низким уровнем производительности инвестируемого капитала:
Jou/n = Jou/k Jk/n Jnn = 1,02 = 0,72 • 1,42 • 0,94.
Расчеты за ряд лет свидетельствуют о том, что активный рост объемов экспорта обусловлен прежде всего повышением эффективности инвестиций:
Jou/n = Jou/k Jk/n Jnn = 1,90 = 0,99 • 1,94 • 0,99.
Все это позволяет сформировать систему экономических индикаторов, которыми могут воспользоваться органы государственной власти для достижения главной цели — роста уровня благосостояния населения региона. Важнейшим индикатором может быть следующий параметр: объем инвестиций в экспортное производство, который в первую очередь влияет на главный, результирующий показатель, определяющий благосостояние населения Иркутской области, — объем экспортируемой за рубеж продукции.
Итак, рассмотрены основные положения предложенной автором концепции увеличения объема экспорта региона как одного из основных параметров, способствующих росту благосостояния населения. Научные исследования по данному направлению и практическая их реализация позволят в дальнейшем решить ряд социально-экономических задач.
В частности, необходимо прежде всего совершенствовать структуру экспорта и импорта, развивать экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства. На сегодняшний день экспорт Иркутской области характеризуется значительной и к тому же растущей сырьевой специализацией, вследствие чего торговля сырьем стала одним из важнейших факторов регионального развития. В экспорте Иркутской области преобладают природные ресурсы и продукты первичной обработки. Это ставит экономику области в зависимость от мирового рынка и снижает эффективность капиталовложений. Анализ показал, что такая ситуация не отвечает долгосрочным экономическим интересам региона и требуется разработка инвестиционных программ, направленных прежде всего на улучшение товарной структуры экспорта, повышение конкурентоспособности экспортных товаров региона, а также активное продвижение их на мировой рынок.
Примечания
1 Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учеб. пособие / Л.Б. Вардомский [и др]. М., 2002. С. 161.
2 Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М., 2003. С. 248.
Я.А. СУХОДОЛОВ
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
ВСТУПАТЬ ИЛИ НЕ ВСТУПАТЬ РОССИИ В ВТО?
УДК 339.5 ББК 65.9(2)8
Отмечается, что вступление в ВТО — одна из важных проблем внешнеэкономической деятельности России. Даются краткие ответы на вопросы о том, что такое ВТО, что получают страны от участия в ней, каковы аргументы противников и сторонников вступления России в эту международную организацию.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, вступление в ВТО, аргументы противников и сторонников.
Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1995 г. Необходимость в создании такой организации возникла уже в середине прошлого века в связи с ростом мировой
торговли, интеграцией и кооперацией стран, углублением международного географического разделения труда, что потребовало признания всеми странами международно-
© ЯА. Суходолов, 2008
правовых правил наднационального регулирования торгово-экономических отношений. Именно тогда США и Великобритания, основавшие в 1944 г. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, предложили создать Международную торговую организацию (МТО).
После Второй мировой войны, в 1946 г., была созвана Международная конференция в Гаване, на которой обсуждались правовые аспекты соглашения о снижении тарифов и упрощении внешней торговли. Конференция подтвердила необходимость устранения таможенных барьеров на пути движения товаров из страны в страну для скорейшего послевоенного восстановления мировой экономики. Участникам конференции был предложен проект Устава МТО, обсуждение которого вызвало серьезные разногласия. В октябре 1947 г. странами, принявшими участие в конференции в Гаване, было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Документ рассматривался как этапный на пути к созданию новой международной торговой организации, поскольку проект Устава МТО к тому времени еще не был согласован всеми странами.
СССР не участвовал в этой конференции (ранее И.В. Сталин отказался также от участия в МВФ и МБРР, считая, что в условиях начавшейся холодной войны и растущего влияния США интересы СССР в этих организациях не будут представлены в полной мере).
Неожиданно Конгресс США отказался от ратификации Устава МТО (хотя США инициировали ее создание). В результате международная торговая организация так и не была создана, а Генеральное соглашение
о тарифах и торговле оказалось основным документом, регулирующим международную торговую деятельность.
В последующие годы принципы ГАТТ позволили эффективно регулировать международную торговлю. Опираясь на этот документ, странам, подписавшим его, удалось в результате регулярно проводимых переговоров снизить среднюю таможенную пошлину с 40% (к моменту подписания соглашения) до 4% в середине 1990-х гг., а также частично отменить скрытые нетарифные ограничения на импорт продукции.
За период с 1950 по 1995 г. оборот мировой торговли увеличился со 150 млрд до 10 трлн дол. (почти в 70 раз!). Сложилась разветвленная система всемирных экономических отношений, составляющих основу мирового хозяйства. При этом на мировом рынке усилилась конкуренция. Между стра-нами-экспортерами нередко вспыхивали настоящие «торговые войны». В этих условиях для цивилизованного разрешения возникающих споров, опираясь на накопленный положительный опыт, страны, подписавшие ГАТТ (128 государств), на которые к тому времени приходилось 90% мирового товарооборота, подписали соглашение о создании Всемирной торговой организации. Соглашение вступило в силу с 1 января 1995 г.
