Научная статья на тему 'Нумизматическая коллекция Казанской духовной академии'

Нумизматическая коллекция Казанской духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНЕТА / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗЦЫ ЧЕКАНКИ / КОЛЛЕКЦИЯ / ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ЭКЗЕМПЛЯР / НАДПИСЬ / COIN / COLLECTING / IMAGE / SPECIMENS OF COINAGE / ECCLESIASTICAL ACADEMY / SAMPLE / INSCRIPTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобачёва Елена Эдуардовна

Казанской духовной академии принадлежала вторая по времени создания государственная нумизматическая коллекция в Казани. Это свидетельствует о развитии нумизматики в Татарстане, что в свою очередь стимулирует осуществление исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUMISMATIC COLLECTION OF KAZAN ECCLESIASTICAL ACADEMY

Kazan Ecclesiastical Academy had the second according to the time of formation state numismatic collection in Kazan. This testifies about development of numismatics in Tatarstan, this, in its turn, stimulating fulfillment of research in the given sphere.

Текст научной работы на тему «Нумизматическая коллекция Казанской духовной академии»

УДК 737

Е. Э. Лобачёва

НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Казанской духовной академии принадлежала вторая по времени создания государственная нумизматическая коллекция в Казани. Это свидетельствует о развитии нумизматики в Татарстане, что в свою очередь стимулирует осуществление исследований в данной области.

Ключевые слова: монета, коллекционирование, изображение, образцы чеканки, коллекция, духовная академия, экземпляр, надпись

Kazan Ecclesiastical Academy had the second according to the time of formation state numismatic collection in Kazan. This testifies about development of numismatics in Tatarstan, this, in its turn, stimulating fulfillment of research in the given sphere.

Keywords: coin, collecting, image, specimens of coinage, ecclesiastical academy, sample, inscription

Развитие музееведческих дисциплин способствует осуществлению исследований в данной области. Между тем некоторые аспекты истории музейного дела остаются малоосвещенными. Так, «особую актуальность приобретает изучение процессов возникновения и развития культурного взаимодействия университета и музеев, поскольку в настоящее время значительная роль отводится концептуальному выстраиванию взаимоотношений между разными элементами культурной жизни» [6, с. 3]. Однако практически не затронута тема музейной деятельности духовных академий, которые наряду с университетами являлись неотъемлемой частью системы высшего образования. В научной литературе встречаются статьи о церковно-археологических кабинетах в духовных академиях, в частности Киевской и Московской. Но впервые рассматривается вопрос о формировании коллекции как результата музейной работы высшего духовного заведения (на примере Казанской духовной академии).

Высшее духовное образовательное учреждение в Казани было открыто в 1842 г. На начальном этапе функционирования Казанской академии выявилась необходимость сбора вспомогательных материалов для преподавания естественных наук. В результате встал вопрос о создании учебно-вспомогательных подразделений определенной тематики. Данные кабинеты выполняли функции учебных музеев.

Первоначально центром собирательской деятельности академии являлась библиотека, которая со временем стала одной из богатейших в регионе. В ее фонд поступали не только книги, здесь хранились предметы, необходимые для учебного процесса: физические инструменты, гербарии, зоологические коллекции, а также вещи и редкости, принесенные в дар КазДА. Студенты академии получали разностороннее образование. Это было определено общим академическим уставом 1814 г., который высоко оценивался П. В. Знаменским [3]. В число преподаваемых дисциплин входили предметы естественнонаучного комплекса: физика, зоология, ботаника и др. Для их изучения требовался наглядный материал,

а также были необходимы приборы для осуществления практических занятий. Вследствие этого делались соответствующие закупки. Были случаи, когда студенты сами делали или приобретали гербарии, физические инструменты, которые затем приносили в дар академии.

Со временем это разнородное собрание стало приобретать внушительные масштабы, так что возникла необходимость выделения профильных коллекций в отдельные кабинеты. Это было осуществлено в 1848 г. по просьбе С. Гремяченского. Заведывание физическим и натуральным кабинетами, открытыми в 1851 г., было возложено соответственно на М. Красина и С. Гремяченского [2, с. 511]. До 1870 г. академические кабинеты, будучи учебно-вспомогательными учреждениями, функционировали достаточно активно, а их коллекции систематически пополнялись экспонатами. Фонд комплектовался в соответствии с направлениями научных исследований и с учетом академического курса.

