Научная статья на тему 'Вспомогательные исторические дисциплины как основа для реализации образовательных программ для школьников'

Вспомогательные исторические дисциплины как основа для реализации образовательных программ для школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGY / НУМИЗМАТИКА / NUMISMATICS / ФАЛЕРИСТИКА / МЕДАЛИ / MEDALS / МОНЕТЫ / COINS / ОРДЕНА / МУЗЕЙНЫЙ УРОК / MUSEUM LESSON / PHALERISTICS / ORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

Статья посвящена важному аспекту современной музейной педагогики созданию образовательных программ на основе вспомогательных исторических дисциплин и изучения монет, орденов и медалей. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auxiliary historical disciplines as base of realization education programs with school audience in museum

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogy creation of special school programs based on Auxiliary historical disciplines and study of medals, coins, orders. The author focuses on the theoretical aspects of the problem and cites examples from the museum practice.

Текст научной работы на тему «Вспомогательные исторические дисциплины как основа для реализации образовательных программ для школьников»

СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|

1УДК 930(08) ББК 63.2и43

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

М. В. Короткова

Статья посвящена важному аспекту современной музейной педагогики - созданию образовательных программ на основе вспомогательных исторических дисциплин и изучения монет, орденов и медалей. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.

Ключевые слова: музейная педагогика, нумизматика, фалеристика, медали, монеты, ордена, музейный урок.

AUXILIARY HISTORICAL DISCIPLINES AS BASE OF REALIZATION EDUCATION PROGRAMS WITH SCHOOL AUDIENCE IN MUSEUM

M. V. Korotkova

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogy - creation of special school programs based on Auxiliary historical disciplines and study of medals, coins, orders. The author focuses on the theoretical aspects of the problem and cites examples from the museum practice.

Keywords: museum pedagogy, numismatics, phaleristics, orders, medals, coins, museum lesson.

Йанная статья посвящена неисчерпаемым возможностям нумизматики и фалеристики для музейной педагогики. вспомогательные исторические дисциплины выбраны не случайно. Нумизматика -наука, название которой происходит от латинского слова numisma - монета, занимается изучением металлических денег в различные исторические эпохи. Роль денег в современном мире стремительно возрастает, и школьники с малых лет осознают их значение в повседневной жизни людей. Фалеристика - наука, название которой происходит от латинского слова phalerae - нагрудные украшения воина -изучает ордена, медали за заслуги, знаки отличия и другие металлические нагрудные знаки. Современные дети проявляют неподдельный

интерес к изучению наград - медалей и орденов своих предков. Недавно прошедший юбилей «70 лет победы в Великой Отечественной войне» показал, что наградная система может стать важным воспитательным фактором работы со школьниками.

Медали и монеты имеют много общего, их история - это своеобразная материализация истории страны и ее событий. Металлические знаки изготавливали в честь или в память важного события или выдающейся личности. Эти два утилитарных «собрата» отражают события, в память которых они были отчеканены или отлиты. Тонкая ускользающая грань близости медали и монеты заключается в искусстве их создания и отражения истории страны, а дистанция - в назначении этих предметов. В музейной

образовательной практике тема монет и медалей встречается крайне редко, хотя она обладает неисчерпаемыми возможностями с точки зрения музейной педагогики.

Методика реализации образовательных программ для школьников с использованием памятников нумизматики и фалеристики зависит от возраста учащихся. Программы с младшими школьниками должны быть посвящены загадкам и тайнам этих наук. Подросткам интересны интерактивные расследования, а старшим школьникам - проекты.

