оценка кризисных ситуаций, связанных с вступлением
государств-участников снг во всемирную торговую
организацию
В.В. КОТИЛКО,
доктор экономических наук, академик РАЕН
Как известно, Всемирная торговая организация — открытая организация, к ней может присоединиться любое государство или таможенная территория, обладающая полной самостоятельностью в проведении своей торговой политики. ВТО сегодня включает около 150 стран и в той или иной форме регулирует 95 % мирового внешнеторгового оборота. За почти шестидесятилетний период своего существования Всемирная торговая организация доказала экономическую эффективность либерализации внешнеторговых режимов для каждой страны-члена ВТО. Особый эффект имеют страны с развитой экономикой, но и для развивающихся стран вступление в ВТО открывает перспективы выхода на мировые рынки, способствует развитию конкурентоспособных производств.
Однако система норм и правил ВТО идеальна для экономически сильных государств. Государства с проблемами экономики должны понимать, что ВТО — жесткая система, способствующая развитию всех видов производств, необходимых мировой экономике, но не учитывающая внутренние интересы каждой страны, состояние экономической безопасности и желание страны с проблемами экономики сохранить или поднять тот или иной вид производства, находящийся в данный период по тем или иным причинам в кризисной ситуации. Не могут выдержать норм и правил ВТО и слабые отрасли, в сохранении которых заинтересована страна, не имеющая для их поддержки в данный момент собственных или привлеченных инвестиций.
Поэтому страны с переходной экономикой, к примеру, страны СНГ, желающие вступить в ВТО,
38 -
не должны принимать поспешных решений. Они должны обдуманно, на базе расчетов производить оценку возможных экономических потерь для каждой отрасли производства при том или ином уровне либерализации внешней торговли с целью недопущения кризисных ситуаций главным образом в базовых отраслях, определяющих экономическую безопасность страны в данный период и перспективы экономического роста в дальнейшем.
На современном этапе страны СНГ нельзя отнести к экономически развитым странам. Все они имеют похожие проблемы в экономике. Это связано с высокой степенью интегрированнос-ти и взаимозависимости стран постсоветского пространства. Несмотря на то, что СНГ сейчас переживает не лучшие времена, идет обособление экономических политик государств Содружества, когда сиюминутные выгоды для страны превалируют над общими интересами СНГ, имеющими стратегическое значение, но Содружество имеет реальные перспективы в сохранении тесных взаимовыгодных связей, базирующихся на наличии большого объема кооперационного сотрудничества и общей инфраструктуре.
Мировая экономика диктует новые требования к внешнеэкономической деятельности стран СНГ, которые оказались пока еще не готовыми принять их в полном объеме вследствие своей экономической слабости и взаимозависимости. Но для стран СНГ это не приговор, а проблема временного характера.
Экономическая целесообразность в подъеме производств, совершенствовании их структуры подтолкнула страны СНГ к использованию новых
рычагов для укрепления экономической помощи Содружества через либерализацию внешней торговли на пространстве СНГ, первоначально объединяя наиболее заинтересованные страны. Внутри СНГ образовались более интегрированные экономические союзы: Союзное государство, Таможенный союз, ЕврАзЭС, Зона свободной торговли. Эти союзы можно рассматривать как репетицию перед вступлением в ВТО, так как системы регулирования внешней торговли в союзах на пространстве СНГ и в ВТО схожи, имеют единые принципы. Преимущество либерализации внешней торговли в союзах стран СНГ заключается в учете особенностей современного состояния экономик этих стран и имеет эффективные основы для прогрессивного развития интеграции на пространстве Содружества и совместного достижения статуса развитых стран в более сжатые сроки, чем это возможно изолированно.
