Научная статья на тему 'О РИММЕ ДМИТРИЕВНЕ ГОЛДИНОЙ, НАШЕМ ВЫПУСКЕ И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В. Ф. ГЕНИНГА'

О РИММЕ ДМИТРИЕВНЕ ГОЛДИНОЙ, НАШЕМ ВЫПУСКЕ И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В. Ф. ГЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ф. ГЕНИНГ / Р. Д. ГОЛДИНА / АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОСЕЛЕНИЕ / МОГИЛЬНИК / НАУЧНАЯ ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зданович Светлана Яковлевна

В статье на основе личных впечатлений автора анализируется опыт подготовки специалистов-археологов на историческом факультете Уральского государственного университета в период 1961-1966 гг. под руководством В. Ф. Генинга - создателя Уральской археологической экспедиции. Показана научная и повседневная жизнь студенчества того времени, роль В. Ф. Генинга в подготовке будущих археологов. Приведены персональные данные о выпускниках и их вкладе в развитие археологической науки. Отмечена роль личности Риммы Дмитриевны Голдиной, ее профессиональное становление рассматривается в широком хронологическом диапазоне от студенческих времен до научного лидера и крупного руководителя, показаны обстоятельства приобретения богатого опыта полевых исследований, анализируется трудный путь от преподавателя до директора института, основателя первой в Ижевске собственной археологической школы. Сделаны выводы о том, что личность Учителя имеет определяющее значение для формирования жизненных ценностей и профессиональных компетенций учеников - продолжателей научных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THIS ARTICLE IS DEVOTED TO RIMMA DMITRIEVNA GOLDINA, OUR GRADUATION AND SOME TRADITIONS OF V. F. GENING’S ARCHAEOLOGICAL SCHOOL

The article, based on the author’s personal impressions, analyses the training experience of specialists in archaeology at the Faculty of History of the Ural State University in the period from 1961 to 1966 under the guidance of V. F. Gening, the founder of the Ural archaeological expedition. The article describes the scientific and daily life of the students of that time, the role of V. F. Gening in the preparation of future students of archaeology. Information about the graduates and their contribution to the development of archaeological science is described. The role of the personality of Rimma Dmitrievna Goldina is noted; her professional development is analyzed in a wide chronological range from student times to the Head of the scientific school. There are the circumstances of acquiring her rich experience in field research. The difficult path from a teacher to the director of the institute, the founder of her first archaeological school in Izhevsk is reviewed. It is concluded that the personality of the Teacher has a decisive importance for the formation of life values and professional competencies of students who follow the scientific traditions.

Текст научной работы на тему «О РИММЕ ДМИТРИЕВНЕ ГОЛДИНОЙ, НАШЕМ ВЫПУСКЕ И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В. Ф. ГЕНИНГА»

АРХЕОЛОГИЯ К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Р. Д. ГОЛДИНОЙ

УДК 902:378.4(470.54-25)(091)(045)

DOI: 10.15350/26191490.2021.2.33 С. Я. Зданович

О РИММЕ ДМИТРИЕВНЕ ГОЛДИНОЙ, НАШЕМ ВЫПУСКЕ И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

В. Ф. ГЕНИНГА

В статье на основе личных впечатлений автора анализируется опыт подготовки специалистов-археологов на историческом факультете Уральского государственного университета в период 1961-1966 гг. под руководством В. Ф. Генинга - создателя Уральской археологической экспедиции. Показана научная и повседневная жизнь студенчества того времени, роль В. Ф. Генинга в подготовке будущих археологов. Приведены персональные данные о выпускниках и их вкладе в развитие археологической науки. Отмечена роль личности Риммы Дмитриевны Голдиной, ее профессиональное становление рассматривается в широком хронологическом диапазоне от студенческих времен до научного лидера и крупного руководителя, показаны обстоятельства приобретения богатого опыта полевых исследований, анализируется трудный путь от преподавателя до директора института, основателя первой в Ижевске собственной археологической школы. Сделаны выводы о том, что личность Учителя имеет определяющее значение для формирования жизненных ценностей и профессиональных компетенций учеников - продолжателей научных традиций.

Ключевые слова: В. Ф. Генинг, Р. Д. Голдина, археологическая специализация, поселение, могильник, научная школа, университет.

Мы познакомились с Риммой Дмитриевной в конце 1962 г. Мы - это группа археологической специализации 2-го курса исторического факультета УрГУ. Вначале у нас появился новый сокурсник - Володя Голдин. Мы знали, что он перевелся из Пермского государственного университета вместе с женой Риммой, студенткой 5-го курса. Римма специализировалась по археологии. В 1961 г. на историческом факультете нашего университета была утверждена специальность археология с получением государственного диплома. Инициатива принадлежала администрации факультета, а техническое решение было возложено на Владимира Федоровича Генинга, который в 1959 г. был принят на работу в университет. В том же году была набрана первая группа будущих археологов. Пермский университет специалистов-археологов не готовил. К тому же для Риммы открывалась

возможность поступления в аспирантуру. Перевод был непростым и решался на уровне ректората с одной и другой стороны. Но Владимиру Федоровичу нужны были надежные помощники. Он начинал осваивать совершенно новый для него регион - Урал и Западную Сибирь, в отдельные уголки которого не ступала нога археолога. В силу этих обстоятельств молодая семья сменила место жительства и учебы. Параллельно с учебой Римма работала лаборантом в археологическом кабинете факультета. Там и состоялось наше знакомство.

