Научная статья на тему 'Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России'

Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Балтийский регион / Россия / ЕС / НАТО / Арктика / Baltic Sea Region / Russia / EU / NATO / Arctic

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жильцов Сергей Сергеевич

Статья посвящена исследованию геополитической ситуации в Балтийском регионе, который представляет для России ключевое значение. Изменение расстановки сил в регионе происходило под влиянием НАТО. В последнее десятилетие Альянс стремился расширить свое присутствие на Балтике за счет вхождения в него новых членов. Усилия НАТО были направлены на привлечение в свои ряды Финляндии и Швеции. В статье исследуется внешнеполитические подходы данных государств в отношении Альянса, проанализирована эволюция их внешней политики на Балтике. Несмотря на формально провозглашенный нейтралитет, в последние десятилетия эти государства установили тесные военно-политические отношения с НАТО. Финляндия и Швеция принимали активное участие в различных мероприятиях Альянса. После начала Россией специальной военной операции в феврале 2022 года позиции Швеции и Финляндии претерпели серьезные изменения. Эти страны стали проводить курс на вхождение в Альянс, который приветствовал подобные шаги. В результате, Финляндия и Швеция в сжатые сроки получили одобрение всех членов НАТО, которое пополнилось еще двумя членами. Расширение числа балтийских государств, которые являются членами НАТО, изменило геополитическую ситуацию в Балтийском регионе. Хрупкий баланс сил оказался нарушен. Россия столкнулась с усилением геополитических и военных позиций НАТО в Балтийском регионе. В статье делается вывод, что новая расстановка сил будет вынуждать Россию предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не допустить превращения Балтийского моря во внутренний водоем «Альянса». В числе первоочередных мер российской политики могут стать шаги, направленные на усиление военной составляющей на Балтике. Кроме того, российская сторона должна учитывать попытки НАТО ограничить возможности России на Балтике, ограничения судоходства и поставок товаров. Наконец, расширение числа членов НАТО ставит перед российской политикой задачу усиления своего присутствия на арктическом направлении с целью защиты своих интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Geopolitical situation in the Baltic region: new balance of power and challenges for Russia

The article deals with the geopolitical situation in the Baltic region, which is of a key importance for Russia. The change in the balance of power in the region has been influenced by NATO. In the last decade, the Alliance has sought to expand its presence in the Baltic through the entry of new members. NATO's efforts were aimed at attracting Finland and Sweden. The article examines the foreign policy approaches of these states towards the Alliance and analyzes the evolution of their foreign policy in the Baltic. Despite their formally proclaimed neutrality, in recent decades these states have established close military and political relations with NATO. Finland and Sweden have actively participated in various activities of the Alliance. After Russia launched a special military operation in February 2022, the positions of Sweden and Finland underwent serious changes. These countries began to pursue a course of joining the Alliance. As a result, Finland and Sweden received the approval of all NATO members in a short period of time and NATO joined two more members. The enlargement changed the geopolitical situation in the Baltic region. The fragile balance of power was disturbed. Russia has faced the strengthening of NATO's geopolitical and military positions in the Baltic region. The article concludes that the new balance of power will force Russia to take steps to prevent the Baltic Sea from becoming an inland body of water for the Alliance. Among the priority measures of Russian policy may be steps aimed at strengthening the military component in the Baltic. In addition, the Russian side should take into account NATO's attempts to limit Russia's capabilities in the Baltic, restricting shipping and the supply of goods. Finally, the expanding number of NATO members challenges Russian policy to strengthen its presence in the Arctic in order to protect its interests.

