Научная статья на тему 'Всероссийские "рельсовые войны" шахтёров в мае 1998 года'

Всероссийские "рельсовые войны" шахтёров в мае 1998 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРЕХОД К РЫНКУ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ШАХТЁРЫ / ПРОТЕСТЫ / "РЕЛЬСОВЫЕ ВОЙНЫ" / RUSSIA / TRANSITION TO THE MARKET ECONOMY / COAL INDUSTRY / MINERS / PROTESTS / "RAIL WARS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рожков А.А., Соловенко И.С., Марчук В.И., Суздалова М.А.

Статья посвящена 20-летию всероссийских «рельсовых войн», которые явились пиком протестного движения шахтеров в постсоветский период. Рассматриваются основные причины протеста, его основные очаги и последствия. Делается вывод о том, что, несмотря на широкий спектр политических лозунгов участников шахтёрских пикетов, органам власти удалось достичь с ними компромисс посредством социально-экономических уступок и преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-Russian "rail wars" of miners in May 1998

The paper is devoted to the 20th anniversary of the All-Russian "rail wars", which became the peak of the protest movement of miners in the post-Soviet period. It considers the main reasons of the protest, its key storm centres and consequences. It draws the conclusion that, despite the wide range of political slogans of the participants in the mines pickets, the authorities succeeded in reaching a compromise with them through socio-economic concessions and reforms.

Текст научной работы на тему «Всероссийские "рельсовые войны" шахтёров в мае 1998 года»

УДК 94(470):62233«1998»:658.016.7:331.2 © А.А. Рожков, И.С. Соловенко, В.И. Марчук, М.А. Суздалова, 2018

Всероссийские «рельсовые войны» шахтеров

в мае 1998 года

- DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-78-80

РОЖКОВ Анатолий Алексеевич

Доктор экон. наук, профессор Института экономики и управления промышленными предприятиями НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, тел.: +7 (499) 230-24-78, e-mail: aarozhkov@mail.ru

СОЛОВЕНКО Игорь Сергеевич

Доктор истор. наук, доцент

Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 652055, г. Юрга, Россия, тел.: +7 (38451) 7-77-62, e-mail: solovenko71@mail.ru

МАРЧУК Вероника Ивановна

Старший преподаватель

Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 652055, г. Юрга, Россия, тел.: +7 (38451) 7-77-62, e-mail: tika75-1977@mail.ru

СУЗДАЛОВА Марина Анатольевна

Канд. пед. наук, доцент

Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 652055, г. Юрга, Россия, тел.: +7 (38451)7-77-62, e-mail: marinasuzdalova@rambler.ru

Статья посвящена 20-летию всероссийских «рельсовых войн», которые явились пиком протестного движения шахтеров в постсоветский период. Рассматриваются основные причины протеста, его основные очаги и последствия. Делается вывод о том, что, несмотря на широкий спектр политических лозунгов участников шахтерских пикетов, органам власти удалось достичь с ними компромисса посредством социально-экономических уступок и преобразований. Ключевые слова: Россия, переход к рынку, угольная промышленность, шахтеры, протесты, «рельсовые войны».

ВВЕДЕНИЕ

Всероссийские «рельсовые войны» в мае 1998 г. являются пиком протестного движения шахтеров России в постсоветский период. Главной проблемой рабочих угольной промышленности являлись многомесячные задержки по выплате заработной платы.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Инициаторами «рельсовых войн» стали горняки приполярного города Инта, организовавшие в начале мая серию резонансных выступлений. Несмотря на многочисленные обещания, их требования так и не были выполнены. Поэтому 13 мая шахтеры совместно с учителями и медицинскими работниками перекрыли железнодорожную ветку Москва-Воркута-Лабытнанги и заблокировали весь регион угледобычи в Республике Коми. Количество интинцев, участвовавших в акции протеста на рельсах, достигло 2000 чел. [1, с. 66].

Акции протеста горняков, в том числе и на рельсах, распространялись стихийно, охватывая все новые города и поселки фактически всех углепромышленных территорий. 15 мая анжеро-судженские горняки перекрыли Транссиб. Кузбасские пикетчики в жесткой форме выдвинули социально-экономические и политические требования [2].

