Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 121-124
УДК 339.5(075.8)
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ
© 2013 г. А.С. Кокин, В.Н. Ясенев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kockin@mail.ru
Поступила в редакцию 02.07.2013
Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО. Проведен глубокий анализ отраслей экономики, на которые оно окажет воздействие. Представлены конкретные качественные и количественные показатели по рассмотренным отраслям экономики при вступлении России в ВТО. Указаны, какие величины пошлины будут уменьшены и на какие виды товаров.
Ключевые слова: вступление России в ВТО, пошлины, достоинства, недостатки.
Спустя 18 лет переговоров Россия, наконец, вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако у населения, экспертов, да и у самих властей, нет четкого понимания того, зачем это нам надо. Будучи преимущественно сырьевой державой, Россия мало выигрывает по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий. Вдобавок переходные периоды установлены так, что оценить выигрыши или проигрыши от вступления удастся лишь через 5-7 лет.
Наше государство мотивировало данный поступок тем, что страна нуждается в привлечении иностранных инвестиций и современных технологий, которые позволят повысить уровень конкурентоспособности производимой в России продукции.
Что касается технологий, то на нашу страну в свое время США была распространена знаменитая поправка Джексона-Веника, которая не позволяет нам покупать самые передовые и современные мировые технологии. Например, нам никто не мог продать высокотехнологичный реактор синтеза аммиака, который необходим в производстве минеральных удобрений, зато с удовольствием продали бы более старую версию, отработавшую уже, например, 10 лет. Будем надеяться, что с отменой поправки Джексо-на-Веника и вступлением России в ВТО произойдут существенные изменения в плане приобретения передовых мировых технологий и получения инвестиций.
Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО - момент политический: быть членом этого клуба как минимум почетно. Это повысит престиж страны в глазах иностранных инвесто-
ров и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне.
Другой немаловажный момент: Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать своих металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях или вовсе ограничивая их деятельность (например, в тех же самых США).
Собственно, металлургическая отрасль и является бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным (нежели сейчас) условиям. Тем не менее эксперты банка ESBC в своей аналитической записке указывают, что «эффект ВТО» для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно.
По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера. Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка возникнет мощная конкуренция, разовьется инфраструктура и из традиционного «дешево и сердито» мы получим сервис на мировом уровне.
В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе «добавка» от ВТО составит 3%, а с годами - целых 11%.
Впрочем, весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и
устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим. И учитывая текущие «успехи» российских властей на этом поприще, есть риск и не почувствовать разницы в обозримой перспективе.
На самом деле это вполне реальная вещь, поскольку стране, которая только что вступила в ВТО, дается около 5-6 лет на то, чтобы она «подготовила» свою экономику. В это время торговая организация делает ей множество поблажек и не осуществляет столь жесткий контроль. Иначе говоря, у России за это время есть шанс создать ряд высокотехнологичных и крайне конкурентоспособных производств, которые в дальнейшем могли бы иметь такое же значение для экспорта, как нефть, оружие, минеральные удобрения и ресурсы.
Импорт дешевого сырья для предпринимателей является однозначным плюсом. Из-за климатических условий на наших промышленных предприятиях существует огромное количество издержек, связанных с ними. Это влияет на стоимость выпускаемой продукции. При этом сырье, как правило, стоит недешево, особенно если его необходимо везти из-за границы. После снижения пошлин ввозить сырье станет дешевле и тем самым снизится себестоимость товаров, произведенных в России. В договоре о вступлении, например, написано, что пошлины на одежду останутся прежними, однако на ткани они будут равняться нулю, ввиду чего налицо значительная поддержка российских производителей одежды.
Минусов от вступления в ВТО, на взгляд того же непредвзятого Всемирного банка, вроде бы меньше, чем плюсов: пострадают в первую очередь машиностроение, пищевая и легкая промышленность, но все вместе они вносят в ВВП всего 4%.
Однако дьявол, как водится, кроется в деталях, и целые виды промышленности оказываются под угрозой. Начнем с машиностроения: вступление России в ВТО грозит если не похоронить совсем, то заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Отечественные предприятия этой отрасли и так выживают в основном за счет защитных пошлин и госзаказа (в случае с АвтоВАЗом - госстимулирования). Следует признать, что наша техника неконкурентоспособна в большинстве случаев и при прочих равных участь ей уготована незавидная.
Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления в ВТО с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на поддержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за объем двигателя отменят совсем [1].
В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть «кусачими», и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде.
Чуть лучше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями. Снижение пошлин там будет более плавным - с 25% до 15%, причем растянутым на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на поддержанные авто сократятся до 20% после переходного периода. В конечном итоге иномарки станут доступнее, но у АвтоВАЗа и прочих есть весомый временной задел на модернизацию и подготовку к новым, более трудным условиям.
В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по привлечению иностранных автопроизводителей: многие из них не только построили тут заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше: импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле.
Положение сельского хозяйства, пожалуй, один из самых больных вопросов при вступлении в ВТО. В среднем все выглядит опять же приемлемо: по документам, импортная пошлина по сельскохозяйственным продуктам не будет превышать 10.8% (сейчас - 13.2%), однако по отдельным направлениям возникнут существенные сложности.
