настаивает на том, чтобы косвенные налоги с российского экспорта в страну взимались не в стране происхождения, как это делается сейчас, а в стране назначе-
12 Коммерсант. 3 апреля. 2006.
13 Известия. 5 июля. 2006.
14 Поправка предусматривает серьезные ограничения в торговле между США и странами с нерыночной экономикой, в которых нарушаются права на эмиграцию. Принята в 1974 г. Для Украины поправка отменена в конце 2005 г.
ния. Президент страны В. Воронин отметил, что Молдавия теряет 100 млн дол. ежегодно на поставках газа из России. В настоящий момент Молдавия в качестве условия согласия на вступление России в ВТО требует снять запрет на ввоз молдавских вин. В данном случае молдавские власти пытаются использовать ВТО как средство давления на Россию. Глава российской переговорной делегации М. Медвед-ков считает, что Молдавия не будет блокировать наше вступление в ВТО, тем более что Роспотребнадзор должен провести еще одну проверку, по итогам которой будет решаться вопрос о допуске молдавских вин на наш рынок.
Подробностей о содержании достигнутых двусторонних договоренностей по всем направлениям переговоров у нас публикуется немного (ссылаются на их конфиденциальный характер). Материалы, которые публикуются, носят общий характер и не годятся для содержательного анализа. Возможно, министерства имеют более подробную информацию. Кратко можно отметить следующие результаты.
Обязательства по товарам. Предполагается снижение импортных тарифов на промышленную продукцию в течение переходного периода (5-7 лет) с момента вступления в ВТО. Средний импортный тариф должен уменьшиться с 10,5% до 7,5-8,0%15. По заявлению М. Медведкова, в рамках двусторонних переговоров договорились о том, что начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни по одной ставке товарной номенклатуры (ТН ВЭД) не будет ниже действующих в настоящее время, и в первый год переходного периода все ставки сохраняются на нынешнем уровне.
Обязательства по сельскому хозяйству. Уровень таможенной защиты не уменьшится ни по одному из сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить на переходный период ставки таможенных пошлин.
15 По заявлению Г. О. Грефа на заседании коллегии МЭРТ РФ, средневзвешенная ставка таможенного тарифа РФ уже сократилась до 6,5%. Предстоит дальнейшее снижение или отмена импортных пошлин на ввозимое оборудование, которому в России нет аналогов, и повышение пошлин на сырье.
На период по 2009 г. включительно Россия может использовать тарифные квоты на говядину, свинину, мясо птицы в нынешних объемах плюс 2,0-2,5% годового роста и при достаточном уровне тарифной защиты.
Самым драматичным на переговорах по сельскохозяйственной проблематике остается вопрос о внутренней государственной поддержке аграрного сектора и уровне экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. По словам министра сельского хозяйства А. Гордеева, заявленный уровень разрешенной поддержки примерно в 4 раза превышает сегодняшний. Проблема в том, чтобы удержать его. На протяжении всего периода переговоров Россия была вынуждена периодически снижать заявленный уровень.
Обязательства по услугам определяют условия доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок. Цельного представления о результатах переговоров по этому направлению нет. Основные противоречия на переговорах касались энергоресурсов, финансов, транспорта.
Энергоресурсы. Требования от России со стороны ЕС таковы.
▲ Ликвидация разрыва между экспортными и внутренними ценами на газ, который рассматривается как форма субсидирования промышленности. Судя по всему, мы неявным образом движемся в этом направлении, в реализации которого заинтересованы и Газпром, и РАО ЕЭС. Существующая договоренность: цена должна покрывать издержки производства. Цена для населения по-прежнему сохраняется на более низком уровне, чем для производства, т. е. сохраняется перекрестное субсидирование (население получает газ по ценам более низким, чем промышленность, а промышленность закладывает свои издержки в цену товаров, приобретаемых населением).
▲ Ликвидация монополии Газпрома (разделение компании на три
независимых части: генерирующие мощности, транспортная инфраструктура и центральное диспетчерское управление).
▲ Доступ иностранцев к газовой трубе (положено начало строительству совместного с Германией газопровода по дну Балтийского моря; принят закон о либерализации акций Газпрома, акции которого начали выставляться на бирже).