Самой идеальной ситуацией для стран СНГ было бы вступление в ВТО не каждой страны в отдельности, а всем вместе или по крайней мере блоками стран, к примеру, участниц Таможенного союза или Зоны свободной торговли. Однако этого не происходит и в обозримой перспективе не произойдет, а следовательно, при вступлении в ВТО будут преобладать внутренние интересы каждой страны. И каждая страна должна понимать, что эффективный выход на мировые рынки возможен, но, учитывая современный потенциал стран СНГ, только с весьма ограниченной номенклатурой продукции, в основном сырьевых отраслей, так как основная промышленная продукция стран Содружества конкурентна лишь на внутренних рынках. А быстрое вступление в ВТО грозит закрытию даже способных в дальнейшем стать конкурентоспособными многих видов производств, особенно чувствительных к конкурирующему импорту. Вследствие этого могут произойти структурные изменения в отраслях экономики страны и, как правило, не в сторону ее эффективности.
Такие возможные риски, вследствие которых могут произойти кризисные ситуации в той или иной сфере экономики, в отраслях промышленности или во внешнеэкономической деятельности (при выборе варианта и сроков переходного периода в связи с вступлением в ВТО) следует учитывать и России, не допустив при этом повторения негативного опыта присоединения к ВТО таких стран СНГ, как Киргизия, Грузия, Молдавия и Армения.
В целом образование на пространстве СНГ новых рисков вызваны новыми тенденциями во внешнеэкономической деятельности, направлен-
ными на ее либерализацию по нормам и правилам ВТО.
Главным инструментом образования новых экономических рисков выступает новая для стран СНГ система дифференцированных таможенных тарифов, ослабляющая защиту внутренних рынков, стимулирующая свободный выход товаров на мировые рынки и либерализирующая продвижение импорта на национальные рынки.
В зависимости от достигнутого в процессе договоренностей по вступлению в ВТО уровня таможенных тарифов и состояния конкурентоспособности продукции зависят перспективы развития той или иной отрасли национальной экономики, а следовательно, и отраслевой структуры и наконец экономического потенциала страны в целом. В зависимости от согласованного уровня таможенных тарифов производители продукции при прочих равных условиях имеют или стимулы к наращиванию объемов производства или сталкиваются с кризисными ситуациями, лишающими производства перспектив.
Новые риски на пространстве СНГ, вызванные вступлением стран Содружества в ВТО, можно подразделить по сферам их проявления на территориальные, отраслевые и внутриотраслевые. Территориальные охватывают экономическую ситуацию страны в целом или внешнеэкономическую деятельность ряда государств того или иного союза на пространстве СНГ. Отраслевые риски охватывают чувствительные к импорту отрасли, а внутриотраслевые имеют дифференцированно локальный характер. В соответствии с этими обстоятельствами выбрана логика изложения вопроса оценки кризисных ситуаций, вызванных новыми рисками на пространстве СНГ, в связи с присоединением к ВТО.
Первой из стран СНГ была принята в ВТО Киргизия (декабрь 1998 г). Вслед за ней в эту организацию вступили Грузия (октябрь 1999 г.), Молдавия (май 2001 г.) и Армения (февраль 2003 г.). У каждой страны были свои мотивы. Для разрушенной и раздираемой внутренними проблемами Грузии это был откровенно политический шаг навстречу Западу. Молдавия, непосредственно соседствующая с продвинутыми восточно-европейскими рынками, также стремится использовать преимущества, которые дает ВТО. Армения не имеет выхода к морю и поэтому она в большей мере зависит от других стран в отношении доставки своего товара на международные рынки. Так как граничащая с ней Грузия является членом ВТО, Армения может воспользоваться в полной мере преимуществом членства
- 39
ВТО, чтобы решить насущную проблему транзита армянских товаров через территорию Грузии.
Анализ промышленной, внешнеторговой и инвестиционной деятельности государств Содружества, вступивших в ВТО, пока не позволяет сделать вывод о каких-либо значительных положительных или отрицательных изменениях в этих сферах. Не произошло ощутимых подвижек в экономических отношениях между этими странами и международными экономическими, финансовыми и другими организациями. Отчасти это объясняется тем, что достигнутые с ВТО договоренности в полном объеме должны быть введены в действие в течение 4 лет (для Киргизии — 7).
