Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физической культуры и спорта»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1819
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревякин Ю. Т., Вакурин А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физической культуры и спорта»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ю. Т. Ревякин, А. Н. Вакурин

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Ежегодное проведение Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» с международным участием в канун завершения учебного года на базе факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета становится доброй традицией научного сообщества данного вуза.

Конференция проводится факультетом физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета под патронатом департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, а с 2010 г. совместно с Институтом развития образовательных систем РАО г. Томска.

Старейший за Уралом факультет физической культуры и спорта ежегодно принимает ведущих российских ученых и специалистов физической культуры, спорта, туризма и адаптивной физической культуры, педагогов-тренеров различных физкультурно-спортивных организаций, учителей физической культуры общеобразовательных школ, представителей высших учебных заведений с целью обсуждения актуальных научных вопросов, существующих в данной сфере.

Организаторы отмечают тенденции ежегодного роста числа участников конференции и расширение ее «географии». В работе конференции традиционно принимают участие представители более 30 городов России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Тюмень, Екатеринбург, Астрахань, Нижний-Новгород, Череповец, Омск, Тольятти, Улан-Удэ, Уфа, Волгоград, Вологда, Краснодар, Иркутск, Новокузнецк, Новосибирск, Кемерово, Химки, Люберцы, Лесосибирск, Красноярск, Бийск, Барнаул, Рубцовск, Анжеро-Судженск, Се-верск, Томск, п. Яблоновский (Республика Адыгея). Также в конференции участвуют представители Латвии, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

Открывая работу очередной конференции в 2010 г. во вступительном слове проректор по научной и инновационной работе, доктор физико-математических наук, профессор К. Е. Осетрин радушно приветствовал ее участников, особо подчеркнув важность проводимого мероприятия в условиях

целенаправленной модернизации образования в России.

В приветственном слове начальник департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, заслуженный мастер спорта М. В. Максимов поделился своими суждениями по проблеме укрепления здоровья нации -проблеме, которая приобрела в настоящее время острейший характер. Он подчеркнул, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья современного человека, характеризующееся как триединый комплекс показателей, - физической работоспособности, или физического здоровья; психического состояния, или душевного здоровья; способности противодействия заболеваниям, продолжает ухудшаться. Добиться высокого уровня данных показателей - важнейшая первоочередная задача, решение которой зависит от грамотной государственной политики в данной сфере деятельности и каждого из нас.

Проректор по научной работе Института развития образовательных систем РАО г. Томска, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ В. Н. Куровский в своем выступлении отметил, что любое качество личности может формироваться только в процессе деятельности и общения. Именно в человеческом общении заложены возможности для формирования нравственных качеств личности, формируется духовный мир человека, его образ жизни, передаются социально-нравственные и культурные ценности, совершенствуются сознание и поведение в обществе.

В школьном возрасте, особенно в подростковом, общение пронизывает все виды деятельности: учебную, общественную, трудовую, игровую, спортивную. Физическая культура в школе при огромном разнообразии форм общения выступает не только как средство развития двигательных способностей и возможностей, но и как благодатная почва для совершенствования индивидуальных качеств учащихся, для становления личности.

Представленная тематика научных докладов и статей ежегодной Всероссийской научно-практической конференции позволяет охватить значительное число современных научных проблем фундаментального и прикладного значения.

Так, на пленарном заседании XIII Всероссийской научно-практической конференции с докладом «Применение метода репертуарных решеток в исследовании отношения студентов факультета физической культуры к гуманитарным технологиям» выступила доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, С. О. Филиппова. На основе метода личностных конструктов была разработана репертуарная решетка, целью использования которой является изучение отношения студентов факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена, обучающихся в магистратуре, к применению гуманитарных технологий. Проведенное исследование показало, что большинство студентов положительно относятся к освоению гуманитарных технологий и воспринимают их как средство повышения их профессиональней компетентности, а также расширения возможностей достижения жизненного успеха.

Со вторым докладом «Модель формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта» выступила доктор педагогических наук, директор филиала РГУФКСиТ, г. Иркутск, Е. В. Воробьева. Разработанная автором модель учебной деятельности позволяет вывести деятельность студента на уровень активной, творческой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Процесс учения приобретает характер поисковой, исследовательской деятельности, превращается из «школы памяти» в «школу познания».

С докладом «Морфофункциональные особенности организма школьников - основа оптимизации двигательной активности» выступил доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой НГПУ, г. Новосибирск, Н. С. Кончиц. Адаптивные изменения формы (в частности телосложения) происходят за счет дискретных изменений отдельных компонентов системы и в целом система получает возможность функционировать на новом уровне, обеспечивая свое существование в изменившихся условиях. Признание потенциальной разнокачественности людей уже от рождения по физическим и психическим возможностям является базовой предпосылкой индивидуального подхода в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Сопоставление результатов педагогических тестов у школьников 3 соматотипов без разделения на уровни физической работоспособности и при распределении их по уровню можно отметить, что в тестах скоростно-силового и силового характера преимущество имеют лица с мышечным типом телосложения, по результатам теста на определение качества выносливости преи-

мущество имели лица астено-торакального типа телосложения. Вместе с тем отмечено, что различия в результатах тестов между соматотипами значительно меньше, чем у одних и тех же соматоти-пов, имеющих различный уровень физической работоспособности.

С докладом «Недостатки и преимущества преподавания некоторых дисциплин медицинской направленности в контексте болонского процесса» выступила доктор медицинских наук, профессор НГУФКиС им. П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Н. А. Задорожная. В условиях вхождения России в общеевропейское и мировое образовательное пространство важное значение имеет, с одной стороны, сохранение позитивного опыта российского образования, а с другой - определение основных направлений его трансформации. Поэтому наилучшие результаты в повышении качества образования студентов, как показали полученные экспериментальные данные, были достигнуты при сочетании традиционного обучения с модульным.

Работа секций конференции традиционно осуществляется по трем научным направлениям:

- современные педагогические технологии в системе непрерывного физкультурно-спортивного образования;

- традиции и инновации в системе учебно-тренировочного процесса;

- научно-методические аспекты адаптивной физической культуры.

На заключительном этапе конференции проводится совместное обсуждение актуальных проблем, затронутых в представленных докладах, в форме круглого стола с участием аспирантов, тренеров, учителей физической культуры и т. д. По итогам работы издается сборник с материалами конференции.

Участники конференции единодушно отмечают высокий уровень организации мероприятия, актуальность и фундаментальность вопросов, затрагиваемых в докладах, остроту научных дискуссий. Значимость проведения подобных научных мероприятий с приглашением ведущих ученых России и зарубежья неоценима. Это стимулирует научную деятельность, наполняет ее новым смыслом, подталкивает к поиску новых, более эффективных путей решения проблем, существующих в сфере физической культуры и спорта, позволяет укрепить научные контакты с учеными-единомышленниками других регионов Российской Федерации и зарубежья.

XV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» с международным участием состоялась в марте 2012 г. в г. Томске на базе факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета.

Ревякин Ю. Т., кандидат педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Вакурин А. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 16.12.2011.

Revyakin Y T.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: ffks2007@yandex.ru

Vakurin A. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: ffks2007@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.