▲ Равные тарифы на транзит газа для внутренних потребите-
лей и на экспорт.
▲ Отмена экспортной пошлины на газ.
Финансы. Долгое время на переговорах дискутировалась проблема - допускать или нет филиалы иностранных банков и страховых компаний на наш рынок. США продолжают настаивать на их допуске, мотивируя свою позицию тем, что либерализация банковского и страхового секторов привлечет дополнительные инвестиции в страну и усилит ее конкурентоспособность. Поскольку наша сторона не согласна с этим требованием, проблема остается.
Многосторонние переговоры - переговоры по системным вопросам.
Их результатом должен стать Доклад Рабочей группы, содержащий:
▼ описание торгового режима и законодательства,
▼ обязательства, которые страна будет выполнять после при-
соединения (например, в течение 5 лет сократить до определённого уровня число товаров, по которым цены устанавливаются государством).
Исчерпывающего перечня системных обязательств нет, каждая страна согласует его исходя из требований ВТО и своих интересов. В целом на конец марта из 48 разделов доклада было согласовано 19.
Основные проблемы на переговорах следующие.
^ Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Особенно много претензий к нашей таможне, что, очевидно, способствовало принятию мер, направленных на борьбу с коррумпированностью этого органа16.
^ Нежелание России присоединяться к ряду необязательных соглашений, в частности, Соглашению по правительственным закупкам (определяет процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам государственных закупок), а также к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли).
Кроме того, мы не заинтересованы в унификации внутренних и внешних цен на энергоносители, отмене экспортных пошлин и др.
16 На многосторонних консультациях в Женеве (апрель 2006 г.) предполагалось обсудить проблемы таможенного регулирования, в частности, касающиеся оценки таможенной стоимости, планы введения таможенной инспекции. Последние вызывают серьезную озабоченность у наших торговых партнеров. (РИА «Новости». 28.03.2006).
По первой проблеме российским правительством был подготовлен и утверждён План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО (от 21.06.2002 г. № 832). План был в целом выполнен к концу 2004 г. Приняты законопроекты, обеспечивающие регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночных отношений17.
Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Оценки соответствия регионального законодательства федеральному противоречивы, и говорить о том, что эта работа завершена, преждевременно.
Что касается федерального законодательства, то идёт его доработка. В частности, это относится к антимонопольному законодательству, к Таможенному кодексу18, Налоговому кодексу, Гражданскому кодексу19 и др.
В целом наше законодательство находится в процессе становления, отличается неполнотой, а главное - расхождением между словом и делом. Это обусловливает высокие риски для предпринимательской деятельности в стране и сдерживает приход иностранного капитала на наши рынки.
17 Основные из них следующие:
* «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ);
* «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 08.12.2003 г. № 115-ФЗ);
* «О валютном регулировании» (от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ);
* «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ);
* Новый Таможенный кодекс (вступил в действие с 1.01.2004 г.);
* Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности (11.11.2004 г.).
18 Предполагалось, что в новом Таможенном кодексе главным будет не фискальное направление, а функция регулирования внешнеэкономической деятельности. Практика показала, что кодекс требует существенной доработки. Кроме того, продолжается реформа Таможенной службы: она передана из МЭРТа РФ непосредственно в подчинение премьера. Возможно, введенная на таможне государственная автоматизированная система, которая должна была начать работать с января 2006 г., упростит оформление, сократит количество документов и сделает деятельность этого органа более прозрачной.
19 Отрицательную реакцию членов ВТО вызвало решение правительства принять 4-ю часть Гражданского кодекса, поскольку проект не соответствует требованиям ВТО.
Возможные сроки окончания переговоров
На конференции в Гонконге вокруг переговоров по поводу вступления нашей страны в ВТО выявились проблемы, которые могут осложнить этот процесс и затянуть его сроки. В ВТО существуют правила, опираясь на которые, ряд стран предъявили к нам свои претензии. Эти правила следующие.
► Ни о чем не договорено, пока не договорено обо всем.
► Любая страна может выйти из уже принятых договоренностей.