Вступление в ВТО для каждой из этих стран имело свою специфику и разные результаты, несмотря на кажущуюся однородность. Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия получили статус государств с переходной экономикой, что дало им определенные льготы. Членство в ВТО дало возможность свободного товарообмена со странами — членами этой организации и значительно расширило географию внешней торговли. Для внешней торговли указанных государств были характерны односторонние ориентации на Россию. Хотя последняя по-прежнему остается их основным экономическим партнером (примерно от 1 /3 до 2/3 экспорта стран СНГ — членов ВТО приходится на Россию), откуда поступает и значительная часть импорта в эти страны, — тем не менее Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия стремятся всемерно диверсифицировать свои внешнеэкономические связи. Во многом это связано со стремлением избежать, по их мнению, негативных последствий, вызванных тесной зависимостью от экономической ситуации в России.
В ходе подготовки к вступлению в ВТО Армения и Грузия понизили свой базовый таможенный тариф с 12 до 5 %, Киргизия и Молдавия с 12 до 7 %. В республиках вообще отсутствуют тарифы и налоги на экспорт, реэкспорт и транзитные перевозки. Правительства Армении, Грузии, Киргизии и Молдавии приняли программы, в соответствии с которыми ликвидировались все экспортные ограничения и лицензирование внешнеэкономической деятельности. Установлены тарифные потолки в размере 25 % на сельскохозяйственную продукцию и 15 % на промышленные товары.
Вступление в ВТО открыло армянским, грузинским, киргизским и молдавским производителям доступ к унифицированному правовому пространству, опирающемуся на такие соглашения, как ГАТТ, ГАТС и ТРИПС.
40 -
Вместе с тем присоединение к ВТО внесло некоторые изменения как в социально—экономическом развитии рассматриваемых стран, так и в их взаимоотношениях со странами СНГ. Процесс снижения импортных тарифов исключительно болезненный для любой национальной экономики. Учитывая недостаточно высокий уровень конкурентоспособности товаров этих стран, быстрое открытие ими внутренних рынков, может привести не просто к резкому усилению экспансии иностранных товаропроизводителей, но и поставить под вопрос само существование ряда отраслей их промышленности со всеми вытекающими последствиями для взаимной торговли с государствами СНГ.
Как показывает практика, в результате членства Грузии, Киргизии, Молдавии и Армении в ВТО основные показатели их внешней торговли мало изменились, годовые колебания не имеют однородных тенденций. Вступлением в ВТО государства создали для себя благоприятные условия выхода своей продукции на международный рынок, однако не могут ими эффективно воспользоваться, так как большая часть их продукции, особенно обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособна.
К примеру, экономический анализ процесса и последствий вступления Молдавии в ВТО позволяет сделать ряд следующих выводов относительно плюсов и минусов участия транзитивной страны в этой организации. (Учитывая схожесть социально-экономических проблем Молдавии и Азербайджана, можно спроектировать опыт вступления этой страны в ВТО на переговорный процесс, проводимый Азербайджанской Республикой).
Имея развитый агропромышленный комплекс, Молдавия приняла очень жесткие условия по сельскохозяйственным тарифам, фактически ограничив меры поддержки столь уязвимому сектору. Так, импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию были связаны на уровне 10-15 % с максимальной ставкой в 40 %. Тарифные уступки по другим товарам были связаны на уровне 10-20 % с максимальной ставкой 40 %. Переходный период по упорядочению тарифов для Молдавии был установлен сроком на 4 года.
Пробелы, допущенные в области обоснования тарифов, дали знать о себе в торговой войне с Украиной, требующей ввода высоких защитных пошлин на импортный сахар. Правительству Молдавии не оставалось ничего иного, как ввести сахар под категорию акцизных товаров с целью дальнейшего манипулирования ставками акцизного налога. Существующий средний уровень импортных тарифов
не обеспечивал должной степени защиты внутреннего производства пищевых товаров. Вступление же в ВТО еще более ограничивает возможности правительства в этой сфере. Вступая в ВТО, Молдавия пренебрегла торговыми отношениями со странами СНГ, на долю которых приходится основная часть товарооборота. Результатом стал ввод дискриминационных мер со стороны России и Украины, что нанесло сильный удар по агропромышленному сектору страны.
