ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Вестник Омского университета, 2004. №1. С. 96-99. © Омский государственный университет
УДК 069.4
ВСЕРОССИЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА 1882 ГОДА. (ПО МАТЕРИАЛАМ «ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО КАТАЛОГА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА... » ИЗ ФОНДА РЕДКОЙ КНИГИ ООМИИ ИМ. М.А. ВРУБЕЛЯ)
И.Г. Девятьярова
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля 644099, Омск, ул. Ленина, 3
Получена 1 декабря 2003 г.
The All-Russia art and industrial exhibition, which opened in Moscow in 1882, became an event of huge importance in Moscow's and the whole country's life. In the center of our attention there is an art exposition, its structure and its perception by spectators.
Всероссийская художественно-промышленная выставка, открывшаяся в Москве 20 мая 1882 г. стала событием огромной важности в жизни Москвы и страны в целом. Призванная продемонстрировать достижения государства, она отличалась охватом многообразных областей его деятельности. В отличие от предыдущей выставки 1870 г., она была более обширной, имела иные принципы классификации и показа экспозиции.
Выставка разместилась на Ходынском поле, на месте современного стадиона Юных пионеров. Четырнадцать отделов: горной и соляной промышленности, фабричных и ремесленных изделий из металлов, машин, строительных материалов, домашних животных, садоводства и огородничества, военный и военно-морской и другие - расположились в восьми больших, раскрашенных яркими красками и золотом постройках из дерева и стекла, которые соединялись рядом галерей и образовывали круг - сквер [1, с. 10171028]. При входе на территорию выставки в боковом павильоне слева находились в одном корпусе научно-учебный и художественный отделы.
В центре нашего внимания стоит художественный отдел, его состав и восприятие экспозиции зрителями.
Большая заслуга в подготовке экспозиции принадлежала художнику, члену Совета Императорской Академии художеств, председателю Общества Любителей Художеств М.П. Боткину, который по поручению Академии руководил
устройством художественного отдела на выставке, был ее распорядителем. «Работа на выставке кипит, и М.П. Боткин работает до изнеможения, и действительно: распределить такую массу картин - дело нешуточное: и соображения и труда нужно немало», - писал В.М. Васнецов П.П. Чистякову в апреле 1882 года [2, с. 119].
Экспозицию составили картины из собраний Императорской Академии художеств, Государя Императора, М.П. Боткина, П.М. Третьякова, великих князей Владимира Александровича и Николая Николаевича-младшего, К.Т. Солдатёнко-ва, С.И. Мамонтова, А.П. Булгакова, П.П. Демидова кн. Сан-Донато, С.И. Карзинкина, Д.П. Боткина, В.А. Кокорева, В.Л. Нарышкина, Ф.А. Терещенко и др. Почетными распорядителями выставки были художник Е.С. Сорокин, собиратели К.Т. Солдатёнков и П.М. Третьяков [3, с. 10181019]. Многие десятилетия спустя отмечалось, что по богатству и разнообразию выставленных здесь произведений всех выдающихся русских художников экспозиция явилась «первой из бывших до сих пор в России» [4, с. 301]. Она явилась отчетом русской художественной школы за последние 25 лет, оценку которому дал критик-демократ В.В. Стасов [5]. В устройстве интерьеров проявился зарубежный опыт экспонирования произведений на всемирных выставках. «...Устройство художественного отдела... было превосходное и представляло все удобства для обозрения выставленных предметов и для эстети-
ческих наслаждений», - отмечалось в «Отчете» [6, с. 25]. Из статьи Стасова узнаем детали оформления: «Едва вы войдете на выставку, вас приятно поразят крупные, стройные массы... вместо потолок и кровель - сплошные массы стекла, сквозь которые так нестерпимо блещет горячее июньское солнце, что почти везде... принуждены были подвесить под эту стеклянную крышу громадные полотнища холстинных вуалей, и сквозь них распространяется свет необыкновенно приятный и свежий» [7, с. 126]. 12 залов художественного отдела заняли 4 998 кв. м. С 1-го по б-й залы разместили живопись с включением скульптуры на подиумах, 7-й зал - акварель и гравюра, 8-й зал - картоны и акварель. В 9, 10, 11, 12-м залах экспонировались планы, проекты и модели церквей и домов. Особенно впечатляющими были залы, в которых демонстрировались в три ряда живописные произведения - более 500 масляных картин. Всего же было представлено 862 художественных произведения [8, с. 10].
