DOI: 10.48137/2074-2975_2022_5-6_27 УДК 327.(480)+(485).1-622
Финляндия и Швеция на пути в НАТО
Дмитрий ДАНИЛОВ
К середине мая 2022 г. стало окончательно ясно, что Финляндия и Швеция приняли решение кардинально изменить свой конституционный статус как внеблоковых государств и присоединиться к НАТО.
Утром 18 мая генеральный секретарь альянса Й. Столтенберг принял от послов Финляндии и Швеции при НАТО К. Корхонена и А. Вернхоффа заявки на вступление. Дилемма их безопасности переведена в политтех-нологическую плоскость - оптимизацию перехода через порог «открытых дверей» альянса. Вопрос уже не в том, состоится ли это членство, а лишь в определении процедурных аспектов вступления тандема нейтралов в альянс. Обоснование этого, по определению генсека НАТО Й. Столтен-берга, «исторического события» [1] вполне укладывается в западную трактовку «агрессивности» Российской Федерации и безальтернативной линии на её сдерживание.
Теперь на первый план европейской политики безопасности выходят вопросы не столько мотиваций, сколько возможных последствий решений Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО для:
- самих стран-кандидатов;
- НАТО, принимающей союзников с длительной традицией военного нейтралитета;
ДАНИЛОВ Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, руководитель отдела европейской безопасности, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. E-mail: dm.danilov@mail.ru
Ключевые слова: Финляндия, Швеция, внеблоковый статус, НАТО, НОРДЕФКО, гарантии безопасности, Россия, спецоперация.
1 Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg with Klaus Korhonen (ambassador of Finland accredited to NATO) and Axel Wernhoff (ambassador of Sweden accredited to NATO). 18 May. 2022 // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_195472.htm
- России, которая столкнулась с субстантивными вызовами безопасности со стороны Запада;
- европейской системы безопасности, которая теряет свои системные опоры и переходит в фазу военно-политической деградации.
Является ли нынешний момент историческим, как его определяют в НАТО? Несомненно, но главный вопрос состоит в том, что будет означать эта новая история.
Изменение статуса Финляндии и Швеции и партнёрство с НАТО
Швеция сохраняла нейтралитет с 1814 г., несмотря на серьёзные исторические потрясения и две мировые войны. Современное изменение двухсотлетней традиции, шведского общества, его ментальности и идентичности означает, что Швеция меняет свою историю.
Для Финляндии, в отличие от Швеции, внеблоковость стала прагматичной реакцией на послевоенное мироустройство, в котором надо было находить своё место между двумя враждующими лагерями в период биполярной конфронтации, и она вполне успешно справлялась с обеспечением своего суверенитета и безопасности. Хотя в Стокгольме постоянно звучала тема «российского вызова», особенно после 2014 г., в Хельсинки предпочитали поддерживать линию на заинтересованное сотрудничество, которое всегда было плакатом и девизом общеевропейского процесса, обозначением перспективы европейской общности, но теперь и Финляндия заявила о том, что она больше не может находиться между «двух огней».
Различие двух суверенитетов -шведского и финского, их политики внеблоковости не стали каким-то водоразделом в определении стратегических ориентиров. Напротив, изна-
чально сложилось понимание, что обе страны будут определять своё будущее в тандеме, а иные варианты или слишком рискованны, или бесперспективны. Именно этот сценарий теперь рассматривается в поле де-факто, что означает перенос проблемы членства Финляндии и Швеции в НАТО в область практического политического и оборонного планирования.
В этой связи встают вопросы о том, насколько присоединение Финляндии и Швеции к НАТО является обоснованным с точки зрения обеспечения их безопасности, как это повлияет на характер и архитектуру европейской безопасности, на их отношения с Россией, на российскую политику безопасности и обороны.
В западном сообществе сформулирована и укрепилась парадигма «наших ценностей», «нашего мира» и, соответственно, концепция противодействия тем, кто этому противостоит и даже угрожает, включая прямое обозначение угроз со стороны «автократических» режимов -России и Китая.
