Научная статья на тему 'Третьяковская галерея как один из ведущих научно художественных и культурно просветительских центров России'

Третьяковская галерея как один из ведущих научно художественных и культурно просветительских центров России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2680
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ГАЛЕРЕЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умеренкова С. Н.

Данная статья посвящена истории основания и дальнейшего развития Государственной Третьяковской галереи. В статье раскрывается вопрос о влиянии личных художественных вкусов братьев Третьяковых на русскую художественную школу 19 века. Рассматривается научнохудожественное наследие Государственной Третьяковской галереи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TNE TRETYAKOV GALLERY AS ONE OF THE LEADING SCIENTIFIC ARTISTIC AND CULTURAL EDU CATIONAL CENTERS OF RUSSIA

This article is devoted to the history of foundation and further development of the state Tretyakov gallery. The question of influence of personal Tretyakov brothers artistic tastes on the Russian art school of the 19th century is considered Scientific and artistic activity of the gallery is also analyzed.

Текст научной работы на тему «Третьяковская галерея как один из ведущих научно художественных и культурно просветительских центров России»

С.Н. Умеренкова.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИИ

Данная статья посвящена истории основания и дальнейшего развития Государственной Третьяковской галереи. В статье раскрывается вопрос о влиянии личных художественных вкусов братьев Третьяковых на русскую художественную школу 19 века. Рассматривается научно - художественное наследие Государственной Третьяковской галереи.

Ключевые слова: культурный центр, галерея, благотворительность.

Среди главных достопримечательностей Москвы Третьяковская галерея известна во всем мире не менее чем Большой театр или Кремль. На фасаде ее главного здании - изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Это древний герб города Москвы. По обе стороны герба написано: "Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П. М. Третьяковым в 1856 г. и передана им в дар г. Москве в 1892 г. совместно с завещанным городу собранием С. М. Третьякова".

Основатель галереи богатый московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) был человеком широко образованным. Он жертвовал крупные суммы денег на различные благотворительные цели: на больницы, учебные заведения, благоустройство Москвы. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Ещё в юные годы Павел Третьяков мечтал устроить в Москве "Художественный музеум или общественную картинную галерею", доступную для человека любого сословия. И до конца своих дней он не отступал от поставленной цели.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых "развалах" у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство "художественного музеума".

Постепенно она стала главным делом его жизни. В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приоб-

С С.Н. Умеренкова, 2008

рел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А.

А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 -первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона - портретной галереи знаменитых соотечественников - специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам - Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного соби-рателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.

Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 - третья, в 1892 - четвертая.

На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

Трудно переоценить роль Третьяковых, их плодотворного влияния на развитие отечественной художественной культуры. Несмотря на это,

данный вопрос не получил в нашем искусствознании должного освещения.

По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

В искусстве Третьяков более всего ценил художественную правду и собирал главным образом те картины, в которых изображались историческое прошлое и повседневная жизнь русского народа. Он дружил со многими художниками, знал, над чем они работают, поддерживал их материально, покупая у них лучшие творения для своей галереи. Особенно ценил он полотна передвижников.

Когда в 1892 г. Павел Михайлович передал галерею в дар городу Москве, в ней насчитывалось более 2 тысяч картин и скульптур. Открытие галереи состоялось 16 мая 1893 г.

После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний.

В 1925 году, после реорганизации Румянцевского музея, в Третьяковскую галерею поступило ценнейшее собрание рисунков и акварелей Александра Иванова.

В 1929 году графические фонды галереи пополнились еще одной коллекцией рисунка - из Музея иконописи и живописи им. И, С. Остроухона. Известный художник и большой знаток искусства И. С. Остроухов наряду с замечательным собранием русской иконописи составил и рисовальную коллекцию. Отличительной чертой ее был чисто художественный подход к отбору рисунков. Обладая тонким вкусом, Остроухов собрал коллекцию высокой художественной ценности. В ней были представлены мастера конца XVIII - начала XIX века (Лосенко, Матвеев, Кипренский, Тропинин,

К. Брюллов, М. Воробьев, Федотов) и особенно полно - современники художника, блестящие рисовальщики и акварелисты конца XIX века - Суриков, Серов, Репин, Врубель.