Третьим крупным очагом всероссийской акции протеста горняков стала Ростовская область, где 18 мая было остановлено движение по Северокавказской железной дороге. В результате перекрытия рельсов на станции г. Шахты было задержано отправление более 300 грузовых и 280 пассажирских поездов. Шахтинцев поддержали горняки и регрессники соседних городов - Новошахтинска, Гуко-во и Красного Сулина. В течение дня здесь собралось около 3000 чел. [3, с. 4].

Самые драматические события развернулись в ведущем углепромышленном регионе страны. Пик солидарности кузбасских трудящихся приходится на 20 мая. В тот день реальную поддержку Анжеро-Судженску оказали такие города, как Прокопьевск, Киселевск и Юрга. Южную ветку Кузбасского отделения Западносибирской железной дороги одновременно перекрыли сотни прокопьевских горняков, коммунальщиков и медиков [4]. В итоге блокировалось «Большое сибирское кольцо», то есть железнодорожные пути, которые пронизывают Кемеровскую область, в том числе и часть Транссиба. Соответственно, прервалось железнодорожное сообщение не только по территории области, но и всей страны.

В результате перекрытия Транссиба на Западносибирском участке железной дороги было остановлено движение почти 300 пассажирских и свыше 350 грузовых составов. Ежесуточные потери от простоя поездов составляли более 1,5 млн руб. [5, с. 241]. Обстановка продолжала усугубляться: 22 мая на рельсы вышли шахтеры г. Междуре-ченска. В результате железнодорожные перевозки в Кузбассе оказались полностью парализованы.

Обострялась обстановка и в Ростовской области. 20 мая объездной участок вокруг г. Шахты, который все-таки использовался железнодорожниками с момента начала «рельсовой войны», также был перекрыт [6]. В итоге главный железнодорожный «ход», связывающий центр с югом России, был полностью закрыт.

Перекрытие Транссиба в районе г. Анжеро-Судженска (фото предоставлено Городским краеведческим музеем г. Анжеро-Судженска)

Блокады важных транспортных магистралей, а также другие массовые и радикальные акции протеста рабочих угольной промышленности прокатились по всей стране. Почувствовав растерянность правительственных комиссий в местах проведения «рельсовых войн», шахтеры выдвигали новые, трудновыполнимые требования: существенное увеличение финансирования отрасли и быстрейшее погашение задолженности по зарплатам. Усиливалась значимость политических лозунгов (импичмент Президенту, перераспределение властных полномочий, национализация угольной промышленности и др.).

Федеральная власть теряла контроль над ситуацией. Железнодорожные блокады поставили на грань выживания сотни предприятий и организаций страны. Вместе с тем еще большую обеспокоенность для россиян представляла судьба пассажиров, оказавшихся в железнодорожном плену. 22-23 мая «рельсовые войны» угрожали экономической целостности, социально-политической стабильности, а «в ряде случаев и национальной безопасности» страны [7, с 1]. В тот критический момент все россияне услышали радиообращение Б. Ельцина с призывом прекратить блокады железнодорожных магистралей. Глава государства заявил о «необходимости навести порядок в шахтерской отрасли» [8].

ИТОГИ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ

Несмотря на масштабность всероссийской акции протеста, она имела ряд слабостей, которые не позволили добиться реализации ключевых требований пикетчиков. Во-первых, лидеры территориальных профсоюзных организаций, претендовавшие на роль координаторов всероссийской акции протеста, в реальности боялись взять на себя эту задачу [9, с. 26]. Во-вторых, участие горняков во всероссийской акции протеста было неоднородным. География борьбы показывает, что наиболее активные действия в акциях протеста предпринимались в Печорском угольном бассейне, Кузбассе и Российском Донбассе, где имелась высокая концентрация рабочих-горняков. В разных формах протеста активно поддержали «рельсовые войны» работники угольной промышленности Южного Урала, Приморья и Сахалина. Низкая степень участия либо только моральная поддержка всероссийской акции протеста имела место среди горняков Подмосковья, Поволжья, Хакасии и некоторых других шахтерских территорий. В-третьих, непоследовательное поведение самих участников «рельсовых войн». Рабочие угледобывающей отрасли не стали вырази-

Перекрытие Транссиба (фото из газеты «Аргументы и факты», WWW.KUZBASS.AIF.RU)

телями экономических и политических намерений трудящихся других отраслей и представителей бюджетных организаций. Они, с одной стороны, требовали отставки Президента Ельцина, с другой - настаивали на быстром погашении задолженности по зарплате и оказании всевозможной финансово-материальной помощи тем же Президентом. Таким образом, всем стала очевидна неуверенность пикетчиков в своих политических требованиях, их готовность обменять лозунг «Долой Президента Ельцина!» на погашение долгов по зарплате. В критический для страны момент шахтеры не особо скрывали приоритет своих материальных интересов над политическими.