Для Финляндии и Швеции их западными партнёрами в последние годы был обозначен именно такой выбор: вы с нами как часть нашего сообщества ценностей и их коллек-
тивной защиты или вы остаётесь один на один с «российской агрессией», когда у НАТО нет возможностей обеспечить включение вас в систему коллективных гарантий безопасности. В ответ в Хельсинки и Стокгольме говорят, что Москва не оставила им выбора, когда направила на обсуждение в декабре 2021 г. предложения о гарантиях безопасности, которые были восприняты нейтралами как явное ограничение их суверенитета, и особенно «после 24 февраля».
Президент Финляндии С. Ниинистё в ответ на вопрос журналистов о реакции российской стороны на возможное вступление в НАТО сказал более чем определённо: «Вы стали причиной этого. Посмотрите в зеркало» [2].
Однако предметные консультации относительно перспектив присоединения к НАТО начались, очевидно, раньше февральских событий.
Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг постоянно в своих выступлениях поднимал тему отношений НАТО с Финляндией и Швецией, что говорит о том, что она всё более активно обсуждалась.
Президент Дж. Р. Байден в январе 2022 г. дважды лично обсудил с президентом Финляндии С. Нии-нистё «неспровоцированное нара-
щивание российской военной мощи у границ Украины» [3]. Лидеры двух стран выразили в этой связи «общую обеспокоенность» и признали важность тесного оборонного партнёрства Финляндии с США и НАТО для обеспечения безопасности в Северной Европе. Дж. Бай-ден особо подчеркнул в беседе с Ниинистё, как до этого и генеральный секретарь альянса Й. Столтен-берг, право Финляндии и других европейских стран самостоятельно выбирать способы обеспечения безопасности.
Этот выбор был сделан уже на следующий день, 19 января: финский премьер-министр С. Марин заявила, что Финляндия готова поддержать своих европейских союзников и США и ввести жёсткие санкции против России в случае её «нападения» на Украину, но не планирует вступать в НАТО в ближайшем будущем. Это показывает, что Хельсинки пытались противостоять жёсткому прессингу со стороны США и НАТО. Более того, С. Марин даже связала этот вопрос со своей карьерой, сказав, что «очень маловероятно», что Финляндия подаст заявку на членство в НАТО в течение её нынешнего срока полномочий [4]. Но, вероятно, именно всё более настойчивый нажим Вашингтона и штаб-квартиры альянса -
2 UK pledges to back Sweden and Finland against Russian threats // The Guardian. May 11, 2022 // URL: https://www.theguardian.com/politics/2022/may/11/uk-pledges-to-back-sweden-and-finland-against-russian-threats-nato
3 Readout of President Biden's Call with President Sauli Niinisto of Finland // The White House. Statements And Releases. January 18, 2022 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2022/01/18/readout-of-president-bidens-call-with-president-sauli-niinisto-of-finland/
4 Finland's PM says NATO membership is «very unlikely» in her current term // Reuters. January 20, 2022 // URL: https://www.reuters.com/world/europe/finlands-pm-says-nato-membership-is-very-unlikely-her-watch-2022-01-19/
сделать «правильный выбор» - стало для руководства Финляндии точкой бифуркации, от которой берёт начало кардинальный разворот финской, а значит, и шведской политики безопасности.
В этой связи довольно неубедительно звучит аргументация Хельсинки о том, что стратегическое мышление Финляндии изменилось после того, как Россия предложила США и НАТО проекты соглашений о гарантиях безопасности, в том числе о нерасширении альянса на Восток и ограничении передового присутствия, а российский МИД направил адресные запросы ряду стран ОБСЕ, включая Финляндию, оценить эти инициативы. Теперь, уже задним числом, это трактуется в Хельсинки и Стокгольме как неприемлемая попытка ущемления национального суверенитета нейтральных государств и их права определять способы обеспечения безопасности. Но если это действительно так, то почему обе страны, их руководство и ведущие политические партии пытались, вплоть до середины апреля, удержаться на позициях нейтралитета? Аргументация «вы не оставили нам выбора» не слишком убедительна. Ни с точки зрения динамики общественно-политической дискуссии в Финляндии и Швеции. Ни в сравнении с позицией других европейских нейтралов: Австрией, Швейцарией, Молдавией, имеющих различный статус отношений с евро-атлантическими организациями.
Поэтому принципиально важным является вопрос о том, действительно ли отказ Финляндии и Швеции от традиционного нейтралитета, вне-блокового статуса связан с «россий-
ской агрессивностью», на которую они вынуждены отвечать своим «историческим выбором» - присоединением к НАТО?
