Научная статья на тему 'Вступительное слово на первом Всероссийском съезде историков-регионоведов в Санкт-Петербурге (11-14 сентября 2007 г. )'

Вступительное слово на первом Всероссийском съезде историков-регионоведов в Санкт-Петербурге (11-14 сентября 2007 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
333
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL LOCAL STUDIES / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / REGIONAL HISTORY / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / СОЮЗ КРАЕВЕДОВ РОССИИ / THE UNION OF RUSSIAN LOCAL HISTORIANS / LOCAL HISTORY CONFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмидт Сигурд Оттович

Выступление С.О. Шмидта посвящено современным проблемам теории и методики исторического краеведения и регионоведения, состоянию и перспективам краеведческого движения. Особое внимание уделено вопросам изучения и преподавания краеведения в вузах, определению понятий и границ «краеведения», «регионоведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opening speech at the First All-Russian Congress of Regional Historians in Saint-Petersburg (11-14 September 2007)

The speech of S.O. Schmidt deals with contemporary problems of the theory and the methodology of historical regional studies and local studies, the state and the vectors of local history movement. Special attention is paid to the study and teaching of local history in the universities, to the definition and the boundaries of "local history" and "regional history".

Текст научной работы на тему «Вступительное слово на первом Всероссийском съезде историков-регионоведов в Санкт-Петербурге (11-14 сентября 2007 г. )»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

С.О. Шмидт

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ИСТОРИКОВ-РЕГИОНОВЕДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (11-14 СЕНТЯБРЯ 2007 г.)

Выступление С.О. Шмидта посвящено современным проблемам теории и методики исторического краеведения и регионоведения, состоянию и перспективам краеведческого движения. Особое внимание уделено вопросам изучения и преподавания краеведения в вузах, определению понятий и границ «краеведения», «регионоведения».

Ключевые слова: историко-культурное краеведение, регионоведение, региональная история, краеведческие конференции, Союз краеведов России.

Организация Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов - явление показательное не только в плане развития научных знаний, но и как характерный фактор современной жизни, свидетельство возрастающего внимания к проблематике краеведения и в среде ученых, и у общественности, и в органах управления.

После разгрома историко-культурного краеведения на рубеже 1920-1930-х годов, когда репрессировали во многих больших и малых городах виднейших краеведов и шельмовали традиции и результаты многолетней краеведческой работы, Первую Всесоюзную конференцию по историческому краеведению удалось провести лишь в 1987 г. в Полтаве; а в 1990 г. в Челябинске состоялся Учредительный съезд Союза краеведов России. Ныне, в год двадцатилетия конференции 1987 г., организуются уже два масштабных научных форума с секциями многообразной тематики: в апреле в Москве, в Российском государственном гуманитарном

© Шмидт С.О., 2012

Этот текст с незначительными изменениями напечатан в кн.: Труды Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов. Санкт-Петербург, 11-13 октября 2007 г. Т. I. СПб., 2010. С. 27-38.

университете состоялись Первые всероссийские краеведческие чтения с участием связанных с нами общей работой специалистов из Украины и Беларуси. Сегодня открываем в Санкт-Петербургском государственном университете Первый Всероссийский съезд историков-регионоведов.

В обоих случаях соорганизатором выступает Союз краеведов России. Как председатель этого Союза выражаю глубокую признательность организаторам Съезда и гостеприимным хозяевам - и прежде всего ректору Университета академику РАО Людмиле Алексеевне Вербицкой, а также руководящим деятелям Университета и деканата Исторического факультета, обеспечившим возможность нашей встречи. И понимаю, конечно, что если в Москве в апреле основная тяжесть организации научного форума, выработки его программы пала на плечи преподавателей кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, то в СПбГУ мы должны с особой благодарностью отметить самоотверженную работу коллектива кафедры исторического регионове-дения, возглавляемой профессором Ю.В. Кривошеевым.