В рамках вновь созданной организации было предложено регулировать не только торговлю товарами (что являлось предметом ГАТТ с 1948 г.), но и торговлю услугами (поскольку в постиндустриальном обществе происходил динамичный рост рынка услуг и быстро росла его доля в мировой торговле). Были приняты Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), регулирующие отношения в новом быстрорастущем секторе международной торговли. Эти документы стали неотъемлемой частью правового фундамента ВТО, а сама организация — площадкой для обсуждения глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли, выработки и согласования новых правил международной торговли, коллективным органом, контролирующим соблюдение торгово-экономических соглашений, подписанных и ратифицированных парламентами стран — участниц ВТО.
Таким образом, с января 1995 г. Всемирная торговая организация стала преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле, действовавшего с 1947 г. и на протяжении нескольких десятилетий выполнявшего функции международной организации.
Основополагающие принципы деятельности ВТО состоят в следующем:
- взаимное предоставление странами — участницами ВТО режима наибольшего благоприятствования в торговле;
- регулирование торговли тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений в торговле;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем переговоров.
Эти основные принципы воплощаются в решениях ВТО, например в решении отменить в 2006 г. хлопковые субсидии, а к 2013 г. — субсидии сельхозпроизводителям. При этом развитые страны обязаны к 2008 г. обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран.
Членами ВТО являются 152 страны (по состоянию на 2008 г.). Процесс присоединения к ВТО с 1995 г. выглядел следующим образом: Эквадор и Болгария (1996 г.), Монголия и Панама (1997 г.), Киргизия (1998 г.), Латвия и Эстония (1999 г.), Албания, Грузия, Иордания, Оман и Хорватия (2000 г.), Китай, Литва и Молдова (2001 г.), Тайвань (2002 г.), Армения и Македония (2003 г.), Непал и Камбоджа (2004 г.), Саудовская Аравия (2005 г.), Вьетнам и Тонга (2007 г.), Украина (2008 г.).
Каждая из стран-участниц обязана предоставлять другим участницам ВТО благоприятный режим торговли. Льготы установлены лишь для слабых и развивающихся стран. Они предусматривают более высокий, чем для развитых стран, уровень таможенно-тарифной защиты рынков.
Еще три десятка стран (среди которых Россия, Андорра, Белоруссия, Бутан, Ирак, Судан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия и др.) имеют статус наблюдателя и ожидают приема в эту международную организацию.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, проходящая не реже одного раза в два года с участием представителей всех стран — участниц организации. Конференция формирует Генеральный совет и назначает генерального директора организации, учреждает комитеты, комиссии и другие органы. Между сессиями, примерно 8-10 раз в год, для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет.
Возглавляет ВТО генеральный директор, ему подчиняются 500 сотрудников секретариата. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве (Швейцария). Бюджет организации — около
130 млн дол. Рабочие языки — английский, французский и испанский.
Все страны — члены ВТО обязуются выполнять принятые ими многосторонние торговые соглашения (МТС), нормами и правилами которых регулируется 97% мирового оборота товаров и услуг. При этом МТС постоянно совершенствуются с учетом опыта их практического применения и тенденций развития мировой торговли.
Обсуждение возникающих проблем и принятие решений происходят в ходе многосторонних переговоров. Решения принимаются на консенсуальной основе, хотя де-юре предусмотрено голосование.
ВТО является коллективным органом, созданным для устранения торговых разногласий. Любая страна — участница ВТО может рассчитывать на разрешение своих проблем. При этом принимаемые в рамках ВТО решения должны безусловно исполняться на национальном уровне каждым членом ВТО.
Россия тоже рассматривает возможность вступления в ВТО и прилагает для этого определенные усилия.
Еще в 1986 г. СССР хотел присоединиться к ГАТТ. Однако в то время США отклонили его заявку по причине наличия в стране административно-командной плановой экономики, несовместимой с принципами свободной торговли. Только в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя.
После распада СССР в 1993 г. с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ обратилась Россия, а после создания в 1995 г. ВТО начались переговоры о вступлении в эту международную организацию. К тому времени доля России в мировом товарообороте не превышала 1,2% (для сравнения: на долю США приходилось около 18%).
Наиболее трудные переговоры были с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось преодолеть после поддержки Россией Киотского протокола. Разногласия с США в вопросах регулирования финансовых рынков, защиты прав интеллектуальной собственности и организации поставок в Россию сельхозпродукции тоже устранены (протокол подписан в 2006 г. в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам). Разрешены спорные вопросы с Китаем. К сожалению,
Грузия отозвала свою подпись под уже заключенным соглашением.
Главным условием присоединения к ВТО является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с требованиями этой организации. В частности, страна-кандидат обязана принять на себя обязательства по тарифным уступкам и поддержке национального сельского хозяйства в определенных ВТО рамках.
Страна-кандидат получает статус члена ВТО только после ратификации своим национальным законодательным органом всего пакета документов, согласованного с ВТО.
