Научная статья на тему 'Собрание Третьяковской галереи в историческом контексте: начало 1880-х гг'

Собрание Третьяковской галереи в историческом контексте: начало 1880-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
499
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК СОБРАНИЯ / ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ / ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ / TRETYAKOV GALLERY / THE HISTORIC APPEARANCE OF THE COLLECTION / A PORTRAIT GALLERY / PRIVATE COLLECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юй Жуньшен Юй Жуньшен

В статье на основе архивных и фотографических материалов реконструируется уже ставшая достоянием истории портретная галерея начала 1880-х гг. в собрании П.М. Третьякова. Автор выясняет пространственное расположение портретов в галерее, исходя из их значения в Третьяковском собрании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of the Tretyakov Gallery in the historical context: the 1880s

On the basis of archival and photographic material the auther reconstructs Portrait Gallery of early 1880s, which had already become part of history, in P.M. Tretyakov collection. The aim is to clarify the spatial arrangement of portraits in the gallery, concidering their values in the Tretyakov collection.

Текст научной работы на тему «Собрание Третьяковской галереи в историческом контексте: начало 1880-х гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 3

Юй Жуньшэн

(аспирант кафедры русского искусства исторического факультета МГУ имени

М.В. Ломоносова)*

СОБРАНИЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: НАЧАЛО 1880-х гг.

В статье на основе архивных и фотографических материалов реконструируется уже ставшая достоянием истории портретная галерея начала 1880-х гг. в собрании П.М. Третьякова. Автор выясняет пространственное расположение портретов в галерее, исходя из их значения в Третьяковском собрании.

Ключевые слова: Третьяковская галерея, исторический облик собрания, портретная галерея, частное собрание.

On the basis of archival and photographic material the auther reconstructs Portrait Gallery of early 1880s, which had already become part of history, in P.M. Tretyakov collection. The aim is to clarify the spatial arrangement of portraits in the gallery, concidering their values in the Tretyakov collection.

Keywords: Tretyakov Gallery, the historic appearance of the collection, a portrait gallery, private collection.

* * *

Третьяковская галерея на протяжении своей более чем 150-летней истории несколько раз меняла конфигурацию своего экспозиционного пространства. «Реконструкция» исторического облика собрания важна не только для тех, кто занимается музееведением, но также для всех, кто интересуется московской культурной жизнью второй половины XIX в. Сегодня ученым доступны фотографические материалы 1898 г., которые позволяют воссоздать одну из первоначальных стадий в развитии этой обители русской национальной школы искусства. Что касается облика собрания до этого времени, то его трудно восстановить из-за скудости документов. В данной статье автор делает попытку описать экспозицию картин в галерее начала 1880-х гг. — «переломного» этапа в процессе формирования музея.

Начав коллекционировать художественные произведения в 1850-х гг., П.М. Третьяков особенно заинтересовался идеей собирания портретов выдающихся представителей русского искусства и науки уже в 1869—1870 гг.1 Путем заказов, покупок собиратель приобретал портреты интересующих его лиц и создавал портретную

* Юй Жуньшэн, тел. 8-926-425-29-98; e-mail: yurunsheng@gmail.com

1 См.: Боткина А.П. П.М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951. С. 88.

галерею «нового типа»2. При жизни Третьякова портреты всегда занимали значительное место в галерее. Поначалу они были скученно развешены в его кабинете, который «помещался в нижнем этаже в небольшой, довольно низкой и полутемной комнате»3. Об экспозиции картин в жилых комнатах и в кабинете говорит в своих воспоминаиях А.П. Боткина4. С ростом количества собранных предметов П.М. Третьяков пристроил в 1872—1874 гг. новое помещение для экспозиции своего собрания, где, однако, по-прежнему «портреты были... скучены и внизу, и наверху»5. Тогда-то настало время, чтобы портреты были впервые выставлены вместе в качестве особой портретной галереи.

1874 год был отмечен открытием галереи для обозрения знакомых, после чего портретная галерея стала доступна широкой публике. Ее первоначальный облик остался в смутным прошлом потому, с одной стороны, что число посетителей портретной галереи в 1870-х гг. было невелико и свидетельств не осталось6; с другой стороны, Третьяков непрерывно приобретал новые произведения и перемещал картины. На рубеже 1870-х — 1880-х гг. в состав коллекции вошел огромный верещагинский цикл7.

