УДК 902:001:378.4(470.54-25X091X045)
DOI: 10.15350/26191490.2021.2.34
Б. Б. Овчинникова
ВСПОМИНАЯ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ -СТУДЕНЧЕСКИЕ, АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ...
В статье на основе личных воспоминаний автора, выпускницы исторического факультета Уральского государственного университета, реконструирован этап становления научной археологической школы В. Ф. Генинга. Особое внимание автор уделил описанию методики профессиональной подготовки кадров: привлечению студентов, специализирующихся по археологии, к исследовательской работе, научному сотрудничеству учителя (В. Ф. Генинга) и учеников (студентов-археологов). Обозначена роль личных качеств и педагогических методов работы доцента УрГУ В. Ф. Генинга в освоении студентами будущей профессии археолога, что позволило выпускникам создать свои центры археологических исследований на территории субъектов СССР. С точки зрения концепции устной истории вводятся в научный оборот неизданные ранее воспоминания, иллюстрирующие исторические условия становления студентов-шестидесятников как ученых и как профессионалов в археологии и других смежных дисциплинах.
Ключевые слова: студенчество, археология, Уральская экспедиция, В. Ф. Генинг, Р. Д. Голдина, научная школа, устная история.
Сентябрь 1961 г., Свердловск. Исторический факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького (УрГУ)1 распахнул двери здания по ул. 8 Марта, 62 для поступивших студентов. Был набран курс - 25 человек, выдержавших конкурс 13 человек на место. Преимущество было отдано «стажистам», т. е. будущим студентам, проработавшим и имеющим не менее двух лет стажа на производстве или отслуживших в рядах советской армии. У каждого из нас были свои радужные планы на будущее: у кого-то получить профессию учителя, у кого-то стремление повысить свой карьерный рост партработника
1 С 2011 г. Уральский государственный университет имени А. М. Горького вошел в состав вновь образованного на базе УрГУ и УПИ с новым наименованием Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ).
или общественного деятеля, а у кого-то познать интригующую и романтическую, по тем временам малознакомую по школе, а в основном только по книгам, профессию Археолога. Тем более, что на историческом факультете Уральского университета (УрГУ) в 1960 г. была открыта специализация по археологии.
Разочарование наступило слишком быстро - на первой же лекции по археологии преподаватель Владимир Федорович Генинг объявил, что на нашем курсе он не планирует формировать группу специализации по археологии2. Для меня и моего однокурсника Геннадия Здановича, поступавших именно на археологию, это стало катастрофой.
2 В связи с введением на историческом факультете УрГУ новой специализации «археология» формирование специализированных групп предполагалось проводить один раз в два года. Первая группа была набрана в 1960 г.
Когда мы обратились к В. Ф. Генингу, он посоветовал согласовать этот вопрос в деканате. Там нам сообщили, что по нашей просьбе специализация может быть открыта при условии, если в группе будет не менее восьми человек. Как оказалось, желающих записаться в археологический кружок, которым будет руководить уже очаровавший весь курс красивый, обаятельный, блестящий лектор с хорошо поставленным голосом, больше чем достаточно. С тех пор для всех кружковцев, выбравших для себя археологию как специализацию, студенческие годы были связаны с научным руководителем, нашим «Шефом» - Владимиром Федоровичем Генингом (фото 1).
На первом курсе, посещая археологический кружок, кроме Владимира Федоровича мы позна-
Фото 2. Елизавета Михайловна Берс
комились с теми, кто был причастен к процессу осуществления специализации: со старейшим сотрудником археологической лаборатории исторического факультета Елизаветой Михайловной Берс (фото 2) (вскоре покинувшей Свердловск), молодым преподавателем кафедры истории СССР (досоветского периода) Владиславом Евгеньевичем Стояновым и аспиранткой В. Ф. Генинга Валентиной Дмитриевной Викторовой (фото 3). Две небольшие комнаты, отданные факультетом под археологический кабинет, постепенно становились нашим вторым домом. Именно здесь мы познавали специфику труда археолога - учились камеральной обработке собранных в поле материалов, готовились к археологической практике - первому полевому сезону.
Фото 1. В. Ф. Генинг на лекции в УрГУ, 1968 г.
Фото 4. Занятия по реставрации металла. Слева направо: Р. Голдина, В. Викторова, Г. Волкова, 1964 г.
