Научная статья на тему 'ВСТУПЛЕНИЕ ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ В НАТО: БАЛТИЙСКИЙ И АРКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ВСТУПЛЕНИЕ ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ В НАТО: БАЛТИЙСКИЙ И АРКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / балтийский регион / НАТО / США / Швеция / Финляндия / Arctic / Baltic region / NATO / USA / Sweden / Finland

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шайцанов Д. В.

В исследовании проанализированы ключевые факторы, обусловившие радикальное изменение внешнеполитического курса Финляндии и Швеции после начала СВО на Украине в феврале 2022 года, что привело к их решению отказаться от политики нейтралитета и вступить в НАТО. Подчеркивается, что данное решение в первую очередь отвечает стратегическим интересам Соединенных Штатов, которые после окончания холодной войны стремились занять вакантные геополитические позиции, образовавшиеся вследствие распада СССР и его сферы влияния. Финляндия и Швеция в этом контексте представляли собой недостающий элемент безопасности НАТО в Северной Европе. В работе также проведен анализ основных последствий этих изменений для России в балтийском и арктическом регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDEN AND FINLAND ACCESSION TO NATO: BALTIC AND ARCTIC ASPECTS

The study analyzes the key factors that determined the radical change in the foreign policy course of Finland and Sweden after Russia launched a special military operation in Ukraine in February 2022, which led to their decision to abandon their policy of neutrality and join NATO. It is emphasized that this decision primarily meets the strategic interests of the United States, which, after the end of the Cold War, sought to occupy the vacant geopolitical positions created by the collapse of the USSR and its sphere of influence. Finland and Sweden in this context represented the missing element of NATO security in Northern Europe. The work also analyzes the main consequences of these changes for Russia in the Baltic and Arctic regions.

Текст научной работы на тему «ВСТУПЛЕНИЕ ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ В НАТО: БАЛТИЙСКИЙ И АРКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

УДК 327.51

Шайцанов Д.В.

магистрант

Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

ВСТУПЛЕНИЕ ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ В НАТО: БАЛТИЙСКИЙ И АРКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация: в исследовании проанализированы ключевые факторы, обусловившие радикальное изменение внешнеполитического курса Финляндии и Швеции после начала СВО на Украине в феврале 2022 года, что привело к их решению отказаться от политики нейтралитета и вступить в НАТО. Подчеркивается, что данное решение в первую очередь отвечает стратегическим интересам Соединенных Штатов, которые после окончания холодной войны стремились занять вакантные геополитические позиции, образовавшиеся вследствие распада СССР и его сферы влияния. Финляндия и Швеция в этом контексте представляли собой недостающий элемент безопасности НАТО в Северной Европе. В работе также проведен анализ основных последствий этих изменений для России в балтийском и арктическом регионах.

Ключевые слова: Арктика, балтийский регион, НАТО, США, Швеция, Финляндия.

Долгое время Финляндия и Швеция придерживались политики нейтралитета, не присоединяясь ни к одному из военных блоков. Для Финляндии этот статус был особенно значим ввиду её сложных отношений с Советским Союзом, в которых она пережила несколько вооружённых конфликтов. В то время как Швеция формально оставалась нейтральной, она оказывала поддержку Финляндии во время войны с СССР и поддерживала торговые отношения с Германией. В 1944 году, столкнувшись с дилеммой продолжения войны, Финляндия подписала перемирие с Москвой, избежав советизации, но согласившись на выплату репараций и территориальные уступки. В дальнейшем, Хельсинки проводила политику «финляндизации».

Швеция, в свою очередь, поддерживала тесные отношения с Западом, но не вступая ни в какие военные блоки. Она сталкивалась с инцидентами, связанными с подводными лодками СССР.

К 1980-м годам Стокгольм начал активно продвигать идеи всеобщей безопасности и разоружения. В конце 1980-х годов, в связи с перестройкой международной обстановки, распадом СССР, Швеция и Финляндия переосмыслили свою политику нейтралитета. Обе страны присоединились к программе НАТО «Партнерство во имя мира» в 1994 году и стали членами ЕС в 1995 году. Несмотря на сохранение курса на нейтралитет, они сосредоточили внимание на экономическом сотрудничестве с европейскими странами и военном сотрудничестве с североевропейскими соседями. Главными структурами для обеспечения безопасности Европы стали ЕС и ОБСЕ. Военное сотрудничество планировалось развивать не в рамках НАТО, а через создание общеевропейских вооруженных сил.

После 2000 года Россия рассматривалась как непредсказуемый игрок, однако это не мешало развитию экономических связей, включая участие в проекте «Северный поток». Признавалось, что стабильность Балтийского региона зависит от США и РФ, так как Москва противостояла расширению НАТО на Восток.

