программ лояльности. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 3. С. 242-252
3. Даулинг Г.Р. Наука и искусство маркетинга. СПб.: Вектор, 2006. 400 с.
4. Бурцева Т., Маринина А. Лояльность потребителей на рынке консалтинговых услуг. // Маркетинг. 2011. № 1. С. 79-84
Бузуева Юлия Геннадьевна, аспирант, специалист по маркетингу, o_consuelo@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет - УНПК»
DEVELOPMENT OF RELATIONSHIP’S MARKETING ON THE BASIS OF OPINIONS OF LEADERS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Y.G. Buzueva
It is considered the possibility of development of relationship’s marketing on the basis of forming opinions of leaders for achievement of strategic objectives at higher education institution.
Key words: relationship’s marketing, keeping of consumers, satisfaction, loyalty, reference, opinions of leaders, marketing of rumour, virus marketing.
Buzueva Yulia Gennadievna, aspirant, marketing specialist, o_consuelo@mail.ru, Russia, Orel, FGBOU VPO «State University - ESPC»
УДК 334.7(470):339.137:339.52
ВТО И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
А.С. Батаева
Рассмотрены преимущества и недостатки российских предприятий после вступления Российской федерации во Всемирную торговую организацию
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентная политика
Совсем недавно наша страна стала членом ВТО, и это вызвало бурю обсуждений в обществе. Руководство РФ возлагает огромные надежды, ждет положительных изменений в нашей экономике. А вот бизнес небезосновательно забеспокоился. Ведь после того как границы страны будут открыты для импортной продукции российским компаниям придется вступить с иностранными компаниями в жесткую конкурентную борьбу. Поэтому уже сейчас необходимо выработать четкую стратегию борьбы с потенциальными конкурентами.
22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов со второй половины 2013 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики[1].
Это приведет к снижению доходов компаний и увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим ожидается значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.
Большинство отечественных предприятий не готовы к изменению рыночных условий. Многие из них столкнутся с серьезными трудностями и будут вынуждены сокращать или ликвидировать свой бизнес.
Опыт вступивших в Европейский Союз стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального рынка с международным происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. Поэтому сегодня отечественным предприятиям необходимо подготовиться к приходу на рынок сильных нерезидентов и повысить качество управления своим бизнесом, т.е. выработать новую конкурентную политику.
Рассмотрим, на что опирался до вступления ВТО российский бизнес и что лежало в основе благополучия иностранных компаний.
Преимущества российских компаний:
1. Административный ресурс.
2. Дешевая рабочая сила.
3. Дешевые энергетические ресурсы.
4. Дешевые научные специалисты.
5. Мягкие экологические требования.
Преимущества нерезидентов:
1. Больший управленческий опыт и использование современных управленческих технологий.
2. Применение современных производственных технологий.
3. Превосходство в производительности труда.
4. Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.
Сравнив конкурентные преимущества резидентов и нерезидентов,
можно сделать следующий вывод. Основная причина превосходства международных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации технологического отставания [4].
В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний в развитии управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть еще некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидента-
ми в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Поэтому в ближайшее время использование современных управленческих технологий станет своеобразным "билетом в завтрашний день". После внедрения современных управленческих технологий существенно повышается прибыльность и прозрачность предприятия, что значительно увеличивает его шансы на привлечение инвестиционных ресурсов, которые могут быть направлены на модернизацию производства и расширение бизнеса. Производственные технологии требуют больших финансовых вложений, и не все предприятия способны привлечь ресурсы для комплексной модернизации. Управленческие технологии не столь затратны и, вместе с тем, могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные, поскольку обеспечивают более рациональное использование финансовых, человеческих и материальных ресурсов.
4 декабря 2012 года в Москве прошла конференция «Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в условиях ВТО: возможности, инструменты, механизмы, инфраструктура».Участники Конференции, обсудив необходимость и значимость повышения конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса в условиях ВТО, выработали ряд рекомендаций [2].
1. Активное использование всех возможностей, предоставляемых государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Активное внедрение системы менеджмента качества, внимание к защите интеллектуальной собственности, внедрение программ ресурсо- и энергосбережения.
3. Активное участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, деловых миссиях и других мероприятиях по продвижению в России и за рубежом, с использованием всех возможностей государственной программы поддержки.
4.Повышение компетентности по вопросам ВТО с целью понимания всех выгод и преимуществ, которые дает России членство в этой организации с целью максимального их использования для развития собственной конкурентоспособности.
5.Повышение компетентности по вопросам ЕЭП, Таможенного Союза и других глобальных интеграционных процессов, затрагивающих Россию и предоставляющих новые возможности для развития бизнеса на международных рынках.
Что представляет собой конкурентная политика и какова современная российская конкурентная политика?
Любой вид политики представляет собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом в отношении определенных объектов с определенной целью, и предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил хозяйствующими субъектами[4].
