Научная статья на тему 'Встреча с петербургскими архитекторами. Два взгляда'

Встреча с петербургскими архитекторами. Два взгляда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Встреча с петербургскими архитекторами. Два взгляда»

Встреча с петербургскими архитекторами. Два взгляда

Н.В.Грязнова, А.В.Анисимов

Петербург. Над аркой Главного штаба

Участники встречи на парадной лестнице.

В первом ряду: О.Явейн, О.Романов, Н.Грязнова, А.Скокан,

И.Осипян, М.Свиридова, М.Мамошин.

Во втором ряду: С.Гнедовский, А.Анисимов, А.Некрасов

28-29 июля Отделение архитектуры провело выездное заседание своего бюро в Санкт-Петербурге, но по формату и обстановке, в которой оно проходило, правильнее сказать, что состоялась дружеская встреча московских членов Отделения архитектуры с ведущими архитекторами современного Петербурга. Однако намеченную широкую программу неожиданно

Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба. План первого этажа

124 4 2012

пришлось сократить, так как первые же объекты, показанные нашими коллегами, оказались настолько захватывающе интересными, что качество предпочли количеству.

Во встрече приняли участие С.Гнедовский, А.Скокан, А.Некрасов, М. Гаврилова, Н.Грязнова, А.Анисимов. Петербург представляли руководители известных творческих коллективов: О.Явейн, М.Мамошин, А.Богатырева, В.Попов, О.Романов и др.

Программа началась с посещения восточного крыла Главного штаба (архитектор К.Росси), переданного в начале 2000-х Эрмитажу для размещения музейной коллекции. Проект реконструкции Главного штаба был разработан архитектурным бюро «Студия 44», авторский коллектив которого возглавляли Олег Игоревич и Никита Игоревич Явейн. В прошлом году первая очередь здания была сдана в эксплуатацию.

О.Явейн рассказал о проектных замыслах - сценарных, технологических, архитектурных, конструктивных, - о том, как удалось реализовать задуманное и что осталось за рамками проектных идей. Проделанная масштабная работа беспрецедентна в нашей стране. Выполняя по сути интерьер-ную реконструкцию, авторы создали градостроительное пространство с осью и дальними перспективами, обрамленным зелеными аллеями проспектом, который пересекают улицы и висячие мосты. Это пространство разрушает традиционный для музея поведенческий стереотип и формирует новый,

коммуникационный способ его освоения. Пустынность, благоговение, тишина, характерные для многих музеев, вряд ли будут отличать этот «город», где посетители смогут сидеть на ступенях и на полу, лежать под деревьями и на широченных лавках.

Есть опасение, что интерес к пространству и желание его изучить перевесят интерес к музейным экспонатам, тем более что авторы включили в экспозицию такие архитектурные интриги, как чердачное пространство между двумя арками Росси и выход на крышу Главного штаба. Пожелаем нашим коллегам успешного завершения второй очереди строительства, но уже сейчас можно сказать, что качество современного архитектурного решения по уровню и классу нисколько не уступает его историческому предшественнику.

Далее в рамках программы москвичи посетили объекты члена-корреспондента Отделения архитектуры М.Мамошина: первый в Санкт-Петербурге многоярусный гараж-стоянку в Волынском переулке (исторический центр города), бизнесцентр на улице Чайковского и недавно построенный жилой дом на проспекте Чернышевского. Было очевидно, что архитектору удалось максимально корректно вписать новый объект в контекст города, оставаясь при этом архитектором XXI века. Удивляет сбалансированность таких профессиональных противоречий, как бесконечное уважение к историческому окружению и дерзкая смелость в новациях.

Светопрозрачное покрытие бывшего внутреннего двора Главного штаба

Архитектор и его коллеги рассказали об экологическом подходе при проектировании этих зданий, способах обеспечения их высокой энергоэффективности. Характерным для творчества Мамошина является использование пятого фасада. Все три его постройки имеют эксплуатируемую кровлю: на крыше бизнес-центра устроен ландшафтный сад, крыши гаража и жилого дома еще ждут своего функционального насыщения.