В 1880-х гг. Третьяков активно приобретал художественные произведения8, и трижды — в 1882, 1885 и 1892 гг. — пристраивал

2 Карпова Т.Л. Смысл лица. СПб., 2000. С. 59—60.

3 Четвериков С.И. Существует ли еще в Москве Третьяковская галерея? (Записки Московского обывателя) // Русские ведомости. 1916. 30 января. № 24. Цит по: Королев Ю.К., Брук Я.В., Гольдштейн С.Н., Иовлева Л.И., Володарский В.М. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории 1856—1917. М., 1981. С. 115.

4 См.: Боткина А.П. Указ. соч. С. 77—78.

5 Боборыкин П.Д. Письма о Москве. Письмо третье // Вестник Европы. 1881. № 7. С. 381.

6 Там же. С. 383—384. Тем более «в последние 20—25 лет в галерее Третьякова. не встречал там никогда более двух—трех посетителей». Стасов В.В. Павел Михайлович Третьяков и его картиная галерея // Русская старина. Т. 80. 1893. С. 570.

7 Несмотря на то что первой Верещагинской серией, приобретенной Третьяковым, является Туркестанская коллекция, индийская серия была первой по значимости в галерее. Она была наибольшей и по количеству, и по площади в экспозиции. До 1882 г., когда П. Третьяков расширил помещение галереи второй очередью построек, туркестанская коллекция также вошла в галерею, эти картины были сгруппированы в центре второго этаже на перегородках.

8 П. Третьяков в черновых записях подробно записывал расходы на картины каждого года начиная с 1870-х гг. до конца жизни. Мы можем высчитать среднюю сумму для покупки картин за год в разные периоды: в 1871—1881 гг., когда собрание было доступно ограниченному кругу, — 15 297 руб.; в 1882—1892 гг., когда собрание было доступно всем желающим, — 43 191 руб., в 1893—1898 гг., когда собрание превращено в городской музей, — 17 356 руб., в среднем в 1871—1898 гг. — 26 697 руб.. Цифры не включают в себя огромную сумму для таких больших пополнений коллекции, как Верещагинские серии и др. Очевидно, что П. Третьяков более активно занимался коллекцией во второй период, учитывая процесс подорожания художественных произведений. См.: Черновые записи П.М. Третьякова

новые залы для них. Перемещение картин из старых в новые залы значительно изменило экспозиционные соотношения. Так галерея расширялась до 1892 г., когда брат хозяина — Сергей Третьяков — внезапно умер, а П.М. Третьяков передал свою галерею городу Москве9.

В 1890-х гг. кроме собирания П.М. Третьяков занимался также составлением описи галереи, первая версия которой вышла в свет в 1893 г. Сегодня первым известным нам документом, который содержит краткую информацию о произведениях в собрании Третьякова, является опись 1873 г.10 Из каталога «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» 1893 г. мы узнаем, что в галерее, состоявшей тогда из 22 комнат, размещался 1841 предмет11. Затем описи публиковались в 1894 и 1895 гг. В 1896 г. Третьяковым был составлен «Каталог художественных произведений городской галлереи Павла и Сергея Третьяковых», который впервые называется каталогом и представляет собой «очередной этап дальнейшей систематизации коллекции»12. Последние годы были отданы составлению очередного каталога, опубликованного в 1898 г., уже после смерти собирателя. По этому каталогу, коллекция составляла уже более 3300 произведений. Каталог и фотографические материалы в совокупности дают наглядное представление о состоянии галереи на тот момент (в отличие от экспозиционных комплексов предыдущих этапов).

Во всех экспозиционных трансформациях особенно выделяется экспозиция до 1882 г., когда была завершена вторая очередь пристройки. Облик собрания этого времени был последним по композиции картин, отражавшим личный замысел П. Третьякова, хотя собра-

на приобретения с 1870/71 по 1891/92 гг. // ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4724; Боткина А.П. Указ. соч. С. 242; Летопись жизни П.М. Третьякова // Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. М., 2006. С. 350—391.

