Научная статья на тему '«ВСЁ ЛУЧШЕЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ В ПРОВИНЦИИ…»: ВУЗ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ РЕГИОНЕ'

«ВСЁ ЛУЧШЕЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ В ПРОВИНЦИИ…»: ВУЗ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. А. БУНИНА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РЕГИОН / ДИСКУРСИВНЫЙ ДИАЛОГ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС / КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / «МЕСТО СИЛЫ» / ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / YELETS STATE IVAN BUNIN UNIVERSITY / CULTURAL AND EDUCATIONAL PHENOMENON / PROVINCIAL REGION / DISCURSIVE DIALOGUE / MULTICULTURAL DISCOURSE / CULTURAL AND SYMBOLIC SPACE / REPRESENTATION / “PLACE OF POWER” / CENTER OF ATTRACTION / NATIONAL IDENTITY / POSITIONING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атаманова Елена Тихоновна

В предлагаемой статье Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина представлен как культурно-образовательный феномен провинциального региона; рассматриваются стратегии его дальнейшего развития; показывается многоаспектность дефиниции «провинция» и раскрывается специфика провинциального региона как культурно-символического пространства. В исследовательском поле автора ЕГУ имени И. А. Бунина позиционируется как научно-координационный центр по изучению творческого наследия И. А. Бунина, М. М. Пришвина, В. В. Розанова и других, благодаря чему был создан международный центр «Бунинская Россия», основным направлением деятельности которого стало проведение научных мероприятий, направленных на популяризацию не только жизнетворчества И. А. Бунина, но и историко-культурного наследия региона в целом. Отмечается, что в настоящее время университет является не только «местом силы» и особым центром притяжения провинциального региона, но и уникальным наукоградом, постоянно приумножающим заслуги предшествующих поколений. Автор приходит к выводу о том, что в самые напряжённые исторические периоды как государства, так и отдельно взятых личностей именно провинция аккумулировала в себе вселенскую гармонию и непреходящие ценности, способствующие сохранению национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ALL THE BEST IS BORN IN THE PROVINCE...": UNIVERSITY AS A CULTURAL AND EDUCATIONAL PHENOMENON IN THE PROVINCIAL REGION

The article presents the Yelets State Ivan Bunin University as a cultural and educational phenomenon of the provincial region; discusses strategies for its further development; shows the multidimensional definition of "province" and reveals the specifics of the provincial region as a cultural and symbolic space. In the research field of the author Yelets State Ivan Bunin University is positioned as a scientific coordination center for the study of the creative heritage of Ivan Bunin, Mikhail Prishvin, Vasiliy Rozanov and others, thanks to which the international center "Bunin Russia" was created, the main activities of which were to conduct scientific events aimed at popularizing not only the life-making of Ivan Bunin, but also the historical and cultural heritage of the region as a whole. Currently, the University is not only a ";place of power" and a special center of attraction of the provincial region, but also a unique science city, constantly multiplying the merits of previous generations. The author comes to the conclusion that in the most intense historical periods of both the state and individual individuals, it was the province that accumulated universal harmony and enduring values that contribute to the preservation of national identity.

Текст научной работы на тему ««ВСЁ ЛУЧШЕЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ В ПРОВИНЦИИ…»: ВУЗ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ РЕГИОНЕ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

«ВСЁ ЛУЧШЕЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ В ПРОВИНЦИИ...»: ВУЗ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

УДК 378.4

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-109-121

Елена Тихоновна АТАМАНОВА,

кандидат филологических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Института истории и культуры Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, Елец, Липецкая область, Россия, e-mail: et-atamanova@mail.ru

Аннотация: В предлагаемой статье Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина представлен как культурно-образовательный феномен провинциального региона; рассматриваются стратегии его дальнейшего развития; показывается многоаспектность дефиниции «провинция» и раскрывается специфика провинциального региона как культурно-символического пространства. В исследовательском поле автора ЕГУ имени И. А. Бунина позиционируется как научно-координационный центр по изучению творческого наследия И. А. Бунина, М. М. Пришвина, В. В. Розанова и других, благодаря чему был создан международный центр «Бунинская Россия», основным направлением деятельности которого стало проведение научных мероприятий, направленных на популяризацию не только жизнетворчества И. А. Бунина, но и историко-культурного наследия региона в целом. Отмечается, что в настоящее время университет является не только «местом силы» и особым центром притяжения провинциального региона, но и уникальным наукоградом, постоянно приумножающим заслуги предшествующих поколений. Автор приходит к выводу о том, что в самые напряжённые исторические периоды как государства, так и отдельно взятых личностей именно провинция аккумулировала в себе вселенскую гармонию и непреходящие ценности, способствующие сохранению национальной идентичности.

