Научная статья на тему 'Театральные архитекторы России'

Театральные архитекторы России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1816
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральные архитекторы России»

Театральные архитекторы России

А.В.Анисимов

До третьего десятилетия XVIII века устройством театральных помещений занимались безымянные строители, которых вряд ли можно называть архитекторами. Именно с XVIII века в России появляются знаменитые архитекторы, которые строят и театральные залы во дворцах, и отдельные театры. Позже появляются мастера, для которых театральная тема стала основным делом их творчества. Возникла теория построения зала и сцены. Её создатели - Альберт Кавос, Виктор Шретер, Трогоут Бардт, позже - теоретики Г. Бархин и В. Быков, советские архитекторы в основном из института «Гипротеатр» и ЦНИИЭП зрелищных зданий (среди них - В. Красильников, В. Шульрихтер, Ю. Хрипунов, В. Виноградов, Е. Розанов и др). К другой группе относятся великие архитекторы, в творчестве которых созданные ими знаменитые театральные здания не занимали главные места (Растрелли, Ринальди, Кваренги, Рос-си, Фёдор Шехтель.) К третьей группе архитекторов относятся те, для которых театральные здания были интересными, но случайными или единичными объектами среди прочих работ (С. Шустов, Л. Руска, К. Тон, Г. Люцедарский и др.).

Первым известным автором в XVIII веке оказался один на две столицы - граф Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). Согласно перечню произведений Б. Растрелли, составленным им самим, он построил пять театральных объектов, которые не сохранились до нашего времени. В частности, «...близ главных ворот Кремля большой театр из дерева на каменных фундаментах с 4-мя ярусами лож» [1, с. 102] (неясно, что имел в виду Растрелли). Театр внутри Зимнего дворца, построенного для императрицы Анны, погиб при перестройке дворца. При строительстве дворца на Яузе Растрелли «.одновременно построил большой театр из дерева на каменных фундаментах с четырьмя ярусами лож.», сохранилась гравюра с его изображением. В перестроенный для Елизаветы Петровны Зимнем дворце был также сооружён «большой театр в два яруса лож». Наконец, для последнего варианта Зимнего дворца (1754-1762), который сохранился до нашего времени, «в углу названного дворца, со стороны Большой площади, построен театр с 4 ярусами лож, выполненными целиком в камне, внутренность этого театра весьма богато украшена скульптурой и живописью.» [1, с. 109]. Этот зал в юго-западном углу дворца был уничтожен при перестройках интерьеров в конце XVIII века при Екатерине II. От этого «оперного дома» сохранились чертежи и рисунки в ЦГИА. Кроме того, Растрелли в 1750 году построил на Царицыном лугу в Петербурге Оперный дом, от которого сохранились

Старый Петровский театр. 1780 год. Архитектор Х. Роз-берг. Сгорел в 1805 году

Театр в Архангельском, в перестроенном манеже имения князя Б.Н. Юсупова. Автор - художник-архитектор Пьетро ди Готтардо Гонзага. 1817-1818 год

Интерьер зала театра Гонзага. Современное фото

только чертежи планов и разрез [7]. Это было особенное русифицированное барокко Растрелли.

Для строительства первого стационарного каменного театра в Москве англичанин Меккол Медокс, антрепренёр и технолог сцены, привлёк саксонца Христиана Розберга, который в 1780 году всего за пять месяцев и создал Старый Петровский театр в духе простенького классицизма [4].

В конце XVIII века некоторые более известные архитекторы также проектировали театральные здания, но уже в духе классицизма. Это Ю. Фельтен и В. Бренна (театр в Каменноостровском дворце, 1776-1781), А. Ринальди, спроектировавший главный Большой театр Петербурга, Дж. Кваренги, построивший знаменитый Эрмитажный театр (1783-1784), сохранившийся до нашего времени [2]. Кроме этого, Кваренги сделал два значительных проекта Большого театра для Петербурга и театра для города Бассано.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1774-1817) - самый яркий представитель классицизма с опорой на Палладио в России. В эти же годы Кваренги осуществил проект ещё

одного театра для царской семьи во дворце в Пелле. Позже он создал ещё несколько проектов зданий театров для Петербурга и Москвы, которые, хотя и остались неосуществленными, но явились высокими образцами архитектуры в данной области. Среди них следует особо отметить проект театра со зрительным залом с амфитеатром в задуманном Н.П. Шереметевым «Дворце Искусств» на Никольской улице в Москве и во дворце графа Безбородко.

