Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО: реальные последствия'

Вступление России в ВТО: реальные последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ТАРИФЫ / ПОШЛИНЫ / ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВСТУПЛЕНИЯ / THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / THE RUSSIAN FEDERATION / TARIFFS / DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Александр Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться Россия после вступления в Всемирную торговую организацию (ВТО). Среди очевидных плюсов вступления, прежде всего, можно назвать политический. Но не следует ожидать краткосрочного выигрыша от членства в ВТО, его не будет и в долгосрочном плане, так как потребители выиграют лишь только из-за увеличения прозрачности рынка, конкуренции и общего количества товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's accession to the WTO: the real impact

The article considers the problems, which Russia might face after the entry into the World Trade Organization (WTO). And one of the obvious advantages of accession to the WTO is political. However, one should not expect short-term gains from joining the WTO, there will none in the long run as well, because consumers win only from the increased transparency of the market, higher competition and goods quality, which would be not obvious at the initial stage after the country's accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО: реальные последствия»

Вступление России в ВТО: реальные последствия

Александр Гусев

В настоящее время в отношении России на мировом рынке действует около ста ограничительных мер, в том числе антидемпинговые процедуры, из-за которых страна теряет ежегодно более 2 млрд долл. В этом ряду роль Всемирной торговой организации (ВТО) весьма существенна.

В конце 2011 г. глава МВФ Кристин Лагард прочитала в Москве лекцию на тему: «России нечего делать в ВТО», которая оказалась весьма скандальной.

В своей лекции К.Лагард дала понять, что выгода для России от членства во Всемирной торговой организации может быть как политической, так и экономической. Однако, по ее мнению, экономических выгод для России нет никаких, так как Россия - сырьевая держава и доходная часть бюджета страны формируется в основном за счет экспорта нефти и газа. В то же время Россия экономически зависима от Запада, так как ввозит продукты питания и товары первой необходимости. Ее позиция проста, учитывая, что ВТО не регулирует торговлю энергоносителями, следовательно, для России в сфере основных бюджетообразующих торговых позиций членство в ВТО не дает ничего. Что касается ввоза готовых товаров, то Россия еще в начале 2000-х годов в целом приняла систему ввозных таможенных пошлин, ориентированную на ВТО, так что и тут особых перемен не предвидится.

Зачем России это нужно?

После почти 20 лет изматываю- вступление во Всемирную торговую

щих и изнурительных перегово- организацию. Однако несмотря на

ров Россия наконец-то получила неизбежность российского вступле-

окончательный «зеленый свет» на ния в ВТО, у населения, да, похоже,

ГУСЕВ Александр Анатольевич - доктор политических наук, профессор, руководитель Центра стратегического развития и прогнозирования Института Европы РАН. E-mail: alexandergusev@yandex.ru

Ключевые слова: ВТО, тарифы, пошлины, плюсы и минусы вступления.

и у властей, нет четкого понимания того, зачем оно нам необходимо. Хотя для России проблема вступления уже решена, спектр оценок возможных выгод и потерь продолжает оставаться достаточно широким.

Вполне очевидно, что будут выигравшие и проигравшие от вступления страны в ВТО, поэтому важно понимание того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше1.

Действительно, будучи преимущественно сырьевой державой, Россия особенно не выиграет по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий, чем в настоящее время. Более того, переходные периоды вступления в ВТО для России установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления в эту организацию удастся в лучшем случае лет через пять - семь. И тому есть объективные причины.

Во-первых, экспортная база России постоянно ухудшается.

По данным Всемирного банка, в 2000 г. нефть и газ составляли меньше половины всего экспорта России, тогда как в 2011 г. их доля возросла до двух третей от всего экспорта страны, еще 15% экспорта приходится на другие виды ископаемого сырья и лишь 10% экспорта составляет продукция высоких технологий, главным образом в сфере оборонной промышленности2.

Несмотря на многолетние разговоры о необходимости диверсификации и модернизации российской экономики, в её основе по-прежнему лежат добывающие отрасли промышленности.

Поскольку доходы от экспорта нефти покрывают более половины федерального бюджета, страна полностью зависит от непредсказуемых скачков мировых цен на энергоносители.