Свой первый археологический сезон, наверное, не забудет ни один археолог. На организационном собрании по традиционной археологической практике после первого курса мы были разделены на два отряда, каждый из которых выезжал на свой объект - первый отряд под руководством В. Ф. Генинга, второй возглавлял В. Е. Стоянов. Мы с моей однокурсницей, также выбравшей специализацию по археологии, Светланой Медведчук (в замужестве Зданович) попали во второй отряд. Сначала участвовали в раскопках Прыговского городища, затем - первая разведка по Тоболу и в августе - «осели» на стационарных раскопках Во-робьевского городища под г. Шадринском. Именно на этом памятнике состоялось мое «крещение» как археолога - я была поставлена «сахемом», т. е. руководителем процесса работы на памятнике. Для меня все было впервые, помогали однокурсники, прошедшие армию: нивелировка, разметка по квадратам, фиксирование послойного вскрытия участков раскопа, учет находок, ведение полевого журнала.
Собственно, специализация под научным руководством В. Ф. Генинга началась со второго курса. Мы слушали спецкурсы по разным археологическим периодам, осваивали методы исследовательской работы, определялись с научными интересами, выбирая темы курсовых проектов. В дополнение к учебным спецкурсам Владимир Федорович уделял большое внимание и междисциплинарным связям. Для этой цели он находил возможность приглашать в Свердловск для чтения лекций столичных специалистов, таких как Георгий Франце-вич Дебец (антропология), Валерий Николаевич
Чернецов (этнография и археология Западной Сибири), Евгений Николаевич Черных (естественные методы в археологии) и других. С интересом мы пытались освоить азы реставрации и консервации древних металлических предметов (фото 4). Кроме того, в работе Уральской археологической экспедиции неоднократно участвовали ведущие специалисты в области полевой археологии и этнографии из столичных академических и вузовских учреждений. Поэтому нам посчастливилось работать в поле с Мариной Глебовной Мошковой (ИА АН СССР, сарматская эпоха), Лией Яковлевной Крижевской (ЛОИА АН СССР, неолит), Зоей Петровной Соколовой (Институт этнографии АН СССР, этнограф), Марией Степановной Акимовой и ее ученицами (МГУ, антрополог) и другими.
На протяжении четырех полевых сезонов под руководством В. Ф. Генинга каждый из нас приобретал необходимые в профессии навыки при обязательном участии в стационарных раскопках и в разведках. Кстати, разведки проходили иногда в тяжелых экологических условиях, требовали выносливости, смекалки, умения быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях. Сейчас понимаешь, какую важную роль В. Ф. Генинг сыграл в нашей не только профессиональной жизни археолога. Его доверие к самой возможности самостоятельной работы студентов, сочетающееся с требовательностью и суровостью, а в каких-то случаях даже с жесткостью, - воспитывало в нас ответственность за свое дело, учило жизни. И как признание нашей «профпригодности» - еще студентами мы получали свои первые «Открытые
листы» на официальное право самостоятельных раскопок археологических памятников. Это накладывало на нас всю серьезность ответственности.
Именно такая методика обучения, практикуемая В. Ф. Генингом при подготовке молодых специалистов, позволила проводить в те годы столь крупные археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Уже тогда студенты всех курсов, специализирующиеся по археологии, принимали участие в развернутых по инициативе В. Ф. Генинга широкомасштабных археологических разведках по выявлению новых памятников и их раскопках. Основные задачи этих работ - составление археологических карт, установление хронологии памятников, выделение археологических культур или культурных типов.
В 1961-1965 гг., благодаря масштабным разведкам, были обследованы районы бассейнов рек Тобола, Исети, Туры, Тавды, Ишима и др. Это была серьезная работа и мы ее выполнили, несмотря на трудности: иногда маршрут пролегал по полному бездорожью, через болотистый лес, среди комаров и к тому же при весьма скромном финансировании. А иногда и при его отсутствии, тогда выручала доброта местных жителей и отзывчивость местной власти - такой документ как «Открытый лист» на право проведение разведки предполагал и помощь местной администрации.
И еще, в полевых условиях, когда проводились стационарные раскопки, мы учились общению с людьми разных возрастов и социальной принадлежности, а, главное, с вверенным тебе большим коллективом. Владимир Федорович своим примером показывал, как можно организовать не только работу, но и проводить досуг. У него это получалось естественно, он умел создать атмосферу доверительных отношений через беседы о жизни, о науке, и конечно же - песни у костра. При этом не забывая о «железной» дисциплине в полевых условиях.