Ключевые слова: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, культурно-образовательный феномен, провинциальный регион, дискурсивный диалог, поликультурный дискурс, культурно-символическое пространство, репрезентация, «место силы», центр притяжения, национальная самоидентичность, позиционирование.

Для цитирования: Атаманова Е. Т. «Всё лучшее зарождается в провинции.»: вуз как культурно-образовательный феномен в провинциальном регионе // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 109-121. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-109-121

"ALL THE BEST IS BORN IN THE PROVINCE...": UNIVERSITY AS A CULTURAL AND EDUCATIONAL PHENOMENON IN THE PROVINCIAL REGION

Elena T. Atamanova, PhD in Philology, Associate Professor at the Department of Tourism and Hotel Business, the Institute of History and Culture, the Yelets State Ivan Bunin University, Yelets, Lipetsk Region, Russia, e-mail: et-atamanova@mail.ru

Abstract: The article presents the Yelets State Ivan Bunin University as a cultural and educational phenomenon of the provincial region; discusses strategies for its further development; shows the multidimensional definition of "province" and reveals the specifics of the provincial region as a cultural and symbolic space. In the research field of the author Yelets State Ivan Bunin University is positioned as a scientific coordination center for the study of the creative heritage of Ivan Bunin, Mikhail Prishvin, Vasiliy Rozanov and others, thanks to which the international center "Bunin Russia" was created, the main activities of which were to conduct scientific events aimed at popularizing not only the life-making of Ivan Bunin, but also the historical and cultural heritage of the region as a whole. Currently, the University is not only a "place of power" and a special center of attraction of the provincial region, but also a unique science city, constantly multiplying the merits of previous generations. The author comes to the conclusion that in the most intense historical periods of both the state and individual individuals, it was the province that accumulated universal harmony and enduring values that contribute to the preservation of national identity.

Keywords: Yelets State Ivan Bunin University, cultural and educational phenomenon, provincial region, discursive dialogue, multicultural discourse, cultural and symbolic space, representation, "place of power", center of attraction, national identity, positioning.

For citation: Atamanova E. T. "All the best is born in the province...": University as a cultural and educational phenomenon in the provincial region. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp. 109-121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-109-121

Alma mater посвящается...

В современном поликультурном дискурсе, пронизанном процессами глобализации, весьма остро встаёт проблема сохранения традиционных ценностей. Постоянно усиливающийся примат материального над духовным и утрата интереса к достижениям предшествующих поколений наблюдаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Это, в свою очередь, способствует «духовной мутации» общества, которая достаточно чётко прослеживается в эклектичности историко-культурной парадигмы сегодняшнего дня. Поэтому особенно актуальным в свете данного исследования представляется аналитическое осмысление влияния провинции на поддержание тех вечных нравственных доминант, которые определяют национальную идентичность.

В этих условиях особая ответственность за продолжение традиций и приумножение опыта, накопленного предками, ложится не только на учреждения культуры, но и на образовательные центры, находящиеся

как в столице, так и за её пределами. Одним из таких центров, на наш взгляд, является Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, который без преувеличения можно назвать культурно-образовательным феноменом провинциального региона. Это, пожалуй, один из немногих классических университетов в Российской Федерации, располагающийся на периферии, в провинции (по месторасположению его иногда сравнивают с Тартуским университетом, находящимся на территории Эстонии, тоже в небольшом городке).

