Научная статья на тему 'Всестороннее развитие школьников на уроках иностранного языка'

Всестороннее развитие школьников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / MENTAL PROCESSES / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE IMAGINATION / МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THINKING / ПАМЯТЬ / MEMORY / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / INTELLECTUAL ACTIVITY / ПСИ-ХИКАЛЫқ үРДіСТЕР / ШЫГАР-МАШЫЛЫқ қИЯЛ / ОЙЛАУ / ЕСТЕ САқТАУ / ОЙЛАУ қЫЗМЕТі / ГЫЛЫМИ БіЛіМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Л.М.

Статья представляет собой дополнительный материал для учителя английского языка начальных классов. Основное содержание статьи составляют рекомендации по развитию основных психических процессов у детей, усвоению научных знаний и коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргунова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School students’ harmonious development at the lessons of foreign language

The article is an additional material for teachers of English in primary schools. The main constituents are the main recommendations for the development of mental processes in children, mastering scientific knowledge and communication skills.

Текст научной работы на тему «Всестороннее развитие школьников на уроках иностранного языка»

m

о

Ü Рч

w О

¡3

о

о g

й -Q

X

К

о

m

о х

JI.M. Моргунова,

учитель английского языка средней школы №11 г. Костаная

Нег1зг1 свздер: пси-хикалыц ypdicmep, шыгар-машылъщ циял, ойлау, есте сацтау, ойлау цызметi, гылыми бЫм.

Ключевые слова: психические npoifeccbi, творческое воображение, мышление, память, мыслительная деятельность, научные знания.

Keywords: mental processes, creative

imagination, thinking, memory, intellectual activity, scientific knowledge.

- Вестник «Qp.fiey»-kst -

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

Макала бастауыш сыныптагы агылшын тш мугагпм-дер1 уш1н косы мша материалды 6epin отыр. Макаланын непзп мазмуны балалардьщ непзп психикальщ урдютерш дамыту бойынша, гылыми бшмдер1 мен коммуникативтш дагдыларын менгеру бойынша кенестерден турады.

Аннотация

Статья представляет собой дополнительный материал для учителя английского языка начальных классов. Основное содержание статьи составляют рекомендации по развитию основных психических процессов у детей, усвоению научных знаний и коммуникативных навыков.

Annotatoin

The article is an additional material for teachers of English in primary schools. The main constituents are the main recommendations for the development of mental processes in children, mastering scientific knowledge and communication skills.

Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребёнок живёт богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра.

В.А. Сухомлинский

Что делают в школе? Ясность, кажется полная. Но всё-таки, что это значит - учиться в школе? Можно сказать, что обучение - это всеобщая форма развития ребёнка, вне обучения нет никакого развития. Если обучение построено целенаправленно, то дети достигают более высоких уровней развития основных психических процессов - восприятия, внимания, памяти и мышления, приобретают больше практических умений [5, 3].

Ещё одна существенная особенность школьного обучения: ребёнок начинает получать не просто знания, а знания научные. Школа должна учить мыслить - это требование отражается в новых школьных программах, учебниках, практике обучения [1]. Человек обладает особой формой познания, позволяющей ему выйти за пределы непосредственно видимого, слышимого, осязаемого. Именно эту форму сознания называют мышлением.

Систематическое обучение в школе изменяет представление ребёнка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Можно привести примеры того, как приходится перестраивать представления ребёнка о вещах

при переходе к усвоению научных знании. Многие дети приходят в школу грамотными. Но, как показывает практика, такие дети сталкиваются с большими трудностями при дальнейшем усвоении языка. Они путают звуки и буквы, произношение и написание. Для них грамматические правила выступают как формальные. Такого ребёнка приходится переучивать, развивать его мыслительную деятельность [4].