► Число стран в составе Рабочей группы, ведущих переговоры
с претендентом на вступление, пока переговоры полностью не завершены, может меняться.
С претензиями к России на конференции, помимо Молдавии, выступили Грузия и ЕС, протоколы с которыми уже были подписаны.
Грузия обвиняет Россию в том, что она открыла два незаконных таможенных пункта на границе с Абхазией и Южной Осетией, через которые ввозятся безакцизные сигареты и идет контрабанда. Пока на эти пункты не будут допущены грузинские таможенники, «мы не согласимся на вступление России в ВТО», - заявил министр Грузии по экономическим реформам Каха Бендукидзе. Официальный представитель Грузии на конференции министр экономического развития И. Чоговадзе отметил, что Грузия не считает переговоры с Россией завершенными и будет ставить вопрос об их неурегулированности на многосторонних переговорах в рамках Рабочей группы. Ее поддержка «будет зависеть от выполнения или невыполнения условий легализации таможенных пунктов»20.
Россия признала, что проблема отчасти существует, и ее надо решать путем переговоров МИДа России с грузинскими коллегами.
По поводу претензий Грузии и Молдавии следует отметить, что по правилам ВТО «страны с переходной экономикой», к которым относятся Грузия и Молдавия, имеют ряд привилегий. В частности, льготные условия экспорта из этих стран, списание им части внешнего долга, запрет на удоро-
20 Новости Грузии. 24.03.2006.
жание для них жизненно важных товаров (например, энергопродуктов), возможность проведения международного разбирательства случаев проведения дискриминационной политики в отношении этих стран.
ЕС. При подписании протокола с ЕС в мае 2004 г. Россия взяла на себя обязательство постепенно к 2013 г. отменить высокую плату - 330 млн евро в год - за пролет европейских лайнеров над Сибирью. Поскольку график изменения цены не был своевременно представлен, европейцы подняли этот вопрос на конференции, объявив нас ненадежным партнером21. Тем не менее европейцы не намерены блокировать наше вступление. ЕС выделяет 3 млн евро на проект по поддержке вступления России в эту организацию. Деньги предполагается направить на дальнейшее проведение правовой реформы, связанной с вступлением России в ВТО, и на информирование представителей российского бизнеса о «преимуществах и вызовах» присоединения к ВТО22.
Заминка в процессе нашего вступления может возникнуть также, если вновь принятые страны, Саудовская Аравия и Королевство Тонга, захотят принять участие в Рабочей группе по двусторонним переговорам.
На встрече министров иностранных дел и торговли (Форум АТЭС, конец 2005 г.) Г. О. Греф назвал три возможных варианта вступления России в ВТО: середина 2006 г., конец 2006 г., 2007 г. Из-за жесткой позиции США, в частности, по финансовым проблемам резко возрастает вероятность окончания переговоров не ранее 2007 г.
Процедура присоединения к ВТО предполагает после завершения переговоров (по допуску на рынок товаров; обязательствам по сельскому хозяйству; допуску на рынок услуг; по системным вопросам) еще несколько этапов.
□ Оформление всех достигнутых результатов следующим набором документов:
Протокол о присоединении (2-3 стр.) констатирует завершение переговоров и содержит рекомендацию Рабочей группы принять кандидата в члены ВТО.
21 Российская газета. 2006. 30 марта.
22 www.podrobnosti.com.ua / 17. 01. 2006 г.
Приложение к Протоколу содержит Доклад Рабочей группы и Обязательства по допуску на рынок по всем четырем направлениям переговоров, включая Перечень специфических обязательств и Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
□ Обсуждение материалов, представленных Рабочей группой, в результате которого Генеральный совет 2/3 голосов или консенсусом (как правило, последнее) принимает решение о приеме нового члена.
□ Ратификация всех протоколов о присоединении в парламенте России.
Через 30 дней после ратификации страна получает статус члена ВТО, пакет документов становится частью документов ВТО и национального законодательства. Начинается отсчет времени для выполнения наших обязательств.
Таким образом, сроки присоединения будут определяться сроком согласования расхождений с США плюс еще 0,5-1,5 года на подготовку документов, их обсуждение и ратификацию.