Насколько этот выбор оправдан в нынешней ситуации конфронтаци-онной эволюции европейской системы безопасности?
И насколько в этом контексте присоединение к НАТО может укрепить их безопасность?
В этой связи нужно обратиться к переломному моменту российско-западных отношений после событий 2013-2014 гг., когда украинский кризис развернул Европу от кооперативной модели единой и неделимой безопасности от Ванкувера до Владивостока в направлении кон-фронтационной модели, когда НАТО и ЕС признали невозможным поддерживать отношения с Россией в прежнем формате (business as usual).
Дискуссия о путях обеспечения безопасности Финляндии и Швеции и их внеблокового статуса (non-alignment), который условно принято обозначать как политику нейтралитета, обострилась после вхождения Крыма и Севастополя в состав России в соответствии с крымским референдумом (16 марта 2014 г.). Вопрос о присоединении к НАТО постоянно присутствовал во внутренних общественно-политических дебатах, но не рассматривался в контексте практического пересмотра стратегий безопасности и обороны. Особенно остро он поднимался в Швеции в связи с защитой от потенциальной «российской агрессии». Тогда, ещё до кризиса безопасности 2014 г., Стокгольму дали ясно понять, что нужно делать чёткий
выбор: либо расчёт на собственные силы с опорой только на программы сотрудничества с НАТО -либо присоединение к коллективным гарантиям, т. е. к НАТО. Иначе Швеция, так же как Финляндия, не сможет рассчитывать на гарантии безопасности и обороны со стороны НАТО [5]. При этом подразумевалось, что именно от решения Стокгольма зависит перспектива финского транзита в НАТО, который не поддерживался даже четвертью электората. Но оба государства считали наиболее перспективной линией активное участие в партнёрских программах и мероприятиях альянса и не планировали изменить положения конституции и войти в Североатлантический блок.
Евро-атлантический курс Финляндии и Швеции наряду с партнёрством с НАТО строился на основе полномасштабного участия в Общей политике безопасности и обороны Европейского союза, членами которого они стали в 1995 г., а также в Северном оборонном сотрудничестве (НОРДЕФКО - NORDEFCO), которое позволяло пяти северным странам-участницам, имеющим различный статус (Дания, Исландия и Норвегия - члены НАТО, Финляндия и Швеция - нейтральный), координировать политику безопасности и обороны, в том числе в сферах их политического и практического взаимодействия с НАТО и ЕС.
Значимый пример - подключение всех северных государств, включая Финляндию и Швецию, к патрулированию воздушного пространства Исландии в рамках ежегодных учений ВВС НАТО Iceland Air Meet. Впервые идея подключения Финляндии и Швеции к патрулированию воздушного пространства Исландии была выдвинута в 2009 г. в докладе Столтенберга, но для её практической реализации потребовалось пять лет согласований и поиска оперативных, правовых и технических решений.
Для НАТО, не имеющей официально сформулированной стратегии в отношении Арктики, такое сотрудничество представляло особый интерес с точки зрения общей боеготовности, планирования учебно-боевых мероприятий и оптимизации оперативного развёртывания на североевропейском арктическом театре.
Для этого альянс сместил акцент на взаимодействие с отдельными странами-членами и «привилегированными партнёрами» - Финляндией и Швецией - с задействованием механизмов «Партнёрства ради мира» и НОРДЭФКО. Финляндия и Швеция, в свою очередь, получили возможности обеспечивать высокий уровень оперативного сотрудничества с НАТО и обходить деликатные вопросы их внеблокового статуса, в частности, потенциального вступления в альянс [6].
5 Шведский генерал: «Против России мы не продержимся и нескольких дней» // Комсомольская правда. 2013. 5 февраля // URL: https://www.kp.ru/daily/26026/2945488/?utm_ source=yxnews&utm_medium = desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
6 Dahl A.-S. NORDEFCO and NATO: "Smart Defence" in the North? // NATO Defense College. Rome: Research Division. Research Paper. 2014. № 101. P. 9-10.