Большую роль в этом играют самостоятельные задания. Самостоятельные задания не только имеют чисто учебное значение, как закрепляющие материал, усвоенный в классе, на уроке, но и играют большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности, формирования самой учебной деятельности. Они важны именно тем, что выполняются вне непосредственного контроля учителя и требуют особой внимательности. Часто мы встречаемся с тем, что во время фронтальной работы или у доски ребёнок уверенно справляется с работой, а выполняя контрольную работу, испытывает трудности. Необходимо давать больше самостоятельных заданий. Очень хорошо попросить придумать упражнение, подобное данному в учебнике. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им даётся что-нибудь новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться [5]. Но, хотя учитель в классе может и не вмешиваться в работу каждого отдельного ученика, само его присутствие делает поведение подконтрольным. Истинная же организованность и произвольность поведения обнаруживается и воспитывается в самостоятельной, т.е. в домашней работе. Здесь главное внимание нужно обратить на то, чтобы научить ребёнка учиться, - помочь ему найти правильные приёмы учебной работы, заинтересовать его, заставить мыслить (т.е. не просто дать задание: упр., стр., а задание построить так, чтобы оно затрагивало его личные интересы). Так, все дети сейчас увлечены компьютерными играми - они обмениваются ими, делятся впечатлениями и т.д. Можно это увлечение использовать во благо - дать задание по содержанию игры: рассказать, например, о том, как

Гарри Потер достиг чего-то, как он достал фотоаппарат, что он сделал с разрушенной статуей. Дети сами могут придумать подобные задания [3].

Также на уроках нередко приходится наблюдать, что уже к середине урока у ребёнка гаснет радостное настроение, ожидание чего-то интересного. Учитель должен позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне учения, а в нём самом. Иначе говоря, надо поставить цель, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Надо искать мотив радости в самом процессе учения [3].

Вспомним о правиле, введённом Сухо мл инским в школе: в младших классах ребята получали во время уроков полчаса на самостоятельную работу. Но не ту, к которой мы привыкли. Этим временем они могли распоряжаться по собственному усмотрению. Один хотел выполнить упражнение, другой мог почитать, третий составить предложения и т. д. Обязательных заданий не было, нельзя было только ничего не делать. Это один из путей воспитания самостоятельной активности в добывании знаний [5].

Ученик должен учиться самостоятельно выделять учебную задачу. Когда учитель просит весь класс повторить хором слово, он кричит громче всех и часто невпопад, потому что смысл он видит в том, чтобы включиться в общий хор, а не в том, чтобы выполнить задачу учителя. И, в конце концов, ученик просто перестаёт понимать, что ему нужно делать, как угнаться за остальными. Как правило, дети болезненно переживают свои неудачи в учении. Выделение учебной задачи часто представляет большую трудность для учащегося, поэтому на уроках необходимо специально проверять, как поняли учащихся смысл конкретных заданий. Не следует ограничиваться вопросом «Что тебе непонятно?» Вопросы должны быть заданы умело. Это могут быть вопросы: «А зачем нужно такое упражнение? Чему ты учишься, когда его делаешь? А какие слова взяты тут в скобки? Почему? А зачем некоторые

т

о

Рч РЧ

О

О

о

Н -а X X О

к

т

о х

m

о

Рч

w О

¡3

о о

8 Ё Н

-Q

X

X

о

m

о х

слова пропущены и заменены многоточием?» Поэтому-то многие учителя и уделяют на уроке время тому, чтобы учащиеся ответили на вопрос: «А чему вы научились на этом уроке?» Каждый раз надо помочь ему разобраться, что же он теперь умеет делать такого, чего раньше не умел [4].

Важным средством развития школьников является игры. Они развивают наблюдательность, память, внимание. В игре всегда отражён реальный опыт детей, их восприятие тех или иных явлений жизни. Игра способствует выявлению творческих способностей. Популярны игры с разделением на команды, они связаны с соревнованием и взаимной поддержкой. Любят дети и игры в театр. Ребёнок стремится перевоплотиться в того, кого он изображает. Очень результативными являются так называемые «Drama Games». Дети инсценируют различные упражнения, диалоги, сказки, в которых тренируется употребление лексики, речевых оборотов и грамматических структур. При репетиции дети невольно запоминают и слова своих партнёров и потом употребляют в своей речи. Важно, что участвуют и слабые учащиеся. Но для повышения интереса учиться мы предлагаем ребятам известные произведения на современный лад («Красная Шапочка», «Колобок» и другие). То, что игра между делом и учит, можно убедиться. Попробуйте включить в игры выполнение тех учебных заданий, которые ребёнок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную работу, которую школьник только что отказывался выполнять, если она давалась в виде учебного задания, ребёнок радостно и охотно выполняет в игре. А так как играть в такую игру ребёнок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал [3, 4].