События в Украине в 2014 году стали серьезным испытанием для Стокгольма и Хельсинки. Они присоединились к антироссийским санкциям, но их риторика не была чрезмерно враждебной. При этом, большинство населения все еще не поддерживало идею вступления в НАТО. Тем не менее проведение Россией специальной военной операции в 2022 г. привело к тому, что Финляндия и Швеция вступили в НАТО. [2, с. 17]

США, Швеция и Финляндия

Политика США в отношении Балтийского региона с завершением холодной войны стала существенным инструментом прокси-войны против Российской Федерации. Расширение НАТО и присоединение к нему Эстонии, Латвии и Литвы соответствовали геополитическим интересам США, невзирая на

потенциальную реакцию России. Географическая изолированность этих государств требовала также включения Финляндии и Швеции в сферу влияния НАТО для обеспечения безопасности Балтии. [1, с. 36] Изменение приоритетов Вашингтона было реактивным и определялось как внешнеполитическими, так и внутриполитическими факторами, в том числе готовностью России противостоять однополярному миру и ростом влияния Китая. В периоды президентства Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы основной акцент делался не на военно-политической стратегии, а на пропаганде демократических ценностей и западной ориентации постсоветских государств региона.

Правительство Соединенных Штатов Америки продемонстрировало активную поддержку заявкам Финляндии и Швеции на вступление в Североатлантический альянс. В начале июня 2022 года председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал М. Милли посетил Финляндию и Швецию, подчеркнув значительный вклад этих стран в укрепление оборонного потенциала НАТО и намерение Соединенных Штатов увеличить свою роль в совместных военных учениях.

Здесь можно выделить 3 момента:

1) существенный вклад Финляндии и Швеции в общий военный потенциал Североатлантического альянса,

2) возможность этих стран совместно с другими странами региона противостоять стратегическим планам Российской Федерации по использованию Балтийского моря в качестве «серой зоны»,

3) необходимость тесной координации действий всех западных государств региона в рамках НАТО, Европейского Союза и других международных площадок для преодоления расхождений во взглядах на военно-политические приоритеты между различными группами стран, такими как страны Прибалтики, скандинавские государства и страны Южной Балтики.

Также ценность Финляндии и Швеции для США и НАТО в их опыте борьбы с «гибридными» угрозами», связанными с Россией, подтверждается

действием с 2017 года в Хельсинки Европейского центра по борьбе с гибридными угрозами. Участие в центре предоставлено странам — членам Евросоюза и НАТО. С вступлением Финляндии и Швеции в НАТО роль альянса в функционировании этого института возрастет. Центр занимается отражением невоенных угроз, влияющих на безопасность стран, в основном в информационно-психологической сфере, применяя кибертехнологии и поддерживая оппозиционные и внесистемные движения для расшатывания государственной власти. [6, с. 49]

Балтийский аспект

На первом месте среди угроз для России стоят изменения в соотношении военных потенциалов с НАТО, усугубляемые вмешательством США в украинский конфликт и увеличением сухопутной границы с НАТО на 1,3 тыс. км в Финляндии. Это также включает в себя рост линии соприкосновения с Альянсом в Балтийском море. Западные эксперты и СМИ стремятся запугать Москву и обосновать интеграцию новых членов НАТО, которую они представляют как ответ на «российскую агрессию». С вступлением Швеции в НАТО российские корабли, по его словам, останутся без защиты от ракетной атаки со стороны Альянса и полагаться только на сухопутную ПВО. При этом Швеция будет более интегрирована в НАТО в обмене информацией и разведданными.

Вторая группа вызовов для России на Балтике связана с уязвимостью Калининградской области, которая является эксклавом, изолированным от «большой земли». Литва уже начала блокировать транзит товаров под санкциями Евросоюза через свою территорию с июня 2022 года, что может привести к военно-политическому кризису, требующему вмешательства НАТО. В этом контексте новые члены Альянса, особенно Швеция с её мощным военно-морским потенциалом и стратегически важным островом Готланд, могут сыграть ключевую роль. Несмотря на низкую вероятность угрозы «потери Калининграда», некоторые западные деятели рассматривают давление на этот регион как один из методов воздействия на Москву по вопросу Украины.