9 П.М. Третьяков подал заявление в Московскую городскую думу о передаче собрания в дар городу в августе 1892 г. Дар был принят в сентябре. Открытие для публики галереи под названием «Московская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых» состоялось через год — в августе 1893 г. (см.: Летопись жизни П.М. Третьякова // Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. С. 378—380).

10 ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4727. «Описи переписывались, дополнялись, редактировались основателем галереи многократно — это было связано с ростом коллекции и движением произведений...» (см.: Селезнева Е. Инветарная история // Русское искусство. М., 2008. № 1. С. 66).

11 Число произведений в описи не совсем совпадает с фактическим количеством предметов, потому что нумерация включает численные и буквенные обозначения. На самом деле произведений в экспозиции должно быть более означен-него числа. Это значит, что Третьяковская галерея уже вошла в круг самых значительных музеев в Европе (см.: Стасов В.В. Павел Михайлович Третьяков и его картиная галерея // Русская старина. 1893. Т. 80. С. 573—574).

12 Селезнева Е. Инветарная история. С. 66.

ние уже имело некое качество публичного музея. Идея собирателя о создании портретной галереи к тому времени была почти полностью реализована: большинство заказов Третьякова исполнено, и в последующие годы хозяин галереи заказал лишь два-три портрета13. Период 1874—1882 гг. является тем этапом, когда портретная галерея в Третьяковском собрании формировалась и существовала именно как концептуальный феномен.

Интересной представляется задача реконструировать облик портретой галереи Третьякова при отсутствии наглядного изобразительного свидетельства, к тому же сам П. Третьяков ничего не объясняет на этот счет ни в записной книжке, ни в своей переписке; в записной тетради жены Третьякова есть небольшой фрагмент о закладке галереи 1873—1874 гг.14 Необходимо поэтому обратиться к свидетельствам современников собирателя. В 1881 г. в журнале «Вестник Европы» были опубликованы три статьи П.Д. Боборы-кина «Письма о Москве», в последней из которых подробно описывалась Третьяковская галерея и расположение картин внутри нее. В 1893 г. В.В. Стасов выступил в «Русской старине» со статьей «Павел Михайлович Третьяков и его картиная галерея», где содержится полезная информация об истории галереи. В 1916 г. С.И. Четвериков в статье «Существует ли еще в Москве Третьяковская галерея? (Записки Московского обывателя)» вспоминал о первоначальном образе собрания П. Третьякова. Среди воспоминаний родных и близких особое внимание следует уделить сочинениям А.П. Боткиной (дочери П. Третьякова) и Е.К. Дмитриевой (урожденной Рукавишниковой (1872—1958), приходившейся племянницей жене собирателя). Книга Боткиной «П.М. Третьяков в жизни и искусстве», вышедшая в свет в 1951 г., давно признана как один из самых важных документов о жизни П. Третьякова и истории галереи. Краткие «Воспоминания о П.М. Третьякове» Дмитриевой,

13 По каталогу 1898 г. П. Третьяков всего заказал 54 портрета 48 разных лиц у 16 художников. Он в конце концов получил 48 произведений, в том числе 2 скульптуры, 45 картин и один рисунок. Первым портретным заказом является портрет Щепкина работы Н.В. Неврева в 1862 г.; последние три — портрет Сеченова 1889 г. и два портрета Чехова, заказанные И.Э. Бразу в 1897 и 1898 гг. Все остальные заказы осуществлены в 1869—1883 гг.

14 «Какое наслаждение испытываем мы, гуляя по галерее, такой великолепной зале, увешанной картинами, несравненно лучше казавшимися нам при хорошем освещении! До этого они висели в наших жилых комнатах. И это особенно приятно было мне, когда на самом большом простенке столовой висела больш. картина Лагорио, и так как мое любимое место в этой комнате было напротив этой картины, то она составляла для меня как бы окошко, в которое я видела отличный итальянский пейзаж. А удачное солнечное освещение ее могло быть мною не замеченным. Да и вы, деточки, как часто обращали внимание мое или папашино, когда замечали хорошее освещение одной из картин, и выражали свой восторог» (ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 5286. Л. 40—41).