Текст научной работы на тему «Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ:

БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ

THEMATIC DOSSIER:

THE BALTIC REGION IN WORLD POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS

Научная статья / Research article

Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России

С. С. Жильцов

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627; e-mail: [email protected]

Аннотация. статья посвящена исследованию геополитической ситуации в Балтийском регионе, который представляет для России ключевое значение. Изменение расстановки сил в регионе происходило под влиянием НАТО. В последнее десятилетие Альянс стремился расширить свое присутствие на Балтике за счет вхождения в него новых членов. Усилия НАТО были направлены на привлечение в свои ряды Финляндии и Швеции. В статье исследуется внешнеполитические подходы данных государств в отношении Альянса, проанализирована эволюция их внешней политики на Балтике. Несмотря на формально провозглашенный нейтралитет, в последние десятилетия эти государства установили тесные военно-политические отношения с НАТО. Финляндия и Швеция принимали активное участие в различных мероприятиях Альянса. После начала Россией специальной военной операции в феврале 2022 года позиции Швеции и Финляндии претерпели серьезные изменения. Эти страны стали проводить курс на вхождение в Альянс, который приветствовал подобные шаги. В результате, Финляндия и Швеция в сжатые сроки получили одобрение всех членов НАТО, которое пополнилось еще двумя членами. Расширение числа балтийских государств, которые являются членами НАТО, изменило геополитическую ситуацию в Балтийском регионе. Хрупкий баланс сил оказался нарушен. Россия столкнулась с усилением геополитических и военных позиций НАТО в Балтийском регионе. В статье делается вывод, что новая расстановка сил будет вынуждать Россию предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не допустить превращения Балтийского моря во внутренний водоем «Альянса». В числе первоочередных мер российской политики могут стать шаги, направленные на усиление военной составляющей на Балтике. Кроме того, российская сторона должна учитывать попытки НАТО ограничить возможности России на Балтике, ограничения судоходства и поставок товаров. Наконец, расширение числа членов НАТО ставит перед российской политикой задачу усиления своего присутствия на арктическом направлении с целью защиты своих интересов.

Ключевые слова: Балтийский регион, Россия, ЕС, НАТО, Арктика

Для цитирования: Жильцов С. С. Геополитическая ситуация в Балтийском регионе: новая расстановка сил и вызовы для России // Постсоветские исследования. 2024; 4(7):348-355.

The Geopolitical situation in the Baltic region: new balance of power and challenges for Russia

Sergey S. Zhiltsov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4898-2627; e-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the geopolitical situation in the Baltic region, which is of a key importance for Russia. The change in the balance of power in the region has been influenced by NATO. In the last decade, the Alliance has sought to expand its presence in the Baltic through the entry of new members. NATO's efforts were aimed at attracting Finland and Sweden. The article examines the foreign policy approaches of these states towards the Alliance and analyzes the evolution of their foreign policy in the Baltic. Despite their formally proclaimed neutrality, in recent decades these states have established close military and political relations with NATO. Finland and Sweden have actively participated in various activities of the Alliance. After Russia launched a special military operation in February 2022, the positions of Sweden and Finland underwent serious changes. These countries began to pursue a course of joining the Alliance. As a result, Finland and Sweden received the approval of all NATO members in a short period of time and NATO joined two more members. The enlargement changed the geopolitical situation in the Baltic region. The fragile balance of power was disturbed. Russia has faced the strengthening of NATO's geopolitical and military positions in the Baltic region. The article concludes that the new balance of power will force Russia to take steps to prevent the Baltic Sea from becoming an inland body of water for the Alliance. Among the priority measures of Russian policy may be steps aimed at strengthening the military component in the Baltic. In addition, the Russian side should take into account NATO's attempts to limit Russia's capabilities in the Baltic, restricting shipping and the supply of goods. Finally, the expanding number of NATO members challenges Russian policy to strengthen its presence in the Arctic in order to protect its interests.

Keywords: Baltic Sea Region, Russia, EU, NATO, Arctic.

For citation: Sergey S. Zhiltsov. The Geopolitical situation in the Baltic region: new balance of power and challenges for Russia // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 4(7):348-355. (In Russ.)

В период СССР ситуация на Балтике отличалась сохранением баланса сил. СССР имел сильные позиции на Балтийском море, которые уравновешивались странами, входящими в НАТО. Швеция и Финляндия, хотя и имели контакты с Альянсом, в целом проводили политику нейтралитета.

