Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ВУЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ВУЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НОРМАТИВЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепелюкова Е. В.

Введение. В статье раскрываются исторические, методические и организационные аспекты внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»). Обосновывается актуальность реализации комплекса в современных условиях. Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной и методической литературы, посвященной проблеме физической подготовленности молодежи, а также анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных. Результаты. Проведен сравнительный анализ содержания и нормативов V и VI ступеней комплексов ГТО 1972 и 2014 г. г., а также нормативной части рабочей программы по физической культуре для студентов вузов. Выявлен уровень готовности студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) к выполнению нормативов Всероссийс-кого физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Полученные в ходе исследования данные применены в разработке программ по физическому воспитанию в вузе и предложений по дальнейшему развитию проекта ГТО. Обсуждение. Подчеркивается, что целью внедрения комплекса ГТО на современном этапе является оздоровление всей нации благодаря регулярным и массовым занятиям физической культурой. Учащиеся всех ступеней образования принимают участие в подготовке и сдаче норм ГТО. Однако в ходе реализации данного проекта был выявлен ряд проблем, которые необходимо решать на дальнейших этапах внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях. Заключение. Делается вывод о том, что осуществление предлагаемых мероприятий по совершенствованию реализации проекта ГТО будет способствовать увеличению числа граждан, в том числе и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, формированию у них потребностей в физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни. Результативность работы по реконструкции и внедрению комплекса «ГТО» в вузы во многом будет зависеть от решения ряда вопросов на государственном уровне. Основные положения: - собраны и обобщены материалы основных различий структуры и нормативных требований соответствующих ступеней ВФСК «ГТО» СССР и России; - определены основные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди студенческой молодежи в современных условиях; - представлены практические рекомендации по применению ценностей физической культуры и спорта в рамках реализации проекта ГТО в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перепелюкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF IMPLEMENTING RLD IN UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The article reveals the historical, methodological and organizational aspects of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK RLD). The urgency of the implementation of the complex in modern conditions is substantiated. Materials and methods. The main research methods: analysis of scientific and methodological literature on the problem of physical fitness of young people, as well as questioning, testing, methods of statistical data processing. Results. A comparative analysis of the content and standards of the V and VI stages of the RLD complexes in 1972 and 2014, as well as the normative part of the work program on physical culture for university students was carried out. The level of readiness of students of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University (SUrSHPU) to fulfill the standards of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense”. The data obtained in the course of the research were applied in the development of programs for physical education at the university and proposals for the further development of the RLD project. Discussion . It is emphasized that the goal of introducing the RLD complex at the present stage is to improve the health of the entire nation through regular and mass physical education. Students of all levels of education take part in the preparation and delivery of the RLD standards. However, during the implementation of this project, a number of problems were identified that need to be addressed at further stages of the implementation of the RLD complex in educational organizations. Conclusion. It is concluded that the implementation of the proposed measures to improve the implementation of the TRP project will contribute to an increase in the number of citizens, including students, who are systematically involved in physical culture and sports, the formation of their needs for physical improvement and a healthy lifestyle. The effectiveness of work on the reconstruction and implementation of the RLD complex in universities will largely depend on the solution of a number of issues at the state level. Highlights: A large amount of material was collected and summarized on the main differences in the structure and regulatory requirements of the corresponding stages of the VFSK RLD of the USSR and Russia; The main problems of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex “Ready for Labor and Defense” among student youth in modern conditions are determined; Practical recommendations on the use of the values of physical culture and sports in the framework of the RLD project in higher educational institutions are presented.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ВУЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья

УДК 796.02 : 378

ББК 75.113 : 74.484

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.012

Е. В. Перепелюкова

ORCID № 0000-0002-5754-8670 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ВУЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Введение. В статье раскрываются исторические, методические и организационные аспекты внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»). Обосновывается актуальность реализации комплекса в современных условиях.

Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной и методической литературы, посвященной проблеме физической подготовленности молодежи, а также анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Проведен сравнительный анализ содержания и нормативов V и VI ступеней комплексов ГТО 1972 и 2014 г. г., а также нормативной части рабочей программы по физической культуре для студентов вузов. Выявлен уровень готовности студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ) к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Полученные в ходе исследования данные применены в разработке программ по физическому воспитанию в вузе и предложений по дальнейшему развитию проекта ГТО.

