Научная статья на тему 'Североевропейское измерение деятельности НАТО на современном этапе'

Североевропейское измерение деятельности НАТО на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / Норвегия / Швеция / Финляндия / военностратегические меры / Арктика / NATO / Norway / Sweden / Finland / military-strategic measures / Arctic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ф. О. Трунов

В статье исследуется эволюция взаимодействия НАТО со скандинавскими странами и Финляндией с середины 2010-х годов. Показывается общее и различное в процессах строительства вооруженных сил Норвегии как страны – участницы Альянса и нейтральных Швеции и Финляндии. Изучаются направленность и особенности основных учений НАТО в регионе, особенно проводимых в арктической зоне. Делается вывод о перспективах роли и места рассмотренных стран в евро-атлантической региональной подсистеме в сфере международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTHERN EUROPEAN DIMENSION OF THE NATO ACTIVITY DURING THE MODERN PERIOD

The article explores the evolution of the cooperation between NATO from one side and Scandinavian countries and Finland from another side since middle 2010-s. The paper shows the common and different issues in the process of the armed forces building in Norway as the Alliance member state and neutral Sweden and Finland. The article determines the direction and features of main NATO military exercises, first of all organized in the Arctic zone. The paper concludes about the perspectives of the role and place of the studied countries in the Euro-Atlantic regional subsystem in the sphere of international security.

Текст научной работы на тему «Североевропейское измерение деятельности НАТО на современном этапе»

Ф.О. ТРУНОВ, 2018 © TRUNOV PHILIPP

СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ NORTHERN EUROPEAN DIMENSION OF THE NATO ACTIVITY DURING THE MODERN PERIOD

Аннотация. В статье исследуется эволюция взаимодействия НАТО со скандинавскими странами и Финляндией с середины 2010-х годов. Показывается общее и различное в процессах строительства вооруженных сил Норвегии как страны - участницы Альянса и нейтральных Швеции и Финляндии. Изучаются направленность и особенности основных учений НАТО в регионе, особенно проводимых в арктической зоне. Делается вывод о перспективах роли и места рассмотренных стран в евро-атлантической региональной подсистеме в сфере международной безопасности.

Abstract. The article explores the evolution of the cooperation between NATO from one side and Scandinavian countries and Finland from another side since middle 2010-s. The paper shows the common and different issues in the process of the armed forces building in Norway as the Alliance member state and neutral Sweden and Finland. The article determines the direction and features of main NATO military exercises, first of all organized in the Arctic zone. The paper concludes about the perspectives of the role and place of the studied countries in the Euro-Atlantic regional subsystem in the sphere of international security.

Ключевые слова: НАТО, Норвегия, Швеция, Финляндия, военно-стратегические меры, Арктика.

Keywords: NATO, Norway, Sweden, Finland, military-strategic measures, Arctic.

Значимость государств Северной Европы - в первую очередь, Норвегии, Швеции и Финляндии - существенно возрастает в стратегическом планировании НАТО, на что указывают характер и масштаб военно-политической активности блока в регионе. По мнению автора, эта тенденция вызвана преимущественно долгосрочными, нежели кратко- и среднесрочными факторами. Первый из них - это растущая экономическая (в том числе геоэкономическая) ценность Арктики и увеличение той роли региона не только в макроэкономических, но и мирополитических процессах. Здесь необходимо отметить увеличение технических возможностей по обеспечению постоянного (и тем более временного) военно-политического присутствия в глубинных районах Северного Ледовитого океана (СЛО) по сравнению с периодом «классической» холодной войны. Причем готовность к расширению стратегического проникновения в регион проявляют не только арктические страны (Россия, Норвегия, Дания, Канада, США), но и значительно более широкий круг государств.

Второй фактор тесно связан с особым военно-стратегическим положением стран региона в условиях драматичного падения доверия Запада в отношениях с Россией. Как следует из заявлений начальника объединенного военно-морского командования НАТО «Юг» в Неаполе (Италия) адмирала Дж.Г. Фогго, руководство Альянса официально рассматривает возможность начала «Четвертой битвы за Атлантику»1 в случае возникновения масштабной эскалации военно-политического кризиса в отношениях с РФ [Admiral Foggo.., 2018]. В этой связи особую ценность приобретают военно-морские базы на севере Норвегии (от Тромсё и Тронхейма до Финнмарка). Они выступают пунктами базирования и поддержки военно-морских сил, которые в случае начала «Четвертой битвы за

1 Под первой и второй «битвами за Атлантику» международное научное сообщество традиционно понимает борьбу коалиционных ВМС (в первую очередь, Великобритании и США) с кригсмарине в годы Первой (1914-1918) и Второй (1939-1945) войн. В понимании западного истеблишмента третья «битва за Атлантику» - противодействие советскому ВМФ в Атлантическом океане в годы холодной войны, не включавшее боевое использование кораблей. - Прим. авт.

130

Атлантику» могут быть выделены для бонирования Баренцева и Норвежского морей с целью сокращения возможности выхода Северного флота как наиболее мощного объединения ВМФ РФ в Атлантический океан.

