Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
359
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / РЕГИОН БАЛТИЙСКОГО МОРЯ / СЕВЕРНЫЕ СТРАНЫ / НОРДЕФКО / НАТО / ФИНЛЯНДИЯ / ШВЕЦИЯ / РОССИЯ / UNITED STATES / THE NORTHERN EUROPE INITIATIVE / NORTHERN EUROPE / BALTIC SEA REGION / NORDIC COUNTRIES / NORDEFCO / NATO / FINLAND / SWEDEN / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терехов Виктор Юрьевич

Предпринимается попытка определить национальные интересы США, связанные с геополитическими процессами, происходящими в Северной Европе. Для этой цели в работе рассматривается процесс развития североевропейской политики США после окончания холодной войны, в основном через призму отношений США с северными странами - Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией. На основе анализа эмпирического материала автор делает вывод, что в настоящее время североевропейская политика США во многом направлена на то, чтобы препятствовать растущему влиянию России в Европе. Для этого США активно расширяют сферу своего влияния в Северной Европе. Так, в последнее время на территории североевропейских стран в формате НАТО и при участии США стали проводиться масштабные военные учения. Также США укрепляют свое военное присутствие в странах Балтии. Как заявляют представители США и северных стран, эти мероприятия - реакция на тот факт, что Россия представляет угрозу для европейской безопасности, ставшую следствием наращивания военного потенциала России в регионе Балтийского моря и ее агрессивной политики в отношении Украины, включая аннексию Крыма. Более того, программа военного сотрудничества северных стран НОРДЕФКО способствует подготовке Финляндии и Швеции к членству в НАТО. Не исключено, что военные объекты США в будущем могут быть размещены на территории Финляндии и Швеции. Следовательно, именно геополитические амбиции США стимулируют процесс ремилитаризации и ведут к нарушению баланса сил в Северной Европе, создавая угрозу для европейской безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Терехов Виктор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The United States’ geopolitical interests in Northern Europe

This article attempts to determine the United States’ national interests related to geopolitical processes in Northern Europe. To this end, the paper considers the development of the United States’ foreign policy toward Northern Europe after the end of the Cold War, mainly through the prism of U.S.-Nordic relations. Based on the empirical material analysis, the author concludes that the United States’ foreign policy toward Northern Europe is largely aimed at resisting Russia’s increasing influence in Europe. For this purpose, the United States is actively enhancing its influence in Northern Europe. For example, in recent years, large-scale military exercises with the participation of NATO members, including the United States, have been conducted in Northern Europe. The United States is also increasing its military presence in the Baltic countries. According to a U.S.-Nordic statement, these activities are necessary to respond to the Russian threat posed to European security, which results from Russia’s military build-up in the Baltic Sea region and Russian aggression in Ukraine, including Crimea annexation. Moreover, activities within Nordic defence cooperation contribute to preparing Finland and Sweden for NATO membership. It is possible that the United States’ military objects may be deployed in Finland and Sweden in the future. Therefore, it is the United States’ geopolitical ambitions that promote remilitarization and lead to the balance of power failure in Northern Europe, thus posing a threat to European security.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ»

УДК 327.2

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ

В. Ю. Терехов

Петрозаводский государственный университет ул. Ленина, 33, Петрозаводск, 185910, Россия

Предпринимается попытка определить национальные интересы США, связанные с геополитическими процессами, происходящими в Северной Европе. Для этой цели в работе рассматривается процесс развития североевропейской политики США после окончания холодной войны, в основном через призму отношений США с северными странами — Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией. На основе анализа эмпирического материала автор делает вывод, что в настоящее время североевропейская политика США во многом направлена на то, чтобы препятствовать растущему влиянию России в Европе. Для этого США активно расширяют сферу своего влияния в Северной Европе. Так, в последнее время на территории североевропейских стран в формате НАТО и при участии США стали проводиться масштабные военные учения. Также США укрепляют свое военное присутствие в странах Балтии. Как заявляют представители США и северных стран, эти мероприятия — реакция на тот факт, что Россия представляет угрозу для европейской безопасности, ставшую следствием наращивания военного потенциала России в регионе Балтийского моря и ее агрессивной политики в отношении Украины, включая аннексию Крыма. Более того, программа военного сотрудничества северных стран НОРДЕФКО способствует подготовке Финляндии и Швеции к членству в НАТО. Не исключено, что военные объекты США в будущем могут быть размещены на территории Финляндии и Швеции. Следовательно, именно геополитические амбиции США стимулируют процесс ремилитаризации и ведут к нарушению баланса сил в Северной Европе, создавая угрозу для европейской безопасности.