Сжатые сроки переходного периода, предоставленные стране, стали причиной принятия сверхжестких обязательств в области государственной поддержки сельского хозяйства. Будучи аграрной страной, Молдавия до вступления в ВТО применяла практику прямых государственных субсидий сельскому хозяйству. Начиная с 1999 г., осуществлялась программа прямых государственных субсидий землевладельцам с целью поддержания их доходности в постприватизационный этап. Эти программы явились основным фактором роста производства в сельском хозяйстве в 2001 г. Вступая в ВТО, правительство страны обязалось в течение четырехлетнего переходного периода сократить объем субсидий на 16 %, т. е. ежегодно на 4 %, доведя их до разрешенного уровня.
Молдавия под давлением развитых стран подписала ряд соглашений, формально не регулируемых ВТО и не обязательных для всех стран-участниц. Так, она присоединилась к секторальным инициативам, установив нулевые ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Единственным исключением в этой сфере стала алкогольная продукция, представляющая собой как основную экспортную статью, так и основную продукцию промышленности республики. В области экспортных субсидий Молдавия фактически ничего не уступила, но в то же время ограничила возможности их применения в будущем. Дело в том, что до вступления в ВТО правительство страны не применяло практику экспортных субсидий, что объяснялось чрезмерной ограниченностью государственного бюджета страны. Вступая в ВТО, правительство обязалось в будущем вовсе не применять подобную практику.
После вступления Молдавии в ВТО появились кризисные ситуации как минимум в 2-х отраслях молдавской экономики — сахарной и винодельческой. Так, за три последних года ввоз сахара в страну вырос с 0,3 тыс. до 57 тыс. т. В основном импортный поток сахара наращивался за счет поставок сахара-сырца из Бразилии и Кубы, предназначенного для дальнейшей переработки на молдавских предприятиях. В итоге переработчики сахара
получили возможность максимально загружать свои производственные мощности, но при этом резкий наплыв импорта сделал нерентабельным внутреннее производство. Кроме того, Украина и Россия вывели сахар из режима свободной торговли, опасаясь его мощного наплыва из Молдавии на свои внутренние рынки. Это резко ограничило экспортные возможности производителей сахара. Что касается винодельческой промышленности, составляющей около 34 % экспорта, то на ней сказались дискриминационные меры России, выведшей вино из режима свободной торговли. Следует отметить, что около 80 % всего винного рынка России составляли молдавские вина.
В результате в Молдавии замедлились темпы роста промышленного производства, 90 % потенциала которого составляет пищевая промышленность, что в конечном итоге отрицательно сказалось на темпах экономического роста в стране.
В то же время приток иностранных инвестиций заметно сократился. Как и в ситуации с Киргизией, это свидетельствует о том, что одновременное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров и инвестиций приводит к наплыву именно первых, но никак не вторых.
Вступая в ВТО, молдавское руководство надеялось получить широкий доступ на мировые рынки для продукции агропромышленного комплекса и в особенности алкогольной продукции. Однако результаты не оправдали надежды. Произошло замедление темпов роста экспорта и импорта. Причиной этого стало замедление темпов роста товарооборота со странами СНГ и в особенности с Россией и Украиной, применившими дискриминационные меры после вступления Молдавии в ВТО. Если вступая в ВТО, молдавское правительство предполагало расширить рынок сбыта для агропромышленного комплекса, то на деле оказалось, что западные страны заинтересованы больше всего в молдавском сырье. Например, некоторые европейские страны во главе с Францией проявляют интерес к молдавскому ореху и готовы увеличить его закупки в 5-7 раз.
Таким образом, опыт Молдавии во вступлении в ВТО схож с опытом других стран СНГ по многим элементам. К их числу, в первую очередь, можно отнести сжатые сроки переговорного процесса. Как и в ситуации с Киргизией, многие обязательства были приняты вслепую, т. е. без детального их обоснования. Конкретно об этом свидетельствует утверждение «связанных» импортных тарифов на очень низком для Молдавии уровне, хотя ни одна претендующая на роль сельскохозяйственной
- 41
страна не может позволить себе столь масштабного просчета. Можно также назвать давление, оказанное на правительство Молдавии ведущими странами-участницами ВТО, в результате чего оно подписало соглашения, которые имела право и не подписывать. Опыт Молдавии лишний раз доказывает, что для экономики, не готовой к столь либеральным и жестко регламентированным условиям мировой торговли, последствия от участия в ВТО в целом могут иметь негативный характер.