Так, в 20-х годах XX века в основном сложился состав графической коллекции галереи.

С 1985-95 комплекс Третьяковской галереи был реконструирован. С 1991 комплекс переименован во Всероссийское (в 1926-91 Всесоюзное) Государственное галерейное музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".

Сегодня в Третьяковской галерее собраны десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры отечественных художников. Среди них - работы Андрея Рублёва, Дионисия. Феофана Грека. А. А. Иванова, Ф. С. Рокотова. Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, П. А. Федотова. И. Н. Крамского. В. Г. Перова. И. И, Шишкина, И. Е. Репина, И. И. Левитана. В. И, Сурикова,

В. В. Верещагина, В. А. Серова, П, Д. Корина и многих других.

В залах и хранилищах галереи с помощью специального оборудования поддерживается определенная температура и влажность. За состоянием картин, рисунков и скульптур следят опытные специалисты. Но галерея не только собирает и показывает произведения искусства, не только заботливо их сохраняет, в реставрационных и экспертных мастерские. Третьяковская галерея -крупный научно-исследовательский центр. Здесь изучается творчество художников, устраиваются выставки и научные конференции, проводятся экскурсии и лекции. Многие специальности художественных факультетов проводят в стенах галереи копийные практики, которые положительно влияют на развитие технических, творческих навыков у студентов.

Главное здание галереи в Лаврушинском переулке уже не вмещает многократно выросшую коллекцию. За прошедшее время ее фонды увеличены за счет постоянных приобретений Государственной закупочной комиссии. За эти же го-

ды была создана и значительная коллекция работ советских, российских художников, которая с каждым годом дополнятся новыми работами старых мастеров и современных авторов.

Поэтому для лучшей сохранности картин и удобства посещения музея была проведена частичная реконструкция старого здания. Произведения современного искусства из собрания галереи можно увидеть в выставочных залах в новом здании на Крымском валу.

Важную роль в изучении деятельности Третьяковской галереи играют имеющиеся каталоги выставок. Они дают точные сведения о количестве входивших сюда мастеров, экспонентах, демонстрировавшихся произведениях. Но во многих каталогах прошлого времени отсутствуют репродукции, вступительные статьи очень коротки, сведений о представленных работах нахватает. В них часто отсутствуют датировка, указания о материале, а порой и названия работ. Это во многом затрудняет анализ выставок. Тем более что многие из произведений, выставлявшиеся здесь, были позднее утрачены, разошлись по частным коллекциям и провинциальным музеям страны.

А ведь данные произведения воскрешают страницы истории нашей страны от глубокой древности до наших дней, дают возможность почувствовать атмосферу прошедших лет.

Красоту родной природы открывают нам картины "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Утро в сосновом лесу" И. И, Шишкина. "Март" И, И. Левитана, пейзажи В. Д. Поленова, А. И. Куинджи. И. К. Айвазовского. В них прелесть ранней весны и золотой осеки, поэзия русских лесов и полей, безграничность морской стихии.

Картины призывают нас разделить горе и радость, счастье, печаль и другие сильнейшие эмоции другого человека, удивительно какую палитру чувств, способно вызвать то или иное произведение. Третьяковская галерея является не только сосредоточением искусства, но и сосредоточением эмоций.

Umerenkowa S.N.

TNE TRETYAKOV GALLERY AS ONE OF THE LEADING SCIENTIFIC ARTISTIC AND CULTURAL EDUCATIONAL CENTERS OF RUSSIA

This article is devoted to the history of foundation and further development of the state Tretyakov gallery. The question of influence of personal Tretyakov brothers artistic tastes on the Russian art school of the 19th century is considered Scientific and artistic activity of the gallery is also analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.