Обсуждение. Подчеркивается, что целью внедрения комплекса ГТО на современном этапе является оздоровление всей нации благодаря регулярным и массовым занятиям физической культурой. Учащиеся всех ступеней образования принимают участие в подготовке и сдаче норм ГТО. Однако в ходе реализации данного проекта был выявлен ряд проблем, которые необходимо решать на дальнейших этапах внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях.

Заключение. Делается вывод о том, что осуществление предлагаемых мероприятий по совершенствованию реализации проекта ГТО будет способствовать увеличению числа граждан, в том числе и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, формированию у них потребностей в фи-

£

а

№ Ж

№ 3

№ Ж

So ^

3

из

^

о о о 5 Й

о *

о Й

д 3

а ц

5 5

@ Перепелюкова Е. В., 2021

зическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни. Результативность работы по реконструкции и внедрению комплекса «ГТО» в вузы во многом будет зависеть от решения ряда вопросов на государственном уровне.

Ключевые слова: студенты; нормативы; физкультурно-спортивный комплекс ГТО; физическая подготовленность.

Основные положения:

- собраны и обобщены материалы основных различий структуры и нормативных требований соответствующих ступеней ВФСК «ГТО» СССР и России;

- определены основные проблемы внедрения Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди студенческой молодежи в современных условиях;

- представлены практические рекомендации по применению ценностей физической культуры и спорта в рамках реализации проекта ГТО в высших учебных заведениях.

1 Введение (Introduction)

Одним из приоритетов социальной политики государства была и остается сфера физической культуры и спорта. В национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204) предусмотрено привлечение 55 % граждан России в регулярные занятия массовым спортом. В рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» эта цифра должна за 10 лет вырасти до 70 %.

На Заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 октября 2021 года Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что для этого «необходимо развивать массовый спорт, создавать соответствующую инфраструктуру, воспитывать с детских лет ответственное отношение к себе». Также глава государства сделал акцент на взаимосвязи между ростом числа занимающихся спортом и повышением качества и продолжительности жизни россиян. Было отмечено, что «регулярные занятия физической культурой и спортом повышают уро-

а

§ вень здоровья, эмоциональный настрой, трудоспособность, а значит, мо-

S

§ гут и должны сыграть значимую роль в решении приоритетных задач, ^ которые стоят перед страной и обществом в целом». Президент России :q подчеркнул, что, «несмотря на большие усилия по продвижению цен-^ ностей здорового образа жизни, ситуация с массовым, особенно детским

спортом все еще кардинально не изменилась, а состояние здоровья и уровень физической подготовки современной молодежи оставляет желать лучшего» (Стенограмма заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 6 октября 2021 г.).

По данным Роспотребнадзора количество абсолютно здоровых детей в России составляет 12 %. За последние 10 лет во всех возрастных группах наблюдается увеличение числа функциональных нарушений и хронических болезней почти в два раза (РИА Новости: 13.09.2017 г.). Из года в год растет количество подростков с различными формами лишнего веса. Ухудшение здоровья снижает качество и продолжительность жизни людей. 40 % допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления

здоровья подрастающего поколения. Так, в младших классах дефицит 3

а

двигательной активности составляет 35-40 %, а в старших —75-85 %. |

Существует противоречие между заинтересованностью россий- с ского государства в развитии массового спорта для неуклонного повы-

ностью населения в занятия физической культурой и спортом.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало

С

шения качества и продолжительности жизни россиян и слабой вовлечен- №

№ Ж

№ 3

№ Ж I

введение в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Все- ^ российского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду ~ и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО должен сыграть решающую роль в ^

увеличении числа активно занимающихся физической культурой и спор- 0

С

том, повышении показателей физической подготовленности жителей | страны, а также преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта (О Всероссийском физкультурно-спортивном ком- е плексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ Президента Российской Федерации от 24. 03. 2014 г. № 172).

3

а -к

8

В Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания граждан нашей страны (Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540).