Калининград является незамерзающим портом, базой Балтийского флота и местом размещения ракет «Искандер-М», что делает его стратегически важным. Некоторые эксперты утверждают, что Калининград станет центром нового противостояния России и НАТО. Вступление Швеции в НАТО, хотя и не завершенное, открывает альянсу возможности активного использования стратегического острова Готланд в Балтийском море для давления на Калининградскую область. [4, с. 35]

Российская часть Финского залива становится потенциальной кризисной точкой под угрозой блокады некоторыми странами НАТО. Прибалтийские страны, особенно Эстония, выражают удовлетворение и рассматривают возможность «запереть» российский флот в заливе. Это может быть осуществлено совместно с Финляндией, которая располагает береговыми ракетными комплексами RBS-15, а также с помощью противокорабельных ракет «Blue Spear», закупаемых Таллином у Израиля. Контроль выхода из узкого залива в Балтийское море может быть обеспечен НАТО с обоих берегов. [5, с. 33]

Вступление Финляндии и, в особенности, Швеции в НАТО, предоставляет Альянсу стратегические преимущества, решая проблему уязвимости стран Балтии. Присоединение Скандинавского полуострова создает для НАТО глубокую зону обороны и открывает широкие возможности для переброски подкреплений в прибалтийский регион, используя воздушное и морское пространство Швеции. Это значительно укрепляет позиции НАТО в регионе и минимизирует риски для стран-членов Альянса, расположенных на периферии.

Арктический аспект

В евроарктической зоне наблюдается активизация деятельности, особенно после вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Важную роль здесь играет сухопутный элемент, поскольку северные территории Финляндии и Норвегии соседствуют с районами постоянного базирования российского стратегического флота, [3, с. 353] что вызывает беспокойство у российских

военных. Если рассматривать три зоны: Евроарктику, Центральную Арктику и Восточную Арктику, то в последних двух изменений практически не наблюдается. Отсутствует береговая инфраструктура. На Аляске размещены лишь немногочисленные силы США, которые подчиняются Индо-тихоокеанскому командованию и не относятся к Арктическому региону, тогда как северное командование США не имеет собственных сил и средств непосредственно в Арктике.

В европейской части региона не наблюдается постоянного размещения иностранных сил даже после вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Также было решено обозначить присутствие НАТО в Финляндии в городе Миккели, недалеко от российской границы, где развернется девятая боевая группа. Это касается северного фланга, так как Финляндия, Швеция и Норвегия подчиняются командованию «North». Конкретные параметры и состав еще не определены, хотя в СМИ упоминалась бронетанковая бригада. В данный момент это единственное размещение, и речь идет о возможном участии шведских и норвежских солдат. В целом, постоянного размещения сил государств — членов НАТО нет, но регулярно проводятся временные развертывания в рамках учений, начатых еще до 2022 года.

Учения «Северный ответ», являющиеся преемниками учений «Холодный ответ», проводились Норвегией раз в два года. Последние учения состоялись в марте 2024 года и были сосредоточены на отработке оборонительных действий в восточной провинции Финнмарк, граничащей с Российской Федерацией. Несмотря на соблюдение обязательств по проведению учений восточнее 24-й долготы, что исключает их проведение в непосредственной близости от границы России, российское командование Северного флота было предварительно уведомлено о них. В учениях приняли участие преимущественно норвежские, шведские и финские войска, основную часть которых составляли норвежцы. Учения предполагали переброску шведских и финских войск на север Норвегии для усиления ее обороны. Данные учения являются частью масштабных учений НАТО «Steadfast defender», проводимых с начала 2024 года, и направлены на

отработку регионального плана обороны восточного и северного флангов Альянса. План предусматривает переброску американских войск в Европу и развертывание как американских, так и других войск стран НАТО на различных театрах военных действий для поддержки национальных сил. В то время как масштаб учений «Северный ответ» несколько уступает учениям 2022 года, модель их проведения осталась прежней. Вместо реагирования на чрезвычайные ситуации, учения теперь сосредоточены на отработке вариантов усиления обороны путем непостоянного размещения сил и создания инфраструктуры для быстрой переброски войск в случае угрозы.

Несмотря на отсутствие непосредственного выхода к Северному Ледовитому океану, территории Швеции и Финляндии приобретают стратегическое значение для США и их союзников в Арктическом регионе. Расширение НАТО на север направлено на усиление оперативных возможностей США в этом направлении. Одним из важных факторов, способствующих поддержке расширения, является стремление Соединенных Штатов к укреплению позиций береговой охраны в Арктике. Финская компания <^ш1ш1а», имеющая опыт производства ледоколов для СССР, обладает необходимым потенциалом для модернизации американского ледокольного флота. С октября 2022 года Финляндия прекратила экспорт ледоколов в Россию, которая ранее являлась основным покупателем финских дизельных ледоколов.

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО может привести к активизации ряда инфраструктурных объектов, которые станут доступны для переброски войск и вооружений вблизи российских границ и военных баз на Кольском полуострове. К примеру, может быть возобновлен проект электрификации железнодорожного перехода Торнио — Хапаранда. По мнению экспертов, такое развитие событий значительно усилит военное сотрудничество Финляндии и Швеции с другими странами НАТО, что приведет к обострению противостояния России с Западом в Арктике.