После распада Советского Союза число независимых государств, которые выходят непосредственно на берега Балтийского моря, возросло. На Балтику стали выходить следующие государства: Россия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Финляндия, Швеция, Дания и Германия.

В 1990-х гг. геополитическая ситуация в Балтийском регионе постепенно стала меняться под влиянием

внешнеполитического курса новых государств, чьи берега омывают воды Балтийского моря. После распада СССР прибалтийские государства - Латвия, Литва и Эстония взяли курс на расширение сотрудничества с западными государствами. Своей целью они провозгласили вступление в ЕС и НАТО. В свою очередь, Альянс и США, в частности, поддерживали

устремления прибалтийских государств, рассматривая их вхождение в состав НАТО в качестве важного шага, направленного на укрепление своих позиций на Балтике.

Соответственно, геополитическая

ситуация в Балтийском регионе обострялась по мере усилий, направленных на расширение НАТО. Внешнеполитический курс Эстонии, Латвии и Литвы привел к тому, что в 2004 г. прибалтийские государства стали членами НАТО и в том же году вступили в ЕС. Пополнение Альянса тремя новыми членами изменило расстановку сил в Балтийском регионе.

Вступление прибалтийских государств в Альянс привело к приближению военной инфраструктуры НАТО к границам России. Это предполагало увеличение контингента военных сил, модернизацию и создание новой инфраструктуры. Происходило увеличение численности контингентов военных сил других государств около границ России. Главной проблемой являлись планы НАТО, направленные на дальнейшее расширения своего влияния.

Политика НАТО и ЕС была направлена на превращение Балтийского моря во внутреннее море Альянса и европейских государств. «Балтийское море все больше превращалось во внутреннее море НАТО. Формально Швеция и Финляндия придерживались политики

неприсоединения, воздерживаясь от вступления в альянс, но постепенно углубляли сотрудничество с НАТО, проводя совместные учения и миротворческие операции» [Волкоморова 2023: 63-73].

Для реализации подобных замыслов предполагалось ограничить влияние России, с перспективой полного ее вытеснения с Балтики. Однако подобные планы сдерживала позиция Швеции и Финляндии, которые формально проводили нейтральную политику. Хотя в действительности Стокгольм и Хельсинки активно сотрудничали с НАТО, участвуя во многих мероприятиях, которые организовывал Альянс.

Политические контакты этих стран дополнялись участием в военных учениях Альянса, на которых отрабатывались различные механизмы взаимодействия. Еще в 1994 г. Швеция и Финляндия приняли участие в программе НАТО «Партнерство ради мира», которая предусматривала «военное сотрудничество и повышение оперативной совместимости между своими вооруженными силами и силами альянса» [Воронов 2018: 84].

Начало конфронтации.

Обострение отношений России с Западом, в том числе и на Балтике, началось после событий на Украине в феврале 2014 года и вхождения Крыма в состав России. После этого западные страны кардинально изменили внешнюю политику в отношении России, вводя против российской экономики санкции.

На Балтике ситуация также стала меняться, поскольку Финляндия и Швеция усилили взаимодействие с НАТО. Например, финская сторона проводила активный курс по налаживанию взаимодействия с НАТО. В период 2014-2016 гг. Финляндия поддержала идею подписания Меморандума о принимающей стороне НАТО. Помимо этого, Финляндия принимала активное участие в

различных мероприятиях, организуемых Альянсом. Прежде всего, взаимодействие отрабатывалось в рамках многочисленных совместных учений, от которых Финляндия не отказывалась. Подобный подход Хельсинки создавал основание, как минимум, для сохранения высокого уровня военно-политических контактов Финляндии с НАТО, а как максимум, для вступления в Альянс. При формально нейтральном курсе Финляндии вступление страны в Альянс казалось малореальным. Тем не менее, высокий уровень взаимодействия создавал условия для изменения геополитической ситуации на Балтике, провоцировал ухудшение отношений с Россией.

