ВСЕРОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ALL-RUSSIAN TRP COMPLEX AS A MEANS OF PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE OF UNIVERSITY STUDENTS
Сорокина Ангелина Алексеевна
студент
кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Sorokina Angelina Alekseevna
student
department of the theories and methods of physical culture and sports
Orel state university named after I.S. Turgenev
Orel, Russia
Сорокина Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Sorokina Elena Valentinovna Ph. D., associate professor department of the theories and methods of physical culture and sports
Orel state university named after I.S. Turgenev
Orel, Russia
Никитина Инесса Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Nikitina Inessa Valeryevna Ph. D., associate professor department of the theories and methods of physical culture and sports
Orel state university named after I.S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Статья посвящена обзору возможностей привлечения новых занимающихся и развитию студенческого спорта, путем популяризации комплекса ГТО (готов к труду и обороне). Комплекс ГТО, как средство распространения и пропаганды здорового образа жизни, а также развитие интереса у молодого поколения к спорту. Помимо пропаганды здорового образа жизни, комплекс ГТО может способствовать развитию студенческого спорта путем создания новых возможностей для одаренных спортсменов, а именно разработке модели отбора одаренных спортсменов во время проведения тестирования комплекса ГТО. В связи с тем, что в процессе многолетней спортивной
подготовки одним из ключевых факторов является именно отбор одаренных спортсме-нов, позволяющий определить предрасположенность (одаренность) к тому или иному роду деятельности (виду спорта), непосредственная работа комплексов тестирования может включать в себя функции отбора спортсменов, что будет повышать и разви-вать уровень студенческого спорта. Повышение уровня спорта в современном вузе в дальнейшем привлечет новых занимающихся вызвав интерес к дисциплинам. Целью является увеличение интереса студентов к занятиям спортом, по средствам развития и популяризации данной отрасли.
Abstract. The article is devoted to the review of the possibilities of attracting new students and the development of student sports, by popularizing the TRP complex (ready for work and defense). The TRP complex, as a means of spreading and promoting a healthy lifestyle, as well as developing the interest of the younger generation in sports. In addition to promoting a healthy lifestyle, the TRP complex can contribute to the development of student sports by creating new opportunities for gifted athletes, namely, the development of a model for the selection of gifted athletes during the testing of the TRP complex. Due to the fact that in the process of long-term sports training, one of the key factors is precisely the selection of gifted athletes, which makes it possible to determine the predisposition (giftedness) to a particular type of activity (sport), the direct work of testing complexes may include the functions of selecting athletes, which will increase and develop the level of student sports. Increasing the level of sports in a modern university will attract new students in the future, arousing interest in disciplines. The goal is to increase students' interest in sports, by means of development and popularization of this industry.
Ключевые слова: студенческий спорт; комплекс ГТО; здоровье; спортивная подготовка; спортивный отбор; физическая культура.
Keywords: student sports; GTO complex; health; sports training; sports selection; physical culture.
Еще с очень древних времен было известно, что физическая активность положительно влияет на организм человека, а главным средством в этом выступают физические упражнения. Занятия физической культурой и спортом позволяют повысить физическую и психическую подготовленность и работоспособность, укрепить состояние своего здоровья, что в особенности актуально для студентов, которые чаще всего имеют отклонения от норм в состоянии здоровья в силу сидячего образа жизни.
Согласно программе развития студенческого спорта до 2024 года, разработанной в соответствии с абзацем пятым подпункта «Д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года и указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» стоят задачи по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе, по повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовки спортивного резерва, в целях увеличения до 55,0 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [5].
Студенческий спорт через разнообразие своих форм и методов способствует воспитанию гармонично развитой личности человека, имеющего активную жизненную позицию, готового к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыраже-
нию [2, 6].
Согласно межотраслевой программе развития студенческого спорта до 2024 года, существует необходимость в создании системы, включающей различные формы и механизмы оценки физических способностей, спортивных интересов студентов и их образовательного самоопределения. С данными задачами может справиться комплекс ГТО посредством непосредственно самого тестирования, а также внедрения спортивного отбора в проведение тестирования комплекса ГТО [5].
Комплекс ГТО, являясь программой физкультурной подготовки, существовал в нашей стране с 1931 года по 1999 год охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Его смысл тогда заключался во всестороннем физическом развитии населения, укрепление и сохранение его здоровья, подготовка к высокопрофессиональному труду и защите Родины, формированию положительного морального и духовного состояния человека.
В программу комплекса ГТО входили следующие виды упражнений: бег, прыжки, метание гранаты, лыжные гонки, плавание, стрельба, научно-практические сведения отрасли физической культуры и спорта, умения, навыки, основным правила в разделе гражданской обороны.