Ограничения, которые возникнут после присоединения России к ВТО
Адаптация участников хозяйственной деятельности
к работе в новых условиях
Кратко остановимся на трех уровнях этой проблемы: региональном, отдельных предприятий, взаимодействия со странами СНГ.
Отметим некоторые соглашения, на которые стоит обратить внимание региональным органам власти.
♦ Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам должно учитываться при проведении мер поддержки местных производителей. При этом надо представлять, какие субсидии разрешены (например, на поддержку деятельности предприятий по охране окружающей среды, на НИОКР), какие -запрещены (экспортные), и что необходимо делать в случае их использования, каковы возможные последствия в случае нарушения правил ВТО. Так, например, списание задолженностей предприятий, покрытие экспортных убытков могут рассматриваться, по правилам ВТО, в качестве мер, нарушающих конкуренцию, и стать причиной расследований и санкций.
♦ Особые условия торговли сельскохозяйственными товарами определяются Соглашением по сельскому хозяйству, которое включает не только специальные правила торговли, но и затрагивают производство.
♦ Соглашения, которые касаются:
■ охраны окружающей среды (природоохранное законодательство регионов должно в минимальной степени нарушать торговлю);
■ антимонопольного регулирования;
■ условий регистрации предприятий и организаций на территории регионов (должны быть одинаковыми для иностранных и для отечественных учреждений);
■ стандартов и прочих технических барьеров (должны соответствовать федеральным и не создавать дополнительных трудностей в торговле).
♦ Соглашение о государственных закупках товаров и услуг. Здесь главное - недискриминация, т. е. предоставление национального режима и отечественным, и иностранным поставщикам. Исключение - только для оборонных заказов.
Несоответствие регионального и федерального уровней законодательства после вступления в ВТО может стать причиной претензий и протестов со стороны других членов этой организации, а также вызвать трения в отношениях между федеральными и региональными органами власти23.
Для подготовки к вступлению на региональном уровне полезно было бы иметь конкретную, пусть пока предварительную информацию об условиях присоединения, а именно проекты обязательств:
■ по доступу на рынки товаров (тарифы по ТН ВЭД) и по сельскому хозяйству (тарифы, объемы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и др.);
■ по доступу на рынок услуг, включая Перечень специфических обязательств (обязательства по применению национального режима) и Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования, если он существует.
Знакомы ли в регионах с проектами этих обязательств? Информация, которая появляется в печати, в частности, по тарифам, дается в виде средних показателей и не может быть использована для оценки последствий. Судя по заявлению М. Медведкова, его ведомство располагает модель-
23 Россия на пути в ВТО // Информ. бюллетень. 2002. № 5.
ными оценками последствий, вызванных изменениями тарифных ставок на переходный период. Но знакомы ли с этими результатами представители отраслей и регионов?
Для предпринимательского сектора главный вопрос -конкурентоспособность. Предполагается, что присоединение к ВТО будет способствовать привлечению иностранного капитала, новейших технологий организации и управления производством, т. е. приведет к росту производительности труда, структурным сдвигам в экономике и, в конечном счете, к росту благосостояния населения. Однако многое будет зависеть, особенно в первоначальный период, от государственных мер защиты внутреннего рынка, наличия у властных структур представления о том, что надо защищать, а что можно предоставить действию стихийного механизма конкуренции.
Особое внимание предпринимательскому сектору следует обратить на современные управленческие системы; изучение рынков (международного и внутреннего); обновление национальных стандартов регулирования правоотношений продавца и покупателя; внедрение международных стандартов финансовой отчетности и открытости; знание и внедрение международных правил стандартизации и сертификации продукции, трудовых, экологических и др. стандартов.
За рубежом широко распространено внедрение международных систем предварительной квалификации предприятий-производителей, которые создаются группами крупных компаний-заказчиков для защиты от недобросовестных постав-щиков24. Эти системы широко распространены во многих секторах мирового рынка, в частности, в нефтегазовом комплексе, в машиностроении, в строительстве, на транспорте и т. д. Российские производители пока не готовы участвовать в международных системах квалификации, чем существенно ослабляют свои позиции на международном рынке25.
