О реконструкции здания Большого театра
А.В.Анисимов
27 января 2010 года состоялось заседание Совета по архитектуре Союза архитекторов России по рассмотрению хода реконструкции и реставрации Большого театра (ГАБТ) России в Москве. Широкая и профессиональная общественность обеспокоены затянувшейся реконструкцией главного театрального здания страны и отсутствием ясных оптимальных решений по важным вопросам.
Заседание открыл президент САР академик РААСН А.В.Бо-ков, который ввел присутствующих в курс дела и предложил авторам работы и участникам совещания высказать свое мнение о ходе проектирования и реконструкции здания ГАБТ. Заседание вел член-корреспондент РААСН В.Д.Красильников, который высказал озабоченность ходом реконструкции здания в следующих вопросах:
- проектироваение подземного репетиционного (концертного) зала на отметке -17.00 и проблема эвакуации из него зрителей;
- архитектурное решение северного (заднего) фасада;
- отсутствие парковок для автотранспорта.
Первым от Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации выступил опытный строитель Я.К.Саркисов. Он рассказал об огромной ответственности и сложностях в работе по реконструкции главного театра страны, о том, что на самом деле строится несколько объектов Большого театра. Кроме главного здания заканчивается огромный объект по проекту института «Моспромпроект», состоящий из двух промышленных сооружений. Это новые склады и мастерские Большого театра на ул. Плеханова. Многие беды происходят из-за того, что театр «не понимает, что он получит», отсюда постоянное беспокойство, а это мешает нормальной работе. С хорошим знанием дела и проекта докладчик рассказал о главных задачах ведущейся реконструкции.
Главное - это реставрация, и здесь главный архитектор проекта - А.К.Кавос. Для зрителей будут открыты все пять фойе (бывшие маскарадные залы), которые Кавос построил в 1856 году.
Второе - это техническое перевооружение театра.
Третье - это «новодел»: подземный концертный зал с трансформируемым полом для репетиций.
Большая проблема с задним фасадом. Делать ли его городским или чисто технологическим для разгрузки декораций, восстанавливать ли на нем какие-то элементы старой архитектуры или что-то застеклить? Сплошные вопросы. Что касается надземного перехода по третьему этажу, то его обсуждение не вызвало энтузиазма у руководителей театра.
Далее выступали авторы проекта, главные архитекторы проекта в разные его периоды: Ю.Ф.Стефанчук, П.Ю.Андреев, Е.В.Степанова (по реставрации), О.В.Демиденко - руководитель проекта от института «Курортпроект», Н.Г.Шангин - ГАП по проекту в 1999-2008 годах, М.Д.Хазанов - вице-президент СМА, выигравший в свое время конкурс.
От дирекции Большого театра выступил заместитель директора О.Т.Мисковец, который сообщил, что уже заключен контракт на проведение на основной сцене театра гастролей миланского театра Ла Скала в 2011 году, скоро начнется продажа билетов - так что отступать некуда!
От генпроектной организации пятый по счету ГАП уточнил сведения о подземном трансформируемом зале, о гардеробах и санузлах, которые вернулись на прежнее место, поскольку сократилось количество зрительских мест, о том, что в результате изменений проекта появилось много пустых подземных помещений.
Руководитель мастерской Моспроекта-2 Павел Андреев подробно рассказал о новых вариантах подземного репетиционного зала. В этой мастерской 10 лет назад проектировалась Новая сцена Большого театра, где сейчас идут спектакли главной труппы страны. Мастерская вновь участвует в работе.
Большой интерес вызвал рассказ главного реставратора Е.В.Степановой о научной и реставрационной работе в процессе реконструкции. Коллектив реставраторов работает в режиме научной реставрации. В результате исследований и расчисток слоев открылось много нового. Выяснились цвета подлинных покрасок основных помещений: главного фойе, кулуаров, зала. Воссоздан первоначальный живописный занавес театра. По сохранившимся подлинным образцам могут быть созданы мебель, люстры, драпировки, многие из которых в последние десятилетия зритель не мог видеть.
С рассказом об истории рабочего проектирования реконструкции Большого театра выступил бывший руководитель проекта Никита Шангин. Он активно защищал принятые первоначально решения, особенно - сложную трансформацию подземного репетиционно-концертного зала. Пытался обосновать наличие воздушного перехода по третьему этажу из вспомогательного корпуса в основное здание, против чего высказалось большинство присутствовавших. Неоднократно поднимался вопрос о сохранившихся деталях колоннады заднего фасада. Поступали предложения разместить их то на заднем фасаде между грузовыми лифтами, то в подземном репетиционном зале, то просто на площади в виде малой формы архитектуры.
