Научная статья на тему 'Профессиональные общественные объединения отечественной книжной индустрии: задачи, специализация'

Профессиональные общественные объединения отечественной книжной индустрии: задачи, специализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КНИЖНЫЙ РЫНОК / КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ / КНИЖНЫЙ БИЗНЕС / PUBLIC ASSOCIATIONS / PROFESSIONAL ASSOCIATIONS / SPECIALIZATION / BOOK MARKET / BOOK INDUSTRY / BOOK BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна

В постсоветской России в условиях формирующегося книжного рынка значительно возросла роль профессиональных организаций, специализирующихся на защите интересов независимых участников рынка: издателей, книгораспространителей, полиграфистов. Описывается процесс возникновения общественных объединений, дана их характеристика, выявлены основные задачи, решаемые профессиональными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE DOMESTIC BOOK INDUSTRY: CHALLENGES, SPECIALIZATION

In post-Soviet Russia in the emerging book market has significantly increased the role of professional organizations specializing in the protection of the interests of independent market players: publishers, booksellers, printers. Describes the process of the emergence of public associations, given their characteristics, identified the main tasks of professional organizations.

Текст научной работы на тему «Профессиональные общественные объединения отечественной книжной индустрии: задачи, специализация»

УДК 655.59; 070

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КНИЖНОЙ ИНДУСТРИИ: ЗАДАЧИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Ирина Владимировна Лизунова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ведущий научный сотрудник

В постсоветской России в условиях формирующегося книжного рынка значительно возросла роль профессиональных организаций, специализирующихся на защите интересов независимых участников рынка: издателей, книгораспространителей, полиграфистов. Описывается процесс возникновения общественных объединений, дана их характеристика, выявлены основные задачи, решаемые профессиональными организациями.

Ключевые слова: общественная объединения, профессиональные ассоциации, специализация, книжный рынок, книжная индустрия, книжный бизнес.

PROFESSIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE DOMESTIC BOOK INDUSTRY: CHALLENGES, SPECIALIZATION

Irina V. Lizunova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., doctor of historical Sciences, associate Professor of management and entrepre-neurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]; The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, leading researcher

In post-Soviet Russia in the emerging book market has significantly increased the role of professional organizations specializing in the protection of the interests of independent market players: publishers, booksellers, printers. Describes the process of the emergence of public associations, given their characteristics, identified the main tasks of professional organizations.

Key words: public associations, professional associations, specialization, book market, book industry, book business.

В новых экономических условиях в управлении отраслями книжного дела значительно возросла роль общественных объединений - независимых участников рынка, самостоятельность которых касалась не только основной изда-тельско-полиграфической деятельности, но и обеспечения равных прав и защиты своих интересов на всех этапах издания и распространения издательской продукции. Процитируем по этому поводу мнение авторитетного ученого, книговеда, профессора МГУП Б. В. Ленского: «Консолидирующая роль общественных организаций несомненна. И если она слаба, это не причина от нее отказываться. Рано или поздно государство уйдет из управления книжным бизнесом. Профессиональные ассоциации во всем мире - субститут государственного управления» [1].

В России в разные годы возникло несколько профессиональных общественных организаций, специализирующихся на защите интересов участников книжного бизнеса: Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ, 1990 г.), Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР, 1990 г.), Некоммерческое партнерство «Гильдия издателей периодической печати» (ГИПП, 1998 г.), Национальная Ассоциация издателей (НАИ, 1998 г.), Российский книжный союз (РКС, 2001 г.), Альянс независимых региональных издателей (АНРИ, 2004 г.), Медиасоюз (2001 г.), Ассоциация распространителей прессы (АРПП, 1995 г.), Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП, 1995 г.), Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России (1997 г.), объединения рекламодателей и рекламных агентств, полиграфистов, бумажников, книжных издателей и др. Профессиональные ассоциации преследуют задачи, которые в обобщенном виде, можно представить следующим образом:

- создание условий для наиболее эффективной книготорговой и издательской деятельности, усиление влияния на тематику и тиражирование книг;

- защита интересов отраслей книжного дела, а также во взаимоотношениях с иными профессиональными ассоциациями;

- сотрудничество с государственными и партнерские отношения с общественными организациями, заинтересованными в установлении благоприятных условий для развития книжной культуры в стране;

- развитие международного книгообмена и сотрудничество с зарубежными партнерами, их профессиональными ассоциациями.