напротив, долгое время оставались в архиве. Они были опубликованы в 2006 г. в сборнике «Павел и Сергей Третьяковы: Жизнь. Коллекция. Музей», посвященном 150-летию Третьяковской галереи. В основу предлагаемой здесь реконструкции положены выше названные материалы.

В 1874—1882 гг. Третьяковская галерея состояла из двух залов на разных этажах, примыкавших к южной стене жилого дома. Залы прямо сообщались с кабинетом П. Третьякова на первом и со столовой на втором этаже. Вход для публики находился во дворе. Залы в плане четырехугольные. Картины развешены на стене. Первый зал освещался семью окнами на северной стене. Во втором зале все работы были хорошо освещены сверху через стекляный плафон. Освещение картин в галерее оказывалось самым важным моментом, от которого зависело местонахождение картин, — наиболее ценные работы обязательно были хорошо освещены15.

П.Д. Боборыкин в своем письме вспомимает: «.из передней вы попадаете в небольшое помещение, где собраны портреты старых русских мастеров XVIII и начала XIX веков, почти все замечательной работы»16. А по воспоминаниям Боткиной, «специальной передней для верхнего платья не было»17. Что касается перегородок, Боборыкин отмечает: «...галлерея этого этажа гораздо ниже, чем во втором. Она разделена с правого бока, со стороны окон, выходящих на двор, перегородками»18. А Боткина подчеркнет, что «первая из перегородок упиралась не в правую стену, а в левую, служила вешалкой и скрывала вид на Галерею для входяших»19.

План галереи, опубликованный в сборнике 1981 г.20, обьясняет эти противоречия. Боборыкин рассматривает «первую перегородку-вешалку» (по слову Боткиной) в качестве «передней», а местом между первой и второй перегородками является «небольшое помещение». В остальном эти два описания не противоречат друг другу.

По воспоминаниям А. Боткиной, в первом зале21 на первом этаже «картины размещены были хронологически», портреты висели на перегородках, а пейзажи — на южной длинной стене. Здесь

15 Об этом свидетельствуют воспоминаия В.Н. Третьяковой и Н.А. Мудрогеля (см.: Третьякова В.Н. Записная тетрадь В.Н. Третьяковой 1866—1876 гг. // ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 5286. Л. 41; Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в ГТГ. С. 60—62).

16 Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 378.

17 Боткина А.П. Указ. соч. С. 222.

18 Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 378—379.

19 Боткина А.П. Указ. соч. С. 222.

20 См.: Королев Ю.К., Брук Я.В., Гольдштейн С.Н., Иовлева Л.И., Володарский В.М. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории 1856—1917. С. 125.

21 Ныне этот зал разделяется на три зала (№ 46—48), где выставляются живопись и скульптура рубежа ХК—ХХ веков, в частности произведения С. Судейкина, С. Коненкова и М. Сарьяна.

были выставлены произведения старших авторов. Это совпадает со словами Боборыкина: «она разделена с правого бока, со стороны окон, выходящих на двор, перегородками. Вы подвигаетесь все дальше к двадцатым, тридцатым и сороковым годам русской живописи. Перед вами проходят имена и картины Кипренского, Тро-пинина, Гороновича, Варнека. Преобладают портреты.»22

Не считая первой перегородки слева, остальные пять перегородок делят зал на пять маленьких помещений и одно большое. В первом из них — «небольшом помещении» (по словам Боборы-кина) — выставлены портреты старых русских мастеров XVIII — начала XIX в. Здесь могли быть:

1) Левицкий Д.Г. Портрет И.И. Дмитриева (1790-е); портрет Ивана Владимировича Лопухина (1803—1804)23.

2) Неизвестный художник. Портрет молодого человека с мопсом24.

3) Боровиковский В.Л. Портрет управляющего имением Крас-нополец Псковской губерни Холмского уезда (1819)25; портрет Алексея Циприана (Федоровича) Рокосовского (не позднее 18 04)26; портрет неизвестной в желтой шали (1800)27.

4) Яненко Ф.И. (1762—1809). Портрет Императора Павла I в бытность его Цесаревичем (1794)28.

5) Егоров А.Е. Портрет княгини Евдокии Ивановны Голицыной (Ноктюрн) (начало 1810-х)29; Голова юноши (портрет В.П. Суханова) (1812)30.