Цель данного исследования - репрезентировать Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина как культурно-образовательный феномен провинциального региона, обобщив его опыт в деле сохранения историко-культурного наследия данного локуса и обозначив роль этого учебного заведения в формировании традиционных ценностей современной молодёжи. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: показать многоаспектность дефиниции «провинция» и раскрыть специфику провинциального региона как культурно-символического пространства; выделить основные направления исследований по избранной проблеме; представить обозначенный вуз как культурно-образовательный феномен провинциального региона.

Теоретико-методологическая база работы апеллирует к общенаучным методам исследования и включает принципы эмпирического, сравнительно-исторического, содержательно-структурного и историко-генетического анализа. Аналитический обзор деятельности образовательного центра -ЕГУ имени И. А. Бунина - как феномена провинциального региона предлагается с учётом стратегий его развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Центральный исследовательский вектор направлен на отечественный опыт изучения данного феномена, чем и определяется специфика настоящей работы, исключающей зарубежные подходы к обозначенному явлению.

Практическая значимость предлагаемого опыта - обращённость в будущее, нацеленность на воспитание подрастающего поколения, на формирование его нравственной и жизненной позиций, так как личностью человек может стать, лишь определив своё этическое отношение к своему ближнему, к миру, к Богу. Без этого нереально его нравственное становление и совершенствование, как и полноценное развитие нации, которое возможно лишь при условии знания собственных корней и истоков [3, с. 205].

Провинциальный регион - это определённое культурно-символическое пространство, которое может раскрываться и в семиотическом, и в герменевтическом, и в синергетическом, и в некоторых других аспектах. Слово «провинция» как дефиниция в порубежный период ХХ-ХХ1 веков стало достаточно часто употребляться не только в культурологической плоско-

сти, социальной и политической повседневности, но и в сциентифической терминологии гетерогенного характера. Располагаясь вдали от столицы и крупных культурных центров с их богемной светской жизнью, провинция, безусловно, имеет абсолютно иную систему социальных и религиозно-нравственных координат, что никоим образом, однако, не умаляет её достоинств и не репрезентирует как несовременную или отсталую. Именно провинция несёт в себе некую размеренность бытия, несуетность, неторопливость, отчасти нравственную неиспорченность, душевную щедрость, верность традициям и дарит обретение внутреннего покоя, сохраняя при этом ту жизненную энергию, которая так необходима для развития креативного мышления в нынешний век глобальных инновационных технологий. Не случайно в многочисленных справочных изданиях понятие «провинция» позиционируется не только как определённая территория, но и как уклад жизни вне столичных кварталов.

Дискурсивный диалог по поводу взаимоотношений столицы и провинции возник в исследовательском поле не сегодня и не вчера. Интерес к активному изучению феномена провинции в нашей стране заметно актуализируется в порубежные периоды - Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 столетий, что обусловлено многими причинами, в том числе и тем, что именно на периферии, в отдалении от столицы и крупных культурных центров, на протяжении длительного периода времени аккумулируется разновек-торный потенциал, способный не только формировать основные направления развития того или иного региона, но и «подпитывать» столичные дестинации новыми идеями, наполнять иными смыслами уже сложившиеся стереотипы мышления и восприятия окружающей действительности.

Провинция вообще и русская в частности - это не только социокультурное и психологическое явление, но и самобытный духовный мир, не имеющий каких-либо социально-политических и географических координат. Это амбивалентный образ, воплощающий в себе основные доминанты социально-географического и культурно-исторического пространства того или иного локуса. В этом ключе совершенно справедливым представляется мнение Т. С. Злотниковой, утверждающей, что в русской провинции «... реализуются противоречивые ощущения и восприятия, согласно которым уникальность и приниженность, яркость и стёртость парадоксально сочетаются в одном, широко раскинувшемся и в то же время тесном пространстве» [7, с. 14].

В разные периоды времени феномен провинции в отечественном исследовательском дискурсе привлекал внимание писателей и историков, философов и филологов. Среди них Л. Н. Толстой, В. О. Ключевский, В. Г Короленко, Н. А. Бердяев, Н. К. Пиксанов, Д. С. Лихачёв и другие.