Третий фактор состоит в наличии у стран Северной Европы значительного военного потенциала (и подготовленного к эффективному использованию в специфических условиях скандинавского и арктического ТВД) на фоне высокой степени политической предсказуемости действий этих стран и одновременно технологически развитого промышленного сектора. Это положение приобретает исключительное значение для Запада в условиях сокращения количественных характеристик (численность личного состава, единиц вооружений и военной техники) вооруженных сил его стран-участниц. Активизация процесса военного строительства в государствах Северной Европы существенно прямо (в случае с государствами - членами НАТО) и косвенно (условно нейтральные1 государства) усиливает потенциал Альянса - как на северных рубежах, так и в целом.

Примечательна в этой связи динамика роста военных расходов ключевых государств региона (табл. 1). Как видно из нее, условно нейтральные государства Северной Европы (особенно Швеция) даже в большей степени, чем состоящие в Альянсе, увеличивают свои затраты на военные цели.

Задача данной статьи - рассмотреть особенности политики Североатлантического блока в отношении государств региона на примерах Норвегии и условно нейтральных Швеции и Финляндии. Фокусирование на данных странах обусловлено, во-первых, их особым военно-стратегическим положением (вблизи СЛО), во-вторых, значительной мощью национальных вооруженных сил. В этой связи катализатором динамики развития отношений государств региона с Альянсом как таковым и отдельными странами-участницами являются масштаб, интенсивность и географическая направленность

1 Одним из первых отечественных исследователей термин «условно нейтральные государства» стала употреблять отечественный исследователь Е.В. Корунова с учетом принятия Швецией и Финляндией обязательств по ОВПБ ЕС. - Прим. авт.

военных шагов сторон - в первую очередь, совместных учений, соответственно, исследование характеристик и особенностей крупнейших из них в середине - второй половине 2010-х годов.

Таблица 1

Расходы на военные цели североевропейских государств1

млн долл.

Страна год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Государства - члены НАТО

Дания [Defence Expenditures.., 2016, p. 2-51 4337 4504 4518 4423 4216 4056 33642 3474

Норвегия [Defence Expenditures.., 2016, p. 2-5] 6196 6499 7232 7143 7407 7336 5815 5936

Условно нейтральные государства

Швеция [Sweden Military.., 2018] 4814 5210 4899 5001 5030 5329 5387 5344

Финляндия [Finland Military.., 2018] 3164 3097 3146 3182 3189 3003 3051 3247

Особенности военно-тренировочной деятельности под эгидой НАТО в Норвегии и Арктике

Непосредственно после возвращения Крыма в состав России (17 марта 2014 г.) Норвегия, как государство - участник Альянса, стала не только де-юре, но и де-факто активно поддерживать принятые на уровне НАТО решения по замораживанию абсолютного большинства направлений военно-политического сотрудничества

1 В табл. 1 отсутствуют данные по Исландии, так как она не имеет вооруженных сил. По этой же причине военно-тренировочная деятельность (особенно наземная) на ее территории является очень ограниченной по объему. - Прим. авт.

2 Наблюдаемое на первый взгляд понижение расходов в 20152016 гг. обусловлено серьезным подорожанием доллара. В реальности продолжился рост расходов. - Прим. авт.

132

с РФ. В частности, было прекращено проведение ежегодных (последние состоялись в 2013 г.) учений «Помор», а также взаимных визитов военных кораблей (в том числе подводных) в порты друг друга [Norway launches.., 2015].

Норвежский истеблишмент стал заявлять о якобы агрессивном характере внешней политики РФ, в том числе на северных (включая арктическое) направлениях. Здесь нельзя не отметить, что официальный Осло перечеркнул имевшийся именно у королевства положительный опыт компромиссного решения с РФ территориальных споров: 5 сентября 2010 г. в результате двустороннего соглашения спорная акватория Баренцева моря быта разделена по формуле 50% на 50%. С российской стороны подписантом соглашения стал тогдашний президент Д.А. Медведев, а с норвежской - премьер-министр Й. Столтенберг, в 2014 г. избранный (после своего ухода с поста председателя правительства Норвегии) генеральным секретарем НАТО.

Жесткая риторика в отношении России тесно переплеталась с реализацией официальным Осло двух основных направлений по повышению своих военно-политических возможностей:

1) перестройкой национальной системы организации обороны;

2) наращиванием масштабов и углублением практического сотрудничества на территории королевства с партнерами по НАТО (в первую очередь, США и Великобританией).

Осевой составляющей являлась реализация концепции «всеобщей обороны» (Total Defence Concept), основой которой являлось налаживание гражданско-военного взаимодействия, т.е. встраивания различных государственных и частных структур и общества в процесс строительства вооруженных сил [On track.., 2018]. Применительно к Норвегии решение этой задачи приобретает особое значение ввиду:

- относительно небольшой численности вооруженных сил (21 тыс. военнослужащих) [Defence Expenditures.., 2016, p. 6-7] и ограниченных обученных мобилизационных резервах (до 50-55 тыс.)1;

1 Рассчитано автором на основе данных о численности населения Норвегии, сайтов < https://forsvaret.no_> и <http://vpk.ru_> (Дата обращения - 5.04.2018.)

- огромной протяженностью береговой линии (свыше 25 тыс. км);

- значимости привлечения гражданского населения и использования невоенных хозяйственных объектов к решению вопросов территориальной обороны в условиях Крайнего Севера (особенно в Финнмарке).