Ключевые слова: США, Североевропейская инициатива, Северная Европа, регион Балтийского моря, северные страны, НОРДЕФКО, НАТО, Финляндия, Швеция, Россия.

ВВЕДЕНИЕ

Существует несколько вариантов определения границ региона Северной Европы. С точки зрения культурно-исторического процесса в Северную Европу входят «традиционные» северные страны: Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия (Северная Европа, 2008, с. 9). По классификации ООН (в политико-географическом смысле), к Северной Европе относятся северные страны, Аландские острова, Фарерские острова, острова Шпицберген и Ян-Майен (Норвегия), страны Балтии, Великобритания, Нормандские острова, остров Мэн и Ирландия (Standard country). После окончания холодной войны и изменения геополитической обстановки в Европе возникла новая концепция региона. Появилось геополитическое понятие «новая Северная Европа», которая включает в себя северные страны, получившие независимость страны Балтии, Северо-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

Запад России, а также районы Польши и Германии, примыкающие к Балтийскому морю (Северная Европа, 2008, с. 10). В статье Северная Европа рассматривается с точки зрения новой концепции региона, поскольку она является приоритетной в рамках реализации североевропейской политики США.

В эпоху холодной войны США рассматривали Северную Европу в основном с военно-политической точки зрения, уделяя особое внимание военной инфраструктуре региона. После окончания холодной войны военно-политические аспекты безопасности в Северной Европе перестали быть доминирующими, уступив место проблемам так называемой «мягкой» безопасности (Северная Европа, 2008, с. 10), которая включает в себя методы противодействия невоенным или нетрадиционным угрозам. Однако такой фактор, как отстаивание Россией своих интересов на международной арене, заставил США и их союзников по НАТО иначе оценивать проблемы безопасности в Европе. Например, в ответ на российскую внешнюю политику США усиливают военное присутствие в регионе Балтийского моря, укрепляют военно-политические связи с северными странами, а также продвигают план по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО. Стоит отметить, что Дания, Исландия, Норвегия, страны Балтии, а также Польша и Германия являются государствами — членами НАТО. Следовательно, если Финляндия и Швеция вступят в НАТО, то почти вся Северная Европа окажется под контролем альянса, который служит инструментом геополитического влияния США на международной арене. Такая ситуация приведет к существенному нарушению баланса сил в Северной Европе, что вызовет появление новых угроз для региональной безопасности.

Северная Европа играет важную роль в плане обеспечения национальной безопасности России. Сегодняшняя политика США на североевропейском направлении создает новые вызовы для национальной безопасности России, что, в свою очередь, требует принятия ответных мер со стороны Москвы. Например, Россия будет вынуждена соответствующим образом укреплять свой военный потенциал на Балтике и северо-западных рубежах. В такой ситуации неизбежен процесс ремилитаризации Северной Европы, из-за чего проблемы «жесткой» безопасности снова выйдут на первое место.