Рубеж 2014 года: сохранение нейтралитета
Украинский кризис 2014 г. не привёл к каким-либо структурным изменениям политико-правовых основ и механизмов обеспечения безопасности Финляндии и Швеции. В рамках ЕС они поддержали основные решения, включая санкцион-ные меры в отношении России и курс на формирование Оборонного союза. Но в НОРДЕФКО развернулись дискуссии о том, каким образом страны-участницы с их несовпадающим членством в евро-атлантических организациях могут проводить согласованную политику и планировать оборонные программы. В 2015 г. шведским председательством в НОРДЭФКО были одобрены шаги, направленные на обеспечение «беспрецедентного уровня» оборонного сотрудничества в качестве «прямого ответа на агрессивные действия России» [7]. «Расширенное партнёрство» обрело дополнительную динамику после 2016 г., когда на Варшавском саммите НАТО были приняты стратегические решения относительно усиления потенциала сдерживания России, а также первая Декларация о стратегическом партнёрстве ЕС - НАТО.
Финляндия и Швеция существенно активизировали совместные учения и другие формы углублённого сотрудничества с НАТО начиная с 2014 г., хотя и не рассматривали вступление в альянс. «Инициатива по оперативной совместимости партнёрства» (The Partnership Interoperability Initiative - PII), принятая на саммите НАТО в Уэльсе,
предоставила Финляндии и Швеции статус «партнёров с расширенными возможностями» (Enhanced Opportunities Partners - EOP).
Это открыло перспективу выхода на новое качество взаимодействия по всему спектру военной активности (за исключением мероприятий по ст. 5 Вашингтонского договора). Были созданы новые каналы для участия Финляндии и Швеции в оперативных действиях НАТО, прежде ограниченные как их национальным законодательством, так и регламентами альянса, особенно в том, что касается обеспечения защиты секретной информации и обмена данными. Новый статус позволял:
- на плановой основе выводить обе страны на максимально возможный уровень оперативной совместимости с НАТО, ряд учений был возможен только для партнёров EOP;
- осуществлять углублённый и быстрый обмен разведданными;
- отрабатывать механизмы более тесного сотрудничества во время кризисов.
Финляндия и Швеция были подключены к системе регулярных политических консультаций по вопросам безопасности, включая участие во встречах министров иностранных дел и обороны НАТО.
Таким образом, и Финляндия, и Швеция довольно быстро встроились в систему военно-политического планирования и оперативной активности НАТО, что позволяло им идти по пути интеграции без член-
7 Nordic ministers respond to Russian 'aggression' // The Local. 2015. 10 April // URL: http:// www.thelocal.se/ 20150410/defence-ministers-respond-to-Russian-aggression
ства, сохраняя нейтральный статус и национальный суверенитет в сфере безопасности и обороны.
По мнению многих экспертов, обе страны фактически, хоть и не де-юре уже были частью НАТО, участвуют в её операциях и масштабных учениях.
Норвегия раз в два года (с 2006 г.) организует крупнейшие северные учения «Холодный ответ» (Cold Response) c участием большинства стран НАТО и её партнёров - Финляндии и Швеции. Масштабы «Холодного ответа», на которых отрабатываются действия военнослужащих всех родов войск и спецназа, постоянно расширяются.
В 2006-2010 гг. в них участвовали 7-10 тыс. чел., а в марте-апреле 2022 г. - около 30 тыс. из 27 стран, которые отрабатывали способность действовать совместно при любых оперативных сценариях [8].
Это показывает, насколько НАТО заинтересована в укреплении северного фланга, в том числе в рамках наращивания передового присутствия на границах с Россией, обеспечения мобильности и потенциала развёртывания. Программа военной мобильности Европейского союза в рамках проектного пакета PESCO*, согласованная с НАТО, тоже стала значимым направлением участия Финляндии и Швеции в оборонном планировании альянса на восточном фланге.
В то же время формула оборонной «интеграции без членства» по-
требовала от нейтральных стран после 2014 г. более ясной оценки в политической перспективе. По заказу МИД Финляндии в 2016 г. впервые был подготовлен экспертный доклад по оценке возможностей и последствий членства Финляндии в НАТО. Перед авторами была поставлена цель представить объективную картину последствий эвентуального членства Финляндии в НАТО, включая аналогичную перспективу для Швеции, а также возможную реакцию России [9].