Первая из некоммерческих профессиональных организаций - Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ) создана по инициативе издателей 17 апреля 1990 г. Она объединяла свыше 200 издательских организаций различных форм собственности, в большинстве своем представляющих регионы России. АСКИ является полномочным представителем России в Международной ассоциации издателей (1РА). Профессиональная организация установила контакты с национальными ассоциациями: Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Венгрии; с национальными книжными центрами Греции, Финляндии, Египта. Основным направлением деятельности АСКИ является поддержка регионального книгоиздания, расширение взаимодействия, оказания помощи и содействия региональным и национальным издательствам, координации их деятельности. Ассоциация имеет представительства в Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Екатеринбурге, Челябинске. При Ассоциации работает Клуб книгоиздателей, который дает широкие возможности для организации тематических выставок, презентаций отдельных изданий, семинаров, встреч с интересными государственными и общественными деятелями. С 1991 г. проводится ежегодный, пользующийся высоким авторитетом среди издателей конкурс «Лучшие книги года», основная цель которого - популяризация, сохранение и развитие отечественной культуры книгоиздания, поддержка новаторских творческих идей издательских коллективов. Важное место в работе АСКИ занимает благотворительная деятельность, реализовывается программа по повышению квали-

фикации издательских кадров для новых издательств, стажировки и другие формы обучения [2].

Вторая добровольная самостоятельная профессиональная организация -Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР), объединяющая книготорговые предприятия и издательства, независимо от формы собственности, а также различные организации, способствующие книгоизданию и книгораспространению, была образована 18 октября 1990 г. Членами Ассоциации являются более 230 организаций книжного дела из России, Украины, Белоруссии, Казахстана Армении и других стран СНГ. АСКР входит в Международную федерацию книгораспространителей. Президент Ассоциации избрана генеральный директор ГУП «Объединенный центр «Московский Дом книги» Н.И. Михайлова, исполнительным директором - А.В. Горбунов [3].

В сентябре 1998 г. по инициативе ряда ведущих российских издателей создано некоммерческое партнерство «Гильдия издателей периодической печати» (ГИПП). Миссия ГИПП - защищать и лоббировать интересы издателей, способствовать превращению отрасли в конкурентоспособный и инвестиционно привлекательный бизнес - c профессиональным управлением, высокими редакционными стандартами и экономической независимостью всех игроков рынка. Экономическая и финансовая независимость издателей печатных СМИ рассматривается ГИПП как важнейшее условие свободы прессы в России. Основная задача ГИПП - создание благоприятных условий для развития издательского бизнеса в России и формирование сплоченного издательского сообщества. В настоящее время в состав ГИПП входят более 400 компаний, в том числе более 250 региональных. Издателями - членами ГИПП выпускается более 3000 наименований печатных СМИ, включая ведущие ежедневные и еженедельные газеты, потребительские, деловые, научные, развлекательные, узкоотраслевые журналы. Большинство издателей-членов ГИПП - лидеры в своих сегментах рынка. Общая доля по совокупному тиражу и по рекламе членов ГИПП на рынке печатных СМИ оценивается примерно в 80%. ГИПП - сертифицированный член и представитель интересов WAN -IFRA и FIPP в России [4].

В июле 1995 г. образована Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП) как добровольная некоммерческая, неправительственная организация, объединяющая в своих рядах распространителей прессы, издателей и других юридических лиц. Организации-члены АРПП работают более чем с 2,5 тыс. клиентов во всех субъектах Российской Федерации и странах СНГ. Задачами АРПП являются:

- защита профессиональных интересов распространителей и издателей печатной продукции в России и странах СНГ,

- формирование в стране цивилизованных рынка прессы и системы распространения печати,

- координация деятельности членов ассоциации по распространению средств массовой информации и другой печатной продукции,

- представление и защита общих имущественных интересов членов Ассоциации [5].