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ США С СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

После падения коммунистических режимов в Восточной Европе и распада СССР появилась возможность создать «единую Европу без границ» и наладить «новое сотрудничество между США и Европой». Для США Северная Европа представлялась ключевым регионом в плане достижения этих целей. После окончания холодной войны первым важным шагом в североевропейской политике США стал запуск в 1997 г программы «Североевропейская инициатива» (Northern Europe Initiative, NEI). Эта стратегия Госдепартамента была разработана для выполнения определенных задач в регионе Балтийского моря. Так, Североевропейская инициатива включала в себя три задачи:

1. Вовлечение стран Балтии в региональную сеть программ сотрудничества с их соседями и поддержка их усилий по подготовке к вступлению в ключевые европейские и евроатлантические структуры.

2. Вовлечение Северо-Запада России в ту же сеть регионального сотрудничества для содействия развитию демократии и рыночных отношений в России, а также для укрепления ее связей с североевропейскими странами.

3. Укрепление отношений США с северными странами, Польшей, Германией и Европейским союзом, а также содействие укреплению сотрудничества между северными странами, Польшей, Германией и Европейским союзом (Overview, 2000).

Главная цель Североевропейской инициативы заключалась в том, чтобы поспособствовать Латвии, Литве и Эстонии интегрироваться в западноевропейское сообщество. Когда эта цель была достигнута, о чем можно было судить по готовности НАТО и ЕС принять страны Балтии в свои ряды, то Североевропейская инициатива была преобразована в программу «Расширенного партнерства в Северной Европе» ("Enhanced Partnership in Northern Europe"). Этот обновленный вариант Североевропейской инициативы был разработан для дальнейшего укрепления многосторонних связей между странами региона, для продолжения деятельности по демократизации институтов, построению гражданского общества и экономическому развитию в регионе, а также для перенесения опыта демократического развития региона в соседние районы (Mission statement).

В последнее десятилетие США стали проявлять повышенную активность в сотрудничестве по вопросам безопасности и обороны с северными странами (Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией). Так, в сентябре 2013 г. в Стокгольме состоялся первый саммит США и северных стран, на котором обсуждались вопросы сотрудничества в таких областях, как региональная и глобальная безопасность, изменение климата и Арктика, глобальное развитие, защита прав человека и укрепление власти. Тема сотрудничества в области безопасности стала приоритетной. Касаясь ее, участники саммита в первую очередь заявили об общем стремлении добиться мира и стабильности на Ближнем Востоке. Они признали важность сотрудничества по проблемам, связанным с «международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, незаконной торговлей оружием и угрозами кибербезопас-ности». Также было заявлено о совместном укреплении региональных и трансатлантических структур, таких как ЕС и НАТО. Дополнительным решением стала инициатива о ежегодном проведении мероприятия под названием «Диалог по вопросам безопасности между США и северными странами», повестка которого включает в себя такие темы сотрудничества, как «превентивная дипломатия, миротворчество и предотвращение злодеяний». Еще один вопрос — сотрудничество по урегулированию конфликтов в нестабильных государствах (Joint statement, 2013).

Вторая встреча президента США с лидерами северных стран проходила в мае 2016 г. в Вашингтоне. Эта встреча, ставшая продолжением стокгольмского саммита 2013 г., была организована для того, чтобы укрепить сотрудничество между ее участниками по таким ключевым направлениям, как безопасность

и военная оборона, миграционный кризис, изменение климата, энергетическая безопасность, защита окружающей среды и проблемы Арктики, а также глобальное развитие. В совместном заявлении участников вашингтонской встречи говорится, что «НАТО является основой для трансатлантической и европейской безопасности, а вклад Швеции и Финляндии, в том числе в качестве партнеров НАТО с расширенными возможностями, очень ценен. США, Дания, Исландия и Норвегия поддерживают систему партнерства НАТО с расширенными возможностями, чтобы способствовать тесному политическому диалогу и военному сотрудничеству между Финляндией и Швецией и союзниками по НАТО (28+2)». Северные страны и США заявили об общей приверженности более тесному сотрудничеству между НАТО и ЕС для укрепления безопасности и стабильности в Европе. В частности, участники саммита разделяют интересы стран Балтии по поводу необходимости повысить уровень безопасности в регионе Балтийского моря. «Дания и Норвегия готовы вместе с США внести свой вклад в усиление присутствия союзников на передовых рубежах» в регионе (U.S.-Nordic, 2016).