Почти к концу выставки на средства М.П. Боткина был издан каталог. В самое короткое время почти все его экземпляры были раскуплены. Было решено переиздать каталог с исправлениями и дополнениями, заменить снимки с гравюр снимками новых рисунков. Представление о составе выставки и ее воспроизведение в фотолитографиях дает также «Иллюстрированный каталог художественного отдела», хранящийся в отделе редкой книги ООМИИ [9]. Оба каталога, изданные «с роскошью и тщательностью», быстро разошлись при необыкновенной своей дешевизне. Высокая оценка каталогу дана в «Отчете»: «Это прекрасное издание останется в нашей литературе художественным памятником Выставки 1882 года» [6, с. 26]. Полотно «Явление Мессии», эскизы и этюды к нему Иванова составляли наиболее значимую часть экспозиции. Сильное впечатление производили исторические полотна академистов на тему Рима: П.А. Сведомского, «Светочи христианства» Семирадского, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, Ф.А. Бронникова. В числе евангельских и библейских картин работы И.Л. Аскназия, М.П. Боткина, Н.Н. Ге, М.П. Клодта, В.Д. Поленова, Н. Крамского. Прошлое России представлено на картинах А.Д. Кив-шенко, П.П. Чистякова, Бакаловича, К.Б. Вени-га, В.П. Верещагина, К.Е. Маковского, Флавицкого, Б.П. Виллевальде. Внимание зрителя приковывала картина молодого художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». В.В. Верещагин представил картины и этюды (Туркестан и Индия). Поиски национальных идеалов отразил В.М. Васнецов в картинах «Аленушка», «Витязь на распутье». Современная Россия с ее бедами и страданиями смотрела с картин В.Е. Маковско-
го, В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Д. Пукирева, И.Е. Репина, К.А. Савицкого, Ф.С. Журавлева. Портреты составили наименьшую часть экспозиции - около 40. В их числе известные портретисты П.А. Брюллов, С.К. Зарянко, И.Н. Крамской, К.Е. Маковский представили портреты деятелей русской культуры. В число 150 пейзажей вошли произведения академистов И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, П.П. Верещагина, Жамета, Ю.Ю. Клевера, O.E. Крачковского, Л.Ф. Лаго-рио, А.П. Мещерского, В.Д. Орловского. Лирическую красоту русской природы, своеобразие ее непритязательных уголков отразили пейзажи А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, Е.Е. Волкова, Л.Л. Каменева, A.A. Киселева, М.К. Клодта, К.Я. Крыжицкого, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина.
Обложка «Иллюстрированного каталога художественного отдела. .. » (из собрания ООМИИ им. М.А. Врубеля)
98
И.Г. Девятьярова
Из экспонированных произведений, которые ныне находятся в ООМИИ, назовем «Возвращение с Голгофы» (1870) М.П. Боткина, «Итальянский пейзаж» (1852) АД. Жамета, «Мученица» (1880) М.П. Клодта, «Вид на о. Капри» Лаго-рио (воспр., литография, таблица №49), «Дьячок с просфорою» (1870) В.Е. Маковского, «Молебствие во время засухи» (1877) Мясоедова (воспр., фотолитография по рисунку, табл. 70) [9, с. 13, 17, 20, 25.]
Раздел русского искусства имел хорошую посещаемость. В «Отчете» отмечалось, что он «привлекал к себе наибольшую массу посетителей и произвел сильнейшее впечатление как на нашу публику, так и на иностранцев» [6, с. 24-25]. Стасов с радостью отметил присутствие в числе зрителей простого народа, - мужиков, баб, солдат, фабричных рабочих, оживленно воспринимавших и обсуждавших картины [7, с. 125].
Выставка действительно поразила современников. Восторженно отозвался о ней критик и историк искусства В.В. Стасов: «Одна из самых блестящих выставок, какую мне случалось видеть. .. самая капитальная и самая великолепная выставка... так хороша, так полна, так красива и так значительна, что, наверное, поразит каждого» [7, с. 124]. Некоторые современники отметили ее в своих мемуарах. Особенно ценны для нас воспоминания художников, на которых выставка произвела не только сильное впечатление, но и способствовала развитию личности. Десятилетним мальчиком познакомился с ней И.Э. Грабарь. В «Автомонографии», написанной им в зрелые годы, он, к тому времени известный художник и историк русского искусства, довольно подробно излагает свои впечатления: «Уже издали выставка поражала видом своих нарядных, как мне казалось, пестро разукрашенных зданий, павильонов, вышек, а вблизи было так много невиданного и замечательного, что я растерялся, не зная куда идти и что смотреть. <...> Легко себе представить, что я пережил здесь, в этой бесконечной анфиладе зал, встречая на каждом шагу знаменитейшие картины прославленных художников, давно знакомые мне по "Ниве" (журнал - И.Д.), неоднократно мною срисованные с гравюр Серякова, или Матюшина, или Пуца, или самого Панемакера. Особенно запомнились: "Княжна Тараканова" Флавицкого, "Бурлаки" Репина, "Стрелецкая казнь" Сурикова, "Последняя весна" Клодта, "Боярин в опале" Чистякова, самаркандские картины и "Панихида поубитым" Верещагина, "Рожь" Шишкина, "Оттепель" Васильева, "Березовая роща" Куинджи; из портретов - "Погодин" Перова и "Боткин с сигарой в руке" Крамского» [10, с. 30]. И.Э. Грабарь шел на выставку отчасти подготовленным:
по анонсам в журнале «Нива» он знал о предстоящей выставке и уже имел к тому времени намерение стать художником, поэтому с особым вниманием отнесся с экспозиции.