Необходимо, чтобы учебная игра была для ребёнка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взрослый, с которым играет ребёнок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребёнка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, очень важно, чтобы каждый правильный ответ ребёнка имел

положительное подкрепление. Этого легко достичь, если каждое правильное решение будет сопровождаться выигрышем. Ребёнок может выиграть картинку, фишку, какой-нибудь значок. Очень важно, чтобы ребёнок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создаёт успех, выигрыш. Если ребёнку игра не удаётся, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры, да и после неё, упрекать ребёнка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это только вызовёт дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть. Но, конечно же, нельзя превращать урок в игру [3].

Можно подобрать множество и других игр и заданий, в которых ребёнок быстро научится делать то, что пока ему плохо удаётся. Например, для развития устной речи, обучения пересказу можно применить работу над фильмом и выполнение разнообразных заданий после просмотра фильма.

Очень важно также, чтобы за неудовлетворительную работу ученик не получал отрицательную оценку, особенно в младших классах. Перед ребёнком не закрывается дорога к успеху. То, что он не смог сделать, он сделает в будущем, может быть уже сегодня или завтра. Ученик не переживает того чувства обречённости, когда, получив неудовлетворительную оценку, остаётся как бы на шаг сзади от своих товарищей [3].

Сейчас, в эпоху компьютеризации всего мира, школа ставит перед собой задачу не только и не столько вооружить детей практическими навыками владения, сколько сформировать у них способности к усвоению системы научных знаний. Нужно научить детей учиться. На современном этапе развития общества человек должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать свои умения. Начальная школа является подготовительной ступенью, связанной со всеми остальными, высшими ступенями полного среднего образования. И необходимо использовать все возможности периода начального обучения, чтобы сложились мотивы учения, а также для интеллектуального развития детей [1].

Одна из важных задач школы научить ребёнка читать на государственном языке, русском, английском. От этого во многом зависят дальнейшие успехи ребёнка в изучении иностранных языков. У детей должен быть пробуждён и развит интерес к языку и чтению - чтение, которое позволяет обогащать представления детей об окружающем мире. Для них должны быть доступны устные и письменные сообщения о том, что они видели, читали, знают.

Желательно, чтобы, кроме учебника, ребёнок читал и загадки, и короткие тексты из журналов и книг, смотрел фильмы, муль-тики и т. д. на английском языке [4]. Можно предложить эффективные задания при проведении контроля чтения (текст «Мистер Гаррот»), Многие темы предоставляют широкие возможности для всестороннего развития школьников. Например, тема «Экология». Ещё в начальной школе закладывается фундамент экологического мировоззрения, без которого невозможно представить подлинно образованного и культурного современного человека (учащиеся готовят электронные презентации по теме «Экология», проводится конференция «Why Must Technology Bring Apology to Ecology?»).

При изучении темы «Экология» представляется прекрасная возможность для патриотического, нравственного воспитания и развития. Эмоциональность, любовь к Родине - эти качества мы должны воспитывать у детей, говоря о природе. Общение с природой не только учит детей мечтать о добре, но и творить его.

При изучении темы «Наша Родина. Природа нашей Родины» мы предлагали разнообразные задания, например, снять фильм с помощью родителей.

Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами, и, в первую очередь, с восприятием и мышлением. Выполняя различные задания, дети учатся воссоздавать не только те явления и состояния, которые прямо описаны в текстах, но и те, которые лишь подразумеваются в них. Условия для этого создаются при использовании приёмов психотехнической игры. Как правило, та-

кой вид игры сопровождается звукозаписью (шум дождя, журчание реки, звуки леса или сада), что способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, снимает напряжённость и монотонность при активизации речевой деятельности [3]. Учитель предлагает учащимся «перенестись» в какое-то другое место и затем рассказать о своих ощущениях и впечатлениях («Dream Games»). Создание образов на основе представлений отвечает глубокой потребности ребёнка в эмоциональном отношении к окружающей действительности, способствует релаксации.