Архитектор Джакомо Кваренги

Эрмитажный театр, 1783-1787. Фасад на Дворцовой набережной, 1802. Архитектор Дж. Кваренги. Фото автора

План эрмитажного театра

Интерьер эрмитажного театра. Современное фото

Антонио Ринальди (1709-1794), итальянский архитектор, работавший в России в 1751-1784 годах. В Ораниенбауме рядом с дворцом Петра III он построил Оперный дом (1758-1762). Во время осмотра строящегося по его проекту ярусного Большого театра Петербурга, Антонио Ринальди падает с лесов. Это трагическая и нелепая случайность приводит к тому, что зодчий уходит на пенсию, продаёт дом и уезжает в Рим. Десять последних лет жизни Ринальди посвятил систематизации своих работ. Умер архитектор 10 февраля 1794 года.

Луиджи Руска (1762-1822) осуществил два встроенных театра: в Таврическом дворце и в будущем здании Генерального штаба (оба не сохранились). Первый перестроили под библиотеку, второй превратился в архив при библиотеке Главного штаба. Кроме того, он спроектировал грандиозный театр на Невском проспекте на площади, ограниченной тремя классическими колоннадами, между участком Аничкова дворца и Публичной библиотекой. Проект остался на бумаге. Возле этого места встал Александринский театр К. Росси.

Тома де ТомонЖан Франсуа (1760-1813), создавший главную эмблему Петербурга - Биржу. В 1797 году Томон получил приглашение русского князя А.М. Голицина. В 1803-м перестроил Большой театр столицы, пристроив ионический портик и переделав все интерьеры. Им был построен старый театр в Одессе (1804-1809), сейчас утраченный, создан проект театра в Санкт-Петербурге (до 1812 года), который должен был располагаться

Архитектор Тома де Томон на полукруглой площади,

ТОМА « ТОМОН Ъ. //«л»» Влиым* » С.-Пшг&па» ISO)

(Ea&itmn ll.cTu-ijn Нихстто» Ирга СмбакаЬ).

Фасад Большого театра в Петербурге. Акварель Тома де Томона

Начало разборки Большого Петербургского театра. 1886 год

обращённой в сторону Садовой улицы, возле площади перед будущим Александринским театром [7]. После пожара Большого театра, случившегося в новогоднюю ночь 1811 года, Томон составил проект его восстановления. Но во время обследования здания упал со строительных лесов, заболел и 23 августа 1813 года умер.

Винченцо Бренна (1747-1820) - художник-декоратор и архитектор, мастер интерьеров. Построил Деревянный театр в Павловском парке (1798; разобран в XIX веке), проектировал театр в Михайловском замке (не осуществлён). В 1801 году недалеко от места, где сейчас находится Александринский театр, построил деревянный «Театр Казасси», получивший в 1803-м название «Малый театр», который был разобран в связи со строительством Росси театра в 1832 году. Главная заслуга Бренны - он стал учителем славного архитектора Карло Росси, автора Александринского театра, стоящего сейчас на месте Малого театра Винченцо Бренна [11].

Карло ди Джованни Росси (1775-1849) не был узким специалистом по театральным зданиям и прославился как

великий градостроитель, создатель основных архитектурных ансамблей имперской столицы. Но по его проекту в Москве был построен деревянный Арбатский театр (1808, сгорел в 1812 году) [8], а в Петербурге - знаменитый Александринский театр -один из лучших театров России первой половины XIX века [2] (правда, частично переделанный с участием Росси в первые же годы эксплуатации), являющийся центром грандиозного Архитектор Карло Росси градостроительного ансамбля.

Петербургская консерватория на месте Большого театра. Фото начала XX века (до перемещения памятника Глинке и реконструкции по проекту архитектора Бардта)

Зрительный зал Александринского театра. Санкт-Петербург

Фасад Александринского театра со стороныулицы Зодчего Росси Плафон зрительного зала Александринского театра

Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751-1831) - художник и декоратор, был приглашен из Италии князем Н.Б. Юсуповым. Последователь Пиранези, он всегда стремился стать архитектором и строить театры, но всю жизнь рисовал лишь грандиозные перспективы с фантастической архитектурой. По его проекту в подмосковном Архангельском в 1818 году под театр на 400 мест было перестроено

здание манежа. Занавес и декорации были написаны самим Гонзаго.

Бове Осип Иванович (1784-1834) - возглавлял архитектурную группу «Комиссии для строений» в послепожарной Москве, заведовал всей «фасаднической частью» в застройке города. Руководил устройством Театральной площади и проектированием и строительством Большого Петровского

театра, принимал участие в проектировании Малого театра Москвы [8]. Архитекторами московских театров по должности были также академик А.С. Никитин (1809-1880) и Н.И. Козловский (1791-1878), внёсшие исправления в здание Осипа Бове. Козловский в 1834 был определён архитектором при московских императорских театрах.

