Научная жизнь
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
21 октября 2011 г. на социально-гуманитарном факультете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Издательское дело в России: современное состояние и перспективы». Организатор конференции - кафедра издательского дела и редактирования.
Особенность конференции заключалась в том, что её подготовка совпала по времени с VII съездом Российского книжного союза (РКС), который прошёл в Москве 28 сентября. Это событие расширило контекст конференции и придало особую актуальность обсуждаемым на ней вопросам.
Съезд во главу угла поставил идею о социокультурной миссии издательской отрасли: она призвана формировать систему ценностных ориентиров и морально нравственных норм. Утверждалось, что книга, несмотря на бурное развитие информационных технологий, по-прежнему активно воздействует на духовный мир отдельного человека и нравственное здоровье нации в целом. Именно книга способна приобщить молодое поколение к уникальному культурному наследию. Подчёркивалось, что сегодняшний издатель не просто менеджер, отвечающий за производство определённого товара, это прежде всего просветитель, осознающий свою ответственность перед обществом.
Вместе с тем на съезде были обозначены острые проблемы. Мы стремительно утрачиваем статус самой читающей страны в мире. Снижаются культура и качество изданий, набирает силу интернет-пиратство. Практически нет детских писателей, не издается литература для подростков, нет героя, который мог бы служить для них идеалом.
Эти и другие актуальнейшие задачи предстоит незамедлительно решать не только государству, но и профессиональному сообществу. Университеты, которые готовят специалистов издательского дела, играют важную роль в развитии отечественной книжной отрасли.
Вопросы, звучавшие на VII съезде РКС, в том или ином ракурсе рассматривались и участниками проведенной в ВятГГУ конференции. В её программу вошли четыре направления: современная издательская деятельность, теория и практика редактирования, языковая норма и печать, проблемы вузовской подготовки специалистов издательского дела.
На конференцию было представлено 27 докладов из 10 регионов России: Москвы, Белгорода, Волгограда, Воткинска, Екатеринбурга, Кирова, Ростова-на-Дону, Ульяновска и др. Кроме
того, заинтересованность в публикации результатов исследования проявил наш белорусский автор.
Солидный научный статус конференции определил внимание к ней авторов с учёными степенями и званиями. Треть участников - это доктора наук, профессора. В их числе такие известные в книжной отрасли учёные, как С. Г. Антонова, д-р филол. наук, профессор, главный научный сотрудник Научного центра исследований истории книжной культуры РАН, автор учебников по редактированию (г. Москва); А. А. Дыр-дин, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой филологии, издательского дела и редактирования Ульяновского государственного технического университета, чл.-кор. РАЕ (г. Ульяновск); Н. Б. Руженцева, д-р филол. наук, профессор кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) и др.
Отрадно отметить активное участие в конференции молодых учёных. Примечательно, что впервые среди них трое - это аспиранты-первокурсники кафедры издательского дела редактирования ВятГГУ, на которой с 1 сентября 2011 г. открыта аспирантура по книговедению.
Важно, что проблемы издательской отрасли обсуждали специалисты не только книжного дела, но и смежных гуманитарных областей: философии, психологии, педагогики. Новое знание и новое осмысление проблем сегодня рождается на стыке наук.
Сборник материалов конференции открывает раздел «Современная издатель-ская деятельность». Теоретическое осмысление и обобщение современных тенденций в издательском бизнесе, анализ редакционно-издательских процессов, поиск технологий маркетинговых исследований - вот основные темы публикаций данного раздела.
Например, в статье А. И. Козловской представлено сотрудничество России и Беларуси в области книгоиздания, книжной торговли и изучения книги. Интересен факт увеличения количества совместных белорусско-российских издательских проектов, перечень белорусско-российских издающих организаций. Отмечается выход в свет 50-томной белорусско-российской библиотеки, в которой собраны выдающиеся произведения белорусских и россий-ских авторов; выход энциклопедий, журналов и других изданий. В статье подчеркивается преобладание российской книги на белорусском рынке и зависимость белорусского книжного рынка от российских изданий. Примечательно, что белорусские издатели в качестве экспорта большую часть своих тиражей направляют в Россию.