Идея усиления военного присутствия НАТО на Балтике была поддержана на саммите альянса в Варшаве в 2016 г К примеру, в справочнике саммита указывается, что «присутствие НАТО на передовых рубежах в восточной части альянса, имея при этом четыре надежных батальона в Эстонии, Латвии, Литве и Польше», будет усилено (NATO Public Diplomacy Division, 2016). Вместе с тем в заявлении отмечается, что для укрепления региональной безопасности США намерены поддерживать инициативы в рамках программы сотрудничества северных стран в области обороны (U. S.-Nordic, 2016).

Важным моментом вашингтонской встречи стало то, что одна из ее главных тем была посвящена сдерживанию агрессии со стороны России. Стоит отметить, что еще за год до саммита (в апреле 2015 г) на эту тему высказались министры обороны Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, а также глава МИД Исландии. При этом они заявили о создании военного союза в рамках программы «Северного оборонного сотрудничества» — НОРДЕФКО (NORDEFCO), которая была инициирована северными странами в 2009 г По их мнению, такие факторы, как российская программа перевооружения, наращивание военного потенциала России в регионе Балтийского моря, а также агрессия России против Украины и аннексия Крыма, представляют собой угрозу для общеевропейской безопасности (Страны Северной Европы, 2015). На саммите эта позиция была озвучена уже при поддержке США, в результате чего было принято решение о расширении военного сотрудничества между США и северными странами (U. S.-Nordic, 2016).

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН В. Журавель выделяет несколько основных тенденций деятельности в рамках НОРДЕФКО:

1. Проведение масштабных военных учений в формате НАТО для поддержания боеготовности войск и обеспечения безопасности государств Северной Европы. Например, в Норвегии с 2006 г с участием большинства стран — членов НАТО ежегодно проводятся «зимние военные учения арктической направленности — Холодный ответ ("Cold Response")».

С 2013 г. в северных районах Норвегии, Финляндии и Швеции при участии стран — членов НАТО каждые два года (2013, 2015, 2017 гг.) проводятся учения «Вызов Арктики» ("Arctic Challenge Exercise") (Журавель, 2017). В 2017 г в Швеции прошли маневры «Аврора-2017» ("Aurora 17"). Это самые крупные военные учения на территории Швеции за последние два десятилетия. В учениях также приняли участие силы НАТО (Земцо-ва, 2017). В 2018 г. на территории Норвегии с участием натовских войск планируется провести учения под названием «Единый трезубец — 2018» ("Trident Juncture 18").

2. Организация боевой и оперативной подготовки стран — участниц НОР-ДЕФКО совместно с ВС США. Например, в Гренландии модернизируется и расширяется военная база ВВС США Туле. В Исландии США планируют более широко использовать авиабазу Кефлавик, что, предположительно, послужит укреплению их позиций в Северной Европе и Арктике. Наиболее активны финны, например в 2016 г. на территории Финляндии при участии американских военных и техники были проведены учения под названиями «Стрела» ("Arrow") и «Операция Атлантическая решимость» ("Operation Atlantic Resolve"). В том же году Финляндия участвовала в учениях НАТО на территории стран Балтии и Польши, а также в учениях, в которых были задействованы ВВС США и Великобритании.

3. Усиление взаимодействия Северного оборонного сотрудничества со странами Балтии.

4. Постепенная подготовка нейтральных государств Финляндии и Швеции к вступлению в альянс.

5. Постоянное нагнетание среди граждан повальной истерии на антироссийской почве (Журавель, 2017).

Как видно, северные страны в последнее время ведут себя весьма активно в плане проведения совместных учений с НАТО и США, что во многом способствует укреплению позиций последних в Северной Европе. Масштабные военные учения, проводимые в Северной Европе при участии стран — членов НАТО, свидетельствуют о том, что в регионе развивается процесс ремилитаризации. Таким образом, создается угроза для безопасности стран региона, в том числе для России.