6) Яковлев И.Е. Портрет старика в шубе (1813)31.

7) Венецианов А.Г. (1780—1847). Голова крестьянина (1825)32.

Также мы находим другие портреты между выставленными картинами. Вдоль правой стены в отсеке между второй и третьей пе-

22 Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 378—379.

23 В статье название картины уточнено по каталогам 1998, 2001 и 2005 гг. (см.: ГТГ. Каталог собрания. Серия живописи ХУШ—ХХ веков. Т. 2—5. М., 1998, 2001, 2005). В «Описи картин Третьякова П.М. на 12 января 1873 года с указанием цен» (ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4727; оп. 1873) записано «" " (портрет. — Ю.Ж.) Оленина 100 (руб. — ЮЖ.)».

24 В описи 1873 г. записано «" " (портрет. — Ю.Ж.) Державина 500 (руб. — Ю.Ж.)» авторство Левицкого Д.Г. Этот портрет привлекал внимание посетителей долгое время (см.: Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 378—379).

25 В описи 1873 г. записано «" " (портрет. — Ю.Ж.) управл. 160 (руб. — Ю.Ж.)».

26 В описи 1873 г. записано «портр. Рокосовского 200 (руб. — Ю.Ж.)».

27 А. Боткина описывает картину как «портрет брюнетки с усиками и с желтым шарфом» (Боткина А.П. Указ. соч. С. 78). Тогда у П. Третьякова еще был портрет Муртазы-Кули-Хана (1796). Об этом портрете нет свидетельств современников.

28 В описи 1873 г. записано «Портр. Павла ]-го 150 (руб. — Ю.Ж.)»

29 В описи 1873 г. записано «Портр. кнг Голицыной Женск».

30 В описи 1873 г. записано «Этюд Мол. Челов. 200 (руб. — Ю.Ж.)».

31 В описи 1873 г. записано «Яковлева Портрет 150 (руб. — Ю.Ж.)».

32 В описи 1873 г. записано «Пт. Крестьянина 150 (руб. — Ю.Ж.)».

регородками — портреты с картинами других жанров 20—40-х гг. На правой стене и перегородках могли быть:

1) Тропинин В.А. Портрет К.П. Брюллова (1836); портрет Н.И. Уткина (не позднее 1841); портрет Н.М. Карамзина (1818); портрет Булакова (1823); портрет А.В. Тропинина (около 1818)33; портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1827); портрет старика в жабо (1826)34.

2) Кипренский О. А. Портрет Шишмарева (не позднее 1828)35; Автопортрет (1828)36.

3) Горонович А.Н. (1818—1889). Автопортрет37.

4) Варнек А.Г. (1782—1843). Автопортрет (в пожилом возрасте, с трубкой) (конец 1830-х)38.

На левой стене между некими картинами с итальянским сюжетом висит:

5) Моллер Ф.А. Портрет Н.В. Гоголя39.

В третьем помещении между третьей и четвертой перегородками на перегородках висит «коллекция подготовительных этюдов Иванова к его картине "Явление Христа"»40, напротив которой на левой стене находятся:

1) Неизвестный художник. Портрет мужчины41.

2) Горецкий Ф.А. (1825—1886). Портрет барона П.К. Клодта фон Юргенсбурга (1850).

В четвертом помещении между четвертой и пятой перегородками выставлены пейзажные катрины Щедрина, Лебедева и Штернберга, между которыми мог быть «Портрет Е.П. Ростопчиной» П.А. Федотова (1850).

33 В описи 1873 г. записано «" " (портрет. — Ю.Ж.) сына художника 100 (руб. — Ю.Ж.)».

34 В описи 1873 г. записано «" " г. 100 (портрет господина 100 руб. — Ю.Ж.)».

35 В описи 1873 г. записано «портр Г. Шишмарева 360 (руб. — Ю.Ж.)».

36 В описи 1873 г. записано «" " сам Художник 310 (руб. — Ю.Ж.)».

37 Акварель.

38 В описи 1873 г. записано «" " сам. Художника 350 (портрет самого художника 350 руб. — Ю.Ж.)». Наверно, рядом с этой картиной висел еще один портрет (портрет неизвестного, сидящего в зеленом кресле), работа неизвестного художника, приобретеная П. Третьяковым как оригинальная работа Варнека.