Так, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» столицу экстраполирует как «форму», а провинцию - как «содержание». В. Г. Короленко считает про-

винцию «реальной основой России» [цит. по: 9, с. 18-19]. В. О. Ключевский указывает на то, что «в России центр на периферии». Н. К. Пиксанов называет русскую культуру «одной из самых провинциальных культур Европы» [15]. Академик Д. С. Лихачёв отводит провинции роль «индикатора» уровня национальной культуры, отмечая при этом, что всегда «... именно провинция держала ... уровень культуры» [10]. Столичные города «только собирали всё лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры. Но гениев ... рождала именно провинция» [10].

Многообразие представленных суждений свидетельствует не только о дискурсивности диалога столицы и провинции во времени и пространстве, но и об их весьма сложном взаимодействии: если столица имеет более широкие возможности для социальной динамики, проявляющиеся в экономике, межкультурной коммуникации и т.д., располагая многогранными ресурсами для реализации личностного потенциала, то провинция в большей степени выступает как сакральное место, «место силы», своего рода территорией Terra incognita, способствующей аккумулированию необходимой жизненной энергии, впоследствии дающей самые разные творческие импульсы. Подтверждением этому являются, например, биографические проекты великих персонажей отечественной культуры (М. Ю. Лермонтов (Тарханы), И. С. Тургенев (Спасское-Лутовиново), Л. Н. Толстой (Ясная Поляна), И. А. Бунин (Озёрки, Елец), М. М. Пришвин (Хрущёво, Елец), Т. Н. Хренников (Елец) и т.д.), которые стали таковыми во многом, не вопреки провинциальной среде, а благодаря. Этот перечень, безусловно, можно продолжать. Только компромиссное, уравновешенное отношение культурных локусов (столица ^ провинция) друг к другу может стать основой их многообразной синергии в будущем, явив миру совершенно новые формы и импульсы.

В последние годы наблюдается интерес к феномену провинции как «социокультурному типу, определяющему особенности российской цивилизации в целом» [2], так как традиционные ценности российской культуры сохраняются лишь благодаря провинции. По мнению М. А. Арефьева и А. Г. Давыденковой, «... именно провинциальная культура» ляжет в основу самосохранения русской духовности и будет являться «противовесом» глобализации культур с «приоритетом западных потребительских ценностей» [2, с. 287-295.]. Вместе с тем, по мнению Ю. Л. Балюшиной и С. С. Касаткиной, малый провинциальный город может репрезентироваться как «пространство социализации» [4] со своей культурной и социальной спецификой. Кроме того, в поле зрения учёных (О. В. Аксёнова) оказываются и категории модернизации в социокультурных реалиях российской провинции [1], а расширение возможностей повышения квалификации (А. Г Волков) воспринимается в качестве новых социальных лифтов регионального пространства [5].

Одновременно с обозначенными векторами изучения провинциальных локальностей в отечественном научном дискурсе внимание учёных периодически привлекает феномен образования в провинции. Среди работ, посвящённых этой теме, следует особо выделить исследование С. В. Мудролюбовой, в котором анализируется роль русской православной церкви в развитии образования в российской провинции [13]. В то же время невозможно оставить без внимания отдельные исследования, которые посвящены феномену высшего образования в провинциальных регионах. Так, особенности организации образования в провинциальных вузах анализирует Т. В. Пищулина [16], высшее гуманитарное образование в российской провинции ХХ века в контексте социальной истории идей находится в поле зрения А. Ю. Сорочана [19], о месте вузов провинции в современных российских стратегиях образования размышляет Х. Г. Тхагапсаев [21].

Однако в аспекте избранной темы данного исследования наибольший интерес представляет работа «Будущее российского образования - за вузами из провинции» (В. П. Кузовлев, Е. Н. Герасимова, О. В. Долженко, Н. В. Кузовлева), посвящённая функционированию провинциального вуза в современных условиях модернизации образования, где на первый план выступает подготовка конкурентоспособного специалиста с учётом потребностей региона [8]. Речь идёт о Елецком государственном университете имени И. А. Бунина, который с полной уверенностью можно назвать историко-культурным центром и культурно-образовательным феноменом провинциального региона.