Цель работы — осмысление теоретических основ Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне», оценка реальных перспектив внедрения ГТО в современном обществе, а также обоснование основных направлений его совершенствования. В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Отразить общую характеристику сущности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

2. Раскрыть закономерности функционирования, пути и условия дальнейшего развития Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

3. Выявить уровень готовности студентов ЮУрГГПУ к выполнению нормативов комплекса ГТО.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Исследование проводилось на базе Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1, 2 и 3 курсов дневного отделения филологического факультета в количестве 112 человек (6 юношей и 106 девушек), занимающиеся по дисциплине

2 «Физическая культура».

3 Результаты (Results)

^ Функционировавший в эпоху Советского Союза физкультурно-

сц

hq спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) занимал важное

место в государственной системе физического и патриотического воспитания населения, способствовал развитию массового физкультурного движения в стране.

Впервые комплекс ГТО был утвержден 11.03.1931 года и содержал 15 физкультурных упражнений одной ступени [1]. В дальнейшем нормативная часть и структура комплекса непрерывно совершенствовались с учетом постоянно изменяющихся требований трудовой и военной деятельности. Последний Всесоюзный физкультурно-спортив-ный комплекс ГТО был введен в нашей стране в январе 1985 года и в 1991 году с распадом СССР фактически прекратил свое функционирование.

В 2014 году по Указу Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) № 172 от 24.03.2014 г. началось возрождение современной версии ГТО. Глава государства поручил обеспечить культурно- 3

ак

просветительскую и образовательную деятельность для поэтапного |

ич

внедрения в РФ ВФСК ГТО (Распоряжение Правительства РФ № 1165 - С

ки

р от 30 июня 2014 года).

вывается на историческом наследии различных модификаций ГТО с 1931 года по настоящее время, но имеет ряд отличий.

Например, структура советского варианта комплекса имела 5

что является несомненным плюсом в плане охвата большего контин-

С

Нормативно-тестирующая часть современного комплекса осно- №

Ж

е

д 3 е Ж

I

ступеней в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет для мужчин и от 10 до ^

Н

55 лет для женщин. Результаты распределялись на две степени отли- ~ чия: золотой и серебряный знаки [1]. Российский вариант ГТО подра- ^

зумевает 11 возрастных ступеней (от 6 до 70 и старше лет) и три сте- 0

С

пени отличия по результату: золотой, серебряный и бронзовый значки, к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

к о

к

гента населения страны (Таблица 1). е

д

е 3

а

к и

и

171

Таблица 1 — Соответствие возрастных диапазонов ступеням ГТО Table 1 — Correspondence of age ranges to RLD stages

СССР Россия

— I ступень (6-8 лет)

— II ступень (9-10 лет)

I ступень «Смелые и ловкие» —девочки и мальчики 10-11 и 12-13 лет III ступень (11-12 лет)

II ступень «Спортивная смена» — подростки 14-15 лет IV ступень (13-15 лет)

III ступень «Сила и мужество» — девушки и юноши 16-18 лет V ступень (16-17 лет)

IV ступень «Физическое совершенство» — женщины 19-34 и мужчины 19-39 лет VI ступень (18-29 лет)

VII ступень (30-39 лет)

V ступень «Бодрость и здоровье» — женщины 35-55 лет и мужчины 40-60 лет VIII ступень (40-49 лет)

IX ступень (50-59 лет)

— X ступень (60-69 лет)

— XI ступень (70 лет и старше)

Существенно отличаются дисциплины и нормативы. Исключены из Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» некоторые упражнения, например, ориентирование на местности, стрельба из малокалиберной винтовки. Нет в современном комплексе и прыжков в высоту, многоскоков, подъема переворотом. Также введены новые виды испытаний или внесены изменения в существующие: челночный бег, гиревые упражнения, наклон стоя на скамейке, стрельба из пневматического или электронного оружия, кросс для бесснежных районов, скандинавская ходьба и некоторые другие.

Как и раньше, в современном Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» допускаются альтернативы с правом выбора варианта теста, отражающего степень развития определенного качества.

Сравнивая нормативы ГТО СССР от 1972 г. (III ступень «Сила и мужество» — 16-18 лет) и нормативы ГТО России от 2014 г. (5 ступень — для школьников 16-17 лет), можно сказать, что количество испытаний практически не изменилось (10 в СССР и 11 в РФ). Пять испытаний практически повторяют ГТО СССР. Часть испытаний стали проще: плавание 50 м вместо 100 м, стрельба с 10 м вместо 50 и 25 м. Часть сложнее: кросс 2 и 3 км вместо 0,5 и 1 км. Больше внимания уделили испытаниям на гимнастику, теперь в ГТО есть: поднимание туловища, наклон вперед.