Сейчас для России вступить в ВТО означает признать свою второстепенную роль в международном разделении труда, т.е. роль крупнейшего поставщика сырьевых товаров.

Во-вторых, в феврале 2012 г. на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) премьер-министр России В.В.Путин заявил, что России необходимо стать членом ВТО, для устранения потерь доходов от экспорта, достигающих ежегодно 2,5 млрд долл. По его мнению, основными проигравшими от этой дискриминации являются российские собственники сталелитейной промышленности и промышленности цветных металлов, которые, кстати, в основном и лоббируют присоединение России к ВТО. Он также заверил, что в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию правительство вместе с бизнесом будет активно вырабатывать различные меры господдержки3.

Однако, хотя российский бизнес приучился выдерживать международную конкуренцию, большинство российских производственных, сельскохозяйственных и сервисных компаний остаются неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке страны. Поэтому без сильной государственной поддержки, что, кстати, запрещено правилами ВТО, они проиграют даже после истечения переходного периода.

В-третьих, многие российские предприниматели станут легкой добычей для госчиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые потребуют своей доли доходов или «отката» от прибыли в обмен на свою протекцию. Эта практика не позволит даже крупным компаниям выйти со своими товарами не только на мировой рынок, но и на национальный. Как результат, многие высококачественные потребительные товары местных производителей не смогут продаваться по всей стране.

Следует подчеркнуть, что через 20 лет после начала осуществления рыночных реформ в стране существует лишь небольшая часть заслуживших признание на международ-

ном уровне брендов продукции, «Изготовлено в России».

Неудивительно, что при таком неблагоприятном деловом климате внутренний капитал уходит из страны.

По оценкам Центрального банка России, в 2012 г. переток капитала за рубеж достигнет 60 млрд долл.4 Это будет дополнением к приблизительно одному триллиону долларов, ушедших из страны с середины 90-х годов ХХ в.

По какой же причине Россия уже в течение длительного времени пытается вступить в эту организацию? Причина внешне весомая. Пресловутая зона свободной торговли как магнит притягивает крупный бизнес и государственную власть нашей страны к ВТО.

История вопроса

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX в. поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 г. глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах прямой защитой внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при растущих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны.

В основном усилиями США и Великобритании в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Третьей опорой нового экономического порядка предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 г. в Га-

ване (Куба) была созвана Международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материальноправовые рамки международного соглашения

о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну.

В октябре 1947 г. было подписано Г енераль-ное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 г.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного вида, оказалось достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине 40-х годов ХХ в. до 4% в середине 90-х годов.

С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных,

ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

С середины 80-х годов в Германии, США и Японии шли переговоры между представителями крупного бизнеса. В результате к 1994 г. сформировалась особая коалиция, провозгласившая принципы свободной торговли по всему миру, равных конкурентных условий для всех производителей товаров и услуг и неприкосновенность интеллектуальной собственности.

В 1993 г. уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, а в 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО5.

На 1 января 2012 г. во Всемирной торговой организации состояло 157 государств, на

которые приходилось более 98% мировой торговли6.

Вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию решен окончательно. В июле 2012 г. Россия должна была завершить все процедуры по вступлению в ВТО и в начале августа стать полноправным членом организации. Правительство России уже направило документы о вступлении в ВТО на ратификацию в Федеральное собрание РФ. Об этом заявил премьер-министр России Д.А.Медведев на заседании правительства 7 июня 2012 г.7

Неочевидные плюсы и несомненные минусы

Так каковы же полюсы и минусы вступления России в ВТО?

Несомненно, существуют и недостатки, и достоинства этого шага. Однако это определение неоднозначно. Во многих случаях недостатки для одних могут оказаться весомым плюсом для других. Россия и так вынуждена соблюдать многие нормы ВТО, даже не состоя в ней. Особенно это ощутимо в те моменты, когда торгово-экономические отношения ведутся со странами - участницами ВТО. Поэтому вступление России в ВТО снимет значительные ограничения для России. Это, разумеется, можно назвать плюсом.