Елецкий госуниверситет свою историю, по большому счёту, начинает с открытия в Ельце (на тот момент Орловской губернии) женской гимназии (1874), выпускницы которой получали звание учительниц начальных училищ и право заниматься обучением на дому. Проходя сложный путь многочисленных реорганизаций и преобразований - рабфак, учительский институт, педагогический институт и, наконец, ЕГУ имени И. А. Бунина, это учебное заведение всегда являлось не только центром образования, но и оазисом культуры провинциального города в «срединной России».

В связи с этим невозможно не согласиться с гениальными словами выдающегося писателя, оригинального мыслителя, блистательного философа и незаурядного этнографа, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Ельцом и его окрестностями, - Михаила Михайловича Пришвина, отмечавшего, что «всё хорошее русского человека сберегается в глухих местах, в стороне от цивилизации ...» [17, с. 181]. В этом смысле провинциальная Елецкая дестинация является средоточием такого мощного историко-культурного пласта, значение которого в сохранении непреходящих ценностей невозможно переоценить. Для И. А. Бунина, например, провинциальный Елец и его округа стали не только «местом

силы», но и символом русского мира, где впервые его «коснулось» сознание, что он «русский и живёт в России». Особым ментальным и судьбоносным пространством Елецкий край явился и для М. М. Пришвина, получившего здесь такой творческий импульс, который позволил ему на протяжении всей жизни реализовывать себя как самобытного русского художника, многогранное творчество которого до конца ещё предстоит понять и осмыслить. Своей «духовной родиной», «родиной своей души», «нравственной родиной» считал Елец известный русский религиозный философ, публицист, литературный критик, преподававший некоторое время в Елецкой мужской гимназии, В. В. Розанов.

Память о выдающихся предках на протяжении многих лет сохраняется в умах и сердцах благодарных потомков. Так, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина - это единственный в России вуз, удостоенный имени великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, ставшего первым Нобелевским лауреатом (1933) в области литературы. Именно здесь (тогда ещё в ЕГПИ - Елецком государственном педагогическом институте) в 1968 году прошла первая в стране Всесоюзная межвузовская научная конференция, своего рода «съезд буниноведов» (в ознаменование 15-летия со дня смерти писателя и 35-летия со дня присуждения ему Нобелевской премии). В конце 1980-х годов ЕГПИ стал научно-координационным центром по изучению творчества И. А. Бунина, М. М. Пришвина и В. В. Розанова. В 1983 году на базе ЕГПИ состоялись республиканские Пришвинские чтения, а в 1993 году -республиканские Розановские чтения. На протяжении всех последующих лет вузом проводились международные и всероссийские научные конференции, посвящённые не только художественному наследию И. А. Бунина и М. М. Пришвина, но и других писателей, учёных, музыкантов, общественных деятелей региона, внёсших огромный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. ЕГУ имени И А. Бунина постоянно поддерживает научные и творческие контакты с учёными из разных стран, в сферу научных интересов которых входит изучение художественного наследия И. А. Бунина, М. М. Пришвина и других деятелей истории и культуры, биографически связанных с Ельцом и его окрестностями. В дальнейшем всё это способствовало созданию международного центра «Бунинская Россия» (2010). До сих пор «живое дыхание» И. А. Бунина ощущается в атмосфере тех многочисленных, разноплановых и разноуровневых мероприятий, проходящих в стенах провинциального А1та mater. В диссертационных советах как ЕГУ имени И. А. Бунина, так и других вузов страны были защищены докторские и кандидатские диссертации, посвящённые актуальным проблемам буниноведения и пришвиноведения; разработаны туристские маршруты в Ельце, Елецком районе и в целом по Липецкой области, связанные с древней историей края, с биографиче-

скими проектами выдающихся земляков; создана уникальная коллекция историко-краеведческих материалов. В настоящее время в регионе реализуются туристские проекты, выросшие из выпускных квалификационных работ студентов: фестивали «Антоновские яблоки» и «Русская закваска», ставшие брендовыми для территории.

Именно благодаря кропотливой работе коллектива университета, комплексным фольклорно-краеведческим экспедициям в бунинские (Озёрки и другие) и пришвинские (Хрущёво, Пальна-Михайловка и другие) места Становлянского района Липецкой области были собраны архивные материалы для создания в Ельце первого в России Дома-музея И. А. Бунина, музейного комплекса в деревне Озёрки Становлянского района.