В 1990-е годы на краеведческой деятельности, конечно, сказалось сокращение возможностей государственной поддержки. Но возрастающий интерес к познанию своего края, его природного и культурного наследия, к вкладу местных жителей и уроженцев в летопись содеянного соотечественниками отражал происходившие в стране изменения, когда регионы становились значительно более независимыми от центра и могли самостоятельно планировать программу культурного развития, и получала распространение демократическая идеология. В то же время тем самым была обусловлена неравномерность проявления краеведческой инициативы в разных регионах и городах.

Однако в целом почти везде обнаруживалось стремление к перестройке экспозиций краеведческих музеев (где до того обязаны были следовать навязанному сверху стандарту), к восстановлению памяти о достойном в истории и культуре дореволюционного периода и о жертвах репрессий в советские годы, особое внимание к творческому наследию краеведов XIX - первой трети XX столетия. Возросло число изданий и диссертаций по проблематике историографии краеведения. Повсеместно стали проводиться конференции краеведческой тематики и издаваться их материалы, появились продолжающиеся (а иногда и периодические) краеведческие журналы и альманахи. Повысился научный уровень путеводителей, книг и буклетов о местных достопамятностях. Краеведческая литература на местах становится столь многообразной и показательной, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям уже не первый год успешно проводит Всероссийский конкурс таких изданий - «Малая Родина».

Существенно и то, что интерес именно к краеведной тематике (к истории своей местности, своих родственников) преобладает в сочинениях школьников на всероссийских конкурсах работ исследовательского типа. Лучшие из них изданы в сборниках, подготовленных в обществе «Мемориал» в Москве; работы школьников по петербурговедению издаются регулярно в Петербурге. И радует, что ссылки на материалы таких изданий встречаем в трудах специалистов, отягощенных учеными степенями. У лауреатов таких конкурсов и авторов печатных работ нет пока преимуществ при поступлении в вуз, полагающихся победителям олимпиад по другим областям знаний. Но убежден, что именно это следует в первую очередь учитывать при приеме в вуз подобных абитуриентов, а не формальные показатели пресловутого ЕГЭ - иначе мы потеряем лучших из нашей потенциальной смены.

Во многих регионах, в некоторых городах и в районах с сельским населением стали готовить солидные справочные издания, даже энциклопедии, осуществление которых возможно только при организационной и материальной поддержке властных структур.

Это заметно и в реализации программ Союза краеведов России, не обладающего материальными ресурсами: части большой программы изучения культуры российской провинции ХУШ-ХХ вв. (конференции - чаще всего в Пензе, издания), программы изучения малых городов, в организации в РГГУ конференций по методике преподавания краеведения в вузах. Всероссийские семинары краеведов о современном состоянии и перспективах развития краеведения в Зарайске в 2004 г. и в Воронеже в 2005 г. были проведены по инициативе и при участии Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова.

Существенно важно то, что инициаторами и организаторами обоих больших форумов 2007 г. являются университеты классического типа. Ранее краеведение вызывало интерес преимущественно в пединститутах (некоторые из них обрели в недавнее время статус университетов). Ибо познание мира начинается с представления о самом близком окружающем, доступном наблюдению, и только затем, в сопоставлении с новоузнаваемым, возникают понятия об общем и особенном, повторяющемся, типическом, о ценностных категориях и т. п. Потому-то элементы того, что позднее определят как краеведение, изначально присутствовали в школьном обучении. Именно средней школе и краеведческим музеям мы обязаны сохранением методики, а в какой-то мере даже и исследовательской тематики не только географического, но и историко-культурного краеведения после его беспощадного преследования вульгаризаторами обществоведения, поддерживаемыми высшими партийными

инстанциями. Некоторые добрые традиции уцелели благодаря прикрытию определением «школьное краеведение», широко используемым в практике. Ныне в университетах классического типа перестают относиться к краеведению и регионоведению как к отраслям знания, вспомогательным при подготовке специалистов разного профиля, создаются программы и даже кафедры такой специализации, как памятниковедение.

