Научная статья на тему 'Всемирная торговая организация. Вступать или не вступать России в ВТО?'

Всемирная торговая организация. Вступать или не вступать России в ВТО? Текст научной статьи по специальности «Внешняя торговля»

CC BY
504
53
Поделиться
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО / АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКОВ И СТОРОННИКОВ

Аннотация научной статьи по внешней торговле, автор научной работы — Суходолов Яков Александрович

Отмечается, что вступление в ВТО одна из важных проблем внешнеэкономической деятельности России. Даются краткие ответы на вопросы о том, что такое ВТО, что получают страны от участия в ней, каковы аргументы противников и сторонников вступления России в эту международную организацию.

World trade organization. Join or not join WTO in Russia?

It is noted that the entry into the WTO one of the important issues of foreign economic activity of Russia. Gives brief answers to questions about what the WTO? What are the countries from participating in it? What are the arguments of opponents and supporters of Russia in this international organization?

Текст научной работы на тему «Всемирная торговая организация. Вступать или не вступать России в ВТО?»

низким уровнем производительности инвестируемого капитала:

Jou/n = Jou/k Jk/n Jnn = 1,02 = 0,72 • 1,42 • 0,94.

Расчеты за ряд лет свидетельствуют о том, что активный рост объемов экспорта обусловлен прежде всего повышением эффективности инвестиций:

Jou/n = Jou/k Jk/n Jnn = 1,90 = 0,99 • 1,94 • 0,99.

Все это позволяет сформировать систему экономических индикаторов, которыми могут воспользоваться органы государственной власти для достижения главной цели — роста уровня благосостояния населения региона. Важнейшим индикатором может быть следующий параметр: объем инвестиций в экспортное производство, который в первую очередь влияет на главный, результирующий показатель, определяющий благосостояние населения Иркутской области, — объем экспортируемой за рубеж продукции.

Итак, рассмотрены основные положения предложенной автором концепции увеличения объема экспорта региона как одного из основных параметров, способствующих росту благосостояния населения. Научные исследования по данному направлению и практическая их реализация позволят в дальнейшем решить ряд социально-экономических задач.

В частности, необходимо прежде всего совершенствовать структуру экспорта и импорта, развивать экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства. На сегодняшний день экспорт Иркутской области характеризуется значительной и к тому же растущей сырьевой специализацией, вследствие чего торговля сырьем стала одним из важнейших факторов регионального развития. В экспорте Иркутской области преобладают природные ресурсы и продукты первичной обработки. Это ставит экономику области в зависимость от мирового рынка и снижает эффективность капиталовложений. Анализ показал, что такая ситуация не отвечает долгосрочным экономическим интересам региона и требуется разработка инвестиционных программ, направленных прежде всего на улучшение товарной структуры экспорта, повышение конкурентоспособности экспортных товаров региона, а также активное продвижение их на мировой рынок.

Примечания

1 Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб. пособие / Л.Б. Вардомский [и др]. М., 2002. С. 161.

2 Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М., 2003. С. 248.

Я.А. СУХОДОЛОВ

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск e-mail: f_out@mail.ru

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

ВСТУПАТЬ ИЛИ НЕ ВСТУПАТЬ РОССИИ В ВТО?

УДК 339.5 ББК 65.9(2)8

Отмечается, что вступление в ВТО — одна из важных проблем внешнеэкономической деятельности России. Даются краткие ответы на вопросы о том, что такое ВТО, что получают страны от участия в ней, каковы аргументы противников и сторонников вступления России в эту международную организацию.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, вступление в ВТО, аргументы противников и сторонников.

Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1995 г. Необходимость в создании такой организации возникла уже в середине прошлого века в связи с ростом мировой

торговли, интеграцией и кооперацией стран, углублением международного географического разделения труда, что потребовало признания всеми странами международно-

© ЯА. Суходолов, 2008

правовых правил наднационального регулирования торгово-экономических отношений. Именно тогда США и Великобритания, основавшие в 1944 г. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, предложили создать Международную торговую организацию (МТО).

