Научная статья на тему 'История педагогики: обзор монографических исследований (2011-2015)'

История педагогики: обзор монографических исследований (2011-2015) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / PEDAGOGICAL IDEAS / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / INNOVATIVE EXPERIENCE / КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / STAFF PROBLEM / SOCIAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна

Представлен аналитический обзор монографических исследований, выполненных преподавателями Томского государственного педагогического университета по проблемам исторического становления общего и дополнительного образования в Центральной России и в Сибири. Отличительной особенностью данных исследований является то, что в них представлен исторический опыт учительских семинарий, институтов, школ, первых дореволюционных учреждений дополнительного образования: летних оздоровительных колоний прообразов современных детских лагерей отдыха; Школы-Манежа как предшественника современных домов творчества детей и молодежи. Опыт этих учреждений с современной точки зрения является инновационным по подготовке педагогических кадров, формам организации, содержанию и методике образовательной работы с детьми, подростками и студентами. В монографиях показана преемственная связь педагогических идей прошлого с запросами современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PEDAGOGY: REVIEW OF MONOGRAPHIC STUDIES (2011-2015)

The article is devoted to analytical survey of monographic studies made by the teachers of Tomsk State Pedagogical University on the problems of historical development of historical development of general and additional education in the central Russia and Siberia territories. A distinctive feature of these studies is that they represent the historical experience of the teachers’ seminaries, institutes, schools, the first pre-revolutionary institutions of additional education: summer recreation colonies the prototype of modern children’s camps; School-Manezh as a precursor to the modern art centers of children and youth. The experience of these institutions from the modern point of view is innovative in teacher training, according to the forms of organization, content and methods of educational work with children, teenagers and students. The monographs show the successive connection of pedagogical ideas of the past with the demands of modern society.

Текст научной работы на тему «История педагогики: обзор монографических исследований (2011-2015)»

УДК 37(091); 37 (092)

В. И. Ревякина

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ: ОБЗОР МОНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(2011-2015)

Представлен аналитический обзор монографических исследований, выполненных преподавателями Томского государственного педагогического университета по проблемам исторического становления общего и дополнительного образования в Центральной России и в Сибири. Отличительной особенностью данных исследований является то, что в них представлен исторический опыт учительских семинарий, институтов, школ, первых дореволюционных учреждений дополнительного образования: летних оздоровительных колоний - прообразов современных детских лагерей отдыха; Школы-Манежа как предшественника современных домов творчества детей и молодежи.

Опыт этих учреждений с современной точки зрения является инновационным по подготовке педагогических кадров, формам организации, содержанию и методике образовательной работы с детьми, подростками и студентами. В монографиях показана преемственная связь педагогических идей прошлого с запросами современного общества.

Ключевые слова: педагогические идеи, инновационный опыт, кадровые проблемы, общественные инициативы, благотворительность.

В 2011 г. в издательстве Томского государственного педагогического университета вышла монография М. П. Войтеховской, посвященная системному анализу процесса формирования общероссийской модели педагогического образования в XIX - начале XX в. В исследовании рассмотрены хронологические этапы ее реализации в практике центральных европейских и окраинных территорий многонациональной Российской империи дореволюционного периода.

Автором монографии [1] показано, что развитие общего и педагогического образования в Российской империи шло неравномерно и имело ряд специфических особенностей в различных территориях огромной страны. Что касается Сибири, первые школы возникли в связи с реформаторской деятельностью Петра I, чему способствовало целенаправленное привлечение в Сибирь образованных людей. В монографии отмечено, что позитивную роль в развитии элементарной грамотности сыграли первые частные школы, открытые иностранцами, привнесшими зарубежный образец образовательных учреждений. Интеллектуальный всплеск общественной жизни в Сибири после 1825 г. был связан с высылкой декабристов, благодаря просветительской деятельности которых появилось множество небольших, в том числе и женских школ.

Во второй половине Х1Х - начале ХХ в. распространение образования в России воспринималось государством и обществом как одна из важнейших задач дальнейшего развития. Общество осуществляло попечение о нуждах образования в центральной части страны через органы местного самоуправления - земства. В Сибири, не имеющей земств, функции распространения просвещения взяли на себя городские думы и просветительские общества. Созданные по их инициативе начальные школы ставили главной задачей ликвидацию поголовной неграмотности населения.