В процессе согласования Россия настаивает на поэтапной либерализации, дающей возможность отечественным товаропроизводителям приспособиться. В течение первого года ни одна внешнеторговая пошлина не должна снижаться. В переходный период (разный для разных групп промышленных товаров: от одного года до семи лет) таможенные пошлины будут снижены в среднем с 11 до 8%. Пошлины на производимые в России потребительские товары (за исключением автомобилей и обуви) практически не снизятся. В то же время будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Сельскохозяйственным производителям государство сможет оказывать помощь на сумму не более 9 млрд дол. в год (сейчас объем помощи оценивается в 3,5 млрд дол. в год).
Не все общественные группы довольны деятельностью ВТО. Наиболее активно свое недовольство выражают антиглобалисты. По их мнению, свобода торговли и глобализация мирового рынка выгодны лишь богатым странам. Глобализация обогащает развитые страны и их жителей, бедных же не делает процветающими, приводит к дальнейшему расслоению общества, порождает глобальные социально-экономические и экологические проблемы. При этом ВТО обвиняют в покровительстве транснациональным корпорациям.
Критики ВТО утверждают, что небольшие страны не имеют рычагов влияния на эту организацию, а ВТО, несмотря на за-
явленную цель — помощь развивающимся странам, — заботится прежде всего о богатых, не забывая о своих коммерческих интересах. Вопросы же здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются.
Что может дать вступление в ВТО России? На этот счет существуют разные мнения.
Противники вступления в ВТО считают, что это только повредит России, поскольку ограничит административно-правовые и экономические возможности по защите внутреннего рынка. При этом навязываемые нам с помощью ВТО обязательства по повышению цен на энергоносители, а также на электро- и теплоэнергию нанесут удар по экономике и уровню жизни граждан. Более того, свободный рынок уничтожит многие предприятия и целые отрасли. Действующие же предприятия попадут в зависимость от транснациональных компаний и сократят бюджетные поступления, так как их прибыль станет облагаться налогом уже за границей. Многие российские предприниматели не выдержат конкуренции и разорятся. Возрастет неконтролируемая трудовая миграция из стран Азии и Африки, что вызовет обострение социальных проблем. Возникнут проблемы и в сфере государственного управления, так как механизмы регулирования перейдут в руки международных организаций. В шоковом состоянии окажутся производители сельскохозяйственной продукции, которые лишатся привычных для них дотаций. Возникнет угроза захвата и замещения наших предприятий более крупными транснациональными компаниями. Иностранный капитал захватит и банковский сектор. Страна не сможет поддерживать отечественную науку. Таким образом, вступление в ВТО будет сдерживать развитие России. Приводятся данные о максимальной теоретически возможной выгоде отечественных предприятий от присоединения к ВТО в 23 млрд дол. в год, при этом потери России от утраты части своего национального рынка могут составить 90 млрд дол.1
Сторонники вступления страны в ВТО указывают на неоспоримые преимущества этого шага и приводят свои аргументы. Они считают, что выгоды от вступления в ВТО гораздо больше, чем потери. Улучшатся условия для выхода России на мировые рынки товаров и
услуг, быстрее будет осуществляться интеграция ее экономики с мировой экономикой. Вместе с зарубежными компаниями и капиталом в Россию придут современные западные технологии и опыт организации производства, ориентированный на мировые стандарты. Это только ускорит развитие отечественного производства. Внешнеэкономическая деятельность станет предсказуемой и стабильной, что позволит российскому бизнесу выстраивать долгосрочные отношения с зарубежными партнерами. При разрешении международных торговых споров наконец-то смогут применяться действенные механизмы ВТО. Это обеспечит защиту национальных интересов, даст возможность России более эффективно реализовывать свои текущие и стратегические торгово-экономические планы.
При этом сторонники скорейшего вступления в ВТО считают аргументы противников такого шага малоубедительными. По мнению первых, так называемые сдерживающие факторы не носят тотального характера и вполне преодолимы. Например, в ВТО нет прямого запрета на субсидирование научноисследовательских разработок и поддержку экспорта. Ограничения на прямое субсидирование из бюджета тех или иных отраслей хозяйства снимаются, по примеру других стран, за счет финансирования не из бюджета, а через банковский сектор.
Что касается перехода к мировым ценам на энергоносители, то, во-первых,
требования Евросоюза по данному вопросу смягчены, во-вторых, на внутреннем рынке на ряд энергоносителей уже де-факто действуют мировые цены, в-третьих, более высокие цены будет стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, что очень важно для России. Ведь энергопотребление на единицу произведенного национального продукта в России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира.
То же относится и к миграции. К обострению социально-экономических проблем может привести не миграция вообще, а неконтролируемая миграция. Можно будет, применяя механизмы ВТО, цивилизованно регулировать данный процесс, как это делают другие страны мира.
Таким образом, нужно не бояться ВТО, а использовать эту организацию в качестве инструмента реализации торгово-экономической политики, которым нужно научиться пользоваться для продвижения в мире национальных интересов России. Несмотря на разницу во мнениях, противники и сторонники вступления России в ВТО сходятся в одном: будущее России — в создании цивилизованной, устойчивой, конкурентоспособной экономики на благо развития страны и ее граждан.
Примечание
1 Эксперт. 2006. № 41 (535).