Непоследовательное поведение шахтеров стало сигналом не только всей вертикали власти, но и общественным, а также политическим силам, которые на тот момент поддерживали пикетчиков. Почувствовав разобщенность, руководство страны выстроило свою стратегию нейтрализации борьбы так, чтобы рабочие угольной промышленности оказались изолированы друг от друга. В то же время Правительство РФ, как никогда ранее, решало главный вопрос озлобленных шахтеров - погашение задолженности по зарплате.

Первой, после пяти суток и семи часов блокады, была «освобождена» Северокавказская железная дорога. Второй крупной победой органов власти стало «открытие» Транссиба 24 мая.

Дольше других руководству страны и региональным органам власти пришлось искать компромисс с шахтерами Республики Коми. Несмотря на слабую уступчивость правительственной комиссии, шахтеры Инты были вынуждены свернуть блокаду Северной железной дороги (25 мая), так как ни сил, ни поддержки у них уже не было. Они поддержали инициативу НПГ России - организовать всероссийский пикет перед Домом Правительства РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях огромной, неравномерно развитой экономики и транспортной системы «поднять» страну на протест посредством «рельсовых войн» явилось для шахтеров непосильной задачей. Блокады железных дорог оказались действенным (и, пожалуй, единственно эффективным) средством заставить власти и работодателей искать пути выхода из кризиса невыплаты заработной платы. Правительством РФ была оказана мобильная помощь и поддержка даже тем шахтерским городам и поселкам, которые приняли в то время опосредованное участие в про-

тестном движении. Кроме того, ускорилось проведение эффективных рыночных преобразований, началась форсированная приватизация, реструктуризация отрасли стала социально ориентированной и т.д.

Пик протестного движения шахтеров постсоветской России сопровождался и не менее широким спектром негативных последствий. Шахты и разрезы, чьи рабочие участвовали в акциях протеста, столкнулись с многомиллионными экономическими потерями, снизили свои конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках. Затянувшаяся борьба шахтеров привела к ощутимым экономическим потерям во многих других отраслях народного хозяйства, прежде всего углепромышленных регионов.

Итак, результаты всероссийских «рельсовых войн» шахтеров являлись неоднозначными. Хотя власть и пошла на уступки, но в большей мере они имели социально-экономическое содержание, нежели политическое. Между тем этого оказалось достаточно для снижения количества акций протеста шахтеров в последующие годы.

Список литературы

1. День шахтера (реструктуризация угольной промышленности глазами участников и журналистов). М., 2004. 132 с.

2. Прянишникова Т. От забоя - на площадь, с площади -на рельсы // Наш город (Анжеро-Судженск, Кемеровская область). 1998. 16 мая.

3. Горбанева С. Борис Немцов в Шахтах: взгляд из 1998-го... // Пласт (Ростов-на-Дону). 2015. 15 марта.

4. Фомичева Т. Большое кольцо замкнулось // Кузбасс (Кемерово). 1998. 21 мая.

CHAPTER IN HISTORY

UDC 94(470):622.33« 1998»:658.016.7:331.2 © A.A. Rozhkov, I.S. Solovenko, V.I. Marchuk, M.A. Suzdalova, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 4, pp. 78-80

Title

ALL-RUSSIAN "RAIL WARS" OF MINERS IN MAY 1998 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-78-80 Authors

Rozhkov A.A.1, Solovenko I.S.2, Marchuk V.I.2, Suzdalova M.A.2

1 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation

2 Yurginsky Institute of Technology (branch) of FSAEI HE "National Research Tomsk Polytechnic University", Yurga, 652055, Russian Federation

2. Pryanishnikova T. Ot zaboya - na ploshchad', s ploshchadi - na rel'sy [From the face to the square, from the square onto the rails]. Nash gorod - Our city (Anzhero-Sudzhensk, Kemerovo region), 1998, May 16.