При сравнении одинаковых испытаний можно сказать:

1) получение серебряного значка стало проще (нормативы 3

а

уменьшили, количество испытаний снизили до семи); |

2) условия получения золотого значка усложнились (хотя испы- еС таний стало на 1 меньше, но теперь нужно все 8 нормативов сдать на

уровень серебряного знака отличия).

Сравнительный анализ нормативных требований Всесоюзного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» III

С

уровень золотого значка, а в СССР два норматива можно было сдать на №

№ Ж

№ 3

№ Ж

I

ступени «Сила и мужество» (16-18 лет) 1972 г., V ступени Всероссий- ^

Н

ского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ~ для возрастной группы 16-17 лет в РФ и рабочей программы дисци- ^

плины (РПД) ЮУрГГПУ приведен в следующих таблицах (Таблица 2). О

С

С

к С

а о

к

в

д 3

а к

8

Таблица 2 — Нормативные требования в упражнении «Бег 100 м» Table 2 — Regulatory requirements for the exercise "Running 100 m"

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 100 м (сек) — в СССР 14,2 13,5 16,2 15,4

Бег 100 м (сек) — в России 14,3 13,8 17,6 16,3

Бег 100 м (сек) — в РПД* 13,9 13,7 16,9 15,9

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

В современном Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» нет норматива «Бег 500; 1000 м», но есть бег на 2 км, как для юношей, так и для девушек. Для выполнения норматива на золотой знак отличия девушкам необходимо преодолеть эту дистанцию за 9,50 мин, а юношам — за 7,50 мин. На серебряный знак — за 11,20 и 8,50 мин соответственно (Таблицы 3-7).

Таблица 3 — Нормативные требования в различных беговых упражнениях

Table 3 — Regulatory requirements for various running exercises

а в

вок

2

ел

п

е р

е

В

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 500 м (мин) — в СССР — — 2,00 1,50

Бег 1000 м (мин) — в СССР 3,30 3,20 — —

Бег 500;1000 м — в России1 — — — —

Продолжение таблицы 3 Continuation of table 3

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 2000 м (мин) — в России 8,50 7,50 11,20 9,50

Бег 500 м (мин) — в РПД2 — — 2,44 2,29

Бег 1000 м(мин) — в РПД2 4,34 4,14 — —

Примечания: 1 «—» — Такого упражнения в современном ГТО нет 2 РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Таблица 4 — Нормативные требования в прыжковых упражнениях Table 4 — Regulatory Requirements for Jumping Exercises

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Прыжок в длину с разбега (см) — в СССР 440 480 340 375

Прыжок в длину с разбега (см) или с места (см) — в России 380 210 440 230 320 170 360 185

Прыжок в длину с места (см) — в РПД* 210 230 170 180

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

а

а к

Таблица 5 — Нормативные требования в упражнении на пресс Table 5 — Regulatory Requirements for Press Exercise

Вид упражнений Юноши Девушки

Бронза Серебро Золото Бронза Серебро Золото

Поднимание туловища из по-

ложения лежа на спине (количест- — — — — — —

во раз за 1 мин) — в СССР1

Поднимание туловища из по-

ложения лежа на спине (количе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ство раз за 1 мин) — в России 30 40 50 20 30 40

Поднимание туловища из по-

ложения лежа на спине (количе-

ство раз за 1 мин) — в РПД2 47 55 60 31 41 51

Примечания:

1 упражнения на пресс в СССР для данной возрастной группы не было;

2 РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Таблица 6 — Нормативные требования в упражнении на гибкость Table 6 — Regulatory Requirements for Flexibility Exercise

Вид упражнений Юноши Девушки

Бронза Серебро Золото Бронза Серебро Золото

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье — в СССР1 — — — — — —

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) — в России 6 8 13 7 9 16

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) — в РПД2 — 8 13 — 11 16

Примечания: 1 упражнения на гибкость в СССР не было; 2 РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Значительно усложняется упражнение на силу, особенно для девушек, и ужесточаются требования к его выполнению на золотой или серебряный значки.