39 Этот портрет был передан в другой музей. Сегодня в ГТГ сохраняется повторение портрета для матери писателя в 1841 г., приобретеное С.М. Третьяковым.

40 Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 378—379.

41 П.Д. Боборыкин отмечает в письме один портрет между портретом Гоголя и портретом Клодта, который со следующим вместе соотносится индексом местонахождения на левой стене (напротив ивановских этюдов к картине «Явление Христа народу» ). Нет сведений об этом произведении ни в описи 1873, ни в каталоге 1898 г. Может быть, здесь Боборыкин неправильно записал авторство или название портрета. В коллекции Третьякова есть портрет Айвазовского работы Ты-ранова, приобретенный П. Третьяковым в 1875 г. Но слева внизу — подпись автора. Не исключено, что здесь был какой-то другой портрет, изображавший не Айвазовского.

В пятом «отсеке», вероятно, даже большее место на пятой и шестой перегородках занято не менее чем восемью портретами К.П. Брюллова: это — портрет поэта Василия Андреевич Жуковского (18 3 7)42; портрет архитектора Алексея Максимовича Горностаева (18 34)43; портрет А.Н. Струговщикова (1840); портрет Е.И. Дурново (1836); портрет Я.Ф. Яненко в латах (1841); портрет Микеланджело Ланчи (1851); портрет К.И. Яниша (1841); портрет великой княгини Елены Павловны (1829).

За произведениями Брюллова на стене ближе к лестнице, ведущей на второй этаж, могли быть выставлены три портрета С.К. За-рянко: портрет живописца Алексея Гавриловича Венецианова; Девочка в голубом платье (портрет Н.С. Зарянко) (1870); портрет М.И. Аврориной (1845, 1851)44.

«Внизу же помещаются, в менее хронологическом порядке, жанры и ландшафты разных русских художников»45. Так были развешены портреты между разными картинами в первом зале до 1882 г.

Пространство второго этажа выше и более просторно, чем первого. Перегородки здесь вряд ли существовали до 1880 г., когда П. Третьяков приобрел на аукционе 78 этюдов из индийской коллекции Верещагина. Все они «на этих перегородках висят исклю-чительно»46. Во втором зале47 — картины молодых художников «группами по авторам, жанры, портреты и пейзажи вперемежку»48.

Если «убрать» перегородки, поднимаясь по лестнице на второй этаж, посетители сразу увидели бы перед собой на западной стене картину «Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны» (1858) К.Н. Филиппова. Ближе к этой картине (над лестницей на южной стене) могли быть портреты Константина Маковского (о них будет сказано ниже).

На северной стене (левой стене от лестницы) были вещи Пуки-рева, Ярошенко, Флавицкого, Якоби, Корзухина, Поленова, а также пейзажи Куинджи, Шишкина, Клодта, Мещерского, Васильева, Лагорио, Дюкера. Еще есть такие известные произведения, как «Русалки» и «Христос в пустыне» Крамского, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» Максимова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге.

На восточной стене (в другом конце зала против того, где была лестница) помещались жанры Перова, Прянишникова, В. Маков-

42 Портрет был передан в киевский музей Т.Г. Шевченко.

43 Портрет передан в Музей Татарской Республики в Казань.

44 В описи 1873 г. записано «" " Гжи 300 (портрет госпожи 300 руб. — Ю.Ж.)».

45 Боборыкин П.Д. Указ. соч. С. 379.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Там же. С. 380.

47 Ныне этот зал является восьмым, где представлены работы О. Кипренского, С. Щедрина и др.

48 Боткина А.П. Указ. соч. С. 222.

ского и картины Репина — «Протодьякон», а также «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».

Сейчас для портретов осталась только южная стена. До 1882 г. здесь могли быть выставлены (с востока на запад):

1) Перов В.Г. Портрет писателя Алексея Феофилактовича Пи-семскаго (1869)49; портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева (18 72)50; портрет В.И. Даля (1872); портрет М.П. Погодина (1872); портрет А.Н. Островского (1871), портрет Ф.М. Достоевского (1872); портрет А.Н. Майкова (1872); Автопортрет (1870). Вероятно, были еще портрет В.В. Безсонова (1869); портрет Н.Г. Рубинштейна (1870).