К примеру, Россия в целях защиты отечественного рынка мяса сохранила тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы. Однако для свинины, например, внутри установленной квоты пошлина будет обнулена (сейчас - 15%). При этом с 25% до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Пошлина же на ввоз живых свиней разово упадет с 40% до 5%, что грозит массовым импортом иностранных живот-
ных в Россию с целью дальнейшего убоя уже здесь и продажи мяса.
Заметно снизятся ставки на молочную продукцию (с 19.8% до 14.9%), злаки (с 15.1% до 10%), масличные культуры и растительные масла (с 9% до 7.1%) [2].
Иными словами, импортных продуктов в магазинах станет заметно больше, причем уже в ближайшее время. При этом дотации сельскому хозяйству (которые ВТО воспринимает как искажающие условия торговли) придется сократить с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4.4 млрд долл. в 2018 г.
Открытие рынка также несет с собой изменения, в отношении которых пока сложно определиться, насколько они полезны или вредны. Так, с вступлением в ВТО достанется российскому производству лекарств: импорт подешевеет (пошлины планируется опустить с 15% до 5%), и по цене с отечественными производителями начнут конкурировать индусы, чья продукция порой может быть даже дешевле нашей. При этом в сегменте дорогих лекарств импортные лекарства также станут доступнее. Здесь, даже если цена будет сопоставима с ценой отечественных аналогов, на стороне иностранцев окажется отлаженный маркетинг, практически отсутствующий в России.
Выиграет ли тут потребитель? С одной стороны, да: выбор шире, цены ниже. Однако несложно предположить, что произойдет, если отечественная фармпромышленность «усохнет», не выдержав возросшей конкуренции. И вот здесь потребитель может со временем оказаться в проигрыше, не говоря уже об экономике страны в целом.
Другой нюанс - импорт самолетов. С одной стороны, пошлины снизятся: на дальнемагистральные широкофюзеляжные - с 20% до 7.5%, на остальные - до 12%. Однако сейчас действует льготный режим, на большинство самолетов пошлины вообще обнулены. Если он не будет продлен, российским авиакомпаниям придется заметно раскошелиться начиная уже с 2012 г.
Вроде бы очевидным плюсом для потребителя является обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий, но это несет в себе угрозу для отечественного ГГ-сектора, который в таких условиях окончательно потеряет стимул и возможность развиваться на фоне заполонивших рынок могучих иностранцев.
Так что же принесет нам в итоге ВТО? С точки зрения поставок на внешние рынки выгода минимальна. Ее ощутят лишь металлурги, а
главные экспортеры (нефтяники и газовики) продолжат качать энергоресурсы по прежним условиям, ведь их ВТО никак не регулирует.
Зато более открытый рынок и сокращение пошлин заставят государство оказывать больше помощи отечественной промышленности, которая без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта. А это значит, что миллиарды рублей налогоплательщиков будут изьяты из бюджета и направлены в помощь тому же автопрому, тем же фармацевтам и уже упомянутым свиноводам для решения их проблем и поддержания конкурентоспособности в новых, жестких условиях.
Правда в отличие от прочих случаев таких изъятий, российские налогоплательщики все-таки сумеют извлечь выгоду из нововведений: вступление в ВТО должно со временем сбить потребительские цены, если не везде, то во многих сферах. В остальном же польза от ВТО пока не доказана, а вред от нее - возможен.
Для инновационного пути развития России нужны не только современные технологии, но и прямые и портфельные инвестиции.
Россия, по разным прогнозам, уже в 2013 г. будет второй страной после Китая среди развивающихся стран по объему полученных прямых иностранных инвестиций. Инвесторов прежде всего будет привлекать размер российского рынка и очень значительный возврат на вложенные инвестиции. Сейчас рост инвестиций в Россию, по прогнозам зарубежных источников, тормозится из-за больших рисков. Основные среди них - это сильная зависимость экономики от цен на ресурсы, возможное негативное влияние на промышленность укрепления рубля, большое количество негативных черт бизнес-среды, а также неэффективная бюрократия и судебная система. Но главным риском для прямых иностранных инвестиций как в России, так и в мире в целом являются растущие риски протекционизма, с которыми связано ухудшение глобального геополитического климата. В этом отношении ситуация в мире будет гораздо менее благоприятной для прямых иностранных инвестиций, чем три года назад.
В настоящее время объем иностранных инвестиций в экономику России незначителен. Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Однако есть надежа, что по мере улучшения инвестици-
онного климата ситуация изменится и иностранные инвестиции смогут стать действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России.
Общеизвестно, что иностранный капитал может привнести в Россию достижения научнотехнического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построение в стране современного гражданского общества.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей -выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян.
Список литературы
1. http://brain.ru (дата обращения 10.02.2013).
2. http:// top.rbc.ru (дата обращения 10.02.2013).
RUSSIAN MEMBERSHIP IN THE WTO: OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY
A.S. Kokin, V.N. Yasenev
The advantages and disadvantages of Russian membership in the WTO are examined. An in-depth analysis is given of economic sectors, in which Russia will have advantages and disadvantages. Specific qualitative and quantitative data are presented of some industries at the moment of Russia's accession to the WTO. Reduction of duties is also discussed and the types of goods that will be involved.
Keywords: WTO, Russia in WTO, duties, advantages, disadvantages.