Главный вывод заключается в том, что Финляндия и Швеция, независимо от того, входят они в НАТО или нет, должны «держаться вместе» в контексте их отношений с альянсом. Группа экспертов «считает само собой разумеющимся, что в случае серьёзного кризиса или военного конфликта Финляндия и Швеция будут в него вовлечены». Эксперты провели анализ четырёх альтернативных сценариев:
- Финляндия и Швеция остаются нейтральными;
- только Финляндия вступает в НАТО;
- только Швеция вступает в НАТО;
- обе страны присоединяются к альянсу.
Однако в отчёте подробно рассматривались только три последних сценария, что косвенно задавало рамки и направление будущего по-
8 Cold Response 2022 // Forsvaret. 1. April 2022 // URL: https://www.forsvaret.no/en/ exercises-and-operations/exercises/cr22
9 Bergquist M, Heisbourg F., Nyberg R., TiilikainenT. Arvio suomen mahdollisen. nato-jäsenyyden. vaikutuksista, 2016 // URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/79159/ IP1601374_UM_Nato-arvioFI_1337Lpdf?sequence=1&isAllowed=
* PESCO - Permanent Structured Cooperation - программа государств - членов ЕС, направленная на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности.
литического обсуждения. При этом предполагалось, что в любом случае какие-либо принципиальные изменения в политике Швеции и Финляндии вряд ли возможны до всеобщих выборов там, соответственно в 2018 и 2019 гг.
В результате в этот период был подтверждён подход, учитывающий несовпадающее членство северных стран в организациях по безопасности и сохранение Финляндией и Швецией внеблокового статуса. Он был отражён, в частности, в Политическом руководстве министерской встречи НОРДЕФКО (ноябрь 2018 г.) «Перспективное видение северного оборонного сотрудничества-2025», в котором организация рассматривалась как «дополнение» и «добавленная стоимость» сотрудничества в широком международном контексте безопасности - ООН, НАТО и ЕС [10].
Шведский министр обороны П. Хультквист, занимающий этот пост и теперь, призывал укреплять Северное оборонное сотрудничество в ответ на наращивание Россией «вооружений вокруг Скандинавии на фоне растущих сомнений в том, что США вообще интересует происходящее в Европе» [11].
По его словам, «Россия сейчас проводит новую политику, в рамках которой дала понять, что "оцепила" территории Балтийского моря, тесно связанные со Швецией и побережьем Норвегии, как зону своего влияния». «Мы видим, - заявлял Хультквист, -что Россия действует всё более активно: поблизости от нас в Северной Атлантике проводит масштабные
учения, возрождает старые советские базы в Арктике и Мурманской области. Россия последовательно увеличивает свой военный потенциал в течение уже довольно длительного периода. Также она продемонстрировала, что готова его применять».
Несмотря на это, присоединение Швеции и Финляндии к НАТО не рассматривалось в качестве ответа на «российскую угрозу». Хультквист подтверждал, что для укрепления обороноспособности в этих условиях необходимо «во-первых, .. .повысить порог возникновения потенциального конфликта. Во-вторых, в случае кризиса мы должны обеспечить себе возможность действовать сообща. Существуют скандинавская и европейская декларации о солидарности» [11].
Сохранение и укрепление статуса неприсоединения последовательно отстаивали ведущие шведские партии, включая крупнейшую по численности Социал-демократическую рабочую партию. Хотя перспективу вступления в НАТО поддерживала значительная часть электората, это до сих пор являлось своеобразной оборотной стороной политической традиции, и до последнего времени доля шведов «за НАТО» оставалась относительно стабильной - до трети. Этого явно недостаточно для того, чтобы мотивировать политический класс и руководство страны кардинально пересмотреть свои стратегические приоритеты. Как и для НАТО, где неписаным правилом оценки страны-кандидата является поддержка её вступления электоральным большинством, желательно подавляющим.
10 Nordic Defence Cooperation Vision 2025. NORDEFCO. 2018 // URL: https://www.nordefco. org/Files/nordefco-vision-2025-signed.pdf
11 Хультквист о российской угрозе: мы должны двигать наши позиции вперёд // Dagens Nyheter. Швеция // ИноСМИ. 2019. 15 января // URL: https://inosmi.ru/20220419/ rossiyane-253855041.html
В Финляндии потенциальная поддержка вступления в НАТО хоть и возрастала после 2014 г., но была явно ниже шведской и не достигала критериев «достаточности». К январю 2022 г. она увеличилась
с 20 до 28-30%, по неофициальным оценкам, а число противников составляло около 50%. Поэтому опция «Финляндия в НАТО», рассматривалась в стране как маловероятная [12].
