Научная статья на тему 'Конференция «Актуальные проблемы издательского дела и редактирования»'

Конференция «Актуальные проблемы издательского дела и редактирования» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2103
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Актуальные проблемы издательского дела и редактирования»»

Научная жизнь

ности учащихся на средней ступени обучения», М. Н. Малых «Особенности языкового сознания русских билингвов», Е. Н. Костылевой «Значение и функции архаизации в процессе перевода классического художественного текста», А. В. Бело-зёровой «Концепт дресс-кода как средства невербальной коммуникации в англоязычной культуре», И. А. Шитовой «Особенности перевода американских реалий», Л. А. Левицкой «Концепт де-структивности в английском языке», Н. Д. Цели-щевой «Сущность ролево-игровых проектов на старшей ступени обучения иноязычному общению», Н. А. Рублёвой «Эвфемизмы как проявление политкорректное™».

В программу второго дня конференции входило проведение студентами творческих мастерских. Вниманию слушателей и участников было предложено четыре мастер-класса по актуальным проблемам методики преподавания иностранных языков в рамках личностно-ориентиро-ванного и социокультурного подходов к обучению. Руководителями и научными консультантами при подготовке мастер-классов стали методисты факультета, доценты С. С. Куклина, М. Н. Татаринова, С. С. Бояринцева, старший преподаватель Е. Е. Макарова.

На заключительном пленарном заседании за лучшие доклады были вручены грамоты и поощрительные призы; особыми подарками были отмечены студенты, проводившие мастерские, а также победители Всероссийских олимпиад по иностранным языкам и страноведению.

По материалам работы научно-практической конференции будет подготовлен к печати 8-й выпуск сборника студенческих работ «Теория и методика обучения иностранным языкам».

М. Н. Татаринова, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре английского, немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ВятГГУ

КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И РЕДАКТИРОВАНИЯ»

22-23 апреля на социально-гуманитарном факультете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы издательского дела и редактирования», посвященная 95-летию нашего университета. Конференцию организовала кафедра издательского дела и редактирования.

В современном книжном деле существует много противоречий, которые обусловили актуальность их обсуждения на всероссийской конференции.

С одной стороны, общим местом стало утверждение о том, что книга как материальный феномен человеческой культуры отжила свой век; на смену ей пришли виртуальный Интернет, электронные издания, другие новации высоких технологий. С другой стороны, книжный бизнес является сегодня одним из самых доходных, по прибыльности - на втором месте после фармацевтического. Особенно страсти накаляются в издании учебников.

С одной стороны, люди читают все меньше (и это установленный факт), а с другой стороны, ежегодные книжные ярмарки, выставки, конкурсы, презентации книжных новинок вызывают неподдельный интерес общественности и становятся заметными событиями социальной жизни.

С одной стороны, перестройка разрушила институт редакторов из-за дороговизны их высококвалифицированного труда и, как казалось, за ненадобностью их функций. С другой стороны, выпускники кафедры издательского дела и редактирования востребованы на рынке труда именно как редакторы, и мы видим их не только в издающих организациях и СМИ Кирова и области, но в крупнейших издательствах Москвы- «Эксмо», «Финансы и кредит».

Подобная конференция проводится впервые, и для молодой кафедры, которая существует всего 6 лет, организация научного мероприятия такого масштаба стала серьезным экзаменом. Предстояло решить сложную задачу: объединить ученых и практиков для обсуждения актуальных проблем печатного дела, собрав исключительно участников редакционно-издательского процесса, а именно тех, кто пишет книги и статьи, тех, кто их редактирует, и тех, кто их издает. Участники конференции должны были составить классическую триаду подготовки печатного произведения: автор - редактор - издатель.

Изложим наиболее важные итоги конференции.

Во первых, конференция состоялась как всероссийская. В ее работе приняли участие 48 авторов из 11 областей России. Помимо Кирова, материалы поступили из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги, Орла, Екатеринбурга, Ульяновска, Череповца, Омска, Улан-Удэ.

Во-вторых, конференция состоялась как научная. Высокий научный статус конференции обеспечили 10 докторов наук и/или профессоров, в их числе: член-корреспондент РАЕ, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой издательского дела и редактирования Ульяновского государственного технического университета А. А. Дырдин; гл. науч. сотрудник центра исследований истории книжной культуры РАН, д-р филол. наук, проф. С. Г. Антонова; д-р ист. наук, проф. Московского государственного университета печати О. В. Андреева и др. Среди участников-докторов наук - коллеги с филологического факультета ВятГГУ: д-р филол. наук, проф., зав. ка-

федрой русского языка ВятГГУ С. В. Чернова, д-р филол. наук, проф. кафедры русской и зарубежной литературы ВятГГУ В. А. Поздеев.