РОССИЯ И СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вооруженные силы США в последнее время проявляют активное участие в учениях НАТО в регионе Балтийского моря и Северной Европе, включая часть арктического пространства. Необходимость в таких маневрах объясняется наличием угрозы со стороны России, которая является следствием таких факторов, как укрепление военного присутствия России в регионе Балтийского моря (например, проведение российско-белорусских учений «Запад-2017») и российская агрессия против Украины, включая аннексию Крыма. В Стратегиях национальной безопасности США 2015 и 2017 гг. Россия позиционируется как угроза национальной безопасности США, особенно четко это выражено в последнем варианте

документа. Относительно НАТО в Стратегии 2017 г говорится, что США продолжат укреплять оборону на восточном фланге альянса, т. е. в странах Балтии и Польше, и будут содействовать своим союзникам и партнерам в повышении их обороноспособности. Также в документе отмечается, что США будут участвовать в улучшении систем противовоздушной и противоракетной обороны альянса, ссылаясь при этом на угрозу, исходящую от Ирана (National Security, 2017). Хотя еще до публикации Стратегии, в мае 2017 г на саммите НАТО в Брюсселе президент США Д. Трамп заявил, что «НАТО будущего должна сосредоточиться на терроризме и миграции, а также на угрозах со стороны России и с востока и с юга» (Remarks, 2017). То есть выходит, что система противоракетной обороны (ПРО) в Европе может быть использована и против России.

Заявления о существовании российской угрозы могут служить прикрытием для наращивания войск НАТО у западных границ России. Как отмечает В. Журавель, «проведение масштабных учений на территории стран Северной Европы — это стремление создать плацдарм для размещения баз США в непосредственной близости от России. В первую очередь американцам важно придвинуть вплотную к нашим северным и арктическим границам элементы своей противоракетной обороны» (Журавель, 2017). По словам президента России В. В. Путина, это необходимо для того, чтобы «нейтрализовать стратегический ядерный потенциал... России» (Путин, 2015).

Элементы системы противоракетной обороны США: радиолокационные станции и противоракетные установки — можно разместить на территории Финляндии и Швеции. Таким образом, территория Финляндии и Швеции может быть использована в качестве плацдарма НАТО для потенциальной агрессии против России (Журавель, 2017). Протяженность сухопутной границы между Россией и Финляндией составляет почти 1300 км, что является существенным фактором в плане использования элементов ПРО. Между тем базирование военных баз и объектов ПРО США на шведской и финской территориях создает серьезную угрозу для безопасности самих Финляндии и Швеции, так как в данной ситуации они становятся потенциальными противниками России.

Возможность размещения военной инфраструктуры США на территории Финляндии и Швеции появится, если эти страны присоединятся к НАТО. Поэтому одной из главных задач в североевропейской политике США можно считать продвижение Финляндии и Швеции к членству в альянс. По мнению Игоря Ко-ротченко, главного редактора журнала «Национальная оборона», военный союз северных стран, о создании которого было заявлено в 2015 г, может стать промежуточным этапом в рамках выполнения данной задачи. В настоящее время Финляндия и Швеция уже тесно сотрудничают с альянсом. Например, как заявляет Коротченко, «Швеция работает с разведками и контрразведками стран альянса», а ее территория «предоставляется для проведения операций Агентства национальной безопасности США» (Полубота, 2015). В обществах Финляндии и Швеции пока нет единого мнения по поводу вступления их стран в НАТО.