Привлечение нас к исследовательской работе В. Ф. Генинг не ограничивал только полевой практикой и составлением отчетов. По его инициативе мы участвовали в научных конференциях как регионального, так и всесоюзного масштаба. Так, в начале 1964 г. наша студенческая группа приняла участие в IV Уральском археологическом совещании в Перми. Мы впервые познакомились с ведущими исследователями Урала, среди которых были Владимир Антонович Оборин и Владимир Петрович Денисов - однокурсники В. Ф. Генинга, и их учитель - Отто Николаевич Бадер. Участники
Совещания приняли нас и как учеников В. Ф. Генин-га, и как будущих коллег. Впоследствии, в нашей профессиональной жизни мы всегда могли к ним обратиться и за консультацией, и даже за помощью.
Кроме региональной «взрослой» конференции мы активно принимали участие и во всесоюзных студенческих: Москва, Новосибирск, Ленинград и др. Помню, как впервые мне (с В. Евдокимовым) посчастливилось в апреле 1964 г. попасть с докладом на Х Всесоюзную студенческую археологическую конференцию в МГУ. Благодаря участию в ней, я вошла в круг общения со студентами -коллегами из других вузов Советского Союза. Не только сотрудничество, а с некоторыми и настоящие дружеские отношения сохранились навсегда. А затем мое участие в студенческих конференциях в Ереване, Ужгороде.
Владимир Федорович следил за тем, чтобы специализирующиеся по археологии студенты в период обучения принимали активное участие в научной работе. Перед каждой конференцией был строгий отбор претендентов - зачитывались и обсуждались наши доклады, проверялись иллюстрации к ним. Мы старались не подвести нашего шефа - практически всегда возвращаясь с наградами: дипломами и грамотами за успешно проводимые исследования и интересные доклады, прочитанные на конференции.
И еще одно, что также чрезвычайно важно для становления специалиста. Именно В. Ф. Генинг предоставлял нам - студентам - возможность публикации своих изысканий не только в студенческих сборниках, но и, порой, в профессиональных научных трудах1. По его инициативе в УрГУ было организовано серийное издание сборника «Вопросы археологии Урала», где публиковались статьи преподавателей и сотрудников, а иногда и студентов университета по исследованиям Урала.
Наш «археологический» коллектив формировался в постоянном дружеском и деловом контакте не только в рамках своего курса, но и, что примечательно, с теми, кто учился курсом старше и младше нас - это был единый коллектив. На втором курсе мы познакомились с Риммой Голдиной, которая перевелась из Пермского университета на послед-
1 В сборниках «Вопросы археологии Урала», вып. 6 (1964 г.), 7 (1967 г.), 8 (1969 г.) опубликованы статьи, подготовленные студентами-однокурсниками самостоятельно и совместно с руководителем в период учебы в 1964-1966 гг.
Фото 5. Г. И. Матвеева и Р. Д. Голдина
ний курс нашего истфака и сразу зарекомендовала себя как авторитетная ученица В. А. Оборина. Мы знали, что после защиты диплома под научным руководством В. Ф. Генинга она останется в УрГУ и будет поступать в аспирантуру. Римма быстро вошла в наш коллектив, в коллектив ее ровесников (фото 5). А пока, по окончанию - работала старшим лаборантом при кафедре. По сравнению с нами, у Риммы Голдиной был существенный опыт полевых исследований, порой в поле она нас выручала, и мы чувствовали ее поддержку. Тесные дружеские отношения были у нас с археологами и других курсов.
Вообще группа археологов нашего факультета было особо сплоченной. В 1965 г. мы даже победили в университетском конкурсе на лучшую творческую комсомольскую группу. Критериями отбора являлись активное участие в научной работе, общественной жизни факультета, художественной самодеятельности, в агитбригадах, спорте и пр. Наша археологическая группа оказалась лучшей в университете и была премирована поездкой в Москву.
