Научная статья на тему 'ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ КАК СУБЪЕКТ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ'

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ КАК СУБЪЕКТ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛЕПЫХ / ИНВАЛИД / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / CORPORATION / PUBLIC ASSOCIATION OF THE BLIND / DISABLED / CIVIL TURNOVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкашина Наталья Валерьевна, Гуров Иван Владимирович

В статье рассмотрен правовой статус Всероссийского общества слепых как субъекта, осуществляющего защиту прав и законных интересов инвалидов с нарушений функций зрения. В работе проанализированы права, обязанности, органы управления, цели и задачи Всероссийского общества слепых как субъекта гражданских правоотношений; выявлены проблемы теоретического и практического уровней деятельности данной организации; дана характеристика ООИ и ВОС как корпоративно социально ориентированной некоммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIAN SOCIETY FOR THE BLIND AS A SUBJECT THAT PROTECTS THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF PEOPLE WITH VISUAL DISABILITIES

The article considers the legal status of the All-Russian society for the blind as a subject that protects the rights and legitimate interests of visually impaired persons. The paper analyzes the rights, duties, management bodies, goals and objectives of the All-Russian society for the blind as a subject of civil legal relations; identifies problems of theoretical and practical levels of activity of this organization; describes the public organization of the disabled and the All-Russian society for the blind as a corporate socially oriented non-profit organization.

Текст научной работы на тему «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ КАК СУБЪЕКТ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ»

N0. 2 (16) РееетЬег 2020

Трибуна молодого ученого

удк 3471951 Всероссийское общество слепых как субъект, осуществляющий защиту прав и законных интересов инвалидов с нарушением функций зрения

Черкашина Наталья Валерьевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского государственного гуманитарно-экономического университета, кандидат юридических наук, доцент

natasha8181@mail.ru

Гуров Иван Владимирович, студент Московского государственного гуманитарно-экономического университета

ivangurov1996@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрен правовой статус Всероссийского общества слепых как субъекта, осуществляющего защиту прав и законных интересов инвалидов с нарушений функций зрения. В работе проанализированы права, обязанности, органы управления, цели и задачи Всероссийского общества слепых как субъекта гражданских правоотношений; выявлены проблемы теоретического и практического уровней деятельности данной организации; дана характеристика ООИ и ВОС как корпоративно социально ориентированной некоммерческой организации. Ключевые слова: корпорация, общественное объединение слепых, инвалид, гражданский оборот.

1 All-Russian society for the blind as a subject that protects the rights and legitimate interests of people with visual disabilities

Cherkashina Natal'ya Valer'evna, associate professor of the department of civil law and process of Moscow State University of Humanities and Economics, candidate of sciences (law), associate professor

natasha8181@mail.ru

Gurov Ivan Vladimirovich, student of Moscow State University of Humanities and Economics, candidate of sciences (law)

ivangurov1996@mail.ru

Annotation: The article considers the legal status of the All-Russian society for the blind as a subject that protects the rights and legitimate interests of visually impaired persons. The paper analyzes the rights, duties, management bodies, goals and objectives of the All-Russian society for the blind as a subject of civil legal relations; identifies problems of theoretical and practical levels of activity of this organization; describes the public organization of the disabled and the All-Russian society for the blind as a corporate socially oriented non-profit organization. Keywords: corporation, public association of the blind, disabled, civil turnover.

Законодателем были определены два об- (коммерческие и некоммерческие) юридиче-щих критерия, отличающие корпоративные ские лица от унитарных юридических лиц: об-

ладание правом участия (членства) учредителей (участников) и формирование этими субъектами высшего органа корпорации. В соответствии с п. 2 ст. 65.1 ГК РФ в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица. По нашему мнению, исходя из п. 2 ст. 65.1 ГК РФ, можно вывести третий критерий, производный от первого — это приобретение в связи с участием в корпорации корпоративных (членских) прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица. Таким образом, законодатель, закрепив эти три критерия описывает по сути внутреннюю структуру корпоративной организации (причем независимо от того коммерческая или некоммерческая, так как в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ законодатель дает перечень организационно-правовых форм таких корпораций). Считаем правильным акцентировать внимание на том, что ст. 65.1 ГК РФ в части корпоративных юридических лиц устанавливает внутренние корпоративные правоотношения, заключающиеся в субъективных правах и юридических обязанностях в отношении созданного ими юридического лица.