В Свердловске исторический факультет в начале 1960-х гг. размещался в здании на улице 8-го марта. В одной из учебных аудиторий на четвертом этаже в больших деревянных шкафах экспонировались археологические коллекции из раскопок студенческих экспедиций, систематизированные К. В. Сальниковым и Е. М. Берс. Кабинет архе-

ологии находился на втором этаже. Он состоял из двух смежных комнат. Во второй комнате стоял стол Владимира Федоровича, первая - принадлежала студентам. Там было много мебели, заваленной бумагами, рисунками, чертежами. В конце нашего обучения, когда открыли экономический факультет, кабинет археологии переместили с ним на один этаж. В кабинете был лаборант. Я помню Юру Кутепова и Анатолия Ширяева. Елизаветы Михайловны Берс в качестве заведующей мы уже не застали. Обстановка складывалась исключительно деловая. Чаи распивать было не принято, посуду мыть тоже не надо. Нужно было поддерживать рабочий порядок, что при большой скученности народа с мужским персоналом оказывалось непросто. С нашим приходом в специализацию количество трудящихся здесь студентов достигло 14 человек. По программам того времени она начиналась со второго курса. Первая группа, набранная Владимиром Федоровичем в 1960 г., состояла из 8 человек. Вот ее состав: В. Юровская (Ковалева), В. Швечикова, Т. Бу-шуева (Гашева), М. Позднякова, С. Данилевич, В. Неживых, В. Фролов [Мельникова, 2003, с. 92]. В монографии О. М. Мельниковой в состав группы не включен В. И. Липский. Слава был в составе специализации и пользовался большим авторитетом, во всяком случае, в нашей группе. Второй набор состоял из 6 студентов: Евдокимов Валерий,

Зданович Геннадий, Медведчук (Зданович) Светлана, Овчинникова Бронислава, Шилина Екатерина и Шорикова Лариса [Мельникова, 2003, с. 93] (фото 1). Этнографы Болотов Михаил и Степанов Михаил входили в состав группы формально. Мы все были участниками археологического кружка. На каком-то этапе я являлась его старостой. Собирались нечасто, заслушивали доклады, отчеты, сообщения. По инициативе нашей группы стали выпускать газету, в названии которой звучала аббревиатура «УОЛЕ» («Вестник (?) УОЛЕ»).

Мы позиционировали себя преемниками «Общества любителей естествознания», с которым связаны первые систематические археологические раскопки в регионе в конце XIX - начале XX в. Дело в том, что вторым любимым местом после кабинета, где мы пропадали, была библиотека краеведческого музея. Она в это время размещалась в соборе Тихвинского мужского монастыря на улице Народная Воля, в непосредственной близости от учебного корпуса. Там было уютно, много книг находилось в свободном доступе, в том числе и издания УОЛЕ. Нужно сказать, что мы жили в интенсивном, загруженном режиме, как принято было для студенчества тех лет. Владимир Федорович требовал от нас, чтобы мы хорошо учились и постоянно работали в кабинете. Вот в такую среду попала Римма Дмитриевна. На втором курсе мы встречались с ней нечасто. Ей нужно

Фото 1. Уральская археологическая экспедиция. На переднем плане Г. Зданович и Е. Шилина, 1962 г.

было не только готовить дипломную работу, но и сдать семестровые экзамены и разницу учебных программ - 7 спецкурсов. В своих воспоминаниях Римма Дмитриевна скажет, что особенно тяжело пришлось ей с подготовкой спецкурсов. В Перми она специализировалась по исторической тематике. Но «Олимп» был побежден и заветный диплом с записью «Историк, археолог, учитель...» открыл дорогу в профессию. Римма Дмитриевна была первой выпускницей истфака, которая получила диплом с такой формулировкой.

В студенческие годы Римма Дмитриевна приобрела богатый опыт полевых исследований. Под руководством известных пермских археологов В. А. Оборина и А. Д. Вечтомова она занималась изучением как могильников, так и поселений раннего железного века и средневековья. Ее дипломная работа, основанная на полевых исследованиях, была посвящена неволинскому этапу ло-моватовской культуры. Кстати, В. Ф. Генинг тоже занимался этой культурой и даже первоначально планировал эту тему в качестве диссертационной работы. Теперь Римме Дмитриевне предстояло погрузиться совсем в другие времена и эпохи.

Создав Уральскую археологическую экспедицию, Владимир Федорович взвалил на свои плечи только ему посильную ношу - изучение огромной территории от Урала до Оби. Ежегодно раскопками исследовалось 5-6 различных памятников. Владимир Федорович редко долго задерживался на одном памятнике. Приглашались иногда сторонние исследователи, скорее для расширения кругозора и обучения студентов. Разведочные отряды проходили сотни километров. Весь первый набор специализации занимался составлением археологических карт различных регионов. Этому в конечном итоге были посвящены их дипломные работы. Программа специализации предполагала 2-3 сезона разведочных работ и поэтапное (от рабочего до младшего руководителя раскопа) освоение методики раскопок. Студенты старших курсов зачастую становились начальниками раскопов. Иногда это удавалось и младшекурсникам. Самый яркий пример - это история с раскопками Куртамышских курганов в Курганской области, где Г. Зданович, будучи студентом 1-го курса, самостоятельно исследовал курган. Конечно, Гена хорошо рисовал, владел фотосъемкой и вообще, как показала жизнь, был прирожденным археологом. Публикация материалов этого кургана стала первой печатной работой студента [Зданович, 1964].