Минусом же является снятие ограничения России на ввоз товаров для участников ВТО. Это может повлечь за собой захламление рынка некачественными товарами и генномодифи-цированными продуктами питания. Кроме того, сильно пострадают те отрасли хозяйства, которые еще не успели достаточно развиться для того, чтобы составить импортируемым това-

рам достойную конкуренцию. В первую очередь это касается сельского хозяйства, автомобильной и авиационной промышленности. Вступление в ВТО может попросту погубить их.

Плюсом может стать упрочнение России на мировых позициях. ВТО позволит ей решать многие споры при своем участии. Эксперты организации будут контролировать качество товаров и услуг в России. Это, конечно, плюс.

Но есть и минус: рынок страны в еще большей степени станет контролироваться извне, а что может быть хуже иностранных контролеров?

Среди неочевидных плюсов можно назвать то, что российскому потребителю станет доступно многообразие товаров и услуг европейского и мирового рынков.

Но вполне логичным последствием этого может стать слишком большая зависимость жителей России от иностранных предприятий и их продукции, что, конечно, является серьезным минусом.

Несомненно, может выиграть от вхождения в ВТО и снижения или отмены пошлин черная металлургия и нефтехимия. Крупные корпорации, такие как Газпром или «Норильский никель» смогут беспрепятственно проводить все необходимые операции на территории стран -участниц ВТО. Однако несомненный плюс может стать кажущимся, так как лишь небольшая часть российских нефтегазовых компаний может получить от этого выгоду.

Кроме положительных и отрицательных моментов вступления России в ВТО есть еще и спорные. Так, например, результатом этого действия станет постепенное исчезновение моногородов.

Еще одним неоднозначным фактом можно назвать следующее: ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифи-цированные, так как соглашения между странами - участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, а торговые отношения между членами-участни-цами ВТО строятся в основном на доверии.

Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус.

Возможные плюсы: политические дивиденды от вступления

в ВТО

Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО можно назвать политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне.

Другой немаловажный момент: Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях или и вовсе ограничивая их деятельность, например, США.

Без сомнения, вступление в ВТО снизит политический риск для иностранных инвесторов и для местных

предпринимателей. И в этом смысле вступление в ВТО будет влиять на политические факторы, которые связаны с политическим риском, это снизит все то, что мы называем общим словом «политический риск» для инвесторов России.

Послужит ли вступление в ВТО экономической цели, т.е. притоку инвестиционного капитала? Назвать это событие политическим шагом также возможно, потому что вступление в ВТО повлияет на общую интегрированность России в глобальную политическую систему. С этой точки зрения вступление России в ВТО можно назвать, конечно, важным политическим шагом. Вероятно, что на данном этапе это, наверное, даже в большей степени политический шаг, чем экономический, потому что экономический эффект Россия увидит в лучшем случае лет

через 10, а политические бенефиты мы можем получить уже в ближайший год.

С политической точки зрения прослеживаются три важных момента:

- снижение для России политического риска;

- важная политическая тема интеграция России в мировое про-

странство, прежде всего в торговое пространство, и, соответственно, дальнейшая глобализация нашей страны;

- вступление России в ВТО, несомненно, понравится либеральному электорату. (Но так ли уж это важно и является ли это несомненным плюсом?)

Неочевидные плюсы

В целом вступление России в ВТО не окажет какого-либо значимого эффекта на экономический ландшафт страны в ближайшее время, несмотря на то что в ходе долгих и трудных переговоров Россия проработала огромное количество технических деталей, касающихся изменений в таможенных пошлинах на сырье и в значительной степени эти меры уже были осуществлены. Однако основная часть технических и технологических деталей процедуры реализации членства России в ВТО остается до настоящего времени неотрегулированной, а значит, в ближайшее время они не будут реализованы.

Следует подчеркнуть, что общая программа вступления России в ВТО не влечет за собой структурных изменений и решений, которые значительно изменили бы экономическую ситуацию в России. Такая ситуация представляет собой резкий контраст с ситуацией в Китае.

Когда Китай присоединялся к ВТО, условия, которые были согласованы с ВТО, фактически представляли собой программу для открытия китайской экономики для мирового рынка, а также для проведения реформ, которые в Китае нужно было реализовать в течение первых пяти лет после вступления в ВТО.