Юридические лица независимо от того, с какой основной целью деятельности они созданы, в любом случае участвуют в хозяйственном обороте, приобретая гражданские права и обязанности через свои органы. Традиционно считается, что высший орган определяет внутреннюю волю организации, которая выражается вовне исполнительным

органом посредством совершения различного рода сделок [1, с. 295]. Для ООИ в ст. 123.7 ГК РФ закреплены особенности управления в общественной организации.

Деятельность данных корпораций не стоит недооценивать, так как они тоже могут наравне с коммерческими организациями быть активными субъектами гражданского оборота. В отличие от корпораций коммерческого характера некоммерческие корпорации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве основной цели, но для нормального и эффективного выполнения уставных целей они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, получать прибыль и распределять ее только на уставные цели. В юридической литературе обсуждается проблема совершенствования гражданского законодательства в области регламентации правового статуса НКО. В связи с этим были обозначены: сохранение и поддержание центральной роли норм ГК РФ, уточнены присущие некоммерческим юридическим лицам признаки, даны ограничения их возможностей в части осуществления предпринимательской деятельности, предложена оптимизация их организационно-правовых форм (п. 1.4) [2]. Для реализации этих целей планировалось закрепить в ГК РФ общее правило, в силу которого нормы законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус некоммерческих юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК РФ. Предполагалось, что относительно участия НКО в гражданско-правовых отношениях в специальных законах

должны содержаться отсылки к нормам ГК РФ, а не наоборот, при этом в законах могут сохраняться положения, определяющие лишь цели создания организаций и специфику осуществления ими своей деятельности. Также планировалось установить дополнительные требования, исключающие возможность неограниченного и необоснованного участия НКО в предпринимательской деятельности. Они заключались в том, чтобы установить вместо понятия «предпринимательская деятельность» — понятие «приносящую доход деятельность», и чтобы эти виды носили вспомогательный характер по отношению к основной некоммерческой деятельности, плюс предложено установить исчерпывающий перечень этой деятельности в уставе.

По мнению Т. В. Сойфер «...определить, какая из них основная, затруднительно в связи с отсутствием нормативных ориентиров, тем более, когда различные виды деятельности осуществляются регулярно и в равном объеме. Это, как и раньше, позволяет некоммерческим организациям изначально ориентироваться на получение прибыли» [3, с. 36]. Автор приводит в качестве примера одно из судебных решений, согласно которому была ликвидирована региональная ООИ, в уставе которой закреплена цель — защита экономических, социальных, трудовых интересов инвалидов. Основанием для принятого решения послужило то, что общественная организация занималась приносящей доход деятельностью, заключавшейся в купле-продаже недвижимого имущества и предоставлении его в аренду, но лишь в совокупности

с еще одним обстоятельством — деятельность по защите прав и интересов инвалидов организацией вообще не осуществлялась. Мы категорично не согласны с утверждением автора на изначальное ориентирование НКО на осуществление коммерческой деятельности, так как в данном судебном решении [4] суд не уточнил в чем заключалось нарушение законодательства при купли-продаже недвижимости и передачи его в аренду, ведь основная цель деятельность РООИ — защита прав? В данной РООИ, согласно решению суда, были и другие серьезные нарушения: принятие решения принималось неуполномоченным органом, количество членов — инвалидов РООИ не соответствует требованиям закона (80 %). Мы считаем нецелесообразным вносить изменения в ГК РФ в отношении ограничения НКО в осуществлении ими коммерческой деятельности. Законодателем, на наш взгляд, четко определены критерии для НКО: занятие предпринимательской деятельностью не в качестве основной и не распределение полученной прибыли между ее участниками. Мы согласимся лишь с той позицией, что нормы, предусмотренные законодательством об отдельных юридических лицах, должны быть имплементированы в ГК РФ и ссылки отдельных ФЗ должны отсылать к нормам ГК РФ. Так, в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, одной из организационно-правовых форм НКО является общественная организация, создаваемая в форме политических партий, профессиональных союзов (профсоюзные организации), органов общественной самодеятельности, территориальные общественные

самоуправления. В положении данного подпункта отсутствуют общественные организации, созданные в форме ООИ, следовательно, ГК РФ не считает ООИ общественной организацией, несмотря на то, что ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусматривает право инвалидов на создание ООИ, причем к ним предъявляются специальные требования. Считаем, что в подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ следует включить ООИ. Мы также поддерживаем позицию о том, что нормы ГК РФ о юридических лицах не следует дублировать ни в ФЗ «Об НКО», ни в ФЗ «Об общественных объединениях», ни в ФЗ «О социальной защите инвалидов» [5, с. 42].