На следующий день состоялось посещение «Студии 44». Коллегам из Москвы в виртуальном режиме показали выполненные ее архитекторами в последние годы проекты и постройки: железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, отель «Новый Петергоф», Академию танца Бориса Эйф-

Главная лестница

Потолочный фонарь

Новый демонстрационный зал над аркой Главного штаба. Архитекторы К.Росси, О.Явейн, Н.Явейн и др.

126 4 2012

мана, Дворец творчества школьников и железнодорожный вокзал в Астане, Музей истории Казахстана.

В рамках выездного мероприятия в Доме архитектора была проведена встреча с руководством Санкт-Петербургского союза архитекторов - почетным президентом, академиком РААСН Владимиром Васильевичем Поповым и президентом Олегом Сергеевичем Романовым. Коллеги обменялись профессиональными мнениями. Было высказано пожелание о продолжении сотрудничества.

Н.В.Грязнова

Все началось с ошеломляющего по своему интересу и эмоциональному воздействию ознакомления с близкой к завершению реконструкцией и реставрацией дворов и зданий Главного штаба на Дворцовой площади для Государственного Эрмитажа. Автор проекта Олег Игоревич Явейн провел коллег по завершающейся стройке левого крыла здания, подробно рассказав о результатах огромной и трудной работы, о проблемах многолетнего творческого процесса. Давно заброшенные дворы памятника архитектуры великого К.Росси сегодня превращаются в грандиозные залы, какими Эрмитаж,

пожалуй, до сих пор не обладал. Незабываема сама композиция пяти дворов, щедро освещенных естественным верхним светом и соединенных гигантскими дверями в сквозную анфиладу. Высота дверных проемов достигает четырех этажей. А в их створе еще предусмотрены стеклянные переходные мостики для посетителей (из цепи залов вдоль Мойки к залам вдоль Дворцовой площади), с которых в обе стороны открывается прекрасная перспектива. Производит впечатление грандиозный входной узел с обилием гранитных плоскостей и широкой, «столичной» лестницей со стеклянным центральным проходом, сразу обозначившей мировой уровень новых помещений музея. Залы оборудованы трансформируемыми стенами-экранами, которые позволяют не только делить пространство, но и менять его колористический климат.

Конечно, у авторского коллектива, возглавляемого О.Явей-ном, был талантливый соавтор - Росси, частично обосновавший идею слегка изогнутой анфилады дворов, которую удалось реализовать только в XXI веке нашим талантливым современникам на самом высоком профессиональном уровне. И есть только одно опасение - не испортит ли будущая музейная экспозиция грандиозный пространственный замысел.

Дом «Таврический» на проспекте Чернышевского. Архитекторы М.Мамошин (руководитель), А.Богатырева, П.Веряскин

В тот же день нам посчастливилось посетить несколько объектов, созданных творческим коллективом под руководством М.Мамошина в районе проспекта Чернышевского и улицы Чайковского. Эти многофункциональные бизнес-центры, офисы и жилые объекты отличаются утонченной проработкой деталей, высоким профессионализмом владения материалом и формой, внимательным отношением к технологии, оборудованию и вообще интерьерам.

В 2011 году построен и сдан в эксплуатацию 8-этажный кирпично-монолитный дом «Таврический» на 46 квартир, первые три этажа которого занимают коммерческие помеще-

План типового этажа дома «Таврический»

Деталь бокового фасада

Деталь въездных ворот

128 4 2012

ния. Здание отличается оригинальной планировкой, использованием добротных естественных материалов, внимательной проработкой деталей. По итогам ежегодного смотра-конкурса архитектурных проектов «Архитектон-2006» (учрежден Санкт-Петербургским союзом архитекторов) проект дома получил первое место и золотой диплом в номинации «Лучший проект года», а также золотой диплом Международного фестиваля «Зодчество».