Занятие с маленькими детьми целесообразно начать с персонификации - разговора червонца с полушкой на основе басни русского писателя И. И. Дмитриева «Червонец и полушка», которая начинается так: «Не ведаю, какой судьбой Червонец золотой / С полушкою на мостовой столкнулся. / Металл сиятельный раздулся, / Суровый на свою соседку бросил взор» [1, с. 11]. Для младших школьников чаще всего программа включает загадки, поговорки и ребусы. Например, загадка о монете: «Мала, кругла, / Весь мир обошла, ни к чему сама не годна, / А всякому нужна». Другое задание - отгадать ребусы о монетах или придумать свой ребус. Например, в ребусе изображена грива лошади, пень и чайник, необходимо отгадать гривенник. Можно также предложить такое задание: «Чем бы вы могли расплатиться в древности с человеком, если бы у вас не оказалось монет?»

Занятия по фалеристике с младшими школьниками предполагает чисто внешнее ознакомление с орденом и правилами его ношения. На музейном занятии разбирается самый первый орден - орден Андрея Первозванного, основанный Петром Великим в 1698 г. Музейный педагог рассказывает легенду о том, что апостол Андрей путешествовал с проповедью Евангелия по Руси и вышел к Балтийскому морю. Первым кавалером ордена стал фельдмаршал Ф. А. Головин. Сам царь получил этот орден шестым по счету после захвата двух шведских кораблей в устье Невы в 1703 г. Детям показывают бумажный орден, затем голубую ленту, на которой его носили. Затем мальчики учатся его носить правильно. Произносят девиз: «За Веру и Верность». Другой орден, учрежденный Петром 1 в 1714 г. - орден св. Екате-

рины. Этот бумажный орден пробуют надевать на красную с серой каймой ленту девочки. Девизом ордена стало: «За любовь и Отечество».

На занятии, посвященном Отечественной войне 1812 г., дети рассматривают известную картину А. Кившенко «Военный Совет в Филях». Им предлагают объяснить, почему 8 генералов сидят в крестьянской избе во всех орденах и лентах, а М. И. Кутузов - только с одним Георгиевским крестом на шее. Далее ученикам объясняется, что военный орден никогда не снимался, даже в годину суровых испытаний. При этом М. И. Кутузов - был особый кавалер. За всю историю ордена все 4 степени ордена получили лишь 4 человека, в том числе М. И. Кутузов и М. Б. Барклай-де-Толли, а 1 степень имели 25 человек, в том числе полководцы П. А. Румянцев и М. И. Кутузов.

Большое значение в образовательных программах имеет изучение структуры металлических знаков. Например, в программе «Монета на ладони» детям предлагается раздаточный материал, где нарисованы две стороны одной и той же монеты. Предлагается закрасить части монеты разными цветами: аверс - желтым цветом, реверс - красным цветом. Для детей также могут быть организована игра «Орел и решка». В ней разбирается происхождение счастливой приметы падения монеты орлом. Приводятся старые варианты данного выражения. В древности говорили: «Копье или решето». Имелось в виду: аверс с изображением Святого Георгия с копьем и реверс - решетка и вензель. Другой вариант: «Голова или корабль?» На лицевой части изображался император, а на реверсе - корабль. В процессе реализации данной программы детям предлагаются следующие задания. Попробуйте создать монету своего государства, нарисовать аверс и реверс. В итоге программы организуется дискуссия на следующие темы: монета - произведение искусства, монета - символ богатства, монета - средство информации.

Задания по фалеристике на программе «Петровские баталии» предполагают распознавание надписей, дат и изображений на аверсе и реверсе медалей. Как известно, в годы царствования Петра I офицеры - участники победных военных кампаний - стали получать наградные воинские медали из золота и серебра.

Школьникам предлагают листы с изображением аверса и реверса наградных медалей петровской эпохи: «На взятие Шлиссельбурга», «На взятие Нарвы», «В честь победы у д. Лесной», «В честь Гангутского сражения». На медалях представлены даты этих событий и надписи: «Небываемое бывает», «Не лестию, но оружием», «Достойному - достойное», «Прилежание и верность. Превосходит сильно». На оборотах всех медалей изображен император. Детям нужно определить, о каких событиях Северной войны идет речь. Более сложные задания представлены в рабочей тетради, их можно использовать на программе «Гром победы, раздавайся!» Школьникам предлагается изучить наградные медали из коллекции профессора Головотяпова, на которых истерлись даты. На аверсе медалей есть надписи: «Кагул», «Был в Чесме», «Кинбурн», «За храбрость, оказанную при взятии Очакова», «Победителю. Заключен мир с портою», «Победителям при мире». Последние две медали были отлиты в честь Кучук-Кайнарджийского и Ясского мира [2, с. 91-93].

