Научная статья на тему 'ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА'

ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / СПОРТ / КОНКУРС / ПОБЕДА / РЕЗУЛЬТАТ / METHOD / SPORT / COMPETITION / VICTORY / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмоилов А.Т.

В данной статье рассматривается комплексное обучение личности при использовании конкурентного метода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE PERSONAL EDUCATION WHEN USING A COMPETITION METHOD

This article discusses the comprehensive training of the individual when using the competitive method

Текст научной работы на тему «ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА»

УДК 976

Исмоилов А. Т. преподаватель кафедра физической культуры Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г. Наманган ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА Аннотация: В данной статье рассматривается комплексное обучение личности при использовании конкурентного метода

Ключевые слова: метод, спорт, конкурс, победа, результат

Ismoilov A. T.

Teacher of the Department of Physical Culture Namangan Engineering-ConstructionInstitute Uzbekistan, Namangan city COMPREHENSIVE PERSONAL EDUCATION WHEN USING A COMPETITION METHOD Annotation: This article discusses the comprehensive training of the individual when using the competitive method

Keywords: method, sport, competition, victory, result

В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:

1) формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;

2) воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества - любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;

3) формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения - уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;

4) воспитание волевых черт и качеств личности - воля к победе,

непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания

При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.

В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если тренер пользуется отрицательным

примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся .

Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.

Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.

Степень наказания должна соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих .

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена .

Использованные источники:

1. Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. - Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. - 124 с.

2. Портнов, Ю. М. Баскетбол : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. - М. : Советский спорт, 2008. - 100 с.

3. Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.