Сдача нормативов подтверждалась соответствующими значками. Для каждого вида значка существовал свой список нормативов. Значки ГТО были «золотыми» и «серебряными». Те, кто выполнял нормативы много лет, награждались Почетным знаком ГТО. В то время человек, имеющий знак ГТО, считался гармонично развитой личностью, пользовался особым уважением в трудовом и учебном коллективе. В 1980 году была выпущена специальная серия значков, посвященная Играм XXII Олимпиады в Москве (рис.1) [3].
Рис. 1. Значки ГТО 1980 года
В настоящее время в студенческой среде для студентов, любителей спорта существует ассоциация студенческих спортивных отрядов - АССК России. В рамках деятельности данной организации существует проект «От Студзачета к знаку отличия ГТО» - это масштабный всероссийский социально значимый физкультурный проект, включающий комплекс мер по внедрению инновационной мотивационно-просвети-тельской технологии популяризации основ здорового образа жизни, физической культуры и спорта, а также популяризацию Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО среди студентов.
Данная технология представляет собой реализацию соревновательного тре-
хэтапного тестирования физического развития и физической подготовленности студентов через применение потенциала Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проект охватывает свыше 50 000 студентов из 220 вузов в 68 регионах страны.
и и и и I
Этапы: внутривузовский, региональный, всероссийский финал.
Внутривузовский этап заключается в сдаче участниками проекта «Студзачета АССК» - это упрощенная версия комплекса ГТО, адаптированная под специфику учебных заведений.
Региональный этап представляет собой соревнования среди обладателей «золотых» значков «Студзачета АССК», собранные в команды вузов. Сборные команды вузов выполняют нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» в соревнованиях в специальных региональных центрах тестирования.
Всероссийский фестиваль ГТО — это соревнования в личном и командном зачете по многоборью комплекса ГТО среди сильнейших сборных вузов, представляющих субъекты Российской Федерации [5].
Комплекс ГТО призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно-спортивных клубах и везде, где проводится физкультурно-спортивная работа [2].
Система нормативных оценок комплекса ГТО устанавливает основные требования государства к физической подготовке различных групп населения.
Комплекс ГТО определяет перечень основных знаний и умений, которыми должен владеть каждый человек.
Нормативы комплекса ГТО напрямую отражают уровень физической подготовки граждан. Основной проблемой любой страны является здоровье нации. Именно этот показатель можно поставить на первое место для того, чтобы понять, сильное перед нами государство или слабое.
За последнее десятилетие в России особенно обострилась проблема как физического, так и психического состояния населения. Увеличилось количество людей. На эту ситуацию влияют множество факторов, основными из которых являются: состояние окружающей среды, рост чрезмерных стрессовых нагрузок на работе и на учебе, понижение общего уровня жизни и так далее.
Именно все эти факторы являются определяющими для внедрения комплекса ГТО в систему образования в вузах. Данный комплекс поможет решить множество проблем, а также повысить уровень физической и психической подготовки и развития молодых людей и, самое главное, продвинуть занятия физической культурой и спортом в массы.
Комплекс ГТО для физического воспитания студентов более направлен на долгосрочную перспективу; защита Родины, формирование здорового и крепкого организма, воспитание нравственных качеств, повышение умственных способностей, подготовка к тяжелому труду — все это может застать человека в абсолютно любой промежуток времени.
Очень важно сформировать студенту потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Для этого необходимо ввести зачетную сдачу нормативов в определенное время, что также позволит отслеживать динамику спортив-
ных показателей студентов.
Стоит отметить, что помимо участия студентов в качестве спортсменов, можно привлечь обучающихся для организации проведения комплекса ГТО. Таким образом, студент будет развивать в себе организаторские, судейские, познавательные, пропагандистские и педагогические навыки. Это большой и хороший опыт, который может помочь в дальнейшей деятельности.
Спортивный отбор ГТО — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики конкретного рода спортивной деятельности. Наиболее эффективный отбор может быть осуществлен на основе комплексных исследований, которые представляют из себя анализ личности спортсмена в целом и таких его компонентов, как спортивные способности, на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора [1].
Спортивный отбор осуществляется на основе тестирования и обследования, во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных мероприятий различного плана, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в студенческом спортивном коллективе, именно, в качестве такого тестирования, может послужить комплекс нормативов ГТО [1, 4].
Непосредственно сам отбор представляет из себя комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) будущего спортсмена к тому или иному роду спортивной деятельности. Без исключения, на всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, качеств, прогнозирование его возможностей, предполагающая использование различных методов исследования [1, 4].
Высокий и всевозрастающий уровень спортивных достижений и растущая конкуренция в различных видах спортивной деятельности требует, наряду с современными технологиями, поиска новых инновационных подходов к дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса на всех его этапах [1].