Национальная ассоциация издателей (НАИ), созданная в 1998 г. ставит аналогичные цели - защиту интересов издательской отрасли. Именно по инициативе НАИ и при ее реальном содействии, в 1998 г. была создана Национальная тиражная служба (НТС), первая в России организация, профессионально занимающаяся независимой экспертизой и сертификацией тиражей изданий. НАИ - единственная организация, объединяющая издателей, принятая в Рекламный совет России (РСТ). Под эгидой последней она принимала активное участие в разработке поправок к Федеральному закону «О рекламе». При этом по инициативе НАИ в подготовленном проекте были учтены интересы издательской отрасли в вопросе об исключении из рекламы информационных и редакционных материалов, обзоров рынков, потребительских экспертиз и тому подобных материалов, а также об исключении государственной и социальной рекламы из общего объема рекламы при решении вопроса о предоставлении налоговых льгот. Ассоциация издателей ведет активный диалог с корпоративными организациями, представляющими интересы сферы распространения периодики. НАИ - полноправный член международного издательского сообщества, входит в WAN и FIPP - международные ассоциации газет и журналов [6].

В начале нового века возникла еще одна, быстро ставшая авторитетной в профессиональном сообществе, негосударственная и некоммерческая организация - Российский книжный союз, объединяющий более 1500 субъектов книжной отрасли. Среди них: ведущие российские издатели, распространители книжной продукции, крупнейшие полиграфисты, представители бумажной отрасли и библиотечного сообщества, некоторые писательские организации и ассоциации.

Приоритетные задачи своей деятельности РКС формулирует как:

- консолидация усилий книжного сообщества России по выработке согласованной политики, направленной на развитие отечественной книжной отрасли;

- повышение престижа и культуры ведения бизнеса;

- содействие образовательным, просветительским и культурным программам, нацеленным на пропаганду чтения, в конечном итоге, способствуя росту экономики, снижению социальной напряженности, и, в идеале повышению конкурентоспособности России [7].

РКС инициировал принятие «Хартии деловой этики», впоследствии широко поддержанной российскими издателями, писателями и полиграфистами. Президент РКС С.В. Степашин таким образом прокомментировал принятие подобного корпоративного документа: «Крупнейшие книгоиздатели страны выработали правила взаимоотношения и поведения на книжном рынке - этические, нравственные, юридические, профессиональные и человеческие. Каждый, кто поставит подпись под хартией, будет обязан соблюдать эти правила. Таким образом, сделан еще шаг в том направлении, когда большую часть функций государства в области взаимоотношений книгоиздательств мы берем на себя» [8].

Одним из приоритетных проектов, успешно реализуемых РКС, является разработка и реализация Национальной программы поддержки и развития чте-

ния в РФ. В ноябре 2013 г. на первом Российском Литературном Собрании президент РФ В.В. Путин придал программе государственный статус.

«Деятельность Российского книжного союза также связана с развитием современной образовательной среды: Союз содействует в вопросах поддержки развития независимой экспертизы и учебно-методической литературы, включая электронные продукты, развития учебного, учебно-методического книгоиздания для системы общего и профессионального образования, а также для становления и развития профессионального мастерства научных, педагогических работников и руководящих кадров системы образования.

Российский книжный союз намерен брать ответственность за выработку стратегии рынка, за регулирование отношений между субъектами, поскольку эффективность отрасли - это сохранение интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.

Российская книжная культура многие годы была образцом хорошего вкуса, гуманистических взглядов и установок. Мы готовы приложить все усилия к тому, чтобы вернуть ей этот статус. Для этого у нас есть все: энтузиазм, профессионализм, поддержка единомышленников, и главное, решимость достичь поставленных целей» [7].