Таблица 7 — Нормативные требования в упражнении «Подтягивания (юноши); отжимания (девушки)» Table 7 — Regulatory requirements for the exercise "Pull-ups (boys); рush-ups (girls)"

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Подтягивания на перекладине (количество раз) — в СССР 8 12 — —

Подтягивания на перекладине (количество раз) — в России 11 14 — —

Сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на гимнастической скамейке (количество раз) — в СССР — — 10 12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) — в России 31 42 11 16

Подтягивания (юноши) или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девушки) — в РПД* 10 13 7 10

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Сравнительный анализ нормативных требований Всесоюзного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» IV ступени «Физическое совершенство» (19-28 лет) 1972 г., VI ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для возрастной группы 18-24 года в РФ и учебной программы ЮУрГГПУ представлен в таблицах 8-13.

Таблица 8 — Нормативные требования в упражнении «Бег 100 м» Table 8 — Regulatory requirements for the exercise "Running 100 m"

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 100 м (сек) — в СССР 14,0 13,0 16,0 15,2

Бег 100 м (сек) — в России 14,8 13,5 17,0 16,5

Бег 100 м (сек) — в РПД* 13,9 13,7 16,9 15,9

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

В СССР кросс 500 м был только для девушек, 1 км - и для юношей, и для девушек, 3 км — только для юношей. В современном варианте ГТО бег 3 км есть как для юношей, так и для девушек, однако нет такого испытания в рабочей программе ЮУрГГПУ.

Таблица 9 — Нормативные требования в различных беговых упражнениях

Table 9 — Regulatory requirements for various running exercises

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 500 м (мин) — в СССР — — 2,00 1,45

£

а a

Продолжение таблицы 9 Continuation of table 9

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Бег 1000 м(мин) — в СССР 3,20 3,10 4,30 4,10

Бег 500 и 1000 м (мин) — в России1 — — — —

Бег 500 м (мин) — в РПД2 — — 2,44 2,29

Бег 1000 м (мин) — в РПД2 4,34 4,14 — —

Примечания: 1 «—» — Такого упражнения в современном ГТО нет; 2 РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Таблица 10 — Нормативные требования в прыжковых упражнениях

Table 10 — Regulatory Requirements for Jumping Exercises

a

50

S

2

§

к

se

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Прыжок в длину с разбега (см) — в СССР 460 500 350 380

Прыжок в длину с разбега (см) или с места (см) — в России 390 230 430 240 290 180 320 195

Прыжок в длину с места (см) — в РПД* 231 241 171 181

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Резко снижается норматив в прыжке в длину с разбега для девушек в современном ГТО, но увеличивается норматив в прыжке с места, как для девушек, так и для юношей.

Значительно повышается норматив в прессе в современном ГТО для девушек данного возраста и отменяется такой же норматив для юношей.

Таблица 11-Нормативные требования в упражнении на пресс

Table 11 — Regulatory Requirements for Press Exercis

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) — в СССР — — 40 50

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) — в России — — 40 47

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) — в РПД* 55 60 41 51

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

S

a a

№ Ж №

№ Ж

So ^

3

^

о о о к

Ki о а о

K

№ д

a -к к к

Таблица 12 — Нормативные требования в упражнении на гибкость Table 12 — Regulatory Requirements for Flexibility Exercise

Вид упражнений Юноши Девушки

Бронза Серебро Золото Бронза Серебро Золото

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье — в СССР1 — — — — — —

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) — в России 6 7 13 8 11 16

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) — в РПД2 — 8 13 — 11 16

Примечания: 1 «—» — Упражнения на гибкость в СССР не было; 2 РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Таблица 13 — Нормативные требования в упражнении «Подтягивания (юноши); отжимания (девушки)» Table 13 — Regulatory requirements for the exercise "Pull-ups (boys); рush-ups (girls)"

Вид упражнений Юноши Девушки

Серебро Золото Серебро Золото

Подтягивания на перекладине (количество раз) — в СССР: - собственный вес до 70 кг - собственный вес свыше 70 кг 9 7 13 11 — —

