Существенные недостатки отмечены в организации работы по профилактике дизентерии.
Еще имеются нарушения санитарных норм в обслуживании пассажиров.
Для выполнения указаний Министерства путей сообщения СССР о дальнейшем улучшении обслуживания пассажиров необходима еще более высокая требовательность со стороны санитарной организации.
Шире следует осуществлять переход на подземные источники водоснабжения, особенно при проектировании новых водопроводов. Назрела необходимость в переходе к хлорированию воды газообразным хлором. Следует организовать изготовление аппаратуры для этой цели.
При осуществлении предупредительного санитарного надзора в процессе строительства санитарные врачи дорог не всегда осведомлены о том, согласовывался ли типовой проект в Главном врачебно-санитарном управлении, тдк как на чертежах нет подписи главного санитарного врача железнодорожного транспорта. В ряде случаев при рассмотрении проектов санитарные врачи дорог снижают гигиенические нор» мы, тем самым заранее ухудшая санитарные условия объекта.
Участники совещания подвергли критике работу Главного врачебно-санитар ного отдела. Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии (ЦНИЛГЭ) Министерства путей сообщения СССР и Трансмедснабторга.
Указывалось на недостаточную оперативность и помощь в разрешении вопросов возникающих на дорогах. Недостаточно организовано снабжение хлорной известью, реактивами, лабораторной посудой. На многих дорогах представители ГВСУ не были ¡в течение нескольких лет. Отмечалась недостаточная связь ЦНИЛГЭ с врачами са-титарио-эпидемиологических станций в проведении научно-практической тематики.
На совещании выступил начальник Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения СССР А. А. Сергеев.
Главный санитарный врач железнодорожного транспорта В. А. Моисеев указал ■на необходимость дальнейшего улучшения качества санитарно-противоэпидемнческой работы. Должна быть значительно усилена требовательность санитарных врачей, направленная на) повышение санитарной культуры как в обслуживании пассажиров, так и в обеспечении санита.рно-противоэпидемического благополучия железнодорожников и членов их семей. Для дальнейшего улучшения хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистки железнодорожных населенных пунктов необходимо создать специальную организацию.
Подготовка санитарных кадров по специальности, повышение их идейно-политического уровня должны способствовать дальнейшему улучшению всех участков са-нитарно-противоэпидемической работы.
Совещание приняло резолюцию, в которой намечены пути и меры для дальнейшего улучшения работы в области охраны здоровья железнодорожников и улучшения обслуживания пассажиров.
-йг
ф В. Н. Григорьева
Всесоюзное совещание государственных санитарных инспекторов по гигиене питания
В феврале 1953 г. во Всесоюзной государственной санитарной инспекции состоялось совещание государственных санитарных инспекторов союзных республик по гигиене питания, на котором были заслушаны доклады о состоянии предупредительного санитарного надзора в области гигиены питания в Узбекской ССР (Г. Т. Ритенко), Белорусской ССР (Г. Ш. Матовецкая), Молдавской ССР (А. В. Мишарева) и Армянской ССР (Л. А. Будрик).
Участники совещания, выступавшие с докладами и в премиях, отмечали, что в 1952 г. произошли значительные сдвиги в работе государственной санитарной инспекции в области гигиены питания. Намечены планы дальнейшего повышения санитарной культуры при изготовлении пищевых продуктов, а также внедрения в практику достижений науки в области рационального питания населения.
Большая работа проведена на местах в деле подбора, расстановки и воспитания кадров государственных санитарных инспекторов по гигиене питания; повысилась тпебовательность к работе, улучшилась служебная и государственная дисциплина. По сравнению с 1950—1951 гг. предупредительный санитарный надзор в области гигиены питания значительно расширен в большинстве союзных республик.
В государственных санитарных инспекциях Белорусской, Грузинской и Узбекской ССР в течение 1952 г. созывались совещания государственных санитарных инспекторов по гигиене питания; систематически практикуются вызовы с мест отраслевых государственных санитарных инспекторов и обследование работ областных
5У
государственных санитарных инспекций с целью ознакомления с постановкой работы и оказания практической помощи. Так, в государственной санитарной инспекции Узбекской ССР в декабре 1952 г. было проведено республиканское совещание по гигиене питания, на котором заслушаны отчеты ряда областных государственных санитарных инспекций Узбекской ССР, даны установки о порядке осуществления предупредительного санитарного надзора, заслушаны доклады научных работников кафедр гигиены питания Ташкентского медицинского института.
