НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
106
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «МОДЕЛИ РАССУЖДЕНИЙ - 2: АРГУМЕНТАЦИЯ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ»
С 10 по 11 апреля 2008 г. в г. Светлогорске прошел Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений - 2: аргументация и рациональность», организованный Российским государственным университетом им. И. Канта при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Он стал вторым в серии семинаров «Модели рассуждений», задуманных и подготовленных на кафедре философии и логики и посвященных проблемам соотношения логики и теории аргументации в историческом и теоретическом аспектах и восходящей к серии семинаров по логическому кантоведению, регулярно проводимых в г. Калининграде и г. Светлогорске с 1987 г. Направление исследований, разрабатываемое на данных семинарах, является одним из самых актуальных в области философии и логики и затрагивает ключевые точки различных философских и научных дисциплин, а также тесно связано с основными темами научной работы, проводимой сотрудниками кафедры. В семинарах участвуют ведущие российские специалисты по логике и теории аргументации.
Рациональность мышления и поведения людей и социальных групп становится одним из решающих факторов общественного развития и взаимопонимания людей и народов. Ядром рациональности является способность человека рассуждать и сообщать результаты своих рассуждений другим людям. На протяжении многих веков единственной теорией рассуждений была логика, совершенствовавшая способы определения правильности рассуждений и постоянно расширявшая класс рассуждений, доступных логическому анализу. В ХХ веке появились альтернативные модели рассуждений в рамках когнитивных наук, искусственного интеллекта, теории аргументации, новой риторики, ставящие задачу приближения моделей к реальным рассуждениям. Возникла проблема исследования разнообразия моделей рассуждений и их соотношения с логикой. И несмотря на интенсивные научные исследования, ведущиеся с середины прошлого века, и многочисленные публикации в данной области, остается больше проблем и вопросов, чем реальных результатов и построенных эффективно работающих теорий. Опираясь на предшествующие результаты и учитывая современные достижения в данной области, основными темами, предложенными для обсуждения на данном семинаре, стали:
1. Коммуникативный подход к аргументации и рациональности.
2. Современные модели аргументации: логические, когнитивные, риторические.
Работа семинара началась с доклада зав. кафедрой философии и логики РГУ им. И. Канта профессора В. Н. Брюшинкина «Рациональность аргументации». В докладе была детально обоснована необходимость
введения новой дисциплины — «Аргументалистики», которая наряду с логикой и риторикой занимается убеждающей речью. Были проанализированы исходные абстракции этой дисциплины, очерчен ее предмет и дан обзор основных методов. Также речь шла о коммуникативном подходе к аргументации, согласно которой аргументация — это коммуникация, в процессе которой некоторое лицо сознательно производит изменения в системе убеждений другого лица путем приведения достаточных для этого оснований. Следовательно, в представлении аргументации как коммуникативного процесса следует учитывать семантический и прагматический аспект передачи сообщений. В схему аргументации необходимо ввести предметную область аргументации, из которой принимают значения знаки, содержащиеся в сообщениях, а также внутреннюю структуру субъекта и адресата аргументации, интерпретирующих и изменяющих эти сообщения. А поскольку в процессе аргументации можно выделить как рациональные, так и иррациональные типы аргументации, любая модель аргументации должна принимать во внимание вне-логические и иррациональные факторы этого процесса.
На особенностях сочетания философского и научного стиля аргументации остановилась в своем докладе профессор И. А. Герасимова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. По ее мнению, они различаются в зависимости от типов рациональности: классической, неклассической и постнеклассической. Классический тип рациональности сочетается с принципами классической логики, неклассический в значительной мере опирается на неклассические способы рассуждений, постнеклассика с ее усилением роли человеческого фактора и субъектно-ориентированных способов описания реальности в некоторой степени перекликается с усилением прагматических и междисциплинарных компонент логических исследований.
На возможностях использования методов неформальной логики в теории аргументации и применения концепции науки Ст. Тулмина для оценки аргументативных процедур остановилась профессор И. Н. Грифцова, зав. кафедрой философии Московского педагогического государственного университета. В ее докладе были рассмотрены вопро-со-ответные схемы анализа аргументации, сформулированные в неформальной логике, и показано их коммуникативное значение, а также влияние принимаемой концепции рациональности на выбор способа анализа аргументации.
Что же является предметом и объектом теории аргументации? Для ответа на этот вопрос профессор А. И. Мигунов, зав. кафедрой логики Санкт-Петербургского государственного университета, обратился к логическому учению Аристотеля и к истории философских концепций языка и мышления. Раздел логического знания, называемый «теория аргументации», изучает дискурс, реальное функционирование языка не только как продукт разума, но и как разумную (речевую) деятельность, а также и как средство воспроизводства разума и способ его бытия, как реально функционирующий разум. В таком случае теория аргументации, как и любая другая область знания, не может быть чисто формальной, поскольку изучает не просто формы мысли, а реальный процесс функционирования языка.