Анализ экономических последствий вступления Киргизии в ВТО также выявил образование новых кризисных ситуаций в экономике страны вследствие либерализации внешней торговли. В результате даже процветающие еще совсем недавно предприятия, например, текстильные, из-за отсутствия мирового спроса на свою продукцию были вынуждены в несколько раз сократить ее выпуск. Зато импорту новый член Всемирной торговой организации теперь не сможет ставить никаких ограничений. Киргизия ввозит товаров в полтора раза больше, чем вывозит. Если же вычесть из этого баланса кумторское золото, которое составляет до 40 % экспорта, картина получится и вовсе удручающей.
Промышленность растет в основном за счет добычи золота на Кумторе. Остальные же отрасли, в том числе и объявленные приоритетными — электроэнергетика, электроника, легкая и пищевая промышленность — продолжают снижать объемы производства. Замедлился в последнее время и подъем сельского хозяйства. Большую часть «продовольственной корзины» составляют дорогие импортные продукты.
Не меньше сомнений вызывает и политический аспект принятого решения: как совместить вступление в ВТО с участием Киргизии в Таможенном союзе СНГ? Ведь индивидуальное членство во Всемирной торговой организации нарушает коренную идею ТС — соблюдать общие для пяти стран — Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана — правила перемещения через границу товаров, ломает даже не установившийся пока процесс совместной защиты рынков молодых государств от атаки импортных товаров и капиталов, усиливая риски бесконтрольного проникновения импорта на территории этих государств.
Несогласованное с партнерами вступление Киргизии в ВТО оказало негативное воздействие на взаимную торговлю в рамках ЕврАзЭС, открыв возможность неконтролируемого проникновения в страны — партнеры через Киргизию товаров из третьих стран. Для торговли России со странами
42 -
ЕврАзЭС ущерб от одностороннего присоединения Киргизии к ВТО относительно невелик, поскольку на долю этой страны приходится лишь менее 1,5 % общего товарооборота РФ со странами Сообщества. Вместе с тем взятые Киргизией высокие обязательства перед ВТО (прежде всего в области либерализации доступа на свои рынки товаров из третьих стран) создали прецедент и осложнили ход переговоров с ВТО другим партнерам по Сообществу, включая Россию. В этой связи, как представляется, приобретает особую актуальность вопрос о координации позиций России и других стран СНГ в вопросе присоединения к ВТО.
В рамках ЕврАзЭС, а также Союзного государства России и Белоруссии была достигнута договоренность, что их присоединение к ВТО будет осуществляться хотя и индивидуально, но при тесной координации позиций. Консультации по этим вопросам проводятся сравнительно регулярно, но пока недостаточно эффективно, сводясь к обмену информацией о ходе переговоров. Об этом свидетельствует также прецедент Киргизии — члена ЕврАзЭС, принявшей при вступлении в ВТО завышенные обязательства по открытию национального рынка товаров и услуг без учета интересов своих партнеров.
В целом опыт присоединения Киргизии к ВТО имеет ряд негативных последствий для интеграции в рамках СНГ. Так, в целях недопущения свободного перетока через киргизский реэкспорт продукции из стран-участников ВТО государства ЕврАзЭС вынуждены были прибегнуть к ужесточению таможенных условий по отношению к Киргизии. Тем самым были нарушены ранее достигнутые договоренности о таможенном союзе. Страны ЕврАзЭС вынуждены были фактически ограничить участие Киргизии в Евразийском сообществе.
Кроме того, Киргизия не может в полной мере использовать одно из главных преимуществ членов ВТО — свободное движение товаров по транспортным коридорам стран ВТО, оказавшись отрезанной от них территорией государств ЕврАзЭС, неприсоединившихся к ВТО.