С 1990-х годов в вузе активно развивается издательская деятельность. В период с 2000-х по 2020-е годы были опубликованы коллективные монографии «И. А. Бунин: филологический дискурс» (2005), «Бунинская Россия: Озёрки-Батурино» (2006), «Бунинская Россия: Уездное» (2007), «Бунинская Россия: Елец» (2008); «Вестник Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. Серия: Историко-культурное наследие. Вып. 12.» (2006); изданы сборники научных трудов по итогам международных и всероссийских конференций; подготовлены различные словари языка произведений И. А. Бунина и т.д. В настоящее время внедрение компьютерных технологий, высокий редакционно-издательский и полиграфический потенциал позволяет выпускать не только сборники научных трудов по итогам конференций различного формата, но и крупные оригинальные исследования, в том числе научные журналы, входящие в Перечень российских рецензируемых научных изданий, где публикуются научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук. Среди наиболее значимых следует отметить такие, как «Запад - Россия - Восток. Археология. История. Философия. Юриспруденция» (2012-2013); «История: факты и символы» (2014-2020); «Молодёжная наука: тенденции развития» (2016-2020); «Психология образования в поликультурном пространстве» (2007-2020); «Филоlogos» (2007-2020); «Вестник Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. Вып. 23. Серия: Археология» (2009) и другие.

Фундаментальный вклад в научное изучение Ельца и развитие российской археологии внёс ещё один выдающийся ельчанин, Почётный гражданин города, лауреат национальной премии «Достояние поколений», заслуженный деятель науки Российской Федерации Анатолий Дмитриевич Пряхин, которому удалось воплотить в жизнь не только свои задумки по реализации идеи «Елец - уникальная территория России», но и стать у истоков возрождения исторического образования в ЕГУ имени И. А. Бунина [11]. В результате длительной кропотливой работы серьёзные историко-археологические исследования, систематически проводи-

мые университетом в 1990-2010-е годы, позволили на основе раскопок древних поселений Елецкой земли и обнаруженных в процессе их проведения различных артефактов сделать многочисленные открытия в отношении особенностей развития древнего региона в разные периоды русской истории.

С особым трепетом относился к своей малой родине и упоминал о ней (в интервью или частных беседах) только в превосходной степени Т. Н. Хренников. Елецкая земля «напитала» его настолько, что практически до конца дней у него хватало сил и музицировать, и сочинять, и «сеять разумное, доброе, вечное», преподавая, и т.д. Выдающийся композитор, Почётный гражданин города, он дал «путёвку в жизнь» музыкальному отделению ЕГУ имени И. А. Бунина, без которого невозможно представить проведение в вузе и в городе мероприятий любого масштаба. Творческие коллективы этого подразделения университета (ансамбль русской песни «Завалинка», камерный хор «Классик», вокальный ансамбль «Вдохновение» и другие) являются непременными участниками всевозможных фестивалей и конкурсов различного уровня. Среди них Международный Балканский молодёжный фестиваль «Младоста на Балканите» (Сандански, Республика Болгария), «Очарование Богемии» (Прага, Чехия), «Хойнувские дни церковной музыки» (Польша), VI Международный зарубежный конкурс-фестиваль исполнительского искусства «Vacanze Romane» (Рим, Италия), Фестиваль-конкурс исполнительского искусства «NORTH FEST» (Хельсинки, Финляндия), вокальные конкурсы в Республике Сербия, международные конкурсы-фестивали творческой молодёжи, фестивали инновационных проектов и т.д.

Профессиональная деятельность учебного заведения постоянно совершенствуется и активизируется в разных направлениях благодаря проведению различных мастер-классов, творческих конкурсов и фестивалей как на площадках университета («Православие и искусство», «Юный дизайнер» и другие), так и в результате участия преподавателей и студентов вуза в разных мероприятиях, устраиваемых другими учебными заведениями и структурами на региональном, межрегиональном, федеральном уровнях, а также в ближнем и дальнем зарубежье (Международный фестиваль дизайна, моды и ремёсел «Губернский стиль» (Воронеж), Международный смежный фестиваль-конкурс искусств «Мир талантов»/«Звездопад» (Москва), Всероссийский открытый конкурс дизайна и моделирования «Идея 2020» (Москва), Международный фестиваль детско-молодёжного творчества и педагогических инноваций «Кубок Беларуси по художественному творчеству - Ассамблея Искусств» (Минск, Республика Беларусь), Международная выставка-конкурс концептуального, авангардного и абстрактного искусства (Чехия) и другие). Кроме того, во многом благодаря деятельности коллектива университета система-