Развитие контактов Финляндии с НАТО происходило на фоне тесных торгово-экономических отношений с Россией. Сложившиеся экономические отношения дополнялись активной экономической деятельностью бизнеса из Финляндии в России. Финские компании действовали во многих секторах российской экономики. Российские граждане покупали в значительных объемах недвижимость в Финляндии, оказывая серьезное влияние на туристическую отрасль.

Достаточно успешно балтийские страны участвовали в развитии энергетического сотрудничества с Россией. Российские углеводородные ресурсы поставлялись на протяжении нескольких десятилетий в страны Европы. В 2011 г. через Балтийское море был проложен газопровод «Северный поток», который расширил энергетическое сотрудничество Германии и России [Ковалёв, Балашов 2018: 1151-1165]. В следующем году была введена в строй вторая «нитка» газопровода. В итоге, мощность газотранспортной системы возросла до 55 млрд. м3 газа в год. Дальнейшее сотрудничество в энергетической сфере привело к появлению и последующей реализации проекта газопровода «Северный поток-2». Однако в октябре 2022 г. против трубопровода была совершена диверсия, которая вывела трубопровод из строя [Жильцов 2023: 318-336].

Геополитическое обострение ситуации на Балтике началось еще задолго до обострения отношений России с Западом.

Последовательный курс НАТО на расширение своего присутствия в странах-членах Альянса провоцировал обострение ситуации на Балтии. Например, в 2016 г. на саммите НАТО было принято решение о размещении 4 дополнительных батальонов Альянса в прибалтийских государствах и Польше. Обоснованием такого шага стала «российская угроза». В этом и других случаях, так называемый «российский фактор», служил обоснованием для расширения деятельности Альянса.

Финляндия и Швеция

разворачиваются в сторону НАТО.

Переломным моментом в политике Швеции и Финляндии стал февраль 2022 гог.да, когда Россия начала проведение специальной военной операции (СВО). Это дало формальные основания для Финляндии и Швеции заявить об изменении их внешнеполитического курса. Два государства сделали резкий поворот в своей внешней политике.

Внешнеполитический разворот

сопровождался усилением информационно-политической активности НАТО в регионе и продвижением евроатлантической повестки со стороны стран-кандидатов. Использовался широкий спектр тезисов, объясняющих населению Швеции и Финляндии необходимость вступления в Альянс.

В мае 2022 г. эти страны подали заявки на вступление в НАТО. Тем самым, эти страны сделали шаг в сторону отказа от нейтралитета, которого придерживались длительное время. Обоснование подобного шага стало начало Россией специальной военной операции. Балтийские государства расценили это в качестве угрозы. Начатые переговоры проходили достаточно быстро, поскольку в НАТО были заинтересованы в положительном решении данного вопроса.

До подачи заявки на принятие в Альянс Швеция и Финляндия на протяжении последнего десятилетия активно развивали отношения с НАТО, хотя на территории данных государств не создавалась военная инфраструктура. Тем не менее, эти государства активно участвовали в мероприятиях, направленных на развитие военного взаимодействия в рамках Северной Европы и с НАТО. Так «можно отметить участие Швеции и Финляндии в NORDEFCO (Nordic Defense Cooperation) - региональном военном объединении стран Севера Европы, предполагающем сотрудничество в технической, информационной и других значимых для вооружённых сил сферах»1. Участниками этого формата являются Дания, Исландия и Норвегия, которая «не только является одним из государств-учредителей НАТО, но и предоставляет военную инфраструктуру для размещения на своей территории флотских и авиационных соединений вооружённых сил США»2. В свою очередь, Альянс поддержал данные усилия, усматривая в политике Швеции и Финляндии новые, перспективные возможности по укреплению своего влияния в Балтийском регионе. В мае 2022 г. министр иностранных дел Латвии Э. Ринкевич заявил, что «Балтийское море становится морем НАТО». Представитель прибалтийской страны таким образом прокомментировал намерение Швеции и Финляндии присоединиться к НАТО3.