Существование некоммерческих корпораций зависит от внутренней структуры корпоративного управления, от специальной правосубъектности корпорации и ее правоотношений с членами. В качестве примера мы приведем характеристику некоммерческой корпоративной организации — Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) в соответствии с ее Уставом [6].

В соответствии со ст. 1 Устава ВОС — организация, основанная на добровольном членстве граждан РФ — инвалидов по зрению, их законных представителей, других граждан, активно принимающих участие в жизни организации, и созданная для защиты прав и интересов инвалидов по зрению, их социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействия обеспечению равных возможностей. Характерной чертой данного

определения является отсутствие в уставе процентного соотношения инвалидов и их законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей), которое должно составлять не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций, которое закреплено в ч. 2 ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В 2020 году в ВОС был разработан и опубликован на официальном сайте общества новый Проект Устава, в котором было введено данное процентное соотношение, но он будет принят только через год на очередном съезде ВОС.

Итак, особенностью корпорации ВОС является две черты: добровольное членство инвалидов, их законных представителей составляющих не менее 80 %, активных граждан, участвующих в жизни общества и союзов (ассоциаций); комплексная цель корпорации — защита прав и интересов инвалидов по зрению, их социальная поддержка, реабилитация (абилитация), социальная интеграция и содействие обеспечению равных возможностей.

С учетом указанной цели ВОС является социально ориентированной некоммерческой организацией (далее — СОНКО). По мнению А. А. Кирилловых, ООИ невозможно однозначно отнести к СОНКО. Автор ссылается на положения ст. 31.1 ФЗ «Об НКО», в которой определены открытые перечни деятельности, дающие основания считать НКО социально ориентированными. Помимо перечней, предусмотренных этой статьей, законодательством РФ об отдельных организационно-правовых формах НКО могут быть предусмотрены

иные виды деятельности, которые направлены на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ (ч. 2 ст. 31.1). Автор считает, что социальное обслуживание, социальную поддержку и защиту граждан нельзя отнести к деятельности ООИ, так как из определения ООИ, предусмотренное в ФЗ «О социальной защите РФ», не следует, что оно может осуществлять социальное обслуживание [7, с. 143-149]. Мы не можем согласиться с конкретной позицией ввиду того, что ООИ могут осуществлять не один, а несколько видов деятельности некоммерческого характера, кроме того, ФЗ «О социальной защите инвалидов» в ч. 6 ст. 33 предусматривает, что ООИ может оказывать помощь в части СОНКО, и в ч. 5 предоставляет права на безвозмездное пользование имуществом для предприятий ООО на 5 лет. Статус НКО и СОНКО в частности дает право ООО на налоговые льготы, на финансовую помощь из бюджета.

В той же статье Устава закреплены признаки юридического лица, а именно: ВОС от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, отвечает по своим обязательствам находящимся в его собственности имуществом, является истцом и ответчиком в суде, с момента государственной регистрации ВОС приобретает права юридического лица.

Любая корпорация для осуществления ее внутренней и внешней деятельности действует на определенных принципах.

В соответствии со ст. 2 Устава ВОС действует на принципах:

— добровольности, равноправия, само-

управления и законности, выборности всех руководящих и контрольно-ревизионных органов ВОС снизу доверху, коллегиальности и гласности в их работе, периодической отчетности перед вышестоящими руководящими органами и членами ВОС. Данная группа принципов раскрывает сущность корпорации по смыслу ст. 65.1 ГК РФ;

— обязательности выполнения решений вышестоящих руководящих органов ВОС для нижестоящих в пределах их компетенции. Данный принцип можно назвать принципом централизации, основанном на подчинении в корпорации мнению воли большинства, выраженное на высшем органе — съезде;

— самостоятельности структурных подразделений ВОС в их деятельности в соответствии с Уставом ВОС и другими нормативными актами ВОС;

— общности интересов членов ВОС и их личной ответственности за выполнение уставных требований.