Архитектор Осип Иванович Бове

Большой Петровский театр. Москва. Архитектор О.Бове. 1825 год (с гравюры середины XIX века)

Также одно-два театральных здания построили известные архитекторы:

• Шустов Смарагд Логинович (1789-1870) - архитектор Дирекции императорских театров. Прославился строительством Каменноостровского деревянного театра на берегу Средней Невки в 1827 году. Ему же принадлежит проект первого постоянного здания театра-цирка для труппы Жака Турниера у Симеоновского моста на краю сада Инженерного замка (1827). В 1830-1834 годах он руководил работами по постройке на площади у Чернышева моста на берегу Фонтанки деревянного театрального дома, привезённого из Ораниенбаума [7];

• Брюллов Алксандр Павлович (1798-1877) учился в Академии художеств, в 1831 году построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, слегка изменив фасады, намеченные Росси. Впоследствии этот театр был радикально перестроен Кавосом с увеличением зрительного зала, сцены и переделкой главных лестниц. Брюлловым был создан конкурсный проект театра на Дворцовой площади рядом с Экзерцирга-узом со стороны Певческого моста, он активно участвовал в реконструкции Зимнего дворца после пожара 1837 года;

Генеральный план Театральной площади в Москве и план на уровне 1 яруса Большого театра. Архитектор О. Бове

Императорский Малый театр в Москве. Фото конца XIX века. Архитектор А.Ф. Элькинский. 1824 год. Реконструкция 1840-х годов. Архитектор К. Тон

• Константин Тон (1794-1881) в 1838-1840 годы перестроил в Москве Малый театр, изменив внутреннюю планировку, интерьеры и частично фасад, выходящий на Театральную площадь [10].

Совершенно особое место в отечественной театральной архитектуре занимает перестроивший крупнейшие театры обеих столиц Альберт Катаринович Кавос (1800-1863) -русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры (1846), который специализировался на проектировании именно театральных сооружений. Отец архитектора - композитор и капельмейстер Катарино Кавос - из

старинной венецианской семьи. Его отец, Джованни Кавос, дед архитектора, был директором знаменитого венецианского театра Фениче. После захвата Венецианской республики Наполеоном в 1797году Катарино Кавос покинул родину и стал музыкальным руководителем императорских театров в России, писал и ставил оперы в Петербургском Большом театре.

Родившийся в Петербурге, Альберто Кавос учился на математическом отделении университета в Падуе. После возвращения в Россию в 1829 году стал помощником архитектора

План Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Архитектор А. Кавос

Архитектор А. Кавос

Зрительный зал Мариинского театра. Архитектор А. Кавос Зановес художника Головина

План Большого Московского театра после пожара 1853 года. Архитектор А.Кавос. Восстановление 1856 года

Зрительный зал Михайловского театра. Архитектор А. Кавос

Царская ложа Михайловского театра. Фото автора

3 2017 55

Плафон зрительного зала Михайловкого театра

К.И. Росси при строительстве Александринского театра. Затем занимал ряд должностей: архитектора Пажеского корпуса, Екатерининского училища, с 1834 года - архитектор Почтового ведомства, с 1835-го - главный архитектор императорских театров. В 1838 году Кавос становится архитектором Департамента государственных имуществ. Кроме того, он исполнял частные заказы. В 1847 А.К. Кавос был избран академиком Императорской Академии художеств. Им было до тонкости освоено проектирование многоярусных театров с портальной сценой-коробкой.

Наиболее известная работа Кавоса в России - театр-цирк в Петербурге (1849) и перестройка его в будущий Мариинский театр (1860-е). По его проектам велась реконструкция основных театральных зданий России, сопровождающаяся значительным улучшением их технологии и акустики. Он осуществил полную внутреннюю перестройку Михайловского театра (1859-1860), превратив камерный зал в многоярусный оперный театр. В 1843-1844 годах воссоздал подгнивший деревянный театр Шустова на Каменном острове, перестраивал (со значительными изменениями в планировке, конструкциях, с улучшением акустики и технологии) в 1836 году Большой театр Петербурга. Кавос представил целую программу функциональных улучшений Александринского театра.