Профориентационная работа в те годы была не нужна. Конкурсная ситуация на историческом факультете всегда была высокой. Но Владимир Федорович не оставлял без внимания потенциальных учеников-археологов. Так, после первого курса Владимир Федорович поручил мне опекать Валю Копытову (Нагевичене), чем я и занималась половину лета. Накануне она написала письмо Владимиру Федоровичу с информацией, что хочет быть археологом. Он сам разговаривал с выпускницей Фоминцевской школы Людмилой (Людмилой Николаевной Коряковой), когда там велись раскопки курганов. Возле археологического кабинета и археологической экспедиции всегда кучковался какой-то народ: студенты других факультетов, дети сотрудников. Но основной рабочей силой оставались свои истфаковцы и студенты-практиканты других вузов.

Лето после второго курса (1963 г.) было для нашей специализации особенно плодотворным. Мы участвовали в раскопках двух интересных археологических объектов: Логиновских городища и могильника эпохи средневековья. Логиновское городище стало для нас учебным полигоном. Городище было поделено на небольшие раскопы, которые передали в наше владение. Утром нам давали два-три рабочих, и мы полностью вели свой раскоп. Если рабочих не хватало, копали сами. Во всех случаях самостоятельно делали чертежи, отбирали материал, составляли полевую опись, вели дневник. В конце рабочего дня Владимир Федорович обходил раскоп и принимал у нас работу. Но раньше шла Римма Дмитриевна и мы с нетерпением ждали ее, выслушивали замечания, вносили поправки. Для нас она уже тогда была учителем, доброжелательным и терпеливым. У меня на тот период не было никакого опыта раскопок. Когда мы с Брониславой Овчинниковой после первого курса практиковались у В. Е. Стоянова, то в основном возились в раскопе и отбирали находки. Один раз он поручил нам начертить профиль, ничего не объясняя. Мы нарисовали. Он хмыкнул скептически, как-то неловко взял его в руки, бумажку почему-то сдуло ветром. Никто не пожалел. Не всем было так тяжело, как мне. Г. Зданович справлялся успешно. Потом мы все обходили раскоп, обсуждали интересные ситуации. Для нас это была уникальная школа вхождения в специальность. Была возможность спросить и получить ответ, если не у Владимира Федоровича, то у Риммы Дмитриевны или у сокурсников. Здесь мы получили первый опыт самостоятельной полевой работы, как

Фото 2. Собирательство никто не отменял. С. Зданович, 1963 г.

на поселении, так и на могильнике. Логиновский могильник был обнаружен на распаханном поле и был исследован одновременно с городищем.

На Логиновском городище мы впервые оказались вместе со своими сокурсниками. Володя Гол-дин участвовал в экспедиции как волонтер. Жили дружно и весело. Стремились вместе проводить вечернее время. Владимир Федорович пресекал наши вылазки и утро, как правило, начиналось с головомойки на тему, что наш образ жизни не позволяет нам плодотворно работать днем. Римма с Володей были замечательной и очень красивой парой - высокие по моим меркам и стройные. Лето стояло жаркое. Постоянной униформой Риммы был розовый купальник. Она загорела до черноты. Я пронесла через годы ее внешний образ, который сложился тогда - «античная амфора». Может потому, что, меняясь внешне, внутренне она осталась такой же - уверенной, волевой и доброжелательной.

Итоги полевого сезона нашли отражение в шутливой поэме «Генингиада», которую сочинил Марк Крамаровский при участии Г. Здановича. В ней были сюжеты, посвященные каждому участнику экспедиции. Были там и довольно едкие комментарии в адрес В. Ф. Генинга (на то она и «Генингиада»). Марк - студент-заочник факультета искусствоведения. Поскольку он начинал обучаться на историческом факультете, то тяготел к нашей экспедиции. Они дружили с Г. Здановичем, потом снимали одну квартиру. Марк стал известным специалистом по искусству Золотой Орды, заведовал Золотой кладовой отдела Востока Эрмитажа. Мы до последнего времени

поддерживали с ним связь. В 1983-1984 гг. по договору с Эрмитажем мы работали у него на раскопках медресе в золотоордынской столице Солхат (г. Старый Крым). А все начиналось с Ив-дельской чаши, исследовать которую ему поручил Владимир Федорович, в качестве курсовой работы [Генинг, Крамаровский, 1973].

Рукопись «Генингиады» как-то быстро затерялась. Но строчки о моей персоне сохранились на подаренной мне в день рождения книге. Не могу не процитировать их.

Света Медведчук всех превзошла, В очаге горшок с ухой нашла, И направо, и налево Смотрит точно королева, До чего удачлива она.

После успешной летней практики нам были обещаны какие-то деньги. За летние работы нам никогда ничего не платили. И вдруг до нас дошла информация, что Владимир Федорович уезжает отдыхать. А как же мы? Было решено отправить ходоков в Свердловск. Жребий пал на Г. Здановича и меня. Конец лета был дождливый. По грязной размытой дороге мы шли километров 10 до станции Ялуторовск. У Гены порвались башмаки, и он шел в носках. Там я узнала, что если идти по бездорожью и под дождем со скоростью 6 км в час, то мокрыми становятся не только майка и свитер, но и рюкзак. На коротких остановках восстанавливали силы подножным кормом (фото 2). На вокзале нам случайно встретилась секретарь деканата - гостила у родственников. Ужаснулась, глядя на нас. Она дала нам какие-то деньги и помидоры. Ехали в общем вагоне. Зданович, как залег на третью полку, так и проспал 17 часов. Владимира Федоровича мы не застали. Так это дело и замялось.