Кроме основной комплексной цели, у ВОС существуют, в соответствии со ст. 3 Устава, следующие основные дополнительные цели:

— участие в определении и реализации государственной политики в отношении инвалидов. В РФ для этих целей на уровне Президента РФ создана Комиссия при Президенте по делам инвалидов [8];

— содействие и участие в реализации государственных полномочий в медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и интеграции, приобщении к труду, образованию, культуре и спорту, улучшении их материально-бытовых условий;

— участие в законодательной деятельности и защита в исполнительных, судебных органах государственной власти РФ, субъектов РФ и в органах местного самоуправления прав и законных интересов инвалидов по зрению как потребителей товаров, работ и услуг, предназначенных для их социальной, медицинской и профессиональной реабилитации.

Таким образом, это еще одна из особенных черт, отличающая корпорацию инвалидов от других видов корпораций, — право корпоративного участия полномочных представителей от имени ВОС в законотворческой деятельности.

В ст. 4 Устава ВОС определены задачи, с помощью которых реализуются цели и виды деятельности, которые ВОС вправе осуществлять. В ст. 5 Устава перечислены права ВОС как юридического лица и виды деятельности, которые оно вправе осуществлять от своего имени.

ВОС решает следующие задачи:

— выявляет инвалидов по зрению, ведет учет и вовлекает их в члены ВОС. Привлекает зрячих граждан к работе в Обществе для обеспечения выполнения уставных задач ВОС. Для этого ВОС взаимодействует с органами медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) и органами социальной защиты, которые предоставляют данные из реестров инвалидов. Посредством таких мероприятий ВОС вовлекает инвалидов, причем, если инвалид желает вступить в ВОС, он обращается с письменным заявлением в местную организацию по месту жительства с заявлением,

справкой МСЭ, где указана группа инвалидности с нарушением функций зрения и индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (далее — ИПРА), выдаваемая органами МСЭ. Данные документы являются необходимым условием для вступления в члены ВОС в соответствии с положениями о местных организациях [9]. Зрячих граждан ВОС привлекает для выполнения уставных целей и задач путем заключения с ними трудового договора;

— участвует в осуществлении мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов по зрению;

— осуществляет издательскую, рекламную и иную информационную деятельность в РФ и за ее пределами;

— оказывает и организует содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях ВОС, содействует их индивидуально-трудовой деятельности;

— осуществляет производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации инвалидов по зрению, работающих в системе ВОС, в соответствии с действующим законодательством. Для этой цели в системе ВОС учреждено негосударственное учреждение «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» (Институт «Реа-комп») [10];

— способствует повышению образовательного уровня инвалидов по зрению и обучению

чтению и письму по Брайлю, пользованию компьютерной техникой и современными информационными технологиями;

— способствует реализации мероприятий по улучшению бытового обслуживания и жилищных условий членов Общества;

— участвует в разработке конструкций технических приборов и специальных приспособлений, облегчающих труд инвалидов по зрению, расширяющих сферу его применения, улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационное обеспечение, используя для этого возможности Общества;

— принимает меры для создания условий развития личности и удовлетворения духовных запросов инвалидов по зрению, содействует их нравственно-эстетическому воспитанию, экономическому просвещению;

— осуществляет деятельность, приносящую доходы, направляемые на выполнение уставных задач Общества;

— организует правовое просвещение инвалидов по зрению, при необходимости оказывает им консультационную юридическую помощь.