тизируются материалы и вновь открываются для мирового сообщества опыт и традиции уникальных русских народных промыслов и ремёсел (кружевоплетение, кузнечное дело, сапоговаляние, елецкая рояльная гармонь и другие).

Знаковой фигурой для Ельца является и Р. А. Григорьева - известный кинорежиссёр, сценарист, продолжившая традиции «подвижнической деятельности» своей матери - ельчанки Н. В. Поповой, выдающегося государственного деятеля советской эпохи. Для неё (москвички по месту рождения) этот город олицетворял собой «маленькую модель России». В Ельце она сняла не только свои лучшие художественные и документальные фильмы («Говорит Москва», «Мальчики», «Елец православный»), но и объединила идеей «всемирного миротворчества» в уникальное сообщество видных деятелей науки, культуры и искусства России и зарубежных стран в «Елецкое землячество», для которого город и университет стали центром духовного притяжения. В провинциальный Елец «зачастили» гости из стран ближнего и дальнего зарубежья, формат проводимых мероприятий получил международный статус, а ЕГУ имени И. А. Бунина в результате приобрёл не только известность, но и оказался в русле современных культурно-образовательных тенденций: в рамках программ обмена наши обучающиеся и преподаватели стажируются в Испании и Чехии, Германии и Франции, Италии и Китае и других странах, а представители этих стран с аналогичными целями посещают университет.

Религия, как известно, не только интерпретирует фундаментальные подходы к понятиям добра и зла, но и способствует «формированию жизненного пути», предлагая своё понимание «отношения к миру» [12, с. 65]. Несмотря на законодательную отделённость церкви от государства, а образования от религии, в духовно-нравственном плане Елецкая епархия Русской православной церкви (Липецкая митрополия, Московский патриархат) совместно с университетом реализует культурно-просветительские программы («Рождественские чтения», издание альманаха религиоведения «Собор» (2000-е) и другие).

Бесспорно, ЕГУ имени И. А. Бунина осуществляет целый комплекс мероприятий, направленных на сохранение и приумножение историко-культурного наследия не только Липецкого региона в целом, но и самого университета в частности: проводит Бунинские и Пришвинские чтения различного формата, международные форумы и фестивали и другие, иллюстрируя имеющийся опыт и возможный потенциал учебного заведения. На данном этапе вуз органично вписывается в актуальную реальность, взаимодействуя с рядом потенциальных партнёров среди промышленных предприятий, образовательных учреждений, органов власти, центров занятости населения как города, так и области. Однако, как и любой другой социальный институт, он испытывает определённые про-

блемы, связанные с последствиями пандемии COVID-19, цифровизацией, глобализацией и необходимостью выхода на новые уровни международного образовательного сотрудничества в условиях напряжённой политической ситуации.

Стратегии развития Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе предполагают:

- географическое расширение международного сотрудничества;

- усиление кадрового потенциала вуза и обеспечение его преемственности по актуальным направлениям подготовки;

- сосредоточение внутренних ресурсов на формировании новых научных школ, востребованных в современном медиадискурсе;

- диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества с работодателями города, региона, страны;

- сохранение историко-культурного наследия, обеспечивающего преемственность традиций и осознание того, что «новое - это хорошо забытое старое»;

- содействие в духовно-нравственном воспитании последующих поколений.

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина сегодня -это своеобразное «место силы» и центр притяжения провинциального региона, который бережно хранит своё прошлое, активно идёт в ногу со временем, уверенно смотрит в будущее, стремясь приумножать заслуги предшествующих поколений. В самые сложные периоды истории государства и в судьбоносные моменты отдельных личностей провинция, или «русская глубинка», аккумулирующая в себе вселенскую гармонию вопреки многочисленным цивилизационным конфликтным импульсам, становилась доминантой, к которой устремлялись как к «надёжному причалу», как к «началу начал», способствующему сохранению национальной самоидентификации. Думается, что в данной ситуации позиционировать провинциальный Елец следует не только как город-воин, не только как духовную и культурную столицу Липецкой области, но и как уникальный наукоград: Елец - город-университет.