На программах для подростков «Монета на ладони» используются задания по выявлению смысла названий монет и их надписей. Например, такое задание. Сделайте рисунок к одной из пословиц о монетах и объясните ее значение: «Деньги, что навоз: то нет, а то целый воз», «Без рубля как без шапки», «Была бы в сумке рожь, будет в кармане грош», «За морем телушка - полушка, да рубль перевозу». «Из худого кармана последний грош валится», «Есть рубль, есть и ум», «Копейка рубль бережет», «Скажет - рублем подарит», «Щербата денежка, да гладок калач», «Частые пирушки изведут полушки», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Или другое задание: Объясните надпись на московской деньге Василия Темного «Оставьте безумие и живы будете!»

Одной из образовательных программ для подростков является столь популярная сегодня игра-квест, основанная на поиске целого ряда слов для разгадывания ключевого слова. Самый простой вариант квеста предполагает определение некоего ряда слов, связанных с его экспонатами. В каждом выделенном слове для итогового квеста берется одна буква, из них впоследствии составляется «потерявшееся» слово. Например, ключевым словом квеста

может быть слово «нумизматика» или «фалеристика». Например, чтобы получить слово «нумизматика», школьники должны найти в экспозиции и отгадать следующие слова: русская монета, составляющая четверть копейки, русская монета в половину рубля, металл, из которого делали монеты в древности, лицевая сторона монеты, ребро монеты, монета, равная 20 денежкам, зарытый в землю кувшин с деньгами и другие. Более сложный вариант квеста предполагает «восстановление документа», то есть дописывание в него специальных терминов.

В образовательной программе «Клад» школьники самостоятельно проводят расследование клада монет. Музейный педагог на данной программе предполагает выяснение следующих вопросов: «Почему зарывали клад? Кто был владельцем? Где клад обнаружили? В каком виде?» Первый этап программы предполагает рассмотрение и описание клада. Желательно предложить ребятам «представителей» от каждого вида монет. Что смотреть? Величину монеты. Материал. Изображение. Отчеканенные слова. Вензели. Второй этап программы предполагает описание монет, создание этикетажа и зарисовок различных монет. Все «найденные» школьниками экспонаты необходимо пронумеровать по времени их возникновения и придумать этикетки с названиями. Один из путеводителей заканчивается таким заданием: «Если бы ты нашел клад, то как бы поступил: забрал бы себе, отдал бы в музей, закопал бы снова?» [3, с. 4]

Подростковые образовательные программы «Слова и монеты» могут базироваться на изучении эволюции, этимологии слов и выражений, связанных с нумизматикой. Это наиболее часто употребляемое направление работы со школьниками. Они строятся во многом на изучении смысла пословиц о деньгах. Например, «За морем телушка - полушка, да рубль - перевоз». Если возьмем только первую часть, пословица означает: хорошо там, где нас нет. Обе части примерно расшифровывают дети так: хорошо бы корову купить, да денег нет! Другая пословица «Мал золотник, да дорог!» позволяет с учениками выяснить, почему именно золото использовалось в качестве денег (редкий, прочный и не создаваемый искусственно металл). Затем в процессе

беседы выясняется, что пословица применяется по отношению к людям, предметам и явлениям, поэтому стала крылатым выражением. В итоге дается творческое задание: Выдвиньте свои версии поговорки «Три золотника куриного квохтанья!». Так говорят о пустомеле и бездельнике. На примере пословицы «Что ни шаг, то гривна» выявляется разница в понимании пословицы в старину и теперь. В старину она означала: Что ни делает, то с прибылью, а сегодня имеет иной смысл: Человек все делает из корысти. Аналоги: Каждый шаг на вес золота. Каждый шаг по рублю.

