УДК 976
Исмоилов А. Т. преподаватель кафедра физической культуры Наманганский инженерно-строительный институт
Узбекистан, г. Наманган ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА Аннотация: В данной статье рассматривается комплексное обучение личности при использовании конкурентного метода
Ключевые слова: метод, спорт, конкурс, победа, результат
Ismoilov A. T.
Teacher of the Department of Physical Culture Namangan Engineering-ConstructionInstitute Uzbekistan, Namangan city COMPREHENSIVE PERSONAL EDUCATION WHEN USING A COMPETITION METHOD Annotation: This article discusses the comprehensive training of the individual when using the competitive method
Keywords: method, sport, competition, victory, result
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
1) формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
2) воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества - любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
3) формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения - уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;
4) воспитание волевых черт и качеств личности - воля к победе,
непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если тренер пользуется отрицательным
примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся .
Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.
Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.
Степень наказания должна соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих .
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена .
Использованные источники:
1. Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. - Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. - 124 с.
2. Портнов, Ю. М. Баскетбол : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. - М. : Советский спорт, 2008. - 100 с.
3. Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 32 с.