Кроме того, с точки зрения автора, наблюдается усиливающееся стремление Норвегии играть более высокую по сравнению с ее формальным удельным военным весом политико-военную роль в Североатлантическом альянсе. Иллюстрацией этого является тот факт, что Норвегия в рейтинге стран - участниц НАТО по объему военных расходов на душу населения занимает второе место после США (!). Так, в 2016 г. на одного гражданина Соединенных Штатов Америки приходилось 1,876 тыс. долл. (в ценах 2010 г.) трат на оборонные цели, Норвегии - 1,398 тыс. долл., а расположенной на третьем месте Великобритании - лишь 0,913 тыс. долл. [Defence Expenditures.., 2016, p. 6-7]. Для Франции этот показатель составляет 0,747 тыс., ФРГ - 0,542 тыс., Италии - 0,380 тыс., а Польши - 0,297 тыс. долл. [Defence Expenditures.., 2016, p. 6-7].

Так, параллельно с реализацией закупки трех новых фрегатов для охраны побережья в Финнмарке планируется создать гражданскую рыболовецкую компанию, суда которой могут стать вспомогательными единицами (в первую очередь, транспортными) ВМС Норвегии в случае роста напряженности в Северном Ледовитом океане [Defence budget.., 2018].

В 2015 г. стортинг одобрил реактивацию Меморандума о взаимопонимании с НАТО (МоВ) (подписан в 2006 г.), включавшем положения об интенсификации военно-тренировочной деятельности США и их партнеров в Норвегии, а также возможность размещения контингентов первых на территории королевства. Уже к 2017 г. в Финнмарке, в самой северной губернии страны, были на ротационной основе развернуты 330 (две роты) моряков, бойцов береговой охраны и морских пехотинцев США [US Marines.., 2017]. Небезынтересно, что если в Восточной Европе (особенно в странах Балтии и Польше) НАТО активно анонсируется развертывание сил передового развертывания (из состава войск как США, так и их

европейских партнеров по блоку), то в Норвегии - нет. Примечательно также, что на территории королевства размещен контингент лишь самих Соединенных Штатов. Чем это обусловлено? Во-первых, официальный Осло (в отличие от восточноевропейского истеблишмента) не стремился демонстрировать свою озабоченность «российской угрозой», тем самым становясь просителем военной помощи со стороны западноевропейских и североамериканских государств - членов НАТО, поскольку понимал, что это будет воспринято как слабость. Во-вторых, учитывая развертывание этих войск в арктической зоне, афиширование этого факта может стать для РФ еще одним обоснованием своего объективно обусловленного наращивания военно-политического присутствия в Северном Ледовитом океане, которое в реалиях второй половины 2010-х годов осуществляется с опережением аналогичных действий Североатлантического альянса.

К этому следует прибавить увеличение численности кон-тингентов США (и Великобритании) на территории Норвегии, прибывающих в страну для участия в интенсифицировавшейся военно-тренировочной деятельности. В мае 2015 г. над акваторией Баренцева моря были проведены военно-воздушные учения «Arc-tic Challenge» с участием свыше 100 истребителей, бомбардировщиков и разведчиков (т.е. эквивалента усиленного авиакрыла) и 5 тыс. военнослужащих. Авиатехника и экипажи были выделены североевропейскими государствами, Великобританией, США, Францией и Германией, а также Швейцарией. Здесь необходимо отметить, что для базирования авиации использовались военные аэродромы не только Норвегии, но и Финляндии (Рованиеми и Лулео), а также Швеции. Иными словами, была отработана возможность оперативной переброски и использования в арктических условиях крупной группировки ВВС с базированием на территории Скандинавского полуострова и Финляндии. В мае 2017 г. учения «Arctic Challenge» были вновь проведены, причем численность техники и личного состава, задействованных в них странами -участницами Альянса, осталась на прежнем уровне [ACE 17 Air Exercise.., 2017].

В середине - второй половине 2010-х годов на территории Норвегии проводились два основных типа учений, которые в основном носили комбинированный характер (наземная, морская и воздушная компоненты): «Joint Viking» и «Cold Response» [Norway launches.., 2015]. Главной целью учений «Joint Viking» являлась проверка возможности вооруженных сил королевства по созданию и наращиванию межвидовых группировок в результате перебросок войск на значительные (до 1 тыс. км) расстояния. Каждый год они проходили в одной из прибрежных норвежских губерний (табл. 2).

Таблица 2

Места проведения учений «Joint Viking»1

Год Провинция Географическое положение

2013 Хордаланн Юг Норвегии

2014 Тромс Север Норвегии

2015 Финнмарк Крайний Север, пограничная с Россией провинция

2016 Трёнделаг Центральная часть страны

2017 Финнмарк Крайний Север, пограничная с Россией провинция

Как видно из нее, с момента стратегического ухудшения отношений с РФ учения стали преимущественно проводиться в относительной близости от нее, на севере Норвегии. В 2015 г. в «Joint Viking» приняли участие свыше 5 тыс. военных (или около 25% всей норвежской армии) и 400 единиц боевой техники. Эти учения стали самыми крупными в Финнмарке с 1967 г. [Norway launches.., 2015]. В 2017 г. проводимая здесь военно-тренировочная деятельность приобрела еще больший размах: для проведения «Joint Viking» были привлечены около 7,5 тыс. норвежских военных (или 1/3 от их общего числа), а также 700 солдат и офицеров ВМС и армии США и Великобритании. Уникальным стал факт временной передачи подразделений войск англосаксонских держав под норвежское (!) руководство [Joint Viking.., 2017]: традиционно США отказывались передавать свои воинские контингенты под иностранное военное командование. Чем обусловлен данный фено-

1 Составлено автором на основе: [Joint Viking, 2017].