Это был первый профессиональный театральный архитектор России, для которого театр стал главной темой его творчества. Важнейшей работой архитектора остаётся реконструкция после пожара 1853 года Большого театра в Москве. От первоначального здания Бове сохранились только габариты плана и схема планировочной структуры с портиком. Заново были построены зрительный зал и сцена, фойе,лестницы, несколько увеличилась высота здания. Изменился ордер главного портика, над ним встала новая квадрига П. Клодта. «Здание приобрело несколько жёсткий послеампирный характер, но с явно столичным лицом, чего не хватало театру Бове» [12].

По проекту Кавоса был почти заново построен в Петербурге декорационный склад Дирекции Императорских театров на

Большой Подъяческой улице, 20. Под его руководством подвергся внутренней перестройке дом Дирекции Императорских театров на улице Зодчего Росси, д. 2. (1836). По его проекту был построен несохранившийся деревянный театр в Красном Селе.

Им изданы были в Париже: «Traité deLa construction des théâtres, avec un atLas» (1847.) и «Grand théâtre de Moscou dit Petrovsi, avec 20 photoLithogr» (1859). За «известные познания и работы» Кавос получил в 1846 году звание академика от Академии Художеств и в 1849 году звание почётного архитектора от Бразильского императора, а от Франции - орден Почётного легиона.

Внук архитектора писал: «Громадные заказы, которыми был завален дед Кавос, позволили ему достичь значительного благосостояния, а оно дало ему возможность вести довольно пышный образ жизни и отдаваться коллекционерской страсти. Его дом в Венеции (на канале Гранде) был настоящим музеем. Впоследствии многие из этих вещей были перевезены в Петербург, а после смерти деда в 1864 году поделены между вдовой и другими наследниками». Незадолго до смерти Кавос составил проект нового здания парижской Оперы.

Кавос, быть может, «первым из архитекторов внёс в строительство общественных зданий в качестве основного требования принцип функционализма. Им были составлены специальные правила для построения кривой ярусного зала, обеспечивающей лучшую акустику, принципы устройства оркестра и построения сцены, рекомендации по конструкции потолка-деки, акустические хитрости с засыпкой битого стекла под полом оркестра и многое другое» [12, с. 161].

Гартман Виктор Александрович (1834-1873) архитектор, сценограф, художник и орнаментист; один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре XIX века.

Для Политехнической выставки 1872 года в Москве Гартман спроектировал сборно-разборный деревянный народный театр, за проект которого на Венской всемирной выставке 1873 года ему посмертно присудили почётную золотую медаль. На той же Политехнической выставке Гартману было поручено устройство военного отдела. В Москве Гартман активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874-1880). Наряду с И.П. Ропетом он стал одним из самых ярких и авторитетных представителей «русского» стиля. По поручению дирекции Императорских театров Гартман делал рисунки декораций и костюмов для балета «Трильби» Ю.Г. Гер-бера в постановке Петипа Архитектор В.А. Гартман (Большой театр, 1870) и

Поэтажные планы деревянного Народного театра

Главный фасад Мариинского театра после перестройки Шрё-теромв 1893-1896 годах

Электростанция, фотостудия и другие вспомогательные помещения, пристроенные Шрётером в 1883-1886 годах слева от основного объёма Мариинского театра

Проект деревянного Народного театра (сборно-разборного) для Политехнической выставке 1872 года в Москве. Архитектор В. Гартман

опер «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и «Вражья сила» А.Н. Серова (обе - в Мариинском театре, 1871).

Виктор Александрович Шрётер (1839-1901) - из семьи обрусевших балтийских немцев. Получив первоначальное

образование в немецком училище Петербурга при лютеранской церкви св. Петра, он прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем обучался в Берлинской академии художеств, получив при окончании золотую медаль. Продолжил профессионализацию в области театральной архитектуры. В 1864 году Архитектор В.А. Шрётер за проект здания Думы для

Задний фасад Мариинского театра. Архитектор В.Шрётер. Существовал до конца 1940-х годов

столичного города он утверждён академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. По его проектам строились театры в Киеве, Иркутске, Рыбинске, Туле, Нижнем Новгороде и Тифлисе.

В 1883-1886 Шрётер в связи с переходом на электрическое освещение пристроил к левому крылу Мариинского театра корпус для электростанции, декорационный зал, фотомастерскую и другие помещения для служебных нужд, надстроил боковые крылья до трёх этажей, заменил деревянные стропила зрительного зала на металлические фермы, а кирпичные сводчатые перекрытия - на бетонные. В 1893-1896 годах Шрётер перестроил переднюю часть театра, значительно расширив главное фойе и вестибюль, пристроил четыре новые лестницы и создал новые фасады. Внешний вид здания полностью изменился и дожил до нашего времени [12].