Собственно, металлургическая отрасль и является главным бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным условиям. Тем не менее эксперты банка HSBC в своей аналитической записке указывают, что «эффект ВТО» для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно8.

По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера. Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка возникнет сильная конкуренция, разовьется инфраструктура и из традиционного дешевого и простого мы получим сервис мирового уровня.

В дополнение ко всему рост ВВП страны должен ускориться: в среднесрочной перспективе до 3%-5%. Впрочем, весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и уст-

ранении административных барьеров.

Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки.

Приятным бонусом может стать и отмена злополучной поправки Джексона - Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Однако отменят ли США поправку Джексона - Вэника в отношении России после ее вступления в ВТО, которая является пережитком холодной войны, большой вопрос.

Эта поправка запрещала США устанавливать нормальные торговые отношения с СССР, потому что он не соответствовал нормам политики свободной эмиграции. Эта поправка по-прежнему применяется по отношению к России и к ряду других постсоветских государств. Ее отмена явно пойдет на пользу России. Если Соединенные Штаты не покончат с этой зако-

Среди непосредственных плюсов следует отметить то, что в связи с вступлением России в ВТО средневзвешенная ставка пошлин на импорт товаров в Россию к 2019 г. составит 5-5,3%.

В 2011 г. эта ставка составляла 9,6%, в 2012 г. она составит 9,5%, в 2013 г. - 7,4%, в 2014 г. - 6,9%, а в 2015 г. - 5,9%.

Сейчас у нас есть право довести некоторые пошлины до уровня, разрешенного обязательствами России в ВТО, согласно которым, импортная пошлина например, на сельхозпродукцию снизится - с 13,2 до 10,8%, на промышленные товары - с 9,5 до 7,3%, на молочные продукты - с 19,8% до 14,9% и на зерновые культуры - с 15,1 до 10%.

К 2020 г. будут обнулены ставки внутри квоты на свинину, сейчас они составляют 15%, вне квоты тариф снизится до 65%. Пошлины на автомобили будут снижены с 15,5 до 12%,

нодательной нормой, будь то до или после того, как Россия вступит в ВТО, у России не будет никаких обязательств выполнять те условия, на которые она подписалась во время переговоров о вступлении в ВТО в отношении американских товаров.

Президент США Барак Обама в связи со вступлением России в ВТО лично пообещал приложить все усилия для отмены этого атавизма, который хоть и не используется с 1994 г., но служит определенным отравляющим моментом в отношениях двух стран. Однако если раньше США использовали ее как пряник, которым обещали поощрить Россию за хорошее поведение, то теперь отмена поправки в интересах самих Соединенных Штатов, так как в рамках ВТО поправка будет прямым нарушением с их стороны.

Таким образом, российская экономика фундаментально не изменится со вступлением страны в ВТО, если структурные реформы не будут осуществлены.

нные плюсы

для электрических машин - с 8,4 до 6,2%, а на товары из древесины и бумаги - с 13,4 до 8%.

Пошлины на эти товары будут уменьшаться постепенно, в первую очередь на те товары, которые возросли в период кризиса, например, на продукцию нефтехимии, металлы и автомобили.

Однако следует подчеркнуть, что снижение пошлин на продовольствие не открывает серьезно внутренний рынок, а высокие пошлины на автомобили удалось отстоять до 2018 г., пока действуют заключенные с автопроизводителями договоры о промышленной сборке.

Что касается авиакомпаний, то вступление России в ВТО скажется в целом положительно.

Например, выручка от рейсов в Сибирь и из Сибири в центральные районы России является значительной и должна обеспечивать око-

ло 50% чистой прибыли компаний. Участники рынка уже сейчас ожидают отмены платы за использование ресурсов (роялти) в 2013 г.

Вступление страны в ВТО также должно открыть возможность найма иностранных пилотов, который в настоящее время запрещен. Дефицит квалифицированных пилотов в России стал одним из факторов, из-за которого расходы на оплату труда, например в «Аэрофлоте» , являются одними из самых высоких в Европе9.