136

мен? Прежде всего повыпшенным интересом Соединенных Штатов и Соединенного Королевства к перенятию богатого военно-тренировочного опыта норвежских войск в арктических условиях. Здесь необходимо отметить, что США и тем более Великобритания не располагали сколько-нибудь значительными специально обученными для действий на Крайнем Севере войсками (в отличие от Канады и России). Одновременно англосаксонские державы подчеркивали близость своих позиций с Норвегией по широкому кругу вопросов, в том числе по Арктике.

Если учения «Joint Viking» проводились осенью, то «Cold Response» - весной, в основном на севере Норвегии (в том числе в губернии Финнмарк). В частности, «Cold Response 2014» (с участием 16 тыс. военнослужащих) пришлись на время вхождения Крыма в состав России. По сравнению с «Joint Viking» этот вид учений носил более масштабный характер - в первую очередь, за счет привлечения большего числа стран-участниц и государств - партнеров НАТО. В 2016 г. активная фаза «Cold Response» продолжалась более месяца (с 19 февраля по 22 марта), а контингенты общей численностью 15 тыс. военных были выделены всеми североевропейскими государствами1, США, Канадой, Великобританией, Германией, Нидерландами, а также Бельгией, Испанией и Польшей [Cold Response.., 2016]. Иными словами, в данных учениях отрабатывалось взаимодействие войск всех арктических стран, кроме России. Главной целью учений являлась проверка возможности быстрого развертывания, передислокаций и бесперебойного управления крупной (эквивалент дивизии) многонациональной группировкой, «ядро» которой составляли войска Норвегии, США и Великобритании. Особое внимание уделялось быстроте переброски военной помощи Дании и Швеции в Норвегию. В ходе «Cold Response» отрабатывалось оказание логистической и снабженческой поддержки сил НАТО со стороны гражданских структур королевства [Cold Response.., 2016].

1 За исключением Исландии ввиду отсутствия у нее вооруженных сил. - Прим. авт.

Особую роль в подготовке норвежских вооруженных сил должны были сыграть учения «Trident Juncture 2018». Если в ходе «Trident Juncture 2016» (они проводятся раз в два года) Норвегия была лишь одним из географических направлений использования войск, притом достаточно ограниченного по масштабам (800 военнослужащих) [NATO ready.., 2016], то на «Trident Juncture 2018» практически все войсковые тренировки должны были проходить в Норвегии1 (командно-штабная компонента - в Неаполе). Уже в феврале 2018 г. командование ВМС США в Европе посетило Норвегию с целью детализации программы мероприятий и рекогносцировки районов проведения, расположенных на севере территории и прибрежных вод королевства. Со стороны НАТО было принято решение развернуть межвидовую группировку численностью от 35 тыс. до 50 тыс. военнослужащих, поддерживаемую более 70 кораблями и 130 боевыми самолетами наземного и морского базирования [Plans for massive.., 2018].

Особое внимание в ходе проведения учений планировалось отработать осуществление тактических (до бригады включительно) десантов на скалистое, не предназначенное для выброски крупных сил побережье [On track.., 2018]. По своему природному рельефу фьорды Норвегии весьма схожи с побережьем Кольского п-ова. Это, по мнению автора, означало демонстрацию НАТО отработки выполнения не только и не столько оборонительных, сколько наступательных задач по созданию угрозы основным базам (Мурманск, Полярный) в западной части российской Арктики2 в случае возникновения масштабного военно-политического кризиса. Еще одной важной задачей учений «Trident Juncture 2018» являлась проверка возможности не только использовать, но и обеспечивать снабжение всем необходимым крупной группировки на Крайнем Севере [Ibid]. Примечательно, что в ходе проведения «Trident Juncture 2018» должно было на практике отрабатываться взаимо-

1 Отдельные компоненты учений проходили на территории условно нейтральной Швеции. - Прим. авт.

2 Под данным субрегионом России автором понимаются акватории Белого, Баренцева, Карского и Лаптевых морей, окаймляющие их острова и прибрежные территории Крайнего Севера. - Прим. авт.

138

действие гражданских компаний и органов управления Норвегии с военными, причем именно на первых ложилась основная доля логистической нагрузки в деле тылового обеспечения группировки стран - участниц блока [On track.., 2018]. Тем самым проводилась масштабная проверка «концепции всеобщей обороны».

Необходимо отметить, что «Trident Juncture 2018» - это вторые с 2014 г. учения стран-участниц в относительной близости от границ РФ, на которых анонсировано участие до 50 тыс. военнослужащих. Первые из них («Anakonda 2016»), в которых была задействована 31 тыс. солдат и офицеров, проводились на территории Польши в июне 2016 г. в преддверии Варшавского саммита НАТО [NATO countries.., 2016]. Очевиден ряд значимых отличий между «Anakonda 2016» и «Trident Juncture 2018». Первое проходило летом в условиях умеренного континентального климата Польши, второе - поздней осенью в районах Норвегии с арктическим и субарктическим климатом. Государство-реципиент «Anakonda 2016» располагало 100-тысячными вооруженными силами, в то время как Норвегия - лишь 21-тысячными. Соответственно, если на учениях «Anakonda 2016» доля польских войск составляла 45% (14 тыс.), то на «Trident Juncture 2018» участие собственно норвежских сил вряд ли перевалит за отметку в 20%. При этом во втором случае выше все общие количественные параметры учений, которые планируются в значительно большей степени комбинированными (т.е. с активными тренировками на море, а не только на суше), чем это было в случае с «Anakonda 2016». Ключевую роль в учениях «Trident Juncture 2018» будут играть контингенты США и Великобритании, и масштаб их участия будет в 2-3 раза больше, чем в ходе «Anakonda 2016».