Это отражает не только изменения, произошедшие в нашей стране, но и в исторических науках, социологии, культурологии, и других - к концу ХХ столетия. Преобладающий интерес к явлениям государственно-политической истории, к наиболее значимому в плане социально-экономической истории, истории культуры сменился особым вниманием к истории повседневности, к локальной истории, микроистории, особенностям исторической психологии, соотношению этого всего с изучением все более ощутимого процесса глобализации и его предпосылок. И у зарубежных ученых, сохраняющих интерес к изучению прошлого России и содеянного в науке нашими соотечественниками, в последнее десятилетие внимание сосредоточивается при организации международных конференций на подобной, ранее казавшейся менее привлекательной, проблематике. Сошлюсь на программы двух конференций, в которых у меня еще хватило сил выступить с заглавными докладами. Это - организованная в Парижском университете Сорбонне по почину проректора профессора Ф. Конта конференция «Краеведение в России (1890-1990): истоки, кризис, возрождение» в 2000 г. и конференция в Вене, организованная в 2003 г. профессором университета А. Каппелером, «Россия XVI-XVII вв. в перспективе развития ее регионов» (труды обеих конференций изданы отдельными книгами).

Важно указать на то, что проблематика конференции в Сорбонне определялась в основном повышенным интересом к методике научной работы наших краеведов - и не только потому, что в нашей огромной стране разнообразие природных особенностей, культурных традиций и что Россия многонациональное, многоконфессиональное государство, но и оттого, что наши ученые еще в первой трети ХХ в. разработали тематику и апробировали практикой междисциплинарного характера методику конкретных исследований повседневности в различных ее проявлениях и в разных историко-географических условиях, зачастую предвосхитив то, что вызывало особый интерес у западной науки последующего времени. А в связи с признаваемым ими «возрождением» краеведения в современной России особо познавательным им показался доклад В.Ф. Козлова «Роль местных периодических изданий в изучении местной истории и культуры в

последние десятилетия ХХ в.» (к тексту его напечатанного доклада приложен перечень таких изданий).

А историографы осознали и то, что путь в науку большинства выдающихся историков, даже тех, кто затем прославился трудами с запоминающимися обобщениями, начинался с работ конкретной и чаще всего локальной тематики, которые становились для них школой овладения приемами исследовательского мастерства. Это совершенно очевидно и при знакомстве со списками печатных трудов моих предшественников по руководству возрожденной в 1956 г. Археографической комиссии Академии наук. Первые работы академика М.Н. Тихомирова - книга о Псковском восстании 1650 г., статьи по истории старинного подмосковного города Дмитрова и его окрестностей и Самарского края, и последняя - монументальная монография «Россия в XVI столетии» на стыке региональной истории и краеведения. Член-корреспондент Академии наук В.И. Шунков начинал с краеведческих изысканий о Сибири XIX в. и методических трудов о преподавании «школьного краеведения», а завершил масштабными исследованиями о Сибири. Знаменитый петербургский историк академик С.Ф. Платонов, заведовавший кафедрой в Университете и создавший именно здесь прославленную научную школу, темой последней своей книги (1927 г.) избрал то, что четко отражено в ее названии - «Далекое прошлое Пушкинского уголка». По определению автора, это «исторический очерк» «пространства всего 20-25 км», где расположены вблизи реки Сороть помещичьи усадьбы (Михайловское, Тригорское и другие) и Святогорский монастырь, ставший местом захоронения Пушкина. Нередко приводят выражение, характеризующее актерскую игру: «Не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры». Применительно к сочинениям историков допустимо сказать: «Нет маленьких тем, есть маленькие исполнители». И потому-то одна из задач и краеведения, и историографии - выявление трудов краеведной тематики в наследии видных ученых и определение их места и в творческой биографии ученого, и в обогащении методики краеведной работы.

Это тем более важно, что среди историков находятся и такие, которые всякие сочинения краеведной тематики пренебрежительно относят к работам второго сорта. Мало осведомленные в истории краеведения, не осознающие его теснейшую взаимосвязь с проблематикой изучения повседневности, примитивно сводящие круг интересов краеведов к рассмотрению «достопримечательностей», они слишком склонны к приспособлению модных зарубежных терминов для обозначения устоявшихся понятий и даже к небезобидному для распространения краеведных знаний теоретизированию обличительной направленности.