В совокупности музейное собрание КазДА в 1842-1870 гг. насчитывало сотни предметов и отличалось большим разнообразием. Оно включало в себя уникальные естественно-научные коллекции -геологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны и т. д. Коллекции вследствие критериев, положенных в основу их формирования, являлись типологическими (систематическими). Иными словами, они состояли из однотипных предметов, сгруппированных по признаку классификации в соответствии с научными достижениями исторического периода. Исключение составляла коллекция редкостей, которая складывалась из разных переданных предметов. Их комплектование происходило путем пожертвования (дарения), передачи из духовных и духовно-учебных учреждений, специальных закупок.

Активный процесс дифференциации естествознания в XIX в. способствовал появлению первых профильных академических кабинетов. В связи с этим кабинет естественной истории распадался на профильные коллекции: зоологическую, ботаническую,

165

минералогическую. Кроме того, увеличение доли дисциплин гуманитарного знания привело к формированию коллекции предметов древностей и нумизматического собрания [13, с. 79]. Таким образом, создание нумизматической коллекции в высшем учебном заведении обусловлено развитием научной деятельности.

По традиции, сложившейся в германоязычных странах с эпохи нумизматического коллекционирования, собрания монет стали называться «минц-кабинетами» (от нем. Munze - ’монета’). В ряде романоязычных стран подобные собрания именовались «медальный кабинет» (Cabinet des medailles).

Минцкабинет Казанской духовной академии формировался на протяжении 1844-1870 гг. Его фонд состоял из отдельных предметов и небольших коллекций, переданных в дар. Согласно каталогу обозначенного подразделения, в коллекции числилось 480 монет, 8 медалей (в том числе 3 коронационных жетона) и 10 археологических находок [8, с. 18-31]. В фонде, структурировавшемся по этнографическому признаку, имелись экспонаты, которые принадлежали разным народам, использовались на разных континентах, относились к разным эпохам. В его составе выделялись собрания греческих, римских, византийских, русских и татарских монет, а также присутствовали экземпляры китайских, французских, польских, молдавских и армянских денег.

Основой фонда и ее наиболее ценной частью являлись древние экспонаты - греческие, римские и византийские монеты эпохи Античности. Они относились к экземплярам, представлявшим широчайшую и старейшую группу в нумизматике.

Обратимся далее к конкретной характеристике указанных коллекций.

Древнегреческая коллекция насчитывала 109 медных монет. Она состояла из экземпляров, чеканенных в Античности греками и народами, находившимися в сфере их культурного влияния. В коллекции имелись ионийские, беотийские, лаконийские и ахейские монеты. Ионийские монеты чеканились в VII в. до н. э., беотийские в кон. IV - нач. III в. до н. э. в Фивах, ахейские - в период ок. 279 г. до н. э. - 146 г. до н. э. в г. Патры [4]. На лицевой стороне (аверс) рассматриваемых монет почти всегда помещена голова в рельефе. Например, среди беотийских присутствовали 8 экземпляров монеты с изображением головы Цереры, смотрящей прямо, и Нептуна, держащего в правой руке трезубец. Чеканка Ахейского союза была представлена следующими экспонатами: монета с изображением треножника и фигуры, стоящей с левой стороны; монета с изображением летящего направо Пегаса и идущего направо льва; монета с изображением летящего налево Пегаса и трезубца (в 13 экземплярах) [8, л. 26, 29об.]. Среди образцов чеканки, выпускавшихся в Лаконии, имели место следующие экспонаты: монета с изображением Афины и Зевса (в 5 экземпля-

рах), монета с изображением головы Афины и статуи Афины с копьем и щитом (в 2 экземплярах); монета с изображением головы Паллады и двух сов (в 5 экземплярах) и т. д.

В состав древнегреческой коллекции входили древнеегипетские монеты династии Птолемеев, эвбейские, мегарские, египетские и македонские экспонаты. Чеканка эвбейской монетной системы, существовавшей в Греции в V - IV вв. до н. э., представлена монетами с изображениями виноградной кисти, сидящего орла, женской головы с венком, головы Вакха. В числе мегарских монет, выпускавшихся в Малой Азии с 640 г., присутствовали экспонаты с изображением головы Аполлона, лиры, носа корабля, маяка между двумя дельфинами, Цереры на колеснице [8, л. 27об.-28]. Македонские монеты имели форму диска. К примеру, монета с изображением головы молодого Геркулеса, покрытой шкурой, на одной стороне и всадника на лошади - на другой; монета с изображением молодого Геркулеса без бороды на одной стороне и булавы Геркулеса, лука и колчана с надписью: ЛESANAPOY - на другой [Там же, л. 28об.].