Подтягивания на перекладине (количество раз) — в России 12 15 — —

Отжимания от скамейки (количество раз) — в СССР — — 12 14

Отжимания от пола (количество раз) — в России 32 44 12 17

Подтягивания (юноши); отжимания от пола (девушки) (количество раз) — в РПД* 10 13 7 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Примечание - РПД — Рабочая программа дисциплины ЮУрГГПУ

Повышается норматив на силу рук, как для юношей, так и для девушек в России, причем он растет из года в год. А нормативные требования рабочей программы ЮУрГГПУ для девушек едва дотягивают до бронзового знака отличия современного ГТО. Отметим, что и с этими требованиями большинство студенток не справляется.

На сегодняшний день спортивный комплекс все активнее внедряется в обществе, и большинство экспертов отмечают позитивную динамику формирования культуры и ценностей здорового образа жизни [2]. За последние 10 лет число тех, кто выбрал спорт как образ жизни, возросло с 17 до чуть более 40 % и насчитывает 54 миллиона человек. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 38 % россиян систематически занимаются различными формами физической активности, из них: дети 6-12 лет — 67 %, подростки и молодежь — 41 %, взрослое население 30-59 лет — 36 % (ВЦИОМ: 19. 11. 2019 г.).

4 Обсуждение (Discussion)

Не смотря на положительные тенденции в популяризации массового спорта и увеличении числа физкультурников, процесс внедрения комплекса ГТО в вузы выявил некоторые неразрешенные проблемы. При разработке вопроса трудности норм предполагалось, что более половине тестируемых соответствующей половозрастной группы они будут посильны на бронзовый и серебряный знаки [3]. Однако на практике выяснилось, что реальные способности современных студентов не соответствуют заложенным нормативам. На данном этапе из числа студентов ЮУрГГПУ на «золото» способны сдать чуть более 2 % и около 82 % совсем не справляются с предложенными требованиями. Норматив на бронзовый знак ГТО преодолевают от 0,3 до 80 % наших сту-| дентов (в зависимости от вида испытания). Самыми доступными для них являются нормативы на гибкость (кроме студентов 1 курса), силу ^ (для девушек) и силовую выносливость (пресс). «Традиционно» сту-hq денты 1 курса отличаются слабыми результатами в тестах на гибкость

и взрывную силу (прыжок в длину с места).

Нормативы ГТО для 95 % современных юношей-студентов и 70 % девушек-студенток являются непосильными. Лишь единицы студентов могут выполнить тесты ГТО на золотой знак. На наш взгляд, высокий уровень нормативных требований современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» может служить лимитирующим фактором его популяризации среди студенческой молодежи.

Кроме того, около 60 % студентов ЮУрГГПУ имеют отклонения в состоянии здоровья и не обладают возможностью на равных участвовать в реализации проекта ГТО. Необходимо, на наш взгляд, разработать нормы двигательной активности и тесты для лиц с ограниченными возможностями здоровья [4].

Как известно, нормативы ГТО должны обеспечивать объективный контроль степени развития основных физических качеств человека ^

а

и овладения им прикладными умениями и навыками. Однако в совре- |

к

менном комплексе для лиц студенческого возраста нет теста, позволяю- с щего определить уровень развития координационных способностей —

примерной рабочей программе по физической культуре Министерства науки и высшего образования Российской Федерации до сих пор отсутствуют многие виды испытаний и нормативы, входящие в комплекс ГТО.

а

одного из пяти основных физических качеств человека. В то же время в №

№ Ж №

№ Ж I

Современная жизнь характеризуется широкими возможностями ^

й

получения информации. Однако на сегодняшний день студенты испы- ~

у

тывают трудности в самостоятельной подготовке к сдаче нормативов 5

ГТО [5]. Очевидно, что есть необходимость в разработке эффективных О

аа

и доступных методик по подготовке к тестированию. Тормозит внед- § рение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к

труду и обороне» в вузы также, на наш взгляд, отсутствие системности е

действий по стимулированию участников образовательного процесса, а

I

выполнивших нормативы и требования знаков отличия, а также лиц, I

осуществляющих подготовку «значкистов» ГТО. Для поступления в вуз золотой знак ГТО (лишь в некоторых вузах и серебренный) добавляет в среднем 2,4 балла к сумме ЕГЭ. В крупнейших Челябинских вузах, например, в ЮУрГУ прибавляется 10 баллов, в ЧелГУ — 5 баллов, в ЮУрГАУ — 5 баллов, в ЮУрГГПУ — 2 балла. Если старшеклассники, стремящиеся поступить в вуз, заинтересованы получить знак отличия, то став студентами, они считают эти мероприятия помехой в учебе [6].