24 Составляются реестры предварительной квалификации производителей различной продукции, которые служат основанием для допуска к участию в тендерах и торгах.
25 Ржевский Е., Гуськов Н. Адаптация предприятий к рынку при вступлении России в ВТО // Промышленные ведомости. 2006. № 3.
Еще одно слабое место - недостаточное развитие предпринимательских союзов. За рубежом в случаях недобросовестной конкуренции (использования демпинговых цен, скупки долгов предприятий для их последующего банкротства или ликвидации) антидемпинговые расследования инициируют союзы производителей. У нас эту функцию осуществляет МЭРТ РФ. В дальнейшем, очевидно, она перейдет к предпринимательским союзам, которые непосредственно заинтересованы в обеспечении надежной защиты своего производства.
Следует обратить внимание на проблему торговых взаимоотношений России и региональных образований: СНГ, ЕврАзЭс, Союзное государство. Особенно это относится к приграничным регионам, имеющим со странами-участниками, как правило, серьезные внешнеэкономические связи. Мы также заинтересованы в рынках этих стран. Наша продукция с высокой добавленной стоимостью, в частности, машиностроения, поступает в большей своей части на рынки СНГ. Кроме того, после развала Советского Союза еще сохранились технологические цепочки производственных связей между бывшими республиками.
Поскольку ВТО не признает соглашений России с этими странами в качестве основы для преференциальных отношений, неясно - какова их перспектива. Переход на мировые цены может подорвать конкурентоспособность этих стран на российских рынках, что, в свою очередь, приведет к снижению взаимного товарооборота и подрыву интеграционных отношений, которые мы провозгласили в качестве приоритетных, а также - к подрыву взаимного доверия. Это будет иметь неблагоприятные как социально-экономические, так и политические последствия.
В настоящее время проблема сильно осложняется кризисом в отношениях с Украиной, Грузией и Молдавией. Так, вступление Украины в ВТО раньше России может привести к тому, что товары из дальнего зарубежья, ввозимые Украиной, хлынут на российский рынок, поскольку между нашими рынками существуют более льготные условия. Можно привести много других примеров, которые сильно осложнят
жизнь обеим сторонам, если заранее не готовиться к новым условиям хозяйствования. Почему-то этот вопрос в литературе не находит достаточного отражения.
Что мы не сможем делать после присоединения к ВТО26.
■ Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
■ Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
■ Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер.
■ Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары).
■ Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
■ Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор).
■ Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).
■ Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС).
■ Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования.
■ Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары).
■ Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС).
■ Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС).
■ Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе).
26 Правовые тексты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в полном объёме опубликованы на сайте: www.economy.gov. ги
■ Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям.
■ Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, выходя за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
■ Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением27.
Последствия присоединения России к ВТО
По этому вопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как уже отмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому члену дополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладывает существенные ограничения на способы и механизм государственного регулирования национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, все «плюсы», как правило, содержат и «минусы». Чего будет больше - зависит от конкретных условий. Россия - очень большая и очень диверсифицированная страна. Представляется более правомерным анализ последствий начинать с регионов и от этих результатов переходить к обобщению на страну в целом, а не наоборот.
В общем виде можно отметить следующие «плюсы».
□ Вступление должно способствовать расширению товарооборота - росту импорта и увеличению экспорта. Следует помнить, однако, что главным условием продвижения наших товаров является их конкурентоспособность, а не членство в ВТО. Вероятное расширение потоков импорта требует серьезного анализа как на национальном, так и на региональном уровнях. Оно может привести не только к снижению цен в результате роста конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и к серьезным отрицательным последствиям: крушению местного производства, снижению налоговых поступлений в бюджет, росту безработицы, обострению социальных проблем и др. В условиях огромной дифференциации структуры производ-
27 Краткое пособие для бизнеса. М., 2000. С. 5, 6.
ства и уровней экономического развития регионов эта проблема требует особого внимания.
□ Возрастают возможности производственной кооперации и использования других форм международного взаимодействия, что должно способствовать росту концентрации, повышению технического уровня производства, использованию современных методов организации и управления. Такого рода процессы, как правило, приводят к росту производительности труда, высвобождению рабочей силы, росту безработицы, если не будет соответствующего расширения производства. О чем, по-видимому, следует позаботиться заранее. Нелишне вспомнить и опыт структурной перестройки ведущих капиталистических стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабные кризисы, которые ее сопровождали.
□ Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило, мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрупнения и модернизации отечественных предприятий - тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример - Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в этой стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.
□ Россия получит доступ к квазисудебной системе ВТО и своего представителя в ее структурах, т. е. возможность отстаивать на равных с торговыми партнерами свои права в случаях нарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического устранения действующих в настоящее время санкций против нашей страны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать в будущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В случае нарушения наших прав, в свою очередь, можно требовать устранения дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций.
□ Став членом ВТО, Россия сможет принимать активное участие в разработке новых «правил игры» (а не
быть сторонним наблюдателем). Этот процесс отражает стремление приспособиться к быстро меняющимся условиям современного мира и происходит в ВТО в жестких столкновениях различных группировок.
Более содержательный анализ требует наличия конкретных данных по условиям присоединения страны к ВТО.
Сегодня на чаше весов, с одной стороны - уровень нашей подготовленности к вступлению в ВТО. Регионы в подавляющем большинстве не готовы, так же как и отрасли, за исключением сырьевых, частично космической и оборонной промышленности и отдельных предприятий. По уровню ВВП, промышленного производства, производительности труда, уровню жизни основной массы населения мы еще не достигли уровня 1990 г. Этот список можно продолжить.
С другой стороны, есть стремление завершить переговоры до окончания дохийского раунда, поскольку новации в правилах игры (в частности, касающиеся либерализации финансовых услуг) могут сильно осложнить вступление в эту организацию, например, лишить смысла противодействие приходу иностранных филиалов на российский рынок. Потребуются новые переговоры и согласования с вновь вступившими странами и со странами, которые могут потребовать пересмотра уже заключенных соглашений. В любом случае отсрочка вступления в ВТО должна быть максимально использована на оставшийся период подготовки к вступлению для выработки и реализации национальной политики, на переходный период - для выполнения взятых на себя обязательств.
Упор необходимо делать на регионы. Люди живут и работают не в среднем по стране, а в конкретных климатических, природных и социально-экономических условиях, и реакция на изменения условий хозяйствования будет разной, так же как и мероприятия, необходимые для их корректировки. Особое внимание в регионах надо обратить на подготовку кадров, владеющих международной тематикой; на мониторинг мировых товарных рынков; оценку конкурентоспособности экспортных и импортозамещающих предприятий.
При разработке программы следует иметь в виду наличие противоречивых интересов между различными участ-
никами, заинтересованными в ее реализации. От выработки согласованных позиций в значительной степени будет зависеть успех ее реализации.
Для успешной разработки программы необходима рамочная методика, которая позволит свести в единый документ все региональные разработки. Кто ее должен готовить: МЭРТ РФ? Министерство регионального развития РФ? В любом случае методика запоздала как минимум на несколько лет, но все еще остро необходима.
И еще. Как представляется, надежды на то, что со вступлением в ВТО к нам придет иностранный капитал, и это поможет решить все копившиеся десятилетиями проблемы, по меньшей мере, сильно завышены. Поведение наших торговых партнеров и, в частности, приход к нам иностранных инвестиций определяется не альтруизмом, а интересами. И только там, где наши интересы будут совпадать, возможны положительные приобретения для России, что в существенной степени будет определяться эффективностью управления как на государственном, так и на частнопредпринимательском уровнях.
Итоги договоренностей на саммите «большой восьмерки»
Россия отстояла позицию о допуске на наш рынок дочерних предприятий банков и согласилась с приходом филиалов страховых компаний.
Согласованы позиции по борьбе с пиратством в отношении интеллектуальной собственности.
По системным вопросам МЭРТ РФ объявило «конкурс на проведение научно-исследовательской работы по приведению российского законодательства в соответствие с правилами ВТО»28 - спустя 12 лет после начала переговоров.
Дата возможного окончания переговоров перенесена на октябрь 2006 г. (подписание протокола с США) и март 2007 г. (вступление в ВТО).
28 Известия. 2006. 18 июля.