Сегодня Северная Европа, включая регион Балтийского моря и часть Арктики, становится очагом явного противостояния между США и их союзниками по НАТО, с одной стороны, и Россией — с другой. В регионе происходит нара-

щивание военного потенциала, в основном со стороны США, что стимулирует гонку вооружений. Следствием может быть то, что проблемы военно-политической безопасности вытеснят на второй план сотрудничество в области «мягкой» безопасности, т. е. там, где решаются социально-экономические, экологические, гуманитарные и тому подобные проблемы. Могут появиться новые разделительные линии, что затруднит развитие трансграничного сотрудничества, например в рамках программы «Северное измерение». Таким образом, североевропейская политика США создает угрозу дальнейшему развитию отношений России со странами региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активное расширение военного присутствия США в Северной Европе связано с необходимостью препятствовать растущему влиянию России в Европе. Например, в 2018 г. Россия совместно с партнерами должна начать реализацию проекта «Северный поток — 2», который представляет собой прокладку дополнительного газопровода параллельно «Северному потоку — 1», по дну Балтийского моря. Сейчас доля России на европейском газовом рынке составляет треть от общего объема поставок газа в Европу. Введение в эксплуатацию второго газопровода может существенно повысить степень геополитического влияния России в Европе, ущемляя при этом интересы США.

Размещение элементов ПРО США в странах Балтии и Польше может привести к дестабилизации ситуации в регионе Балтийского моря. Нельзя исключать и того, что в будущем такие элементы могут появиться в Швеции и Финляндии, создавая, таким образом, еще большее напряжение в регионе. Базирование элементов ПРО США в Европе необходимо для того, чтобы в лучшем случае иметь рычаг давления на Россию, а в худшем — нейтрализовать ее ядерный потенциал. Причиной этому являются геополитические амбиции США, которые, в частности, могут быть связаны с доминированием в Арктике. Это объясняется тем, что в Арктике наблюдается процесс постепенного потепления климата, благодаря которому в дальнейшем возникнут новые экономические возможности для региона. Например, климатические изменения в Арктике позволят облегчить доступ к ее нефтегазовым ресурсам, а также дадут возможность увеличить объем морских грузоперевозок через арктическую акваторию. По этой причине в Арктике уже сейчас ведется борьба за возможность контролировать пространство и распределение ресурсов в будущем.

Исходя из вышесказанного, нужно признать, что в настоящее время разгорается новая холодная война — период геополитического противостояния между США и Россией. Это происходит потому, что интересы современной России, последовательно отстаиваемые на международной арене, идут вразрез с интересами США. Последствием американо-российского противостояния стало то, что в Северной Европе наблюдается процесс ремилитаризации. В результате этого нарушается сложившийся баланс сил в Европе и, соответственно, появляются новые вызовы для европейской безопасности вообще и для национальной безопасности России в частности.

Литература

Журавель В. Сотрудничество стран Северной Европы в военной сфере и тенденции его развития // Fact Military. URL: http://factmil.com/publ/strana/danija/sotrudnichestvo_stran_ severnoj_evropy_v_voennoj_sfere_i_tendencii_ego_razvitija_2017/98-1 -0-1159 (дата обращения: 03.03.2018).

Земцова Е. Aurora-17: Швеция отработает защиту от мифической русской угрозы // Вести. ru. 14.09.2017. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2932087 (дата обращения: 03.03.2018).

Полубота А. Швеция и Финляндия на пороге НАТО // Свободная пресса. 10.04.2015. URL: http://svpressa.ru/war21/article/118424/ (дата обращения: 12.08.2016).

Путин: истинная цель ПРО США — нейтрализовать ядерный потенциал России // Газе-та.ш. 10.11.2015. URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/11/10/n_7870115.shtml?updated (дата обращения: 10.03.2018).

Северная Европа. Регион нового развития / под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. М.: Весь Мир, 2008. 508 с.

Страны Северной Европы расширяют военное сотрудничество из-за России // Россия сегодня. 10.04.2015. URL: http://ria.ru/defense_safety/20150410/1057706915.html (дата обращения: 16.08.2016).

Joint statement by Kingdom of Denmark, Republic of Finland, Republic of Iceland, Kingdom of Norway, Kingdom of Sweden, and the United States of America // The White House: President Barack Obama. 04.09.2013. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/09/04/ joint-statement-kingdom-denmark-republic-finland-republic-iceland-kingdo (дата обращения: 16.08.2016).