107
108
Можно ли построить удовлетворительные формальные логико-семантические модели реального процесса аргументации? Определенные подходы к созданию таких моделей были предложены Д. В. Зайцевым, доцентом кафедры логики МГУ, и Е. Н. Лисанюк, доцентом кафедры логики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Д. В. Зайцев представил построенную им семантическую модель двухсубъектной аргументации. Основная цель данной модели — описать процесс двусторонней полемики как последовательность изменяющихся оценок различных положений (аргументов и тезисов), выдвигаемых и оцениваемых субъектами аргументации в ходе полемических выступлений. Предлагаемая формализация не является в чистом виде логической, скорее она может быть охарактеризована как «пред-программная», поскольку ее задача — строго описать процесс реальной полемики и предложить формально эксплицируемые параметры и критерии оценки аргументации, что в большей степени соответствует парадигме логического программирования и искусственного интеллекта, чем логики. Е. Н. Лисанюк обратилась к исследованию аргументов ай Ьоттет («к человеку»). Было показано, что (а) аргумент «к человеку» может быть логически обоснованным; (б) неприемлемость аргументов «к человеку» имеет под собой две взаимосвязанные причины. Первая — это потенциальная универсализуемость аргумента: неприемлемость аргумента состоит в невозможности произвести его универсализацию в данном диалоге, или ее неуспешность. С формальной точки зрения универсализация как первая причина неприемлемости аргумента «к человеку»
— это прагматическая операция, анализируемая средствами диалогической (конструктивной) логики. В смысле второй причины универсализация — логико-семантическая операция, она базируется на отношениях сравнимости (альтернативности) между объектами, определяемых при помощи реляционной семантики (типа Крипке).
Профессором В. С. Меськовым было продолжено исследование постне-классической методологии, соответствующей обществу знания, в отличие от классической методологии, присущей обществу потребления, и возможности ее применения для моделирования рассуждений. Если исходить не из внутреннего развития логики и теории аргументации, а рассматривать их как вид наук о «контенте», т. е. как науки, учитывающие смысловое содержание особого мира информации — Инфомира, то это могло бы определить основные черты методологии теории аргументации как науки.
За последние десятилетия уже накоплен достаточно обширный научный материал в современных направлениях исследования процессов аргументации. Без его учета представляется затруднительным проводить дальнейшие исследования в данной области. Проблеме классификации неформального подхода к теории аргументации, основных его концепций и этапов был посвящен доклад И. В. Хоменко, зав. кафедрой логики Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Она выделила четыре перспективы рассмотрения и семь основных характеристик, которые могут служить основанием для построения достаточно полной классификации указанного подхода.
Можно ли считать рациональность ключевой характеристикой процесса аргументации? В выступлении аспиранта кафедры филосо-
фии и логики РГУ им. И. Канта Д. В. Хизанишвили рассмотрены две концепции научной аргументации — К. Поппера как предельного случая рациональной аргументации и Т. Куна как по большей части иррационального процесса аргументации, при котором основания принятия решения далеко не в полном объеме осознаются учеными.
К содержательной интерпретации формально зафиксированных связей между различными фрагментами текстов, посредством которых оформляются всевозможные сообщения, транслируемые в обществе, предложил обратиться С. С. Гусев, профессор Санкт-Петербургской кафедры философии РАН. Эти связи являются следствием реальных коммуникативных актов, осуществляемых людьми в конкретных ситуациях межчеловеческого взаимодействия.
Анализ аргументативной составляющей паблик рилейшнз (PR), активно исследуемой сегодня области общественной коммуникации, предприняла Л. А. Демина, доцент кафедры философии Московского государственного областного педагогического университета.
А. Г. Пушкарский, ст. преподаватель кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта, рассказал об истории логических семинаров, проводившихся в Кенигсберге и Калининграде. В докладах профессора кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта Л. А. Калинникова и профессора кафедры теории языка РГУ им. И. Канта И. Д. Копцева речь шла об исследованиях различных аспектов кантовской философской аргументации. Некоторым конкретным приемам иронической аргументации в текстах Канта посвятил свое выступление Л. А. Калинников. А И. Д. Копцев изложил результаты своих исследований умозаключений рассудка и разума как формы порождения текстового суждения в «Критике чистого разума» Канта.
Ядром философской системы И. Канта является особый вид логики
— трансцендентальная логика. Об одном из возможных способов ее формально-логической реконструкции рассказал ассистент кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта К. В. Лемешевский.
В заключительных дискуссиях подчеркивалось, что в процессе работы семинара были получены определенные результаты в решении рассматриваемых проблем и исследования в данном направлении должны быть продолжены. Поскольку «теория аргументации» пока достаточно неупорядоченная область исследований с неопределенными границами, В. Н. Брюшинкин предложил идею новой дисциплины
— «Аргументалистика». Эта идея активно обсуждалась участниками семинара на всем его протяжении. Не менее заинтересованно обсуждались также значение концепций рациональности для исследований аргументации и пределы формализации аргументации.
Следующий семинар предположительно должен состояться в октябре 2009 года. Обсуждение тематики будущего семинара организованно на форуме сайта ratio.albertina.ru.
Более подробно с итогами и материалами семинара можно ознакомиться на сайте ratio.albertina.ru.
109
А. Г. Пушкарский