После Второй мировой войны, в 1946 г., была созвана Международная конференция в Гаване, на которой обсуждались правовые аспекты соглашения о снижении тарифов и упрощении внешней торговли. Конференция подтвердила необходимость устранения таможенных барьеров на пути движения товаров из страны в страну для скорейшего послевоенного восстановления мировой экономики. Участникам конференции был предложен проект Устава МТО, обсуждение которого вызвало серьезные разногласия. В октябре 1947 г. странами, принявшими участие в конференции в Гаване, было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Документ рассматривался как этапный на пути к созданию новой международной торговой организации, поскольку проект Устава МТО к тому времени еще не был согласован всеми странами.

СССР не участвовал в этой конференции (ранее И.В. Сталин отказался также от участия в МВФ и МБРР, считая, что в условиях начавшейся холодной войны и растущего влияния США интересы СССР в этих организациях не будут представлены в полной мере).

Неожиданно Конгресс США отказался от ратификации Устава МТО (хотя США инициировали ее создание). В результате международная торговая организация так и не была создана, а Генеральное соглашение

о тарифах и торговле оказалось основным документом, регулирующим международную торговую деятельность.

В последующие годы принципы ГАТТ позволили эффективно регулировать международную торговлю. Опираясь на этот документ, странам, подписавшим его, удалось в результате регулярно проводимых переговоров снизить среднюю таможенную пошлину с 40% (к моменту подписания соглашения) до 4% в середине 1990-х гг., а также частично отменить скрытые нетарифные ограничения на импорт продукции.

За период с 1950 по 1995 г. оборот мировой торговли увеличился со 150 млрд до 10 трлн дол. (почти в 70 раз!). Сложилась разветвленная система всемирных экономических отношений, составляющих основу мирового хозяйства. При этом на мировом рынке усилилась конкуренция. Между стра-нами-экспортерами нередко вспыхивали настоящие «торговые войны». В этих условиях для цивилизованного разрешения возникающих споров, опираясь на накопленный положительный опыт, страны, подписавшие ГАТТ (128 государств), на которые к тому времени приходилось 90% мирового товарооборота, подписали соглашение о создании Всемирной торговой организации. Соглашение вступило в силу с 1 января 1995 г.

В рамках вновь созданной организации было предложено регулировать не только торговлю товарами (что являлось предметом ГАТТ с 1948 г.), но и торговлю услугами (поскольку в постиндустриальном обществе происходил динамичный рост рынка услуг и быстро росла его доля в мировой торговле). Были приняты Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), регулирующие отношения в новом быстрорастущем секторе международной торговли. Эти документы стали неотъемлемой частью правового фундамента ВТО, а сама организация — площадкой для обсуждения глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли, выработки и согласования новых правил международной торговли, коллективным органом, контролирующим соблюдение торгово-экономических соглашений, подписанных и ратифицированных парламентами стран — участниц ВТО.

Таким образом, с января 1995 г. Всемирная торговая организация стала преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле, действовавшего с 1947 г. и на протяжении нескольких десятилетий выполнявшего функции международной организации.

Основополагающие принципы деятельности ВТО состоят в следующем:

- взаимное предоставление странами — участницами ВТО режима наибольшего благоприятствования в торговле;

- регулирование торговли тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений в торговле;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем переговоров.

Эти основные принципы воплощаются в решениях ВТО, например в решении отменить в 2006 г. хлопковые субсидии, а к 2013 г. — субсидии сельхозпроизводителям. При этом развитые страны обязаны к 2008 г. обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран.

Членами ВТО являются 152 страны (по состоянию на 2008 г.). Процесс присоединения к ВТО с 1995 г. выглядел следующим образом: Эквадор и Болгария (1996 г.), Монголия и Панама (1997 г.), Киргизия (1998 г.), Латвия и Эстония (1999 г.), Албания, Грузия, Иордания, Оман и Хорватия (2000 г.), Китай, Литва и Молдова (2001 г.), Тайвань (2002 г.), Армения и Македония (2003 г.), Непал и Камбоджа (2004 г.), Саудовская Аравия (2005 г.), Вьетнам и Тонга (2007 г.), Украина (2008 г.).