Mission Statement // U.S. Department of State: Archive. URL: https://2001-2009.state.gov/p/ eur/rt/epine/c10621.htm (дата обращения: 09.08.2016).

National Security Strategy of the United States of America // The White House. December 2017. URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2017/12/2017.pdf (дата обращения: 11.03.2018).

NATO summit guide: Warsaw, 8-9 July 2016 // NATO Public Diplomacy Division. URL: https:// www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160715_1607-Warsaw-Summit-Guide_2016_ENG.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

Overview of the Northern Europe Initiative // U.S. Department of State: Archive. 01.05.2000. URL: http://1997-2001.state.gov/www/regions/eur/nei/fs_000501_nei.html (дата обращения: 09.08.2016).

Remarks by president Trump at NATO unveiling of the article 5 and Berlin Wall memorials — Brussels, Belgium // The White House. 25.05.2017. URL: http://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-nato-unveiling-article-5-berlin-wall-memorials-brussels-belgium/ (дата обращения: 19.11.2017).

Standard country or area codes for statistical use (M49) // United Nations: Statistics Division. URL: http://unstats.un.org/unsd/methodology/m49/ (дата обращения: 15.03.2017).

U.S.-Nordic leaders' summit joint statement // The White House: President Barack Obama. 13.05.2016. URL: http://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/05/13/us-nordic-leaders-summit-joint-statement (дата обращения: 16.08.2016).

What is NEI? // U.S. Department of State: Archive. URL: http://1997-2001.state.gov/www/re-gions/eur/nei/nei_intro.html (дата обращения: 09.08.2016).

Терехов Виктор Юрьевич — аспирант; vikterekhov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 17 декабря 2017 г.;

рекомендована в печать: 17 мая 2018 г

Для цитирования: Терехов В. Ю. Геополитические интересы США в Северной Европе // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 1. С. 139-148. https://doi.

org/10.21638/11701/spbu23.2018.111

THE UNITED STATES' GEOPOLITICAL INTERESTS IN NORTHERN EUROPE

Viktor Yu. Terekhov

Petrozavodsk State University

33, ul. Lenina, Petrozavodsk, 185910, Russia; vikterekhov@yandex.ru

This article attempts to determine the United States' national interests related to geopolitical processes in Northern Europe. To this end, the paper considers the development of the United States' foreign policy toward Northern Europe after the end of the Cold War, mainly through the prism of U.S.-Nordic relations. Based on the empirical material analysis, the author concludes that the United States' foreign policy toward Northern Europe is largely aimed at resisting Russia's increasing influence in Europe. For this purpose, the United States is actively enhancing its influence in Northern Europe. For example, in recent years, large-scale military exercises with the participation of NATO members, including the United States, have been conducted in Northern Europe. The United States is also increasing its military presence in the Baltic countries. According to a U.S.-Nordic statement, these activities are necessary to respond to the Russian threat posed to European security, which results from Russia's military build-up in the Baltic Sea region and Russian aggression in Ukraine, including Crimea annexation. Moreover, activities within Nordic defence cooperation contribute to preparing Finland and Sweden for NATO membership. It is possible that the United States' military objects may be deployed in Finland and Sweden in the future. Therefore, it is the United States' geopolitical ambitions that promote remilitarization and lead to the balance of power failure in Northern Europe, thus posing a threat to European security.

Keywords: the United States, the Northern Europe Initiative, Northern Europe, the Baltic Sea region, the Nordic countries, NORDEFCO, NATO, Finland, Sweden, Russia.

References

Joint statement by Kingdom of Denmark, Republic of Finland, Republic of Iceland, Kingdom of Norway, Kingdom of Sweden, and the United States of America. The White House: President Barack Obama. 04.09.2013. Available at: http://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-of-fice/2013/09/04/joint-statement-kingdom-denmark-republic-finland-republic-iceland-kingdo (accessed: 16.08.2016).