Одним из важнейших вопросов станет отношение регуляторов к иностранному капиталу в секторе связи. Если зарубежные компании получат возможность контролировать крупнейших в России операторов связи, то могут возникнуть предпосылки к потенциальной продаже МТС компанией АФК «Система». Что касается цен на оборудование, то не следует ожидать значительного воздействия, так как операторы в значительной мере перешли к сервисным контрактам, а стоимость оборудования сильно понизилась. Более того, к 2015 г. Россия пообещала снять все ограничения на участие иностранного капитала в телекоммуникационном секторе10. Сейчас эта отрасль считается стратегической и получение контроля над предприятиями нужно согласовывать с Правительством Российской Федерации. Под определение стратегических подпадают все операторы сотовой связи «большой тройки», а также «Ростелеком».

Вступление России в ВТО создаст предпосылки для изменения структуры внутреннего рынка, а также поможет провести структурные реформы в ряде секторов экономики. В газовом секторе у нас сохраняется

монополия «Газпрома» на экспорт, но можно рассчитывать на то, что вступление страны в ВТО станет рычагом, который смогут использовать независимые газовые производители, чтобы также выйти на экспортный рынок российского газа, и это значительно улучшит экономические показатели таких компаний.

Более важной причиной вступления России в ВТО следует считать возможности модернизации экономики страны, а также либерализации доступа международного капитала на наш экспортный рынок. Только тогда Россия сможем построить сильный финансовый блок вокруг бизнеса торговли сырьем. В настоящее время почти весь этот денежный поток циркулирует в других странах, в основном в Европе. Однако развитие финансового сектора вокруг торговли сырьем создает лишь возможности реализации среднесрочной перспективы от вступления России в ВТО.

В банковском секторе экономики это связано прежде всего с тем, что вступление страны в ВТО не устранит, а более того, сохранит масштабный протекционизм. У нас не будут разрешены филиалы международных банков, так как все банки должны быть интегрированы в нашу, российскую банковскую систему, сохранятся квоты на капитал иностранного банковского сектора. Поэтому в ближайшее время ждать каких-то позитивных изменений в этом секторе экономики не стоит.

Важным аспектом вступления России в ВТО является то, что члены Таможенного союза: Казахстан и Белоруссия этого ждут, потому что это фактически способ для них добить-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся членства в ВТО. Находясь в Тамо- раструктуре, что и Россия, поэтому

женном союзе с Россией, они получа- для Белоруссии и Казахстана это бу-

ют доступ примерно к такой же инф- дет позитивным событием.

Очевидные минусы: сельский вопрос

Россия сохранит право увеличивать сельскохозяйственные субсидии после вступления в ВТО и не пойдет в рамках переговоров на уступки, которые могли бы нанести ущерб отечественному агропромышленному комплексу, пообещал премьер-министр В. В. Путин на съезде Российского аграрного движения (июнь 2011 г., Ростов-на-Дону)11.

По словам премьера, основным вопросом в сфере сельского хозяйства на переговорах по вступлению в ВТО остается вопрос доступа иностранной животноводческой продукции на российский рынок.

Так, Россия для защиты отечественного рынка мяса сохранила тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы.

Однако для свинины, например, внутри установленной квоты пошлина будет обнулена, сейчас она составляет 15%. При этом с 25% до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Пошлина же на ввоз живых свиней снизится с 40% до 5%, что грозит массовым импортом иностранных животных в Россию с целью дальнейшего убоя уже здесь и продажи мяса.

Заметно снизятся ставки на молочную продукцию (с 19,8% до 14,9%), злаки (с 15,1% до 10%), масличные культуры и растительные масла (с 9% до 7,1%).

Иными словами, импортных продуктов в магазинах станет заметно больше, причем уже в ближайшее время. При этом дотации сельскому хозяйству государство планирует сократить с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 млрд долл. в 2018 г.

По оценке Национальной мясной ассоциации, только потери федерального бюджета от

снижения таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты составят более 200 млн долл. в год, а общие потери отечественных производителей будут исчисляться суммой

1 млрд руб. в год12.

При этом оптовые цены, например на мясо, упадут в среднем на 15 руб., сейчас они составляют 125130 руб. за кг, что станет для производителей потерей рентабельности. Поэтому потребуется серьезная поддержка агропромышленного комплекса, и прежде всего, мясоперера-ботки.