Уже приходилось приводить пример такого рода: в статье 2005 г. «Новая локальная история в системе университетского образования» характеризуется традиционный тип «локальной истории», названный по аналогии с «психическими типами» «интровертным», «как не требующий особых исследовательских усилий». Там читаем: «Такая история зачастую все еще сохраняет эрудитский характер, свою задачу видит в накоплении разнообразных фактов по истории локуса, а свою научность определяет через установление достоверности фактов путем "критики исторических источников"». И далее снисходительное замечание: «Не будем здесь оспаривать ценность таких подходов. Они, по-видимому, имеют право на существование». А затем и декларация: «Однако, хотя такая "местная" история может быть востребована массовым сознанием, она представляется мне весьма опасной. В первую очередь - своей нацеленностью в прошлое, что мешает не только стремиться в будущее, но и адекватно ориентироваться в настоящем. Во-вторых, тем, что создает угрозу ксенофобии». Автор, видимо, не знаком с писаниями тех, кто громил историко-культурное краеведение в начале 1930-х годов, иначе бы вряд ли решился столь откровенно повторять их соображения. К сожалению, эта статья написана заведующим кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ М.Ф. Румянцевой и помещена в сборнике Материалов XVII научной конференции с обязывающим названием «Образ науки в университетском образовании». Полагаю своим долгом старейшего по стажу профессора РГГУ, преподающего с 1949 г. в Ис-торико-архивном институте, ставшем для меня, выпускника истфака МГУ, уже давно родным, заметить, что такие суждения отнюдь не отражают представления тех, кто там преподает и не соответствуют высокому уровню научных конференций, ежегодно организуемых кафедрой с 1989 г. И довольно странно выглядит, когда попытка показать несостоятельность традиционных краеведческих представлений и якобы потребность внесения изменений в устоявшуюся терминологию имеет место (при поддержке тех же, ранее никогда не занимавшихся такой проблематикой, москвичей) в Ставрополе, где, кстати, подготовлено одно из лучших в России на сегодняшний день изданий историографо-краеведческого плана «Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет» (1344 страницы).

Действительно, краеведение - это сфера не только научной, но и культурно-просветительской, памятникоохранительной, общественной деятельности, преимущественно, силами местных жителей. Но такого рода работа все в большей мере опирается на научную основу, а наблюдения лиц, даже не имеющих специальной подготовки, оказываются зачастую необходимыми и полезными для серьезных

научных выводов. И потому сейчас для развития краеведения дилетантизм в практике краеведения, пожалуй, менее опасен, чем безответственный и самоуверенный дилетантизм в теории.

Краеведение многоуровнево по своему научному потенциалу и предназначению научных знаний, и существенно важно, чтобы в сферах учебной и просветительской оно опиралось на достижения научного знания. Однако при обращении к широкой публике - и к «аборигенам», и особенно к приезжим - такие данные преподносятся обычно в, так сказать, облегченном виде - и в популярных изданиях, и устно. Следует иметь в виду, что информация об особенностях местного культурного и природного наследия, о «достопамятностях» наиболее привлекательна для туристов. Ныне во всем мире историко-культурный туризм стал характерной чертой общественной жизни и культуры и все более процветающей индустрией, а иногда и определяющим фактором экономического потенциала. Подготовка экскурсоводов становится, тем самым, перспективной специализацией. И именно ученые-краеведы призваны вносить научные знания в подготовку подобного рода специалистов, ограждая их от недостоверной и легковесной информации.

Важно, чтобы определенный набор информации по тематике историко-культурного краеведения обязательно включался в программы подготовки в вузах специалистов в сфере средств массовых коммуникаций и в сфере обслуживания - сервиса и туризма. Желательно, чтобы университеты подготовили пособия и программы для экскурсоводов по своему краю. В РГГУ готовы составить рекомендации, облегчающие такую работу и консультировать авторов подобных изданий.