Образовательная программа «Монетная география» связана географическими названиями, связанными с деньгами. Эпиграфом к ней стала пословица «Денежки-то без ног, а весь свет обойдут». Для Москвы разбирается происхождение следующих названий: Денежный переулок, Старомонетный переулок, Серебряный переулок, Зацепский вал, Щипок.

Программа может быть создана в форме спектакля, который имеет четкий сценарий и позитивный конец. Все действие в сценарии должно быть последовательно выстроено, иметь завязку, изучение экспозиции в соответствии с ходом сценария и развязку. Примером может служить программа «На торгу» или «На ярмарке» с использованием монет. В этих программах самую распространенную группу заданий представляют задания на перевод из одной единицы номинала монет в другой для того, чтобы расплатиться на ярмарке. Например: 1) На ярмарку крестьянин привез два пуда ржаной муки, полпуда коровьего масла, 5 кур, 150 яиц, 2 овцы. Продав все, крестьянин купил двум своим сыновьям по рубахе по 10 коп. каждая. Сколько денег привез крестьянин домой, если в 1601 г. 4 пуда муки стоили 3 гривенника, пуд коровьего масла - 6 гривенников, 1 курица - 1 коп., 15 яиц - две деньги, 1 овца - 4 алтына. Ответ предполагает остаток - 64 коп. 2) Купец привез на базар обоз с рыбой. Два воза с рыбой он продал по 10 руб. за воз, 3 бочки белуги по 5 руб. 10 алтын за бочку, 315 длинных осетров по 1 алтыну за штуку. Сколько собольих шуб сможет купить на вырученные деньги купец, если одна шуба стоит 65 руб. 20 коп.? Ответ: купец купит 1 шубу, у него останется 1 руб. 60 коп. [4, с. 31-32]. После решения задач ребя-

там предлагается придумать свою задачу с русскими монетами.

Интерактивные образовательные программы предполагают использование интерактивной тетради. Признаком интерактивности (от англ. interaction - взаимодействие) является взаимодействие с музейными предметами или чаще с их репликами, сотворение некого продукта своими руками и обмен идеями между собой в процессе этой деятельности. Интерактивные программы всегда нацеливают ребенка на конкретный продукт, результат работы. На основе рубрики «За покупками» могут быть предложены задания, использующие интерактивные наклейки монет для той или иной покупки. Например, такое задание. Миссис Майселф ходит за покупками сама. Конечно, она могла бы послать Мэри-Энн, но у девчонки ветер в голове: то купит для омлета слишком свежих яиц, то заболтается с бакалейщиком, а уж поручить ей выбрать новую маслобойку - нечего и думать. Интересно, а справишься ли с этим ты? Мало того, что грозная кухарка Таккет должна остаться довольна всеми покупками, так еще предстоит расплачиваться английскими деньгами. Выбери по списку покупки и наклей рядом с каждой монеткой. Надо, чтобы денег хватило на все. Помни, что в фунте 20 шиллингов, в шиллинге - 12 пенсов, в пенни (1 пенсе) - 4 фартинга. Каждый предмет покупай отдельно, плати без сдачи. У тебя будут такие монеты: шиллинг, полукрона (это 2,5 шиллинга), трех-пенсовик, пенни, треть фартинга. Список покупок: сковорода - 1 шиллинг 3 пенса, кофейник - 13 пенсов, лампа - 3 шиллинга 9 пенсов, часы - 6 шиллингов 1 пенс, яблоки - 5 фартингов. Напротив картинок, иллюстрирующих покупки, школьники наклеивают нужные монеты [5, с. 11]. Или другое интерактивное задание. Хозяйка выдала кухарке 2 руб. 15 коп. на расходы и велела купить 2 головы сахара по 4 гривенника за штуку, 6 лимонов по 3 деньги каждый, 2 курицы по 1 коп. штука и 15 яиц за 2 деньги. Сколько денег осталось у кухарки после всех покупок? Перевод всех цен в копейки: 2 головы сахара - 40 коп., 6 лимонов - 1,5 коп., 2 курицы - 2 коп., 15 яиц - одна коп. Итого: 215 коп. - 44,5 коп. = 170,5 коп. = 1 руб. 70,5 коп. Выполнение этого задания продемон-

стрирует школьникам стоимость продуктов в начале ХХ в., они сравнят эти цены с современными ценами.