Необходимо подчеркнуть, что, например, производство мяса птицы в настоящее время почти на 90% обеспечивают отечественные предприятия, но рынок свинины и говядины практически полностью зависит от иностранных поставок.

Сейчас между Минэкономразвития и ВТО идут переговоры о сохранении квотной системы доступа на российский рынок зарубежного мяса.

Один из вариантов - это снижение таможенных пошлин до 0 при сохранении квотирования. Сейчас таможенные пошлины составляют примерно 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг квотированной свинины и 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг сверхквотной.

Таким образом, в результате вступления России в ВТО в сельском хозяйстве России конкуренция значительно возрастет. Учитывая, что цены на базовые продукты питания, такие как молоко, крупы, зерновые, подсолнечное масло и сахар, полностью связаны с мировыми ценами, а

бизнесу, который импортирует эти товары, придется оплачивать еще и стоимость доставки. Другими словами, никто не будет импортировать зерно из Канады в Россию с целью создания конкуренции на внутреннем российском рынке.

Следует отметить, что в России не все сектора сельского хозяйства прибыльны. Например, сектор производства зерновых, который сравним с производством сырья, безусловно, прибылен. Эта продукция сейчас конкурентна, конечно, она будет конкурентна и после того, как мы вступим в ВТО. Однако основные отрасли сельскохозяйственного производства должны будут перекалибро-ваться. Крупные производители, конечно, смогут защититься и сделать

свою продукцию конкурентной, а мелкий и средний бизнес пострадают значительно. На них будет оказываться очень серьезное давление.

Более того, вступление в ВТО потребует от производителей переименовать ряд привычных потребителю отечественных продуктов.

Например, шампанское превратится в игристое вино, так как продукт с таким названием может производиться только в провинции Шампань во Франции, коньяк может производиться только в провинции Коньяк, поэтому в нашей стране разливают бренди.

Предварительное соглашение о том, что к 2022 г. российские производители откажутся от использования термина «шампанское», между межпрофессиональным комитетом вин Шампани С1УС и Ассоциацией производителей игристых вин России заключено несколько недель назад13.

Несомненный минус: конкуренция на финансовом рынке

После вступления России в ВТО усилится конкуренция на финансовом рынке, особенно в розничном секторе. Следует ожидать прихода в эти сферы мощных западных банков. Фактически, несмотря на формальное присутствие, они на нашем рынке еще серьезно не работали. Это, может, и не затронет серьезных игроков, таких как Сбербанк или ВТБ, но серьезно ударит по средним банкам.

Естественно, открытие границ не может не сказаться на снижении цен на кредиты. Правда, реальные изменения от вступления нашей страны в ВТО станут происходить не раньше, чем через несколько лет после подписания всех документов. Российский банковский сектор уже открыт для иностранных игроков, и те из них, кто заинтересован в ведении

бизнеса в России, уже присутствуют на рынке.

Барьеры к выходу на российский банковский рынок достаточно высоки в связи с усилением конкуренции. Переживающие трудности на собственных рынках иностранные банки едва ли будут выходить на российский рынок в массовом порядке. Напротив, некоторые дочерние банки иностранных кредитно-финансовых учреждений, не сумевшие создать существенное присутствие на рынке, уходят из России. Последним примером таких банков стал Barclays Bank, который продал свой банковский бизнес в России, кроме инвестиционно-банковского подразделения14. С другой стороны, Сбербанк активно ведет работу над выходом на зарубежные рынки.

Страхование собственности и страхование жизни от несчастных случаев находится в России на начальном этапе развития с точки зрения оборота капитала и внедрения передовых технологий. Таким обра-

зом, новым игрокам на рынке не придется бороться с конкурентами, так как данный сегмент страхования в России будет полностью контролироваться иностранными игроками.

Автоминусы

Российская автомобилестроительная отрасль России в настоящее время состоит из двух частей:

- собственная автомобильная промышленность;

- сборочные предприятия иностранных автопроизводителей.

Данные предприятия могут выжить, потому что это в интересах их родительских компаний. Они хотят продолжать продавать машины на российском рынке и находят сегодня более прибыльным собирать их в России. Это в особенности справедливо так как на самой последней стадии переговоров им удалось добиться значительных льгот от российских властей.