В приоритетах развития РКС стало расширение географии его деятельности и влияния. За время существования Союза было открыто 16 филиалов в российских регионах от Калининграда до Красноярского края, призванных координировать работу книжной отрасли в своих регионах, в том числе на территории Сибири и Дальнего Востока: Сибирский филиал «РКС-Сибирь» (с ноября 2005 .; председатель - первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке В.С. Косоуров) и Бурятский филиал «РКС-Бурятия» (с ноября 2009 г.; председатель - Министр культуры Республики Бурятия Т.Г. Цыбиков), а также Новосибирское представительство «РКС-Новосибирск» (председатель - зам. губернатора Новосибирской области А.Г. Филичев) [9].

В ноябре 2005 г. на выездном заседании Правления РКС в Новосибирске, в работе которого приняли участие представители ведущих предприятий книжной отрасли Сибирского федерального округа, представители Администрации Новосибирской области и СФО, депутаты Государственной Думы. Отмечая высокий уровень работы с книгой в Новосибирской области и динамичное развитие книжной торговли, РКС принял решение об открытии в Новосибирске филиала «РКС-Сибирь», на первом общем собрании которого в апреле 2006 г. были определены цели и задачи «РКС-Сибирь» на ближайшие годы.

Спустя четыре года 19 ноября 2009 г. в Счётной палате РФ было подписано Соглашения между РКС (президент С.В. Степашин) и Правительством Республики Бурятия (Председатель Правительства РБ В.В. Наговицын) об организации с 2010 г. в Бурятии филиала «РКС-Бурятия» с целью развития книжного дела в данном регионе.

Для решения общих стратегических задач развития отечественного книжного дела филиалам РКС предстоит уделить особое внимание сотрудничеству

с отраслевыми общественными ассоциациями, расширению взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, увеличению поддержки мероприятий по пропаганде книги и культуре чтения.

В 2004 г. крупнейшие региональные издательские дома России с целью развития прессы как института гражданского общества, координации усилий по защите интересов региональных издателей и поддержки свободы слова, обмена опытом и отстаивания корпоративных интересов объединились в Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) (президент, генеральный директор ООО ИД «Алтапресс» Ю.П. Пургин). В настоящее время в ассоциацию в задачи ассоциации входят:

- участие в формировании стандартов издательского бизнеса;

- содействие развитию медиа-индустрии в России, формированию профессиональной среды для ведения издательского бизнеса;

- лоббирование интересов региональных СМИ;

- развитие взаимодействия между независимыми региональными издателями;

- юридическая, законодательная, информационная поддержка региональных ИД;

- улучшение доступа к рынку печатных СМИ для каждого участника АНРИ;

- организация совместного обучения (семинары для журналистов, издателей, специалистов по рекламе, тренинги для журналистов, издателей, специалистов по рекламе, распространение информационных материалов).

Альянс независимых региональных издателей объединяет 70 региональных ИД; 147 изданий, ежедневных и еженедельных, общий тираж которых более 5,8 миллионов экземпляров, включая почти 2,5 миллиона копий информационных газет. В числе членов АНРИ: ЗАО газета «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), ЗАО ИД «Томский вестник» (Томск), Издательско-полиграфический Дом «Норд-Пресс» (Якутск), ИД «Алтапресс» (Барнаул) и др. «Все члены АНРИ придерживаются принципов качественной прессы, развивают свой бизнес в соответствии с этическими нормами, имеют заслуженную репутацию на рынке и пользуются большим доверием читателей» [10].

Первое профессиональное сообщество полиграфистов - Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП) возникло как некоммерческая организация в 1995 г. В состав МАП вошли около ста крупнейших полиграфических предприятий и организаций смежных производств, а также региональные объединения полиграфистов из более пятидесяти регионов Российской Федерации. Консолидирующая роль МАП проявляется:

- в решении общеотраслевых проблем, защиты интересов полиграфической отрасли;

- в появление законодательных инициатив для развития правового поля функционирования полиграфической отрасли и смежных производств;

- в разработке законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к работе СМИ, издательств и полиграфии («О государственной под-

держки СМИ и книгоиздания РФ» и сопутствующие законы о прибыли, НДС и таможенном тарифе, «Об издательском деле», «Об объединении работодателей», «О техническом регулировании» и т.д.).