Серьезность положения нас как будущих археологов мы особо ощутили на завершающем этапе: нашу преддипломную практику В. Ф. Генинг организовал так, что мы могли не только заниматься в столичных библиотеках и архивах, но еще слушать лекции светил археологии - профессора В. Л. Янина (МГУ), академика Б. А. Рыбакова (Институт археологии АН СССР) и других. Кроме того, Владимир Федорович договорился о возможности выступить нам с сообщениями по темам своих дипломов на очередном Всесоюзном Пленуме по итогам археологических исследований в апреле 1966 г. Для нас это была большая ответственность. Подводя итоги работы на пленарном заседании, была отмечена работа молодых специалистов из Свердловска
Фото 6. После защиты дипломов. Слева направо: В.Ф. Генинг, В.Е. Стоянов и Г. Зданович. Свердловск, 1966 г.
и официально признана Уральская археологическая научная школа, возглавляемая В. Ф. Генингом. Да, именно тогда, впервые прозвучало - «Уральская археологическая научная школа В. Ф. Генинга». Школа, которая сформировала нас и как ученых, и как профессионалов, не только в области археологии, но и в других смежных профессиях.
Мы гордимся тем, что у нашей группы выпуска 1966 г. в дипломе значится два направления специализации: «присвоена квалификация - историка - археолога, учителя истории и обществоведения». Это уникальный и неповторимый случай, когда официально наша специализация вписана в диплом как квалификация. По окончанию университета судьба разбросала нас по разным городам и различным учреждениям, но археология объединяла и объединяет нас несмотря на расстояния. Как справедливо отмечает Р. Д. Голдина: «процесс пошел по нарастающей - выходцы из этих школ...» -в данном случае из научной школы В.Ф. Генинга -«...создали собственные направления в новых научных центрах...»1. В Ижевске Римма Дмитриевна Голдина, продолжая традиции основателя уральской школы В. Ф. Генинга, в Удмуртском государственном университете создала научную школу археологов Удмуртии. В Уральском университете в Екатеринбурге (Свердловске), где признанной считается научная школа уральской археологии
1 Голдина Р. Д. О задачах уральской археологии // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв.: Материалы науч. конф., Ижевск, 28-30 марта: 75 лет со дня рождения В. Ф. Генинга. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2000. С. 11.
Фото 7. Выпуск 1966 г. группы специализирующихся по археологии. Справа налево: В. Генинг, Е. Мырсина (Шилина), Л. Пешкова (Шорикова), Б. Овчинникова, В. Стоянов. 2-й ряд - М. Болотов, Г. Зданович, В. Евдокимов
В. Ф. Генинга, она продолжалась в его учениках, сохраняясь в стенах УрГУ-УрФУ и Института истории и археологии УрО РАН, в том числе и моими однокурсниками: в Челябинском университете - д.и.н. Геннадием Борисовичем (1938-2020) и к.и.н. Светланой Яковлевной Здановичами, в Карагандинском университете - д.и.н. Валерием Валентиновичем Евдокимовым, в Ижевском государственном
техническом университет им. М. Т. Калашникова - к.и.н. (этнограф) Михаилом Константиновичем Болотовым (1937-2017) (фото 6, 7).
С теплотой, а порой и светлой грустью вспоминаю шестидесятые - студенческие годы, нашего Учителя, друзей и коллег. Это было удивительное время, и не только потому, что мы были молоды!..
B. B. Ovchinnikova
THINKING BACK THE 60S - STUDENTSHIP, ARCHAEOLOGICAL YEARS...
Based on the personal memoirs of the author, a graduate of the Historical Faculty of the Ural State University, the article reconstructs the stage of formation of the scientific archaeological school named after V. F. Gening. The author paid special attention to the description of the methodology of specialists' professional training: attracting students specializing in archaeology to the research work, scientific cooperation of the teacher (V. F. Gening) and students (students of archaeology). The role of personal qualities and pedagogical methods of V. F. Gening's (Associate Professor of the USU) work in mastering the future profession of archaeologist by students is indicated; it allowed graduates to create their own centers of archaeological research on the territory of the subjects of the USSR. From the point of view of oral history's concept previously unpublished memoirs into scientific circulation are introduced; they illustrate the historical conditions of formation of students from the 60s as scientists and professionals in archaeology and other related disciplines.
Keywords: studentship, archaeology, the Ural expedition, V. F. Gening, R. D. Goldina, scientific school, oral history.
Овчинникова Бронислава Борисовна,
кандидат исторических наук, профессор, Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия) [email protected]
Bronislava B. Ovchinnikova,
Candidate of Sciences (History), Professor, Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia) [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2021
Reсeived 15.09.2021