Так же путем использования спортивного отбора в комплекс ГТО, существует возможность повысить средний уровень сборных команд, что поспособствует обеспечению участия спортивных команд Российской Федерации в международных соревнованиях, в том числе Всемирных гимназиадах, Чемпионатах мира и Европы, проводимых среди обучающихся под эгидой IFS, что тоже является одной из задач, стоящих перед программой развития студенческого спорта [2, 3].
Помимо способности комплекса ГТО положительно влиять на этапы спортивной подготовки, а именно, на этапе отбора, что качественно отразиться на увеличении уровня спортсменов и сборных, популяризация комплекса ГТО отразится на популяризации здорового образа жизни и систематизации занятий физической культурой и спортом среди студентов. Увеличение числа занимающихся обеспечит приток в студенческие команды и сборные [3, 4].
С каждым годом растет число участников и значкистов ГТО, комплекс ГТО дает возможность физкультурникам и спортсменам реализовать себя, а специалистам в области физической культуры и спорта оценить ситуацию по числу вовлеченных и их результативности. Так же прогрессирует и студенческий спорт.
Необходимость привлечения занимающихся физической культурой и спортом, оздоровления нации, продвижение массового спорта и необходимость пополнения спортивного резерва, можно реализовать посредством развития студенческого спорта. Таким образом, желающие найти себя в спорте и достигать определенных результатов смогут реализовать себя и станут частью механизма по увеличению и популяризации систематических занятий физической культурой и спортом [4].
Литература
1. Выявление и развитие одаренных детей / И. В. Васютина [и др.] // Инновационные педагогические технологии : материалы V Международной научной конференции (г. Казань, 20-23 октября 2016 г.). Казань : Бук, 2016. С. 18-22.
2. Зюрин Э. А., Куренцов, В. А., Бобкова, Е. Н. Мониторинг физической подготовленности населения субъектов Российской Федерации, определяющий готовность к вы -полнению нормативов ВФСК ГТО VI-XI ступени // Вестник спортивной истории. 2018. № 4. С. 46-49.
3. Колесник И. С., Назаренко А. Д. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как социальный проект гармонического развития личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 5. С. 57-59.
4. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Мир науки. Педагогика и психология: 2018. С. 9-14.
5. Ольховский Р. М., Андрющенко Л. Б., Филимонова С. И. Перспективы развития физической культуры и спорта в рамках национальных проектов до 2030 года // Культура физическая и здоровье. 2020. № 2 (74). С. 9-12.
6. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С. И. Филимонова [и др.] // Культурафизическая и здоровье. 2020. № 3 (75). С. 73-76.
References
1. Vasyutina I. V. [et al.]. [Identification and development of gifted children]. Innovatsi-onnye pedagogicheskie tekhnologii. Materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Kazan', 20-23 oktyabrya 2016 g.) [Innovative pedagogical technologies: materials of the V International Scientific Conference (Kazan, October 20-23, 2016)]. Kazan, Buk Publ., 2016, pp. 1822. (In Russia).
2. Zyurin E. A., Kurentsov, V. A., Bobkova, E. N. Monitoring fizicheskoy podgotovlennosti naseleniya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii, opredelyayushchiy gotovnost' k vypolneniyu normativov VFSK GTO VI-XI stupeni [Monitoring of physical fitness of the population of the subjects of the Russian Federation, determining the readiness to comply with the standards of the VFSK GTO VI-XI stage]. Vestnik sportivnoy istorii - Bulletin of Sports History, 2018, no. 4. pp. 46-49.
3. Kolesnik I. S., Nazarenko A.D. Vserossiyskiy fizkul'turno-sportivnyy kompleks GTO kak sotsial'nyy proekt garmonicheskogo razvitiya lichnosti [All-Russian physical culture and sports complex of the TRP as a social project of harmonious development of personality]. Fizicheskaya kul'-tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2016, no. 5, pp. 57-59.
4. Krylov D. V. Sportivnaya odarennost' v Rossii: poisk, diagnostika, razvitie [Sports giftedness in Russia: search, diagnostics, development]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya - The world of science. Pedagogy and psychology, 2018, pp. 9-14.
5. Ol'khovskiy R. M., Andryushchenko L. B., Filimonova S. I. Perspektivy razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v ramkakh natsional'nykh proektov do 2030 goda [Prospects for the development of physical culture and sports in the framework of national projects until 2030]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Kultura physical and health, 2020, no. 2 (74), pp. 9-12.
6. Filimonova S. I. [et al.]. Innovatsionnoe soderzhanie obucheniya po fizicheskoy kul'ture i
sportu budushchikh predprinimateley [Innovative content of training in physical culture and sports of future entrepreneurs]. Kul'turafizicheskaya i zdorov'e - Kulturaphysical and health,
2020, no. 3 (75). pp. 73-76.