В монографическом исследовании приводятся данные о подготовке педагогических кадров в Западно-Сибирском учебном округе. Учителей готовили в восьми семинариях

(Омск, Семипалатинск, с. Павловское, Ялуторовск, Тобольск, Барнаул, Акмолинск, Бийск) и в четырех учительских институтах (Томск, Омск, Тобольск, Новониколаевск). К 1918 г. учительскими институтами и семинариями хотя и было подготовлено около 1,6 тысячи учителей, по-прежнему ощущался их дефицит. Источниками подготовки учительских кадров наряду с институтами и семинариями выступали также гимназии, а вслед за ними -высшие начальные училища, старшие выпускные классы которых именовались педагогическими. В разные годы в Западной Сибири работали также церковно-учительские школы, краткосрочные и 1-2-годичные педагогические курсы. Выпускники этих учебных заведений при условии успешной сдачи специальных экзаменов получали право учительствовать. Представляется важным акцент автора на главном уроке истории отечественного образования: успех любых преобразований в школе зависит от учителя, его педагогического мастерства и призвания к делу, которому он служит.

Монография [1] выполнена на основе широкого круга разнообразных источников, прежде всего самых ценных в научном плане - архивных материалов, часть из которых была опубликована в предыдущие годы. Как свидетельствуют документальные источники и воспоминания современников произошедших событий, под воздействием передовой сибирской общественности в учительских институтах и семинариях Западной Сибири формировались либеральные педагогические традиции и создавались оригинальные методики работы. В современной России в связи с реформированием системы общего образования не только по содержанию, но и по организационным формам представляется полезным изучение дореволюционного педагогического опыта работы, особенно в сельских школах. Содержание монографии богато иллюстрировано фотографиями, представляющими историческую ценность, текст написан доступным научным языком, представляет познавательный интерес не только для студентов, аспирантов и преподавателей, но также для широкого круга читателей.

В ряду рассматриваемых в данном обзоре работ заслуживает внимания монография авторов [2].

В этом научном труде исследованы материалы о выдающем враче и педагоге Владиславе Станиславовиче Пирусском, его единомышленниках и их энергичной деятельности по организации внешкольной оздоровительной и воспитательной работы социальной направленности.

Основная задача авторов данного издания заключалась в извлечении из «небытия» имен наших замечательных сограждан минувшей эпохи, поскольку и в медицинской, и в педагогической науке имя В. С. Пирусского, к сожалению, к настоящему времени не получило широкой известности, оказалось незаслуженно полузабытым. Между тем лекарь Пи-русский, прибывший в г. Томск в 1893 г., завоевал авторитет как опытный практикующий врач, оказывающий неотложную медицинскую помощь, и как активный борец с антисанитарией, с тифозными, оспенными, холерными эпидемиями, этим типичным бедствием конца Х1Х - начала ХХ в. По инициативе и под руководством доктора В. С. Пирусского было создано общество томских врачей. Общество врачей совместно с передовой интеллигенцией Томска, руководствуясь аксиомой «здоровый дух в здоровом теле», поставило задачу способствовать правильному физическому и социально-нравственному развитию детей и укреплению физического здоровья взрослых, и намеченные задачи успешно решались вопреки всем сложностям исторического периода.

Эти первопроходческие трудные опыты В. С. Пирусского и его соратников заложили для потомков научно-педагогические и организационные основы самых разнообразных будущих государственных детских учреждений. В. С. Пирусский получил признание со-

граждан как авторитетный организатор социальных экспериментальных практик, инновационных для своего времени, как единомышленник, пропагандист и энергичный деятель в русле идей П. Ф. Лесгафта по физическому и нравственному оздоровлению детей из беднейших слоев сибирского населения. В монографии впервые освещается благотворная социально-педагогическая деятельность «сибирского Лесгафта» по организации детских оздоровительных колоний, явившихся прообразом современных летних лагерей отдыха. Первые загородные томские летние колонии конца Х1Х - начала ХХ в. под руководством В. С. Пирусского явились своеобразным прототипом современных детских садов санаторного типа и санаторных лесных школ для детей, предрасположенных к нервным или туберкулезным заболеваниям; прообразом профильных летних лагерей (оздоровительных, труда и отдыха, спортивных, военно-патриотической и образовательной направленности).

В монографии подробно рассмотрены вопросы круглогодичной обучающей, развивающей, социализирующей работы с детьми в созданной по инициативе и под руководством В. С. Пирусского Школе-Манеже и на городских зимних и летних площадках. Авторами выявлены и обобщены оригинальные педагогические идеи ученого, предвосхитившего многие достижения последующих десятилетий в области школьного и внешкольного образования.

Как считает ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО М. В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, в научном плане наиболее ценной стороной монографии является приоритетная опора авторов на оригинальные первоисточники. Среди них рукописные статьи, доклады, письменные заметки В. С. Пирусского, сохранившиеся в государственном архиве Томской области (ГАТО). Большинство рукописей, содержание которых раскрывает замыслы, положенные в основу новаторской деятельности томского экспериментатора, впервые извлечены из архивных папок, тщательно проанализированы и представлены в данном монографическом исследовании.