Совместные летние работы сблизили меня и некоторых ребят с нашей специализации с семьей Голдиных. Мы регулярно стали собираться в их жилище. Что-то простенькое, типа жареной картошки, готовили. Бывала и бутылочка вина на столе. Болтали, обсуждали наши общие проблемы. Эти встречи психологически разгружали нас. Мы все жили в напряженном графике: учеба, обработка материалов летних полевых работ.

Полевой сезон 1964 г. для нашей специализации тоже оказался интересным и насыщенным. Работы велись в Тюменской области. На поселении каменного века Кокуй I мы оказались вместе.

И нашим непосредственным руководителем снова стала Римма Дмитриевна [Генинг, Голдина, 1969]. В качестве консультанта раскопок была приглашена Лия Яковлевна Крижевская (фото 3). Мы на втором курсе прослушали спецкурс «Каменный и бронзовый век», который нам читал Владислав Евгеньевич Стоянов. Ничего не поняли, в руках не держали ни одного орудия. Об ударной площадке и ударном бугорке знали понаслышке. Теперь мы могли получить информацию от высококлассного профессионала. От Лии Яковлевны я переняла замечательную привычку - мыть каменные орудия самой. Это наиболее удобное время не спеша рассмотреть их. Камень я люблю до сих пор, но немножко другой, чем тот, понять который нам помогала Лия Яковлевна. В 1985 г. в Ленинградском отделении Института археологии у Г. Ф. Коробковой я прошла стажировку по трасологии. Трасологом я не стала, но что-то видеть по макропризнакам научилась.

Через какое-то время Лия Яковлевна возобновит свои отношения с УАЭ. Она станет куратором группы «каменщиков», которая сформируется в УрГУ и научным руководителем нескольких диссертационных проектов. Рисовать камень у Лии Яковлевны будет учиться Валя Дудина - студентка истфака курсом младше нас (фото 4). Я никогда не видела более красивых и выразительных рисунков каменных орудий, чем у Валентины. Кокуй I, конечно, прорисован ею. У нас с мужем тоже сложились с Лией Яковлевной теплые дружеские и деловые отношения. Она приезжала к нам, когда мы раскопали группу стоянок каменного века у с. Явленка под Петропавловском. Со своими студентами я ездила к ней на стоянку Боборыкино.

Фото 3. Л. Я. Крижевская и Г. Зданович. Петропавловск, 1967 г.

Когда мы приезжали в Ленинград, она возила нас по своим любимым окрестностям. Благодаря этой работе с Лией Яковлевной мы не боялись брать в руки каменные орудия и учили этому своих студентов. У Лии Яковлевны окончил аспирантуру и успешно защитился наш выпускник Вадим Мосин.

Вторым базовым памятником этого сезона был Лихачевский курган раннего железного века. На раскопки кургана была приглашена Марина Глебовна Мошкова. Ей было 30 с небольшим лет,

Фото 5. Тюменская область. «А у нас на Кучуме». Слева направо: М. Г. Крамаровский, В. Б. Зданович, Р. Д. Голдина, 1964 г.

и она была необыкновенно очаровательна. Владимир Федорович окружил ее вниманием и заботой. Мы даже не узнавали своего сурового шефа. Марине Глебовне было очень комфортно в нашей студенческой компании. По вечерам в лагере проходили интересные творческие посиделки. Говорили не только об археологии, но и обо всем. Мы же были дети хрущевской «оттепели». У нас тогда со Здановичем зарождался роман, и она явно нам симпатизировала. С этого момента начался отсчет наших необыкновенно теплых дружеских отношений с Мариной Глебовной. Трудно перечислить, что сделал для нас этот прекрасный человек и замечательный ученый. Просто так. Потому, что могла.

На раскопках Лихачевского кургана я, по сути, впервые видела Владимира Федоровича как профессионала. Однажды он попросил меня найти десяток хворостин и помочь ему. Он шел вокруг центральной могильной ямы и когда останавливался, показывал, где воткнуть палочку. Под палочками потом оказались периферийные могильные ямы. Этот фокус мы сами теперь знаем. А тогда... Центральная яма к нашему огорчению оказалась ограбленной. В ней мы нашли только позеленевшую косточку.

После стационарных работ я отправилась в разведку, а Римма Дмитриевна - руководить отрядом на Кучум-горе. В этом отряде были мои хорошие знакомые: Вася Зданович, брат Гены, Валя Копыто-

ва (Нагевичене), Марк Крамаровский. Мои знакомые были очень довольны жизнью в лагере Риммы Дмитриевны. И еще долго можно было услышать их позывной «А у нас на Кучуме!» (фото 5).