О чем свидетельствуют представленные различия? Главное -о демонстративном стремлении Альянса и входящих в него стран, в первую очередь США, Великобритании и Норвегии, отработать развертывание и использование крупной межвидовой группировки сил и средств на арктическом театре военных действий. Здесь необходимо подчеркнуть, что в условиях Крайнего Севера, что стало очевидным еще в годы Второй мировой войны, ценность одного отдельного взятого подразделения (не говоря уже о соедине-

нии) существенно выше, чем в «обычных» природно-климатических условиях. Так, одна бригада в условиях Арктики выполняет те задачи (по географическому охвату), которые в районах с умеренным климатом могут решить 6-12 аналогичных по численности соединений1. Соответственно, 35-тысячная группировка на Крайнем Севере способна решать задачи фронтового уровня, выступая серьезным противовесом военным силам РФ, дислоцированным в западной части российской Арктики.

В ходе учений «Anakonda 2016» была, с точки зрения автора, апробирована возможность масштабного наращивания группировки НАТО на западном, т.е. на наиболее насыщенном войсками, направлении. Целью проведения «Trident Juncture 2018» являлась возможность надежно обеспечить крайний левый (северный) фланг восточных рубежей Альянса. Тем самым на практике подтверждалась возможность НАТО защищать свои интересы в рамках вновь выстраиваемой системы территориальной обороны на любом географическом направлении [Plans for massive.., 2018]. Для Норвегии, как отмечал начальник Военного управления2 Министерства обороны королевства адмирал Х. Бруун-Хансен, эти учения давали возможность продемонстрировать способность войск страны (вместе с партнерами) обеспечить территориальную целостность и суверенитет.

Важной составляющей рассмотренной военно-тренировочной деятельности на территории Норвегии являлось повышение уровня защищенности штабных учреждений от киберугроз. Для этого в рамках реализации концепции «всеобщей обороны» Отдел по отражению киберугроз Министерства обороны Норвегии стал активно сотрудничать с ключевым телевизионным каналом стра-

1 Так, в годы Великой Отечественной войны на Крайнем Севере средняя протяженность полосы обороны на одну расчетную дивизию составляла 73 (!) км, в то время как на остальных участках советско-германского фронта - от 5 до 12 км [Штеменко, 1974, с. 373].

2 Высший пост в Министерстве обороны Норвегии, который может занимать кадровый действующий военный (аналог поста генерал-инспектора в бундесвере). - Прим. авт.

140

ны «Telenor Norway» в деле разработки современных средств и методик отражения кибератак [Norway worries.., 2018].

Таким образом, в случае с Норвегией наблюдается параллельное развитие двух тенденций: наращивание возможностей национальной военной системы и одновременно расширение вовлеченности НАТО в обеспечение безопасности королевства. При этом укрепление позиций Альянса в Норвегии не может быгть рассмотрено в отрыве от процесса его сближения со Швецией и Финляндией, стоящих на позициях условного нейтралитета.

Процесс военного строительства в Швеции и Финляндии: фактор взаимодействия с НАТО

На Уэльском саммите НАТО (4-5 сентября 2014 г.) Швеция и Финляндия подписали Меморандум о взаимопонимании с НАТО [Finland and Sweden.., 2014]. Это стало правовой основой взаимного встраивания стран - участниц блока в военно-тренировочную деятельность условно нейтральных североевропейских государств и, в свою очередь, участия последних в боевой подготовке группировок Альянса (главным образом сил быстрого реагирования и особенно их военно-морской составляющей). Данные решения стали идентификаторами курса двух условно нейтральных государств в области международной безопасности, выраженного в следующей формуле: де-юре отказ от вступления в Альянс, де-факто установление с ним многовекторного (в том числе институциализирован-ного по ряду направлений) военно-политического сотрудничества. Уже в период 2016-2017 гг. Швеция и Финляндия включили свои ударные войска (из состава всех родов войск) в процесс подготовки сил быстрого реагирования НАТО.

Годичный цикл военно-тренировочной деятельности королевства Швеции разделяется на два основных периода: с середины мая по конец июня и с сентября по ноябрь. В середине - второй половине 2010-х годов первый из них включал в себя комплекс воздушных, наземныгх (в первую очередь, vAreld) и морских (SWENEX) учений. Средний масштаб каждого из них составлял 1,5-3 тыс. военнослужащих, а большинство из них проходят в юго-западной и южной (провинция Сконе) частях Швеции [Militara

flygovningar.., 2018]. В основном в учениях участвуют боевые группы (т.е. «ядра») полков, бригад и отдельных бронетанковых батальонов (на море - групп, в воздухе - эскадрилий), а ключевыми отрабатываемыми задачами являются отлаживание взаимодействия как между подразделениями внутри частей, так и между ними. Большинство данных учений (особенно наземных) являются национальными; исключение составляют лишь учения BALTOPS, в ходе которых отлаживается взаимодействие между государствами Запада, имеющими ВМС на Балтийском море (страны Балтии, Польша, Дания, Швеция и Финляндия) с 1-й постоянной контрминной и 1-й постоянной морской группами НАТО. Здесь необходимо отметить, что помимо выделения надводных кораблей (и од-ной-двух дизельных подводных лодок со стороны Швеции) условно нейтральные государства предоставляли для учений амфибийные войска (в 2015 г. - 700 военнослужащих) для отработки собственной высадки и отражения десантов условного противника [NATO Allies.., 2015].