Есть такое понятие - непрошедшее время, которое полностью отражает истинную величину конкретных исторических вех, непреходящую актуальность их благотворных идей и деяний. Наследие В. С. Пирусского для современных педагогов и врачей и есть категория непрошедшего времени, которая дает основание молодым исследователям продолжить поиски еще не полностью выявленных оригинальных идей ученого, предвосхитившего многие достижения последующих десятилетий в области охраны детства, школьного и дополнительного внешкольного образования.

В следующем рассматриваемом монографическом исследовании автора [3] впервые комплексно представлена обширная и разносторонняя практика ГПШ и его руководителя, в чем видится несомненная научная новизна данной работы.

В научной литературе и вузовских учебниках по дисциплинам педагогического цикла традиционно изучаются, как известно, персоналии только так называемого «первого эшелона». Опыт менее известных новаторов детского движения, к сожалению, редко попадает в исследовательское поле, в лучшем случае освещается чрезвычайно бегло либо вообще остается неизвестным. Между тем есть имена замечательные, но широкой педагогической общественности практически незнакомые. В этом ряду стоит имя Олега Олеговича Пирож-кова (1941-1978), томского вожатого и педагога, прожившего хотя и короткую, но очень яркую жизнь.

Этот педагог, значительно опередивший свое время, в 1969 г. основал Томский городской пионерский штаб (ГПШ), который считался «младшим братом» знаменитого в исто-

рии детского движения Пионерского штаба Куйбышевского района г. Москвы (им по сей день руководит известнейший педагог Е. Б. Штейнберг).

Томский городской пионерский штаб - это детская организация инновационного типа, которая породила впоследствии целую плеяду талантливых вожатых, учителей, педагогов. О. О. Пирожков, методист Дома пионеров, основатель и первый руководитель штаба, создал уникальный коллектив, который на протяжении почти двадцати лет определял содержание и формы развития детского движения в нашем регионе. Как известно, в начале второй половины XX в. детское движение в Советском Союзе, оставаясь полностью пионерским, отчетливо разделилось на две части. С одной стороны, были школьные дружины, в которых де-юре существующее детское самоуправление осуществлялось под неусыпным контролем идеологически подкованных учителей. С другой стороны, в 1960-1970-е гг. массово возникали и другие внешкольные пионерские отряды, клубы и штабы, предоставлявшие детям возможность получить реальную практику управления собственной жизнью, приобрести социальные и лидерские навыки, стать поистине «пионерской элитой».

Штаб, созданный О. О. Пирожковым и просуществовавший до 1989 г., добился значительных успехов в подготовке юных пионерских лидеров, способных преодолеть формализм «официального» детского движения, и породил множество образовательных структур, оставивших след в истории российского социума. В их числе можно назвать зарегистрированную в России первую детскую организацию «Томский Хобби-центр», фактически явившуюся правопреемником ГПТТТ, а также многочисленные детские объединения Томска, в разное время созданные выпускниками ГПТТТ Среди них городской Штаб юных инспекторов движения (В. Н. Лабенский), Городской пионерский пресс-центр (С. А. Саен-ко), детско-юношеский туристский клуб «Искатель» (О. А. Смоляков), клуб «Уникум» (Б. В. Чернов), туристско-краеведческий клуб «Родина» (Н. Л. Лобанова). Все эти коллективы обладали важными чертами, характерными для детских организаций в их современном понимании, а именно уважение к личности ребенка, развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации, формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству, а также повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.

То обстоятельство, что «штабные истоки» данных коллективов до сих пор не были научно проанализированы, не позволяло исследователям выстроить целостную картину развития томской педагогики дополнительного образования детей, и монография о штабе томской пионерии исправляет это несомненное упущение.

Содержательная значимость изученной В. В. Лобановым деятельности Олега Олеговича для томского образования состоит в том, что штабной коллектив в советское время успешно апробировал формы лидерского, нравственного, личностно ориентированного воспитания подростков, особенно необходимые для подрастающего поколения современной России.