Разведка была второй по счету в моей биографии. И обе они достойны быть увековеченными. Первая была предыдущим летом. Моей напарницей была Бронислава Овчинникова, с которой мы вместе проходили археологическую практику на Прыговском городище под руководством Владислава Евгеньевича Стоянова. Маршрут я не помню, где-то в Курганской области. В конце сезона мы оказались в Шадринске на постоялом дворе «Дом колхозников» (самое дешевое жилье для приезжих), где мы ждали деньги на продолжение разведки. Руководителем отряда был студент заочного отделения Аркадий Дегтярев - военный, лет 40. В разведке археологических памятников он ничего не понимал, и мы быстро научились саботировать его указания. Когда мы находили курган на пашне с опаханными полами, он заставлял нас измерять его периметр. А когда мы отказывались это делать, ссылаясь на то, что объект нарушен, заставлял читать учебник Д. А. Авдусина «Полевая археология». Самым тяжелым делом было устройство на ночевку. Палатки у нас не было, и ночевать нам приходилось в деревнях, просясь на постой. Аркадий - тощий, с длинным носом, не бритый - мягко говоря, выглядел безобразно.

Фото 6. В разведке, с. Жиряки, Тюменская область. Слева направо: С. Медведчук, В. Липатникова, Л. Дроздова, 1964 г.

Бронислава просила его стоять подальше, когда она, обняв меня за плечи (она на полголовы выше меня), жалобно произносила свой монолог. Когда нас соглашались пустить в дом или сарай, она говорила, что мы не одни и представляла нашего руководителя. Порой после этого отказывали. И мы шли в следующий дом. Порой привечали и даже кормили. 60 лет прошло, а, кажется, вечность. Разве в наше время такое возможно?

Во вторую разведку (1963 г.) я уже шла руководителем с открытым листом по форме № 3. Моей напарницей была практикантка Валя Липатникова. Маршрут был намечен по побережью озера Черного в Тюменской области. Нас собрали в деревне Жиряки, два или три отряда. Точно там был Г. Зданович и его напарница Люда Дроздова, которую за ее маленький рост и птичью фамилию прозвали «Скворой», и Марк Крамаровский. Помню, что парни сильно переживали, как мы две девчонки пойдем по такой глуши. Сохранилась даже фотография нашей объединенной группы со спины, сделанная Геной (фото 6). На самом деле было непросто - район старообрядческий, много армян-вахтовиков. Но были и ситуации, о которых спустя столько лет вспоминается с благодарностью. Мы что-то нашли на Черемуховом острове.

На четвертом курсе окончательно определилась тематика наших будущих дипломных работ. Мне достался Логиновский могильник, который, также как одновременное ему городище, потом были отнесены к потчевашской культуре. У меня появился свой памятник. Логиновское городище

досталось Валере Евдокимову [Генинг, Евдокимов, 1969]. Зимой в жизни нашей группы произошли два исключительных события. В декабре Владимир Федорович вывез нас в «свет» на IV Уральское археологическое совещание в г. Пермь. Мы были представлены О. Н. Бадеру. Беседуя с нами, он ласково называл нас внуками. Мы познакомились с цветом уральской археологии. А. П. Смирнов, К. Ф. Смирнов, Е. Е. Кузьмина, Г. Н. Матющенко, М. Г. Мошкова, Л. Я. Крижевская - самые яркие представители этой когорты. Впервые мы увидели, что такое научный форум. В январе, после сессии, мы отправились в Москву как победители какого-то внутриуниверситетского смотра-конкурса. Была большая культурная программа. Среди прочего - первая в стране выставка Николая Рериха в Музее Восточных культур.

На третьем-четвертом курсах мы прослушали много интересных спецкурсов приглашенных специалистов и своих преподавателей. Среди приглашенных: Е. Н. Черных, Г. Ф. Дебец, В. Н. Чернецов. Наше обучение подходило к концу. Впереди была дипломная работа. Мы с полным основанием чувствовали себя молодыми специалистами и готовились к работе по полученной специальности. В феврале у нас с Геной образовалась семья (фото 7). Владимир Федорович посоветовал нам устраиваться в Петропавловске, где были краеведческий музей и педагогический институт, и жили мои родители. Так мы и поступили. Сокурсники тоже трудоустраивались сами. Летом 1965 г. после четвертого курса мои согруппники работали

руководителями раскопов. Работы переместились в Омскую область (фото 8). Г. Зданович руководил отрядом на поселении Черноречье. Я в поле не поехала - готовилась стать мамой. Когда пришло время официального распределения, запрос из Петропавловска не был учтен. Нас направили в какую-то сельскую школу. От распределения мы все дружно отказались и написали письмо министру культуры Е. Фурцевой. Осенью пришел положительный ответ из Министерства. Мы к тому времени уже работали в Петропавловске.

Понять в полной мере мир, в котором существовало наше археологическое сообщество, невозможно без учета двух вещей. Первое - мы жили в определенное время, которое кардинально отличалось от современного. Поэтому некоторые ситуации, которые сегодня кажутся чудовищными, таковыми не воспринимались. Второе - огромную роль в нашей жизни сыграла личность нашего руководителя

Владимира Федоровича Генинга. Мы все пришли в археологию своим путем, но остались в ней, прежде всего, благодаря его личной увлеченности и харизме. Наши личные отношения с ним были непростыми. Он был необыкновенно трудолюбивым и этого добивался от нас. На третьем курсе у Г. Здановича произошел конфликт с учителем. Тому казалось, что Гена недостаточно организован, мало работает. В принципе это было отчасти справедливо. Особенно насчет организованности. Ему всю жизнь ее не хватало. А в остальном - ему просто было некогда. Работал, чтобы обеспечить свое существование, часто занимался с нашим сокурсником - инвалидом по зрению Юрой Соболевым. Гена вынужден был уйти в академический отпуск. Спустя месяц Владимир Федорович написал ему письмо, просил вернуться. Конфликт был исчерпан.