В стратегической концепции НАТО, принятой на Мадридском саммите в середине 2022 г., отмечалось, что «Российская Федерация является основной угрозой для Альянса»4. Более того, подчеркивалось, что Россия имеет возможности

«противодействовать морским перевозкам стран НАТО в высоких широтах, доставке союзных подкреплений и нарушению

1 Майоров М., Набиев Х., Попов Д. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО: арктический аспект. 11.07.2023. https://globalaffairs.ru/articles/shvecziva-finlvandiva-nato/?vscHd=lvz4zl3oe184297042 (дата обращения: 26.04.2024)

2 Там же.

3 В Латвии Балтику назвали морем НАТО. 2022. 13

мая. https ://www.trud. ru/article/13-05-

2022/1415879 v latvii baltiku nazvali morem nato.ht ml?vsclid=lvz6whqk1M4680477 (дата обращения: 26.04.2024)

4 Саммит НАТО в Мадриде: итоги // Катехон. URL: https://katehon.com/ru/article/sammit-nato-v-madrideitogi (дата обращения: 24.04.2024).

свободы навигации в регионе. Эта способность России рассматривается альянсом как стратегический вызов, требующий соразмерного ответа»1.

Администрация США поддержала решение Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО в числе первых2. Процесс вступления этих стран в НАТО совпал с изменениями в Арктической стратегии США, которая теперь направлена на создание необходимых условий для «нарастающего соперничества» с Россией и Китаем в Арктике3. Во внешней и оборонной политике США арктическое направление становится отдельным элементом внешней политики, что свидетельствует о повышенном внимании к этому региону. По мнению Вашингтона, вступление Швеции и Финляндии в НАТО «укрепляет единство» в регионе. Неотъемлемой целью США является сдерживание России в любом аспекте её внешнеполитической

деятельности, в том числе во всём, что касается присутствия в Арктике.

Балтийский регион: новые

геополитические условия.

В результате скоординированных и целенаправленных усилий в апреле 2023 г. Финляндия стала членом Альянса. В марте 2024 г. членом НАТО стала Швеция.

Вступление этих государств в НАТО привело к кардинальным изменениям в расстановке сил на Балтике. Прежде всего, на берега Балтики стали выходить 8 государств, которые являлись членами НАТО. При такой ситуации на Балтике в географическом плане члены НАТО стали доминировать на Балтийском море. На доминирование в регионе и были направлены усилия Альянса, который буквально втащил Швецию и Финляндию в свои ряды. «Основная цель вступления Швеции и Финляндии в НАТО -

1 NATO 2022 STRATEGIC CONCEPT. URL: https://www.nato.int/nato static fl2014/assets/pdf/202 2/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (дата обращения: 24.04.2024).

2 U.S. will 'strongly support' NATO bids of Sweden and Finland, Blinken says // The Washington Post. 28.04.2022. URL:

https://www.washingtonpost.com/world/2022/04/28/nato -finland-sweden-blinken/ (дата обращения: 27.04.2024)

3 National Strategy for the Arctic Region 2022. // The

White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-

изменение баланса сил в Балтийском регионе в пользу альянса для «защиты от России» [Синяева 2023:132-135].

Вступление в НАТО подвело черту под длительным периодом условного

суверенитета Швеции и Финляндии. Их политические и экономические контакты приближали эти страны к Альянсу, который получил новые возможности для продвижения своего внешнеполитического курса в Арктике и в Балтийском регионе. Баланс сил оказался нарушен, что повысило неустойчивость хрупкого равновесия, которое сложилось в регионе после расширения Альянса в 2004 г. События 2022 г. были использованы НАТО и странами Северной Европы для сближения.

Фактически сразу после вступления Швеции и Финляндии в НАТО, их встраивания в систему евроатлантической обороны, началось конкретное наполнение взаимодействия с этими государствами в рамках Альянса. После вступления Финляндии и Швеции в НАТО стали обсуждать варианты использования этих стран для укрепления своих позиций. На территории Финляндии и Швеции должны быть размещены воинские контингенты, начато строительство военных баз.