Хочется подчеркнуть, что ценность данной монографии в значительной мере возрастает благодаря тому обстоятельству, что она написана живым и доступным языком, имеет описательно-констатирующий аналитический характер. При этом В. В. Лобанов не просто фиксирует отдельные моменты развития Томского ГПШ, но разворачивает перед читателем целостное полотно становления самобытного коллектива. Действительно, О. О. Пирожков создал в свое время не «кальку» московского штаба, а пошел по своему

пути, по сути, проложив дорогу будущим руководителям детских организаций. Не менее важно, что пионерская элита должна была, по мнению Пирожкова, вести других детей за собой. Поэтому ГПТТТ, являясь настоящим ядром пионерского коллектива города, был нацелен на преобразование всей среды томского детского движения, и эта задача была им успешно выполнена. Монография В. В. Лобанова, в которой впервые проанализирована деятельность Томского штаба и его основателя, открывает неизученную страницу детского движения. В числе достоинств работы, проделанной В. В. Лобановым, следует назвать составление первой биографии О. О. Пирожкова, комплексное исследование многообразной практики ГПТ , активное и вдумчивое привлечение источников личного происхождения. Отдельного упоминания заслуживает метод интервьюирования, примененный В. В. Лобановым. Пожалуй, в условиях утраты значительной части источников и фактического отсутствия архивных данных автор избрал наиболее целесообразный путь восстановления картины развития штаба и записал воспоминания учеников, друзей, коллег О. О. Пирожкова, а также других руководителей штаба, что и позволило ему с достаточной полнотой охарактеризовать историю ГПТ . Выпускники штаба до сих пор входят в педагогическую элиту города Томска и Российской Федерации. Например, выпускница штаба О. В. Васильева сегодня занимает должность начальника Департамента образования Администрации г. Томска, а В. Н. Кочергин, штабист и бывший руководитель коллектива, является ответственным секретарем Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО».

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ и руководитель разновозрастного отряда «Надежда» Е. Б. Штейнберг (г. Москва) после прочтения монографии В. В. Лобанова выразил свое суждение об огромной воспитательной значимости опыта томского педагога О. О. Пирожкова. Присоединяясь к его точке зрения, считаем, что знакомство с инновационными методами и формами деятельности пионерского штаба под руководством О. О. Пирожкова и его последователей будет полезным для реальной практики молодых педагогов и может позитивно повлиять на качество дополнительного образования, внеурочной и внешкольной работы в образовательных организациях Томска.

С изложенных позиций констатируем, что опыт О. О. Пирожкова и сегодня должен найти применение в практике российского детского движения, а знакомство с этим опытом следует считать крайне полезным для студентов педвузов, вожатых, учителей и педагогов. Как справедливо отметил А. В. Волохов, доктор педагогических наук, профессор, председатель Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), г. Москва, монография В. В. Лобанова является ценным научным трудом, решающим не только познавательные, просветительские, но прежде всего задачи становления гражданственности и патриотизма поколения юных россиян.

В монографии отмечено, что с 1970-х гг. и до самой смерти вожатый-новатор О. О. Пирожков пользовался в городе всеобщим признанием и уважением. Членство в городском пионерском штабе среди детей считалось мерилом успеха, а выпускники коллектива неизменно занимали видное место в жизни Томска. На старом здании Дома пионеров, где теперь размещается Региональный центр развития образования (ул. Татарская, 16), в честь этого выдающегося педагога установлена мемориальная доска.

Рассмотрим следующую коллективную монографию [4].

Монография представляет подлинную историю первых шагов становления и последующего развития физической культуры и спорта в Томском педагогическом институте

(с 1995 - университете), начиная с открытия Учительского института в г. Томске в 1902 г. и по настоящее время.

Как несомненное достоинство работы следует подчеркнуть, что авторы в своем изложении опирались на архивные документы ГАТО и педагогического вуза, указы и постановления законодательных и исполнительных органов государственной власти, документы партийного руководства. В монографии выявлены целевые установки и задачи, поставленные государством перед вузами, спортивными организациями по укреплению здоровья и трудоспособности населения страны, что, в свою очередь, обусловило содержание и методы организации учебного процесса по физической культуре и внеаудиторного спортивно-тренировочного процесса на конкретных исторических отрезках времени. Авторами представлены интересные материалы по организации и становлению общевузовской кафедры физического воспитания с 1934 г. и по настоящее время. Показано состояние физической культуры в педагогическом институте в военные и послевоенные годы. Основной акцент в монографии смещен на историю открытия в 1949 г. в Томском педагогическом институте факультета физического воспитания (ФФВ), первого за Уралом, сыгравшего главную роль в подготовке учителей для всего Сибирского региона. Авторами обоснована роль и значимость талантливых преподавателей «первой волны», выпускников престижных вузов г. Ленинграда, прибывших по распределению в 1949 г. работать в Томск, готовить квалифицированные педагогические кадры специалистов по физической культуре для школ, техникумов и вузов Сибири.