На образовательных программах «Деньги любят счет», посвященных роли денег в торговле в различные исторические периоды, важно показать, что история монет - это история снижения их стоимости. Детям предлагается задачка. Корова вчетверо дороже овцы, а лошадь вчетверо дороже коровы. Овца, две коровы и лошадь стоят 250 000 руб. Сколько стоит корова? Подсчеты: 1 корова = 4 овцы, 1 лошадь = 4 коровы = 16 овец. 1 овца = 10 000 руб., 1 корова = 40 000 руб., 1 лошадь = 160 000 руб. При этом подчеркивается, что в XVIII в. она бы стоила 3 руб., в XIX в. на 3 руб. можно было бы купить 3 кг говяжьего мяса, 2 кг сливочного масла да 2-3 головы сахара. В XXI в. на 3 руб. уже можно купить только коробок спичек. Или другое интерактивное задание. Купец купил овчины на 3 руб. и заказал портному сшить из них 20 шуб, заплатив за пошив каждой по 7 коп. На ярмарке купец продал шубы по 3 гривенника за штуку. Какую прибыль получил купец от своего предприятия? Ответ: прибыль составила 1 руб. 60 коп. Обесценивание денег по векам - очень важная тема в музейных образовательных программах.

Снижение стоимости монет можно проследить, анализируя пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». С детьми разбирается, что алтын = 3 коп., грош = 2 коп. (с 1657 по 1838 г.). С 1838 г. грош становится в полкопейки в связи с денежной реформой и слиянием польских и русских грошей. Алтын же, как был, так и есть 3 коп. И в этом смысле он - целое богатство по сравнению с грошем. Поговорка до реформы означала: не было ничего и, собственно, ничего и не прибавилось. А после реформы поговорка приобрела совсем другой смысл: алтын стал выгодно отличаться от гроша. Ребятам предлагается на программе объяснить самостоятельно другие поговорки про алтын: «Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют», «Алтын сам ворота отпирает», «Алтынного вора вешают, а полтиной - чествуют», «Гроша медного (ломаного) не стоит», «Ни в грош не ставит». Точно также можно организовать работу по анализу поговорок про копейку: «Копейка рубль бережет», «Влететь в копеечку», «Жизнь -

копейка» (то есть ничтожная), «Копейка в копейку». Или что означает выражение: «Гнаться за длинным рублем»? Ребятам было предложено три варианта: длинный путь на заработки, левый незаконный рубль, легкий заработок.

Интерактивной занятие в Музее-квартире С. М. Кирова проводится на основе интерактивной экспозиции «Бери что дают!», которая организована в бывшей комнате домработницы. Она посвящена продовольственному снабжению, карточной системе, пайкам и деньгам в 1930-е гг. Школьников делят на 4 группы: трудящиеся с зарплатой 116 руб. в месяц (из них 9 руб. паек и 25 руб. тратили на рынок и коммерческий магазин), рабочие с зарплатой 125 руб. (14 руб. паек и 35 руб. в магазины), ответственные работники с зарплатой 370 рублей (25 руб. паек и 118 - на магазины и рынок - эта сумма равнялась месячной зарплате трудящихся), и лишенцы без пайка с разным доходом, для них только рынок и магазин. Каждая группа должна обеспечить свои семьи необходимыми продуктами в 1930 гг. Детям показывают монеты 1921, 1922, 1924 гг. (рубли), советский золотой червонец 1923 г., никелированные монеты достоинством 10,15, 20 коп. и советскую медную полушку 1928 г.