2) Крамской И.Н. Портрет Н.А. Некрасова (1877); Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (1877—1878); портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879); портрет Л.Н. Толстого (1873); портрет И.А. Гончарова (1874); портрет Ю.Ф. Самарина (1878); портрет П.И. Мельникова (1876); портрет Д.В. Григоровича (1876); портрет Т.Г. Шевченко (1871) и портрет С.Т. Аксакова (1878). Вероятно, еще — портрет Ф.А. Васильева (1871); портрет А.С. Грибоедова (1873); портрет И.И. Шишкина (1873); Автопортрет (1874); портрет Я.П. Полонского (1875)51.

3) Репин И.Е. Портрет И.Е. Забелина (1877); портрет историка Сергея Михайловича Соловьева (18 8 0)52; портрет И.С. Аксакова (1878); портрет А.Ф. Писемского (1880); портрет М.П. Мусоргского (1881); портрет А.Г. Рубинштейна (1881)53.

4) Ге Н.Н. Портрет А.И. Герцена (1867); портрет Г.-Й. Шиффа (1867); портрет Н.И. Костомарова (1870); портрет А.А. Потехина (1876).

5) Маковский К.Е. Портрет О.А. Петрова (1870) и портрет А.С. Даргомыжского (1869).

6) Келер-Вилинди (Келлер) И.П. Портрет А.Н. Серова (1870).

7) Александровский С.П. (1842—1906) Портрет Ф.И. Тютчева (1876).

8) Неврев Н.В. (1830—1904). Портрет М.С. Щепкина (18 62)54.

9) Горавский А.Г. (1833—1900). Портрет Ф.А. Бруни (1871).

49 Портрет передан из галереи.

50 Портрет передан из галереи.

51 До 1882 г. Крамской выполнил еще портреты членов семейства Третьяковых: портрет П.М. Третьякова (1876), портрет В.Н. Третьяковой, портрет В.Н. Третьяковой (1879). Об этих портретах нет свидетельств современников. Учитывая характер самого собирателя, они вряд ли были выставлены публично в галерее.

52 Портрет передан в другое собрание.

53 Репин еще в 1878 г. выполнил по заказу Третьякова портрет матери П.М. Третьякова — А.Д. Третьяковой, который также, вероятно, не экспонировался.

54 Портрет был передан в Малый театр.

Выше перечислено больше 70 портретов, собранных П. Третьяковым для его Портретной галереи. Выясняя их местонахождение, нетрудно отметить преобладание портретов в галерее до 1882 г. не по количеству, а по важности расположения. Они занимают начальную и конечную части первого зала, всю длинную стену второго зала. Собиратель располагает свои картины в хронологическом порядке, но все равно внутри каждого периода портреты группируются вместе, что усиливает особенный эффект воздействия на посетителей. Люди не просто рассматривают картины, а пребывают под взглядами в основном строго-вопрошающих лиц, как во время исповеди.

Реконструкция галереи открывает путь к более глубокому осмыслению проблемы самосознания себя в мире как события исторически предопределенного путем приобщения к душевному строю каждого персонажа, не случайно мелькнувшего среди прочих в толпе, но избранного быть соучастником Портретного собора и преисполненного сознанием этой избранности.

Список литературы

1. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. Серия живописи ХУШ—ХХ веков. Т. 2. М., 1998.

2. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Серия живописи XVIП—XX веков. Т. 4. М., 2001.

3. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Серия живописи XVIП—XX веков. Т. 5. М., 2005.

4. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. Серия живописи XVШ—XX веков. Т. 3. М., 2005.

5. Карпова Т.Л. Смысл лица. СПб., 2000.

6. Королев Ю.К., Брук Я.В., Гольдштейн С.Н., Иовлева Л.И., Володарский В.М. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории 1856—1917. М., 1981.

7. Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в ГТГ. Л., 1962.

8. Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. М., 2006.

9. Селезнева Е. Инвентарная история // Русское искусство. 2008. № 1.

Поступила в редакцию 1 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.