В отличие от Киргизии Грузия, Молдова и Армения, присоединившись к ВТО, имеют возможность свободной транспортировки товаров внешней торговли за счет транспортного пути через Грузию, Черное море, так как принадлежат транспортному коридору ТРАСЕКА.
Еще одной негативной проблемой для стран евразийской пятерки в связи с присоединением к ВТО стал прецедент использования Киргизией рынков ВТО для сбыта ранее приобретенной на
пространстве СНГ продукции (перепродажи) с выгодой для себя и в ущерб для других стран ЕврА-зЭС. Примером может служить высокоприбыльная перепродажа купленных у России энергоресурсов в Китай за свободно конвертируемую валюту, тогда как приобретены они были в счет взаимопоставок сельхозпродукции (на льготных условиях). В результате несогласованных с участниками ЕврАзЭС решений по условиям присоединения к ВТО Киргизия фактически разрушила многолетние усилия стран ЕврАзЭС по углублению интеграции, поставила под удар сильную региональную группировку СНГ, создав раскол между странами в политике либерализации внешней торговли.
Анализ негативных последствий от принятия несогласованных решений при присоединении государств СНГ к ВТО доказывает необходимость обязательного проведения координации политики стран Содружества в отношении ВТО. Основой такой политики должны служить достигнутые договоренности в рамках двусторонних или многосторонних Соглашений по углублению интеграции в условиях формирования зоны свободной торговли, тем более, что, как показал анализ, Зона свободной торговли СНГ имеет схожие с ВТО позиции в области либерализации внешней торговли. Это позволит сохранить высокий уровень интеграции в СНГ, его экономическое пространство и союзы, а также не допустить обособления стран друг от друга, необоснованного захвата рынков сбыта западных стран посредниками из СНГ.
В связи с этим в ходе ведущихся сейчас странами СНГ переговоров о вступлении в ВТО целесообразно активизировать выработку согласованных позиций по ряду вопросов, в том числе об отражении в протоколах о присоединении к ВТО торгово-экономических преимуществ, предоставляемых друг другу странами СНГ; о допустимых пределах таможенных уступок при импорте товаров; возможных ограничениях по допуску других стран на рынки услуг; режиме использования интеллектуальной собственности. Это позволит урегулировать имеющиеся расхождения по вопросам вступления в ВТО и тем самым облегчит завершение переговорного процесса.
Анализ интеграционных проблем, вызванных вступлением стран СНГ в ВТО, указывает на необходимость принятия мер по оптимизации национальных потерь, которые возможны в первые два-четыре года после перехода страны на новые правила ВТО в полном объеме. Эти потери на данном этапе в основном характеризуются:
• возможным закрытием ряда предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и соответствующим ростом безработицы, а следовательно, и снижением жизненного уровня населения стран СНГ;
• сокращением доходов национальных бюджетов государств СНГ, получаемых от таможенных сборов и пошлин;
• ухудшением сальдо торгового баланса стран СНГ за счет роста импорта по некоторым оценкам в 2 — 4 раза;
• сокращением темпов прироста ВВП государств Содружества;
• замедлением интеграционных процессов в СНГ.
Несмотря на то, что альтернативы присоединению стран СНГ к ВТО на данном этапе не существует, этот процесс не должен сопровождаться снижением уровня интеграции на экономическом пространстве СНГ. Содружество не может выступать равноправным и полноценным торгово-экономическим партнером других стран, не соблюдая установленные международные правила и стандарты. При этом необходимо иметь в виду, что возможные потери для новых членов ВТО могут ощущаться почти сразу после приобретения этого членства, а выгоды, как правило, после прошествия определенного, и даже достаточно длительного промежутка времени, в течение которого потребуется провести ряд мероприятий, требующих значительных затрат.
Следовательно, необходимо оптимизировать круг отраслей и интервал времени, в течение которого могут действовать тарифные ограничения, и выделить в перечень производства, для которых необходимо ввести определенные льготы и протекционистские меры.