Второй раздел «Теория и практика редактирования» отличает многообразие объектов научных
исследований. Анализу наиболее проблемных зон приложения редакторских усилий подверглись учебники (С. Г. Антонова, М. М. Мудрова, П. В. Скрябина), учебные словари (Л. П. Сычуго-ва), литературно-художественные издания (О. И. Колесникова, К. А. Ашихмина), региональные газеты (М. И. Ненашев), рекламные издания (Н. Б. Руженцева, Вань Личжи). Значимость этих публикаций заключается в стремлении совершенствовать качество изданий, формируя книжную культуру современного общества в целом.
Третий раздел «Языковая норма и печать» собрал самое большое количество участников конференции. Присланные статьи разнообразны, но все они объединены проблемами культуры речи, соблюдения литературной нормы в печатных текстах самых различных стилей и жанров, в разнообразных печатных изданиях.
Статьи четвёртого раздела «Проблемы вузовской подготовки специалистов издательского дела» актуальны для всех, кто занимается вузовской подготовкой специалистов (бакалавров) книжного дела, а также вообще подготовкой студентов гуманитарных специальностей. Все публикации носят проблемный характер. Затрагиваемые проблемы - и из числа «вечных» (культура речи студентов, языковая компетенция будущих специалистов-гуманитариев), и из числа новейших, возникших в последние 5-10 лет и связанных с развитием информационных технологий (рост воздействия СМИ на сознание современного человека, применение электронных газет, создание электронных учебников).
Например, статья А. С. Бочкарёвой «Совершенствование культуры речи будущих бакалавров книжного дела» посвящена проблеме, чрезвычайно актуальной для формирования компетентного специалиста книжного дела - редактора и корректора. Автор пишет об общем снижении уровня речевой культуры (в частности, в прессе), о необходимости уделять больше внимания вопросам грамотной, правильной речи при изучении лингвистических дисциплин, в частности курса «Русский язык и культура речи». Теоретические и методические основы работы над речью в статье проиллюстрированы на примере орфоэпических и акцентологических норм, их вариантности.
Таким образом, представленные в сборнике статьи являются ярким подтверждением необхо-
димости, полезности и перспективности проведения конференции. Материалы публикаций заинтересуют специалистов книжного дела, работников СМИ как в России, так и в ближнем зарубежье.
Говоря же об итогах конференции в контексте идей VII съезда РКС, можно выразить удовлетворение её результатами. Как и на съезде, в материалах конференции при всём многообразии взглядов отразилось единое понимание того, что издательская индустрия несёт особую ответственность перед обществом за духовное состояние соотечественников. Все наши авторы признают книгу главным хранителем и носителем национальной культуры, а печатное слово - важным орудием воздействия на личность. Ни у кого не вызывает сомнения, что чтение по-прежнему является основным средством не только получения новых знаний, но нравственного и эстетического развития человека. Издатели, по общему мнению участников конференции, ответственны за сохранение русского языка, за качество учебников, в том числе электронных, за содержание и оформление вывесок, газет, журналов, за подготовку специалистов для своей отрасли и т. п.
Перспективу деятельности в научном сообществе кафедра издательского дела и редактирования видит в следующем.
Поскольку развитие и воспроизводство культуры чтения в российском обществе признано на съезде РКС приоритетной задачей, кафедре предстоит работать над вопросами поддержки и пропаганды чтения. Утеря навыков чтения сегодня является серьёзной проблемой. Нужны разработка и реализация программ и проектов по формированию культуры чтения в образовательной и социальной сфере. Важно поощрение и развитие «полезного чтения», направленного на укрепление этических норм. Здесь потребуется тесное взаимодействие с библиотеками и школами, со средствами массовой информации. Научное исследование проблемы чтения может стать предметом обсуждения на следующей конференции.
Л. А. Мосунова, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой издательского дела и редактирования