В-третьих, конференция состоялась как практическая. Нам удалось привлечь к участию крупных специалистов в области книгоиздания: В. К. Со-лоненко, исполнительного директора Ассоциации книгоиздателей России, Москва; Е. М. Дрогова, директора Кировского издательства «О-Краткое»; И. С. Малечко, менеджера Издательско-полигра-фического центра Уральского государственного университета им. А. М. Горького; Н. В. Челышеву, хранителя фондов Музея Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН и др. Можно полагать, что вопросы, заявленные в программе конференции, имеют не только научную, но и практическую значимость. Это важно, поскольку научная область издательского дела и редактирования носит практико-ориентированный характер.

Наконец, конференция стала научной площадкой для молодых ученых. Сегодня перед высшей школой стоит задача привлечения в науку молодых кадров. Конференция способствовала решению этой задачи в конкретных условиях. Среди авторов докладов - аспиранты, магистранты, студенты.

Таким образом, анализируя состав участников, мы говорим о его сбалансированности и гармоничности. Конференция собрала для обсуждения актуальных проблем издательского дела и редактирования как известных ученых, стоящих у фундамента данной области знания, так и начинающих исследователей, несущих новый взгляд на книгоиздание в современном мире.

Что касается идейно-тематической стороны материалов, то в содержании докладов нашел отражение весьма широкий спектр взглядов. Авторы представили исследования, где рассматриваются вопросы регионального книгоиздания, теории и практики редактирования, языковой нормы и печати, информационных технологий в издательском деле, вузовской подготовки специалистов книжного дела, поиска решения острых проблем, осознаваемых издателями разнообразных видов литературы. Постановка вопросов развития издательского дела как бизнеса и как культурно-просветительского феномена вызвана происходящими в мире изменениями. Важно, что материалы конференции ярко показывают, как реагирует книгоиздательская система на эти изменения, какие пути развития видят теоретики, практики, молодые исследователи, работники сферы управления книгоизданием.

Конференция обнаружила, что сегодня любая книга должна вписываться в ту систему координат, которые издателям определяют маркетологи и книготорговцы. Современным издательствам противопоказаны скромные тиражи и длительное время продажи книги.

Исходной задачей в деятельности издательств сейчас стала задача изучения спроса на издание и анализ его эффективности. В статьях рассматриваются новые требования к редакционному этапу, которые предъявляет XXI век. Эти требования свидетельствуют о расширении полномочий редактора, который в наше время должен реально управлять издательским процессом.

Немалое место в своих статьях авторы уделяют сопоставлению современных тенденций с положением в книгоиздании в недавнем и далеком прошлом. Сравнения дают неоднозначные результаты, которые в целом можно интерпретировать следующим образом: в условиях рынка роль издателя в обществе неуклонно повышается. И успех бизнеса, и качество издаваемой продукции, и ее роль в интеллектуальном росте читателей сегодня зависят от способности издателей к генерированию идей, к выбору новых направлений и способов привлечения разных групп читательской аудитории. Концептуальная идея большинства публикаций формулируется следующим образом: судьба дальнейшего развития книгоиздания полностью зависит от творческого потенциала издателя, его мобильности, постоянного поиска новых издательских стратегий.

Обсуждение проблем регионального книгоиздания на примере Кировской области показало, как в условиях монополизации рынка функционируют малые и средние издательства. Проанализированы объективные и субъективные факторы роста потенциала региональных изданий, среди которых нельзя не отметить работу над культурой издания, необходимость улучшения допечатной подготовки книги.

Материалы конференции свидетельствуют об очень важном явлении: в современном обществе есть люди, которым не только небезразлична судьба книги и всего читающего мира, но которые полны конструктивных идей, способны четко осознавать проблемы, и главное, искать и вырабатывать конкретные пути и способы их решения.

Выпущенный по итогам конференции сборник призван помочь специалистам книжного дела выбрать более верный и надежный путь воплощения издательских проектов в различных областях.

Конференция показала: существует сообщество людей, способных сегодня реализовать важную задачу сбережения культурных достижений в книге. Мы надеемся на расширение круга участников этого знаменательного мероприятия и продолжение научного поиска в сфере книжного дела.

Л. А. Мосунова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой издательского дела и редактирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.