3. Gorbaneva S. Boris Nemtsov v Shakhtakh: vzglyad iz 1998-goda.. .[Boris Nemtsov in Shakhty: as seen in 1998 ...]. Plast - Seam (Rostov-on-Don), 2015, March 15.

4. Fomicheva T. Bol'shoe kol'tso zamknulos' [The big ring has become isolated]. Kuzbass (Kemerovo), 1998, May 21.

5. Ugol'nyy Kuzbass:stranitsy istorii [Coal Kuzbass: pages of history]. Kemerovo, 2005, 428 p.

6. Smyslenko O. Passazhiry na Likhoy uzhe khlebnuli likha... [Passengers at Likhaya have already smelled hell...]. Vecherniy Rostov - The Evening Rostov (Rostov-on-Don), 1998, May 21.

7. Ogurtsov V. Chuda ne budet, no den'gi mozhno nayti [There will be no miracle, but the money may be found]. Rossiyskaya Gazeta - Russian newspaper, 1998, May 26.

8. Gorbunov V. Shakhtery nastupili na gorlo pravitel'stvennoy pesne [The miners put the lid on the government's desires]. Kontakt - Contact (Mezhdurechensk, Kemerovo region), 1998, May 26.

9. Postanovlenie plenuma Kemerovskogo obkoma KPRF "O politicheskoy i sotsial'no-eko-nomicheskoy situatsii v Rossii, Kuzbasse i zadachakh partiynoy organizatsii", Kemerovo, 30 maya 1998 [Resolution of the plenum of the Kemerovo Regional Committee of the Communist Party of the Russian Federation "On political and socio-economic situation in Russia, Kuzbass and on the party organization objectives", Kemerovo, May 30, 1998]. State Archive of the Kemerovo Region, Vol. 1311, Inv. 1, D. 75.

Acknowledgments

The research is carried out at Tomsk Polytechnic University within the framework of Tomsk Polytechnic University Competitiveness Enhancement Program grant.

Перекрытие железной дороги в районе г. Шахты (Ростовская область), фото из Интернета

5. Угольный Кузбасс: страницы истории. Кемерово, 2005. 428 с.

6. Смысленко О. Пассажиры на Лихой уже хлебнули лиха. // Вечерний Ростов (Ростов-на-Дону). 1998. 21 мая.

7. Огурцов В. Чуда не будет, но деньги можно найти // Российская газета. 1998. 26 мая.

8. Горбунов В. Шахтеры наступили на горло правительственной песне // Контакт (Междуреченск, Кемеровская область). 1998. 26 мая.

9. Постановление пленума Кемеровского обкома КПРФ «О политической и социально-экономической ситуации в России, Кузбассе и задачах партийной организации», г. Кемерово, 30 мая 1998 г. / Государственный архив Кемеровской области. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 75.

Authors' Information

Rozhkov A.A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of Economics and Management of Industrial Enterprises, tel.: +7 (499) 230-24-78, e-mail: aarozhkov@mail.ru

Solovenko I.S., Doctor of History Sciences, Assistant Professor, tel.: +7 (38451) 7-77-62, e-mail: solovenko71@mail.ru

MarchukV.I., Senior teacher, tel.: +7 (38451) 7-77-62, e-mail: tika75-1977@mail.ru Suzdalova M.A., PhD (Pedagogical), Assistant Professor, tel.: +7 (38451)7-77-62, e-mail: marinasuzdalova@rambler.ru

Abstract

The paper is devoted to the 20th anniversary of the All-Russian "rail wars", which became the peak of the protest movement of miners in the post-Soviet period. It considers the main reasons of the protest, its key storm centres and consequences. It draws the conclusion that, despite the wide range of political slogans of the participants in the mines pickets, the authorities succeeded in reaching a compromise with them through socio-economic concessions and reforms.

Keywords

Russia, Transition to the market economy, Coal industry, Miners, Protests,"Rail wars". References

1. Den'shakhtera (restrukturizatsiya ugol'noy promyshlennosti glazami uchastnikov izhurnalistov) [Miner's Day (restructuring of the coal industry through the eyes of participants and journalists)]. Moscow, 2004, 132 p.

80

АПРЕЛЬ, 2018, "УГОЛЬ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.