Программа для подростков «Заслуженная награда» предполагает творческое углубленное изучение наградной системы Российской империи. В начале программы подростки знакомятся со структурой ордена. Каждый орден имел орденский знак (например, крест), звезду, девиз, ленту определенного цвета, а также статут, уложение. В нем давалось описание ордена, правила его ношения и перечень заслуг для претендента на награду. Подросткам предлагается заполнить таблицу «Награды Российской империи», в которой нужно отразить даты учреждения орденов, названия, девизы, затем все это объяснить. Ордена в таблице они могут расставить в порядке убывания от старшего к более низкому. Детям предлагается задание. Почему про кавалера, имеющего много орденов, говорили, что на груди у него целый «иконостас»? Ответ предполагает, что подавляющее большинство орденов посвящено христианским святым. У каждого ордена был установлен свой праздник в день святого покровителя, который включал представление кавалеров им-

ператору, богослужение и обед во дворце. При обсуждении девизов орденов ребята должны высказать предположение о том, кого и за что награждали орденами. Например, девизом ордена Александра Невского был «За труды и Отечество», ордена св. Георгия - «За службу и храбрость», ордена св. Владимира - «Польза. Честь. Слава». Дети приходят к выводу, что орденами награждали очень богатых дворян: награжденные делали немалые взносы на пенсии больным и малоимущим кавалерам, награжденный заказывал у ювелира крест или звезду с бриллиантами. В итоге обсуждается вопрос о заслуженности наград. Педагог приводит пример: московский губернатор А. А. Закревский требовал от купцов пожертвований на благоустройство города. За это он их жаловал орденами, а орден давал право на потомственное дворянство. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал Александру III: «Награды в последнее время потеряли истинную цену и приобрели фальшивую: так много их раздается во все стороны и без разбора» [6, с. 172]. Программа может приобрести интерактивный характер, если школьникам предложить задание придумать свой орден, девиз, ленту и разработать статут.

Реализация образовательных программ для старшеклассников связана с проектными работами и написанием эссе. Например, программа «Медный бунт» предполагает написание эссе на тему: «Как русские подданные в 1662 г. были дважды обмануты: при выпуске медных денег и при их отмене». Внимание учеников обращается на следующие выражения: «На медные деньги не продают, а серебряных негде взять!» «Накопленный запас серебряных денег пустили в оборот», «Две деньги серебра - один медный рубль». В процессе реализации программы ученики выявляют основную причину Медного бунта из предложенных перечней: нехватка серебряной монеты для выдачи жалованья войску; извлечение дополнительных доходов от порчи монет (ефимков); выпуск медной монеты с принудительным курсом серебряных денег; небогатые мастера Монетного двора разбогатели; безудержное падение цены медных денег, в России не добывали серебра, а налоги брали серебряными деньгами, огромное количество фальшивых (воровских) денег

в стране, выпуск новых денег с маленьким количеством серебра.

Образовательная программа «Фальшивомонетчик» начинается эпиграфом «Не все то золото, что блестит». Затем предлагается загадка о фальшивых монетах В. Даля:

Кто меня сделал - не сказывают, Кто меня не знает - принимает, А кто знает -

на двор (на порог) не пускает!» [6]

Программа предполагает изучение вопроса о порче монет. Разбирается, что такое обрезка, дырка, фальшивое клеймо на монете. Затем выясняются жестокие наказания за порчу монет - вливание в горло олова в расплавленном виде и клеймение. Отсюда происходят современные выражения: «заклеймить позором», «прожженный плут», «на лбу написано». Программа завершается рассказом про то, как монеты использовали для украшения русского костюма и головных женских уборов, как делали женские украшения - монисто. После этого начинается мастер-класс «Порча монет» к программе «Фальшивомонетчик». Показывается, как обрезали монеты. Затем следует рассказ, как в монете делали дырочки. Брали красную серу с наждаком, кусочек клали на монету, подогревали, и красная сера проходила насквозь. Амальгамация серебра с ртутью «прожигает», то есть приводит к образованию отверстия. Монетки с дырочками после мастер-класса старшеклассники вдевают в бечевку и носят как украшение.