Учитывая нейтральный статус этих стран в период Холодной войны, масштабы конфликта могут превысить предыдущие уровни. Американские

специалисты прогнозируют, что присоединение Финляндии и Швеции к НАТО повысит стратегическую важность Арктического региона как для альянса, так и для России. При этом, шведско-финская разведка может оказать существенное влияние на мониторинг военной активности России в регионе, что увеличивает риск эскалации напряженности между НАТО и Россией.

В настоящее время наблюдается тенденция к милитаризации Арктического региона со стороны ряда стран, включая Швецию, Финляндию, Норвегию и Канаду. Эти государства заявляют о планах увеличения военных расходов и укрепления обороноспособности в регионе. Такой подход, направленный на ослабление «дилеммы безопасности» за счет усиления военной мощи, в действительности ведет к росту угроз для всех участников. Он подрывает безопасность стран-участниц и может спровоцировать региональную гонку вооружений. Кроме того, сложившаяся ситуация осложнена отсутствием эффективного механизма военного диалога в Арктике. В 2014 году, после событий в Крыму, встречи руководителей военных ведомств арктических стран были приостановлены. Несмотря на неоднократные инициативы России по возобновлению такого диалога в рамках Арктического совета, эти предложения встречают сопротивление со стороны администрации США. Как итог, прекращение функционирования механизмов военного доверия и безопасности в рамках Совета Россия-НАТО и ОБСЕ привело к опасной паузе в управлении арктической безопасностью.

Заключение

Превращение Балтийского моря в «внутреннее озеро НАТО» требует от России ответных мер для минимизации негативного воздействия. При этом существует широкий спектр возможностей для гибкой реакции, включающей как военные, так и политические аспекты.

Во-первых, необходимо усилить как сухопутные, так и морские группировки Вооруженных сил РФ на северо-западной границе. Это может включать в себя размещение оперативно-тактических ракетных комплексов, систем противовоздушной обороны и средств нанесения высокоточных ударов

по территории новых членов НАТО, что соответствует уровню угрозы, возникающей для России.

Во-вторых, в период сохранения высокой степени военно-политической напряженности между Россией и Западом требуется переоценка политических и экономических приоритетов РФ в отношениях с наиболее недружественными государствами региона. Это может включать пересмотр существующих логистических схем и тесное связывание характера отношений с "вкладом" этих государств в наращивание напряженности.

В-третьих, даже в условиях очевидного тупика и балансирования на грани войны, необходимо продолжать поиск вариантов возобновления сотрудничества и отстаивания российских интересов в регионе. Это особенно актуально в перспективе, когда стороны конфликта осознают необходимость замены, дискредитировавшей себя постбиполярной западноцентричной системы новыми институциональными механизмами европейской архитектуры безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилов Д. А. Финляндия и Швеция на пути в НАТО // Обозреватель -Observer. 2022. №5-6 (388-389) С. 27-39;

2. Данилов Д. А. Финляндия и Швеция у открытых дверей НАТО // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. №2. С. 16-23;

3. Жильцов С. С. Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России // Постсоветские исследования. 2024. Т. 7, №. 4. С. 348-355;

4. Зверев Ю. М. Три российских региона на Балтике в условиях противостояния России и Запада // Балтийский регион. 2023. Т. 15. № 4. С. 2441;

5. Серова Е. В. Военные аспекты сотрудничества Финляндии и США: вызовы для России // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2023. №5 (35). С. 30-41;

6. Смирнов П. Е. Вступление Финляндии и Швеции в НАТО: геополитические последствия для позиционирования России в балтийском регионе // Балтийский регион. 2023.Т. 15. № 4. С. 42-61

Shaitsanov D.V.

Russian Social State University (Moscow, Russia)

WEDEN AND FINLAND ACCESSION TO NATO: BALTIC AND ARCTIC ASPECTS

Abstract: the study analyzes the key factors that determined the radical change in the foreign policy course of Finland and Sweden after Russia launched a special military operation in Ukraine in February 2022, which led to their decision to abandon their policy of neutrality andjoin NATO. It is emphasized that this decision primarily meets the strategic interests of the United States, which, after the end of the Cold War, sought to occupy the vacant geopolitical positions created by the collapse of the USSR and its sphere of influence. Finland and Sweden in this context represented the missing element of NATO security in Northern Europe. The work also analyzes the main consequences of these changes for Russia in the Baltic and Arctic regions.

Keywords: Arctic, Baltic region, NATO, USA, Sweden, Finland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.