МАП систематически проводит крупнейшие общеотраслевые мероприятия: конференции, форумы, конгрессы и «круглые столы» по самым актуальным проблемам развития издательско-полиграфического комплекса: по проблемам и путям развития региональной полиграфии, вопросам подготовки кадров, бумаги и печати, истории, состоянии и будущего полиграфической техники и др. МАП оказывает содействие предприятиям в решении вопросов диверсификации производства, структурных преобразований, акционировании и приватизации [11].

В 2009 г в Воронеже возникла еще одна общероссийская профессиональная организация полиграфистов - Национальная Ассоциация полиграфистов России (НРАП). В качестве основных задач ее деятельности значатся:

- содействие развитию и техническому совершенствованию полиграфической отрасли на отечественном рынке;

- выработка внутриотраслевых полиграфических стандартов;

- обеспечение взаимодействия между потребителями и производителями полиграфической продукции;

- совершенствование системы информационного обеспечения рынка полиграфических услуг;

- изучение спроса и предложения на полиграфическую продукцию (работы, услуги) на внутреннем и международном рынках;

- участие в законотворческой деятельности, направленное на совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения внутри отрасли;

- представления и защиты интересов и прав членов Ассоциации в рамках их деятельности;

- содействие развитию лизинга полиграфического оборудования, путем взаимодействия с кредитными организациями;

- содействия процессу интеграции между членами Ассоциации и их взаимодействию с российскими и зарубежными организациями;

- распространения передового опыта членов Ассоциации для повышения деловой квалификации и профессионализма руководителей предприятий и специалистов [12].

Кроме перечисленных в регионах России действуют и другие издательские ассоциации, отраслевые объединения и союзы. Во главу угла деятельности профессиональных ассоциаций положена идея служения книге, культуре, духовному развитию страны и ее регионов. Все общественные организации специализируются на защите интересов отечественной книжной индустрии и всех участников книжного бизнеса, способствуют развитию культурных инициатив, поддержки литературного творчества. В целом привычное государственное управление всеми отраслями книжного дела постепенно дополняется (хотя пока и не вытесняется) общественными формами координации деятельности издателей и полиграфистов, объединяющихся на профессионально-корпоративной

основе. Процесс формирования связей взаимодействия между элементами издательской системы России в перспективе должен привести к полному общественному самоуправлению в издательском сообществе страны. Складывающаяся система организации отечественного издательского дела становится все более отвечающей международной практике и реалиям рыночных экономических отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Роль регионального издательства в современном российском книгоиздательском процессе: интервью с Б. В. Ленским: Круглый стол // Сайт АСКИ. Ш: http://aski.ru/about/. (дата обращения 10.10.2010).

2. АСКИ: о нас // Ассоциация книгоиздателей России. Ш: http://aski.ru/about/. (дата обращения 10.10.2010).

3. АСКР: главная // АСКР. Ш: http://www.askr.ru/. (дата обращения 10.10.2010).

4. Что такое ГИПП // ГИПП. Ш: http://www.gipp.ru/viewer.php?did=12. (дата обращения 10.10.2010).

5. АРПП: главная // АРПП. Ш: http://www.arpp.ru/2009-01-28-18-07-03.html. (дата обращения 10.10.2010).

6. Национальная Ассоциация Издателей: главная // НАИ. Ш: http://napm.ru/what/. (дата обращения 10.10.2010).

7. РКС о нас // Российский книжный союз. Ш: http://www.bookunion.ru/about/. (дата обращения 10.10.2010).

8. Степашин В.С. О хартии деловой этики // Рос. газета. 2005. 8 сент.

9. Литвинова И. За дело берутся профессионалы // Сов. Сибирь. 2007. 23 июля.

10. Об АНРИ // Альянс независимых региональных издателей. Ш: http://anri.org.ru/about/about.php. (дата обращения 10.10.2010).

11. Межрегиональная ассоциация полиграфистов // МАП. Ш: http://www.atexpo.ru/partners/partner_58.shtm. (дата обращения 10.10.2010).

12. НАП России // Национальная ассоциация полиграфистов России. Ш: http://www.nrap.ru/nrap.htm. (дата обращения 10.10.2010).

© И. В. Лизунова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.