Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО: благо или наказание?'

Вступление России в ВТО: благо или наказание? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фильченкова Елена Дмитриевна

Рассмотрены плюсы и минусы вступления России в ВТО, приведены мнения экспертов по данному вопросу, рассмотрены возможные последствия вступления России в ВТО для производителей и граждан в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pluses and minuses of Russian accession to the World Trade Organization are considered, opinions of experts on the matter are given, possible consequences of Russian accession to the World Trade Organization for producers and for citizens as a whole are considered.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО: благо или наказание?»

финансовый капитал - это конечный результат деятельности предприятия, а движущей силой инноваций является человеческий капитал, увеличение стоимости которого напрямую связано с повышением конкурентоспособности предприятия. Данное обстоятельство в очередной раз подтверждает необходимость наращивания человеческого капитала, для чего необходимо привлекать и отбирать талантливый, высокопрофессиональный персонал, обладающий нестандартным мышлением, развивать образовательную систему организации, поощрять работников, продолжающих образование; формировать у них стремление к повышению уровня знаний, компетенций, создавая для этого необходимые условия. Таким образом, в системе управления конкурентоспособностью на предприятии жизненно важным является генерация высококачественного человеческого капитала, необходимого для устойчивого экономического, социального, культурного и природного развития, что в конечном счете обеспечит конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и международном рынке.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.).

2. URL: http ://www. expert.ru/printissues/expert/2007/14/medvedev_i_chelovecheskiy_ kapital/

УДК 339.5

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: БЛАГО ИЛИ НАКАЗАНИЕ?

Е. Д. Фильченкова

Рассмотрены плюсы и минусы вступления России в ВТО, приведены мнения экспертов по данному вопросу, рассмотрены возможные последствия вступления России в ВТО для производителей и граждан в целом.

Pluses and minuses of Russian accession to the World Trade Organization are considered, opinions of experts on the matter are given, possible consequences of Russian accession to the World Trade Organization for producers and for citizens as a whole are considered.

Спустя 18 лет изматывающих переговоров Россия наконец получила окончательный «зеленый свет» на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Переговоры по вступлению России в ВТО велись по четырем ключевым направлениям: тарифные вопросы, сельскохозяйственная проблематика, доступ на рынок услуг, системные вопросы.

В результате интенсификации переговорного процесса в 2009-2011 гг. наша страна вышла на завершающую стадию присоединения к ВТО в октябре 2011 г., когда был подписан пакет документов с последней страной-членом ВТО - Грузией [1].

Наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на по-

ставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря 2011 г. в Женеве. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа товаров и услуг на российский рынок.

Гадая о том, каковы будут последствия вступления в ВТО для экономики России, одни вспоминают не слишком удачный опыт вступления в ВТО ряда бывших советских республик (например, Украины), другие ссылаются на успех Китая, экспортно ориентированный рост которого ускорился после вступления страны в ВТО. Результат вступления России в ВТО во многом будет зависеть от внутренней экономической политики, считают эксперты [3].

После вступления в ВТО Россия вынуждена будет строить свою внешнеторговую политику в соответствии с принятыми на себя обязательствами и международными нормами, направленными на либерализацию международной торговли товарами и облегчение доступа на внутренние рынки стран-участниц. Наибольшие опасения в данном вопросе связываются с конкурентоспособностью отечественных товаров на рынке нашей страны и возможностью постепенной адаптации производителей к меняющимся условиям регулирования. Для этого при вступлении России в ВТО будет предусмотрен так называемый «адаптационный период», различный для каждой товарной группы и каждой отрасли в зависимости от степени их чувствительности к изменению таможенного тарифа.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30 % ставок будут снижены не более чем на 5 % [2].

Работа экономистов, оценивающих последствия присоединения России к ВТО, велась давно. Консенсус исследователей из Всемирного банка, ВШЭ и других состоит в том, что изменения выпуска, цен, потребления и благосостояния в среднем будут незначительными - в пределах плюс-минус 1-3 % от исходных уровней.