Что касается отечественных производителей, то здесь ситуация достаточно сложная и без государственной помощи такие гиганты автомобильной промышленности, как АвтоВАЗ и ГАЗ, просто не выживут.

Вступление России в ВТО грозит если не похоронить совсем, то заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Первыми пострадают производители грузовых автомобилей.

К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 т упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через три года и вовсе опустятся до 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет

упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем.

В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков с одновременным снижением цены на хорошие импортные аналоги, в результате чего отечественная продукция окажется в жесткой конкурентной среде.

Лучше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями.

Снижение пошлин на легковые автомобили будет более плавным - с 25% до 15%, причем будет растянутое на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные авто сократятся до 20% после переходного периода.

В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по заманиванию иностранных автопроизводителей. Многие из них не только построили в России заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше, -импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле.

Два российских автопроизводителя, представляющих собой производство, унаследованное от советской экономики, - АвтоВАЗ и ГАЗ, мо-

гут выжить только при условии серьезного технологического обновления.

Недавно АвтоВАЗ не только обновил технологический процесс производства российских автомобилей, но и улучшил свое финансовое состояние за счет нового менеджмента и новых акционеров из ЯепаиН.

Активное сотрудничество с ЯепаиИ -№$ап помогли АвтоВАЗу решить свои производственные проблемы, кардинально снизить количество брака и разработать новые модели. АвтоВАЗ сейчас реализует инвестицион-

ную программу для увеличения своих производственных мощностей на 50%. Если основной акционер компании, 1?епаи11, продолжит программу по наращиванию мощностей, то это значит, что она с явным оптимизмом смотрит на будущее АвтоВАЗ.

Что касается ГАЗ, то он пока не разработал четкой стратегии развития, несмотря на то, что у него есть акционер с обширными финансовыми ресурсами в лице О.В.Дерипаски, главы инвестиционной группы «Базовый элемент».

Вступая в ВТО, Россия идет на уступки западным экономикам

В России существует огромное лобби и огромная страта населения, которая считает, что мы враги с нашими западными партнерами. В западных странах, например в США, тоже имеется большая доля граждан, которые чувствуют в нас потенциальную угрозу, что способствует росту барьеров между странами.

Другая часть заинтересованных лиц и в России, и в западных стра-нах-это представители протекционистских кругов, которые защищают или, наоборот, лоббируют отдельные секторы экономики. Для таких сил существование барьеров и политически, и экономически выгодно. Поэтому оппоненты интеграционных процессов, в которых Россия сейчас участвует, получают экономическую выгоду, и изменение этой позиции будет связано или с политическими, или с экономическими убытками, которые они могут понести.

Но это не точка зрения всей нации, всех участников экономической деятельности. Обычно оппоненты

вступления России в ВТО апеллируют к некоторым стратегическим целям, частично это включает в себя безопасность, начиная с физической безопасности и заканчивая безопасностью обеспечения продуктами питания, сельхозпродуктами, чтобы Россия могла полностью обеспечивать себя всем этим в случае непредвиденных обстоятельств. Но это всегда точка зрения отдельного класса, отдельной страты населения, отдельных граждан, отдельного лобби, которая им выгодна в этот момент.

Присоединение к ВТО подразумевает уступки для любой вступающей в организацию страны, обычно это выражается в принятии конкретных правил или ограничений в соответствие с мировыми стандартами или стандартами, принятыми для стран, которые уже входят в ВТО. Россия пошла на уступки по большому числу вопросов. Например, Грузия изначально угрожала применить право вето в отношении российской заявки на вступление в ВТО в случае, если грузинские таможенники не будут допущены к мониторингу всех това-

ров, идущих между Россией и Южной Осетией, Россией и Абхазией. Грузия в конечном итоге сняла это условие, так как и Россия, и Грузия пришли к компромиссному решению.

По соглашению сторон швейцарская коммерческая фирма, нанятая швейцарским правительством, будет осуществлять надзор за потоком товаров через то, что раньше являлось российско-грузинской границей, а теперь представляет собой демаркационную линию между Южной Осетией и Северной.

Открытие рынка также несет в себе неоднозначные последствия, с которыми пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны.