Анализ правительственных программ по экономическому развитию
показывает, что Правительство РФ признает необходимость развития конкуренции. Однако нет достаточного представления, как, какими способами и путями надо осуществлять эту деятельность. Все нормативные правовые акты в этом отношении носят декларативный характер и не содержат конкретных явных мер по развитию конкуренции, не определяют ответственных за проведение политики лиц и не содержат мер их ответственности. Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах. Но первостепенную роль в конкурентном законодательстве страны должны играть созидательные, а не ограничительные нормы [3]. Актуальной проблемой является невыработанность механизмов защиты отечественного производителя, несовершенство таможенно-тарифной политики. Серьезным недостатком является отсутствие норм по развитию конкуренции. Есть блок проблем, связанных с низкой правовой культурой, который включает низкий уровень культуры рыночных отношений и низкий уровень правосознания потребителя. Теневая экономика и коррупция подрывают нормальную конкуренцию. Нельзя сказать, что в свете указанных проблем ничего не делается. В последние годы законодательство о конкуренции подвергается реформированию.
Предлагаем следующие мероприятия новой конкурентной политики российских предприятий после вступления РФ в ВТО:
1. Определение основным вектором развития машиностроения, как отрасли «номер один» среди отраслей народного хозяйства для устранения инновационного застоя.
2. Создание информационного банка, содержащего сведения о предприятиях, об их технологических возможностях, выпускаемой продукции, направлениях партнерства.
3. Государственные программы и регулирование должны быть построены по принципу «дирижизма»: активное, но разумное вмешательство государства в экономику. Государственное регулирование должно носить протекционистский характер в соответствии с международной практикой .
4. Особое внимание финансированию, предлагается финансировать и страховать те предприятия, которые предоставят рентабельные бизнес-планы.
5. Кредиты и гарантии от государства для всех производственников с целью расширения и поддержки внешнеэкономической деятельности, для выхода наших предприятий на новые рынки и диверсификацию структуры торговли на традиционных рынках
6. Внешнеторговая политика должна носить более агрессивный характер, это может иметь не только психологический эффект, но и реальные последствия, так как в период глобального экономического кризиса Россия должна заявить о себе как о новом цивилизационном центре.
7. Развитие фундаментальных исследований и НИОКР, вложения в науку и образование, новые рабочие целевые места молодым специалистам и ученым, используя доходы от экспорта добывающей промышлен-
ности, ориентация предприятий на использование валютной выручки на покупку новых технологий и ноу-хау из развитых стран.
8. Стимулирование внутреннего потребления, возрождение частной инициативы и доверия граждан к государству, привлечение частных капиталов из «кубышек»
9. Решение проблемы повышения производительности труда как фактора интенсивности и эффективности производства, замена существующей системы оплаты труда на систему участия в прибылях предприятия. Выработка у руководств предприятий стремления к снижению ресурсо-, энерго и материалоемкости продукции и увеличению в производимой продукции доли добавленной стоимости.
В заключении, хочется подчеркнуть, что возрождение и подъем нашей промышленности соответствует требованиям национальной безопасности России, особенно в условиях усиливающейся глобализации. Экономическая политика РФ после вступления в ВТО должна стать политикой конкурентоспособности. Российские предприятия не могут похвастать высокой конкурентоспособностью, но членство в ВТО должно оказать стимулирующее действие. Остается вопрос: не погубит ли этот стимул наши слабые зачатки конкуренции. Присоединение к ВТО - опыт необходимый для дальнейшей интеграции РФ в мировую экономику как развитой страны и полноправного партнера, аналогично и в другие влиятельные международные организации, либо для создания собственного интеграционного объединения.
Список литературы
1. [Электронный ресурс] Режим доступа:ЬИр://'^^^’^;о.т
2. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kremlin.ru
3. Горбылёв С.В. Некоторые экономико-правовые аспекты формирования конкурентной политики в России // Евразийский юридический журнал. 2010. №12. С.72-75
4. Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2007. №5
Батаева Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры «Мировая экономика», pu-zochkina@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
WTO AND PROBLEMS OF THE RUSSIAN ENTERPRISES
A.S. Bataeva
Аdvantages and shortcomings of the Russian enterprises after the entry of the Russian Federation into the World Trade Organization are considered
Keywords: competition, competitiveness, competition advantages, competition policy
Bataeva Anastasia Sergeevna, graduate student of department «Global economy», yuzochkina@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 339.13.017:368.04:61
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Н.Н. Макарова
Проведен анализ развития рынка платных услуг и добровольного медицинского страхования для определения основных факторов развития рынка ДМС на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: рынок медицинских услуг, добровольное медицинское страхование, анализ рынка.
Рынок платных медицинских услуг в России имеет ярко выраженную инфляционную модель развития. Наблюдается постоянный рост выплат по данному сектору. Например, объем рынка ДМС за 2012 год составил 101,5 млрд. рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года [1]:
Рис. 1. Динамика рынка ДМС, млрд. руб.