Напротив, второй (осенний) период военно-тренировочной деятельности шведских вооруженных сил проходит под знаком тесного сотрудничества с государствами - членами Североатлантического альянса (в частности, учения NOCO). Швеция планирует также выделить свои войска и технику для учений «Trident Juncture 2018», отдельные компоненты которых пройдут на территории королевства.

Особого внимания заслуживают военные тренировки «Avro-ra 17», ставшие самыми масштабными для Швеции со времени окончания холодной войны. В них приняли участие 19 тыс. военнослужащих королевских вооруженных сил (или почти 2/3 (!) от их общей численности), причем части стягивались со всей территории страны. Со стороны НАТО наиболее крупные контингенты были предоставлены США (1,435 тыс. военнослужащих) и Францией (120 солдат и офицеров), представлявших в основном ВВС. Кроме того, отдельные подразделения были выделены для участия в «Avrora 17» вооруженными силами Эстонии и Литвы, а также всех североевропейских государств, а также представители штабных структур блока. Основным субрегионом военно-тренировоч-

ной деятельности стали районы Стокгольма, Мальмё, Гётеборга и о. Готланд [Facts about.., 2017], где прибрежные и островные районы юго-запада Швеции, т.е. наиболее вероятно проявление «российской угрозы».

Примечательно, что по времени (сентябрь 2017 г.) проведение «Avrora 17» совпало с осуществлением российско-белорусских учений «Запад-2017», причем столь масштабных военных тренировок в этот момент не проводилось ни в одной из стран Запад. Чем это обусловливалось? Для самой Швеции, с точки зрения автора, это объяснялось стремлением продемонстрировать РФ возможность быстрого развертывания межвидовой группировки корпусного уровня как ключевого элемента обеспечения территориальной обороны. При этом также было отработано взаимодействие военных с гражданскими структурами (как органами власти, так и частными компаниями) в деле обеспечения логистической и тыловой поддержки шведских войск [Facts about.., 2017]. Кроме того, официальный Стокгольм продемонстрировал (не будучи страной -участницей НАТО) готовность со стороны Альянса оказывать ему помощь (в первую очередь, ВВС) в выстраивании периметра территориальной обороны, что де-юре быыло оформлено Меморандумом о взаимопонимании с блоком (2014).

Для Организации Североатлантического договора сам факт проведения и масштаб этих учений были не менее важны, чем для королевства. Во-первых, учитывая синхронность «Avrora 17» с учениями Войска польского и ротацией бригады США в составе сил передового развертывания НАТО в Польше и странах Балтии1, НАТО тем самым использовало их для демонстрации готовности сдерживать Россию по всему периметру зоны ответственности. При этом подчеркивалась близость военно-политических целей блока с условно нейтральными государствами. Во-вторых, США и НАТО как институт получили практику использования больших масс войск на заметно отличающемся от центрально- и восточноевропейского ТВД скандинавском. Наконец, нельзя не учитывать и

1 3-я бронетанковая бригада 4-й пехотной дивизии США была сменена 2-й бронетанковой бригадой 1-й пехотной дивизии США. - Прим. авт.

последствия неполитического характера: так, солидарность блока со Швецией, проявляемая в проведении учений в западной части Балтийского моря, могла трактоваться как противление в тот момент официального Стокгольма прокладке «Северного потока-2»1, что отвечало курсу действующей администрации США.

Как и Швеция, Финляндия в последнее пятилетие нарастила свою военно-тренировочную деятельность, при этом в большинстве учений принимают участия две-три полковые и батальонные тактические группы (т.е. число участник не превышает 4 тыс. военнослужащих). В отличие от других североевропейских стран Финляндия не перешла полностью на контрактную систему комплектования вооруженных сил, а потому к проведению большинства военно-тренировочных мероприятий привлекаются резервисты. Небезынтересно в этой связи отметить, что Финляндия вносила вклад в осуществление военно-тренировочной деятельности НАТО в Эстонии - одной из немногих стран - участниц НАТО, сохранившей смешанную систему комплектования вооруженных сил [Finnish Army.., 2017].

Особое значение для Финляндии имеет проведение совместных со Швецией учений, в первую очередь в «узких местах» обеспечения обороны и безопасности страны. Так, проходят регулярные (до 5 раз в годы) учения дизельных ПЛ, надводных кораблей и системы береговой обороны по отражению атак подводных лодок противника (особенно в южных районах Ботнического залива) [Finnish Navy.., 2018], одновременно отрабатываются и наступательные формы использования ПЛ. Обе страны принимают участие в данном виде военно-тренировочной деятельности, регулярно проходящей под эгидой НАТО у берегов Норвегии [NATO Submarine.., 2018]. Для Швеции (и Норвегии) это представляет особый интерес, поскольку именно скандинавские страны и Германия серьезно вырвались вперед на глобальном уровне в деле разработки и использования дизельных подводных лодок (классов

1 7 июня 2018 г. Швеция согласилась на строительство «Северного потока-2». - Прим. авт.