В знак благодарности за эти работы архитектору подарили уникальную модель Мариинского театра, выполненную в серебре. Он проектировал грандиозное театральное здание на Марсовом поле в Петербурге, которое должно было стать главным театром столицы. Кроме того, в Петербурге Шрётер перестроил помещение декорационного зала и магазина-склада (1883-1884, Большая Подъяческая улица, 20), соорудил театральный декорационный зал и экипажное заведение (1894, 1897) на Вознесенском проспекте, 39.

В 1900 им был создан новый декорационный «магазин» и зал для декораций с мастерскими (улица Писарева, 20. Мага-

зин сгорел в 2003 году, но через два года архитектор Ксавье Фабр, используя три уцелевшие стены, построил на этом месте новый концертный зал Мариинского театра.

Шрётер состоял на государственной службе, являясь главным архитектором дирекции Императорских театров, и почти до конца своей жизни оставался профессором Института гражданских инженеров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Величества, был членом разных комиссий, некоторое время редактировал журнал «Зодчий» и принимал деятельное участие в учреждении и трудах Петербургского общества архитекторов.

Чичагов Михаил Николаевич (1836-1889) - потомственный архитектор, брат Д.Н. Чичагова, окончил Московское дворцовое архитектурное училище. В 1885 построил театр Корша, делал

Театр Корша. Москва. 1885 год. Архитектор М.Н. Чичагов

первые эскизы для театра Лианозова в Камергерском переулке, перестраивал дом Малкиеля на Тверской для театра Анны Бренко. Сотрудничал с Лентовским. Участвовал в создании сада «Эрмитаж» на Божедомке и в оборудовании театра «Скоморох» в здании панорамы «Константинополь» на Сретенском бульваре. В 1886-1887 годы построил театр в Самаре и перестроил в 1885-1886 годах драматический театр имени А.В. Кольцова в Воронеже (перестроен в 1937 году). Тяготел к кирпичной версии псевдорусской архитектуры XVII века.

Терский Константин Викторович (1851-1905) - окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — Императорскую академию художеств, работал в мастерской архитектора А.С. Каминского. Построил в Москве Театр Парадиз (1884-1886. Сейчас в этом здании на Большой Никитской улице, 19 размещается Театр им. Вл. Маяковского), а также Театр Солодовникова (частная опера) на Большой Дмитровке (1894-1896), неоднократно перестроенный [10].

Архитектор К.В. Терский

Шехтель Фёдор Осипович (Франц-Альберт) (1859-1926) - архитектор-график, живописец, декоратор, выдающийся мастер эклектических стилизаций и московской версии стиля модерн. Он не имел законченного архитектурного образования. Учился у известных архитекторов Москвы:

A.C. Каминского, Д.Н. Чичагова и К.В. Терского, с которым участвовал в проектировании фасада Театра Парадиз на Большой Никитской в середине 1884 года. Работая с 1882 года у антрепренёра М.В. Лентовского, увлёкся театральной тематикой. Выполнил целый ряд декораций, эскизов костюмов и программок. Приспособил для театра Лентовского «Скоморох» здание бывшего цирка

Архитектор Ф.О. Шехтель

Художественно-общедоступный театр. С1901 года - Московский Художественный театр (МХТ)

Театр Парадиз (Никитский театр). Москва. Архитектор К.Терский при участии Ф.Шехтеля. 1885-1887 год. Фото начала XX века

Зрительный зал МХТ1902 год. Архитектор Ф. Шехтель. Фото начала XX века

Фойе МХАТа после реконструкции и реставрации. 1978-1987 год

План МХТ. Архитектор Шехтель. 1902 год

Зрительный зал после реставрации. 1978-1987 года

Гинне на Воздвиженке. В 1883 году Шехтель работал для Лентовского над строительством открытого «Фантастического театра» в саду «Эрмитаж» на Божедомке и над декорированием московского Манежа для проведения святочных гуляний «Иван-царевич», выполнил декорации и костюмы к постановкам «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». По его проекту Фантастический театр перестраивался в летний театр «Антей». В период с 1884-го по 1887 год Шехтель построил для М.В. Лентовского театрально-увеселительный ансамбль «Кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге (1884), новый деревянный открытый театр «Антей» на 1700 мест в том же саду «Эрмитаж», выполнил проект театра «Скоморох» на Сретенке (перестройка бывшей панорамы «Царь-град», 1886), оформил ряд спектаклей. Он автор проектов интерьеров таких несохранившихся объектов, как: концертный зал «Олимп», Народный дом, деревянный народный театр для парка Сокольники (1897) и др.