Разворот к «открытым дверям» НАТО
Ситуация кардинально изменилась в конце февраля после признания Россией ДНР и ЛНР и начала спецоперации на Украине. На Западе видят именно эту причину, поскольку, как утверждается, не было других событий, которые бы так кардинально изменили общественное мнение и политическое мышление.
Уже 28 февраля, через четыре дня после начала спецоперации, в Финляндии был преодолён психологический барьер: «за НАТО» высказались более половины респондентов.
По опросам 30 марта, 61% - за, 16% - против и 23% не определились.
Более того, как отмечают наблюдатели, «если бы Саули Ниинистё, популярный президент Финляндии, официально одобрил его (вступление в НАТО. - Авт.), поддержка ещё больше возросла бы» [13].
Это большинство включало сторонников всех партий, кроме Левого альянса, который теперь тоже не исключает изменения своей позиции
при рассмотрении вопроса в парламенте.
В Швеции главная правящая партия, социал-демократы, последовательно стояла на позициях неприсоединения, несмотря на то что с декабря 2020 г. в стране фактически сложилось парламентское большинство в поддержку членства в НАТО. 8 марта 2022 г. премьер-министр Магдалена Андерссон заявила, что заявка на членство «дестабилизирует текущую ситуацию с безопасностью в Европе».
Опрос, проведённый 1 апреля, тоже впервые показал, что большинство населения (51%) выступает за НАТО, по сравнению с 42% в январе; оппозиция упала с 37 до 27% [14].
Для шведских политиков это стало серьёзным вызовом в преддверии всеобщих выборов в сентябре 2022 г. Их выбор во многом зависел от того, какую позицию займёт Финляндия. Но решение обеих стран в любом случае принималось с учётом настойчивой демонстрации НАТО «открытых дверей» для своих ближай-
12 Lehto E., Kauranen A. Finland's PM says NATO membership is «very unlikely» in her current term // Reuters. 2022. January 19 // URL: https://www.reuters.com/world/europe/finlands-pm-says-nato-membership-is-very-unlikely-her-watch-2022-01-19/
13 Finland is hurtling towards NATO membership // The Economist. April 16th 2022 // URL: https://www.economist.com/europe/finland-is-hurtling-towards-nato-membership/21808705
14 Плевако Н. С. Шведский и финский нейтралитет. В прошлом? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 2.
ших партнёров в ситуации, по словам Й. Столтенберга, «новой нормы» европейской безопасности, которая определяет стратегическую перспективу и требует солидарной реакции трансатлантического сообщества.
Публично в НАТО, конечно, не могли признать, какое «стратегическое решение» ожидают от Финляндии и Швеции. Й. Столтенберг настойчиво подчёркивал, что НАТО не стремится к расширению и будет уважать любой выбор своих партнёров. Вместе с тем такие политико-дипломатические клише, выработанные и апробированные на предыдущих этапах расширения, не могут скрыть очевидную заинтересованность НАТО. В альянсе дали ясно понять, что в случае «правильного» решения Финляндия и Швеция могут рассчитывать на его быстрое процедурное оформление и защиту будущих союзников от неизбежных вызовов и рисков переходного периода.
Проблема несовпадающего членства в НАТО и ЕС всегда была осложняющим фактором, особенно в случае институционально неоднородной Скандинавии и необходимости учёта политики финского и шведского нейтралитета. Присоединение Финляндии и Швеции к НАТО позволило бы альянсу, да и Евро-Атлантике в целом решить целый комплекс проблем. НАТО стремится консолидировать широкую коалицию для сдерживания России, и включение в альянс Финляндии и Швеции даёт возможность укрепить передовую линию. В НАТО уже приняты реше-
ния по продвижению передовой обороны и многонациональных сил на юго-восточный фланг - до Чёрного моря, и теперь возможно замкнуть систему коллективной обороны по всему периметру, на севере.