Прогнозы строятся для краткосрочного периода - 1-2 года после снижения всех тарифов (т.е. 2018-2019 гг.) и долгосрочного - 5-6 лет после снижения всех тарифов (2022-2023 гг.). Прогнозирование ведется без учета изменений общей экономической среды, но в долгосрочном периоде учитывается эффект от притока прямых иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг.

Расчеты указали на рост благосостояния экономики в краткосрочном периоде на 0,41 % в год, а в долгосрочном - на 0,96 % в год. При этом сократятся поступления в бюджет в связи с уменьшением таможенных тарифов, и в краткосрочной перспективе возможно очень незначительное снижение темпа роста ВВП. Сальдо торгового баланса претерпит значительные изменения, торговый профицит может снизиться на 10 %.

На 1,5-2,5 % в краткосрочной перспективе и до 3 % в долгосрочной перспективе упадут цены на пищевые продукты, транспортные средства и

оборудование, одежду, изделия из дерева, продукты химической и нефтехимической отраслей. Это приведет к росту потребления от 0,2 до 0,4 % в краткосрочной и до 1,5 % в долгосрочной перспективах. При этом либерализация сферы услуг является очень важным предположением данных расчетов, обеспечивая примерно половину выигрыша потребителей в долгосрочной перспективе [3].

На иностранные лекарства ставки пошлин снизятся с 15-5 % до 6,5-5 % в течение переходного периода, и одновременно опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3 %) [1].

Одним из самых очевидных плюсов вступления в ВТО является момент политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств и возможно приведет к увеличению инвестиций извне.

Другой немаловажный момент - Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях или и вовсе ограничивая их деятельность.

Именно металлургической отрасли откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным (нежели сейчас) условиям. Тем не менее эксперты банка И8БС в своей аналитической записке указывают, что «эффект ВТО» для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого.

По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера, сфера услуг.

В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе «добавка» от ВТО составит 3 %, а с годами - целых 11 %.

Впрочем, это все возможно лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим [4].

Самое ожидаемое как участниками рынка, так и рядовыми автомобилистами последствие от вступления нашей страны в ВТО - предстоящее снижение Россией импортных пошлин на новые автомобили. Если средневзвешенная ставка на импортируемые в РФ товары сократится на 2,2 % (с 10 до 7,8 %), то на машины пошлины должны, по идее, снизиться гораздо более существенно: до 15 % с нынешних 30 %. Эксперты в большинстве своем весьма положительно оценивают тот факт, что процесс присоединения России к ВТО вступил в финальную стадию. Рядовому же покупателю радоваться по поводу предстоящего снижения пошлин пока преждевременно. Во-первых, в момент вступления в ВТО Россия понизит импортные сборы с машин не столь уж и значительно: с 30 до 25 %. Во-вторых, сам процесс снижения пошлин до обещанных партнерам по ВТО 15 % будет сильно «растянут» по времени и завершится не ранее, чем через семь лет. Что же касается того, как повлияет вступле-

ние России в ВТО на российский автомобильный рынок, то не все эксперты высказываются однозначно оптимистично по этому поводу [5].

Однако машиностроение от вступления в ВТО пострадает. Вступление России в ВТО грозит заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25 до 15 %, а через 3 года и вовсе опустятся до 5 %. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30 до 15 %), а еще через три года - снизятся до 10 %. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем.

В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть такими высокими, и отечественная продукция окажется в жесткой конкурентной среде.

Чуть лучше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями. Снижение пошлин там будет более плавным - с 25 до 15 %, причем растянутое на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные авто сократятся до 20 % после переходного периода [5].

Открытие рынка также несет в себе неоднозначные последствия, с которыми пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны. Пример - российское производство лекарств. Другой пример - импорт самолетов. С одной стороны, пошлины снизятся: на дальнемагистральные широкофюзеляжные - с 20 до 7,5 %, на остальные - до 12 %. Однако сейчас действует льготный режим, на большинство самолетов пошлины вообще обнулены.