Но самой важной работой для архитектора была перестройка в 1902 году театра Лианозова в Камергерском переулке для нового Московского художественного общедоступного театра. Здесь были выстроены новый зал и сцена с современным оборудованием и выполнены интерьеры в стиле именно шехтелевского модерна: с оригинальными шрифтами, орнаментами и специфическим табачным цветом стен; он же создал новый занавес с чайкой и чешуйчатым орнаментом.

Последующие работы над театрально-зрелищной тематикой были менее значительны, а некоторые просто не сохранились: театр-курзал в Ялте; здание Зимнего театра в Краснодаре, перестроенное в 1954 году; также перестроенный концертный зал и клуб «Палас» в Нижнем Новгороде; перестройка электротеатра на Арбатской площади в Москве в кинотеатр «Художественный». Кроме того, в 1913 году Шехтель создал проект «Научного электротеатра» с залами для кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Началась война, и проект остался на бумаге. Но и без этого архитектор участвовал в двенадцати построенных театральных объектах, правда, большинство из них оказались временными, деревянными и не дожили до нашего времени.

Театр «Антей» М.В. Лентовского в саду «Эрмитаж» на Божедомке. Архитектор Шехтель. Фото конца XIX века

Одновременно с московским театром МХТ также в духе иного стиля модерн в Петербурге по проекту гражданского инженера Александра Монтага был за один сезон построен театр В.А. Неметти (1902-1904). Но жизнь его оказалась недолговечной. В 1908 году его ловко перестроили в обычный пятиэтажный доходный дом Петроградской стороны (архитектор П.М. Мульханов).

Также на рубеже Х1Х-ХХ веков в строительстве театральных и концертных залов в Москве принимали участие архитекторы И.П. Машков и Н.Д. Струков - театральный концертный зал на Малой Бронной, перестройка особняка В. Берга под студию Е. Вахтангова, восстановление после пожара 1898 года частной оперы на Большой Дмитровке.

Бардт Траугот Яковлевич (1873-1942). Родился в семье пастора, выходца из Германии, известен как один из архитекторов модерна в Москве и автор театра планетар-

но-панорамного типа в Новосибирске (совместно с М.И. Курилко и др.). После перестройки известен как Новосибирский театр оперы и балета. Закончил архитектурное отделение Академии художеств в 1903 году, где учился с 1896 года в классе профессора А.Н. Померанцева и за проект концертного зала на 2500 человек получил звание архитектора-художника. Бардт был включён в число душеприказчиков богатого купца Г.Г. Солодовникова, умершего в 1901 году, для которого Терский построил большое театральное здание на Большой Дмитровке. После пожара в этом театре в 1907 году

Архитектор Т.Я. Бардт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бардт руководил восстановлением дома с изменением фасада и созданием новых интерьеров. Зал получил благодаря Бардту превосходную акустику и отделку. Поэтому в 1911 году дирекция Русского музыкального общества предложила ему реконструировать и Большой зал Петербургской консерватории. Бардт «создал проект и даже небольшую модель,

ЕЕЗЙЯИ : -

Театр Солодовникова на Большой Дмитровке после пожара. 1907 год

Оперный зал Петербургской консерватории, перестроенный Бардтом в 1912-1914 годах. Фото начала XX века

Руины театра Солодовникова на Б. Дмитровке после пожара 1907 года

Здание Петербургской консерватории после расширения и перестройки оперного зала Т. Бардтом. В те же годы был перенесён и памятник М.И. Глинке из середины улицы в начало сквера. Современное фото

обещая выполнить все работы за один сезон. Согласно проекту, бывший концертный зал превращался в театральный - с партером, бельэтажем, ярусами балконов, боковыми галереями. Предусматривались обширный вестибюль и фойе, каждый ярус снабжался собственной лестницей и выходом, что позволяло в случае необходимости быстро эвакуировать зрителей. Зал стал более вместительным (1935 мест), причём он укорачивался на 7 саженей (около 12,3 м). Из 40 рядов партера осталось 24». По внутреннему убранству Бардт рекомендовал «придерживаться максимальной простоты, не подчеркивать крупными мотивами архитектурные формы, не делать пилястры, а украсить стены легкими орнаментами и тягами для получения в целом стилистики ампир. Площадь сцены увеличивалась на 40 квадратных сажен. Оркестровая яма поднималась и опускалась, при смене декораций должна была применяться новейшая техника. Для улучшения акустики над сценой планировалось устроить деревянный куполообразный горизонт, создававший превосходную реверберацию. Обшивка купола - из досок, выкрашенных в белый цвет. Две указанные капитальные работы по реконструкции театров создали Т.Я. Бардту репутацию видного мастера технологии театральной архитектуры». В 1912 году он ездил в Германию в научную командировку от Русского музыкального общества для изучения новейших способов улучшения зальной акустики для того, чтобы применить их в здании консерватории. При советской власти Бардт неоднократно арестовывался по ложным и нелепым доносам. «С 1918 по 20 годы я был архитектором по реконструкции театра бывш. «Зон» в балетную студию театра Комиссаржев-ской. Этот театр ныне полностью исчез с карты Москвы. Он возник в начале XX века как Театр-Буфф развлекательной антрепризы Шарля Омона на Триумфальной площади, затем превратился в театр «Зон» братьев Видоновых» (собственные показания Траугота Яковлевича из его следственного дела № 19).