Северный фланг имеет особое значение для НАТО с точки зрения формирования системного сдерживания России и планирования операций по смыслу ст. 5, в том числе и с точки зрения задач по укреплению потенциала сдерживания НАТО в Северном и Балтийском регионах. Уже в 2016 г. западные эксперты отмечали, что «с точки зрения НАТО, совместное вступление Финляндии и Швеции (или даже одной Швеции) было бы удобно. Транзит через Швецию позволит обойти проблемы, связанные с ограничением и воспрещением доступа и манёвра (Л2ЛО), создаваемые российским анклавом в Калининграде» [15].
Главный стратегический аргумент НАТО состоит в том, что в условиях нарастающего конфликта и напряжённости повышаются риски для Финляндии и Швеции. Оставаясь вне НАТО, они стали бы серой зоной в ситуации как дестабилизации в Северобалтийском регионе, так и при сценарии конфликта Россия - НАТО. Нейтральный статус не позволяет полностью включить Финляндию и Швецию в систему взаимных гарантий по ст. 5, тогда как вступление в НАТО, напротив, усилило бы коллективную оборону и безопасность.
Список заинтересованностей НАТО, геополитических, стратегиче-
15 Smur T. Russian Anti-Access Area Denial (A2AD) capabilities - implications for NATO // Fundacja im. Kazimierza Pulaskiego. 27 November 2016 // URL: https://pulaski.pl/en/russian-anti-access-area-denial-a2ad-capabilities-implications-for-nato/
ских и военных, в присоединении Финляндии и Швеции гораздо шире, особенно в преддверии принятия новой стратегической концепции альянса на Мадридском саммите 29-30 июня 2022 г. и выполнения принятой в 2021 г. Платформы НАТО-2030. С позиций НАТО вполне рационально и обоснованно воспользоваться моментом, когда сдвиг в общественном мнении Финляндии и Швеции впервые раскрыл реальную возможность их вступления. К тому же, очевидно, делается расчёт на то, что для них относительно снижаются риски гипотетических военно-технических ответов со стороны России, сосредоточенной на проведении операции на Украине.
Альянс, как предполагается, может использовать ускоренную процедуру вступления, по которой обя-
зательства по ст. 5 объявляются действующими ещё до того, как Финляндия и (или) Швеция станут полноправными членами. При этом используются и другие «страховочные» механизмы.
Британский премьер-министр Б. Джонсон 11 мая 2022 г. подписал со Швецией и Финляндией соглашения о взаимных гарантиях безопасности [16]. Это важно для них в период до одобрения заявок всеми лидерами стран НАТО, особенно учитывая заявления Р. Эрдогана о том, что он может наложить вето на решение Совета НАТО в связи с проблемными аспектами отношений со странами-кандидатами (прежде всего связанных с обвинением их в поддержке курдских формирований, признанных в Турции террористическими).
Заявка «нейтралов» на членство стала для НАТО бесценной для подтверждения своей роли и трансатлантической солидарности, а главное - она позволяет теперь избежать существенных неопределённостей в стратегическом и оперативном планировании в рамках интегрированной военной структуры НАТО.
Крайне важными в этом отношении являются вопросы ядерного планирования как с точки зрения распространения гарантий на потенциальных членов, так и с точки зрения их участия в коллективной активности НАТО.
Заявления Финляндии и Швеции о том, что они не будут размещать ядерное оружие на своей территории, принципиально ничего не меняют. Их вооружённые силы могут и будут рассматриваться в НАТО в контексте ядерного планирования даже без ядерных вооружений на их территории.
Достаточно сказать, что Финляндия закупает в США новые истребители-бомбардировщики F-35, которые могут нести ядерные вооружения.
Вполне вероятно, встанет вопрос и о создании на этой территории новых элементов ПРО, включая ракетные системы, способные нести ядерные боезаряды.
16 Prime Minister signs new assurances to bolster European security: 11 May 2022 // Prime Minister's Office // URL: https://www.gov.uk/government/news/prime-minister-signs-new-assurances-to-bolster-european-security-11-may-2022
Нужно учитывать и то, что в новой стратегической концепции НАТО акцент на операции по ст. 5, очевидно, будет усилен и это потребует соответствующих существенных корректив в военном планировании и активности Финляндии и Швеции в случае их вступления.
Как часть «коллективной обороны» и ядерных гарантий НАТО они станут, в свою очередь, объектом соответствующего планирования со стороны России.