Каждая из стран-участниц обязана предоставлять другим участницам ВТО благоприятный режим торговли. Льготы установлены лишь для слабых и развивающихся стран. Они предусматривают более высокий, чем для развитых стран, уровень таможенно-тарифной защиты рынков.

Еще три десятка стран (среди которых Россия, Андорра, Белоруссия, Бутан, Ирак, Судан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия и др.) имеют статус наблюдателя и ожидают приема в эту международную организацию.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, проходящая не реже одного раза в два года с участием представителей всех стран — участниц организации. Конференция формирует Генеральный совет и назначает генерального директора организации, учреждает комитеты, комиссии и другие органы. Между сессиями, примерно 8-10 раз в год, для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет.

Возглавляет ВТО генеральный директор, ему подчиняются 500 сотрудников секретариата. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве (Швейцария). Бюджет организации — около

130 млн дол. Рабочие языки — английский, французский и испанский.

Все страны — члены ВТО обязуются выполнять принятые ими многосторонние торговые соглашения (МТС), нормами и правилами которых регулируется 97% мирового оборота товаров и услуг. При этом МТС постоянно совершенствуются с учетом опыта их практического применения и тенденций развития мировой торговли.

Обсуждение возникающих проблем и принятие решений происходят в ходе многосторонних переговоров. Решения принимаются на консенсуальной основе, хотя де-юре предусмотрено голосование.

ВТО является коллективным органом, созданным для устранения торговых разногласий. Любая страна — участница ВТО может рассчитывать на разрешение своих проблем. При этом принимаемые в рамках ВТО решения должны безусловно исполняться на национальном уровне каждым членом ВТО.

Россия тоже рассматривает возможность вступления в ВТО и прилагает для этого определенные усилия.

Еще в 1986 г. СССР хотел присоединиться к ГАТТ. Однако в то время США отклонили его заявку по причине наличия в стране административно-командной плановой экономики, несовместимой с принципами свободной торговли. Только в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя.

После распада СССР в 1993 г. с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ обратилась Россия, а после создания в 1995 г. ВТО начались переговоры о вступлении в эту международную организацию. К тому времени доля России в мировом товарообороте не превышала 1,2% (для сравнения: на долю США приходилось около 18%).

Наиболее трудные переговоры были с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось преодолеть после поддержки Россией Киотского протокола. Разногласия с США в вопросах регулирования финансовых рынков, защиты прав интеллектуальной собственности и организации поставок в Россию сельхозпродукции тоже устранены (протокол подписан в 2006 г. в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам). Разрешены спорные вопросы с Китаем. К сожалению,

Грузия отозвала свою подпись под уже заключенным соглашением.

Главным условием присоединения к ВТО является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с требованиями этой организации. В частности, страна-кандидат обязана принять на себя обязательства по тарифным уступкам и поддержке национального сельского хозяйства в определенных ВТО рамках.

Страна-кандидат получает статус члена ВТО только после ратификации своим национальным законодательным органом всего пакета документов, согласованного с ВТО.

В процессе согласования Россия настаивает на поэтапной либерализации, дающей возможность отечественным товаропроизводителям приспособиться. В течение первого года ни одна внешнеторговая пошлина не должна снижаться. В переходный период (разный для разных групп промышленных товаров: от одного года до семи лет) таможенные пошлины будут снижены в среднем с 11 до 8%. Пошлины на производимые в России потребительские товары (за исключением автомобилей и обуви) практически не снизятся. В то же время будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Сельскохозяйственным производителям государство сможет оказывать помощь на сумму не более 9 млрд дол. в год (сейчас объем помощи оценивается в 3,5 млрд дол. в год).

Не все общественные группы довольны деятельностью ВТО. Наиболее активно свое недовольство выражают антиглобалисты. По их мнению, свобода торговли и глобализация мирового рынка выгодны лишь богатым странам. Глобализация обогащает развитые страны и их жителей, бедных же не делает процветающими, приводит к дальнейшему расслоению общества, порождает глобальные социально-экономические и экологические проблемы. При этом ВТО обвиняют в покровительстве транснациональным корпорациям.