США и Финляндия подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области обороны в декабре 2023 г. Согласно документу, американские войска получат доступ к 15 военным базам на территории Финляндии4. Страна «уже разместила первую опытную партию своего оружия в Норвегии»5. Ранее «Финляндия и Норвегия заключили межправительственное

соглашение по этому вопросу. На складах хранятся оружие, боеприпасы, другие

content/uploads/2022/10/Natюnal-Strategv-for-the-Arctic-Region.pdf (дата обращения: 25.04.2024)

4 Финляндия будет накапливать на своей территории запасы оружия стран НАТО. 7 мая 2024. https://eadailv.com/ru/news/2024/05/06/finlvandiva-budet-nakaplrvat-na-svoev-territorii-zapasv-oruzhiva-stran-nato ((дата обращения: 07.05.2024)

5 Финляндия планирует разместить на своей территории вооружения других стран НАТО. 6 мая 2024. https://www.interfax.ru/world/959169 (дата обращения: 06.05.2024)

материалы, запчасти»1. Кроме того, Финляндия готовится разместить и накапливать на своей территории оружие других стран НАТО. В апреле 2024 г. США отправили тяжелую технику в норвежский арктический порт для переброски в Финляндию. Несколько сот единиц техники должно использоваться в серии учебных операций НАТО в Северной Европе.

Организация подобных поставок через страны Северной Европы стала возможной после вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Норвегия становится транзитной страной для союзных войск, которые направляются в Швецию и Финляндию.

Таким образом, сразу после вступления Швеции и Финляндии в НАТО, началась координация Альянса с новыми членами. При участии США, которые оказывают организационную и военную поддержку, отрабатываются новые возможности для поставок техники, формируется единая структура управления.

Новые члены НАТО сразу стали продвигать интересы западных государств. В частности, Финляндия и Швеция стали использовать экологическую тематику, выступая за ограничение поставок российской нефти через Балтику. Для этого Швеция и Финляндия стали продвигать идею о запрете для российских судов проходить Балтийское море. Подобные планы балтийских государств укладываются в общий подход антироссийской политики, которую реализует НАТО и в более широком плане, западные страны. Их усилия направлены на то, чтобы добиться от России продажи нефти по цене ниже 60 долларов за баррель. Соответственно, выдвигаются различные обоснования, которые должны оправдать шаги Запада в отношении России.

Фактор Арктики.

Финляндия и Швеция продвигают идею о единстве Арктики, Баренцева и Балтийского морей как единого геополитического целого. Так, Финляндия рассматривает Арктику, Баренцево и Балтийское моря как единый регион - страна находится в Арктике географически (хотя и не имеет выхода в Северный ледовитый океан), омывается Балтийским морем2. Интересно, что входящие в НАТО Эстония, Латвия и Литва также настаивают на неделимости Арктики и Балтики, поскольку стремятся к участию в арктических процессах, не имея прямого доступа к северным широтам3. Подобную точку зрения на безопасность региона высказывала и шведская элита, считая, что вступление королевства в альянс приведёт к укреплению безопасности в Балтийском регионе4.

При этом, одним из приоритетов Альянса выступает Арктика. В отношении этого региона Альянс проводит активную политику. Нормой стали совместные учения. В 2018 г. были проведены учения «Trident Juncture» и в 2022 г. Норвегия финансировала учения «Cold Response». Присоединение Швеции и Финляндии к Альянсу расширило его возможности и позволяет более активно действовать на арктическом направлении.

Вызовы для России

Кардинальное изменение расстановки сил в Балтийском регионе вынуждает Россию усиливать внимание к вопросам, связанным с обеспечением безопасности. Прежде всего, речь идет об усилении военного присутствия в регионе. Приоритетной задачей для России является формирование вооруженных сил и инфраструктуры, способной не допустить реализацию планов НАТО по превращению Балтийского моря во внутреннее море ЕС и Альянса.