Очень важно следующее: работа должна быть организована так, чтобы дети видели результаты своего труда, своего творчества. Ученикам было дано задание: написать коллективное сочинение на тему: «Как я провожу своё свободное время». Каждый должен был составить 1-2 предложения для общего сочинения. Работа была выполнена, но не хватило времени, чтобы прочитать всё сочинение. И, когда я спросила ребят, понравилось ли задание, один мальчик ответил: «Нет. Мы не увидели, что же получилось в конце концов.»

Ученики любят придумывать сказки, рассказы по заданному сюжету, по началу или концу произведения, что развивает творческое воображение.

Важной задачей для учителя является развитие памяти ребёнка. До прихода его в первый класс память достигает довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, описания. Почему же, придя в школу, ребёнок часто не может запомнить простое правило, новые слова и т.д.? До школы дети в основном заняты игрой, интересующей его, запоминание происходит без всякого намерения. Стихи, рассказы, которые произвели большое впечатление, дети легко запоминают, а то, что оставляет их равнодушными, они так же легко забывают.

Всё, что окружает ребёнка в школе, не всегда достаточно ярко, впечатляюще, не всё представляет интерес для ребёнка, чтобы оно могло запомниться непроизвольно.

m

о

Рч

w О

О

о

Н -а X X О S

m

о х

т

о

Рч РЧ

О

О

о

Ё

Н -а X X О

т

о х

Для запоминания нужны волевые усилия. Развить память помогает заинтересованность материалом. Хуже всего запоминается то, что безразлично.

Младшие школьники стараются запомнить материал, заучивая его наизусть. Это помогает в начальной школе, но когда объём материала возрастает, появляются трудности. В средних и старших классах для запоминания требуется осмысление. Перед современной школой стоит задача: «Учить всех и всех учить хорошо». Но неодинаковы и уровень общего развития ребёнка, и черты его характера, привычки, отношение к знаниям. А школа предъявляет ко всем школьникам единые требования. Решение этой задачи практически невозможно, если интеллектуальные возможности ребёнка не выявляются на самых ранних этапах обучения. Для этого должен быть обеспечен углубленный индивидуальный подход к детям, позволяющий увидеть возможности каждого ребёнка в усвоении учебного материала.

К.Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Лучше оценивать успехи ребёнка не в сравнении с успехами других, а, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми. Тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, может быть, и отстаёт в чём-то от других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно помнить, что взаимоотношения со сверстниками в жизни ребёнка - это источник многих ярких переживаний, это ключ к нравственному развитию особенно младшего школьника. Психологи установили, что большинство школьников положительно относятся к совместной работе с товарищами [2]. Вот их высказывания: «Вместе учиться интересно», «Одному играть скучно».

С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребёнка возникают и некоторые новые критерии, нормы оценки, как

своих товарищей, так и самого себя. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка с самого начала самооценка складывалась правильно: чтобы он не переоценивал себя, но и не страдал бы от той неуверенности в себе, которая ограничивает проявление его духовных способностей. А в школьные годы интенсивно развиваются духовные потребности. У школьника формируется потребность в школьном коллективе, в товарищах. Совместные занятия, игры, разговоры делают привлекательным для детей пребывание в школе. В младшем школьном возрасте особенно развивается потребность в познании, в овладении новыми умениями.

Успешное овладение в школе разнообразным кругом знаний создаёт у ребёнка хорошее эмоциональное самочувствие. Важно, чтобы развитие происходило без психологических травм. Самым главным условием формирования ценных качеств личности ребёнка является хороший психологический климат в классе, на уроке. Предшкольный и младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребёнком достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его переживаний. В этом залог успеха общего развития школьника.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Битянова, М.Р Адаптация ребенка в школе: Диагностика, коррекция, педагогическая поддержка[Текст]/М.Р. Тихомирова. -Москва, 1998.

2. Клюев, Н.В. Учим детей общению[-Текст]/Н.В. Клюев. - Москва, 1997.

3. Кряжева, Л.Н. Развитие эмоционального мира детей[Текст]/Л.Н. Кряжева.-, Москва, 1997.

4. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей[Текст]/А.Э. Симановский,-Москва, 1997.

5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника[-Текст]/Л.Ф. Тихомирова,-Москва, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.