ВОС вправе: свободно распространять информацию, популяризировать свою деятельность и возможности инвалидов по зрению; представлять и защищать свои права, а также законные интересы инвалидов по зрению и других членов ВОС в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах и иных организациях; самостоятельно и совместно с другими общественными организациями создавать различ-

ные фонды, союзы, ассоциации, другие общественные объединения и взаимодействовать с существующими; учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, выпускать для инвалидов по зрению специальную литературу по реабилитации, а также периодическую, научно-техническую и художественную; устанавливать взаимосвязи с благотворительными фондами и иными благотворительными организациями, организовывать работу по привлечению бюджетных средств и добровольных пожертвований; вступать в международные общественные объединения; самостоятельно или совместно с медицинскими, образовательными, культурно-просветительными и научно-исследовательскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, с органами социальной защиты населения давать заключения о пригодности товаров, работ и услуг, предназначенных для социальной, медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению; для осуществления деятельности, приносящей доходы, создавать хозяйственные общества и иные коммерческие организации в соответствии с ГК РФ; для пополнения средств на осуществление различных социальных программ создавать различные фонды.

ВОС обязан в соответствии со ст. 6 Устава: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности ВОС и нормы собственного Устава; ежегодно публиковать отчет об экономическом состоянии Общества и исполнении бюджета ВОС; ежегодно

информировать орган, принявший решение о государственной регистрации ВОС, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа ВОС, его названия и данных о руководителях ВОС в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решение о государственной регистрации ВОС, соответствующие документы руководящих органов и должностных лиц ВОС, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Характерной чертой корпорации НКО в отличии от коммерческих являются неимущественные (нематериальные) корпоративные права и обязанности. В соответствии со ст. 14 Устава член ВОС имеет право: участвовать в обсуждении и решении всех вопросов деятельности; избирать и быть избранным в выборные руководящие и контрольно-ревизионные органы ВОС; обжаловать решения руководящих органов и должностных лиц ВОС в вышестоящий руководящий орган ВОС; пользоваться поддержкой и защитой ВОС. В соответствии со ст. 15 Устава член ВОС обязан: выполнять требования Устава; состоять на учете и принимать участие в работе одной из местных организаций ВОС; выполнять решения руководящих органов; уплачивать членские взносы; уважать права и законные интересы членов ВОС и своей организации; поддерживать авторитет и единство ВОС; не наносить ущерб ВОС в любой форме и не совершать

действий, дискредитирующих Общество.

В соответствии с разделом 3 Устава структура ВОС построена на вертикальной и горизонтальной принципах, в которую входят:

— региональные организации (отделения, далее — РО ВОС) и местные организации (филиалы региональных отделений, составляющие не менее 15 членов — инвалидов по зрению, далее — МО ВОС);

— постоянно действующий руководящий орган — Центральное правление ВОС (ЦП ВОС), по решению которого создаются республиканские, краевые, областные, Московская городская и Санкт-Петербургская, объединяющая инвалидов по зрению, проживающих в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, региональные организации (отделения) ВОС. Руководящими органами ВОС является высший руководящий орган — съезд (раздел 5);

— президент — единоличный исполнительный орган, осуществляющий оперативное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность ВОС между заседаниями ЦП, организует выполнение постановлений съезда и ЦП, определяет полномочия и направления деятельности вице-президентов ВОС. Он для осуществления распорядительной деятельности формирует аппарат управления (далее — АУ ВОС), которым руководит;

— высший орган в РО — конференция, в МО — собрание (конференция). В Уставе количественный критерий для собрания или конференции определяется по решению МО с согласованием с правлением РО;

— постоянно действующий орган в РО — правление, в МО — бюро;

— единоличными исполнительными органами в РО и МО являются их председатели, которые осуществляют распорядительную деятельностью между заседаниями коллегиальных исполнительных органов — правления и бюро соответственно.

В соответствии со ст. 43 Устава контрольными органами ВОС являются: центральная контрольно-ревизионная комиссия ВОС, контрольно-ревизионные комиссии РО и МО ВОС. В состав контрольно-ревизионных комиссий ВОС не могут быть избраны члены соответствующего постоянно действующего руководящего органа ВОС.