В личных отношениях с нами он был исключительно корректен, никакой фамильярности.

Фото 7. Бракосочетание Г. Здановича и С. Медведчук, 1965 г.

Фото 8. Б. Овчинникова, Г. Зданович, волонтер «Джон». Омск, 1965 г.

Всегда обращался на «Вы». Один раз за все время мы были приглашены в его дом накануне дня его рождения. Он никогда не рассказывал нам о пережитых им тяготах. Никогда не читал нам нотаций. Просто беспрекословно ставил задачи и контролировал их выполнение. Я лично его боялась. Я не написала дипломную работу, будучи беременной, потому что Владимиру Федоровичу некогда было поговорить со мной. На мои робкие вопросы он с традиционной улыбкой отвечал: «Подождите, Светик». Его молодость пришлась на время, когда не было места ни сентиментальности, ни жалости. Его принцип «Если взялся за дело - делай его хорошо» соблюдался всегда. Несладко пришлось от этого принципа летом 1965 г. Римме Дмитриевне. Она была назначена руководителем отряда на городище Большой Лог под Омском. Она тоже ждала ребенка - свою Катю. Когда мне надоело сидеть одной возле мамы, я решилась, несмотря на плохое самочувствие, поехать в экспедицию. Гена работал в 400 км от Омска. Вначале добралась до Большого Лога. Пришла в ужас: жара, ветра, выжженная степь, отвратительное питание. Отряд был больше 100 человек, большинство - девочки, рядом - воинская часть и постоянные незваные гости. За все отвечала Р. Д. Голдина. В. Ф. Генинг жил в Омске, в гостинице, на раскоп приезжал контролировать после обеда. Как Римма все это выдержала, до сих пор не понимаю. Конечно, это мелочи на фоне наших последующих достижений. Нас научили, нас ввели в археологическое сообщество, нам дали в руки кому флаг, а кому - стяг. Для нас В. Ф. Генинг -Великий Учитель. В кабинете Г. Б. Здановича всегда висел портрет Владимира Федоровича.

Есть еще один вопрос, к которому мы с мужем иногда обращались, приобретя собственный опыт воспитания кадров. Это отношения учителей и учеников, выросших из пеленок. Хотел ли Владимир Федорович видеть смену в своих учениках? Нам казалось, что он их боялся. Боялся, наверное, что они станут умнее, талантливее. Первым за бортом археологии оказался В. И. Лип-ский. Открыв специализацию по археологии в Уральском университете, В. Ф. Генинг не довел ее организацию до конца. При распределении археологов отправляли по сельским школам, как и других выпускников. Приходилось искать левые варианты, чтобы работать по специальности. Вот и В. И. Липский после окончания университета вернулся в Челябинск, где была обустроена его семья. Ждал приглашения в аспирантуру. Обещали,

забыли. Вячеслав Иванович окончил аспирантуру по философии, заведовал кафедрой в пединституте, был секретарем горкома партии по пропаганде. В другой ситуации Челябинск давно бы уже стал археологическим центром и не видать бы Г. Б. Здановичу «Страны городов». Его путь по чистой случайности не повторила Л. Н. Корякова. Тоже собиралась устраиваться на кафедру философии.

Не продвинулась под крылом В. Ф. Генин-га дальше старшего преподавателя кафедры и Р. Д. Голдина и в 1972 г. уехала в Ижевск. Когда Владимир Федорович отбывал в Киев в 1974 г., он предложил Г. Б. Здановичу занять его место в УрГУ. «У вас есть Зайберт, а у меня нет никого», -сетовал он. Почему никого? Так сложилась ситуация. Преемника не подготовил. И как сложилась бы судьба у перечисленных и не перечисленных выпускников, окажись они под теплым крылышком заботливого шефа? Недоверчиво относился Владимир Федорович и к нашим нововведениям в методике. Однако, когда Г. Б. Зданович получил интересную информацию на раскопках Син-таштинского культурного комплекса, он приехал сам, несмотря на то, что в раскопках принимал участие его сын Володя. Внимательно все обследовал, ведь начинала здесь работы его команда. После этого общими усилиями была издана монография [Генинг и др., 1992].

Тем не менее, я думаю, что он гордился нами, теми, кто сумел продолжить его дело. Трудный путь от преподавателя до директора Института прошла его первая выпускница, доктор исторических наук, профессор Римма Дмитриевна Голдина. Ей, как и нам, удалось создать первую в Ижевске собственную археологическую школу, исследован единственный финно-пермский могильник в России, содержащий 1880 могил вв. н. э. -Тарасовский. Ее особым достижением я считаю создание и руководство Советом по защите диссертаций по археологии, этнографии и истории. В этом Совете было защищено около 250 докторских и кандидатских работ. Кстати, Геннадий Борисович тоже защитил свою докторскую в этом Совете. Известным специалистом стала выпускница первого набора специализации по археологии кандидат исторических наук, доцент В. Т. Ковалева. А как не гордиться нашим выпуском - из 6 человек четверо состоялись как археологи: В. В. Евдокимов, Г. Б. Зданович, С. Я. Зданович, Б. Б. Овчинникова. Двое первых - доктора наук, другие - кандидаты. Мы все стали преподавателями вузов и прошли

тот же путь, что и в свое время наш руководитель. Нам с Геннадием Борисовичем было наверно немного легче остальных - мы всегда трудились в тандеме. За время работы мы поменяли три места жительства: Петропавловск, Караганда, Челябинск. В каждом из этих городов были созданы центры археологических исследований [Зданович и др., 2018; Зданович и др., 2020].