1 Там же

2 Projects that strengthen cooperation in the Baltic Sea, Barents Sea and the Arctic regions // Ministry for Foreign Affairs of Finland. URL: https://um.fi/projects-that-strengthen-cooperation-in-the-baltic-sea-barents-sea-and-the-arctic-regions (дата обращения: 25.04.2024)

3 Майоров М., Набиев Х., Попов Д. Вступление

Швеции и Финляндии в НАТО: арктический аспект.

11.07.2023. https://globalaffairs.ru/articles/shvecziva-fшlvandiva-nato/# йпб (дата обращения: 26.04.2024) 4 Президент Финляндии считает, что членство Швеции в НАТО повысит безопасность на Балтике. 24 января 2024. https://tass.ru/mezMunarodnava-panorama/19800307?vsclid=lvz68riu5g959004263 (дата обращения: 26.04.2024)

После присоединения Финляндии к НАТО российское внешнеполитическое ведомство выступило с заявлением. В заявлении отмечалось, что «Российская Федерация будет вынуждена предпринять ответные меры как военно-технического, так и иного характера в целях купирования угроз нашей национальной безопасности, возникающих в связи со вступлением Финляндии в НАТО. Конкретные шаги в оборонном строительстве на северозападных рубежах России будут зависеть от конкретных условий интеграции этой страны в Североатлантический альянс, включая размещение на ее территории натовской военной инфраструктуры и ударных систем вооружений». Помимо этого, глава МИД России Сергей Лавров пообещал, что Москва развернет дополнительные силы в связи с расширением альянса. «У нас уже принято организационное решение: создан Московский военный округ, Ленинградский военный округ, там будут расположены, размещены, развернуты дополнительные вооружения, которые будут адекватны тем угрозам, которые могут появиться на территории Финляндии и Швеции»1.

Россия вынуждена реагировать на конкретные инициативы Швеции и Финляндии, которые направлены против интересов России. Так, представители Швеции и Финляндии заявляют о своем стремлении оказать давление на Россию, ограничить возможности прохождения ее судов в Балтике. В первую очередь, это касается вопросов поставок углеводородных ресурсов [Пылин 2024: 50-60]. Российский представитель МИД РФ М. Захарова заявила, что «Любые попытки ограничения прав судоходства российских судов [в Балтийском море] будут расценены как очередной недружественный шаг, за которым неизбежно последуют жесткие ответные меры»2.

С Балтийским морем связаны торгово-экономические интересы России, а также решение энергетических задач. Поставки

1 Какие возможности получило НАТО после вступления Финляндии и Швеции. 3 апреля 2024. https://www.rbc.ru/politics/03/04/2024/660c0e429a7947 6520ce2871?vsclid=lvz6cutl9s56549745 (дата

обращения: 26.04.2024)

углеводородных ресурсов и товаров в третьи страны осуществляются через Балтику. Тем не менее, Запад стремится ограничить возможности России на Балтике, вытеснить ее из стратегически важного для нее региона.

Повышенное внимание к Финляндии и Швеции со стороны России объясняется географическим расположением данных государств. Например, Финляндия имеет с Россией общую границу, которая простирается на более чем 1200 км. Соответственно, вступление Финляндии в НАТО привело к прямому контакту российской территории с территорией страны, являющейся членом Альянса.

В последнее время НАТО проводит достаточно агрессивную политику в отношении России. Этот курс укладывается в общие подходы Запада в отношении России. Неослабевающие попытки западных стран оказать давление на Россию через конфликт на Украине, стремление подорвать ее экономический потенциал в полной мере проявляются в Балтийском регионе.

Вхождение Финляндии и Швеции в НАТО вынудит Россию предпринимать действия, в том числе, в военной сфере. Приближение Альянса к Санкт-Петербургу, Кольскому полуострову и Североморску, который является базой Северного морского флота ставит вопрос о создании новых систем обороны, наращивании вооруженных сил в этом регионе.