Для создания новосибирского Дома культуры и науки «в 1928 году научно-технический совет Наркомпроса принял за основу проекта предложенную архитектором Т.Я. Бардтом и художником М.И. Курилко уникальную по тем временам идею театра пла-нетарно-панорамного типа, которая по-новому решала проблему театрального пространства и соединяла театральное искусство с последними достижениями техники». К тому времени, по рассказам Н.Д. Колли и Г.М. Людвига, зодчий уже около шести лет активно занимался проектированием других больших театров панорамного типа. В 1958 году, когда состоялась посмертная реабилитация Т.Я. Бардта, они дали письменные «показания» по поводу его архитектурной деятельности. Там наряду с работами, упомянутыми нами, названы и те, относительно которых не удалось обнаружить никаких других свидетельств: проекты механизации сцен нового театра Красной Армии в Москве, а также театров в Ростове-на-Дону и в Калинине (Тверь). Отсутствие архивных следов участия Бардта в этих работах, скорее всего, объясняется тем, что тогдашние руководители по политическим

соображениям вынуждены были соблюдать в отношении репрессированного «принцип умолчания» (Крашенинников А.Ф., Евстешин М.П. Траугот Яковлевич Бардт (1873-1942) // Русская линия. - Режим доступа: http://asm.rusk.ru/07/asm1/asm1_3). Вариант проекта театрального здания, представленный в 1936 году на Парижской международной выставке, привлёк всеобщее внимание и удостоился «Гран-при».

Новиков Александр Николаевич (1866- ?) - в 1894 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художественного архитектора. Работал помощником у Д.Н. Чичагова, в 1898 году - помощником участкового архитектора А.У. Белевича. Известен как автор театров и концертных залов для лёгкого жанра и временных садовых строений. По его проектам в Москве построены: театр Омона (Театр «Зон») на Триумфальной площади (1900, совместно с М.А. Дурновым. На его месте располагается сейчас Концертный зал им. П.И.Чайковского), павильоны в саду «Аквариум» (1896, не сохранились), концертный зал в саду «Эрмитаж» Щукина на улице Каретный ряд, дом 3, вошедший в историю как «Зеркальный театр» (1909, перестроен в новое время с воссозданием фасадов).

Здание торгового дома Елисеевых с концертным залом (позже Театром комедии им. Н. Акимова). Санкт-Петербург, Невский проспект. Архитектор Г. Барановский. 1901-1903 годы

^-■■ВВ

Архитектор Г.В. Барановский

план 3-го этажа

27-концерный зал 35-кухня

28-аван-зал 36-уборные

29-сцена

30-помещения международного банка

31-зал заседаний международного банка

32-проход к дому международного банка

33-ресторан

34-буфет

Концертный зал на третьем этаже торгового дома Елесее-вых. Санкт-Петербург, Невский проспект

Архитектор Г.В. Барановский

Барановский не был профессиональным театральным архитектором, но однажды при строительстве Торгового дома Елисеевых на Невском проспекте Петербурга он спроектировал над торговым залом гастронома концертный зал (будущий Театр Комедии Н. Акимова). С двух сторон зал имел интересные огромные цветные витражи. Они сохранились на фасаде. Фойе необычным образом размещалось над залом, фактически на пятом этаже. За сценой был трёхзальный ресторан, а остальную часть этажа занимали помещения Международного банка. Во время приспособления концертного зала под театр изнутри были замурованы все окна и витражи. Позже был встроен балкон, полностью разрушивщий этот интересный интерьер. А в 1970-х на месте банковских помещений появилось фойе на одном уровне с партером. Кроме того, в своей знаменитой Энциклопедии Барановский представил несколько европейских театров и концртных залов конца XIX - начала XX века.