В 1952 г. государственная санитарная инспекция РСФСР заслушала отчеты 18 областных государственных санитарных инопекторов по гигиене питания, причем: по каждому заслушанному отчету в государственную санитарную инспекцию направлены заключения с оценкой деятельности областной инспекции по работе в области гигиены питания и указания 'об исправлении имеющихся недочетов в работе.
Эти мероприятия повысили деловую квалификацию государственных санитарных инопекторов по гигиене питания.
В 1952 г. в ряде государстваннык санитарных инспекций в большей степени, чем в 1951 г., налажена связь с проектирующими организациями, министерствами и ведомствами, в результате чего ведется более полный учет и контроль за проектированием и строительством объектов пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
Выступавшие на совещании государственные санитарные инспекторы по гигиене питания отметили, что основными дефектами отклоненных проектов являются: несоблюдение санитарных разрывов для пищевых предприятий, занижение площадей производственных помещений, нарушение поточности технологического процесса обработки пищевых продуктов, отступление от НСП 101-51 п<ри проектировании бытовых помещений. По указанной причине в Северо-Казахстанской области Казахской ССР был отклонен проект реконструкции хлебокомбината, в Полтаве Украинской ССР — проект реконструкции мясокомбината и т. д.
Вместе с тем на совещании было отмечено, что значительное количество проектов, отклоненных от согласования, свидетельствует о том, что государственные санитарные инспекторы по гигиене питания в 1952 г. более глубоко подходили к рассмотрению представляемого проекта и предъявляли требования, основанные на утвержденных санитарно-гигиенических нормах и правилах.
Государственные санитарные инспекторы по гигиене питания государственных санитарных инспекций Белорусской ССР (Г. Ш. Матовецкая), Узбекской ССР (Г. Т. Ритенко) в своих докладах рассказали о большом строительстве предприятий пищевой промышленности и общественного питания в республиках, а в связи с этим-и о большом объеме работы органов государственной санитарной инспекции.
Государственные санитарные инспекторы по гигиене питания в настоящее время в основном овладели методикой предупредительного санитарного надзора.
В ряде государственных санитарных инспекций (РСФСР, Белорусская и Грузинская ССР) проводится работа по изучению рационального питания организованных: групп населения.
Государственный санитарный инспектор по шгиене питания государственной санитарной инопекции Краснодарского края П. Е. Завьялов организовал проверку питания больных и отдыхающих в санаториях курорта Сочи—Мацеста. Результаты проверки были использованы государственной санитарной инспекцией для постановки вопроса об упорядочении питания и обеспечения холодильными установками обследованного курорта пеоед Главным управлением курортов и санаториев Министерства здравоохранения СССР.
Государственной санитарной инспекцией Белорусской ССР в 1952 г. проверено состояние питания в детских и лечебных учреждениях Минска. Результаты проверки, были представлены в правительство БССР.
Наряду с положительными моментами в работе государственных санитарных: инспекторов по гигиене питания, совещание отметило существенные недостатки, имеющиеся на местах. До сего времени не укомплектованы должности государственных санитарных инспекторов по гигиене питания в аппарате Министерств здравоохранения Туркменской, Литовской, Карело-Финской ССР, в результате чего отсутствует руководство работой по линии гигиены питания в этих республиках.
Руководство работой государственных санитарных инспекторов по гигиене питания на местах со стороны государственных санитарных инспекций Киргизской, Таджикской, Армянской и Азербайджанской ССР признано неудовлетворительным.
Инструктаж органов санитарно-эпидемиологической службы и контроль за их работой по предупредительному санитарному надзору во многих республиках не осуществляется.
Некоторые государственные санитарные инспекции республик не разрабатывают меропоиятий по рациональному питанию населения.
В целях улучшения работы по проведению предупредительного санитарного надзора по разделу гигиены питания совещание наметило ряд мероприятий.
-¿г тйг -¿г"