Mission Statement. U.S. Department of State: Archive. Available at: http://2001-2009.state. gov/p/eur/rt/epine/c10621.htm (accessed: 09.08.2016).

National Security Strategy of the United States of America. The White House. December 2017. Available at: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2017/12/2017.pdf (accessed: 11.03.2018).

NATO summit guide: Warsaw, 8-9 July 2016. NATO Public Diplomacy Division. Available at: htt-ps://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160715_1607-Warsaw-Summit-Guide_2016_ENG. pdf (accessed: 12.04.2017).

Overview of the Northern Europe Initiative. U.S. Department of State: Archive. 01.05.2000. Available at: https://1997-2001.state.gov/www/regions/eur/nei/fs_000501_nei.html (accessed: 09.08.2016).

Polubota A. Shvetsiia i Finliandiia na poroge NATO [Sweden and Finland at the threshold of NATO]. Svobodnaia pressa [Free Press]. 10.04.2015. Available at: http://svpressa.ru/war21/article/118424/ (accessed: 12.08.2016). (In Russian)

Putin: istinnaia tsel' PRO SShA — neitralizovat' iadernyi potentsial Rossii [Putin: The U.S. NMD real purpose is to neutralize Russia's nuclear potential]. Gazeta.ru. 10.11.2015. Available at: https:// www.gazeta.ru/politics/news/2015/11/10/n_7870115.shtml7updated (accessed: 10.03.2018). (In Russian)

Remarks by president Trump at NATO unveiling of the article 5 and Berlin Wall memorials — Brussels, Belgium. The White House. 25.05.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/brief-ings-statements/remarks-president-trump-nato-unveiling-article-5-berlin-wall-memorials-brus-sels-belgium/ (accessed: 19.11.2017).

tfOjWTBKC. 2018. TOM 14, № 1

Severnaia Evropa. Region novogo razvitiia [Northern Europe: The region of new development]. Eds. Yu.S. Deryabin, N. M. Antyushina. Moscow, Ves' Mir, 2008, 508 p. (In Russian)

Standard country or area codes for statistical use (M49). United Nations: Statistics Division. Available at: https://unstats.un.org/unsd/methodology/m49/ (accessed: 15.03.2017).

Strany Severnoi Evropy rasshiriaiut voennoe sotrudnichestvo iz-za Rossii [The Nordic countries are enhancing military cooperation because of Russia]. Rossiia segodnia [Russia Today].

10.04.2015. Available at: https://ria.ru/defense_safety/20150410/1057706915.html (accessed: 16.08.2016). (In Russian)

U.S.-Nordic leaders' summit joint statement. The White House: President Barack Obama.

13.05.2016. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/05/13/us-nordic-leaders-summit-joint-statement (accessed: 16.08.2016).

What is NEI? U.S. Department of State: Archive. Available at: https://1997-2001.state.gov/ www/regions/eur/nei/nei_intro.html (accessed: 09.08.2016).

Zemtsova E. Aurora-17: Shvetsiia otrabotaet zashchitu ot mificheskoi russkoi ugrozy [Aurora-17: Sweden is about to work out a defense against the mythical Russian threat]. Vesti.ru. 14.09.2017. Available at: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2932087 (accessed: 03.03.2018). (In Russian)

Zhuravel' V. Sotrudnichestvo stran Severnoi Evropy v voennoi sfere i tendentsii ego razvitii [The Nordic countries' military cooperation and its development trends]. Fact Military. Available at: http://factmil.com/publ/strana/danija/sotrudnichestvo_stran_severnoj_evropy_v_voennoj_sfere_i_ tendencii_ego_razvitija_2017/98-1-0-1159 (accessed: 03.03.2018). (In Russian)

For citation: Terekhov V.Yu. The United States' geopolitical interests in Northern Europe. POLITEX: Political Expertise. 2018, vol. 14, no. 1, pp. 139-148. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu23.2018.111 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.