Критики ВТО утверждают, что небольшие страны не имеют рычагов влияния на эту организацию, а ВТО, несмотря на за-

явленную цель — помощь развивающимся странам, — заботится прежде всего о богатых, не забывая о своих коммерческих интересах. Вопросы же здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются.

Что может дать вступление в ВТО России? На этот счет существуют разные мнения.

Противники вступления в ВТО считают, что это только повредит России, поскольку ограничит административно-правовые и экономические возможности по защите внутреннего рынка. При этом навязываемые нам с помощью ВТО обязательства по повышению цен на энергоносители, а также на электро- и теплоэнергию нанесут удар по экономике и уровню жизни граждан. Более того, свободный рынок уничтожит многие предприятия и целые отрасли. Действующие же предприятия попадут в зависимость от транснациональных компаний и сократят бюджетные поступления, так как их прибыль станет облагаться налогом уже за границей. Многие российские предприниматели не выдержат конкуренции и разорятся. Возрастет неконтролируемая трудовая миграция из стран Азии и Африки, что вызовет обострение социальных проблем. Возникнут проблемы и в сфере государственного управления, так как механизмы регулирования перейдут в руки международных организаций. В шоковом состоянии окажутся производители сельскохозяйственной продукции, которые лишатся привычных для них дотаций. Возникнет угроза захвата и замещения наших предприятий более крупными транснациональными компаниями. Иностранный капитал захватит и банковский сектор. Страна не сможет поддерживать отечественную науку. Таким образом, вступление в ВТО будет сдерживать развитие России. Приводятся данные о максимальной теоретически возможной выгоде отечественных предприятий от присоединения к ВТО в 23 млрд дол. в год, при этом потери России от утраты части своего национального рынка могут составить 90 млрд дол.1

Сторонники вступления страны в ВТО указывают на неоспоримые преимущества этого шага и приводят свои аргументы. Они считают, что выгоды от вступления в ВТО гораздо больше, чем потери. Улучшатся условия для выхода России на мировые рынки товаров и

услуг, быстрее будет осуществляться интеграция ее экономики с мировой экономикой. Вместе с зарубежными компаниями и капиталом в Россию придут современные западные технологии и опыт организации производства, ориентированный на мировые стандарты. Это только ускорит развитие отечественного производства. Внешнеэкономическая деятельность станет предсказуемой и стабильной, что позволит российскому бизнесу выстраивать долгосрочные отношения с зарубежными партнерами. При разрешении международных торговых споров наконец-то смогут применяться действенные механизмы ВТО. Это обеспечит защиту национальных интересов, даст возможность России более эффективно реализовывать свои текущие и стратегические торгово-экономические планы.

При этом сторонники скорейшего вступления в ВТО считают аргументы противников такого шага малоубедительными. По мнению первых, так называемые сдерживающие факторы не носят тотального характера и вполне преодолимы. Например, в ВТО нет прямого запрета на субсидирование научноисследовательских разработок и поддержку экспорта. Ограничения на прямое субсидирование из бюджета тех или иных отраслей хозяйства снимаются, по примеру других стран, за счет финансирования не из бюджета, а через банковский сектор.

Что касается перехода к мировым ценам на энергоносители, то, во-первых,

требования Евросоюза по данному вопросу смягчены, во-вторых, на внутреннем рынке на ряд энергоносителей уже де-факто действуют мировые цены, в-третьих, более высокие цены будет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, что очень важно для России. Ведь энергопотребление на единицу произведенного национального продукта в России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира.

То же относится и к миграции. К обострению социально-экономических проблем может привести не миграция вообще, а неконтролируемая миграция. Можно будет, применяя механизмы ВТО, цивилизованно регулировать данный процесс, как это делают другие страны мира.

Таким образом, нужно не бояться ВТО, а использовать эту организацию в качестве инструмента реализации торгово-экономической политики, которым нужно научиться пользоваться для продвижения в мире национальных интересов России. Несмотря на разницу во мнениях, противники и сторонники вступления России в ВТО сходятся в одном: будущее России — в создании цивилизованной, устойчивой, конкурентоспособной экономики на благо развития страны и ее граждан.

Примечание

1 Эксперт. 2006. № 41 (535).