Интерьер зрительного зала Театра музыкальной комедии в Петербурге. Архитектор И.Л. Балбашевский. 1910 год

Люцедарский Григорий Ипполитович (1870 - после 1938) - русский архитектор, мастер петербургского модерна. Окончил Одесскую школу изящных искусств и Императорскую академию художеств. В области театральной архитектуры прославился строительством большого Оперного зала при Народном доме Императора Николая II на Петроградской стороне (с 1980-х годов используется под мюзик-холл).

Осуществил также перестройку Василеостровского театра (1900-е, Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., у 25-й линии), не сохранился. После 1917 года эмигрировал.

С 1920-х годов для советских архитекторов начинается новая жизнь. В конце 1930-х были созданы государственные проектные институты: «Гипротеатр», «Моспроект», «Ленпро-ект», ЦНИИЭПы, «МНИИП Моспроект-4 и др., - объединившие театральных архитекторов [9]. В дальнейших публикациях будет рассказана о деятельности таких архитекторов как: Кра-сильников, Бархины, Гнедовский, Кубасов, Степанов, Татулов, Шульрихтер, Лазарев, автор этой статьи и многих других.

Литература

1. Аркин,Д. Растрелли / Д. Аркин. - М.: Гос издат-во литры по строительству и архитектуре, 1954.

2. Бархин, Г.Б. Архитектура театра / Г.Д. Бархин. - М.: Изд-во Акад. архит. СССР, 1947.

3. Быков, В.Е. Проблемы театральной архитектуры и сценографии: - Дисс. 1973.

4. Грантовский, А.И. Реконструкция здания Большого театра Союза ССР / А.И. Грантовский // Сценическая техника и технология. - 1976. - № 1.

5. Красильников, В.Д. 10 залов в моей жизни / В.Д. Кра-сильников. - М.: Жираф, 2002.

6. Пыляев, М.И. Старая Москва / М.И. Пыляев. - М., 1990.

7. Тарановская, М.З. Архитектура театров Ленинграда / М.З. Тарановская. - Л.: Стройиздат, 1988.

8. Хрипунов, Ю.Д. Архитектура Большого театра / Ю.Д. Хрипунов. - М.: Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1955. - 246 с., ил.

9. Архитектура советского театра / Ю.Д. Хрипунов, Ю.П. Гнедовский, С.В. Гнедовский и др. - М.: Стройиздат, 1986.

10. Анисимов,А.В. Театры Москвы (время и архитектура) / А.В. Анисимов. - М.: Московский рабочий, 1984.

11. Анисимов, А.В. Театральные здания Москвы. История и архитектура / А.В. Анисимов. - М.: Курс, 2017.

12. Анисимов,А.В. Город Санкт-Петербург / А.В. Анисимов.

- М.: Доброе слово, 2012.

Literatura

1. Arkin D. RastreLLi / D. Arkin. - M.: Gos izdat-vo Lit-ry po stroitel'stvu i arhitekture, 1954.

2. Barhin G.B. Arhitektura teatra / G.D. Barhin. - M.: Izd-vo Akad. arhit. SSSR, 1947.

3. Bykov V.E. ProbLemy teatraL'noj arhitektury i stsenografii. Dissertatsiya. 1973.

4. GrantovskijA.I. Rekonstruktsiya zdaniya BoL'shogo teatra Soyuza SSR / A.I. Grantovskij // Stsenicheskaya tehnika i tehnoLogiya. - 1976. - №1.

5. Krasil'nikov V.D. 10 zaLov v moej zhizni / V.D. KrasiL'nikov.

- M.: Zhiraf 2002.

6. Pyíyaev M.I. Staraya Moskva / M.P. PyLyaev. - M., 1990.

7. Taranovskaya M.Z. Arhitektura teatrov Leningrada / M.Z. Taranovskaya. - L.: Strojizdat, 1988.

8. Hripunov Yu.D. Arhitektura BoL'shogo teatra / Yu.D. Hripunov. - M.: Gos izdat-vo Lit-ry po stroiteL'stvu i arhitekture, 1955. - 246 s., iL.

9. Arhitektura sovetskogo teatra / Yu.D. Hripunov, Yu.P. Gnedovskij, S.V. Gnedovskij i dr. - M.: Strojizdat, 1986.

10. Anisimov A.V. Teatry Moskvy (vremya i arhitektura) / A.V. Anisimov. - M.: Moskovskij rabochij, 1984.

11. Anisimov A.V. TeatraL'nye zdaniya Moskvy. Istoriya i arhitektura / A.V. Anisimov. - M.: Kurs, 2017.

12. Anisimov A.V. Gorod Sankt-Peterburg / A.V. Anisimov. -M.: Dobroe sLovo, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.