Древнегреческие монеты, представленные в академической коллекции, являлись подлинными произведениями искусства. Римляне пытались продолжить традицию чеканки таких монет, но римские монеты оказались проще и утилитарнее.

В академическом кабинете числилось 10 римских монет, отчеканенных из серебра и 44 монеты - из меди. Основная часть коллекции относилась к имперскому периоду первых веков нашей эры: Траян (117), Антоний Пий (138-161), Гордиан (238), Галлиен (253-268), Диоклетиан (284-305), Констанций (293-306), Август (27-14 до н. э.), Феодосий (379-395). Серебряные денарии, которые начали чеканить в 269 или 268 г. до н. э., первоначально весили 4,55 г.; антонинианы, чеканившиеся с 214 г., - 5,6 г. Антонинианы и денарии I - II в. являлись наиболее привлекательными среди всех римских монет. На антониниане, в отличие от денария, был изображен портрет императора (или юного цезаря) в короне с зубцами. Выпускались также антонинианы с женским портретом [7, с. 56-57]. На всех названных монетах выгравированы великолепные, крупно исполненные портреты и любопытные сюжеты. К примеру, в фонде минцкабинета были экземпляры со следующими изображениями: голова императора Траяна в лучистой короне и фигура, стоящая с колпаком в правой руке и рогом изобилия в левой; голова императора Августа в лучистой короне и фигура, стоящая с весами в правой руке и рогом изобилия в левой, и т. д. [8; л. 31-31об.]. Указанные экспонаты представляли собой прекрасные образцы медальерного искусства Античности.

Наряду с серебряными в Римской империи выпускались также бронзовые монеты. Наиболее распространенной бронзовой монетой был сестерций, стоимость которого составляла 1/4 денария. Монета

166

в половину сестерция называлась дупондий, он имел меньший диаметр и вес. Кроме того, в отличие от денария, император на дупондии изображался в зубчатой короне [5, с. 69]. Из медных в коллекции имелись монеты с изображениями головы императора Диоклетиана в венке и женщины с ветвью в правой и копьем в левой руке; головы императора Максимилиана в короне и фигуры, держащей викторию; головы императора Феодосия в диадеме и славы, идущей налево с пальмовой ветвью [8, л. 32-32об.].

В отдельную группу фонда были выделены монеты, выпускавшиеся в правление Констанция Хлора (293-306 г.). Среди них - монета с изображением головы императора-воина, поражающего копьем всадника (в 2 экземплярах), монета с изображением головы императора на одной стороне и букв «Соша», монета с изображением головы императора на одной стороне и разных знаков (в 14 экземплярах) [8, л. 33об.].

Коллекция античных монет духовной академии представляла собой одну из нумизматических ценностей Казани. Она давала достаточно полное представление о монетном деле греческих государств и Древнего Рима.

Третью группу древних экспонатов академического собрания составляли монеты Восточно-Римской, или Византийской, империи, возникшей в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи. Эта коллекция включала золотые, серебряные и бронзовые экземпляры, чеканившиеся в первые века нашей эры. Был представлен чекан правления императоров Аркадия (383-408), Фоки (602-610), Константа II (641-668), Константина IV Погоната (668-685), Иоанна Цимнехия. К примеру, в каталоге значатся монеты с изображениями: надпись «Агса&ш Р. I Avg.» и голова императора, украшенная пальмовой ветвью и надписью внизу: «Соп 8 г.»; бодающийся вол и буква «Ф» и т. д. [8, л. 29, 31-31об.]. Одна из монет, являвшаяся золотой, относилась ко времени Комненов.

К древним экспонатам относились 8 китайских монет типа цянь, которые начали чеканиться в Китае в 621 г. н. э., и, распространившись по всему Дальнему Востоку, без особых изменений использовались около 1300 лет. Цянь - это круглая монета, обычно с довольно широким ободком и квадратным отверстием посередине. Монета отливалась из бронзы с примесями, причем доля таких примесей могла быть самой разной [1].