Так, с вступлением в ВТО достанется российскому производству лекарств: импорт подешевеет, а пошлины планируется опустить с 15% до 5%, и по цене с отечественными препаратами начнут конкурировать индийские компании, чья продукция значительно дешевле нашей.

В сегменте дорогих лекарств импортные лекарства также станут доступнее. Здесь, даже если цена будет сопоставима с отечественным аналогом, на стороне иностранцев окажется отлаженный маркетинг, практически отсутствующий в России.

Выиграет ли тут потребитель? С одной стороны, да - выбор станет шире, цены ниже. Однако несложно предположить, что произойдет, если мы подорвем отечественную фармацевтическую промышленность и её производственная база будет ликвидирована, не выдержав возросшей конкуренции. И вот здесь потребитель может со временем оказаться в проигрыше, не говоря уж об экономике страны в целом.

Другой нюанс: импорт самолетов.

С одной стороны, пошлины снизятся: на дальнемагистральные широкофюзеляжные -

с 20% до 7,5%, на остальные - до 12%. Однако сейчас действует льготный режим, на большинство самолетов пошлины вообще обнулены. Если он не будет продлен, российским авиакомпаниям придется заметно раскошелиться начиная уже с 2015 г.

Вроде бы очевидный плюс для потребителя, обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий, однако он несет в себе угрозу упадка отечественного 1Т-сек-тора, который в таких условиях окончательно потеряет стимул и возможность развиваться на фоне заполонивших рынок иностранных компаний.

Так что же принесет нам в итоге ВТО? С точки зрения поставок на внешние рынки выгода минимальна. Ее ощутят в основном лишь металлурги, а главные экспортеры нефтяники и газовики продолжат качать энергоресурсы по прежним условиям, ведь их ВТО никак не регулирует.

Зато более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественной промышленности, которая без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта, а это значит, что миллиарды рублей налогоплательщиков будут изъяты из бюджета и направлены в помощь тому же автопрому, тем же фармацевтам и аграриям для решения их проблем и поддержания конкурентоспособности в новых более жестких условиях внутреннего рынка.

Таким образом, не следует ожидать краткосрочного выигрыша от ВТО, его не будет и в долгосрочном плане, так как потребители выиграют только благодаря увеличению прозрачности рынка, конкуренции и общего количества более качественных товаров.

Правда, российские налогоплательщики все-таки сумеют извлечь выгоду из нововведений, так как вступление страны в ВТО должно со временем сбить потребительские цены если не везде, то в некоторых секторах экономики. Польза от вступления России в ВТО пока не очевидна, а минусов от нее достаточно много.

Следует также подчеркнуть, что основным фактором вступления России в ВТО с позиции Запада являет-

ся то, что западная экономика и особенно европейская, сейчас находится в точке уязвимости. Это и повлияло на то, что европейские политики предприняли более агрессивные шаги, чтобы интегрировать Россию в ВТО и еще больше интегрировать ее в мировую торговлю. Здесь кризис, конечно, сыграл свою роль, подтолкнув этот процесс.

Итак, путь России в ВТО открыт, однако выиграет ли Россия?

Примечания

1 Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. М., Незави-

симый институт социальной политики, 2004. С. 4.

2 URL: http://www.worldbank.org

3 URL: http://www.rosbalt.ru/business/2012/02/09/943884.html

4 URL: http://argumentua.com/novosti/22-milliarda-dollarov-ubezhalo-iz-rossii-za-dva-mesyatsa

5 URL: http://ru.wikipedia.org

6 URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=5223

7 URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/06/07/focus/562949984060681

8 URL: http://top.rbc.ru/economics/22/11/2011/626165.shtml

9 URL: http://www.trading-forum.ru/index.php?topic=1128.0

10 URL: http://www.newsru.com/finance/11nov2011/wto_final.html

11 URL: http://rad.su/news/press_release/527

12 URL: http://www.chickeninfo.ru/info_new.php?id_news=229630

13 URL: http://www.boufradji.com/shampanskoe-vyvetrivaetsya.html

14 URL: http://www.filternews.ru/newsid9472.html

Обозреватель http: //www. rau.su

BSERVER E_mail: observer@ru.ru

10/2012

обозреватель-observer

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.