Заключение

Продвижение НАТО в Балтийском регионе за счет вступления в Альянс Финляндии и Швеции ставить перед Россией новые задачи, направленные на защиту своих интересов. При этом, действия НАТО привели к усилению милитаризации на Балтике, создали предпосылки для строительства Россией новых военных баз.

НАТО не ограничивается интересами только в Балтийском регионе. Альянс рассматривает Балтику, укрепление своих позиций в этом стратегическом районе мира,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Россия предупредила о жестком ответе в случае ограничения для своих судов на Балтике. 3 мая 2024. https://eadailv.com/ru/news/2024/05/03/rossiva-predupredila-o-zhestkom-otvete-v-sluchae-ogranicheniva-dlva-svoih-sudov-na-baltike (дата

обращения: 06.05.2024)

в качестве дополнительных возможностей дополнительные риски для реализации своей

для продвижения своих стратегических политики, что, по всей видимости, приведет

интересов в Арктике, которая находится в к пересмотру подходов к отстаиванию своих

фокусе внимания. Для России это несет интересов в Арктике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волкоморова А.А. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО: военная безопасность Балтийского региона. / Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире: сборник докладов Первого Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений (Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2022 г.) / науч. ред. И.Н. Новикова Д.Н. Барышников; отв. ред. А.С. Андреев. - СПб.: Издательство Скифияпринт, 2023. С. 63-73. Воронов К.В. Северный нейтрализм: исторический финал или трансформация? // Современная

Европа. 2018. №1. С. 84. Жильцов С.С. Глобальный газовый транзит: новые цепочки по ставок. // Проблемы

постсоветского пространства. 2023. №10(4). С. 318-336. Ковалёв А.А., Балашов А.И. Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т.14. №6. С. 1151-1165. Пылин А. Г. Внешние факторы развития энергетики России: возможности и риски в новой

геоэкономической реальности. // Геоэкономика энергетики. 2024. №1(25). С. 50-60. Синяева Н.А. Стратегические подходы к развитию Арктического региона в документах НАТО. // Военное право. 2023. №5(81). С. 132-135.

REFERENCES

Volkomorova A.A. Vstuplenie SHvecii i Finlyandii v NATO : voennaya bezopasnost' Baltijskogo regiona. / Global'nye i regional'nye vyzovy v menyayushchemsya mire: sbornik dokladov Pervogo Sankt-Peterburgskogo kongressa issledovatelej mezhdunarodnyh otnoshenij (Sankt-Peterburg, 10-12 noyabrya 2022 g.) / nauch. red. I.N. Novikova D.N. Baryshnikov; otv. red. A.S. Andreev. - SPb.: Izdatel'stvo Skifiyaprint, 2023. S. 63-73. Voronov K.V Severnyj nejtralizm: istoricheskij final ili transformaciya? // Sovremennaya Evropa. 2018. №1. S. 84.

ZHil'cov S.S. Global'nyj gazovyj tranzit: novye cepochki po stavok. // Problemy postsovetskogo

prostranstva. 2023. №10(4). S. 318-336. KovalyovA.A., Balashov A.I. Voennaya bezopasnost' Baltijskogo regiona v usloviyah prodvizheniya voennoj infrastruktury NATO k granicam Rossijskoj Federacii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2018. T.14. №6. S. 1151-1165. Pylin A.G. Vneshnie faktory razvitiya energetiki Rossii: vozmozhnosti i riski v novoj

geoekonomicheskoj real'nosti. // Geoekonomika energetiki. 2024. №1(25). S. 50-60. Sinyaeva N.A. Strategicheskie podhody k razvitiyu Arkticheskogo regiona v dokumentah NATO. // Voennoe pravo. 2023. №5(81). S. 132-135.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Жильцов Сергей Сергеевич, доктор Sergey S. Zhiltsov, Doctor of Political

политических наук, заведующий кафедрой Sciences. Head of the Department of Political

политологии и политической философии Science and Political Philosophy of the

Дипломатической академии МИД РФ, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign

профессор. Москва, Россия. E-mail: Affairs of the Russian Federation, professor.

[email protected] Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.