Когда мы уехали из Караганды, наше место занял В. В. Евдокимов. Мы трое занимаемся исследованием эпохи бронзы и в этом плане поддерживаем друг друга. Б. Б. Овчинникова - специалист-тюрколог, известный как в России, так и за рубежом. И она, и я закончили годичную аспирантуру МГУ у одного научного руководителя - профессора Л. Р. Кызласова. Г. Б. Зданович много сделал для развития и совершенствования методики полевых исследований. Широкую известность получил метод исследования археологических объектов дешифрированием аэрофотоснимков. 19 воспитанников полевой археологической школы Г. Б. Здановича защитили кандидатские диссертации, 5 стали докторами исторических наук. Главным достижением его жизни стало открытие археологического заповедника, включившего более 70 памятников различных эпох (фото 9).

Базовый памятник заповедника - укрепленное поселение бронзового века Аркаим - оказался в ложе запланированного водохранилища. На защиту его Геннадию Борисовичу удалось поднять научную и культурную общественность страны. Это был настоящий подвиг - в условиях плановой советской экономики остановить строительство было практически невозможно. Но Г. Б. Зданович добился своего: работы по возведению водохранилища были прекращены. В итоге, в зоне проектируемого хозяйственного объекта был создан заповедник, известный далеко за пределами России. Сегодня здесь образован уникальный музейный комплекс с историческими реконструкциями. Это

Фото 9. Г. Б. Зданович у информационного стенда в пос. Аркаим, 2017 г.

наиболее посещаемый туристический объект Урала. К прискорбию коллег и близких публикация материалов поселения Аркаим стала последней работой Геннадия Борисовича [Зданович, Иванова, Таирова, 2020; Зданович, Малютина, Зданович, 2020].

Каждое поколение имеет свое время. Наше время уходит. Это было время романтиков и творцов. У нас была возможность реализоваться и оставить свой след в истории.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Генинг, Голдина, 1969 - Генинг В. Ф., Голдина Р. Д. Поселение Кокуй I // Вопросы археологии Урала. 1969. Вып. 8. С. 30-47.

Генинг, Евдокимов, 1969 - Генинг В. Ф., Евдокимов В. В. Логиновское городище // Вопросы археологии Урала. 1969. Вып. 8. С. 102-127.

Генинг и др., 1992 - Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта: археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: в 2 ч. Ч. 1. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1992. 408 с.

Генинг, Крамаровский, 1973 - Генинг В. Ф., Крамаровский М. Г. Ивдельская находка. Л.: Аврора, 1973. 44 с.

Голдина, 2004 - Голдина Р. Д. Тарасовский могильник I—V вв. на Средней Каме. В 3 т. Т. I. Ижевск: Удмуртия, 2004. 319 с.

Голдина, 2003 - Голдина Р. Д. Тарасовский могильник I-V вв. на Средней Каме. В 3 т. Т. II. Ижевск: Удмуртия, 2003. 721 с.

Зданович, 1964 - Зданович Г. Б. Находки из кургана на р. Куртамыш // Вопросы археологии Урала. 1964. Вып. 6. С. 86-93.

Зданович и др., 2018 - Зданович С. Я., Иванова Н. О., Таирова А. А. 56 полевых сезонов археолога Г. Б. Зда-новича, часть I (1962-1982 гг.) // Степная Евразия в эпоху бронзы: культуры, идеи, технологии: сборник научных трудов к 80-летию Здановича Геннадия Борисовича. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2018. С. 9-32.

Зданович и др., 2020 - Зданович Г. Б., Малютина Т. С., Зданович Д. Г. Аркаим. Археология укрепленных поселений, в 2 кн. Кн. 1: Жилища и жилое пространство. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. 450 с.

Зданович и др., 2020 - Зданович С. Я., Иванова Н. О., Таирова А. А. 56 полевых сезонов археолога Г. Б. Здановича, часть II (1983-2018 гг.) // Степная Евразия: бронзовый мир: сборник научных трудов к 80-летию Здановича Геннадия Борисовича. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. С. 9-57.

Мельникова, 2003 - Мельникова О. М. Свердловская научная археологическая школа В. Ф. Генинга (1960-1974 гг.) / Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 9. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2003. 193 с.

Мельникова, 2006 - Мельникова О. М. Научная археологическая школа Р. Д. Голдиной в Удмуртском университете / Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 15. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2006. 140 с.