Группам нумизматического фонда была присуща дифференциация. К примеру, русскую коллекцию составляли монеты псковские, новгородские, московские, сибирские, и т. д. Самым древним являлись экземпляры псковской и новгородской чеканки. Выпуск псковских монет осуществлялся в достаточно узкий временной период: 1410-1425. гг. На них помещался портрет патрона Пскова - князя Довмонта с его мечом [10, с. 43].

Экспонатами, датированными серединой XV -XVI вв., являлись также монеты Великого Новгорода и Московского княжества, отличавшиеся весом и оформлением. На новгородских монетах были изображены портрет и надпись местного князя [8, л. 20об.]. В оформлении «московок» присутствовали все основные элементы государственной символики в период образования Русского централизованного государства: всадник с копьем в руках олицетворял верховного правителя и в то же время был составляющей частью герба Москвы. Надпись на оборотной стороне: «Князь Великий Иван» или «Великий Иван Васильевич» сообщала имя и титул правителя [8, л. 19].

В коллекции имелось 5 экземпляров сибирских монет, в том числе одна редкая, чеканки 1781 г., номиналом 10 копеек [8, л. 19об .-20]. Сибирская монета изготавливалась из меди в 1763-1781 гг. и предназначалась исключительно для обращения в Сибири. Причиной чеканки данной монеты стала налаженная добыча меди на Колывано-Воскресенских заводах в г. Сузуне. На аверсе был изображен вензель императрицы Екатерины II в лавровом венке под короной, а на реверсе обозначены достоинство и дата, написанная на картуше, поддерживаемом двумя соболями; вверху круговая надпись: «МОНЕТА СИБИРСКАЯ» [12, с. 205].

В русском подотделе была представлена серия монет Российской империи, чеканившихся на протяжении XVIII в.: алтын 1704 г. с орлом, полушка 1721 г., гривенник 1734 г. с орлом, медная четырехкопеечная монета 1762 г., деньга 1768 г., копейка 1781 г. с всадником и т. д. [8, л. 20-20об.].

Татарский подотдел включал в себя образцы чеканки Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Согласно каталогу, данная коллекция насчитывала 97 татарских монет, относившихся к нумизматике Волжской Булгарии и Казанского ханства. Трудно определить внешний вид экспонатов вследствие того, что под одним номером записывали до 64 экземпляров. Монеты Волжской Булгарии начали чеканить в начале Х в. в городах Булгар и Су-вар, расположенных в районе двух основных водных магистралей Восточной Европы - Волги и Камы, имевших большое экономическое и стратегическое значение. Для их изготовления использовали серебро и медь. Так, в коллекции имелись 20 серебряных и 77 медных монет [9].

Нумизматика Золотой Орды в собрании академического минцкабинета была представлена 98 медными пулами, чеканившимися с 30-х гг. XIII в. на монетных дворах крупных городов Золотой Орды: в Сарае, Гюлистане, Новом Сарае и Булгаре [8, л. 57]. Они были выпущены во время правления ханов: Узбека (1313-1342), Джанибека (1343-1357), Бердибека (1357-1359), Тохтамыша (1380-1395), Кильдибека (1361). Внешне медные пулы, как и серебряные

167

монеты Золотой Орды, оформлялись весьма однообразно и имели мусульманский облик. Легенда на монетах писалась с использованием арабского алфавита. Преобладали надписи на тюркском, персидском, арабском и уйгурском языках. На медных пулах были выбиты образы животных (например, льва, барса), птиц, всадника и др. На монетах XIII - начала XIV вв. помещалась тамга (печать) дома Бату как символ единства правящего рода [11].

Помимо монет в нумизматическом фонде КазДА были представлены медали. Медаль похожа на монету по целому ряду признаков. В XVII в. в нумизматических работах не делалось различия между монетой и медалью. Основное отличие медали от монеты (от лат. metalium - ’металл’) заключается в том, что медаль не предназначена для денежного обращения.

В фонде числились 3 иностранные медали. Например, бронзовая медаль со словами: «Medaille de compliance de enig Jols rembour Jable en assignals de so et en dessas» 1742 г. и серебряная небольшая медаль, на которой с одной стороны вокруг герба располагалась надпись «Henricus Julius D. Gr. Dux Brunzing», а с другой - «natus an 1564 г. 15 Octob., abiit a 1613 20 Julxii uizoit ... 48 mens. 4 dies 5. Reqnauit... 24 mens. 2 dies 17» [8, л. 19-19об.].