Наконец, знаменательно то, что конференция происходит в Петербурге, где на протяжении почти трехсот лет ведется ощутимая во всей России разносторонняя и результативная работа в сфере краеведения. У истоков нашего краеведения как сферы комплексного научного знания стоят знаменитые «академические» экспедиции XVIII в., академические «анкеты», приглашающие к изучению своего края и местных жителей, академические издания. Показательно, что первым членом-корреспондентом Академии наук стал (в 1759 г.) уральский краевед П.И. Рычков; в 1786 г. этого звания был удостоен знаток Архангельского края и видный местный общественный деятель В.В. Крестинин. Тогда уже сформировалась традиция тесной взаимосвязи академической (а затем и университетской) науки с краеведением, что особенно характерно именно для нашей страны. Иначе на ее огромной территории трудно было бы вести природные наблюдения, узнать о прошлом многочисленных народов и отличительных чертах их культуры, получить пригодные для научной (и прежде всего статистической) обработки и сопоставления данные

о социально-экономическом положении различных регионов государства и об их историко-культурных особенностях. В Петербурге находились учреждения и общества, инициировавшие работу крае-ведной направленности на местах, обеспечивавшие ее методическими рекомендациями - и Вольное экономическое общество, возникшее еще в 1765 г., и образовавшиеся в XIX в. Археографическая комиссия, Русское географическое общество и другие.

Как никогда ни ранее, ни позднее тесной была взаимосвязь Академии наук и краеведов в первое тридцатилетие ХХ в. и особенно в послереволюционные годы, воспринимаемые ныне как «золотое десятилетие» нашего краеведения. Центральным бюро краеведения (далее - ЦБК) руководил непременный секретарь Академии наук академик С.Ф. Ольденбург (востоковед и культуролог). Его заместителями были тоже академики языковед и археолог Н.Я. Марр и геолог А.Е. Ферсман, а местоположением Ленинградского отделения ЦБК - Мраморный дворец. В книге о деятельности Академии наук, подготовленной в 1927 г. к десятилетию Октябрьской революции, сочли необходимым поместить статью и о достижениях в области краеведения. Петроград стал центром совершенствования экскурсионной методики в историко-культурном краеведении, что запечатлено в переиздающихся печатных трудах профессора И.М. Гревса (памяти которого была посвящена научная конференция СПбГУ в 2006 г.) и Н.П. Анциферова.

С возрождением краеведения именно в Петербурге в 2000 г. был проведен Международный семинар по методологии региональных исторических исследований (в Мраморном дворце), а в 2003 г. инициированный Российской национальной библиотекой Международный практический семинар «Проблемы создания региональных энциклопедий». В Петербурге ведется неустанная работа по привлечению к краеведческим изысканиям школьной молодежи, являющаяся образцом для всей России. С середины 1990 г. вручаются Анциферовские премии за печатные труды по петербурговедению по нескольким номинациям, в том числе и авторам из зарубежья. В работе жюри в процедуре присуждения премий действенное участие принимал академик Д.С. Лихачев. В бытность руководителем Фонда культуры он придавал большое значение развитию краеведения, изданию литературы соответствующего профиля, и очень отрадно, что образованный после его кончины «Фонд им. Д.С. Лихачева» следует этой доброй традиции.

Оба научных форума 2007 г. многотемны и во многом близки по проблематике. Некоторым даже представляется, что между тем, что обозначают терминами «краеведение» и «регионоведение» (или «региональная история»), и «краевед» и «регионовед» по существу

мало различий. На самом деле это не так. И, хотя уже приходилось не раз и писать, и говорить об этом, позволительно снова кратко напомнить о том, в каком понимании употребляют такую терминологию в Союзе краеведов России и в РГГУ, что, соответственно, отражено было и в программе Первых всероссийских краеведческих чтений, и в формулировках заглавий докладов и сообщений.

Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь на рубеже XIX и XX вв. для обозначения деятельности определенной тематики: познание и распространение знаний о прошлом и настоящем какого-либо «края» - от сравнительно крупного региона до отдельных города и деревни, монастыря, усадьбы, завода, даже улицы, храма, дома, школы и т. д. Термин «регион» чаще всего обозначает часть территории (и обычно немалую), отличающуюся от других совокупностью устойчивых природных, социоэкономических, государственно-политических, исторических, культурных особенностей развития. «Регионоведение» (схожего значения термины «регионология», «регионалистика») подпитывается краеведением, и потому-то справочные издания, называемые региональными энциклопедиями, тоже насыщены собственно краеведной тематикой и информацией и могут рассматриваться как результат работы и краеведов.

И краеведение и регионоведение - сферы междисциплинарной научной деятельности даже в тех отраслях, которые выделяются как самостоятельные: исторической, географической и других. В краеведении преобладает интерес к наследию - историко-культурному и природному. Регионоведение же обязательно включает познание современного состояния местности, освоение данных политологии, экономической географии, демографии. Регионоведение -комплекс более широких и обобщенных знаний, чем краеведение, сосредоточенное преимущественно на местных особенностях и достопамятностях - природных, исторических, художественных, собственно мемориальных, то есть напоминающих о выдающихся событиях, уроженцах, местных деятелях, монументах и т. п. Краеведение особенно тесно соприкасается с памятниковедением и с проблематикой биографики. Существенна его взаимосвязь с источниковедением и близкими к нему специальными (или вспомогательными) дисциплинами. Без владения методикой таких научных дисциплин невозможно атрибутировать памятники истории и культуры, извлекать из них полновесную информацию.

Региональная история - лишь часть более широкой сферы, относящейся к регионоведению. В то же время при занятиях региональной историей (историческим регионоведением) не ограничиваются обычно территорией собственно региона: важны взаимосвязи с другими регионами, со столицей, определение места региона в территориальной

структуре всей страны, в общегосударственной (или даже межгосударственной) системе социоэкономических, политических, культурных отношений. Важнейшая задача регионоведения - выявлять и характеризовать «общее», для краеведов - «особенное». В регионоведении наибольшее внимание уделяется определению путей в будущее; в краеведении - использованию прошлого в настоящем и в будущем.

Регионоведение - сфера научных знаний, овладение методикой которых требует специальной подготовки. Краеведение изначально имело и просветительскую направленность, допускающую вовлечение в эту деятельность широкой общественности. И потому-то краеведение явственнее, чем регионоведение (более нейтральное, как всякое формализованное научное знание), отражает особенности менталитета (и общества в целом, и отдельных его группировок -больших и малых) и вкусовые предпочтения той или иной эпохи. Относящееся к краеведению, усваиваемое с юных лет (включенное в программы школьного обучения) оказывает непосредственное воздействие на формирование не только первичных научных представлений, но и общественного сознания - воспитательное значение краеведения общепризнано.

И различия краеведения и исторического регионоведения прослеживаются в программах научных форумов 2007 г., даже в наименовании их секций. В Москве было много пленарных докладов, а затем работа была распределена по одиннадцати секциям: I. Преподавание краеведения и региональной истории; издание краеведческой литературы; II. История и современное состояние краеведения. Краеведческое движение; III. Краеведческие программы. Краеведение и культурное наследие; IV. Краеведение и архивы; V. Краеведение и музеи; VI. Экскурсионно-туристическая деятельность и краеведение. Некрополеведение; VII. Методика краеведческих исследований. Усадьбоведение; VIII. Городская и сельская социокультурная среда: проблемы изучения; IX. Церковное краеведение; X. Москвоведение; XI. Историография и источниковедение краеведения и локальной истории.

Для собравшихся сейчас в Санкт-Петербургском университете важнее всего то, что сближает краеведение и регионоведение, тем более что внимание к использованию таких сближающих элементов отражено в учебных программах вузов и в практике совместной работы и с хранилищами памятников истории и культуры - музеями, библиотеками, архивами, и с учреждениями разного профиля. Хочется пожелать, чтобы будущие историографы оценивали 2007 год как значимую веху в развитии и регионоведения и краеведения, в расширении творческих и человеческих контактов специалистов в обеих отраслях знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.