REFERENCES

Gening V. F., Goldina R. D. Poselenie Kokui I [Settlement of Kokuy I] // Voprosy arkheologii Urala [Issues on Ural archaeology]. 1969. Issue 8. Pp. 30-47. (in Russian)

Gening V. F., Evdokimov V. V. Loginovskoe gorodishche [The Loginovskoe fortress] // Voprosy arkheologii Urala [Issues on Ural archaeology]. 1969. Issue 8. Pp. 102-127. (in Russian)

Gening V. F., Zdanovich G. B., Gening V. V. Sintashta: arkheologicheskie pamyatniki ariiskikh plemen Uralo-Kazakhstanskikh stepei [Sintashta: archaeological monuments of Aryan tribes of the Ural-Kazakhstan steppes]: in 2 parts. Part 1. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1992. 408 p. (in Russian)

Gening V. F., Kramarovskii M. G. Ivdel'skaya nakhodka [The Ivdel find]. Leningrad: Avrora, 1973. 44 p. (in Russian)

Goldina R. D. Tarasovskii mogil'nik I-V vv. na Srednei Kame. In 3 vols. Vol. I. [Tarasovskiy burials of the I-V centuries in the Middle Kama]. Izhevsk: Udmurtiya, 2004. 319 p. (in Russian)

Goldina R. D. Tarasovskii mogil'nik I-V vv. na Srednei Kame. In 3 volumes. Vol. II. [Tarasovskiy burials of the I-V centuries in the Middle Kama]. Izhevsk: Udmurtiya, 2003. 721 p. (in Russian)

Zdanovich G. B. Nakhodki iz kurgana na r. Kurtamysh [Findings from the mound on the river Kurtamysh] // Voprosy arkheologii Urala [Issues on Ural archaeology]. 1964. Issue 6. Pp. 86-93. (in Russian)

Zdanovich S. Ya., Ivanova N. O., Tairova A. A. 56 polevykh sezonov arkheologa G. B. Zdanovicha, chast'

I (1962-1982 gg.) [56 field seasons of archaeologist G. B. Zdanovich, part I (1962-1982)] // Stepnaya Evraziya v epokhu bronzy: kul'tury, idei, tekhnologii: sbornik nauchnykh trudov k 80-letiyu Zdanovicha Gennadiya Borisovicha [Steppe Eurasia in the Bronze Age: cultures, ideas, technologies: collection of scientific works to the 80th anniversary of Gennady Borisovich Zdanovich]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2018. Pp. 9-32. (in Russian)

Zdanovich G. B., Malyutina T. S., Zdanovich D. G. Arkaim. Arkheologiya ukreplennykh poselenii [Arkaim. Archaeology of the fortified settlements]. In 2 Books, book 1: Zhilishcha i zhiloe prostranstvo [Dwellings and living space]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2020. 450 p. (in Russian)

Zdanovich S. Ya., Ivanova N. O., Tairova A. A. 56 polevykh sezonov arkheologa G. B. Zdanovicha, chast'

II (1983-2018 gg.) [56 field seasons of archaeologist G. B. Zdanovich, part II (1983-2018)] // Stepnaya Evraziya: bronzovyi mir: sbornik nauchnykh trudov k 80-letiyu Zdanovicha Gennadiya Borisovicha [Steppe Eurasia in the Bronze Age: cultures, ideas, technologies: collection of scientific works to the 80th anniversary of Gennady Borisovich Zdanovich]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2020. Pp. 9-57. (in Russian)

Mel'nikova O. M. Sverdlovskaya nauchnaya arkheologicheskaya shkola V. F. Geninga (1960-1974 gg.) [Sverdlovsk scientific archeological school of V. F. Gening (1960-1974)] // Materialy i issledovaniya Kamsko-Vyatskoi arkheologicheskoi ekspeditsii [Materials and researches of the Kama-Vyatka archeological expedition]. Vol. 9. Izhevsk: Udm. gos. un-t, 2003. 193 p. (in Russian)

Mel'nikova O. M. Nauchnaya arkheologicheskaya shkola R. D. Goldinoi v Udmurtskom universitete [Scientific archeological school of R. D. Goldina at Udmurt University] // Materialy i issledovaniya Kamsko-Vyatskoi arkheologicheskoi ekspeditsii [Materials and researches of the Kama-Vyatka archeological expedition]. Vol. 15. Izhevsk: Izd-vo Udmurtskogo universiteta, 2006. 140 p. (in Russian)

S. Ya. Zdanovich

THIS ARTICLE IS DEVOTED TO RIMMA DMITRIEVNA GOLDINA, OUR GRADUATION AND SOME TRADITIONS OF V. F. GENING'S ARCHAEOLOGICAL SCHOOL

The article, based on the author's personal impressions, analyses the training experience of specialists in archaeology at the Faculty of History of the Ural State University in the period from 1961 to 1966 under the guidance of V. F. Gening, the founder of the Ural archaeological expedition. The article describes the scientific and daily life of the students of that time, the role of V. F. Gening in the preparation of future students of archaeology. Information about the graduates and their contribution to the development of archaeological science is described. The role of the personality of Rimma Dmitrievna Goldina is noted; her professional development is analyzed in a wide chronological range from student times to the Head of the scientific school. There are the circumstances of acquiring her rich experience in field research. The difficult path from a teacher to the director of the institute, the founder of her first archaeological school in Izhevsk is reviewed. It is concluded that the personality of the Teacher has a decisive importance for the formation of life values and professional competencies of students who follow the scientific traditions.

Keywords: V. F. Gening, R. D. Goldina, archaeological specialization, settlement, burial ground, scientific school, university.

Зданович Светлана Яковлевна,

кандидат исторических наук, доцент, Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим»;

Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия) [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

Svetlana Ya. Zdanovich,

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Chelyabinsk State Historical and Cultural Reserve «Arkaim»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia) [email protected]

Received 15.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.