Экспертный совет Всемирного клуба петербуржцев на заседании по эстетике городской среды выдвинул и единогласно поддержал включение дома «Таврический», построенного по проекту «Архитектурной мастерской Мамошина» компанией RBI1, в Белую книгу Петербурга.

В Белую книгу попадают объекты современной архитектуры, полностью соответствующие художественным, градостроительным и архитектурным традициям Петербурга. Мнение экспертного совета относительно проекта дома на проспекте

1 Компания RBI (www.rbi.ru) входит в холдинг RBI, работающий на рынке Санкт-Петербурга с 1993 года. За 18 лет ею построено 56 зданий разного класса и уровня общей площадью более 855 000 кв.м. Компания реализует проекты элитного жилья и коммерческой недвижимости. Для создания и строительства комплексов она привлекает лучшие архитектурные студии и подрядные организации. С RBI тесно сотрудничают такие известные мастера, как Рикардо Бофилл, Евгений Герасимов, Михаил Мамошин. Проекты RBI становились победителями и призерами многочисленных профессиональных конкурсов как городского, так и федерального уровня.

Эксплуатируемая крыша здания бизнес-центра на улице Чайковского. Архитекторы М.Мамошин (руководитель), А.Богатырева, А.Иванов

Чернышевского было единогласным - дом хорошо вошел в среду и является примером качественной реализации нового строительства в историческом центре города. Как отметил заведующий кафедрой изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ, профессор Института им. И.Е.Репина РАХ И.Уралов, «для меня как петербуржца, большую часть жизни прожившего в центре, этот пример заслуживает уважения и одобрения, поскольку это не подделка, а современная архитектура, с уважением относящаяся к тому, что рядом».

Расположенный по соседству со Смольным и Таврическим садом, дом «Таврический» априори требует соответствия историческому контексту, и стиль «северный модерн», избранный руководителем мастерской Мамошиным, как нельзя лучше решает эту задачу. «Я стремился подчеркнуть в доме петербургскую идентичность в контексте развития традиций северного модерна, - рассказывает архитектор. - Данная работа продолжает эстетику симбиоза северного модерна и архитектуры текущего момента. Композиционное и декоративное решение фасада здания подхватывает тему, определенную домом Н.М.Нельговской архитектора С.А.Баранкеева (Захарьевская, д.1, 1910-1911 гг.), замыкающим противоположный по пр. Чернышевского угол квартала».

Здание в плане представляет собой усеченный восьмерик с пятью гранями. Каждая грань - фасад. Фасадов пять. Каждый фасад имеет свой фронтон. Коридоров нет, вместо них висячие ярусы, обращенные в атриумный двор, наподобие театральных ярусов перед сценической декорацией внутридворового фасада. Получается своеобразный «театр одного фасада». Особое внимание в процессе строительства было уделено возрождению петербургского качества отделки фасадов эпохи модерн с использованием современных технологий.

Получая диплом о внесении в Белую книгу и знак соответствия из рук директора Государственного Эрмитажа, президента Всемирного клуба петербуржцев М.Пиотровского, президент холдинга RBI Э.Тиктинский отметил, что «работа, которая ведется Клубом в части создания удачных архитектурных историй, очень важна для города, поскольку и горожанам, и профессионалам рынка важно иметь примеры, образцы для подражания, явно свидетельствующие, что такое хорошая и качественная архитектура, выполненная в истинно петербургском стиле».

Примечательно, что все представленные петербургскими архитекторами объекты находятся в центре классического Санкт-Петербурга и при этом не заметно ни одного композиционного промаха, ни одного грубого нарушения по отношению к именитым соседям. Особенно хороши видовые площадки на плоских крышах, с которых открываются прекрасные виды на неповторимый город. И мы с удовольствием отметили возрождение и новый расцвет санкт-петербургской архитектурной школы.

А.В.Анисимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.