Сегодня студенты ЮУрГГПУ не проявляют большой заинтересованности к подготовке и участию в выполнении норм ГТО, что связано, на наш взгляд, с низкой информированностью молодых людей в понимании целей введения ГТО, недостаточной мотивацией и отсутствием активной пропаганды в вузе. Таким образом, для дальнейшего эффективного внедрения комплекса ГТО в высшие учебные заведения необходимо разработать поэтапный план мероприятий по вопросам подготовки, организации, пропаганды комплекса ГТО. Для этого в высших учебных заведениях рекомендуем:

1) создание Совета ГТО, осуществляющего руководящую и координационную деятельность;

2) проведение информационно-пропагандистских мероприятий, соответствующей учебно-воспитательной работы и разъяснительной кампании среди обучающихся с привлечением СМИ для повышения престижа проекта ГТО;

3) обеспечение организационно-методического сопровождения деятельности по реализации мероприятий ГТО;

4) совершенствование механизмов мотивации и стимулирования участников образовательного процесса;

5) поиск эффективных путей развития позитивной активности | молодежи и организации спортивно-массовой работы в вузе.

Конечно, залогом решения поставленных задач будет создание

современной материально-технической базы и инфраструктуры.

сц

Выявить позитивную динамику и (или) негативные тенденции в

состоянии здоровья подрастающего поколения позволит организация на государственном уровне мониторинговых исследований уровня физической подготовленности обучающихся в соответствии с половозрастными нормами комплекса ГТО. С одной стороны, проведение диагностики и учета фактического состояния студентов поможет им регулировать свою двигательную активность для поддержания необходимого уровня физической и функциональной подготовленности. С другой — своевременная корректировка нормативов и требований обеспечит их доступность массовому контингенту.

Данные результаты также заставляют задуматься о совершенствовании учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в вузах, приведение их тестирующей части в соответствие с нормами ГТО. Перспективным, на наш взгляд, является включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы вуза в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной дея- ^

а

тельности. |

s

5 Заключение (Conclusion) §

?!

Сегодня Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

а

«Готов к труду и обороне», сохраняя исторический опыт поколений, »

а

возрождается, преобразившись в новом формате и новых социально-экономических условиях. Исследование показало, что внедрение ГТО в вузы на современном этапе имеет свои особенности: прослеживается

№ Ж

е д е Ж

I

слабая мотивация, недостаточная информированность студентов о ^

й

внедрении ГТО, отсутствие материально-технических условий. ~

Несмотря на вопросы, которые возникают при этом, хочется 5

надеяться, что комплекс «ГТО» станет мощным рычагом физического О

сс

воспитания населения нашей страны, способом приобщения молодежи § к здоровому образу жизни и оздоровления нации.

е

Библиографический список е

а

1. Лазарев С. Е. Советское законодательство 1930-х годов о физкультуре Л и спорте и его актуальность в наши дни // Гражданин и право. 2016. № 9. С. 3-8. 1

2. Безноско Н. Н., Синявский Н. И., Фурсов А. В., Нацаренус Н. Н. Отношение студентов к здоровому образу жизни на основе реализации комплекса ГТО в педагогическом вузе // Культура физическая и здоровье. 2021. № 2 (78). С. 37-41.

3. Виленский М. Я. Механизмы мотивационно-ценностного отношения студентов к освоению комплекса ГТО в образовательном процессе // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 12-16.

4. Перепелюкова Е. В. Мониторинг функционального состояния и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 41-43.

5. Хорошева Т. А. Проблемы внедрения ГТО в образовательной системе // Аллея науки. 2018. Т. 2, № 2 (18). С. 689-693.

6. Роль самооценки в профессиональном становлении будущих педагогов / Фортыгина С. Н. [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 344-347. - ISSN 1994-4683.