К предметам фалеристики, имевшимся в кабинете, относились и жетоны, отчеканенные к торжествам в честь коронации Павла I, Александра I и Николая I [8, л. 19]. Жетоны размером около 20 мм изготавливали из высокопробного серебра. Дизайн лицевой и оборотной стороны был простой. На одной стороне медали - вензель Его Императорского Величества, а на другой - надпись и дата коронации. Так, на медали в память коронования императора Павла I, состоявшегося 5 апреля 1897 г. в Успенском соборе Кремля, на лицевой стороне был изображен вензель императора (П(авел) I) под императорской короной, а на оборотной - четырехконечный крест на гладком фоне.

В качестве экспонатов выступали также археологические артефакты: кусок красной меди в форме печати, перстень, осколок от стального татарского

зеркала, пять шариков разной величины и формы, выполнявшие, возможно, роль денег в Волжской Булгарии. Подаренный священником с. Болгар Казанской губернии П. Корвацким серебряный перстень с изображением собаки или подобного зверя, вероятно, являлся родовой печатью [8, л. 4об.].

Развитию научной мысли второй половины XIX - начала ХХ в. способствовало возникновение разнообразных и в то же время уникальных музеев высших учебных заведений. В Казанской духовной академии вслед за Казанским императорским университетом было сформировано одно из первых научно организованных нумизматических собраний Татарстана. Это было обусловлено тем, что Казанская духовная академия, как и Казанский императорский университет, являлась основным центром востоковедения во второй половине XIX - начале XX в. В свою очередь востоковедение - это совокупность наук, имеющих отношение к разностороннему изучению стран Востока, которая включает в свой состав нумизматику. Таким образом, минцкабинет КазДА относился к непрофильным собраниям, поскольку нумизматика в академии не преподавалась. Однако его наличие способствовало развитию образовательного процесса.

Минцкабинеты университета и академии несопоставимы по масштабу вследствие определенных причин (время создания, наличие фондообразовате-лей, масштабы поступлений). Однако наличие подобного кабинета в духовном образовательном заведении свидетельствует о формировании научного потенциала Казанской духовной академии.

Деятельность рассматриваемого музейного подразделения была направлена на сохранение и популяризацию культурных и исторических памятников, относящихся к Древней Греции, Древнему Риму, Руси и Волжско-Камскому региону. Несмотря на скромные масштабы, он обладал как научной, так и материальной ценностью, что способствовало развитию научных исследований и повышению качества учебного процесса в Казанской духовной академии.

1. Зайцев, Б. П. Монеты Китая в нумизматической коллекции Харьковского национального университета им. В. Н. Кара-зина / Б. П. Зайцев, Я. Н. Приходько // Университеты. Наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 92-108.

2. Знаменский, П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период ее существования. Вып. 2 /

П. В. Знаменский. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1892. - 593 с.

3. Знаменский, П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I / П. В. Зна-

менский. - Казань, 1878.

4. Зограф, А. Н. Античные монеты МИА, XVI в. / А. Н. Зограф. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 265 с.

5. Казаманова, Л. Н. Введение в античную нумизматику / Л. Н. Казаманова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 304 с.

6. Назипова, Г. Р. Казанский университет и музеи: проблемы культурного взаимодействия: автореф. дис. ... д-ра ист. наук /

Г. Р. Назипова. - Казань, 2009. - 40 с.

7. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 10. Казанская духовная академия. - Оп. 1. - Д. 812. «О пожерт-

вовании книг».

8. НАРТ. Ф. 10. - Оп. 1. - Д. 11588. «Книга для записей редких вещей, вещей физического и монетного кабинетов».

16B

9. Пачкалов, А. В. Следы монетного производства на средневековых памятниках Нижнего Поволжья / А. В. Пачкалов // Проблемы археологии Нижнего Поволжья. - Волгоград, 2007. - С. 187-191.

10. Толстой, И. И. Русская допетровская нумизматика. Вып. 1. Монеты Великого Новгорода / И. И. Толстой. - СПб.: Тип.

Имп. АН, 1884. - 148 с.

11. Хромов, К. К. К вопросу о технологии чеканки джучидских монет / К. К. Хромов // Материалы XIII Всерос. нумизмат.

конф. - М., 2005.

12. Сибирская монета // Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 16 / Ф. А. Брок-

гауз, И. А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2006. - С. 205-206.

13. Сотникова, С. И. Музеология / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

Сдано 12.05.2011

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.