Список литературы

1. Аксёнова О. В. Традиции модернизации : социокультурные паттерны жизнедеятельности российских локальностей // Россия реформирующаяся. - 2015. - № 13. - С. 51-70.

2. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Провинция как социокультурный тип рус-

ской цивилизации // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России : история и современность : материалы V Международной научно-практической конференции (Брянск, 20-21 апреля 2018 года) / под ред. Т. И. Рябовой. - Брянск : БГИТУ, 2018. - С. 287-295.

3. Атаманова Е. Т. Русская классика и формирование креативной личности

в поликультурном пространстве современности // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 28 апреля 2016 года. - Елец : ЕГУ имени И. А. Бунина, 2016. - С. 202-206.

4. Балюшина Ю. Л., Касаткина С. С. Малый провинциальный город как про-

странство социализации : монография. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 179 с.

5. Волков Ю. Г. Новые социальные лифты в региональном пространстве // Рос-

сия реформирующаяся. - 2020. - № 18. - С. 131-159.

6. Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина : история и современность / авт.-сост. Н. А. Белькова. - Елец : ЕГУ имени И. А. Бунина, 2004. - 66 с.

7. Злотникова Т. С. Провинциальный дискурс русской культуры // Философ-

ские науки. - 2019. - Том 62. - № 11. - С. 14-26.

8. Кузовлев В. П., Герасимова Е. Н., Долженко О. В., Кузовлева Н. В. Будущее

российского образования - за вузами из провинции // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 13. - С. 39-46.

9. Ласунский О. Г. Литературно-общественное движение в русской провинции :

(Воронежский край в «эпоху Чернышевского»). - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1985. - 211 с.

10. Лихачёв Д. С. Культурное одичание грозит нашей стране из ближайшего будущего... // Известия. - 1991. - № 27. - 29 мая. - С. 3.

11. Ляпин Д. А., Тропин Н. А. Памяти ельчанина Анатолия Дмитриевича Пряхина // История : факты и символы. - 2018. - Вып. 3 (16). - С. 171-175.

12. Матвиенко В. А. Политические партии и религии в современном мире : институциональные аспекты взаимодействия // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017. - Том 23. - № 4. - С. 62-67.

13. Мудролюбова С. В. Роль Русской православной церкви в развитии образования в российской провинции (на примере Вятской губернии) : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Мудролюбова Светлана Васильевна. - Киров, 2006. - 194 с.

14.Официальный веб-сайт Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина [Электронный ресурс]. - URL: http://elsu.ru/

15. Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда : Историко-краеведный семинар : Приложение указатель словарей местных деятелей. - Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. - 148 с.

16. Пищулина Т. В. Вуз в провинции : особенности организации образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 181-184.

17. Пришвин М. М. Дневники. 1923-1925. Книга четвёртая. - Москва : Русская книга, 1999. - 416 с.

18. Пушков В. П., Пушков Л. В., Завьялов С. М. Елецкий интеллектуальный феномен (воспитанники Елецкой гимназии - выпускники Московского университета 1881-1916 гг.) // Елецкий государственный университет имени

И. А. Бунина : история и современность / авт.-сост. Н. А. Белькова. - Елец : ЕГУ имени И. А. Бунина, 2004. - С. 52-65.

19. Сорочан А. Ю. Высшее гуманитарное образование в российской провинции XX века в контексте социальной истории идей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2005. - № 3. - С. 87-93.

20. Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Посвящается 50-летию образования Липецкой области и 65-летию образования Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. - Елец : ЕГУ имени И. А. Бунина, 2004. - 473 с.

21. Тхагапсаев Х. Г Вверх по лестнице, ведущей вниз (вуз провинции в современных российских стратегиях образования) // UNIVERSUM : Вестник Герце-новского университета. - 2013. - № 2. - С. 138-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.