«Готлацц», «Зюдерманланд», «Ула» и проектов 212 А и 216 соответственно).

Еще одно направление активного шведско-финляндского взаимодействия - проведение масштабных авиационных тренировок, в том числе отработка поддержки частей наземных войск. Так, в двусторонних учениях «Ruska 17» приняли участие свыше 5 тыс. военнослужащих (в том числе 2,9 тыс. финляндских резервистов) и более 60 самолетов [Finnish Air Force.., 2017]. Параллельно обе условно нейтральные страны принимали совместное с другими североевропейскими государствами участие в отработке мер по отражению киберугроз [Reccex 17.., 2017].

Практически во всех случаях, когда Финляндия принимает участие в военно-тренировочных мероприятиях НАТО, она делает это совместно со Швецией. При этом никаких подобных по масштабу «Avrora 17» учений на территории страны Суоми не проводилось. С точки зрения автора, в шведско-финляндском тандеме в военно-политических вопросах просматривается фактическое лидерство официального Стокгольма. Это проявляется, в частности, в вопросах сближения двух североевропейских государств с НАТО -именно королевство выступает «застрельщиком» углубления взаимодействия с блоком, в том числе в военно-тренировочной деятельности. Чем обусловлен данный феномен? Во-первых, исторической детерминированностью. На протяжении огромного временного отрезка (с X в. до войны Российской империи и Швеции 18081809 гг.) финские земли являлись частью Шведского королевства, при этом процесс их колонизации развивался весьма активно. В отличие от Финляндии, Швеция формально не принимала участия в обеих мировых войнах. В этой связи финляндская сторона, чья экономика была сильно подорвана в результате войн с СССР в 19391940 гг. и 1941-1944 гг., увидела вышгрыгшность шведской модели развития. При этом Швеция оказывала активную военную помощь своему соседу - как прямую (в период конфликта 1939-1940 гг.)1, так

1 В период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в составе армии Суоми воевал 10-тысячный добровольческий шведский корпус, сыгравший заметную роль в борьбе с Красной Армией в северных и центральных районах Финляндии. - Прим. авт.

145

и развивая военно-техническое сотрудничество на протяжении всей новейшей истории Финляндии. Во-вторых, по совокупному экономическому (в том числе демографическому (около 10 млн жителей)) и политико-военному потенциалу Швеция существенно превосходит Финляндию. В-третьих, Швеция имеет значительно более разветвленные, чем Финляндия, связи с североевропейскими государствами - членами НАТО - Норвегией и Данией. Соответственно, шведский истеблишмент имеет детальные представления (в том числе благодаря информации изнутри) о преимуществах и недостатках членства в НАТО. Наконец, вследствие своего географического положения Швеция менее остро, чем Финляндия, воспринимает «российскую угрозу». Официальный Стокгольм обладает значительно большей свободой маневра по политико-военным вопросам. Развертывание НАТО временного (на период учений), ротационного или постоянного присутствия в Швеции не будет восприниматься российской стороной столь же остро (и вести к ответным мерам, в том числе зеркального характера), как это случилось в случае с Финляндией, имеющей протяженную границу с РФ.

По мнению автора, влияние этих причин сохранится на обозримую перспективу, означая сохранение ориентированности Финляндии на Швецию и, соответственно, ее большую осторожность в вопросах сближения с НАТО.

Во второй половине 2010-х годов наблюдалось резкое наращивание масштаба военно-тренировочной деятельности НАТО в Северной Европе. При этом Альянс демонстрирует существенно меньшую готовность участвовать в обеспечении обороны и безопасности Швеции и Финляндии, чем Норвегии. Это обусловлено для первых не только их условно нейтральным статусом (тем более что обе страны подписали МоВ с НАТО), но тем, что способны в основном самостоятельно решать стоящие перед ними оборонительные задачи (особенно в наземной и в меньшей степени в морской сферах). Напротив, на Крайнем Севере перед странами блока (особенно США и Норвегией) стоят в основном наступательные задачи, общий знаменатель которых - расширение влияния в

Арктике и облегчение доступа к ее ресурсам и акваториям. Этой причиной в первую очередь объясняется факт отработки Альянсом развертывания крупных (до 40 тыс. военнослужащих) межвидовых группировок в условиях арктического ТВД и активным использованием возможностей Норвегии для наращивания тыловой инфраструктуры в регионе. В обозримой перспективе значение крайнего северного фланга в Европе в деятельности НАТО будет возрастать.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы Войны. Кн. вторая. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1974. - 512 с.

ACE 17 Air Exercise - Joint Effort of Three Nordic Countries // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2017. - 22.05. - Mode of access: https://puolustusvoimat.fi/ en/ article/-/asset_publisher/1951206/ace-17-lentotoimintaharjoitus-on-kolmen-p ohjoismaan-yhteinen-voimanpo nnistus (Date of access - 5.04.2018).

Admiral Foggo to Norway ahead of Trident Juncture // Forsva-ret [site]. - 2018. - 2.03. - Mode of access: https://forsvaret.no/ifs/ admiral-foggo-to-norway-ahead-of-trident-juncture (Date of access -5.04.2018).

The Air Force is getting prepared for the 2018 NRF rotation // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2017. - 15.03. - Mode of access: http://puolustusvoimat.fi/ en/ article/-/asset_publisher/1951206/ilma voimat-valmistautuu-vuoden-2018-valmiusvuoroon (Date of access -5.04.2018).