Программа «Ордена Победы» для старшеклассников предполагает изучение событий и подвигов героев Великой Отечественной войны через награды. Учеников поделили на две группы, которые исследовали кавалеров различных орденов. Первая группа изучала награды военачальников, в частности высший орден страны «Победа», которым награждали полководцев за успешно проведенную операцию, меняющую коренным образом в лучшую сторону боевую обстановку на фронте. Рубиновой усыпанной бриллиантами звездой были награждены маршалы К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. А. Тимошенко, К. А. Мерецков, И. А. Антонов, дважды - Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Обсуждаются операции этих военачаль-

ников и заслуженность наград. Военачальников также награждали орденами в честь великих полководцев прошлого - А. Невского, Б. Хмельницкого, М. Кутузова, А. Суворова и др. Например, орден Суворова вручали полководцам и командирам, которые меньшими по сравнению с врагом силами выигрывали наступательные операции. Его вручили Г. К. Жукову и командиру танкового корпуса В. И. Богданову. Орденом А. Невского был награжден командир батальона морской пехоты И. Н. Рубан за то, что его батальон отбил танковую атаку целого немецкого полка.

Другая группа школьников изучала солдатские награды. Одна из них - орден Отечественной войны двух степеней. Одними из первых его получили 9 артиллеристов девизиона капитана И. И. Криклия за уничтожение 32 немецких танков. В честь 40-летия Победы все живые участники Великой Отечественной войны были награждены орденом Отечественной войны. Как выяснили старшеклассники, орден Славы имеет три степени: серебряная звезда на ленте цвета «дыма и пламени», серебряная с золотым медальоном и золотая. Данную награду получал воин, который первым врывался в расположение сил противника, спасал командира, знамя, рисковал жизнью. Таких людей было всего 2000 человек, из них 4 женщины: снайпер Н. Петрова, пулеметчица Д. Стани-лиене, медсестра М. Ноздрачева и воздушный стрелок Н. Журкина. После присвоения ордена Славы всех трех степеней присваивали звание Героя Советского Союза. Таких героев было всего трое: старший сержант А. В. Алешин, старшина П. Х. Дубинде и младший лейтенант И. Г. Драченко. Золотую звезду Героя Советского Союза трижды получили маршал С. М. Буденный, летчики И. Н. Кожедуб и А. И. Покрыш-кин, и в четвертый раз - только Г. К. Жуков. В качестве основного задания ученикам предлагалось написать эссе «Ордена и медали в моей семье». Для этого необходимо было найти и описать награды родственников времен Великой Отечественной войны, выяснить, кто и когда был награжден, и, самое главное, - заслуги и качества предков, которые были поощрены данной наградой.

Таким образом, представленные в статье образовательные программы носят универ-

сальный характер и могут быть использованы в музее и школе. Образовательные программы, которые мы описали, конечно, не исчерпывают всей палитры исследуемой темы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семар, Г. М. Среди монет [Текст]: кн. для учащихся сред. и ст. классов / Г. М. Семар.

- М., 1990.

2. Андреев, И. Л. Россия в ХУП-ХУШ вв. Рабочая тетрадь для 7 класса [Текст] / И. Л. Андреев. - М., 1997.

3. Воронина, Н. И. Экспедиция «В поисках сокровищ» [Текст]: путеводитель / Н. И. Воронина. - М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2011.

4. Стрелова, О. Ю. Науки - помощницы истории [Текст]: рабочая тетрадь / О. Ю. Стрелова, О. Е. Сальникова. - Хабаровск, 1995.

5. Акулова, А. Страна чудес. Викторианская Англия [Текст]: кн. с заданиями и наклейками / А. Акулова, К. Бунтман, Е. Новичкова.

- М., 2014.