1 2010 85
В обсуждении сделанных сообщений приняли участие члены РААСН А.В.Анисимов, А.В.Боков, Ю.П.Гнедовский, С.В.Гнедовский, а также архитектор М.Д.Хазанов - победитель конкурса, проведенного перед началом проектирования, профессор МАРХИ А.Б.Некрасов, искусствовед А.А.Клименко, вице-президент Санкт-Петербургского СА О.С.Романов.
А.В.Анисимов отметил искусственную сложность проектирования, которая возникла благодаря многократной смене главного архитектора проекта. У проекта фактически не оказалось постоянного ответственного руководителя, хорошо владеющего материалом. К счастью реставрационные работы все время находились в надежных руках опытного реставратора Е.В.Степановой. По мнению А.В.Анисимова, подобное собрание специалистов по театральной архитектуре надо было проводить в самом начале проектирования, чтобы помочь авторам проекта выработать последовательную стратегию реконструкции и оградить их от постоянных и не всегда логичных требований изменения проекта, исходящих от руководства театра. Технологию нижнего репетиционного зала не следует усложнять изощренной системой трансформаций. Вместо сомнительных мыслей о пристраивании колоннады с заднего фасада было бы полезнее больше времени уделить акустике главного зала, что является главным в оперном театре. На аналогичную реконструкцию в Театре Ла Скала было затрачено 3 года (с января 2002 по декабрь 2004 года).
Ю.П.Гнедовский напомнил собравшимся парижский вариант обновления главного театра столицы, когда был построен огромный комплекс оперного театра «Бастилия» с самыми современными технологическими решениями, а старая опера Гарнье подверглась лишь щадящему ремонту и в основном реставрации. В Большом театре пытаются решить оба вопроса в одном объекте: реставрировать то, что было первоначально, и создать современную передовую театральную технологию, что почти невозможно совместить с реставрацией. Ю.П.Гнедовский поддержал идею упрощения технологии подземного зала.
I {
¿С!
Ш
\ftU-
Остатки колоннады заднего фасада Петровского театра Осипа Бове в помещении склада декораций Большого театра
С интересной инициативой организации выставки проектов реконструкций двух театров - Мариинского в Санкт-Петербурге и Большого в Москве - выступил А.В.Боков.
По мнению М.Д.Хазанова бессмысленно воссоздавать задний исторический фасад. Гораздо целесообразнее окончательно закрыть проезд позади театра, превратив его в своеобразный застекленный «пассаж», что у части присутствующих вызвало протест.
С заключительным словом обратился к собравшимся самый опытный театральный архитектор В.Д.Красильников. Он напомнил о том, что на протяжении всей истории института «Гипротеатр» всегда в том или ином масштабе велось проектирование реконструкции Большого театра. Красильников рассказал о своей идее четырехлетней давности, когда была снесена гостиница «Москва». В тот момент было весьма соблазнительно на месте гостиницы построить новый современный бескомпромиссный в технологическом отношении оперный театр, а в здании Большого театра оставить «щадящий» репертуар легких балетных спектаклей и провести там только тщательную реставрацию и укрепление конструкций без развития объема самого здания.
Итогом заседания Совета стал следующий протокол.
1. Считать нецелесообразным устройство капитального перекрытия, разделяющего пространство зала (отм. -17.00) на два уровня. Рекомендовать вариант стационарного репетиционного зала как наиболее уместный и решение о возможности устройства трансформируемого многофункционального зала оставить за заказчиком. Проработать архитектурные варианты решения эвакуации зрителей, включая выходы на уровне сквера.
2. Место установки портика Бове в репетиционном зале в случае стационарного исполнения считать возможным.
3. Учитывая разные мнения по решению северного фасада, рекомендовать принять комбинированный вариант - сочетание имитаций исторического фасада с современными стеклянными объемами.
4. При проектировании здания ГАБТ Копьевский переулок должен быть пешеходным и проходным.
5. Рекомендовать Союзу Московских архитекторов представить Правительству Москвы докладную записку о необходимости разработки комплексных предложений по обеспечению парковочными местами зоны размещения ГАБТ, включая четыре сценические площадки и всю площадь.
6. Учитывая историческую и культурную ценность имеющихся материалов по проектированию и реставрации ГАБТ, начиная с первого конкурса, а также проектных материалов по проектированию Новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге, считать целесообразным организовать архитектурную выставку и издать каталог, приурочив это мероприятие к окончанию строительства двух главных театров России.
Представители театра, дирекции по строительству и проектировщики выразили надежду, что театр будет открыт в 2011 году.
86 1 2010