Ye. V. Perepelyukova

ORCID No. 0000-0002-5754-8670 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Physical Education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

PRACTICAL ASPECTS OF IMPLEMENTING RLD IN UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

Introduction. The article reveals the historical, methodological and organizational aspects of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK RLD). The urgency of the implementation of the complex in modern conditions is substantiated.

Materials and methods. The main research methods: analysis of scientific and methodological literature on the problem of physical fitness of young people, as well as questioning, testing, methods of statistical data processing.

Results. A comparative analysis of the content and standards of the V and VI stages of the RLD complexes in 1972 and 2014, as well as the normative part of the work program on physical culture for university students was carried out. The level of readiness of students of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University (SUrSHPU) to fulfill the standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense". The data obtained in the course of the research were applied in the develop-

a £

£

ST

ment of programs for physical education at the university and proposals for

£

the further development of the RLD project.

Discussion. It is emphasized that the goal of introducing the RLD comp-

lex at the present stage is to improve the health of the entire nation through regular and mass physical education. Students of all levels of education take part in the preparation and delivery of the RLD standards. However, during the implementation of this project, a number of problems were identified that need to be addressed at further stages of the implementation of the RLD complex in educational organizations.

Conclusion. It is concluded that the implementation of the proposed measures to improve the implementation of the TRP project will contribute to an increase in the number of citizens, including students, who are systematically involved in physical culture and sports, the formation of their needs for physical improvement and a healthy lifestyle. The effectiveness of work on the reconstruction and implementation of the RLD complex in universities will largely depend on the solution of a number of issues at the state level.

Keywords: Students; Standards; Physical culture and sports complex of the RLD; Physical fitness. Highlights:

A large amount of material was collected and summarized on the main differences in the structure and regulatory requirements of the corresponding r stages of the VFSK RLD of the USSR and Russia; |

The main problems of the implementation of the All-Russian physical l culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" among student youth in modern conditions are determined; C

Practical recommendations on the use of the values of physical culture and sports in the framework of the RLD project in higher educational institutions are presented.

References n

i

1. Lazarev S.E. (2016), Sovetskoye zakonodatel'stvo 1930-kh godov o g fizkul'ture i sporte i yego aktual'nost' v nashi dni [Soviet legislation of the ^ 1930s on physical culture and sports and its relevance in our days], Grazhda-nin i pravo, 9, 3-8. (In Russian). K

2. Beznosko N.N., Sinyavsky N.I., Fursov A.V. & Natsarenus N.N.

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2021), Otnosheniye studentov k zdorovomu obrazu zhizni na osnove realizatsii 2

kompleksa GTO v pedagogicheskom vuze [The attitude of students to a healthy lifestyle based on the implementation of the RLD complex in a pedagogical university], Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye, 2 (78), 37-41. (In Russian). ^

e

3. Vilenskiy M.Ya. (2016), Mekhanizmy motivatsionno-tsennostnogo ^

u

otnosheniya studentov k osvoyeniyu kompleksa GTO v obrazovatel'nom i

protsesse [Mechanisms of motivational-value attitude of students to the devel- n opment of the RLD complex in the educational process], Kul'tura fizicheskaya

e

i zdorov'ye, 2 (57), 12-16. (In Russian). r

a

4. Perepelyukova E.V. (2018), Monitoringfunktsional'nogo sostoyaniya i fizi-cheskoy podgotovlennosti studentok spetsial'noy meditsinskoy gruppy [Moni-

toring of the functional state and physical fitness of female stu-dents of a special medical group], Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 3, 41-43. (In Russian).

5. Khorosheva T.A. (2018), Problemy vnedreniya GTO v obra-zovatel'noy sisteme [Problems of TRP implementation in the educational system], Alleya nauki, 2 (18), 2, 689-693. (In Russian).

6. Fortygina S.N., Pavlova L.N., Zabrodina I.V., Sterligova E.A., Karataeva T.Y. & Fomina L.B. (2021), Rol' samootsenki v profeccional'nom stanovlenii buduchikh pedagogov [The Role of self-assessment in the professional formation of future teachers], Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 6 (196), 344-347. ISSN 1994-4683. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 02.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 02.12.2021; accepted for publication 16.12.2021.

a v

vko klyu

el p

e r e P

К £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.