Cold Response 2016 // Forsvaret [site]. - 2016. - Mode of access: https://forsvaret.no/en/coldresponse (Date of access - 5.04.2018).

Defence budget strengthened by NOK 3 billion. - 2018. - Mode of access: http://norwaytoday.info/news/defence-budget-strengthe ned-nok-3-billion/ (Date of access - 5.04.2018).

Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016): Communiqué, PR/CP (2016) N 116. - 2016. - 4 July. - 11 p.

Facts about Aurora 17 // Forsvarsmakten [site]. - 2017. - Mode of access: https://www.forsvarsmakten.se/en/activities/exercises/ aurora-17/ (Date of access - 5.04.2018).

Finland and Sweden to bolster ties with NATO // The Irish Times [site]. - 2014. - 5.09. - Mode of access: https://www.irishtimes. com/news/world/europe/finland-and-sweden-to-bolster-ties-with-na to-1.1918366 (Date of access - 5.04.2018).

Finland Military Expenditure 1960-2018. - 2018. - Mode of access: https: / / tradingeconomics .com / finland / military-expenditure (Date of access - 5.04.2018).

Finnish Air Force (FINAF) commences Ruska 17 exercise with more than 5,000 soldiers and over 60 aircraft // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2017. - 9.01. - Mode of access: http://puolustus voimat.fi/en/article/-/asset_publisher/1951206/ilmavoimien-ruska-17-harjoitus-kaynnistyy (Date of access - 5.04.2018).

Finnish Army to participate in exercise Saber Strike 17 in Estonia // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2017. - 22.05. - Mode of access: http://puolustusvoimat.fi/en/article/-/asset_publisher/1950813/maa voimat-osallistuu-saber-strike-17-harjoitukseen-virossa-3-16-6- (Date of access - 5.04.2018).

Finnish Navy to participate in Anti-Submarine Warfare Exercise in Sweden // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2018. - 11.04. - Mode of access: http://puolustusvoimat.fi/en/article/-/asset_publisher/19 51215/merivoimat-harjoittelee-sukellusveneen-torjuntaa-ruotsissa?_ 101_INSTANCE_CPuJEbdCqLyq_languageId=en_US (Date of access -5.04.2018).

Joint Viking 2017 // Forsvaret [site]. - 2017. - 14.12. - Mode of access: https://forsvaret.no/en/exercise-and-operations/exercises/ joint-viking (Date of access - 5.04.2018).

Militara flygovningar 2018 // Forsvarsmakten [site]. - 2018. -Mode of access: https://www.transportstyrelsen.se/sv/luftfart/flygp latser-flygtrafiktjanst-och-luftrum/Luftrum/militara-flygovningar-2017/ (Date of access - 5.04.2018).

NATO Allies begin naval exercise BALTOPS in the Baltic Sea // NATO [site]. - 2015. - 4.06. - Mode of access: https://www.nato.int/ cps/en/natohq/news_120407.htm (Date of access - 5.04.2018).

NATO Submarine Warfare Exercise Begins in Norway // NATO [site]. - 2018. - 26.06. - Mode of access: https://mc.nato.int/media-centre/news/2018/nato-submarine-warfare-exercise-begins-in-norway. aspx (Date of access - 5.04.2018).

NATO countries begin largest war game in Eastern Europe since cold war // NATO [site]. - Mode of access: https://www.theguardian. com/world/2016/jun/06/nato-launches-largest-war-game-in-eastern-europe-since-cold-war-anaconda-2016 (Date of access - 5.04.2018).

NATO ready for Trident Juncture 2016. - 2016. - Mode of access: https://navaltoday.com/2016/10/25/nato-ready-for-trident-juncture-2016/ (Date of access - 5.04.2018).

Norway launches High North military exercise / / Barents Observer. - 2015. - 10.03. - Mode of access: rohttp://www.rcinet.ca/ eye-on-the-arctic/2015/03/10/norway-launches-high-north-military-exercise/ (Date of access - 5.04.2018).

Norway worries about cyber threats during military exercises. -2018. - 23.01. - Mode of access: https://www.fifthdomain.com/in ternational/2018/01/23/norway-worries-about-cyber-threats-during-military-exercises/ (Date of access - 5.04.2018).

On track ahead of Trident Juncture // Forsvaret [site]. - 2018. -28.02. - Mode of access: https://forsvaret.no/en/newsroom/news-stories/on-track-ahead-of-trident-juncture (Date of access - 5.04.2018).

Plans for massive NATO-Norway exercise underway // NATO [site]. - 2018. - 1.03. - Mode of access: https://jfcnaples.nato.int/news room/news/2018/plans-for-massive-natonorway-exercise-underway-(Date of access - 5.04.2018).

Reccex 17 completes - Ability to react together is improving // Finnish Ministry of Defence [site]. - 2017. - 23.11. - Mode of access: http:// puolustusvoimat.fi/en/ article/-/asset_publisher/1950813/rec cex-17-paattyy-yhteinen-reagointikyky-param (Date of access - 5.04.2018).

Sweden Military Expenditure 1960-2018. - 2018. - Mode of access: https: / / tradingeconomics.com/sweden/military-expenditure (Date of access - 5.04.2018).

US Marines extend rotational training and exercises in Norway through to 2018. - 2017. - Mode of access: https://www.naval-technology.com/uncategorised/newsusmc-extends-rotational-training-and-exercises-in-norway-5853333/ (Date of access - 5.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.