Другой будущий художник, впоследствии товарищ Грабаря, семнадцатилетний А.Г. Явлен-ский шел на выставку с душой чистой, как белый лист, даже не подозревая, что его ожидает. Вероятнее всего, ему, кадету 2-го московского кадетского корпуса, следовало уделить особое внимание достижениям в военной области: на выставке широко было представлено оружие, снаряды, обмундирование, снаряжение и продовольствие войск. Спустя десятилетия художник вспоминал об этой выставке, которая произвела на него сильное впечатление и обусловила его страстное желание стать художником. Отраженная в экспозиции вся сила и мощь русского искусства потрясли юношу. «С самого первого дня выставки, -пишет его первый биограф Галка Шейер, - он ходил как помешанный, думал, мечтал и жил только в искусстве» [11, с. 2] Позднее, в 1937 г., диктуя мемуары своему секретарю Лизе Кюммель, Яв-ленский также упоминает выставку: «Летом 1880 года, когда мне было шестнадцать, меня взяли на Всемирную выставку в Москве. (Явленский допускает здесь тройную ошибку: выставка состоялась летом 1882 года, она была не Всемирная, а Всероссийская; в это время ему было полных 17 лет, если принять годом рождения 1865, 18 лет -если 1864, как принято в зарубежном искусствоведении - И.Д.). Всё мне казалось скучным. Но когда я подошел к той части экспозиции, которая была посвящена искусству (там были только картины, я увидел тогда впервые), я был так поражен, что это можно было сравнить лишь с тем, когда Савл обратился в Павла. Это был момент, изменивший всю мою жизнь. С тех пор искусство стало моим идеалом, моей святая святых, тем, к чему стремилась моя душа и всё существо» [12, с. 104-119].
1 октября 1882 г. выставка закрылась. Пять месяцев ее работы не прошли даром. Она показала достижения отечественной живописи, широкий тематический охват, все виды и жанры, многообразие манер. Она вызвала к жизни новые творческие идеи, повлияла на формирование художественного сознания молодых москвичей.
[1] Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве. Приложение к адрес-календарю на 1882 год // Адрес-календарь разных учреждений Москвы на 1882 год. М.: Московская городская типография, 1882.
[2] Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919/ Сост.: Э. Белютин, Н. Моле-ва. М.: Искусство, 1953.
[3] Адрес-календарь разных учреждений Москвы на 1882 год. M.: Московская городская типография, 1882.
[4] Москва. Иллюстрированная история: В 2 т. Т. 1. С древнейших времен до 1917 года. M.: Мысль, 1985.
[5] См.: Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства. Наша живопись // Стасов В.В. Избр. соч.: В 3 т. Т. 2. M.: Искусство, 1952.
[6] Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве / Под ред. В.П. Безобразова: В 6 т. Т. VI. Общее обозрение выставки. СПб., 1884.
[7] Стасов В.В. Избр. соч.: В 3 т. Т. 2. M.: Искусство, 1952.
[8] Объяснительный путеводитель по Художественному отделу Всероссийской выставки в Москве / Сост.: Н. Ситовский, П. Дворкович. 2-е изд. M., 1882.
[9] См.: Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г., содержащий более 280 снимков, из которых до 170 с оригинальных рисунков художников, и около 160 биографических заметок о художниках на основании сведений, сообщенных ими самими. Параллельный текст на фр. яз. / Сост. Н.П. Собко. Издал М.П. Боткин. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1882.
[10] Грабарь Н.Э. Моя жизнь: Автомонография. M.; Л.: Изобразительное искусство, 1937.
[11] Сору of а handwritten manuscript by Galka as told her by Jawlensky (probably between 1917— 1919). Norton Simon Museum. The Blue Four Galka Scheyer Collection Archives.
[12] Alexej von Jawlensky. Reisen. Freunde. Wandlungen/Herausgegeben von Tayfun Belgin. Heidelberg, 1998 [Ausstellungskatalog Museum om Ostwall, Dortmund]).