Очевидный плюс для потребителя - обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий -несет в себе угрозу явной неконкурентоспособности отечественного 1Т-сектора, который в таких условиях окончательно потеряет стимул и возможность развиваться на фоне заполонившей рынок иностранной техники. Таким образом, с точки зрения поставок на внешние рынки выгода минимальна. Ее ощутят лишь металлурги, а главные экспортеры (нефтяники и газовики) продолжат качать энергоресурсы по прежним условиям, ведь их ВТО никак не регулирует.

Зато более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественной промышленности. Из чего следует, что деньги налогоплательщиков будут изъяты из бюджета и направлены в помощь автопрому, фармацевтам для решения их проблем и поддержания конкурентоспособности в новых, жестких условиях.

В отличие от прочих случаев таких изъятий российские налогоплательщики все-таки сумеют извлечь выгоду из нововведений: вступление в ВТО должно со временем уменьшить потребительские цены, если не везде, то во многих сферах [4].

Однозначно сказать, выиграет ли Россия от вступления в ВТО или проиграет, сейчас невозможно, это покажет время, учитывая то, что переходные периоды установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления удастся лишь лет через 5-7.

Список литературы

1. Ерохин, В. Л. Вступление России в ВТО: обзор принятых обязательств / В. Л. Ерохин, А. Г. Иволга // Управление экономическими системами. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/862-2011-12-19-05-43-54

2. Россия и ВТО // Российская газета. - 2011. - Фед. вып. № 5661. -19 декабря.

3. РЭШ: последствия вступления России в ВТО // Вести. Экономика. - URL : http://www.vestifinance.ru/articles/5504

4. Не очевидное, но вероятное: что даст России вступление в ВТО. - URL: http://top.rbc.ru/economics/22/11/2011/626165.shtml

5. Цены на автомобили: что изменится после вступления России в ВТО. - URL: http://www.autobacs-n.ru/news/ceny_na_avtomobili_chto_izmenitsja_posle_ vstuplenija_rossii_v_vto/2011-11-30-323.

УДК 338.2

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КАНАЛОВ ТРАНСМИССИИ ШОКОВ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ

А. В. Фролов, О. Н. Сафонова, В. М. Володин

Рассмотрены принципы механизма денежной трансмиссии и приведен краткий обзор схем функционирования основных денежно-кредитных каналов: кредитного канала, который в данном обзоре включает в себя канал банковского кредитования и канал широкого кредитования (балансовый канал); канала валютного курса и канала процентных ставок. Также приведен метод анализа шоков монетарной политики, основанный на векторных авторегрессиях, и рассмотрено несколько работ, посвященных данной тематике.

This article covers the principles of monetary policy transmission mechanism and the main aspects of four transmission channels: the credit channel which captures features of the bank lending and the broad credit (balance-sheet) channel; the exchange rate channel and the interest rate channel. In addition to this we examine one of the methods of monetary policy transmission analysis, which is based on vector autoregression models, and cite some articles devoted to this topic.

Тема исследования трансмиссионного механизма монетарной политики была и остается актуальной ввиду того, что понимание данного механизма позволит Центральным Банкам различных стран более эффективно управлять экономическими процессами. Знание того, как быстро и в какой степени изменение ключевых инструментов монетарной политики повлияет на целевые переменные, служит основой проводимой политики, например, инфляционного таргетирования. Однако трансмиссионный механизм многообразен и сложно поддается оценке. В западной литературе нет единого мнения о подходе к оценке механизма денежной трансмиссии в различных странах. Это связано с экономическими и геополитическими особенностями, ввиду которых один и тот же трансмиссионный механизм будет по-разному функционировать в разных государствах. Данная проблема также относится и к выбору подходящих инструментов и их прокси для определения не только самих каналов трансмиссионного механизма, но и для определения шоков монетарной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.