Библиография • References
Плевако Н. С. Шведский и финский нейтралитет. В прошлом? // Научно-
аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 2. C. 24-31. [Plevako N. S. SHvedskij i finskij nejtralitet. V proshlom? // Nauchno-analiticheskij
vestnik Instituta Evropy RAN. 2022. № 2. S. 24-31] Хультквист о российской угрозе: мы должны двигать наши позиции вперёд // Dagens Nyheter. Швеция // ИноСМИ. 2019. 15 января // URL: https://inosmi. ru/20220419/rossiyane-253855041.html [Hul'tkvist o rossijskoj ugroze: my dolzhny dvigat' nashi pozicii vperyod // Dagens Nyheter. SHveciya // InoSMI. 2019. 15 yanvarya // URL: https://inosmi. ru/20220419/rossiyane-253855041.html] Шведский генерал: «Против России мы не продержимся и нескольких дней» // Комсомольская правда. 2013. 5 февраля // URL: https://www.kp.ru/ daily/26026/2945488/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D [SHvedskij general: «Protiv Rossii my ne proderzhimsya i neskol'kih dnej» // Komsomol'skaya pravda. 2013. 5 fevralya // URL: https://www.kp.ru/ daily/26026/2945488/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D] Bergquist M., Heisbourg F, Nyberg R, Tiilikainen T. Arvio suomen mahdollisen. nato-jasenyyden.vaikutuksista, 2016 // URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/ bitstream/handle/10024/79159/IP1601374_UM_Nato-arvioFI_13371. pdf?sequence=1&isAllowed= Cold Response 2022 // Forsvaret. 1. April 2022 // URL: https://www.forsvaret.no/
en/exercises-and-operations/exercises/cr22 Dahl A.-S. NORDEFCO and NATO: "Smart Defence" in the North? // NATO Defense
College. Rome: Research Division. Research Paper. 2014. № 101. - 12 р. Finland is hurtling towards NATO membership // The Economist. April 16th 2022 // URL: https://www.economist.com/europe/finland-is-hurtling-towards-nato-membership/21808705 Finland's PM says NATO membership is «very unlikely» in her current term // Reuters. January 20, 2022 // URL: https://www.reuters.com/world/europe/finlands-pm-says-nato-membership-is-very-unlikely-her-watch-2022-01-19/ Lehto E., Kauranen A. Finland's PM says NATO membership is «very unlikely» in her current term // Reuters. 2022. January 19 // URL: https://www.reuters.com/ world/europe/finlands-pm-says-nato-membership-is-very-unlikely-her-watch-2022-01-19/
Nordic Defence Cooperation Vision 2025. NORDEFCO. 2018 // URL: https://www. nordefco.org/Files/nordefco-vision-2025-signed.pdf
Nordic ministers respond to Russian 'aggression' // The Local. 2015. 10 April // URL: http://www.thelocal.se/ 20150410/defence-ministers-respond-to-Russian-aggression
Prime Minister signs new assurances to bolster European security: 11 May 2022 // Prime Minister's Office // URL: https://www.gov.uk/government/news/prime-minister-signs-new-assurances-to-bolster-european-security-11-may-2022 Readout of President Biden's Call with President Sauli Niinisto of Finland // The White House. Statements And Releases. January 18, 2022 // URL: https://www. whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/01/18/readout-of-president-bidens-call-with-president-sauli-niinisto-of-finland/ Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg with Klaus Korhonen (ambassador of Finland accredited to NATO) and Axel Wernhoff (ambassador of Sweden accredited to NATO). 18 May. 2022 // URL: https://www.nato.int/cps/ en/natohq/opinions_195472.htm Smur T. Russian Anti-Access Area Denial (A2AD) capabilities - implications for NATO // Fundacja im. Kazimierza Pulaskiego. 27 November 2016 // URL: https:// pulaski.pl/en/russian-anti-access-area-denial-a2ad-capabilities-implications-for-nato/
UK pledges to back Sweden and Finland against Russian threats // The Guardian. May 11, 2022 // URL: https://www.theguardian.com/politics/2022/may/11/ uk-pledges-to-back-sweden-and-finland-against-russian-threats-nato
Статья поступила в редакцию 24 мая 2022 г.