Исходя из принципа выборности всех органов и должностных лиц, формирование высшего органа (съезда) корпоративной организации ВОС производится снизу-вверх, а именно: конференция (собрание) МО ВОС избирает делегатов на конференции в РО ВОС (ст. 25.6) ^ конференция РО ВОС избирает делегатов на съезд ВОС (ст. 22.5) ^ съезд ВОС, который в очередном порядке созывается ЦП ВОС либо в случае созыва внеочередного съезда — по требованию более половины РО ВОС (ст. 19). Норму представительства на съезд определяет ЦП ВОС. На каждом уровне высших руководящих органов ВОС соответственно избираются постоянные руководящие органы управления, которые функционируют между заседаниями этих высших органов, а между заседаниями руководящих органов управления — единоличные исполнительные органы, формирующие аппараты управления. Выбор единоличных органов является альтернативным методом, т. е. пред-

седатели МО назначаются по представлению председателя РО либо выдвижения этой кандидатуры делегатами собрания (конференции) (ст. 25.3), на уровне РО председатель избирается по представлению президента ВОС, либо кандидатура может выдвигаться делегатами конференции. Президента ВОС избирает непосредственно съезд, избирая его одновременно председателем ЦП ВОС и руководителем Высшего органа управления хозяйственными обществами ВОС, единственным учредителем которых является ВОС (ст. 19.4). Каждый главный руководящий орган избирает и формирует контрольно-ревизионные комиссии. Все выборные органы и должностные лица в ВОС избираются сроком на 5 лет.

Таким образом, ООИ и ВОС как корпоративная социально ориентированная некоммерческая организация обладает следующими специфическими характеристиками:

— основана на членстве инвалидов по зрению, их законных представителей, составляющих не менее 80 %, активных граждан и юридических лиц, разделяющих уставные цели и принципы;

— комплексность уставных целей и задач, носящих некоммерческий характер;

— корпорация основана на принципах свободы, самоуправления, уважения прав и свобод и выборности всех органов и должностных лиц;

— неимущественные (нематериальные) корпоративные права членов;

— отсутствие в ГК РФ ООИ как разновидности общественной организации, являющееся

пробелом, который необходимо устранить в целях систематизации норм гражданского законодательства.

Примечания

1. Белов В. А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики: в 2 т. 2-е изд., стер. М.: Издательство Юрайт, 2018. Т. 1.

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

3. Сойфер Т. В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности // Журнал российского права. 2018. N 1 (253).

4. Решение Свердловского областного суда от 24.09.2015 по делу N 3-305/2015. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс», 2020.

5. Никитина Е. Е., Оболонкова Е. В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2018. N 2 (254).

6. Устав Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». Принят в новой редакции XXI съездом ОООИ ВОС 15 ноября 2011 года. URL: https://www.vos. org.ru (дата обращения: 07.10.2020).

Notes (transliteration)

1. Belov V. A. Civil law. Actual problems of theory and practice: in two volumes. Second edition. Moscow: Yurayt, 2018, volume 1 (in Russ.).

2. Concept of development of civil legislation of the Russian Federation. Vestnik V4S RF, 2009, no. 11 (in Russ.).

3. Soyfer T. V. Zhurnal rossiyskogo prava, 2018, no. 1 (253) (in Russ.).

4. Decision of the Sverdlovsk Regional Court of 24.09.2015 in case no. 3-305/2015. The document was not published. Access from the reference legal system «Consul'tantPlyus», 2020 (in Russ.).

5. Nikitina E. E., Obolonkova E. V. Zhurnal rossiyskogo prava, 2018, no. 2 (254) (in Russ.).

6. URL: https://www.vos.org.ru (date of application: 07.10.2020) (in Russ.).

7. Kirillovykh A. A. Sbornik materialov Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 210-letiyu so dnya rozhdeniya K. A. Nevolina, 85-letiyu Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA) i 45-letiyu Volgo-Vyatskogo in-stituta (filiala) Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA). Kirov, 2017 (in Russ.).

8. URL: http://kremlin.ru (date of application: 07.10.2020) (in Russ.).

7. Кирилловых А. А. К проблеме социально ориентированного статуса общественных объединений инвалидов // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию со дня рождения К. А. Неволина, 85-летию Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и 45-летию Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Киров, 2017.

8. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 07.10.2020).

9. Положение о приеме в члены Оренбургской региональной организации ВОС. URL: http://orenvos.ru (дата обращения: 08.10.2020).

10. Устав Негосударственного учреждения «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых». URL: http://rehacomp.ru (дата обращения: 08.10.2020).

9. URL: http://orenvos.ru (date of application: 08.10.2020) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. URL: http://rehacomp.ru (date of application: 08.10.2020) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.