Абсолютно новым разделом для читателя является глава о создании в педагогическом вузе многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, низовыми звеньями которой в опыте ТГПУ явилась довузовская ориентация школьников на учительский труд (педагогические классы, в том числе со спортивным уклоном), спортивный педкол-ледж при факультете. Послевузовское звено системы непрерывности представлено в виде ФПК и аспирантуры, сыгравших существенную роль в подготовке квалифицированных научных кадров.

Книга-монография позволяет читателю подробно ознакомиться с целостной историей педагогического вуза, факультета физвоспитания, именами преподавателей, студентов-спортсменов, внесших большой вклад в развитие спорта и прославивших вуз. Следует отметить неформальный, образный, литературно безупречный стиль изложения монографического текста. Несомненным достоинством является богатейший иллюстративный материал в фотографиях, имеющий историческую ценность и позволяющий наглядно оценить достижения студентов и выпускников ФФВ ТГПИ (ТГПУ) - участников крупнейших международных соревнований уровня чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.

Сильной стороной данной монографии является развернутый показ определяющей роли преподавателей и тренеров, их педагогического мастерства и личного примера по достижению высоких спортивных результатов для повышения мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой, здоровому образу жизни, личному стремлению занять достойное место в спорте высокого уровня. В отличие от немногих предшествующих опубликованных материалов подобной тематики авторам монографии удалось избежать повторов и наполнить свое исследование абсолютно новыми персоналиями, спортивными событиями, профессиональными достижениями выпускников и сотрудников факультета физической культуры и спорта ТГПИ (ТГПУ) периода 1930-2013 гг.

Монография представляет историко-познавательный интерес для выпускников и студентов ТГПУ, учителей школ и тренеров ДЮСШ, широкой общественности, не равнодуш-

ной к спортивным событиям разных лет в Томской области. Это издание, без сомнения, будет пробуждать чувства патриотизма, гордости за успехи, спортивные победы и жизненные достижения студентов и выпускников Томского педагогического вуза.

Список литературы

1. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX - начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 312 с.

2. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца Х1Х - начала ХХ вв. Томск: Изд-во ТГПУ. 2013. 202 с.

3. Лобанов В. В. Педагогика вожатого Пирожкова: из истории Томского городского пионерского штаба (1969-1989). Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 226 с.

4 Ревякин Ю. Т. Ревякина В. И., Вакурин А. Н. Физическая культура и спорт в Томском государственном педагогическом университете. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 376 с.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 25.05.2015.

V. I. Revyakina

HISTORY OF PEDAGOGY: REVIEW OF MONOGRAPHIC STUDIES (2011-2015)

The article is devoted to analytical survey of monographic studies made by the teachers of Tomsk State Pedagogical University on the problems of historical development of historical development of general and additional education in the central Russia and Siberia territories. A distinctive feature of these studies is that they represent the historical experience of the teachers' seminaries, institutes, schools, the first pre-revolutionary institutions of additional education: summer recreation colonies - the prototype of modern children's camps; School-Manezh as a precursor to the modern art centers of children and youth.

The experience of these institutions from the modern point of view is innovative in teacher training, according to the forms of organization, content and methods of educational work with children, teenagers and students. The monographs show the successive connection of pedagogical ideas of the past with the demands of modern society.

Key words: pedagogical ideas, innovative experience, staff problem, social initiative, charity.

References

1. Voytekhovskaya IVI. P. Formirovaniye rossiyskoy modeli pedagogicheskogo obrazovaniya I podgotovka pedagogicheskikh kadrov v Zapadnoy Sibiri v XIX - nachale XX vv. [Formation of Russian pedagogical education model and preparing the teacher staff in West-Siberian in XIX - beginning XX centures]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2011. 312 p. (in Russian).

2. Lobanov V. V., Revyakina V. I. Pedagogika doktora Pirusskogo: novatorskiye opity ozdorovitel'no-obrazovatel'noy raboti v Sibiri kontsa XIX - nachala XX vv. [Pedagogy of doctor Pirussky: the innovative experiments of recreational and educational activities in Siberia of late XIX -early XX centuries]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2013. 202 p. (in Russian).

3. Lobanov V. V. Pedagogika vozhatogo Pirozhkova: iz istorii Tomskogo gorodskogo pionerskogo shtaba (1969-1989) [Pedagogy of young pioneer leader Pirozhkov: from the history of municipal headquarters (1969-1989)]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2015. 226 p. (in Russian).

4. Revyakin Yu. T., Revyakina V. I., Vakurin A. N. Fizicheskaya kul'tura i sport v Tomskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete [Physical culture and sport in Tomsk state pedagogical university]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2014. 376 p. (in Russian).

Revyakina V. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: revyakinavi@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.