6. Мурашов, Г. А. Титулы, чины, награды [Текст] / Г. А. Мурашов. - СПБ., 2001.

7. Гусарова, Т. П. Введение в специальные исторические дисциплины [Текст] / Т. П. Гусарова, О. В. Дмитриева, И. С. Филиппов. -М., 1990.

8. Короткова, М. В. Музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией [Текст] / М. В. Короткова // Наука и школа. - 2015. - № 2. - С. 173179.

9. Косарева, А. В. Искусство медали: кн. для учителя [Текст] / А. В. Косарева. - М., 1997.

10. Леонтьева, Г. А., Ключи к тайнам Клио [Текст]: кн. для учащихся / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. - М., 1994.

11. Саплина, Е. В. Путешествие в историю. Экспериментальный курс для гимназий [Текст] / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М., 1994.

12. Саплина, Е. В. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий [Текст] / Е. В. Са-плина, А. И. Саплин. - М., 1995.

13. Фенглер, Х. Словарь нумизмата [Текст] / Х. Фенглер. - М., 1993.

14. Федоренко, П. История денег [Текст] / П. Фе-доренко, Л. Хайлов. - М., 1995.

15. Фролова, Н. Ю. Предков наших честь и слава. Награды Российской империи [Текст] / Н. Ю. Фролова. - М., 2010.

16. Чекоданова, К. О деньгах и прочих важных вещах. Музей политической истории России [Текст] / К. Чекоданова. - СПБ., 2011.

REFERENCES

1. Semar G. M. Sredi monet: kn. dlya uchash-chikhsya sred. i st. klassov. Moscow, 1990.

2. Andreev I. L. Rossiya v XVII-XVIII vv. Rabo-chaya tetrad dlya 7 klassa. Moscow, 1997.

3. Voronina N. I. Ekspeditsiya "V poiskakh sokro-vishch": putevoditel. M.: Gosudarstvennyy muzey-zapovednik "Tsaritsyno", 2011.

4. Strelova O. Yu., Salnikova O. E. Nauki - po-moshchnitsy istorii: rabochaya tetrad. Khabarovsk, 1995.

5. Akulova A., Buntman K., Novichkova E. Stra-na chudes. Viktorianskaya Angliya: kn. s zadaniyami i nakleykami. Moscow, 2014.

6. Murashov G. A. Tituly, chiny, nagrady. St. Petersburg, 2001.

7. Gusarova T. P. Dmitrieva O. V. Filippov I. S.

Vvedenie v spetsialnye istoricheskie distsipliny. Moscow, 1990.

8. Korotkova M. V. Muzeynye izdaniya dlya Shkolnikov kak metodicheskaya osnova real-izatsii obrazovatelnykh programm s detskoy au-ditoriey. Nauka i shkola. 2015. № 2. P. 173-179.

9. Kosareva A. V. Iskusstvo medali: kn. dlya uchitelya. Moscow, 1997.

10. Leonteva G. A., Shorin P. A., Kobrin V. B. Kly-uchi k taynam Klio: kn. dlya uchashchikhsya. Moscow, 1994.

11. Saplina E. V., Saplin A. I. Puteshestvie v istori-yu. Eksperimentalnyy kurs dlya gimnaziy. Moscow, 1994.

12. Saplina E. V., Saplin A. I. Puteshestvie v istori-yu. Tetrad tvorcheskikh zadaniy. Moscow, 1995.

13. Fengler Kh. Slovar numizmata. Moscow, 1993.

14. Fedorenko P., Khaylov L. Istoriya deneg. Moscow, 1995.

15. Frolova N. Yu. Predkov nashikh chest i slava. Nagrady Rossiyskoy imperii. Moscow, 2010.

16. Chekodanova K. O dengakh i prochikh vazh-nykh veshchakh. Muzey politicheskoy istorii Rossii. St. Petersburg, 2011.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета e-mail: markor13@mail.ru

Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Methods of teaching History Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: markor13@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.